Психология

Программа 12 шагов от наркомании. История зарождения программы «12 шагов

Включает в себя такие основные цели:

  • Эмоциональные - сформировать у человека эмоциональную стабильность, научить контролировать эмоции и чувства
  • Познавательные - показать больному связь между употреблением наркотических веществ и об их последствиях, сформировать трезвое мышление;
  • Социальные - помочь восстановить прежние контакты с друзьями, родственниками, которые будут способствовать только трезвому образу жизни, уже без наркотиков и алкоголя
  • Поведенческие - научится жить на трезвую голову и держать трезвый образ жизни;
  • Духовные - научится признавать недостатки своего характера, а также признать вред, который был нанесен другим людям из-за вашего алкоголизма или наркомании; научится развивать доверие.

Давайте рассмотрим основные принципы нашего главного оружия в борьбе за трезвость. Это является одним из важных аспектов в 12 шаговой программе .

ПЕРВЫЙ ШАГ: Мы признали, что мы бессильны перед нашей зависимостью. Признали, что наши жизни стали неуправляемы.

Никто не мог убедить нас, что мы зависимые. Теперь нам необходимо самим сделать это признание. Нам нужно осознать, что мы больны и, что болезнь вызывает серьезные последствия.

ВТОРОЙ ШАГ: Мы пришли к убеждению, что только сила, более могущественная, чем наша собственная, может вернуть нам здравомыслие.

Мы уже признали, что дело не в предметах нашего пристрастия(наркотики, алкоголь, игра), а в нашем заболевании. Теперь, в поисках возможности начать новую жизнь, нам необходимо обратиться за помощью к силе, более могущественной, чем мы сами(принципы программы, духовный наставник, Бог, другие зависимые с большим опытом трезвости и т. д.), поскольку мы уже убедились, что собственной силы воли нам не достаточно.

ТРЕТИЙ ШАГ: Мы приняли решение препоручить нашу волю и наши жизни заботе Бога, как мы его понимали.

Мы учимся доверять. Пробуем позволять событиям идти своим чередом, а не пытаемся контролировать всех и вся в угоду своей зависимости, как мы делали это прежде, опираясь лишь на свой эгоизм. Мы учимся быть готовыми принимать ответственность за наши решения и поступки.

ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ: Мы глубоко и бесстрашно исследовали себя с нравственной точки зрения.

Цель тщательного и бесстрашного исследования разобраться в наших запутанностях и противоречиях нашей жизни, что бы выяснить кем мы являемся на самом деле. Мы впервые посмотрим на себя честно, пытаясь исследовать свои слабые и сильные стороны.

ПЯТЫЙ ШАГ: Мы признали перед Богом, собой и каким- либо другим человеком истинную природу наших заблуждений.

В этом шаге мы обретаем свободу честно взглянув на свое прошлое, поделившись самым сокровенным с близким человеком, и признав это перед Богом, как мы его понимаем. На протяжении многих лет мы отказывались принять правду о себе. Теперь все начинает меняться.

ШЕСТОЙ ШАГ: Мы полностью подготовились к тому, что бы Бог избавил нас от всех этих дефектов характера.

Готовность к действиям- вот к чему мы стремимся, выполняя этот шаг. Мы уже знаем, что не наркотики/алкоголь- причина наших неприятностей. Это наши дефекты характера и слабости, которые мы обнаружили и признали в 4- м и 5-м шагах. Теперь мы хотим избавиться от всего, что тяготит нас, но сначала к этому нужно подготовиться, что бы без страха шагнуть на встречу чему то новому и неизведанному, отказавшись от привычной нам боли и страданий.

СЕДЬМОЙ ШАГ: Мы смиренно просили Его избавить нас от наших недостатков.

Мы осознаем, что мы не идеальны. И без лишней строгости к себе, руководствуясь готовностью меняться, полученной в 6- м шаге, переходим к действиям. Опираясь на опыт наших друзей, которые уже сделали этот шаг, и поддержку силы, более могущественной, чем наша собственная, получаем мужество, силу и надежду, что бы преодолеть наши недостатки.

ВОСЬМОЙ ШАГ: Мы составили список всех тех людей, которым мы причинили зло, и преисполнились желанием возместить им всем ущерб.

Что бы перейти к следующему этапу выздоровления, нам необходимо научиться прощать других людей, себя и просить прощения за зло, причиненное окружающим. В этом шаге мы составляем список всех людей, которым навредили во время нашей активной зависимости и подготавливаем себя к тому, что бы возместить им всем ущерб.

ДЕВЯТЫЙ ШАГ: Мы лично возмещали причиненный этим людям ущерб, где только возможно, кроме тех случаев, когда это могло повредить им или кому- либо другому.

Мы исправляем ошибки прошлого, избавляясь от гнетущего чувства вини и угрызений совести. Тем самым мы демонстрируем свое стремление жить по- новому.

ДЕСЯТЫЙ ШАГ: Мы продолжали самоанализ и, когда допускали ошибки, сразу признавали это.

Что бы не попасть в ловушку прежнего губительного образа мышления, мы продолжаем анализировать свои чувства, мысли и поведение. Нам необходимо учиться сразу признавать свои ошибки и исправлять их.

ОДИННАДЦАТЫЙ ШАГ: Путем молитв и размышлений мы старались улучшить свой осознанный контакт с Богом, как мы его понимали, молясь лишь о знании Его воли, которую нам надлежит исполнить и о даровании силы для этого.

На протяжении всего выздоровления, выполняя шаги, с 1-го по 10-й, мы обретаем понимание Бога, как силы более могущественной, чем наша собственная. Программа «12 ШАГОВ » не религиозная, но духовная. И нам обязательно нужно улучшать свой осознанный контакт с Богом, как мы его понимаем, что бы продолжать развивать нашу духовную сущность.

ДВЕНАДЦАТЫЙ ШАГ: Достигнув духовного пробуждения в результате выполнения этих шагов, мы стремились нести весть об этом другим зависимым и применять эти принципы во всех наших делах.

Наша главная задача- начать принципиально новую жизнь. Работая по предыдущим шагам мы получили инструменты выздоровления. Пришло время окончательно и безоговорочно впустить эти чудеса во все сферы нашей деятельности. Благодаря 12 -му шагу мы начинаем жить по- новому, неся весть о выздоровлении тем зависимым, которые все еще страдают, тем самым закрепляя свою веру в том, что мы на верном пути.

Все эти шаги прорабатываются системно, один за другим. Но по сути зависимый начинает учиться пользоваться всеми этими принципами сразу, как только приступает к выздоровлению по этой программе.

Никто не мог убедить нас, что мы зависимые. Теперь нам необходимо самим сделать это признание.Нам нужно осознать, что мы больны и, что болезнь вызывает серьезные последствия.

ВТОРОЙ ШАГ

Мы пришли к убеждению, что только сила, более могущественная, чем наша собственная, может вернуть нам здравомыслие.

Мы уже признали, что дело не в предметах нашего пристрастия(наркотики, алкоголь, игра), а в нашем заболевании. Теперь, в поисках возможности начать новую жизнь, нам необходимо обратиться за помощью к силе, более могущественной, чем мы сами(принципы программы, духовный наставник, Бог, другие зависимые с большим опытом трезвости и т. д.), поскольку мы уже убедились, что собственной силы воли нам не достаточно.

ТРЕТИЙ ШАГ

Мы приняли решение препоручить нашу волю и наши жизни заботе Бога, как мы его понимали.

Мы учимся доверять. Пробуем позволять событиям идти своим чередом, а не пытаемся контролировать всех и вся в угоду своей зависимости, как мы делали это прежде, опираясь лишь на свой эгоизм. Мы учимся быть готовыми принимать ответственность за наши решения и поступки.

ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ

Мы глубоко и бесстрашно исследовали себя с нравственной точки зрения.

Цель тщательного и бесстрашного исследования разобраться в наших запутанностях и противоречиях нашей жизни, что бы выяснить кем мы являемся на самом деле. Мы впервые посмотрим на себя честно, пытаясь исследовать свои слабые и сильные стороны.

ПЯТЫЙ ШАГ

Мы признали перед Богом, собой и каким- либо другим человеком истинную природу наших заблуждений.

В этом шаге мы обретаем свободу честно взглянув на свое прошлое, поделившись самым сокровенным с близким человеком, и признав это перед Богом, как мы его понимаем. На протяжении многих лет мы отказывались принять правду о себе. Теперь все начинает меняться.

ШЕСТОЙ ШАГ

Мы полностью подготовились к тому, что бы Бог избавил нас от всех этих дефектов характера.

Готовность к действиям — вот к чему мы стремимся, выполняя этот шаг. Мы уже знаем, что не наркотики/алкоголь — причина наших неприятностей. Это наши дефекты характера и слабости, которые мы обнаружили и признали в 4- м и 5-м шагах. Теперь мы хотим избавиться от всего, что тяготит нас, но сначала к этому нужно подготовиться, что бы без страха шагнуть на встречу чему то новому и неизведанному, отказавшись от привычной нам боли и страданий.

СЕДЬМОЙ ШАГ

Мы смиренно просили Его избавить нас от наших недостатков.

Мы осознаем, что мы не идеальны. И без лишней строгости к себе, руководствуясь готовностью меняться, полученной в 6- м шаге, переходим к действиям. Опираясь на опыт наших друзей, которые уже сделали этот шаг, и поддержку силы, более могущественной, чем наша собственная, получаем мужество, силу и надежду, что бы преодолеть наши недостатки.

ВОСЬМОЙ ШАГ

Мы составили список всех тех людей, которым мы причинили зло, и преисполнились желанием возместить им всем ущерб.

Что бы перейти к следующему этапу выздоровления, нам необходимо научиться прощать других людей, себя и просить прощения за зло, причиненное окружающим. В этом шаге мы составляем список всех людей, которым навредили во время нашей активной зависимости и подготавливаем себя к тому, что бы возместить им всем ущерб.

ДЕВЯТЫЙ ШАГ

Мы лично возмещали причиненный этим людям ущерб, где только возможно, кроме тех случаев, когда это могло повредить им или кому-либо другому.

Мы исправляем ошибки прошлого, избавляясь от гнетущего чувства вини и угрызений совести. Тем самым мы демонстрируем свое стремление жить по- новому.

ДЕСЯТЫЙ ШАГ

Мы продолжали самоанализ и, когда допускали ошибки, сразу признавали это.

Что бы не попасть в ловушку прежнего губительного образа мышления, мы продолжаем анализировать свои чувства, мысли и поведение. Нам необходимо учиться сразу признавать свои ошибки и исправлять их.

Наша главная задача- начать принципиально новую жизнь. Работая по предыдущим шагам мы получили инструменты выздоровления. Пришло время окончательно и безоговорочно впустить эти чудеса во все сферы нашей деятельности. Благодаря 12-му шагу мы начинаем жить по- новому, неся весть о выздоровлении тем зависимым, которые все еще страдают, тем самым закрепляя свою веру в том, что мы на верном пути.

Даже беглый взгляд на историю программы "12 шагов" поражает и убеждает в некой особой феноменальности этого явления. Судите сами.

Рождение группы анонимных алкоголиков, созданной бывшими алкоголиками, биржевым маклером Билли В. (Вильям Грифт Вилсон, 1895-1971) и врачом – хирургом Бобом (Роберт Хальбрук Смит, 1895-1971) относят к 1935-1937 гг. .

Зародилось движение в Соединённых Штатах Америки. Поэтому эта страна и сегодня является его координационным центром со штаб-квартирой в Нью-Йорке. В последующем ячейки движения распространились в другие регионы мира, а также практически во все страны Западной Европы.

У истоков этого нового объединения стояли также пасторы трех главных протестантских деноминаций. В 1939 году аналогичные программы были внедрены в Канаде, Ирландии, Мексике, Японии. Поражают стремительный рост и масштабы распространения этой организации .

Анализ результатов деятельности различных групп самопомощи, основанных на идеологии "12 шагов", впоследствии дал возможность объединить духовные принципы работы групп АА (и других) с некоторыми положениями психологии, психиатрии, социологии, антропологии и других наук.

Это привело к появлению в конце 40-х годов Миннесотской модели, основу которой составляют следующие представления:

Химическая зависимость (алкоголизм, наркомания) является неизлечимым хроническим заболеванием, имеющем духовную основу и возникающем не по вине заболевшего;

Химическая зависимость является одним из возможных проявлений глубинных духовных дефектов (позже они были названы созависимостью) и имеет единую природу с другими видами зависимости;

Зависимость невозможно вылечить, однако возможен поворот от развития болезни к выздоровлению при готовности человека к такому повороту и желании отказаться для этого от своеволия;

У человека, страдающего алкоголизмом или наркоманией, легко может сформироваться зависимость от любых веществ, изменяющих сознание, волевую, эмоциональную или интеллектуальную сферу. Поэтому лечение по Миннесотской модели – полностью безмедикаментозное;

Лечебный центр должен представлять собой терапевтическое сообщество, персонал которого не противопоставляет себя пациентам, а сотрудничает с ними. Поощряется и стимулируется максимальная открытость в общении, при строгом соблюдении правил конфиденциальности и анонимности;

Ответственность за выздоровление лежит на самом пациенте.

Добрались "12-тишаговики" и до России.

С 1987 года "12-ти шаговая" программа реабилитации алкоголь- и наркозависимых внедряется и активно распространяется по всей России. Проводятся всевозможные съезды, симпозиумы, конференции, выпускается специальная литература, альманахи, брошюры, книги с символикой АА. Протестантский пастор Д.В. Кинли помог организовать деятельность филиалов в Киеве, Кишинёве, Одессе, Алма-Ате, Новосибирске и Москве.

С начала 90-х годов прошлого века, пользуясь тем, что, к сожалению, ни в стране в целом, ни в Русской Православной Церкви, в частности, не было ещё опыта работы с наркозависимыми и каких-либо реабилитационных программ, некоторые деятели ухватились за то, что как всегда "вовремя" подсунул Запад, и стали активно внедрять "12-ти шаговую" программу в России. Недаром многие православные россияне считают общества АН оздоровительной сектоподобной протестантски ориентированной международной организацией, которая окормляется "пастырями" из-за рубежа или по их подсказке.

Да и стажировались некоторые наши "продвинутые" активисты и даже священники в США по приглашению Института проблем химической зависимости в Нью-Йорке (причем, будучи далекими по своему образованию не только от проблем наркологии, но и от медицины в целом). Можете себе представить, что бывшие педагоги, музыканты или повара вдруг в одночасье становятся специалистами в области наркологии (?!!). Нет? Оказывается, еще как это возможно, было бы желание, а Америка поможет.

Цель такой стажировки – перенять и внедрить в России опыт избавления от алкоголя и наркомании по протестантской Программе "12 шагов", а обучение этому проходит в реабилитационных центрах "Эшли" (штат Мэриленд) и "Грэймар" (штат Нью-Йорк) и др. Окончив там курсы, заимствовав готовую методику, заручившись зарубежной поддержкой и сославшись на то, что "эта программа хорошо зарекомендовала себя уже во многих странах" , руками некоторых наших сограждан программа начинает широко и очень активно внедряться в России. Тем более что деньги на это даются, в том числе, например, Луисом Бентлом, президентом одной из крупнейших табачных компаний США – "UST", очень почему-то заинтересованному в реабилитации от наркотиков наших соотечественников, а подготовкой наших психологов руководят профессионалы из известнейших центров США: Хезелден (штат Флорида), Эшли (штат Мэриленд), Хай Вотч (штат Коннектикут), Сера Тусон (штат Аризона), "Грэймар" (штат Нью-Йорк).

"…Программа "12 шагов" лоббируется со стороны государства и финансируется международными структурами".

Хочется напомнить историю с внедрением у нас Программ демографического сдерживания – "Полового воспитания" и "Планирования семьи" – тоже "хорошо себя зарекомендовавших" (с точки зрения тех, кому мешало население России) и завезённых к нам из США. Потом мы кусали локти и теперь, объявив демографическую проблему первоочередной для России, пытаемся спасти ситуацию! Да что там, по той же схеме внедрялась у нас в стране сайентология, а первыми адептами-внедряльщиками ее в России стали слетавшие в Лондон на стажировку бывшие космонавт и сотрудник МВД. А пресловутая программа "Альфа-Омега" все с тем же протестантским душком, которую тоже пытались протащить через Русскую Православную Церковь скомпрометировавший себя в Ивановской Епархии и изгнанный из неё и из игуменства Николо-Решемского монастыря игумен Евмений?

Пока проблемами химической зависимости будут заниматься некомпетентные люди, ждать положительных результатов не приходится. Мы даже знаем случай, когда серьёзными вопросами акушерства и гинекологии вдруг занялись прапорщики, провизоры, компьютерщики и парикмахеры. Теперь та же история повторяется и с вопросами наркомании. Как говорится в известной басне И.А. Крылова:

Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник,
И дело не пойдет на лад.
Да и примечено стократ,
Что кто за ремесло чужое браться любит,
Тот завсегда других упрямей и вздорней:
Он лучше дело все погубит…

Нашу страну губят дилетанты и падкие на западные подачки новаторы-реформаторы.

По свидетельству многих российских исследователей, 12-ти шаговая Программа плохо приживается на нашей почве. Интересно, почему? Да потому что наш менталитет является духовным иммунитетом. В литературе наркологического профиля была опубликована серия материалов, в которых анализировался опыт работы общества АА (А.Л.Игонин. 2007 г.). И хотя авторы в чем-то положительно оценивали этот опыт, их суждения не были уж столь восторженными.

Иеромонах же Иона Займовский, автор книги "Церковь и страдающая личность" и руководитель упомянутого Центра духовного развития детей и молодежи при Свято-Даниловском монастыре, характеризует успехи групп АА/АН, работающих по иностранному образцу, "как беспрецедентный успех". Догадайтесь, где стажировался уважаемый иеромонах?

Очень жаль, что священник, живущий в России, здесь воспитывавшийся и получивший образование, не учитывает накопленный в Русской Православной Церкви огромный опыт душепопечения и излечения духовных недугов.

Это и положительный опыт исцеления пьяниц и алкоголиков в "Обществах Трезвости" перед началом Первой Мировой Войны.

Трудно предположить и печально, если он этого не знает. Ещё печальнее, если знает и отвергает.

Этот опыт теперь активно возрождается в России. Также как и накопленный на сегодняшний день богатый опыт православных организаций по реабилитации наркозависимых. Что же мешает отцу Ионе, православному монаху, изучить и использовать во благо заблудших душ отечественный опыт? Конечно, проще и легче пойти по проторенному Западом пути. Соответствовать, так сказать, духу времени, прослыть новатором-реформатором. Но что ждёт нас в конце такого пути?! Тем более что сам Запад не в восторге от эффективности своих программ.

Можете ли вы представить себе владыку Николая Японского, просветившего светом Православия Японию, "работающим" там для удобства местного населения по "инославным" программам и говорящего "об иных богах"? Или Нестора Камчатского, или вл. Макария Алтайского и многих, многих других? Неужели в России все так безнадежно, что мы вынуждены руками православного священства проводить в православной среде протестантскую или иную миссию?!

В первом номере журнала "Наркология" за 2007 год опубликована статья профессора, доктора медицинских наук, руководителя Отдела судебно-психиатрических проблем наркоманий и алкоголизма ФГУ "ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского" Росздрава А.Л. Игонина "Общество анонимных алкоголиков и перспективы его деятельности в России (обзорное сообщение)". Данный материал, вполне конкретно, с реальных научно обоснованных позиций объективно отражает различные аспекты работы сообщества "Анонимных Алкоголиков/Анонимных Наркоманов (АА/АН)".

Что же представляет собой 12-ти шаговая программа?

Профессор А.Л. Игонин выделяет три основных по сути компонента метода движения АА/АН:

Обращение к религиозным (якобы) чувствам своих членов;

Активное взаимодействие между собой и взаимопомощь друг другу пациентов в группе;

Создание особой антиалкогольной (антинаркотической) социальной среды.

Опыт 12-ти шаговой Программы показал якобы прекрасные результаты её работы во всём мире, и, если можно этому верить, помог огромному числу наркоманов и алкоголиков начать вести трезвый образ жизни. Это, конечно, момент отрадный – тысячи людей перестают быть наркоманами без всякого медицинского лечения, а только изменив свой образ жизни. Но тогда он явно свидетельствует в пользу того, что алкоголизм и наркомания – это болезни, прежде всего, духовные. А если это так, тогда можно предположить и путь к освобождению от чумы XXI века.

Мы не будем сейчас анализировать так называемый "религиозный" опыт работы в 12-ти шагах. Он не только весьма сомнителен, но, с нашей точки зрения, и вовсе не является религиозным. В лучшем случае его можно в какой-то мере назвать "духовным". Но мы же знаем, что между понятиями "религиозный" и "духовный" не стоит знак равенства. Да и духовность духовности рознь!

Рассмотрим второй компонент деятельности АА/АН – групповое взаимодействие. Использование данного метода ни в коем случае не является изобретением общества АА. Это частное проявление групповой психотерапии при наркологических заболеваниях широко использовалось ещё в начале 20-го века в тех же США. Этот метод, по мнению проф. А.Л.Игонина (независимо от того, применяется он членами общества АА или психотерапевтами обычных наркологических стационаров), имеет ряд важных для излечения пациентов эффектов. К ним относятся: достижение сплочённости, внушение надежды, обобщение, альтруизм, предоставление информации, межличностное обучение, развитие навыков в общении, имитирующее поведение, катарсис. Это можно считать важным моментом в процессе реабилитации больных.

Третьим компонентом деятельности общества АА/АН является создание особой социальной среды. Больные и члены их семей общаются не только во время заседания ячеек, но и вне их. Они ведут общественную деятельность по пропаганде трезвого образа жизни и распространению опыта деятельности АА/АН. Однако, к сожалению, и этот вид деятельности АН требует также особого рассмотрения и внесения корректировки.

Следует отметить большой недостаток в деятельности АА/АН, который может привести их (и периодически приводит) к тяжёлым медицинским последствиям. Дело в том, что идеологи АА/АН в своей деятельности дистанцируются от взаимоотношений с наркологическими и психиатрическими учреждениями официальной медицины. Это, с одной стороны, чревато медицинскими проблемами для больных (а нам известны подобные случаи: развитие острых психозов и совершение суицидальных попыток, особенно в постабстинентном и раннем восстановительном периодах, когда у них нередко развивается тяжёлый депрессивный синдром), а с другой стороны – может свидетельствовать даже о их связи с деструктивной сектой – в частности, сайентологическими организациями, занимающимися псевдомедицинской практикой (например, "Нарконон". "Церковь сайентологии" и другие хаббардистские организации (центры дианетики, Криминон" и пр.), которые относятся к опасным деструктивным культам! Сайентология – это образец тоталитарной секты, самая архетипическая тоталитарная секта .

И такая связь прослеживается. У нас имеются документы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и прокуратуры г. Москвы, свидетельствующие о том, что 12-ти шаговые Программы в мире активно распространяются на деньги той самой деструктивной секты – Американского Хаббардовского Центра. А сайентологи, как известно, питают особое пристрастие к методам психического воздействия на людей и вторгаются в наркологию со своими сомнительными, а точнее – оккультными, подавляющими волю и сознание личности, методиками, при этом нетерпимо относясь к официальной психиатрии и наркологии.

Неприязнь со стороны сайентологов мы ощутили как на деятельности нашего Центра, так и на себе лично (на меня в штаб-квартире сайентологов в Москве заведено ими досье, о чем несколько лет назад показали по TV – о. Анатолий Берестов).

То, что во всём мире "12 шагов" продвигаются, в том числе на хаббардовские и соросовские деньги, – это общеизвестно, хотя я вовсе не утверждаю, что отцы Иона и Пётр работают на эти деньги. Я этого не знаю, и поэтому утверждать не имею права, но я точно знаю, что в мире 12 шагов распространяются на хаббардовские и соровские деньги.

Анатолий Берестов, иеромонах
Русская линия – 16.10.2007.

Использованная литература

1. Иванова Н., Бирун Н.. "Наркотики: выход есть". С.-Пб-Москва-Харьков-Минск. 2001. -С. 111-112.

2. Невярович В.К. "Порок души".

3. Займовский Иона, иеромонах. Церковь и страдающая личность. - М.: Даниловский Благовестник, 2005. - С.21

4. Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. - Нижний Новгород: Христианская библиотека. 2006.

5. Займовский Иона, иеромонах. Церковь и страдающая личность". – М.: Даниловский Благовестник, 2005. - C.14.

6. 12 шагов и 12 традиций. - Нью-Йорк, 1989. - С.26.

В последнее время формы болезненной зависимости от психоактивных веществ — наркомания, токсикомания, алкоголизм — принято объединять общим термином "зависимость от химически активных соединений", или для краткости "химическая зависимость". Больной, страдающий химической зависимостью, редко живет в полной изоляции. Обычно он живет либо в родительской, либо в им созданной семье с детьми и женой (мужем). Химическая зависимость одного из членов семьи неизбежно нарушает внутрисемейные взаимоотношения. В большинстве семей, в которых проживают больные с химической зависимостью, обнаруживаются осложнения, которые в последние 15 лет стали обозначаться термином созависимость (со — приставка, указывающая на совместность, сочетанность действий, состояний).

Созависимость является не только мучительнымсостоянием для страдающего ею (подчас более мучительным, чем сама химическая зависимость), но и для членов семьи, принимающих такие правила и формы взаимоотношений, которые поддерживают семью в дисфункциональном состоянии. Созависимость — это фактор риска рецидива химической зависимости у больного, фактор риска возникновения различных нарушений в потомстве, в первую очередь риска химической зависимости, почва для развития психосоматических заболеваний и депрессии.

Когда говорят о низкой эффективности лечениябольного с химической зависимостью, то часто сетуют на то, что "больной вернулся в ту же среду". Действительно, среда может способствовать рецидиву болезни, особенно внутрисемейная среда.

Химическая зависимость — семейное заболевание. Естьтеории, рассматривающие химическую зависимость как симптом дисфункции семьи. Из этого следует, что система наркологической помощи должна предусматривать не только лечение зависимости от алкоголя, наркотиков, но и лечение созависимости. Помощь необходима как больному, так и другим родственникам, проживающим совместно с ним.

Дефиниция созависимости

Единой, всеобъемлющей дефиниции созависимости не существует. Поэтому приходится прибегать к описанию феноменологии этого состояния. После рассмотрения многих определений в литературе этого состояния я приняла в качестве рабочего следующее: "Созависимый человек — этот тот, кто полностью поглощен тем, чтобы управлять поведением другого человека, и совершенно не заботится об удовлетворении своих собственных жизненно важных потребностей".

Созависимыми являются:

1) лица, находящиеся в браке или близких отношениях с больным химической зависимостью;

2) лица, имеющие одного или обоих родителей, больных химической зависимостью;

3) лица, выросшие в эмоционально-репрессивных семьях.

Родительская семья созависимых

Созависимые происходят из семей, в которых имели место либо химическая зависимость, либо жестокое обращение (физическая, сексуальная или эмоциональная агрессия), а естественное выражение чувств запрещалось ("не реви", "что-то ты развеселился очень, как бы плакать не пришлось", "мальчикам плакать нельзя"). Такие семьи носят название дисфункциональных.

Семья — это главная система, к которой принадлежит каждый из нас. Система — это группа людей, взаимодействующих как одно целое. Поскольку все части этой системы находятся в тесном контакте, то и улучшение (ухудшение) состояния одного из членов семьи неизбежно отражается на самочувствии других. Чтобы вся семья могла лучше функционировать, необязательно ждать, когда больной химической зависимостью обратится за лечением. Жизнь семьи может существенно улучшиться, если хотя бы один из созависимых членов ее начнет выздоравливать от созависимости.

Наивысшая цель семейной психотерапии — помощь в превращении дисфункциональной семьи в функциональную.

Признаки дисфункциональной семьи:

  1. Отрицание проблем и поддержание иллюзий.
  2. Вакуум интимности
  3. Замороженность правил и ролей
  4. Конфликтность во взаимоотношениях
  5. Недифференцированность "я" каждого члена ("Если мама сердится, то сердятся все")
  6. Границы личности либо смешаны, либо наглухо разделены невидимой стеной
  7. Все скрывают секрет семьи и поддерживают фасад псевдоблагополучия
  8. Склонность к полярности чувств и суждений
  9. Закрытость системы
  10. Абсолютизирование воли, контроля.

Воспитание в дисфункциональной семье подчиняется определенным правилам. Вот некоторые из них: взрослые — хозяева ребенка; лишь взрослые определяют, что правильно, что неправильно; родители держат эмоциональную дистанцию; воля ребенка, расцениваемая как упрямство, должна быть сломлена и как можно скорее.

Признаки функциональной семьи:

  1. Проблемы признаются и решаются
  2. Поощряются свободы (свобода восприятия, мысли и обсуждения, свобода иметь свои чувства, желания, свобода творчества)
  3. Каждый член семьи имеет свою уникальную ценность, различия между членами семьи высоко ценятся
  4. Члены семьи умеют удовлетворять свои потребности
  5. Родители делают то, что говорят
  6. Ролевые функции выбираются, а не навязываются
  7. В семье есть место развлечениям
  8. Ошибки прощаются, на них учатся
  9. Гибкость всех семейных правил, законов, возможность их обсуждения.
  10. Любой из признаков функциональной семьи может стать целью одного из занятий по групповой психотерапии. Сравнительные характеристики функциональных и дисфункциональных семей в сжатом виде можно представить следующим образом.

Сравнение функциональных и дисфункциональных семей

Функциональные семьи

Дисфункциональные семьи

Гибкость ролей, взаимозаменяемость функций

Негибкость ролей, функции ригидны

Правила гуманны и способствуют гармонии, поощряется честность

Правила негуманны, им невозможно следовать

Границы признаются и уважаются

Границы либо отсутствуют, либо ригидны

Коммуникации прямые; чувства открытые, свобода говорить

Коммуникации непрямые и скрытые; чувства не ценятся

Поощряется рост и независимость; индивиды способны видеть конфликты

Поощряется либо бунтарство, либо зависимость и покорность; индивиды неспособны разрешать конфликты

Исход: приемлемый и конструктивный

Исход: неприемлемый и деструктивный

Воспитание в дисфункциональной семье формирует те психологические особенности, которые составляют почву созависимости. Рассматривать созависимость только как ответную реакцию на стресс в семье в виде химической зависимости у одного из членов было бы неверно. Стресс выступает как триггер, пусковой механизм, чтобы имевшаяся почва пришла в движение. Здесь уместно напомнить обассортативности браков больных алкоголизмом. Ассортативность браков — это отклонение от панмиксии при выборе брачного партнера. Иными словами, ассортативность — это не случайный выбор супруга, а выбор по наличию определенных признаков. Как правило, подобный выбор делается неосознанно. Ассортативность браков при химической зависимости подтверждается тем, что супруги больны” чаще подвержены аналогичному заболеванию, чем представителиобщей популяции. Второе доказательство заключается в том, что семьи супругов отягощены случаями зависимости не менее часто, чем семьи самих больных с зависимостью. Известно, что дочери больных алкоголизмом отцов выходят замуж за тех мужчин, которые уже больны алкоголизмом или могут заболеть в будущем. Ассортативностью объясняется также и то, что повторный брак часто оказывается также "алкогольным", как и первый.

Из практики групповой психотерапии жен больных химической зависимостью следует, что в группе из 12 женщин обычно 9 человек являются дочерями больных алкоголизмом отцов или матерей.

Основные характеристики созависимости

Низкая самооценка — это основная характеристика созависимых, на которой базируются все остальные. Отсюда вытекает такая особенность созависимых, как направленность вовне. Созависимые полностью зависят от внешних оценок, от взаимоотношений с другими, хотя они слабо представляют, как другие должны к ним относиться. Из-за низкой самооценки созависимые могут постоянно себя критиковать, но не переносят, когда их критикуют другие, в этом случае они становятся самоуверенными, негодующими, гневными. Созависимые не умеют принимать комплименты и похвалу должным образом, это может даже усиливать у них чувство вины, но в то же время у них может портиться настроение из-за отсутствия такой мощной подпитки своей самооценки, как похвала, "словесные поглаживания" по Э. Берну. В глубине души созависимые не считают себя достаточно хорошими людьми, они испытывают чувство вины, когда тратят на себя деньги или позволяют себе развлечения.

Они говорят себе, что ничего не могут делать как следует из-за боязни сделать ошибку. В их сознании и лексиконе доминируют многочисленные "я должна", "ты должен", "как я должна вести себя с моим мужем?" Созависимые стыдятся пьянства мужа, но также стыдятся и самих себя.

Низкая самооценка движет ими, когда они стремятся помогать другим. Не веря, что могут быть любимыми и нужными, они пытаются заработать любовь и внимание других и стать в семье незаменимыми.

Компульсивное желание контролировать жизнь других. Созависимые жены, матери, сестры больных с зависимостью — это контролирующие близкие. Они верят, что в состоянии контролировать все. Чем хаотичнее ситуация дома, тем больше усилий они прилагают по ее контролю. Думая, что могут сдерживать пьянство близкого, контролировать восприятие других через производимое впечатление, им кажется, что окружающие видят их семью такой, какой они ее изображают. Созависимые уверены, что лучше всех в семье знают, как должны развиваться события и как должны себя вести другие члены. Созависимые пытаются не позволять другим быть самими собой и протекать событиям естественным путем. Для контроля над другими созависимые используют разные средства — угрозы, уговоры, принуждение, советы, подчеркивая тем самым беспомощность окружающих ("муж без меня пропадет").

Попытка взять под контроль практически неконтролируемые события часто приводит к депрессиям. Невозможность достичь цели в вопросах контроля созависимые рассматривают как собственное поражение и утрату смысла жизни. Повторяющиеся поражения усугубляют депрессию.

Другим исходом контролируемого поведения созависимых является фрустрация, гнев. Боясь утратить контроль над ситуацией, созависимые сами попадают под контроль событий или своих близких, больных химической зависимостью. Например, жена больного алкоголизмом увольняется с работы, чтобы контролировать поведение мужа. Алкоголизм мужа продолжается, и фактически именно алкоголизм контролирует ее жизнь, распоряжается ее временем, самочувствием и пр.

Желание заботиться о других, спасать других. Кто работает в области наркологии, наверное, слышал от жен больных химической зависимостью: "Хочу спасти мужа". Созависимые любят заботиться о других, часто выбирая профессии врача, медсестры, воспитательницы, психолога, учителя. Забота о других перехлестывает разумные и нормальные рамки. Соответствующее поведение вытекает из убежденности созависимых в том, что именно они ответственны за чувства, мысли, действия других, за их выбор, желания и нужды, заихблагополучие или недостаток благополучия и даже за саму судьбу. Созависимые берут на себя ответственность за других, при этом совершенно безответственны в отношении собственного благополучия (плохо питаются, плохо спят, не посещают врача, не удовлетворяют собственных потребностей).

Спасая больного, созависимые лишь способствуют тому, чтоон продолжает употреблять алкоголь или наркотики. И тогда созависимые злятся на него. Попытка спасти никогда не удается. Это всеголишь деструктивная форма поведения и для зависимого, и для созависимого.

Желание спасти больного так велико, что созависимые делают и то, что в сущности не хотят делать. Они говорят "да" тогда, когдаим хотелось бы сказать "нет", делают для близких то, что те сами могут сделать для себя. Они удовлетворяют нужды своих близких, когдатене просят их об этом и даже не согласны, чтобы созависимые это для них делали. Созависимые больше отдают, чем получают в ситуациях, связанных с химической зависимостью близкого. Они говорят и думают за него, верят, что могут управлять его чувствами и не спрашивают, чего хочет их близкий. Они решают проблемы другого, а в совместной деятельности (например, ведение домашнего хозяйства) делают больше, чем им следовало бы делать по справедливому разделению обязанностей.

Такая "забота" о больном предполагает некомпетентность, беспомощность и неспособность его делать то, что делает за него созависимый близкий. Все это дает основание созависимым чувствовать себя постоянно нужными и незаменимыми.

"Спасая" химически зависимого больного, созависимые неизбежно подчиняются закономерностям, известным под названием "Драматический треугольник С. Карпмана" или "Треугольник власти".

Треугольник С.Карпмана

Созависимые пытаются спасать других потому, что для них это легче, чем переносить дискомфорт и неловкость, а порой и душевную боль, сталкиваясь с неразрешенными проблемами. Созависимые не говорят: "Это очень плохо, что у тебя такая проблема. Чем я могу тебе помочь?" Их ответ таков: "Я здесь. Я это сделаю за тебя".

Если созависимый человек не научится распознавать моменты, когда ему надо быть спасателем, то он будет постоянно позволять другим ставить себя в положение жертвы. Фактически сами созависимые участвуют в процессе собственной виктимизации. Драма развивается по принципу треугольника С. Карпмана.

Сдвиг ролей в треугольнике сопровождается изменением эмоций, причем довольно интенсивных. Время пребывания созависимого человека в одной роли может длиться от нескольких секунд донескольких лет, за один день можно двадцать раз попеременно побывать в роли спасателя — преследователя — жертвы. Цель психотерапии в данном случае заключается в том, чтобы научить созависимых распознавать свои роли и сознательно отказываться от роли спасателя. Профилактика состояния жертвы заключается в сознательном непринятии роли спасателя.

Чувства. Многие поступки созависимых мотивированы страхом, который является основой развития любой зависимости. Страх столкновения с реальностью, страх быть брошенной, страх, что случится самое худшее, страх потери контроля над жизнью и т. д. Когда люди находятся в постоянном страхе, у них появляется прогрессирующая тенденция к ригидности тела, духа, души. Страх сковывает свободу выбора. Мир, в котором живут созависимые, давит на них, неясен им,полон тревожных предчувствий, ожиданий плохого. В таких обстоятельствах созависимые становятся все более ригидными и усиливают свой контроль. Они отчаянно пытаются сохранить иллюзию построенного ими мира.

Помимо страха у созависимых могут преобладать в эмоциональной сфере и другие чувства: тревога, стыд, вина, затянувшееся отчаяние, негодование и даже ярость.

Есть, однако, еще одна характерная особенность эмоциональной сферы — обнубиляция чувств (затуманивание, неясность восприятия) либо даже полный отказ от чувств. По мере длительности стрессовой ситуации в семье у созависимых растут переносимость эмоциональной боли и толерантность негативных эмоций. Способствует росту толерантности такой механизм эмоционального обезболивания,как отказ чувствовать, потому что чувствовать слишком больно.

Жизнь созависимых протекает так, как будто и не воспринимается всеми чувствами. У них как бы утрачены навыки распознаваниями понимания своих чувств. Они слишком поглощены удовлетворением желаний других людей. Одно из определений созависимости гласит. "Созависимость — это отказ от себя". Созависимые даже думают,что не имеют права на свои чувства, они готовы отречься от своегочувственного опыта.

Кроме того, что созависимые утратили естественную связь со своими чувствами, они еще привыкли к искажению чувств. Они усвоили, что можно испытывать лишь приемлемые чувства. Созависимаяжена хочет видеть себя доброй, любящей, но на самом деле испытывает чувство негодования по поводу пьянства мужа. В результате ее гнев трансформируется в самоуверенность. Трансформация чувств происходит подсознательно.

Гнев занимает большое место в жизни созависимых. Они чувствуют себя уязвленными, обиженными, рассерженными и обычно склонны жить с людьми, которые чувствуют себя точно так же. Они боятся собственного гнева и гнева других людей. Проявление гнева часто используется для того, чтобы держать на расстоянии от себя того, с кем трудно строить взаимоотношения — "Я сержусь, значит он уйдет". Созависимые стараются подавить свой гнев, но это не приводит к облегчению, а лишь усугубляет состояние. В связи с этим созависимые могут много плакать, длительно болеть, совершать отвратительные поступки для сведения счетов, проявлять враждебность и насилие. Созависимые считают, что их "заводят", вынуждают злиться, и поэтому они наказывают за это других людей.

Вина и стыд — часто присутствуют в их психологическом состоянии. Они стыдятся как собственного поведения, так и поведения своих близких, страдающих химической зависимостью, поскольку у созависимых нет четких границ личности. Стыд может приводить к социальной изоляции, чтобы скрыть "позор семьи", созависимые перестают ходить в гости и приглашать людей к себе.

Негативные чувства в силу своей интенсивности могут генерализовываться и распространяться на других людей, в том числе на психотерапевта. Легко возникает ненависть к себе. Сокрытие стыда, ненависти к себе могут выглядеть как надменность и превосходство (еще одна трансформация чувств).

Отрицание. Созависимые используют все формы психологической защиты: рационализацию, минимизацию, вытеснение и пр., но более всего отрицание. Они склонны игнорировать проблемы или делать вид, что ничего серьезного не происходит ("просто вчера опять он пришел пьяный"). Они как будто уговаривают себя в том, что завтра все будет лучше. Порою созависимые постоянно заняты чем-то, чтобы не думать о главной проблеме. Они легко обманывают себя, верят в ложь, верят всему, что им сказали, если сказанное совпадает с желаемым. Самым ярким примером легковерия, в основе которого лежит отрицание проблемы, является ситуация, когда жена больного алкоголизмом продолжает десятилетиями верить, что он бросит пить и все само собой изменится. Они видят только то, что хотят видеть, и слышат только то, что хотят слышать.

Отрицание помогает созависимым жить в мире иллюзий, поскольку правда настолько болезненна, что они не могут ее вынести. Отрицание — это тот механизм, который дает им возможность обманывать себя. Нечестность даже по отношению к себе — это утрата моральных принципов, ложь неэтична. Обман себя — это деструктивный процесс как для самого индивида, так и для других. Обман — форма духовной деградации.

Созависимые отрицают у себя наличие признаков созависимости.

Именно отрицание мешает мотивировать их на преодоление собственных проблем, попросить помощи, затягивает и усугубляет химическую зависимость у близкого, позволяет прогрессировать созависимости и держит всю семью в дисфункциональном состоянии.

Болезни, вызванные стрессом. Жизнь созависимых сопровождают телесные недуги. Это психосоматические нарушения, такие, как язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, колиты, гипертензия, головные боли, нейроциркуляторная дистония, астма, тахикардия, аритмия и др. Созависимые легче, чем другие люди, становятся зависимыми от алкоголя либо от транквилизаторов.

Они болеют от того, что пытаются контролировать то, что в принципе не поддается контролю (чью-то жизнь). Созависимые много работают. Они содержат в порядке вещи. Много сил тратят на то, чтобы выжить, из-за чего у них развивается функциональная недостаточность. Появление психосоматических заболеваний свидетельствует о прогрессировании созависимости.

Оставленная без внимания, созависимость может привести к смерти из-за психосоматического заболевания, невнимания к собственным проблемам.

Таким образом, проявления созависимости довольно разнообразны. Они касаются всех сторон психической деятельности, мировоззрения, поведения человека, системы верований и ценностей, а также физического здоровья.

Параллелизм проявлений зависимости и созависимости

Некоторые авторы считают, что созависимость является такой же болезнью, как и зависимость. Мы не вполне разделяем эту точку зрения. Возможно, созависимость скорее отвечает критериям патологического развития личности. В любом случае созависимость можно глубже понять, опираясь на термины описательной психологии, чем на термины, обозначающие психические нарушения. Глубокое понимание личности в особенности необходимо тогда, когда мы стремимся оказать ей психологическую, а не медикаментозную помощь.

Чем бы ни являлась созависимость - отдельной болезнью, реакцией на стресс или развитием личности, - сравнение этого состояния с зависимостью лишь помогает глубже понять изучаемое явление.

Созависимость — зеркальное отражение зависимости. Основными психологическими признаками любой зависимости является триада:

Обсессивно-компульсивное мышление, когда речь идет о предмете зависимости (об алкоголизме, наркотиках);
- отрицание как форма психологической защиты;

утрата контроля. Химическая зависимость поражает как индивида, так и его семью:

Физически;
- психологически;
- социально.

Указанные выше признаки относятся и к созависимости. Сходство зависимости и созависимости усматривают в том, что оба состояния:

а) представляют собой первичное заболевание, а не симптом иного заболевания;
б) приводят к постепенной физической, психической, эмоциональной и духовной деградации;
в) при невмешательстве могут привести к преждевременной смерти;
г) при выздоровлении требуют системного сдвига как в физическом, так и в психологическом плане.

Пристрастие к алкоголю и наркотикам и созависимость в равной степени отбирают у больного и его близких, совместно с ним проживающих, энергию, здоровье, подчиняют себе их мысли, эмоции. В то время как больной навязчиво думает о прошлой или будущей выпивке (потреблении химических веществ), мысли его жены (матери) столь же навязчиво направлены на возможные способы контроля над его поведением.

Для наглядности представим параллелизм проявлений обоих состояний в виде таблицы.

Таблица. Параллелизм проявлений зависимости и созависимости

Признак

Зависимость

Созависимость

Охваченность сознания предметом пристрастия

Мысль об алкоголе или другом веществе доминирует в сознании

Мысль о близком, больном химической зависимостью, доминирует в сознании

Утрата контроля

Над количеством алкоголя или другого вещества, над ситуацией, над своей жизнью

Над поведением больного и над собственными чувствами, над своей жизнью

Отрицание, минимизация, проекция

"Я не алкоголик", "Я не очень много пью"

"У меня нет проблем", проблемы у моего мужа"

Рационализация и другие формы психологической

защиты

"Друг пригласил на день рождения"

Агрессия

Словесная, физическая

Словесная, физическая

Преобладающие чувства

Душевная боль, вина, стыд, страх

Душевная боль, вина, стыд, ненависть, негодование

Рост толерантности

Увеличивается переносимость все больших доз вещества (алкоголь, наркотики

Растет выносливость к эмоциональной боли

Синдром похмелья

Для облегчения синдрома требует новая доза вещества, к которому имеется пристрастие

Порвав взаимоотношения с зависимым человеком, созависимые вступают в новые деструктивные взаимоотношения

Опьянение

Часто повторяющееся состояние в результате употребления химического вещества

Невозможность спокойно, рассудительно, т.е. трезво, мыслить

Самооценка

Низкая, допускающая саморазрушающее поведение

Физическое здоровье

Болезни печени, сердца, желудка, нервной системы

Гипертензия, головные боли, "невроз" сердца, язвенная болезнь

Сопутствующие психические нарушения

Депрессия

Депрессия

Перекрестная зависимость от других веществ

Зависимость от алкоголя, наркотиков, транквилизаторов может сочетаться у одного индивида

Помимо зависимости от жизни больного, возможна зависимость от транквилизаторов, алкоголя, и др.

Отношение к лечению

Отказ от помощи

Отказ от помощи

Условия выздоровления

Воздержание от химического вещества, знание концепции болезни, долгосрочная реабилитация

Отстранение от человека, с которым имеются длительное время близкие отношения, знание концепции созависимости, долгосрочная реабилитация

Эффективные программы выздоровления

Программа 12 шагов, психотерапия, группы самопомощи типа АА

Программа 12 шагов, психотерапия, группы самопомощи типа Ал-Анон

Перечень сходных признаков, представленных в таблице, не является исчерпывающим. Как зависимость, так и созависимость являются длительным, хроническим состоянием, приводящим к страданиям и деформации духовной сферы. У созависимых эта деформация выражается в том, что они вместо любви питают к близким ненависть, теряют веру во всех, кроме себя, хотя своим здоровым импульсам тоже не доверяют, испытывают жгучее чувство ревности, зависти и безнадежности. Жизнь у зависимых больных и их созависимых близких проходит в условиях социальной изоляции (общение с собутыльниками не является полноценным).

Химическую зависимость часто называют болезнью безответственности. Больной не отвечает ни за последствия употребления химического вещества, ни за разрушение своего здоровья, он также безответ-ственнен по отношению к другим членам семьи, не выполняет родительских обязанностей. Созависимые лишь внешне производят впечатление сверхответственных людей, однако они в равной степени безответственны к своему состоянию, к своим потребностям, к своему здоровью и тоже не могут выполнять родительских обязанностей.

Преодоление созависимости

Для преодоления созависимости применяется программа, включающая в себя: образование по вопросам зависимости и созависимости, семейная система, индивидуальная и групповая психотерапия, семейная психотерапия, супружеская терапия, а также подкрепление в виде посещения групп самопомощи типа Ал-Анон, чтение литературы по соответствующей проблеме.

В лечебных центрах США, где семейные программы являются стационарными, лица, включенные в программу, заняты практически с 8 часов утра до 22 часов, проводя ежедневно следующие мероприятия: лекции, групповые обсуждения в малых группах, постепенное освоение программы 12 шагов, обучение техники релаксации и преодоления стресса, прослушивание лекций бывших пациентов об их собственном опыте, просмотр видеофильмов, индивидуальное консультирование, работа с литературой, заполнение опросников, ведение дневника чувств.

Наш собственный опыт оказания помощи созависимым охватывает лишь такие формы работы, как лекции, индивидуальное консультирование и индивидуальная психотерапия. Главным же методом и наиболее желательным является групповая психотерапия. Дополнительно к этому у нас практикуется ведение дневника с выполнением домашних заданий, чтение рекомендуемой литературы. После завершения программы психотерапевт рекомендует продолжать занятия, способствующие выздоровлению, в группах Ал-Анон.

Само собой разумеется, что психотерапевт лишь предлагает лечение, а созависимый индивид выбирает его или отвергает, т.е. работа основана на принципе добровольности. Отсев обратившихся за помощью большой, но это не должно смущать психотерапевта, так как людям с таким состоянием свойственно сопротивление любому вмешательству. Девизом многих созависимых могли бы быть слова: "Умру, но не изменюсь".

Формирование психотерапевтических групп должно происходить после индивидуальной консультации, в ходе которой изучаются внутрисемейная ситуация, характер взаимоотношений между членами семьи и психическое состояние обратившегося за помощью. В процессе всего лечебного контакта больному с химической зависимостью предоставляется возможность обращаться за медицинской помощью в данное лечебной учреждение, где лечится созависимый родственник. В нашей практике в основном было так — первой за помощью обращалась супруга больного, а сам больной приходил на лечение через несколько месяцев после начала лечения супруги. В редких случаях лечение супругов было одновременным (он лечился стационарно, она амбулаторно). Около половины лиц, страдающих химической зависимостью, приходили на лечение после того, как их близкие включались в программу выздоровления от созависимости и делали определенные успехи.

Мы работали вначале с группами открытого типа, затем предпочтение стали отдавать группам закрытого типа, т.е. раз сформировавшись, группа уже не принимала новых членов. В группахзакрытого типа обеспечивается больший психологический комфорт для своихчленов. Оптимальная их численность 10-12 человек. Если в группе меньше лиц, то разнообразие ситуаций и мнений, которые служат основой для освоения новых навыков внутрисемейных взаимоотношений, недостаточно велико. Если число лиц в группе больше 12, то трудно выслушать мнение каждого. Если член группы не "выговорится" у него может остаться чувство неудовлетворенности.

Собственно групповой психотерапии предшествует образовательная программа с изложением концепции зависимости и созависимости, основных признаков созависимости, концепции дисфункциональной семьи, форм психологической защиты (6 лекций по 2 часа каждая). Проведение образовательной части программы, как впрочем и вся психотерапия в целом, обеспечивается творческим подходом к ней.

Темы лекций могут варьировать в зависимости отпотребностей группы, их интереса к тем или иным сторонам функционирования семей.

Ниже приводим краткое изложение тем, которые мы обсуждали в группах по преодолению созависимости. Обсуждение темы включало разнообразные виды психотерапевтических методов, которые по нашему мнению были уместными по ходу занятий. Начинались и заканчивались групповые дискуссии молитвами о спокойствии духа и молитвами, применяющимися в гештальт-терапии.

Занятие 1. Тема: "Распознавание и отреагирование чувств".

Цель занятия — научиться на практике в группе определять собственные чувства, видеть, как много сходного между членами группы в переживании отрицательных эмоций, и на примере одного из чувств понять, как можно отреагировать это чувство неразрушительным для себя и других образом.

После отчета о самочувствии в настоящий момент (это полезно проводить в начале и в конце занятия, когда видна динамика чувств) можно предложить в письменной форме выполнить следующее упражнение, а затем обсудить ответы каждого из участников группы. Очень часто как зависимые, так и созависимые испытывают страх. Страх — это выученная эмоция. Следовательно, путем нового обучения можно обуздать его.

Упражнение

  1. Перечислите 1 -2 из своих страхов, с которыми Вы сталкивались сегодня?
  2. Как эти страхи ограничивали Вашу жизнь сегодня?
  3. Что Вы можете сделать, чтобы уменьшить свои страхи?

При обсуждении ответов на вопросы можно подвести участников группы к более глубокому осмыслению страха через другие чувства. Страх — это чувство беспомощности, тревоги, беспокойства, ужаса, вызванное ожиданием опасности, боли, несчастья.

Что мы можем делать со своими страхами? Здесь суммируетсяопыт участников группы. В резюме такого рода можно включить следующее.

  1. Мы можем выбросить из своего лексикона негативные слова и фразы типа "Я ничего не могу поделать с собой..."
  2. Изучать программу 12 шагов
  3. Сбалансировать свою жизнь
  4. Расширить зону комфорта, идя на риск
  5. Упражняться в технике расслабления.

Список можно продолжить. Затем сделать упражнение на расслабление. Послушать в конце занятия отчет о самочувствии каждого участника группы.

Если есть желание у членов группы, то на других занятиях можно поработать аналогичным образом с другими эмоциями — гневом, стыдом либо с такой реакцией на чувства, как слезливость. Упражнения может составить либо сам психотерапевт, либо позаимствовать ихиз литературы.

К примеру, можно раздать листки с текстом: "Оценим свойобраз мыслей".

ОЦЕНИМ СВОЙ ОБРАЗ МЫСЛЕЙ

  1. никогда со мной так не бывало;
  2. редко так со мной бывало;
  3. часто так со мной бывает;
  4. всегда так бывает

Поставьте ту цифру напротив вопроса, которая соответствует Вашему мнению:

  1. Я боюсь позволить другим людям узнать меня поближе.
  2. Я боюсь неожиданностей.
  3. Я ищу недостатки вместо преимуществ в большинстве ситуаций.
  4. Я чувствую, что недостойна любви.
  5. Я чувствую себя хуже других людей.
  6. У меня есть склонность к постоянному труду, перееданию, азартным играм, употреблению алкоголя или других опьяняющих средств.
  7. Я мало забочусь о себе, предпочитая заботиться о других.
  8. Я не могу избавиться от переполняющих меня чувств, идущих из прошлого, таких, как гнев, страх, стыд, печаль.
  9. Я добиваюсь похвалы и признания, делая людям приятное, стремясь к совершенству и сверхдостижениям.
  10. Я слишком серьезна и мне трудно поиграть, подурачиться.
  11. У меня появились проблемы со здоровьем из-за постоянных волнений, стрессов.
  12. У меня сильно выражена потребность контролировать других, диктовать им свою волю.
  13. Я испытываю трудности в выражении своих чувств.
  14. Я не люблю себя.
  15. У меня в жизни часты кризисные ситуации.
  16. Мне представляется, что я стала жертвой тяжелых обстоятельств.
  17. Я боюсь быть отвергнутой теми, кого люблю.
  18. Я резко критикую себя, я не боюсь даже раздавить себя упреками.
  19. Я ожидаю худшего в большинстве случаев.
  20. Когда я совершаю ошибку, я представляюсь себе никчемным человеком.
  21. Я считаю других виноватыми во всех моих трудностях.
  22. Я живу воспоминаниями.
  23. Я закрыта для новых идей или новых способов делать дела.
  24. Я длительное время бываю расстроенной или злой из-за неприятностей.
  25. Я чувствую себя одинокой и в изоляции, и если окружена людьми.

СУММА БАЛЛОВ

25-54 —норма
55-69 —слегка смещено в сторону созависимости
70-140 —резко смещено. Надо избавиться от созависимости.

Домашнее задание.

  1. Опишите свои чувства на текущий момент в дневнике. Прочитайте, что хлынуло на вас, когда "открылись шлюзы".
  2. Найдите доверенного человека, которому можно все рассказать. Подходящим собеседником может быть тот, кто будет держать все в тайне, хорошо вас слушать, принимать вас такой, какая вы есть и который не будет стремиться вас спасать. Теперь поменяйтесь ролями и сами станьте таким слушателем. Опишите свои чувства в дневнике.
  3. Упражняйтесь в медитации. Одна из возможных медитаций на сегодня:

Сегодня я буду помнить, что чувства — важнейшая часть моей жизни. Я буду открытой для моих чувств в моей семейной жизни, в дружбе, на работе. Я позволю себе испытывать любые чувства и не буду судить себя за это. Люди могут лишь провоцировать те или иные чувства, но все чувства принадлежат мне. Я— истинная хозяйка своих чувств.

Занятие 2-е. Тема: "Контролирующее поведение".

Цель занятия — показать неэффективность контролирующего поведения и мотивировать участников терапии на отказ от него.

Можно обсудить следующий вопрос: как вы пытаетесь сдерживать пьянство (или употребление наркотиков) зависимого члена семьи? Отметьте те свои действия, которые приводили к желаемому результату, и те, которые оказались напрасными. Почти все действия, по опыту участников группы, бывают напрасными; удается лишь отодвинуть на какое-то время употребление и то редко. Тем самым становится очевидным факт неэффективности контролирующего поведения.

Путем экскурса в детство одного из участников группы можно показать истоки контролирующего поведения, которые, как правило, лежат в родительской семье, где часто нарушались права ребенка. Семья ценила слабость, послушание, безынициативность и отбирала право на риск. Появившееся тогда чувство бессилия привело к необходимости контролировать других. Ребенка учили: то, то ты хочешь делать, не совпадает с тем, что ты можешь делать. Сделаешь то, что хочешь — у тебя будут неприятности. Ребенок научился избегать неприятностей, т.е. научился делать то, что хотят другие. Отсюда полная концентрация внимания на жизни других и вера в возможность управлять жизнью больного с зависимостью.

На этом занятии можно обсудить некоторые из нижеприводимых вопросов:

  1. Сколько времени вам потребовалось, чтобы осознать неэффективность контролирующего поведения?
  2. Сближает ли вас с членами семьи контролирующее поведение?
  3. Вы не устали чувствовать себя ответственной за всех и все?
  4. Осознаете ли вы, что ваша энергия безгранична?
  5. Как реагируют другие на ваш контроль?
  6. Не усматриваете ли вы связи между контролирующим поведением и своим хроническим чувством неудовлетворенности жизнью?
  7. Как бы вы могли конструктивно использовать свои способности и свою силу?
  8. Ощущаете ли вы себя в глубине души сильной? Ваша беспомощность лежит лишь на поверхности?

Источник потребности контролировать других базируется на том, что нам всем необходимы любовь, безопасность и ощущение своей силы (значимости). Мы любили — нас отвергли. Результат — усиление контроля: мы пытаемся управлять другими и получать от них то, что нам нужно. Такое поведение сопровождается чувством, что ситуация выходит из-под контроля, что опасно. Мы боимся потерять контроль и над Другими, и над собой. И для обретения безопасности навязчиво контролируем. У всех нас есть подсознательное желание чувствовать себя более сильным, чем мы есть на самом деле. Это тоже источник желания контролировать других. Мы обманываем себя, когда думаем, что другие нуждаются в нашем контроле. Это мы нуждаемся в таком поведении, чтобы чувствовать надежные взаимоотношения.

В процессе обсуждения вышеприведенных положений следует подвести дискуссию к выводу о негативных последствиях контролирующего поведения, которое заключается в том, что оно:

Мешает нам чувствовать;
- мешает видеть реальность;
- приводит к напряжению во взаимоотношениях;
- блокирует доверие;
- блокирует отдачу и получение любви.

Особенно наглядны негативные последствия контролирующего поведения, если проследить долгосрочные взаимоотношения —отчуждение между контролирующими (строгими) родителями и взрослыми детьми, отчуждение в супружеских взаимоотношениях.

Однако, чтобы не усиливать чувство вины у членов группы, необходимо подчеркнуть, что контролирующее поведение — это не плохое и не постыдное поведение, а сигнал стресса, сигнал того, что что-то идет не так, как хотелось. Если мы контролируем, значит мы не можем получать от других то, что нам нужно, иным путем. Либо мы боимся потерять то, что имеем. Погребенными под контролем могут быть такие чувства, как страх, доверие, любовь, честность, обида, гордость, страстное желание чего-нибудь, гнев.

Как распознать приближение потребности контролировать других?

Такими опознавательными знаками могут служить:

Напряжение (например, если я решила что-то сделать для других, я чувствую напряжение. Если другие пытаются контролировать меня, я испытываю сопротивление);

Обвинение ("а, ты вечно...", "а, ты никогда...");

Немедленность, безотлагательность (чтобы что-то случилось, чтобы что-то не случилось);

Отказ чувствовать (уменьшение, отрицание, игнорированиекак своих чувств, так и чувств другого).

Когда мы не даем человеку права выбора, мы контролируем.Необходимо предоставлять возможность событиям протекать своим |естественным путем.

Контролирующее поведение имеет следующие характеристики:

  1. Это — инстинктивная реакция, в основе которой лежит чувство бессилия.
  2. Из-за сомнения в своих чувствах контролирующий человек не делает того, чего он хочет; хотел попросить помощи — не попросил, хотел сказать "нет", — сказал "да". В основе лежит ложное верование в то, что удовлетворять свои желания и нужды — нехорошо.
  3. Контролирующее поведение — это привычка. В голову не приходит мысль, что есть выбор и других форм поведения.
  4. Практика контролирующего поведения приводит созависимых к умозаключениям, от которых они чувствуют себя еще хуже (например, "я никому не нужна").
  5. Созависимые получают то, чего добиваются — негативного внимания. Другие игнорируют созависимых, что усиливает низкую самооценку.

Чтобы прекратить контролирующее поведение, необходимо наблюдать за этим инстинктом, доверять своим чувствам и восприятиям (то, что мы чувствуем, нормально; то, что мы воспринимаем, так и есть); каждый раз необходимо отмечать альтернативы — каковы последствия каждого выбора. Необходимо пересмотреть собственные предположения в отношении других и точно знать, что они чувствуют, что они думают. Надо искать удовлетворение собственным нуждам.

Контролирующее поведение обеспечивает нашу потребность в безопасности. Однако через контроль безопасность не достигается. Следовательно, необходимо сменить тактику — пойти на доверие, укрепить веру в свои силы. Подвести группу к выводу — рискнем доверять тем, кого мы любим.

Контролирующее поведение способствует проявлению бессилия во взаимоотношениях. Если мы чувствуем себя сильными, то отпадает потребность контролировать других. Необходимо стимулировать членов группы на то, чтобы они сфокусировали энергию и внимание на своем поведении, на своем выборе, на своих целях, и спросить их:

"Как вы себя чувствуете? Чем вы довольны собой, чем недовольны?" Задержать внимание на том, чем они довольны.

Выгоды от прекращения контролирующего поведения: высвобождение энергии, приятно и даже забавно чувствовать себя легче, свободнее. счастливее. Прекращение контроля — ключ к более простой и радостной жизни.

Домашнее задание

  1. Напишите список потребностей, которые вы начали удовлетворять.
  2. Когда вы не можете удовлетворить свои потребности сами, рискнете ли вы просить об этом надежных людей?

Занятие 3-е. Тема: "Отстранение".

Цель занятия — понять необходимость с любовью отстраниться от человека с химической зависимостью или от проблемы и обсудить, как это можно сделать.

Такая задача пугает созависимых, поскольку они путаютздоровую заботу о своих близких, любовь к ним с чрезмерной вовлеченностью в проблему химической зависимости.

Отстранение — это не есть холодная враждебная замкнутость,не лишение близкого любви и заботы. Отстранение означает высвобождение себя психологически, эмоционально, а иногда и физически из сетей нездоровых взаимоотношений с жизнью другого человека, отступить на некоторое расстояние от проблем, которых мы не можем разрешить.

Отстранение базируется на том, что каждый человек ответственен за себя, поэтому проблемы других людей мы не можем разрешить” тревога за другого не помогает. Когда мы отстраняемся, мы убираем руки с пульта ответственности за других людей и стремимся лишь к ответственности за себя.

На примере фактов, сообщенных членами группы во время настоящего обсуждения, необходимо подчеркнуть, что присутствующие здесь созависимые уже достаточно много сделали для того, чтобы разрешить проблемы своего близкого больного, и если проблему все же не удалось устранить, то теперь следует учиться жить либо несмотря на нее, либо вместе с ней. Хорошим приемом здесь может служить фокусировка на том, что есть хорошего в жизни созависимых в настоящее время, на чувстве благодарности.

Для усиления чувства благодарности можно попросить присутствующих перечислить все, за что они могут быть благодарны судьбе в настоящее время. Этот прием позволяет не думать о проблеме,в которую они вовлечены чрезмерно.

Отстранение означает приобретение навыка жить "здесь исейчас", в настоящем времени и без любимого выражения созависимых"Еслибы только...". Искореняются сожаления о прошлом и страхи всвязи с будущим. Отстранение включает в себя принятие реальности, фактов. Отстранение требует веры — в себя, в других людей, в естественный ход событий, в судьбу, помогает вере в Бога.

Отстранение — это здоровый нейтралитет.

Лечение наркомании может быть действительно эффективным, если использовать при этом 12 шаговую программу. Конечно, это не быстрый способ. Но во всем мире эту программу признали не просто действенной, но и наиболее цивилизованной.

О программе

Лечение по программе 12 шагов применяется с 1939 года и с тех пор в нее не вносили никаких изменений. То есть она хорошо структурирована и разработана в соответствии с психологической моделью жизни. Также следует отметить, что она весьма универсальна, так как применяется она для лечения различных форм зависимости.

Наркомания – это заболевание, для которого характерна стойкая психологическая зависимость. Этот недуг сегодня успешно лечится с помощью программы 12 шагов. Группы Анонимных Наркоманов при работе с зависимыми основываются на принципах этой программы. Также она рассчитана на работу с близкими наркоманов, так как они являются созависимыми и это тоже проблема.

Сообщество Анонимных Наркоманов появилось несколько позже, чем сообщество Анонимных Алкоголиков, но принципы и традиции работы были те же. Сегодня эти группы есть во всех больших городах. На такие собрания могут приходить наркоманы или же люди, которые считают, что у них начинаются проблемы с наркотиками. Родные и близкие допускаются только на открытые собрания. Они как правило, проводятся раз в неделю.

Внимание!

В наших центрах мы используем мировую программу «12 шагов» Работаем с 1996 года по всей России. Методика признана лучшей, главным наркологом страны Е.А Брюном

Реабилитация

Психологическая реабилитация – это длительный этап. Лучше, чтобы он длился от 6 месяцев, этот срок очень важен. Так как статистика гласит, что 87% реабилитантов после нахождения в реабилитационном центре 6 и больше месяцев перестали употреблять наркотики.

Психологическая реабилитация заключается в работе специалистов с наркоманом. К специалистам относятся психологи, психотерапевты, и консультанты, некоторые из них сами употребляли наркотики и уже длительное время остаются трезвы. Эти люди помогают человеку признать свою зависимость в полной мере. А далее уже наркоману помогают поменять свои привычки, стиль жизни, и обрести новые навыки, увлечения.

Проверенные центры реабилитации. Самая результативная методика лечения

Важно понимать, что никому ничего не диктуют, и не заставляют что-либо делать, наркоману просто помогают, стимулируют его к действиям.

К сведению:

За время проведенное в реабилитационном центре человек что-то упускает, что-то новое обретает для себя, но в любом случае все это хорошо на него влияет.

Одной из главных задач этой программы является наполнить духовную и моральную сферы личности человека, так как за время употребления наркотиков они исчерпываются полностью.

После лечебная программа

Социальная реабилитация – это третий этап выздоровления. Он является также очень важным, так как в реабилитационном центре человек находится достаточно долго и привыкает к той обстановке. А когда он возвращается домой, то сталкивается с совсем другой реальностью.

Зависимый испытывает страхи перед социумом и не знает пока как влиться в него уже новым человеком. Адаптироваться ему поможет психолог, которого нужно посещать после реабилитационного центра. Такие встречи могут быть групповыми, то есть по 5 человек. Как правило, посещать психолога нужно 2-3 раза в неделю. Длительность такой терапии может быть от 2 до 6 месяцев, все зависит от того насколько быстро человек адаптируется.

В это же время можно посещать группы Анонимных Наркоманов. Они работают также по программе 12 шагов. Там собираются люди с разным опытом и разным сроком трезвости и обмениваются информацией. Там зависимый получит дополнительную мотивацию продолжать свой путь выздоровления. А именно, когда в группе свои истории рассказывают люди, которые не употребляют уже по 10 лет и живут счастливо. Это и есть та поддержка и мотивация, которая нужна человеку на данном этапе. Немаловажной является помощь другим зависимым, например, тем, кто совсем недавно бросил употреблять и еще борется со своими желаниями. Это тоже стимулирует не останавливаться и помогает осознать свои достижения в выздоровлении.

Доступная реабилитация

Сегодня самыми доступными и эффективными являются центры, которые входят в «Ассоциацию доступных реабилитационных центров» в России. Данные центры практикуют программу 12 шагов. При этом оказывается помощь не только в период нахождения на реабилитации, но и в пост реабилитационный период при восстановлении социального статуса зависимым. Также центры входящие в «Ассоциацию» оказывают психологическую помощь близким и родственникам наркоманов.

Внимание!

Информация в статье, носит исключительно информационный характер и не является инструкцией к применению. Проконсультируйтесь с вашим лечащим врачом.