Домашний очаг

Пьета Микеланджело — история создания и разрушения шедевра. Скульптура «Оплакивание Христа» Оплакивание микеланджело

Пьета на итальянском звучит как Pietà и обозначает сочувствие, сострадание. Ватиканская пьета – это иконографическая сцена, на которой дева Мария оплакивает мертвого Христа. Она считается первой и наиболее выдающейся работой Микеланджело Буонарроти. Её копии находятся во многих католических храмах мира, но единственный оригинал уже более 500 лет хранится в соборе Святого Петра в Риме.

История

В 1498 году кардинал, являющийся послом французского короля Карла VIII при дворе папы Александра VI Борджиа, Жан Билэр де Лагрола обратился к юному Микеланджело с интересной просьбой. Он пожелал изготовить скульптуру для украшения капеллы Святой Петрониллы в соборе Святого Петра, на тот момент принадлежавшей королю Франции.

Посредником сделки выступил влиятельный римский банкир, а по совместительству друг и покровитель Буонарроти, Якопо Галли. Только благодаря ему 23-летний скульптор удостоился такой чести. Изначально были созданы эскизы, наняты помощники, выбран мрамор. И только потом, 26 августа 1498 года, контракт подписали официально. На работу отводился год, а стоимость её превышала 450 золотых дукатов, что являлось немыслимо крупным состоянием.

В 1499 году мастер закончил произведение, размеры которого впечатляли - 174×195×69 см. Годом позднее скульптурную группу поместили в храме Святого Петра, где она находится по сей день. Пьедестал к ней был изготовлен другим скульптором по имени Франческо Борромини позднее - в 1626 году.

В современной истории большой ажиотаж вокруг статуи возник в 1972 году, когда на неё совершил нападение венгр Ласло Тот. Он страдал душевным расстройством. Во время нападения он кричал, что является Иисусом Христом, и ненавидит эту пьету. При помощи молотка он изувечил лицо и руку фигуры Богородицы, затем его успели оттащить.

Статую удалось полностью восстановить, а после реставрации её поместили под пуленепробиваемое стекло.

Ценители искусства утверждают, что решение в корне неверно, ведь теперь увидеть скульптуру можно только со значительного расстояния и одного ракурса, из-за чего невозможно её полноценное восприятие.

Впрочем, у каждого своё мнение.

Описание

Пьета Микеланджело отличается тем, что имеет не крестообразную, а коническую композицию. Автор предполагал, что только такой вариант приведет к обретению внутренней динамики и объединит обе фигуры воедино.

Несмотря на слияние фигур, просматривается противопоставление живого и мертвого, мужского и женского, нагого и прикрытого. Это ощущается в застывшем напряжении, но не мешает любоваться статуей, испытывая блаженное благоговение.

Искусствоведы относят произведение к кватроченто и Высокому Возрождению, только в особом, уникальном смысле. Итальянский мастер решил иначе взглянуть на сцену, изобразив Мадонну не старой, а молодой, прекрасной и скорбящей.

Некоторые исследователи считают, что Микеланджело хотел таким образом подчеркнуть, что святость и целомудрие сохраняют молодость. Другие уверены, что он передал через лицо Мадонны тоску по собственной матери, умершей слишком рано.

Однако наиболее достоверной является версия, что скульптор руководствовался соображениями из анатомии. Он думал, что скорбь на юном лице будет выглядеть выразительнее. Впрочем, автор не изобразил Марию тонущей в горе. Её лицо остаётся удивительно красивым, живым и свежим. Горе читается в глубине её жестов, позе, инстинктивном стремлении защитить сына.

Правдоподобно изображен и сам Христос. Его тело кажется тяжелым, а вид и положение конечностей указывает на трупное окоченение. Его безжизненное лицо передаёт пережитые страдания и невероятную муку, которую Иисус испытывал перед смертью, осознавая жуткую суть этого мира.

Отдельное внимание стоит уделить контрасту, который создан между лицом и одеянием Мадонны. Её голова кажется легкой и юной, но крупные, ломающиеся складки платья отчетливо передают духовную и физическую мощь девушки. Также они служат своеобразным пьедесталом для пирамидальной композиции, подчеркивают излом тела Христа, драматически лежащего на коленях матери.

Особенности

Главной особенностью пьеты Микеланджело является наличие подписи автора. Это единственная работа, подписанная им. Историки считают, что он сделал так, подслушав разговор зевак. Они спорили о том, чьей руке принадлежит авторство скульптуры. Озабоченный этим мастер решил, что обязан оставить «автограф» потомкам.

Другая особенность исходит из предположения искусствоведа Димитрио Мартинелли. Он считал, что в композиции существует противопоставление горизонтальному и вертикальному, что образует крест. В январе 2017 года гипотеза была опровергнута группой историков во главе с Джованни Кисселино. Ученые изучили архивы Ватикана и обнаружили косвенные свидетельства того, что одна из задумок автора кроется в отражение канонического треугольника. Это явление крайне нетипично для католической культуры, а, значит, фигуры ничего общего с крестом не имели.

Оплакивание Христа отличается также пропорциями. Ученые высчитали, что если поставить фигуры прямо, то рост Иисуса составит не меньше 175 см, а рост Мадонны – приблизительно 205 см. Такие пропорции необходимы, чтобы скульптура не теряла равновесия.

К тому же, если приглядеться, становится видно, что голова Марии значительно больше, чем голова её сына. Понятно, что она по габаритам превышает Христа, но голова особенно выделяется. Искусствоведы считают, что Буонарроти прибегнул к такому приёму, чтобы добиться легкости, с которой Мадонна держит на руках взрослого Иисуса. Богородица весьма массивна, что привлекает внимание. Но её милые черты лица смягчают эффект.

Бросается в глаза и невероятная детализация композиции. Мастер владел особой техникой и умел обозначить анатомические подробности, что придавало его шедеврам утонченной натуральности. Данная статуя стала наиболее сильной работой итальянского скульптора, ведь именно в ней он сумел с такой четкостью и одновременно нежностью передать человеческие страдания, скорбь, любовь.

Полезная информация

Пьета Микеланджело расположена справа от входа в . Посмотреть на неё можно бесплатно, потребуется только заплатить за вход в сам храм.

Цена билета зависит от того, каким способом желаете пройти экскурсию. Полноценное пешеходное восхождение к церкви по 551 ступени стоит 6 евро, 320 ступеней, а затем лифт – 8 евро. Дети до 12 лет проходят без оплаты. Стоимость указана в качестве туриста из группы, индивидуальный же билет стоит около 13 евро.

Добраться до собора удобнее всего на метро . Ближайшей станцией является Ottaviano на красной ветке. Выйдя из метро, нужно повернуть налево и пройти 10-15 минут по улице под названием via Ottaviano. Она упирается в площадь и сам собор Святого Петра.

При желании, можно пройтись пешком от некоторых достопримечательностей. Дорога от знаменитого фонтана ди Треви или площади Испании займет не более 30 минут. Зато променад точно запомнится, ведь по пути встретится еще масса интересных туристических мест.

Контакты

Точный адрес собора: Piazza San Pietro.

Время работы: в летний период, который длится с 1 апреля по 30 сентября - с 07:00 до 19:00. В зимний период с 1 октября по 31 марта двери храма открыты для туристов с 07:00 до 18:30.

Официальный сайт Ватикана: vatican.va

Практически каждому приходилось сталкиваться если не с биографией, то хотя бы с именем выдающего мастера Микеланджело. Давайте же ознакомимся с описанием жизни и мастерством великого гения.

Кто такой Микеланджело?

Микеланджело Буонарроти (1475‒1564) ‒ одно из величайших светил в нескольких художественных областях одновременно. Его считают великим мастером Высокого и Позднего Возрождения, ведь именно эта личность смогла проявить свою универсальность в архитектуре, в живописи, в поэзии, в скульптуре. На протяжении жизни он неоднократно брался за грандиозные художественные задачи и шел твердо к своей цели, при этом совершенно игнорируя препятствия. Можно сказать, что Микеланджело был мыслителем-одиночкой, так как он вел непрерывную борьбу с окружающим миром, при этом чувствуя себя весьма отчужденным и неустроенным. Но, невзирая на все преграды, эта личность взошла на новую ступень в истории искусств.

Гениальность скульптора

Наряду с такими знаменитыми художественными деятелями, как Леонардо да Винчи и Рафаэль, Микеланджело приобрел неувядающую известность. Для него первоосновой являлось познание окружающего мира, и именно его возводят в ряды первейших скульпторов своего времени. Почему? Дело в том, что именно Микеланджело познавал в деталях строение человеческого организма, при этом показывая изящность и великолепие тела. Невзирая на то, что ему приходилось часто подчиняться капризам правителей, он с легкостью мог переходить к новым преобразованиям в архитектуре, в создании фресок, в живописи. Легкость в выполнении работ подчеркивает уникальность этого человека, произведения которого и сегодня можно увидеть в музеях.

Знаменитая скульптура Микеланджело «Пьета»

Микеланджело очень много работал как скульптор, и сейчас мы познакомимся с пиком его творчества. Скульптура Микеланджело Буонарроти «Пьета» - первая из общего числа работ, которая прославила великого итальянца на всю страну. На данный момент эта мраморная скульптурная композиция, которая именуется еще как «Оплакивание Христа», находится в соборе Святого Петра в Ватикане. Она является показателем непоколебимой веры самого создателя, глубины и драматизма Библейской истории, которая подчеркивает гуманистические идеалы Ренессанса.

Кратко об истории создания

Создавалась скульптура Микеланджело «Пьета» для французского кардинала Жана Билэра де Лагрола еще в 1496 году. Уже в столь юном возрасте (ему исполнился тогда только 21 год) Микеланджело заключил контракт с кардиналом на создание надгробной Пьеты. Тема была весьма ответственная, но срок на создание скульптурной композиции был отведен очень малый - всего лишь год. Однако работал Микеланджело около двух лет. Пожалуй, поэтому работа так мастерски выполнена, ибо скульптор детализировал объемы так точно и академично, и было просто невозможно сотворить все быстро. Этот факт подчеркивает его трудолюбие и умение доводить свои произведения до совершенства.

Интересным является то, что это единственная его скульптура, которая была подписана. Дело в том, что при окончании работы она ее выставили на всеобщее созерцание. Из уст зрителей лился бескрайний восторг, некоторые из них читали молитвы и божились на такое великолепное творение. Реакция людей была поразительна, и однажды в поздний час Микеланджело тайно пробрался в собор с инструментами и указал на поясе Мадонны полную достоинства надпись: «Микеланджело Буонарроти, флорентиец». Отныне скульптор стал узнаваемым гением.

Трагическая тема в скульптуре «Пьета» Микеланджело. Описание

На то время тема Библейского мотива была просто недопустимой для мастеров. Бесстрашно нарушив традицию, он воссоздал образ юной Марии, скорбящей матери, с ее чувственностью, любовью, великодушной воздержанностью. Мы можем наблюдать, насколько мастерски Микеланджело смог передать композиционное построение, выражающее психологическую окраску трагедии. Слегка склонена голова Богородицы. Она смотрит на лицо сына, лежащего на ее коленях, глаза которого сомкнуты глубоким сном. Глядя на это изваяние, можно прочувствовать то глубочайшее недоумение матери, горесть, которая ложится на ее сердце. Это произведение внесло новизну в передачу драматизма. Посредством натуральной величины композиции и положения фигур скульптор отбросил прежние взгляды по данной теме.

Нападение на творение

К сожалению, даже на это «святое» творение было совершено нападение. Случилось это в 1972 году. После празднования Дня Святой Троицы на произведение искусства было совершенно нападение одним австралийским геологом - Ласло Тота. Он возомнил себя восставшим из мертвых и стремительно нанес молотком 15 ударов по скульптуре Микеланджело.


Скульптура Микеланджело «Пьета» повредилась - у Девы Марии были отбиты рука до локтя и левый глаз. После этого инцидента скульптуру отреставрировали и поместили под защиту пуленепробиваемого стекла.

Последний вздох творческого гения

Скульптурное произведение Микеланджело «Пьета Ронданини» было создано за шесть дней до его смерти. Оно оставалось на стадии первоначальной обработки, идейная аналогия которой имела также библейский мотив. Прежде всего, скульптор хотел воссоздать фигуру Богоматери, которая поддерживает тело своего Сына. Тело имеет настолько исхудалый вид, что подчеркивает безнадежность и безвозвратность жизни. Руки его, по замыслу, должны были быть раскинутыми в стороны, но в последние дни мастер видоизменил композицию. Отныне руки Христа были прижаты к телу. Мы видим некую внешнюю бессвязность двух фигур, но при этом чувствуется нераздельность их духовного характера, внутренняя, которая создает единую форму. Скорбь матери протекает в мучительной безмолвности, где нет ни страха, ни слез.

Итак, мы рассмотрели только два из всеобщего числа произведений Микеланджело. Этот гений создал немало творений, которые подчеркивают в буквальном смысле безграничность внутреннего мира итальянского художника времен Ренессанса.

Микеланджело Буонарроти. Самые известные скульптуры: "Вакх", "Скорбящая Мадонна", "Пьета с Никодимом". Сцены оплакивания Христа. Искусство Флоренции во времена правления доминиканского монаха-аскета Савонаролы.

Конец XV века - это было трудное для Флоренции время: в результате вторжения французов в 1494 году Медичи были изгнаны и на четыре года её "захватил" Савонарола .

Доминиканский монах Савонарола был страстным борцом с несправедливостью, проповедовавший благороднейшие идеи христианства, равенства и справедливости. Но вместе с тем, человек аскетичный и фанатичный, Савонарола был врагом искусства, считая его развратным. Он вызывал у Микеланджело противоречивые чувства. Микеланджело , конечно, был полностью за справедливость. Но, с другой стороны, он знал цену истинному меценатству: за 40 лет Медичи вложили в произведения искусства 6637 золотых флоринов, что означает 2,5 тонны золота! И уж тем более, Микеланджело не мог согласиться с Савонаролой , что произведения искусства нужно считать развратом.

Ботичелли , попавший под сильное влияние Савонаролы , своими руками бросил несколько своих работ в так называемые «костры покаяния». И Микеланджело принял единственное правильное решение - бежать из Флоренции в Болонью. В Болонье Микеланджело выполнил две небольшие статуи в церкви Святого Доминика, которые украшают её до сих пор. Но болонские мастера приняли Микеланджело враждебно, прекрасно понимая, что теперь только ему будут давать заказы. В одном из писем Микеланджело пишет, что ему даже грозили смертью.

"Вакх"

В конце 1495 года Микеланджело ненадолго возвратился во Флоренцию, где новое республиканское правительство никак не могло справиться с городскими волнениями. К тому же, нагрянула эпидемия чумы. Как нельзя кстати, пришло приглашение от кардинала Рафаэля Риарио, считавшего, что "золотые руки" Микеланджело пригодятся в Риме. И в 1496 году Микеланджело уехал из Флоренции в "вечный город", где получил большой заказ на статую Вакха для кардинала Риарио. И, хотя статуя работы Микеланджело была высоко оценена, Риарио не купил статую, потому что его увлечения ограничивались древнеримским искусством, к тому же, он подозрительно относился к современным мастерам, пусть даже гениальным. В настоящее время "Вакх" считается первым шедевром Микеланджело .

"Вакха" купил римский банкир Якопо Галли, страстный коллекционер, который уже приобрёл несколько работ Микеланджело . Знакомство с банкиром сыграло важную роль в карьере Микеланджело .

Микеланджело Буонарроти, "Вакх" (он же бог вина Бахус), 1497 год

"Скорбящая Мадонна"

Вскоре последовал новый заказ - на изготовление "Скорбящей Мадонны" . Заказ на скульптурную группу был получен благодаря посредничеству Якопо Галли, который познакомил Микеланджело с кардиналом Жаном де Вилье Фезанзаком. Договор был заключён 26 августа 1498 года, заказчиком был французский кардинал Жан де Вилье Фезанзак. В договоре сохранились слова поручителя Якопо Галли, который утверждал, что «это будет наилучшее произведение из мрамора, существующее в наши дни, и что ни один мастер в наши дни не сделает его лучше».

Время подтвердило пророческие слова Галли. Этот грандиозный заказ, за который Микеланджело должен был получить 450 дукатов, открыл новый этап в его творчестве. Микеланджело отнёсся к заказу очень серьёзно: он открыл собственную мастерскую и нанял команду помощников, сам ездил в Каррские каменоломни выбирать мраморные блоки. Условия договора были далеко не идеальными - ему сказали, что ваять и указали размер. Но для Микеланджело это не имело значения, он выполнил все требования заказчика.

Сцена оплакивания Христа в изобразительном искусстве традиционно называется "Пьета" . Эта тема была популярна и в готическом искусстве, и в эпоху Ренессанса. Готика знала два типа подобного оплакивания: либо это была юная Мария, чьё прекрасное лицо не было омрачено постигшим её горем, либо это была пожилая богоматерь, охваченная страшным отчаяньем.

Микеланджело решительно отошёл от привычных установок: в скульптурной группе "Скорбящая Мадонна" его Мария молодая, но за её сдержанностью угадывается вся глубина её горя. В североевропейском искусстве существовал образ молодой Марии с мёртвым Христом на коленях. Микеланджело внёс своё слово в традиционную иконографию: он был первым, кто соединил в скульптуре две фигуры, взятые в одном изваянии в натуральную величину, и положил взрослого мужчину на колени женщине. Несмотря на сложность соединения в одной скульптурной группе двух крупных фигур, композиция "Пьеты" безупречна. Фигуры образуют низкий треугольник, точнее - это коническая структура. Учёные подсчитали, что, если обе фигуры встанут, то Иисус будет ростом 1,75 м, а Мария - 2,04 м. На перевязи, идущей через левое плечо Мадонны, Микеланджело в первый и последний раз вырезал надпись: «Микеланджело Буонарроти , флорентиец исполнил». Может быть тогда, в свои 23 года, он догадывался, что это гениальнейшая скульптура.

"Пьета с Никодимом"

Свои последние 10 лет Микеланджело работал над вариантом плиты для собственного надгробия - "Пьеты с Никодимом" . По утверждению Вазари, голова Никодима была автопортретом старого Микеланджело . За шесть дней до смерти Микеланджело разбил эту скульптуру, потому что понял, что не сможет превзойти свою первую "Пьету" . Его ученик Тиберия Калькани попросил разрешения собрать отбитые куски статуи и после смерти учителя сам завершил его работу. Сейчас она выставлена во Флоренции.

Уже после установки скульптурной группы "Пьета" в соборе Святого Петра стало очевидно, что молодой Микеланджело превосходил в мастерстве всех современных ему скульпторов. Имя 25-летнего скульптора получило широкую известность в Италии и большей части Европы. Отделка мельчайших деталей скульптуры была такой совершенной, что гипсовые слепки тела Иисуса были разосланы в различные школы и академии.

"Пьета" и сегодня производит незабываемое впечатление, потому что «в этой скульптуре отражено не горе Марии, а горе всего человечества» (В.Н. Лазарев, искусствовед), скорбное свойство нашего мира убивать всё лучшее, возвышенное, а потом сожалеть о содеянном.

В 1972 году на статую напал со скальным молотком австралийский геолог Ласло Тот, кричавший: "Я - Иисус Христос, Христос восстал из мёртвых!". Шедевральной скульптуре было нанесено 15 ударов молотком, в результате которых, кроме многочисленных мелких увечий, у Девы Марии были повреждёны - нос, левый глаз, а левая рука вообще отбита (до уровня локтя). Реставрация скульптуры потребовала времени более полугода. После реставрации статуя была установлена за пуленепробиваемым стеклом справа от входа в соборе Святого Петра. Самая большая несправедливость заключается в том, что настоящее месторасположение скульптуры противоречит художественной идее творца: сегодня "Пьета" доступна для изучения зрителей только с одной точки, из-за этого теряется полная композиция обозрения.

Три Пьеты Микеланджело

"Пьета". 1499 Мрамор. Высота 174 см. Собор Святого Петра, Ватикан

Stanislav Traykov, Niabot (cut out) - Image:Michelangelo"s Pieta 5450.jpg

Сюжет «Пьета» (перевод с итальянского pietà - жалость) вошёл в творчество Микеланджело с заказом кардинала Жана Билэра. Эта скульптурная группа, изображающая прощание девы Марии, со снятым с креста своим сыном, высеченная из цельного куска мрамора, предназначалась для гробницы кардинала. Микеланджело начал работать над скульптурой будучи 23 летним молодым человеком и конечно для него Жизнь, Смерть были отдалённой схоластической субстанцией, связанной только воспоминаниями о почившей в молодом возрасте матери и темой, часто обсуждаемой на философских диспутах Платоновской академии, созданной Марсилио Фичино, где юный ваятель был постоянным гостем. Рассматривая данную работу, оценивая уровень и глубину размышлений гуманитариев тех времён мы видим, что для них, как и для нас, главными составляющими при определении добра и зла являлись любовь и милосердие.

В сложившейся иконографии образа Марии мы привыкли видеть страдающею пожилую женщину. Но здесь перед нами предстаёт скорее добрый юный ангел, посланный божьим промыслом, чтобы одной ногой, ступив на голую, грешную землю, покрыть её многочисленными, разнообразными складками материи, дарующими жизнь. Чтобы, приподняв коченеющее тело Христово, прикрывая его плащом не дать ему окончательно поникнуть и за тем снова вернуть его небесам. Взор Марии печально устремлён на нанесённые раны. Её другая рука вопрошающе откинута в сторону: «за что?» Не должны сыны человеческие мучить сынов человеческих. «Пьета» была первой работой, принёсшей молодому скульптору заслуженную известность и мировую славу. Тема «оплакивания » настолько проникла в него, что в последствии, не один раз снова и снова Микеланджело будет возвращаться к ней. И каждая новая композиция будет по своим изобразительным средствам становиться лаконичней и выразительней предыдущей.

Пьета (Положение во гроб) собора Санта Мария дель Фьоре. Мрамор. Ок. 1547-1555. Флоренция


https://otvet.mail.ru/question/199614220

"Дух и талант Микеланджело не могли оставаться без дела, а так как писать он уже не мог, он принялся за глыбу мрамора, чтобы высечь из нее четыре круглые статуи, превышающие рост живых людей, создав Мертвого Христа для собственного удовлетворения и препровождения времени, и, как он сам говорил, потому, что работа молотком сохраняет в его теле здоровье. Этого Христа, снятого с креста, держит Богоматерь, подхватывая же его снизу, ей с усилием помогает стоящий в ногах Никодим, которому, в свою очередь, помогает одна из Марий, видя, что силы матери иссякают и что, побежденная скорбью, она не выдержит. Мертвого же тела, подобного телу Христа, не увидишь нигде: падая с расслабленными членами, оно в своем положении совершенно отлично не только от других изображавшихся им мертвых тел, но и от всех когда-либо изображавшихся: работа трудная, редкая - из одного куска и поистине божественная; и она, как будет сказано ниже, осталась незавершенной и претерпела много невзгод, хотя и хотелось ему, чтобы она стала его надгробием перед алтарем, где он собирался ее поставить...
Для времяпрепровождения Микеланджело работал почти ежедневно над тем Оплакиванием из четырех фигур, о котором уже говорилось и которое он как раз тогда и разбил по следующим причинам: действительно, в камне было много наждаку и был он твердым, и от резца часто сыпались искры, или возможно, что человек этот судил о себе так строго, что не удовлетворялся никогда тем, что делал...
Навестив однажды Микеланджело в его доме, где находилось и разбитое Оплакивание, он в ходе продолжительной беседы задал ему вопрос, почему он разбил и погубил плод столь дивных трудов, а тот ответил, что виноват в этом несносный Урбино, его слуга, который что ни день понукал его завершить работу, и что, между прочим, отломился там кусок локтя у Мадонны, а он ее и раньше возненавидел, так как очень много пришлось с ней возиться из-за трещины, которая была в камне, и вот, наконец, лопнуло у него терпение, он ее и разбил и хотел совсем все разбить, если бы Антонио, слуга его, не посоветовал подарить ее ему такой, какая она есть. Услышав это, Тиберио рассказал обо всем Бандини, которому хотелось иметь что-нибудь выполненное рукой Микеланджело; тогда Бандини уговорил Тиберио пообещать Антонио двести скудо золотом и сам попросил Микеланджело разрешить Тиберио закончить работу для Бандини по моделям Микеланджело, труды которого даром не пропадут. Микеланджело согласился и сделал им этот подарок. Работу тотчас же оттуда унесли, а Тиберио сложил ее вместе и восстановил не знаю уж сколько ее кусков, но из-за смерти Бандини, Микеланджело и Тиберио она так и осталась незаконченной" Вазари.

В 1541 году Микеланджело закончил фреску «Страшный суд» для алтарной стены Сикстинской капеллы в Ватикане. Работы над ней продолжались четыре года. Ещё не завершённой, фреска подверглась жёсткой критике. Обнажённые тела с неприкрытыми гениталиями, некоторые кардиналы сочли неуместными и художника готовы были обвинить в ереси. Эта нервная остановка не могла не сказаться на здоровье. Силы таяли. К живописи он больше не вернулся. Живопись, так и не став его основной музой, осталась где-то в стороне. В эти годы Микеланджело нашёл прибежище в архитектуре, получив назначение главным архитектором собора Святого Петра и ещё с ним осталась его скульптура. Новая пьета предназначалась стать надгробием над его могилой и в ней он высек свой двойной портрет и аллегории искусств, в которых довелось мастеру проявить себя и роль, которую эти искусства сыграли в его жизни. Никодима, послужившего образом скульптуры, Микеланджело наделил своими чертами, а в умершем обнажённом теле он запечатлел свою истерзанную душу. Дева Мария, поддерживающая это тело, стала символом архитектуры. В Марии Магдалине, стоящей несколько поодаль – подразумевалась живопись.

«Пьета Ронданини» (1555-1564) Мрамор. Замок Сфорцеско в Милане

«Пьету Ронданини» Микеланджело начал в 1555 году. В ней скульптор вновь вернулся к двух фигурной композиции. По первоначальному замыслу в образе Марии слились воедино и Мать, явившая его на этот свет и его Судьба и Провидение, поднявшие сознание на внеземной уровень и теперь, когда пришёл назначенный час с этой высоты все они возложили на него свои руки, взирая, как он, слабеющими ногами ощупывает место своего последнего пристанища. И по этому замыслу его руки должны были быть раскинуты и это состояние их должно было символизировать, что его дух, невзирая на приготовленную ему участь, ещё не готов покинуть любимую им Землю. Но в 1564 году Великий Мастер отошёл в иной мир. Ещё за 6 дней до кончины он работал над своей последней пьетой. Незадолго до этого он поменял положение рук, прижав их к телу Марии. И от этой перестановки с повествовательной композиция превратилась в эмоциональную. Самым главным элементом стали мышцы его слабеющих ног. И в этих мышцах всё: и прощание, и боль, и безысходность, и человеческая трагедия.

Используемые материалы.

Оплакивание Христа. Микеланджело

Самая известная и самая великолепная работа гения Микеланджело Буонарроти, датируемая 1499 годом. Находиться в соборе Святого Петра в Ватикане

Смерть и сопровождающая ее скорбь словно содержатся в мраморе, из которого изваяна скульптура. Соотношение фигур таково, что они образуют низкий треугольник, точнее, коническую структуру. Обнаженное тело Христа контрастирует с пышными, богатыми светотенью одеждами Богоматери. Микеланджело изобразил Богоматерь молодой, словно это не Мать и Сын, а сестра, оплакивающая безвременную смерть брата. Идеализацию подобного рода использовал Леонардо да Винчи и другие художники. Кроме того, Микеланджело был горячим поклонником Данте. В начале молитвы св. Бернарда в последней канцоне Божественной комедии говорится: "Vergine Madre, figlia del tuo figlio" – "Богоматерь, дочь своего Сына".

1496 г. молодой скульптор Микеланджело Буонаротти в поисках работы и влиятельных покровителей приезжает в Рим. Ему 21 год. За его спиной год учебы в мастерской известного флорентийского живописца Доменика Гирландайо, где он прошел хорошую школу рисунка и в совершенстве изучил анатомию и перспективу. Затем обучение в художественной школе, основанной Лоренцо Великолепным в "Садах" Медичи при монастыре Сан Марко. Скульптура оказалась именно тем видом искусства, которое наиболее отвечало художественному дарованию юноши. Впоследствии он, шутя, скажет своему биографу Джорджо Вазари: "…из молока своей кормилицы извлек я резец и молот, которыми создаю свои статуи", имея в виду, что эта кормилица была женой каменщика.
Довольно скоро у него появился влиятельный покровитель - Якопо Галли, богатый банкир и собиратель античных древностей. Для него Микеланджело исполнил мраморную статую античного бога вина Вакха. Он же помог художнику заключить договор с французским кардиналом Жаном Билэром де Лагрола на скульптурную группу "Оплакивание Христа", так называемую "Пьету". В договоре Галли ручался, что Микеланджело закончит "упомянутое" произведение в течение года и что это будет лучшее мраморное изваяние, существующее сегодня в Риме, и что ни один мастер в наши дни не сделает его лучше. Скульптор трудился над ней два года, ему исполнилось всего 25 лет!

Создавая свое "Оплакивание", Микеланджело ограничился изображением только двух фигур: сидящей богоматери и лежащего у нее на коленях тела мертвого Христа, хотя обычно в подобных композициях изображалось несколько человек. Мария выглядит очень юной. Она кажется, скорее, сестрой Иисуса, чем его матерью. На необычный облик мадонны обратили внимание уже современники скульптора. Оправдываясь, он говорил, что непорочные девы не стареют, а у Божьей матери молодость поддерживалась особой благодатью. На самом деле он просто стремился соединить античный идеал красоты с христианской идеей. Прекрасное лицо Марии выражает глубокую печаль и внутреннюю сосредоточенность. И жест ее левой руки тоже передает состояние души богоматери - "в нем и сила ее скорбного чувства, и сознание трагической неизбежности случившегося и безмолвный вопрос".
"Пьета" принадлежит к наиболее законченным работам Микеланджело, в ней все гармонично и уравновешенно. Чтобы добиться такого впечатления, скульптору пришлось преодолеть немало трудностей. Особенно сложно было соединить две фигуры, взятые в натуральную величину в одну композицию и при этом не нарушить естественных пропорций и равновесия.
Римская "Пьета" сделала Микеланджело известным во всей Италии. "Все понимали, что этот мастер не только превосходил всех своих современников и предшественников, но мог соперничать с древними мастерами".

Вазари сообщает, что прекрасное произведение вызвало всеобщий восторг, когда было установлено в капелле девы Марии в соборе св. Петра. Микеланджело часто приходил туда, и однажды он стал невольным свидетелем разговора каких-то ломбардцев, которые утверждали, что скульптуру сделал миланский мастер Гоббо. В ту же ночь при свете фонаря он вырезал на перевязи, идущей через левое плечо свое имя - "Микеланджело Буонаротти флорентиец исполнил". Это - единственное произведение, подписанное самим Микеланджело.