Непознанное

Потомки чтят илью муромца. Потомок ильи муромца из рода гущиных Как ещё один потомок Ильи Муромца перебил оглоблей немецкий взвод

Слово «богатырь» ассоциируется с недюжинной силой и смелостью. Но если задуматься глубже, мы легко увидим там кое-что ещё - слово «Бог» или «богатый». Русский народ подбирал слова с тщанием, так, что и через много столетий они открывают нам важные смыслы.

Слово «богатырь» появилось в летописях в XIII веке и стало обозначать человека, одаренного богатством, божественным изобилием сил. До него славяне использовали более однозначные слова: «храбр» или «хоробр», то есть «удалец».

Говорят, что сила богатырей по своему происхождению не только физическая. Они превосходят врага в том, что стоят на стороне правды. А Бог, как известно, «не в силе, а в правде». А тридцать лет, которые герой провел «на печи», следует понимать не как годы безделья и праздности, а как время научения смирению и подготовки к служению.

  • 1 Почему он сидел на печи?
  • 2 Прозвище Чоботок
  • 3 Цензурные упущения
  • 4 Потомки Ильи Муромца
  • 5 Муром или Моровск?
  • 6 На Западе

Почему он сидел на печи?

Из былин известно, что всё своё детство и отрочество Илья Муромец просидел на печи. Сообщается, что в 30 лет «не имел Илья во ногах хождения». Учёные, исследовавшие мощи святого, отметили в поясничном отделе искривление позвоночника вправо и явно выраженные дополнительные отростки на позвонках. Это значит, что в юности святой действительно мог страдать параличом.

«Калики перехожие», которые явились в былине к Илье, могли быть, по одной из версий, народными целителями, вправившими Илье позвонки и отпоившими его целебным отваром. А по другой, исцеление и сила - чудо, дарованное Илие Богом.

Прозвище Чоботок

«Илья Муромец» звучит куда серьёзнее и впечатляюще, чем «Илья Чоботок». Тем не менее, оба этих прозвища принадлежали святому преподобному Илие Печерскому. Чоботок - это, как известно, сапожок. Прозвище это получил Илия Муромец после того, как ему пришлось однажды оборонятся от неприятелей сапогом, который он надевал на ногу в момент, когда на него напали.

Вот как повествует об этом документ Киево-Печерского монастыря: «Есть также один великан или богатырь, называемый Чоботка, говорят, что на него напало однажды много неприятелей в то время, когда он надевал сапог, и так как второпях он не смог захватить никакого другого оружия, то начал защищаться другим сапогом, который еще не надел и им одолел всех, отчего и получил такое прозвище». Но это был не первый случай, когда Илье приходилось обороняться подобным оружием.

В одной из былин разбить разбойников без числа богатырю помог шлем: «И он начал тут шеламом помахивать, Как в сторону махнет - так тут и улица, Ай в другу отмахнет - дак переулочек».

Цензурные упущения

Не все связывают образ былинного Ильи Муромца со святым Илией, чьи мощи покоятся в пещерах Киево-Печерской Лавры. Такое разделение - на сказочного Илью и реально существовавшего человека - во многом произошло из-за советской власти, приложившей немалые усилия для того, чтобы сделать из святого сказочного героя-воина. Необходимо было секуляризовать этот образ, дехристианизировать его.

Например, именно в это время был искажен эпизод былины, в котором «калики перехожие» исцеляют Илью. В дореволюционном издании былины значилось, что «каликами» были Христос и два апостола. Советское же издание умалчивает об этом.

Потомки Ильи Муромца

Село Карачарово сейчас входит в состав города Мурома. А на месте, где стояла изба Муромца, недалеко от Троицкой церкви, куда герой таскал с Оки на гору мореный дуб, который не могла тащить лошадь, стоит дом сестер Гущиных. Улица Приокская, 279. Сестры Гущины считают себя потомками Ильи Муромца в 28 колене. Прапрадед сестер Гущиных Иван Афанасьевич наследовал богатырскую силу Ильи Муромца. Он мог легко тянуть на себе воз, если лошадь не справлялась. А местные власти в своё время запретили ему участие в кулачных боях из-за смертельной силы удара.

По другой версии, в боях этот человек все же участвовал, но с одним ограничением: связанными руками. Интересно, что недавно при чистке Оки нашли еще несколько древних мореных дубов в три обхвата каждый. Но не смогли вытащить на берег!

Муром или Моровск?

Не так давно в ученой среде велись страстные споры, и некоторые из оппонентов были убеждены, что родина святого - не Муром, а город Моровск (Моровийск) в Украине. «В славном городе во Муроме, во селе во Карачарове» - так былины рассказывают нам о месте рождения богатыря. Не раз и сам он вспоминает родные места, затерявшиеся среди дремучих лесов да непроходимых и топких болот.

В той же Черниговской области, что и Моровск, находится город Карачев, созвучный с Карачаровым. И даже село Девятидубье и река Смородинная. Однако сейчас место происхождения Ильи Муромца установлено точно. Это русский город Муром, село Карачарово.

На Западе

Удивительно, но святого Илию Муромца знают и на Западе, ведь он является главным героем не только русских былин, но и, например, германских эпических поэм XIII века, основанных, конечно, на более ранних сказаниях. В этих поэмах его тоже зовут Ильей, он тоже богатырь, тоскующий, к тому же, по своей родине. В германском эпосе Ломбардского цикла, в поэме об Ортните, повелителе Гарды, дядя повелителя - Илья Русский (Ilian von Riuzen). Он участвует в походе на Судере и помогает Ортниту добыть невесту. С женой и детьми Илья не виделся почти год, и в поэме говорится о его желании вернуться на Русь.

Другой пример - скандинавские саги, записанные в Норвегии примерно в 1250 году: «Вилькина-сага» или «Тидрек-сага» из северного свода повествований о Дитрихе Бернском. У правителя Руси Гертнита было два сына от законной супруги Озантрикс и Вальдемар, а третий сын от наложницы - Илиас. Таким образом, Илья Муромец согласно этим сведениям, не более и не менее, а кровный брат Владимира - впоследствии Великого киевского князя.

В электронном виде публикуется впервые.

Несколько лет назад мы с коллегами отдыхали на озеро Свято. И познакомились с интересным человеком. Интервью было опубликовано в печатных СМИ, которые еще к тому времени не имели своих электронных версий и в их архиве этой публикации нет. Думаем, что нашим пользователям и гостям это будет интересно. За это время многое изменилось. Не стало В.А. Лебедева, который долго играл роль былинного богатыря на всех городских торжествах. Теперь это уже тоже - наша с вами общая история. Нет и наплавного моста, по которому на ту сторону Оки перевозил земляков и соседей по региону Алексей, герой этого сюжета... Если он увидит эту публикацию на сайте, будем рады, если откликнется. Такие встречи оставляют добрый след в душе у многих.

Наши интервью

ПОТОМОК ИЛЬИ МУРОМЦА

О семье из Карачарова Гущиных чаще пишет центральная пресса. Даже гости города из зарубежья восхищенно восклицают: «О, потомок былинного богатыря! И как раскручен ваш брэнд?». О раскрутке как таковой в этой семье речь не идет. Живет она скромно, с любовью к родным местам и уважением к людям. Для местных СМИ подобные сюжеты тоже интересны. Поэтому мы и попросили дать интервью нашей газете потомка Ильи Муромца, как прообраза исторического персонажа древнерусских былин. Алексей ШИБАЕВ (на снимке) представляет собой 29-е поколение этого рода (по материнской линии). Его мама Валентина Михайловна Гущина до сих пор живет в скромном домике в Карачарове на улице Приокской, который старожилы охотно показывают гостям. Сам Алексей производит впечатление весьма простого, сильного и неравнодушного человека, для которого проблемы страны, родного города, истории рода, укрепление лучших традиций, близки.

- Алексей, это правда, что Вы имеете отношение к былинному герою? Сколько Вам лет, чем занимаетесь?

Да. Мне 37 лет. Работаю в энергетике. Начальник строительного участка строящейся подстанции. Словом, работаю уже 16 лет в энергетической отрасли.

- Сейчас она претерпевает большие изменения. Как Вы к этому относитесь?

Как в известной восточной пословице: «Не дай, бог, родиться в эпоху перемен». Практика показала, что многие наши реформы несут большие издержки. Впрочем, все мое поколение связано с серией реформ. В эпоху перемен прошли школьные годы (я учился в школах №№ 4 и 7), да и институтские - тоже. И в армии были сплошь эксперименты. За год я прошел службу в трех воинских частях. Трижды подверглась реконструкции отрасль, в которой я работаю. Я иногда по этому поводу говорю, что вся моя жизнь проходит под знаком… Чубайса. Работал в Навашино, в Ковровских сетях. Не буду выражать восторга по поводу последней реформы: РАО ЕЭС как монополист распался на ряд компаний. Цель благая - упорядочение энергообеспечения, снижение тарифов для населения. Но, прежде всего, не внушает оптимизма то, что в этой отрасли не хватает тех людей, которых принято называть низовым звеном. Люди бегут в Москву, где оплата в этой отрасли несколько порядков выше. А без опытных кадров результат задуманных реформ может оказаться не таким, как он планировался. Будем надеяться на лучшее.

- Но вернемся к былинному герою. Какие события в Вашей жизни и вашей семьи связаны с легендой русских былин?

О нас писал журнал «Вокруг света». И еще мы были участниками шоу «Поле чудес». Я лично был в массовке, а мой дядя Евгений - непосредственным участником игры. Было это 19 декабря 1999 года. Дядя Женя (в прошлом году его не стало, как и моего отца) выиграл мотоцикл. В Муром мы везли и еще один подарок… живого «Соловья-разбойника». Эх, жаль (вздыхает), что славная птаха прожила всего сутки. Наверное, недаром говорят, что соловей в неволе не поет.

Я хочу заметить, что тогда Якубович собрал потомков со всего света. И Толстых, и Пушкиных, и многих других. Мы тогда все перезнакомились, интересное общение получилось. И память на всю жизнь. Дело не в громких именах. Главное, что родовая связь не прерывается. Это важно для любой семьи, и простой, и знаменитой. Мы учимся по-новому смотреть на прошлое. Не плюем в него, а пытаемся понять. Память о предках надо хранить.

Недавно к моей маме в Карачарово приезжали гости с центрального телевидения. Мне кажется, что в последнее время об Илье Муромце немного забыли…

Ну почему же?! Исподволь, есть такая надежда, возрождение и обновление коснется и карачаровских (общероссийских) святынь. Важно, наверное, чтобы это было всенародным проектом. Илья Муромец по сути - главный брэнд города, который носит его имя. Это же все непросто, и местные власти тоже над этим думают и работают, насколько мне известно. И, кстати, Председатель Счетной палаты и известный благотворитель Сергей Степашин в интервью местному ТВ вспомнил об Илье Муромце с величайшим почтением в стенах Спасо-Преображенского монастыря, именно о том, что Муром - родина Ильи Муромца. Вы же, наверное, помните, как он внезапно изменил маршрут следования еще в 2004 году, когда праздновалось 400-летие со дня преставления святой милосердной Иулиании Лазаревской и посетил после Лазарева Карачарово.

Это, конечно, отрадно, но и храм в честь Ильи Муромца (по преданию, Троицкая церковь построена над родником, который образовался на том месте, где конь богатыря стукнул могучим копытом - авт .) и места, с ним связанные, еще требуют большего внимания, на мой взгляд. Не подумайте, что я корыстен. Лично мне много не надо. Мне важно семью достойно содержать, и в этом я рассчитываю только на себя. Один мой знакомый сказал: «Я был в Испании. Там каждый камень - памятник. И потомки знаменитостей собирают с него дань. А ты с таким брэндом сидишь тут. Другой бы на твоем месте так раскрутился! Что у тебя за бизнес - частный извоз по невыгодному маршруту?!». У нас не Испания и не Америка, говорю. У нас - Россия.

Да, кстати, Алексей! Вы - действительно, единственный, кто по выходным на личной «Газели» возит туристов и персонал турбаз на озеро Свято. Недорого. Такси в городе вдвое дороже. И людей здорово выручаете. О Вас немало добрых слов уже сказано.

Согласен. Бизнес (занимаюсь им только в личное время) не очень выгодный. В июне был вообще убыточный из-за дождей. Да и дорога в стороне от нижегородской трассы аховая. Но нельзя ко всему походить с меркой: выгодно или нет. Есть, в конце концов, святые вещи, вечные и простые истины. Я уже не могу подвести людей, которые на меня надеются. Да и приятно общаться с разными попутчиками. По дороге о чем только не переговоришь! Я хочу повторить, что лично мне много не надо. Я свою малую родину и страну Россию люблю. Впрочем, Илья Муромец - это символ защиты державы. И это не только наше личное семейное дело - хранить эти традиции. Я верю, что все, что связано с былинным героем на Муромской земле еще будет достойно оценено на государственном уровне. Что касается нашей семьи, то 1 января - день рождения Ильи Муромца мы чтим свято. Есть у нас в Карачарове церковь Гурия, Самона и Авива, которая была открыта первого января 1993 года. Потомки на свои средства приобрели икону преподобного Илии Муромца и вставили в нее ковчежец с частицей его мощей, которая была передана в дар родине былинного героя Киево-Печерской лаврой.

Кстати, даже из-за рубежа, как говорят местные священнослужители, в эту церковь приезжают паломники с мольбой подарить им детей. Был случай, когда бездетная женщина после долгих лет ожиданий и поклона этой иконе счастливо разрешилась от бремени. Алексей, и в итоге нашей беседы несколько личных вопросов. Кто продолжает вслед за Вами связь поколений? И кто из Ваших предков был силищи необыкновенной? Сами-то тоже производите впечатление крепкого человека. И общительного. Дополните портрет.

(Улыбается): - У меня две дочки. Сам занимался дзюдо у тренера Минеева. Люблю все новое, творческое. В школе вел дискотеки, в театре местного режиссера И.В. Костина играл. Что касается силачей! Да, немало их было. И дедов, и прадедов. По семейной легенде был у нас в роду Афанасий. Встретил застрявшую в непогодь кобылу с тяжелым возом, уперся в него, да и помог с места сдвинуться. Много у нас таких историй, все сразу и не расскажешь. А его сыну Ивану из-за этой самой силищы необыкновенной даже запрещали участие в кулачных боях: боялись, что не рассчитает сил и покалечит противника ненароком. Много таких легенд хранится у нас в семье.

А с Владимиром Александровичем Лебедевым, который много лет талантливо воплощает на различных мероприятиях Илью Муромца, вы дружите?

Моя семья с большим уважением к нему относится.

Алексей, спасибо за беседу. Сейчас идет опрос о том, кого считать главным национальным героем России. Имя Ильи Муромца тоже часто звучит в ответах по ТВ. Хорошо бы и Вам книгу написать. О том, как храните семейные предания и традиции, связанные с любимым народным героем.

Может, и получится в будущем. Есть что рассказать.

Беседовала Т. ДУШУТИНА.

Фото Анны Львовой

«Илья Муромец и Соловей Разбойник». Палехская иллюстрация, русский лубок, XVIII в.


Илью Муромца православная церковь чествует его как святого, а народ - как главного богатыря Русской земли. Вспоминаем Илию Печерского - Илью Муромца.

1. Почему богатырь свят?

Слово "богатырь" ассоциируется у нас с недюжинной силой и смелостью, но если всмотреться в него, мы легко увидим там кое-что еще - слова "Бог" или "богатый". Русский народ подбирал слова с тщанием, так, что и через много столетий они открывают нам важные смыслы. Слово "богатырь" появилось в летописях в XIII веке и стало обозначать человека, одаренного богатством, божественным изобилием сил. До него славяне использовали более однозначные слова: “храбр” или “хоробр”, то есть “удалец”. Говорят, что сила богатырей по своему происхождению не только физическая. Они превосходят врага в том, что стоят на стороне правды. А Бог, как известно, "не в силе, а в правде". А тридцать лет, которые герой провел "на печи", следует понимать не как годы безделья и праздности, а как время научения смирению и подготовки к служению.

2. Почему он сидел на печи?

Из былин известно, что все свое детство и отрочество Илья Муромец просидел на печи. Сообщается, что в 30 лет «не имел Илья во ногах хождения». Ученые, исследовавшие мощи святого, отметили в поясничном отделе искривление позвоночника вправо и явно выраженные дополнительные отростки на позвонках. Это значит, что в юности святой действительно мог страдать параличом. "Калики перехожие", которые явились в былине к Илье, могли быть, по одной из версий, народными целителями, вправившими Илье позвонки и отпоившими его целебным отваром. А по другой, исцеление и сила - чудо, дарованное Илие Богом.

3. Прозвище Чоботок

"Илья Муромец" звучит куда серьезнее и впечатляюще, чем "Илья Чоботок". Тем не менее, оба этих прозвища принадлежали святому преподобному Илие Печерскому. Чоботок - это, как известно, сапожок. Прозвище это получил Илия Муромец после того, как ему пришлось однажды обороняться от неприятелей сапогом, который он надевал на ногу в момент, когда на него напали. Вот как повествует об этом документ Киево-Печерского монастыря:

«Есть также один великан или богатырь, называемый Чоботка, говорят, что на него напало однажды много неприятелей в то время, когда он надевал сапог, и так как второпях он не смог захватить никакого другого оружия, то начал защищаться другим сапогом, который еще не надел и им одолел всех, отчего и получил такое прозвище».

Но это был не первый случай, когда Илье приходилось обороняться подобным оружием. В одной из былин разбить разбойников без числа богатырю помог шлем:

И он начал тут
шеламом помахивать,
Как в сторону махнет -
так тут и улица,
Ай в другу отмахнет -
дак переулочек.

4. Цензурные упущения

Не все связывают образ былинного Ильи Муромца со святым Илией, чьи мощи покоятся в пещерах Киево-Печерской Лавры. Такое разделение - на сказочного Илью и реально существовавшего человека - во многом произошло из-за советской власти, приложившей немалые усилия для того, чтобы сделать из святого сказочного героя-воина. Необходимо было секуляризовать этот образ, дехристианизировать его. Например, именно в это время был искажен эпизод былины, в котором "калики перехожие" исцеляют Илью. В дореволюционном издании былины значилось, что «каликами» были Христос и два апостола. Советское же издание умалчивает об этом.

5. Потомки Ильи Муромца

Село Карачарово сейчас входит в состав города Мурома. А на месте, где стояла изба Муромца, недалеко от Троицкой церкви, куда герой таскал с Оки на гору мореный дуб, который не могла тащить лошадь, стоит дом сестер Гущиных. Улица Приокская, 279. Сестры Гущины считают себя потомками Ильи Муромца в 28 колене.

Прапрадед сестер Гущиных Иван Афанасьевич наследовал богатырскую силу Ильи Муромца. Он мог легко тянуть на себе воз, если лошадь не справлялась. А местные власти в свое время запретили ему участие в кулачных боях из-за смертельной силы удара. По другой версии, в боях этот человек все же участвовал, но с одним ограничением: связанными руками.

Интересно, что недавно при чистке Оки нашли еще несколько древних мореных дубов в три обхвата каждый. Но не смогли вытащить на берег!

6. Муром или Моровск?

Не так давно в ученой среде велись страстные споры, и некоторые из оппонентов были убеждены, что родина святого - не Муром, а город Моровск (Моровийск) на Украине.

«В славном городе во Муроме, во селе во Карачарове» - так былины рассказывают нам о месте рождения богатыря. Не раз и сам он вспоминает родные места, затерявшиеся среди дремучих лесов да непроходимых и топких болот.

В той же Черниговской области, что и Моровск, находится город Карачев, созвучный с Карачаровым. И даже село Девятидубье и река Смородинная.

Однако сейчас место происхождения Ильи Муромца установлено точно. Это русский город Муром, село Карачарово.

7. На Западе

Удивительно, но святого Илию Муромца знают и на Западе, ведь он является главным героем не только русских былин, но и, например, германских эпических поэм XIII века, основанных, конечно, на более ранних сказаниях. В этих поэмах его тоже зовут Ильей, он тоже богатырь, тоскующий, к тому же, по своей родине. В германском эпосе Ломбардского цикла, в поэме об Ортните, повелителе Гарды, дядя повелителя - Илья Русский (Ilian von Riuzen). Он участвует в походе на Судере и помогает Ортниту добыть невесту. С женой и детьми Илья не виделся почти год, и в поэме говорится о его желании вернуться на Русь.

Другой пример - скандинавские саги, записанные в Норвегии примерно в 1250 году: «Вилькина-сага» или «Тидрек-сага» из северного свода повествований о Дитрихе Бернском. У правителя Руси Гертнита было два сына от законной супруги Озантрикс и Вальдемар, а третий сын от наложницы - Илиас. Таким образом, Илья Муромец согласно этим сведениям не более и не менее, а кровный брат Владимира - впоследствии Великого киевского князя.

Екатерина Оаро

Наши предки XVI – начала XIX вв. не сомневались в том, что Илья Муромец реальный человек, воин, служивший Киевскому князю.

Но если Илья Муромец — историческая личность, то почему он не упоминается ни в одной летописи? На это может быть несколько причин.

Во-первых , не так много письменных источников тех лет дошли до нас. И это не удивительно. Татары постоянно совершали набеги на землю русскую и сжигали города. Однажды во время пожара сгорели и книги из библиотеки Киево-Печерской Лавры.

Во-вторых , Илья был из простой крестьянской семьи. В то время постоянное войско князя — его дружина, набиралось из знатных людей. Возмутительный прецедент головокружительного возвышения простого мужика не мог оставить равнодушными родовитое боярство и опиравшихся на него князей золотого века Киевской Руси.

Поэтому имя народного героя было стерто со страниц истории. Но его невозможно было стереть из доброй памяти благодарного народа.

После смерти Илья был захоронен в пределе главного храма Киевской Руси — Софии Киевской . Там находилась великокняжеская усыпальница, в которой и князей-то не всех хоронили. А Илья Муромец делами своими мирскими был удостоен такой чести. Бояре о таком снисхождении и мечтать не могли.

Возможно, именно по этой причине позднее гробница Ильи Муромца при набеге была разрушена, а гробница его товарища — Добрыни Никитича , сына древлянского князя Мала, чудом уцелела.

Об этом упоминает в своих дневниках посол императора Священной Римской империи Рудольфа II Эрих Лясота , который с 7 по 9 мая 1594 года был проездом в Киеве.

В то время Киево-Печерская лавра взяла на себя заботу о мощах богатыря. Там, в Ближних пещерах, его тело и покоится поныне.

№2 Илья Муромец — герой не только русского эпоса

Хотя в русских летописях не упоминается имя самого знаменитого героя русских былин, зато он является главным действующим лицом в одной из германских эпических поэм XIIIв., основанных на более ранних сказаниях.

Там говорится о нем как о могучем витязе, и называют его Ильей Русским .

№3 Великан

№4 Потомки Гущины

Сейчас село Карачарово стало частью современного города Мурома. На месте дома Ильи Муромца стоит новый дом с табличкой, мол жил на этом месте народный любимец и герой былин Илья Муромец. Жильцы этого дома утверждают, что они являются потомками богатыря. Из поколения в поколение они собирают всю информацию о их знаменитом предке. После воссоздания портрета Ильи Муромца, они показали фотографию своего прадеда. Сходство действительно наблюдается.

Они говорят, что феноменальная сила богатыря передалась по наследству и его далеким потомкам – роду карачаровских селян Гущиных, которые вполне могли, как их великий предок, в прошлом веке сдвинуть груз, который был не под силу и лошади.

№5 «Сиднем сидел на печи тридцать лет и три года…»

Из сказаний нам известно, что Илья до 33 лет не мог ходить.

В народе была распространена такая история. Будто бы дед будущего русского героя Ильи Муромца был настоящим язычником и отказывался признавать христианство. Однажды он взял топор и разрубил православную икону. С того времени проклятие легло на его род. Все мальчики должны были рождаться калеками.

И вот через 10 лет родился внук, у которого был паралич ног. Но тот не отчаивался, а развивал остальные части тела. 33 года он не мог и шагу ступить по земле. Как-то раз в дом зашли «калики перехожие » – народные целители. Они и излечили богатыря с помощью заговоренной воды. Об этом говорят сказания старины глубокой.

Но самое интересное в том, что после изучения мощей Ильи Муромца, анатомы обнаружили в поясничном отделе искривление позвоночника вправо и явно выраженные дополнительные отростки на позвонках. Это означает, что этот человек действительно долгое время не мог ходить вследствие ущемления нервов спинного мозга.

№6 Возраст

Ученые до сих пор спорят о дате рождения и дате смерти героя, но по останкам удалось определить, что прожил богатырь 45-50 лет. Для того времени он был стариком .

№7 Первое исследование тела

Впервые тело Ильи Муромца исследовали советские ученые в 1963 году. В то атеистическое время ученые в своем заключении написали, что тело принадлежит человеку монголоидной расы , а ранения имитированы монахами лавры.

Между тем, монголоидные черты лица русского витязя отмечают и современные ученые.

№8 Дорожка прямоезжая

Помните начало былинных сказаний про Илью Муромца? «Из того ли города из Мурома, из того села из Карачарова… » Казалось бы, все понятно. Вот город Муром. Село Карачарово теперь часть этого города, хотя и сохранило свое название. Но сомнения по поводу места рождения русского витязя были и в прошлом веке, есть и сейчас.

Имя былинного героя знали и на Черниговщине . Там есть года Карачев и Моровийск, названия которых созвучны селу Карачарову и городу Мурому.

Но если взглянуть на обычную географическую карту, то Моровийск и Карачев разделяют сотни километров. И говорить о «Моровийском селе Карачеве» как-то странно. А вот если на карте отметить Муром, Карачев, Чернигов, Моровийск и Киев, то можно провести одну линию. Вот и знаменитая «дорожка прямоезжая».

Именно по ней Илья едет в Киев, проезжая «через те леса, Брынские, через речку Смородинную », через село Девять Дубов, неподалеку от Карачева. Все населенные пункты сохранили свои прежние названия и существуют до сих пор. Даже речка Смородинная течет там по сей день.

Кроме того самый известный подвиг богатыря — бой с бандитом Соловьем-разбойником. Как известно, разбойник контролировал прямую дорогу до столицы Руси, Киева, и не давал спокойно пройти «ни конному, ни пешему ». Примерно в 1168 году Илья приехал в Киев. На тот момент на престоле восседал князь Мстислав , который приказал организовать охрану идущих в столицу торговых караванов, которые постоянно подвергались грабительству половцев. Вероятно, князь киевский поручил это своему богатырю Илье Муромцу, состоявшему в княжеской дружине.

Соловей был разбойником, промышлявшим набегами и кражами на дороге, а прозвище, как можно предположить, приклеилось к нему за его умение громко свистеть. Илья Муромец в поединке победил грабителя и освободил «дорогу прямоезжую». Это событие, без сомнения, имело не только большое экономическое значение для княжества, но и сделало жизнь простых людей спокойнее.

Освобождение прямоезжего пути от разбойников не осталось незамеченным и было приравнено народом к настоящему подвигу.

№9 Тайна смерти

Факт наличия почитаемых мощей знаменитого богатыря нашел отражение и в самих эпических текстах. Так интересен конец былины «Илья Муромец и Калин царь » в исполнении сказителя Щеголенкова : «от этих татар да от поганых, окаменел его конь да богатырской, и сделались мощи да святыя да со стара казака Ильи Муромца». Все помнят с детства, что калики перехожие пророчествовали знаменитому богатырю, что «смерть ему в бою не писана ». Поэтому в былинах и сказках о кончине героя повествуется различно: то он каменеет один, либо с другими богатырями; то живой ложится в гроб и там остается навеки; то вместе с Добрынею на Соколе Корабле куда-то уплывает, и с тех пор о нем нет вестей.

На данный момент времени официальные источники говорят, что родился богатырь Илья Муромец в период между 1150 и 1165 годами. А погиб он, как предполагают ученые, при взятии Киева ратью князя Рюрика Ростиславича в 1204 году, когда знаменитая Печерская лавра была разрушена и разграблена союзными Рюрику половцами. Смерть наступила от удара в грудь острого орудия (меча или копья).

№10 Святой

Существует легенда о том, почему Илья решил стать монахом. В очередном очень жестоком сражении богатырь был сильно ранен и чуть не был убит, но чудом выжил. В той битве он дал обет впредь никогда не поднимать меч, поселиться в монастыре и посвятить себя служению Богу. Илья Муромец подошел к стенам Лавры и скинул с себя все доспехи. Однако, бросить на землю меч не смог.

Так он стал монахом Киево-Печерской Лавры. Оставшуюся часть своей жизни он провел в келье в постоянных молитвах.

Русский герой оставил после себя не только нетленную память . Тело Ильи, как и останки других монахов, которые захоронены в пещерах Печерской Лавры, нетленно. Но, в отличие от останков египетских фараонов, оно превратилось в мумию не благодаря обработке мумифицирующими составами, а по неизвестной современной науке причине.

Православные уверены, что если тело человека не разлагается, а постепенно превращается в мощи, то это дар свыше, поэтому человека можно считать святым.

Существует поверье, что мощи святорусского богатыря Ильи Муромца способны излечить тех, кто страдает страшными болезнями позвоночника и тех, у кого полностью парализованы ноги. Русский витязь и после смерти продолжает служить людям…

Село Карачарово под Муромом стало известно лишь благодаря одному человеку, о существовании которого спорят до сих пор. Этим человеком был самый известный русский богатырь Илья Муромец, о котором сложено множество былин. Сейчас село Карачарово практически является частью самого Мурома: оно расположено на его окраине. Но на небольшой улице, в которую трансформировалось село, все помнят о народном герое.


Село Карачарово

Название села, по преданию, происходит от татарского слова «карачар», что значит «пост», «дозор». О главном герое села Карачарово также известно, что звали его на самом деле Илья Иванович Гущин (родителей героя звали Иван Тимофеевич и Ефросинья Яковлевна). Фамилия богатыря, якобы, произошла оттого, что предки его задолго до рождения Ильи поселились в густых муромских лесах. Вынудили их к этому постоянные набеги врагов.

Ещё предки Ильи были знамениты своей богатырской силой. По преданию, один богатырь из рода Гущиных одним ударом мог убить человека, а другой возил на себе телеги, которые не под силу было сдвинуть с места лошади. Один из рода Гущиных и вовсе сумел поднять со дна Оки многопудовый якорь. Некоторые историки считают, что все эти личности могли быть использованы в качестве прототипа народного героя, так что на самом деле богатырей могло быть и несколько.

Однако русская православная церковь считает, что герой всё же существовал в одном лице. Илья Муромец не был похоронен в земле, а мумифицирован и помещён в специальный склеп Киево-Печорской лавры. В 1643 году богатырь даже был канонизирован церковью, как один из защитников русской земли. Правда, мнение церкви о происхождении и времени жизни Муромца несколько расходятся с теми преданиями, что хранят жители его исторической родины.

Останками знаменитого муромского богатыря ещё в прошлом веке заинтересовались учёные. В 60-х годах осмотревшие останки Муромца специалисты заявили, что они никак не соответствуют сведениям о богатыре, а ранения нанесены уже мумии, чтобы имитировать смерть в бою (по официальной версии богатырь погиб защищая монастырь). Ещё одна попытка была предпринята в 80-х годах. Никаких сведений о проведённых исследованиях учёные почему-то не сообщили. Но после распада Советского Союза тайну об исследованиях мощей, оказавшихся за пределами страны немного приоткрыли.

Исследователи заявили, что при вскрытии гробницы было обнаружено тело широкоплечего мужчины ростом около 180 см (по тем временам настоящий великан). Учёными также были обнаружены повреждения позвоночника, следствием которых мог быть паралич (как известно, согласно легенде, богатырь тридцать три года не мог подняться на ноги). Возраст человека был определён в районе 50 лет. Если верить преданиям, в которых говорится, что Илья погиб при осаде Киева Рюриком Ростиславичем (1204 год), то получается, что родиться он должен был примерно в середине XII века.

Причиной смерти мог послужить удар острым орудием (предположительно копьём или мечом), нанесённый в область сердца. Хотя и более поздние исследователи не исключают, что ранение могло быть нанесено уже после смерти богатыря, а смерть наступила по другим причинам. Специалистами даже был восстановлен приблизительный облик богатыря.

Как бы то ни было, богатыря на родине в Карачарове почитают до сих пор (день Ильи Муромца там отмечают ежегодно 1 января). Недостатка в туристах этот небольшой район на окраине Мурома также не испытывает. Количество желающих сфотографироваться на фоне домов знаменитого села, послушать истории местных жителей и приобрести иконы и другие сувениры с каждым годом только возрастает. На одном из домов даже висит мемориальная доска, надпись на которой повествует о том, что на этом месте много столетий назад стояла изба Гущиных, в которой до 33 лет сидел славный богатырь. В доме живёт предок героя – Николай Константинович Гущин (такую фамилию до сих пор носят большинство жителей улицы).

Сам Илья Муромец был известен не только своими ратными подвигами, но и пирушками, которые устраивал после них. По преданиям, богатырь часто посещал винные погреба, двери которых сшибал с петель одним ударом. Выходил он оттуда обычно с тремя бочками, одну из которых катил перед собой, а другие две нёс в руках. Конечно же, не всё он выпивал сам: угощал и других земляков, у которых уже не оставалось денег на выпивку.

В селе Карачарово расположена маленькая одноглавая каменная церковьГурия, Самона и Авива. Она была построена местным жителем Гурием Синцовым в середине XIX века. После революции церковь закрыли, а стоявшую рядом колокольню разрушили. Церковь вновь стала действующей в 1993 году. Она официально открылась 1 января – в день памяти богатыря. В церкви хранится икона святого Ильи Муромца с частицей его мощей (останки богатыря по-прежнему покоятся в Киево-Печорской лавре), которая была изготовлена на средства, пожертвованные предками богатыря. Иконы Ильи Муромца можно увидеть и в других храмах города, в частности, в главном соборе Благовещенского монастыря.