Инф. технологии

Провозглашение республики в китае. Китайская Республика: экономика, население, история

Длительная и ожесточенная борьба за власть для КПК увенчалась победой. К началу осени 1949 г. ее вооруженные силы контролировали более половины всей территории Китая. Пойдя на определенные компромиссы с рядом других более малочисленных партий и генералами-милитаристами, переметнувшимися от коррумпированного режима Чан Кайши к коммунистам, новая власть распространилась с Манчжурии на Северный и Центральный Китай. Представители многих античанкайшистских организаций, группировок и воинских формирований в последних числах сентября 1949 г. приехали в Пекин. 21-30 сентября в этом городе состоялась первая сессия Народного политического консультативного совета (НПКС) Китая -- высшего органа Единого народно-демократического фронта (ЕНДФ). Несмотря на стремление правых гоминдановцев и их союзников умалить или отрицать факт образования и функционирования этого фронта, реальность говорит об обратном.

В работе НПКС была представлена не только «рука Москвы» -- КПК, но и другие партии, организации Китая, сражавшиеся с диктатурой семейства Чан Кайши и ранее -- с японскими интервентами. Это были -- Революционный комитет гоминдана, Демократическая лига, Демократическая ассоциация национальной реконструкции, Ассоциация содействия развитию демократии в Китае, Товарищеская ассоциация трех народных принципов, Ассоциация спасения родины и др. Кроме политических организаций, партий были также представлены: профсоюзы, крестьянские, женские, молодежные организации, красная армия (НОА) и подразделения, перешедшие на ее сторону, национальные меньшинства, торговые и ремесленно-промышленные круги как живущие в самом Китае, так и за его приделами.

Широк был спектр не только в партийно-политическом аспекте, но и в плане представительства общества: на сессии были представлены различные группы, страты сельского и городского населения -- крестьяне, служащие, рабочие, чиновники, интеллигенция и те, кого на промышленном Западе называли мелкой и средней буржуазией. Но в полном смысле вряд ли они таковой являлись, скорее это были компрадоры различных типов, а кто-то из них по психологии и методам деятельности представлял феодальное и даже дофеодальное общество. Среди участников были не только атеисты, но и представители различных религий, мистических взглядов и колеблющиеся в своих воззрениях. Да, и численность делегатов была велика, но одним источником -- 510, но другим -- более 600. Широчайшее представительство явилось одной из предпосылок провозглашения подлинно Китайской Народной Республики и ее центральных органов.

Эти процессы были обеспечены и юридическим оформлением. Сессия приняла Организационный статус НПКС, цель которого -- сплотить все демократические группы и организации, все национальности Китая против реакции в лице правых гоминдановцев, их союзников, а также -- построить КНР. Был принят также Закон об организации Центрального правительства. Создавался Центральный народный правительственный совет из 63 человек во главе с Мао Цзэдуном. Его заместителями были избраны -- лидер Революционного комитета ГМД Ли Цзимэнь, председатель Демократической лиги Китая Чжан Лань, представитель КПК Чжу Дэ, председатель народного правительства Северо-восточного Китая Гао Ган. Генеральным секретарем ЦНПС стал коммунист Линь Боцюй. Этот совет должен был представлять КНР во внешних сношениях, а внутри страны руководить государственной властью. В свою очередь, ЦНПС образует высший исполнительный орган по делам административного управления государством -- Государственный административный совет; Народно-революционный военный совет.

Образовался и Верховный народный суд под председательством одного из лидеров Демократической лиги Шэнь Цзюньжу и Верховная народная прокуратура во главе с Ло Жунхуанем. Делегатами была принята Общая программа НПКС, имевшая до 1954 г. значение временного Основного закона страны (Конституции). В этом документе определялся тогдашний юридический характер государственной власти как демократической диктатуры народа, руководимой рабочим классом, объединяющий все демократические группы Китая, его национальности, ведущей борьбу против империализма, феодализма, за независимость, мир и процветание великого Китая. Выдвигались задачи доведения до конца освобождения Китая от чанкайшистов, завершения объединения страны, национализации западного и бюрократического капитала, осуществления аграрной и юридической реформы, охраны интересов не только трудящихся, но и средних слоев, патриотической буржуазии, развитие индустрии и взаимовыгодных отношений с различными странами мира и прежде всего с СССР и странами народной демократии. Юридически закреплялась многоукладность в экономике и ставилась задача не столько борьбы с нею, а ее развитие, регулирование в интересах всего хозяйства. Было официально определено название нового государства -- Китайская Народная Республика, и ее столица -- Пекин. Утвержден был и герб, флаг республики.

1 октября 1949 г. на многотысячном митинге в Пекине на площади Тяньаньмэнь было объявлено о возникновении нового государства -- КНР. Была оглашена декларация Центрального народного правительства, где собственно и провозглашалось появление КНР. В ней говорилось, что освободительная война в основном выиграна, и большинство народа освобождено. Только что рожденное правительство заявляет, что теперь только оно является единственным и законным правительством, представляющим весь народ Китая. Новое правительство готово установить отношения с любым иностранным государством, которое будет соблюдать принципы равенства, взаимной выгоды, уважения, территориальной целостности и суверенитета.

Пост Председателя Правительства занял Мао Цзэдун. Уже 2-го октября КНР была официально признана СССР. Советским послом в КНР назначен Н.В. Рощин, а послом КНР в СССР -- Ван Цзясян. Вскоре, в течение октября 1949 г., КНР признали государства Восточной Европы, МНР, Индия и другие. Быстрый и твердый процесс признания КНР был неслучайным. Между Китаем и Россией в течение нескольких столетий существовали различные отношения. Но прежде всего -- взаимовыгодного сотрудничества и отражения происков единых, общих агрессоров в лице японских самураев, американо-английских колонизаторов. В середине 1949 г. в Москве находилось несколько делегаций из красного Китая. Были проведены переговоры. Гости получили конкретную и разнообразную помощь, и в том числе в области права. Многое о некоторых из этих китайских делегаций стало известно лишь недавно. Боясь опоздать к «праздничному» и перспективному столу китайского рынка, ряд стран развитого Запада: Англия и другие установили с правительством Мао дипломатические отношения. Резко враждебную позицию в отношении провозглашенной КНР заняло под давлением определенных реакционных сил Правительство США и их союзники. Уже в ноябре 1949 г. Правительство США наложило запрет на поставку в красный Китай необходимых для восстановления экономики товаров, обозначив их под грифом «стратегические товары». В декабре того же 1949 г. Правительством США был наложен запрет и на торговые операции с новым Китаем, наложен арест на имущество КНР в США.

Но США отказалось от усиленной, особенно военной помощи правительству Чан Кайши. Продолжая помогать все же этому режиму, США не пошли на откровенную интервенцию на материковый Китай. Международно-юридическое признание КНР происходило и в декабре 1949 - феврале 1950 гг. во время визита делегации КНР во главе с Мао в СССР. 14 февраля 1950 г. был подписан Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи между Советским Союзом и КНР, Соглашение о китайско-чанчуньской железной дороге, Порт-Артуре и Дальнем и Соглашение о предоставлении кредита КНР.

И, хотя, по мнению многих участников советско-китайских переговоров, субъективные личные отношения не складывались быстро между основными фигурами тех событий -- Сталиным и Мао, -- подписание названных документов ознаменовало собой крупный шаг на пути обеспечения военно-политической и юридической безопасности обоих государств, а также безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в состав которого входит российское Приморье и Владивосток.

Книга: Конспект лекций Всемирная история ХХ века

24. Гражданская война в Китае. Провозглашение КНР

После раскола единого революционного фронта в 1927 г. в стране началась гражданская война. КПК, чтобы выжить, стала на путь вооруженной борьбы. Эта борьба велась под лозунгом установления советской власти.

В ходе борьбы между Гоминданом и КПК были сформированы ведущие идеи китайских коммунистов: революция в Китае будет преимущественно крестьянской и будет проходить в форме партизанской борьбы.

В период 1930-1934 гг. армия Чан Кайши осуществила пять походов против советских районов, образованных коммунистами. Советником армии Гоминьдана в осуществлении этих операций выступал немецкий генерал Сект.

В результате этих походов армия Гоминьдана разгромила основные силы Красной армии и ликвидировал советские районы. Таким образом, движение за установление советской власти в Китае потерпел поражение.

В 1931 г. КПК возглавил Мао Цзэдун. Под его руководством в 1934-1935 гг. партизанские армии перебазировались в Северный Китай, чтобы быть ближе к СССР и фронта, который образовался после оккупации Японией Маньчжурии. Здесь, на стыке трех провинций Шэньси, Ганьсу и Нинся, был образован Особый пограничный район, который стал базой коммунистического движения.

Японская агрессия заставила КПК и Гоминьдан в апреле 1937 г. вновь объединить силы. Во время переговоров между КПК и Гоминданом была достигнута договоренность о прекращении боевых действий. УПК обязывалась превратить Советы в органы демократической власти, а Красную армию в военные соединения Народно-революционной армии, прекратить конфискацию земель у землевладельцев и передачу ее крестьянам.

Основное бремя борьбы взяла на себя 3 млн. армия Чан Кайши. Его правительство стало основным, кто получал американскую и Советскую помощь. СССР и США предоставили кредиты, боевую техни-^В) советников. Советских советников возглавлял генерал В.Чуйков.

Действия китайской армии нельзя было назвать успешными. Весь

Восточный Китай от Маньчжурии до вьетнамского границы бу$ оккупирован Японией. Чан Кайши при этом в каждый удобный момент пытался нанести удар по своему "союзнику" - комуніД тах, в которых он усматривал главных соперников в борьбе за влад» Неудачи Гоминьдана автоматически поднимали авторитет коммунисте* достаточно последовательно и успешно вели борьбу с японцами. Также трольовані ими районы Северного Китая стали своєрідниіі полигоном для проведения преобразований, направленных на покраї щение жизни крестьян. В то же время на территории, контрольованії Гоминданом, крестьяне подвергались всевозможным притеснениям.

Под конец войны КПК стала массовой крестьянской партией, имела значительные военные силы (8 армия НРА и 4 новая армия НРА).

Разгром Квантунской армии советскими войсками расширил территорию, контролируемую КПК. УПК получила трофейное японское оружие. Так было заложено основание для победы УПК § гражданской войне.

10 октября 1945 г. между КПК и Гоминданом было подписано Соглашение о мире и национальном возрождении. Фактически эта сделка стал* перемирием накануне решающей фазы борьбы за власть в стране.

Вывод советских войск из Маньчжурии Чан Кайши решил использовать для установления власти над всей страной. X города, куда вступали войска Гоминьдана, ликвидировались органы власти, созданные коммунистами. Это вызвало столкновения с войсками коммунистов (Национально-освободительная армия Китая), переросшие в ожесточенные бои. В своих действиях Гоминдан опирался на поддержку СПИД коммунисты в СССР. После года ожесточенных боев НОАК остановишь наступление войск Гоминьдана и перешла в контрнаступление (липені 1947 г.). В августе 1948 - январе 1949 г. НОАК одержала победу! трех крупных сражениях. В апреле 1949 г. НОАК форсировала річщ Янцзы. Армия Гоминьдана была деморализована и не смогла оргам зывать сопротивления на юге Китая. Остатки армии и правительство Гоминьдана Же помощью американцев были эвакуированы на о.Тайвань. Частил» войск отошла в Бирму и Тибет.

На территории, переходила под контроль КПК, проводилась аграрная реформа, которая обеспечивала коммунистов поддержкой св лян. В 1950 г. был принят закон об аграрной реформе: ліквй довувалось помещичье землевладение, земля передавалась % собственность крестьян. Также проводилась национализация предприятий, банков, железных дорог, собственность иностранного капитала. Была установлю* на монополия внешней торговли и контроль над импортом.

1 октября 1949 г. Мао Цзэдун на площади Тяньаньмэнь в Пеків* провозгласил образование Китайской Народной Республики (КНРІ Китай установил дипломатические отношения со многими странам!

мира. 14 февраля 1950 г. .был подписан договор о дружбе, союзе j взаимной помощи с СССР. Однако Запад, особенно США, вплоть до начала 70-х годов не признавал коммунистического правительства Китая. Место Китая в ООН занимал представитель Гоминьдана.

В начале 50-х годов весь континентальный Китай оказался под контролем коммунистов. К тому же с помощью китайских войск было спасено коммунистический режим Ким Ир Сэма на Севере Кореи.

Но правительство Гоминьдана, что контролировал О.Тайвань, не собирался сдаваться. Он сначала пытался подорвать власть коммунистов и выжидал, но когда надежды на падение власти КПК оказались напрасными, повел политику, направленную на создание двух Китаев. До настоящего времени между двумя Китаями сохраняется напряжение, которое перерастает или в дипломатические столкновения, или в прямое противостояние.

1. Конспект лекций Всемирная история ХХ века
2. 2. Первая мировая война
3. 3. Революционные события в Российской империи в 1917 г. Большевистский переворот
4. 4. Революционное движение в Европе в 1918-1923 гг.
5. 5. Установление большевистской диктатуры. Национально-освободительное движение и гражданская война в России
6. 6. Образование основ послевоенного мира. Версальско-Вашингтонская система
7. 7. Попытки пересмотра послевоенных договоров в 20-х годах
8. 8. Основные идейно-политические течения первой половины XX вв.
9. 9. Национально-освободительные движения
10. 10. Стабилизация и "процветания" в странах Европы и США в 20-е годы
11. 11. Мировой экономический кризис (1929-1933 гг.)
12. 12. "Новый курс" Ф.Рузвельта
13. 13. Великобритания в 30-е годы. Экономический кризис. "Национальное правительство"
14. 14. "Народный фронт" во Франции
15. 15. Установление нацистской диктатуры в Германии. А.гитлер
16. 16. Фашистская диктатура б. муссолини в Италии
17. 17. Революция 1931 г. в Испании.
18. 18. Чехословакия в 20-30-е годы
19. 19. Страны Восточной и Юго-Восточной Европы в 20-30-е годы
20. 20. Провозглашение СССР и установления сталинского режима
21. 21. Советская модернизация СССР
22. 22. Япония между двумя мировыми войнами
23. 23. Национальная революция в Китае. Чан Кайши. Внутренняя и внешняя политика Гоминьдана
24. 24. Гражданская война в Китае. Провозглашение КНР
25. 25. Индия в 20-30-е годы
26. 26. Национальные движения и революции в Арабских странах, Турции, Иране, Афганистане. Зарождение палестинской проблемы. К.Ататюрк, Резахан
27. 27. Национальные движения в странах Швденко-Восточной Азии (Бирма, Индокитай, Индонезия)
28. 28. Африка между двумя мировыми войнами
29. 29. Развитие стран Латинской Америки в 20-30-е годы
30. 30. Образование, наука и техника
31. 31. Развитие литературы 20-30-х годов
32. 32. Искусство 20-30-х годов
33. 33. Образование очагов Второй мировой войны. Создание блока Берлин-Рим-Токио
34. 34. Политика "умиротворения" агрессора
35. 35. СССР в системе международных отношений
36. 36. Причины, характер, периодизация Второй мировой войны
37. 37. Нападение Германии на Польшу и начало Второй мировой войны. Боевые действия в Европе в 1939-1941 гг.
38. 38. Нападение фашистской Германии на СССР. Оборонительные сражения летом-осенью 1941 г. Битва за Москву
39. 39. Военные действия на Восточном фронте в 1942-1943 гг. Коренной перелом в ходе Второй мировой войны. Освобождение территории СССР
40. 40. Образование антигитлеровской коалиции. Международные отношения в годы Второй мировой войны
41. 41. Положение в воюющих и оккупированных странах. Движение Сопротивления в странах Европы и Азии в годы Второй мировой войны
42. 42. Основные события Второй мировой войны в Африке, в бассейне Тихого океана (1940-1945 гг.)
43. 43. Освобождение стран Центральной и Восточной Европы (1944-1945 гг.)
44. 44. Высадка союзнических войск в Нормандии. Освобождение стран Западной Европы. Капитуляция Германии и Японии
45. 45. Итоги Второй мировой войны
46. 46. Создание Организации Объединенных Наций
47. 47. Подписание мирных договоров. Оккупационная политика Германии и Японии. Нюрнбергский и Токийский судебные процессы
48. 48. План Маршалла и его значение для восстановления Европы
49. 49. Основные тенденции социально-экономического и политического развития стран Запада в 1945-1998 гг.
50. 50. Соединенные Штаты Америки
51. 51. Канада
52. 52. Великобритания
53. 53. Франция
54. 54. Германия
55. 55. Италия
56. 56. Установление советского господства в странах Восточной Европы
57.

Победа народной революции в 1949 г., одержанная под руководством КПК, завершила решение задач, стоявших еще перед революцией 1925-1927 гг. – объединение страны, ликвидация империалистического присутствия и переход к экономическому развитию страны, что завещал Сунь Ятсен, а также отрыла пути для проведения в Китае давно назревших реформ. Необходимо, в частности было создать законодательный орган в лице Всекитайского собрания народных представителей и орган единого фронта – Народного политического консультативный совет. Период 1956-1957 гг. выразился в разрушительной политике «большого скачка», «народных коммун», «культурной революции» под лозунгом «классовая борьба решает все», приведшей Китай на грань краха. Лишь после VIII пленума ЦК КПК 11 созыва, в декабре 1978 г. наметилась политика осуществления реформ, способных возродить Китай и связанных с именем Дэн Сяопина. В поисках путей духовного оздоровления нации китайское руководство тогда обратилось к конфуцианству.

Семейный подряд в деревне позволил накормить страну, так как были сняты ограничения на рыночные отношения и на подсобные промыслы. Все это способствовало подъему экономики. Весьма важным свойством реформы была ее постепенность. Китайское руководство большое значение придавало планированию реформ и приступало к претворению на практике теоретических идей осторожно, реализуя их сначала в масштабах отдельной волости, уезда провинции или отдельного предприятия(отрасли экономики), следуя пословице: « Переходя вброд через поток – не спеши, а иди, ощупывая ногой следующий камень, на который ты должен встать».

Авторы китайских реформ начала ХХ века и современные вожди КПК несмотря на расхождения во взглядах на методы возрождения Китая поразительно внимательно относились к философской традиции Китая. Как отмечают отечественные историки, под влиянием уравнительных социальных утопий многочисленных крестьянских восстаний случавшихся еще во времена легендарного императора Ци Шихуана (227-203 гг до н.э.) и у лидера движения за реформы конца ХIX Канн Ювэя, и у китайского демократа Сунь Ятсена звучал призыв к созданию в Китае идеального общества Великого Единения – Да тун. Об этом же общественном идеале не раз говорил и Мао Цзэдун. Дэн Сяопин заимствовал идею «сяо кан» - «малого благоденствия» или «необходимого достатка» как длительного переходного этапа к обществу Великого Единения. Мао Цзэдун в работе «О новой демократии» развивал «три народных принципа» Сунь Ятсена применительно к обстановке начала 40-х годов в Китае и подобно последнему указывал, что «Поднебесная» принадлежит всем людям ее населяющим. Современные ученые конституционалисты Китая также наряду с осторожным использованием идей западных юристов хранят верность конфуцианскому началу в современном конституционном праве и всячески акцентируют внимание на основной задаче этой отрасли: установлении гармонии между обществом и государством . Так же, как и их предшественники – реформаторы и революционеры, современные китайские авторы подчеркивают, что китайцы – народ древней, совершенной культуры, дети императора Хуанди, которые даже время отсчитывают от даты его рождения.


То, что на ХV съезде КПК подчеркивалась воспитательная и, руководящая роль КПК созвучно учению Сунь Ятсена о трех периодах в развитии политической жизни страны: периода военного руководства, периода политической опеки со стороны партии, и лишь затем – периода конституционного правления.

Еще одной важной в конституционно-правовом аспекте традицией, объединявшей Канн Ювэя, Сунь Ятсена, Мао Цзэдуна и современных китайских руководителей является традиция прагматического подхода к заимствованию иностранного опыта по принципу «китайское – основное, существенное, а западное – лишь для использования». Еще Канн Ювэй, изучая труды Конфуция, особое значение придавал заложенным в нем идеям периодического обновления государственного строя, для которого может пригодиться зарубежный опыт.

Нельзя не упомянуть и о таком важном элементе традиционной философии Китая, как идея поэтапного достижения Китаем периода «Великого Единения» через период «малого благоденствия». Мао Цзэдун еще в 1949 г писал о том, что Канн Ювэй и Сунь Ятсен искали идеальное общество Великого Единения на Западе, но не нашли правильного пути к нему. Этот путь по мысли Мао Цзэдуна, был открыт КПК, указавшей на необходимость следовать по пути Октябрьской революции в России.

За более чем 60 лет своего существования в КНР конституции принимались четыре раза – в 1954, 1975, 1978 и 1982 гг. До принятия в 1954 г. первой Конституции КНР функции временной конституции выполняли Общая программа Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК) – высшего органа китайской революции, принявшего на себя функции парламента, и ряд других законодательных актов, в том числе Закон об организации Центрального народного правительства, принятый в сентябре 1949 г. пленарной сессией НПКСК. В этих документах КНР провозглашалась «государством новой демократии», которое «ведет борьбу против империализма, феодализма, бюрократического капитала, за независимость, демократию, мир, единство и создание процветающего и сильного Китая». Основным положениям Общей программы НПКСК была придана юридическая сила первой Конституцией КНР 1954 г.

Действующая Конституция КНР 1982 г. состоит из введения и 138 статей, объединенных в четыре главы .

В качестве одной из особенностей структуры Конституции КНР 1982 г. стоит отметить наличие введения . Оно представляет собой краткое повествование об историческом пути, пройденном народом, в котором отмечены основные этапы национально-освободительной и революционной борьбы китайского народа и дана характеристика современного китайского государства.

Глава 1 «Общие положения» содержит характеристику государственного строя КНР как социалистического, роли государства и народа, принципов деятельности государственных органов, основ экономической системы, развития науки, культуры спорта.

Глава 2. «Основные права и обязанности граждан». В ней закреплены как традиционные для Китая нормы о праве на труд, отдых и образование, так и специфические, вытекающие из особенностей недавней истории Китая (периода «культурной революции»): запрет подвергать граждан оскорблениям, клевете, ложным обвинениям.

Глава 3. «Государственная структура» наиболее обширна и делится на 7 разделов, посвященных правовому статусу различных государственных органов. Ее главная особенность заключается в отказе от принципа разделения властей. Считается, что вся государственная власть должна принадлежать органу представительства народа типа Советов – Собранию народных представителей.

Глава 4. «Государственный флаг, Государственный герб и Столица».

Данный документ называют конституцией «модернизированного социализма». Ей предшествовали первая Конституция КНР 1954 г., 1975 г. (принятая в период «Культурной революции»), а также Конституция 1978 г. (ее рассматривали как временную, и именовали Конституцией четырех модернизаций). Действующая Конституция уже четырежды была подвергнута реформированию. В общей сложности была внесена 31 поправка. По оценкам китайских авторов данные изменения отражают трансформацию отношения КПК ко многим общественным явлениям, имеющим значение для развития конституционного права. Эта трансформация обусловлена движением китайского государства по пути политики «Реформ и Открытости». Упомянутые изменения сопровождают процесс постепенных экономических реформ, преобразующих социалистическую модель экономики в иную, представляющую собой соединение социалистических элементов с элементами рыночной экономики.

Особенности содержания Конституции 1982 г.

  • Конституция устанавливает основы политической системы КНР, особо подчеркивая роль КПК в руководстве народами всех национальностей Китая. На конституционном уровне закрепляется идеологическая вооруженность КПК идеями Мао Цзэдуна, теорией Дэн Сяопина и так называемой идеей «трех представительств» которая означает, что партия представляет весь китайский народ, все производительные силы страны, а также высокую культуру Китая .
  • В Конституции закреплено наличие широкого патриотического Единого фронта, в который под руководством КПК входят некоммунистические демократические партии (их в КНР - 8) и многочисленные общественные «народные» организации (к настоящему моменту – более 2000) . Руководящая роль КПК в государстве и обществе определяется в Конституции как основная предпосылка реализации главной задачи государства на современном этапе - постепенному осуществлению модернизации промышленности, сельского хозяйства, национальной обороны, науки и техники и продвижению гармоничному развитию материальной, политической и духовной культуры.
  • В Конституции уделено большое внимание определению целей и принципов внешней политики китайского государства, а также механизма их реализации. В Конституции предусмотрены пять основных принципов внешней политики КНР :

1. Взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности;

2. Взаимное ненападение;

3. Невмешательство во внутренние дела друг друга;

4. Равенство и взаимная выгода

5. Мирное сосуществование.

Важнейшим направлением внешнеполитической деятельности КНР считается работа с зарубежными соотечественниками (хуацяо – китайцами, проживающими за границей). В соответствии со ст. 50 КНР «охраняет надлежащие права и интересы китайцев, проживающих за границей, законные права и интересы китайцев репатриантов и членов семей китайцев, проживающих за границей».

· Конституция предусматривает создание в КНР «особых административных районов» (ст.31, п.13 ст.62), правовой статус которых определяется специальными законами. Статус особых административных районов получили бывшие колонии – Гонконг (Сянган) и Макао (Аомынь). Тайвань рассматривается как «часть священной территории Китайской Народной Республики». Воссоединение Тайваня с материковой частью Китая определяется как важнейшая общенациональная задача, как «священный долг» всего китайского народа. Руководство КНР реализует концепцию «одно государство – две системы».

· Следуя социалистической конституционной традиции, авторы Конституции закрепляют институт основ социалистического общественно-политического, а не конституционного строя , как в западных конституциях. Основной строй КНР – социалистический, вся власть в КНР принадлежит народу; руководящая и направляющая сила китайского общества КПК, ее установки на основе решений ВСНП становятся законами и решениями государства; закрепляется социалистическая экономическая система(основной вид собственности – социалистическая, хотя признается и частная).

· Весьма заметной особенностью действующей конституцией КНР и, пожалуй, наиболее примечательной характеристикой социализма с «китайской спецификой» являются положения об экономической системе КНР (ст.6-18) Конституции.

Во-первых закреплена множественность форм собственности, но они неравноправны между собой. Основой социалистической экономической системы является социалистическая общественная собственность на средства производства. Она выступает в формах общенародной собственности и коллективной собственности трудящихся масс, ликвидируется система эксплуатации человека человеком, осуществляется принцип от каждого – по способностям, каждому - по труду. Сектор экономики, основанный на государственной собственности, определяется как «руководящая сила в народном хозяйстве».

Во-вторых в экономике КНР закрепляется существование «необщественного сектора», который включает индивидуальные и частные хозяйства. Признается частная собственность, хотя ведущая роль по-прежнему закреплена за государственной.

В-третьих государство берет на себя обязательства защите законных прав и интересов частного сектора экономики а, не только поддерживает и направляет развитие необщественного сектора экономики (ст.11).

В-четвертых , в Конституция предусматривает выплату компенсации собственнику земли в случае ее изъятия или реквизиции для общественных нужд и на основании закона (ст.10).

В-пятых , принцип государственного макрорегулирования в настоящее время заменил собой ранее существовавший конституционный принцип всеобъемлющего планирования (согласно ст. 15 экономика КНР развивается на основе сочетания рынка и государственного макрорегулирования.), и в новой редакции Конституции были устранены все положения, касающиеся плановой экономики.

В-шестых , в качестве конституционного был провозглашен принцип расширения хозяйственной самостоятельности предприятий при условии подчинения их единому руководству со стороны государства. Государство допускает частный сектор в экономике, но при условии, что он будет служить общественным интересам, играть дополнительную роль по отношению к социалистическому сектору.

В-седьмых , конституционно урегулирована и отрытая внешнеэкономическая политика китайского государства, направленная на широкое привлечение иностранного капитала в экономику страны.

  • В китайской конституционной доктрине отсутствует принцип разделения властей. Вся власть должна принадлежать органу представительства народа – собранию народных представителей (китайский вариант Совета). В КНР существует единая соподчиненная пирамида собраний народных представителей, причем нижестоящие формируют вышестоящие, соответственно выборы в КНР являются многостепенными, а не прямыми.
  • Конституция 1982 г. восстановила важнейшие права автономных территориальных образований , ранее провозглашенных в Конституции 1954 г., а также закрепила положение о том, что «председатели автономных районов, начальники автономных округов и автономных уездов должны быть гражданами тех национальностей, которые осуществляют районную автономию» (ст. 114).
  • Конституционный статус личности в КНР базируется на социалистической доктрине прав человека и вместе с тем отражает традиционные китайские моральные воззрения коллективистского характера. Отрицается концепция «естественных прав»: права и свободы предоставляются гражданам КНР только самим социалистическим государством и только государство определяет перечень и объем этих прав и свобод.

Отсутствуют такие права и свободы, как право на жизнь, свобода мысли, свобода передвижения и выбора места жительства. Ряд конституционных обязанностей сформулированы в виде общих принципов и носят моральный характер. Например, имеются в виду следующие обязанности: защищать честь и интересы родины, уважать нормы общественной морали; обязанность трудящихся относиться к своему труду как относятся хозяева страны (ст.42), соблюдать трудовую дисциплину и общественный порядок, уважать нормы общественной морали, беречь общественную собственность, охранять безопасность, честь и интересы родины, защищать отечество и отражать агрессию, при этом воинская служба и участие в народном ополчении является почетной обязанностью граждан; защищать единство государства и сплоченность всех национальностей страны; платить налоги.

Есть несколько прав-обязанностей. Например, праву на образование соответствует конституционная обязанность учиться, а праву на труд – почетная обязанность всех трудоспособных – трудиться.

Специфическая китайская обязанность – обязанность супругов «осуществлять политику планирования рождаемости» (ст.49) Городской семье разрешается иметь не более одного ребенка, а в сельской местности – не более двух (для неханьских народностей эта норма несколько выше). Объясняется существование данной нормы экономическими причинами. Считается, что быстрые темпы роста населения препятствуют обеспечению ему достойного жизненного уровня. ВНП Китая остается низким. Более 25% прироста национального дохода приходится отдавать на нужды нового поколения, что препятствует интенсивному развитию народного хозяйства.

Конституцией также установлено, что граждане КНР, осуществляя свои права и свободы, не должны наносить ущерб интересам государства, общества и коллектива, законным свободам и правам других граждан (ст.51).

  • ПОДЪЕМ НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В КИТАЕ ПОСЛЕ ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
    • Китай к началу новейшего времени
    • Влияние Великой Октябрьской социалистической революции на Китай. «Движение 4 мая» 1919 г.
      • Влияние Великой Октябрьской социалистической революции на Китай. «Движение 4 мая» 1919 г. - страница 2
    • Начало советско-китайских переговоров
    • Образование Коммунистической партии Китая
    • Усиление империалистической экспансии
    • Рабочее движение в 1922-1923 гг. II съезд КПК
    • Деятельность Сунь Ятсена. Подготовка единого национально- революционного фронта
    • III съезд КПК. I съезд гоминдана. Создание единого фронта
      • III съезд КПК. I съезд гоминдана. Создание единого фронта - страница 2
    • Советско-китайское соглашение 1924 г.
    • Положение в Северном Китае. Мятеж шантуаней в Гуанчжоу. Переворот Фэн Юй-сяна в Пекине
    • Рабочее и крестьянское движение в 1924 - начале 1925 г. IV съезд КПК
      • Рабочее и крестьянское движение в 1924 - начале 1925 г. IV съезд КПК - страница 2
  • РЕВОЛЮЦИЯ 1925-1927 гг.
    • «Движение 30 мая». Всеобщие стачки в Шанхае и Гонконге
    • Завершение объединения Гуандуна. Усиление борьбы внутри единого фронта
    • Северный поход и новый подъем революции
    • Второй этап Северного похода. Восстания шанхайского пролетариата
    • Контрнаступление империалистов и китайской реакции. Перевороты в Восточном и Южном Китае
    • Продолжение революции в Центральном Китае. V съезд КПК
    • Продолжение Северного похода. Рабочее и крестьянское движение в Уханьском районе
    • Поражение революции 1925-1927 гг. и ее значение в истории Китая
  • УСТАНОВЛЕНИЕ ГОМИНДАНОВСКОГО РЕЖИМА. РЕВОЛЮЦИОННАЯ БОРЬБА В КИТАЕ ПОД ЛОЗУНГОМ СОВЕТОВ (1927-1937 гг.)
    • Начало советского движения (1927-1931)
      • Начало советского движения (1927-1931) - страница 2
    • Выработка новой линии КПК с помощью Коминтерна. VI съезд КПК
    • Становление гоминдановского режима
    • Внутренняя и внешняя политика нанкинского правительства в 1928-1931 гг.
    • Революционное движение в Китае в 1928-1931 гг.
      • Революционное движение в Китае в 1928-1931 гг. - страница 2
    • Левоавантюристический уклон в КПК (1930 г.)
    • Отражение Красной армией трех походов гоминдана
    • Захват японским империализмом Северо-Восточного Китая
    • Политическое и экономическое положение в Китае в 1931-1935 гг. Политика нанкинского правительства
      • Политическое и экономическое положение в Китае в 1931-1935 гг. Политика нанкинского правительства - страница 2
    • Освободительная и революционная борьба китайского народа
      • Освободительная и революционная борьба китайского народа - страница 2
    • Борьба Красной армии против четвертого похода гоминдана. Совершенствование тактики борьбы
    • Пятый поход гоминдана. Оставление территории Центрального советского района частями 1-го фронта
    • Усиление агрессии Японии в Северном Китае. Подъем национально-освободительной борьбы китайского народа
    • VII конгресс Коминтерна и поворот в политике КПК
      • VII конгресс Коминтерна и поворот в политике КПК - страница 2
  • НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНАЯ ВОЙНА ПРОТИВ ЯПОНСКОГО ИМПЕРИАЛИЗМА (1937-1945 гг.)
    • Наступление японских войск. Развертывание вооруженного сопротивления китайского народа (июль 1937 - октябрь 1938 г.)
    • Создание антияпонского единого национального фронта
    • Силы сопротивления в тылу японских захватчиков и создание Освобожденных районов
    • Международное положение и внешняя политика Китая в начале антияпонской войны
    • Внутриполитическая борьба в Китае
    • Стратегическое затишье на китайском театре военных действий. Разложение гоминдановского режима и рост революционных сил китайского народа (ноябрь 1938 - февраль 1944 г.)
    • Колониальная политика Японии в Китае
    • Усиление реакционных тенденций в гоминдане. Обострение отношений между КПК и гоминданом
    • Особенности развития КПК в период войны с Японией
    • Заключительный этап антияпонской войны (март 1944 - сентябрь 1945 г.)
      • Заключительный этап антияпонской войны (март 1944 - сентябрь 1945 г.) - страница 2
    • Вступление Советского Союза в войну против империалистической Японии. Завершение освободительной войны китайского народа
  • КИТАЙ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА 1946-1949 гг. И ПОБЕДА НАРОДНОЙ РЕВОЛЮЦИИ
    • Переговоры между КПК и гоминданом (август 1945 - июнь 1946 г.)
    • Переговоры об объединении и демократизации Китая
    • Назревание общекитайской гражданской войны. Решение ЦК КПК от 4 мая 1946 г.
    • Гражданская война в общекитайском масштабе. Наступление гоминдановских войск (июль 1946 - июнь 1947 г.)
    • Политический и экономический кризис гоминдановского режима
    • Демократическое движение в гоминдановском тылу
    • Укрепление Освобожденных районов
    • Наступление Народно-освободительной армии. Победа народной революции в Китае (июль 1947 - сентябрь 1949 г.)
    • Политическая и экономическая программа КПК
    • Политика КПК в городах. Отношение к рабочему классу. Складывание единого народно- демократического фронта
    • Решающие сражения в конце 1948 - начале 1949 г. Переговоры о мире. Форсирование Янцзы
  • ПЕРЕХОД КИТАЯ НА ПУТЬ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (1949-1957 гг.)
    • Восстановительный период. Завершение буржуазно-демократических преобразований 1949-1952 гг.
      • Восстановительный период. Завершение буржуазно-демократических преобразований 1949-1952 гг. - страница 2
    • Внешняя политика. Отношения с СССР
    • Аграрная реформа
    • Восстановление экономики. Классовая борьба в городе
    • Первая пятилетка. Начало социалистической индустриализации (1953-1957)
    • Помощь Советского Союза в социалистическом строительстве КНР
    • «Дело Гао Гана - Жао Шу-ши» и «кампания против контрреволюции»
    • Кооперирование крестьянства. Национализация частной промышленности и торговли. Попытка Мао Цзэдуна ревизовать генеральную линию КПК
      • Кооперирование крестьянства. Национализация частной промышленности и торговли. Попытка Мао Цзэдуна ревизовать генеральную линию КПК - страница 2
    • VIII съезд Коммунистической партии Китая
    • «Движение за исправление стиля в партии» и «борьба против буржуазных правых элементов»
    • Итоги первой пятилетки
  • ИЗМЕНЕНИЕ КУРСА РУКОВОДСТВА КПК ВО ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ
    • «Большой скачок» (1958-1960)
    • Совещание в Бэйдайхэ. «Большой скачок». «Коммунизация» деревни
      • Совещание в Бэйдайхэ. «Большой скачок». «Коммунизация» деревни - страница 2
    • Внешняя политика
    • Выступления против курса Мао на 8-м пленуме ЦК КПК
    • Период «урегулирования» (1961-1965). Фактический отказ от политики «скачка». 9-й пленум ЦК КПК
    • Недовольство политикой группы Мао
    • Борьба в КПК относительно путей развития Китая
      • Борьба в КПК относительно путей развития Китая - страница 2
    • Народное хозяйство КНР в 1963-1965 гг.
    • Раскольническая деятельность группы Мао Цзэдуна в социалистическом содружестве и мировом коммунистическом движении
    • Развернутое наступление на КПК в период «культурной революции» (1965-1969)
      • Развернутое наступление на КПК в период «культурной революции» (1965-1969) - страница 2
    • Разгул маоистского террора («хунвейбиновщина»)
    • Курс на «захват власти» и «объединение трех сторон». Создание «ревкомов». Роль армии
    • Подготовка к созданию маоистской партии
    • IX съезд Коммунистической партии Китая
    • Усиление антисоветской деятельности группы Мао Цзэдуна в период «культурной революции»
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Победа народной революции. Провозглашение Китайской Народной Республики

Антиимпериалистическая и антифеодальная программа Коммунистической партии Китая пользовалась поддержкой широких масс китайского народа. КПК имела сильную армию и руководила освобожденными районами. Но в развитии партии, ее внутренней жизни, во взглядах руководства, идеологии были такие мохменты, которые отрицательно сказывались на ее деятельности.

Это, прежде всего, отрыв от рабочего класса, отказ от регулирования социального состава партии, конструирование «китаизированного марксизма», влияние националистических идей на политику лидеров партии, раздувание культа личности Мао Цзэдуна, пренебрежение ленинскими принципами демократического централизма и коллективного руководства, фактическое подчинение местных партийных органов армейскому командованию, военно-приказной стиль и административно-бюрократические методы работы.

Секретарь партийного комитета должен уметь быть «командиром отделения», - говорил Мао Цзэдун на 2-м пленуме ЦК КПК. И это было не образным сравнением, а образом мышления и действия, вытекавшим из военизации партии в условиях многолетних войн - гражданских и национально-освободительной.

Некоторые из этих недостатков и пороков вызывали тревогу части партийных кадров. Мао Цзэдун на пленуме ЦК в марте 1949 г. фактически обрушился на тех, кто, «выступая против бюрократизма говорят о Яньане так, словно там нет ничего положительного, и не делают сопоставления между бюрократизмом в Яньане и бюрократизмом в Сиане (центр контрреволюции), не проводят между ними различия».

Позиция части партийного актива способствовала тому, что в 1948 г. в политической линии ЦК КПК наметился поворот к расширению контактов с КПСС и международным коммунистическим движением, взгляды националистических элементов подверглись критике. Так, в 1949 г. пленум Северо-Восточного бюро ЦК КПК осудил антисоветские тенденции некоторых руководящих деятелей этого района. Мао Цзэдун и Лю Шао-ци опубликовали статьи в газете «За прочный мир, за народную демократию!», в которых заявляли о преданности КПК принципам марксизма-ленинизма, пролетарского интернационализма, подчеркивали руководящую роль СССР в мировом антифашистском фронте, значение примера и опыта русских большевиков, союза с СССР для китайской революции.

Видимо, основной причиной такого поворота была острая заинтересованность руководства КПК в помощи КПСС и других братских партий. Коммунистическая партия Китая в течение двух десятилетий развивалась, боролась главным образом в деревне и не была подготовлена к работе в городах и вообще к управлению огромной страной, ее политической жизнью и экономикой.

Лидеров КПК серьезно беспокоил вопрос о возможности удержать власть после завоевания победы и успешно решать сложнейшие проблемы дальнейшего развития Китая. Получить столь необходимую помощь - и материальную, и опыт - КПК могла только у КПСС. Это определило формулирование в 1949 г. вывода: «идти по пути русских».

На совещании Политбюро ЦК КПК в сентябре 1948 г. были приняты важные решения об усилении работы по управлению промышленностью и городами, об укреплении коллективного руководства, о марксистско-ленинском обучении кадров. Однако партийная учеба должна была завершаться изучением «идей Мао Цзэдуна». Принимая решение о постепенном переносе центра тяжести партийной работы из деревни в город, совещание оставило без ответа важнейший вопрос о классовой опоре партии в городах.

Вместе с тем со второй половины 1948 г. в документах КПК все чаще упоминался рабочий класс в качестве руководящей силы китайской революции и будущей республики демократической диктатуры народа. По-видимому, это было связано со стремлением расширить классовую базу партии и новой власти, до этого ограниченную главным образом крестьянством, и обеспечить сотрудничество рабочего класса в решении новых для КПК задач - восстановления и развития промышленности, управления жизнью и хозяйством городов. Сказывались позиция интернационалистских сил в партии и ориентировка на использование опыта и помощи СССР.

В декабре 1948 г. ЦК КПК подверг критике «правоуклонистскую идеологию» партийных кадров, не уделявших внимания рабочему классу. Но одновременно сохраняла силу и прежняя установка на ограничение требований рабочих об улучшении своего положения. Так, ЦК КПК летом 1949 г. запретил публикацию Тезисов по экономической политике на Северо-Востоке, подготовленных Северо-Восточным бюро ЦК КПК под руководством Гао Гана, потребовав включения в этот документ осуждения «левого уклона» в рабочем движении.

В обстановке приближающейся победы народной революции и переориентировки руководства партии состоялся в марте 1949 г. в провинции Хэбэй 2-й пленум ЦК КПК 7-го созыва. Его значение усиливалось тем, что за четыре года между капитуляцией Японии и провозглашением КНР это был единственный пленум ЦК КПК. Доклад Мао Цзэдуна был положен в основу резолюции пленума. Было подтверждено решение сентябрьского совещания Политбюро ЦК о переносе центра тяжести работы партии из деревни в город. Пленум призвал партию во всей работе в городах прежде всего опираться на рабочий класс.

В решениях пленума была выдвинута задача превращения Китая из аграрной страны в индустриальную и построения социалистического государства. Власть в будущей Китайской Народной Республике характеризовалась как демократическая диктатура народа, основанная на союзе рабочих и крестьян и руководимая рабочим классом. Во внешнеполитическом плане пленум одобрил установку на союз с СССР.

Решения пленума, в которых отразилось и влияние контактов КПК с КПСС, имели принципиальное значение, так как выдвигали курс на перерастание буржуазно-демократической революции в социалистическую, что по существу противоречило маоцзэдуновской концепции «новой демократии». Но строительство социализма призвано обеспечить государство диктатуры пролетариата, тогда как органы власти в освобожденных районах были по своему классовому составу одной из разновидностей мелкобуржуазной революционно-демократической диктатуры.

В условиях, когда армейское командование контролировало и даже создавало эти органы, когда руководящая освобожденными районами (а в ближайшем будущем - КНР) КПК состояла в большинстве из солдат или прошедших армейскую школу крестьян, перерастание революционно-демократической диктатуры в диктатуру пролетариата было делом чрезвычайно трудным.

Важной частью подготовки к провозглашению КНР было создание и развитие организаций трудящихся. Наиболее массовыми из них были крестьянские союзы и отряды народного ополчения, объединявшие десятки миллионов батраков, бедняков и середняков. Вслед за восстановлением Всекитайской федерации профсоюзов в марте 1949 г. в Пекине состоялся 1-й Всекитайский съезд женщин, на котором была образована Всекитайская демократическая федерация женщин. В апреле 1949 г. был основан Новодемократический союз молодежи (в мае 1957 г. НДСМ был переименован в комсомол), а в мае - Всекитайская федерация демократической молодежи.

В январе 1949 г. большая группа видных деятелей буржуазных демократических партий и групп, а также беспартийных общественных деятелей заявила о поддержке борьбы КПК против клики Чан Кайши и американского империализма.

Поддержка лозунгов КПК широкими массами трудящихся, а также представителями национальной буржуазии и буржуазной интеллигенции в обстановке победоносного наступления Народно-освободительной армии дала возможность непосредственно приступить к созданию новых органов государственной власти и подготовить провозглашение Китайской Народной Республики. В июне 1949 г. в Пекине состоялась сессия Подготовительного комитета Народной политической консультативной конференции (НПКК), в которой участвовали представители КПК, демократических партий, народных организаций, НОА, национальных меньшинств, китайских эмигрантов. Были избраны Постоянный комитет НПКК, а также комиссии по согласованию состава участников НПКК, по выработке проектов ее документов и решений. После проведения необходимой подготовительной работы 21 сентября- 1949 г. в Пекине открылась Народная политическая консультативная конференция.

НПКК была представительным органом, в котором участвовали делегаты от КПК и всех демократических партий и групп, профсоюзов, союза молодежи, других массовых организаций, населения различных районов страны, НОА, национальных меньшинств, китайцев, проживающих за границей, беспартийные общественные деятели. Конференция приняла Организационный статут (устав) НПКК, которая определялась как организация единого народно-демократического фронта, Закон об организации Центрального народного правительства и Общую программу НПКК. Был избран Центральный народный правительственный совет во главе с Мао Цзэдуном. НПКК постановила, что столицей КНР будет Пекин (бывший Бэйпин) определила флаг, герб и гимн КНР.

Основным документом была Общая программа НПКК, которая определяла характер государственной власти КНР и формулировала задачи КНР: ликвидировать привилегии империалистов, национализировать бюрократический капитал, передать помещичью землю крестьянам, охранять государственную и кооперативную собственность, а также «экономические интересы и частную собственность рабочих и крестьян, мелкой буржуазии и национальной буржуазии», развивать народное хозяйство новой демократии и добиваться превращения Китая из сельскохозяйственной страны в индустриальную.

Объявлялось о предоставлении гражданам КНР демократических прав, о равноправии женщин, подавлении контрреволюционной деятельности. Обязанности граждан состояли в том, чтобы защищать родину, соблюдать законы и трудовую дисциплину, беречь общественную собственность, нести воинскую службу, платить налоги.

В программе говорилось о равенстве всех национальностей, необходимости укрепления вооруженных сил КНР. Отдельный пункт отмечал единство «со всеми миролюбивыми и свободолюбивыми государствами мира - и прежде всего с Советским Союзом, странами народной демократии и угнетенными нациями», борьбу за мир во всем мире против империалистической агрессии.

Раздел, посвященный экономической политике, указывал на существование различных секторов хозяйства, которые должны «под руководством сектора государственного хозяйства» сотрудничать в интересах развития всей экономики. В Общей программе говорилось о социалистическом характере государственного сектора. Это было единственное упоминание о социализме в документе. Другие разделы посвящались органам государственной власти, военной системе, политике в области культуры и просвещения, национальному вопросу, внешней политике КНР.

1 октября 1949 г. на массовом митинге на центральной пекинской площади Тяньаньмэнь было провозглашено создание Китайской Народной Республики. Многолетняя национально-освободительная революционная борьба китайского народа завершилась победой.

Победа китайской революции имела большое международное значение. Она укрепляла лагерь социализма, наносила удар по колониальной системе империализма; вместе с СССР новый Китай участвовал в борьбе против агрессивных планов империалистических держав. Эта победа открыла новую эпоху в многовековой истории народов Китая. Она создала предпосылки для укрепления независимости страны, завершения буржуазно-демократических преобразований и развития Китая по социалистическому пути, для коренного улучшения положения трудящихся масс, превращения отсталой аграрной страны в экономически развитое государство с -современной промышленностью, сельским хозяйством, культурой, обороной.

Необходимым условием такого развития Китая было сочетание правильной политики КПК, энтузиазма и напряжения всех трудовых и прочих ресурсов китайского народа с ориентацией на союз с мировой системой социализма, с Советским Союзом, откуда КНР могла получить и действительно получила всестороннюю помощь.

1 октября 1949 года во время митинга на площади Тяньаньмэнь в Пекине председатель Центрального Народного Правительственного Совета Мао Цзэдун провозгласил образование Китайской Народной Республики.

К концу Второй мировой войны на политической карте мира существовало два Китая. Часть китайской территории находилась под контролем гоминьдана (национальная партия, с 1927 года ставшая правящей буржуазно-помещичьей партией). Другая часть территории находилась под руководством Коммунистической партии Китая (КПК). Курс компартии поддерживал Советский Союз, заканчивавший военные действия против Японии, гоминьдан пользовался поддержкой США.

С 1946 по 1949 год в Китае шла Народно-освободительная, по сути - гражданская война. В начале 1947 года Гоминьдану удалось одержать последнюю крупную победу: 19 марта ими был захвачен город Яньань - «коммунистическая столица». Мао Цзэдуну и всему военному командованию коммунистов пришлось спасаться бегством. Однако, несмотря на успехи, гоминьдановцы не смогли добиться главной стратегической цели - уничтожить основные силы коммунистов и захватить их опорные базы.

После начала активных военных действий в 1947 г., коммунистам, с помощью Советского Союза удалось перейти в наступление и за 2 года полностью переломить весь ход войны. Они смоглии овладеть значительной территорией континентального Китая, несмотря на поддержку Гоминьдана со стороны США.

В апреле 1949 года в Бэйпине (Пекине) происходили переговоры между делегациями КПК и гоминьдана. Было предложено соглашение о прекращении гражданской войны на основе условий, выдвинутых КПК. Поскольку гоминьдановское правительство отказалось утвердить соглашение, 21 апреля 1949 года народно-освободительная армия возобновила наступление, форсировав реку Янцзы. Вскоре от гоминьдановцев была очищена вся континентальная часть Китая, кроме Тибета и они бежали на остров Тайвань под защиту вооруженных сил США.

В сентябре 1949 года начал работу Народный политический консультативный совет Китая, фактически ставший Временным правительством Поднебесной. 30 сентября этот временный орган избрал Центральный Народный Правительственный Совет в качестве постоянно действующего органа НПКС (Председателем ЦНПС стал Мао Цзэдун) и сформировал Государственный Административный Совет, в качестве высшего исполнительного органа (Председателем ГАС стал Чжоу Эньлай). Таким образом было создано новое постоянно действующее правительство. 1 октября 1949 оно официально провозгласило образование Китайской Народной Республики, и эта дата празднуется как национальный праздник КНР.

Именно в этот день в 1949 году на митинге на площади Тяньаньмэнь в Пекине было торжественно провозглашено Образование КНР, а 2 декабря того же года центральное народное правительство издало постановление об объявлении 1 октября национальным праздником. Прежде, в 50-е годы, непременной частью посвященных ему торжеств был грандиозный военный парад на площади Тяньаньмэнь (Tiananmen Square) в Пекине.

Празднование дня образования Китайской Народной Республики продолжается пять дней, эта почти неделя выходных - одна из трех ежегодно проводимых в Китае «золотых недель» (наряду с праздничными днями, приуроченными к Чунь цзе - традиционному Новому году по лунному календарю и первомайскими праздниками). В центральных парках столицы 1 октября проводятся народные гуляния по тому же сценарию, что и 1 мая, вечером иногда устраивается большой фейерверк.