Разное

Публикации о творчестве воскобойникова в м. Из жизни замечательных детей

Когда Ньютон был маленьким

Когда великий Ньютон был маленьким, он был худшим учеником в классе. Хуже его учился только один человек, которого считали и вовсе идиотом. Что не помешало Исааку Ньютону стать великим физиком и великим математиком.

В первые дни маленького Ньютона боялись крестить: он был так слаб, что от этого испытания мог сразу умереть.
— Что за горе такое! - причитала мама. - Ребёнок столь мал, что его можно искупать в большой пивной кружке!

У младенца Ньютона выделялась только голова. Даже потом, когда он немного подрос до возраста, в котором другие малыши хорошо держат голову, большая тяжёлая голова маленького Исаака болталась на тоненькой слабой шее, и, чтобы случайно не оторвалась, её поддерживал специальный корсет, который сделал сельский умелец.

Так маленький Ньютон и ходил первые годы - с подпоркой под головой.
- Счастливый малыш, - сказал дядя, - уж если он выжил, теперь-то протянет долго и сделает большие дела.

И оказался прав.


Когда маленькому Ньютону было несколько лет, он мог любого обыграть в шашки. Он и сам удивлялся, как это получается: увидит играющих, подойдёт, посмотрит, и если кто с ним согласится играть - сразу обыграет. Но кому же хочется проигрывать? Поэтому скоро с ним никто не играл. И оставалось маленькому Ньютону разглядывать в доме камин, на улице - коляску и думать над тем, как они устроены.

Когда пришло время, дядя отвёз племянника в школу, в соседний город. В школе вместе с Ньютоном учился аптекарский сын по имени Артур. Именно его мы должны благодарить за то, что худший ученик Ньютон превратился в украшение школы и стал великим учёным. Только Артур об этом никогда не догадывался.

Однажды по дороге в школу Артур так ударил маленького Ньютона головой в живот, что тот упал и надолго потерял сознание. Но потом всё-таки поднялся и пришел на урок. После уроков ученик Исаак Ньютон попросил пройти ученика Артура на пустой церковный двор и пригласил еще одного ученика в свидетели. Там между Ньютоном и Артуром начался страшный бой. Сначала побеждал Артур, а Ньютон падал на землю, но каждый раз вскакивал и продолжал драку вновь.

И когда он упал, вскочил, упал и снова вскочил раз двадцать, то положение переменилось. Теперь уже наступал Ньютон, а Артур оборонялся. Наконец, Артур не выдержал и закричал, всхлипывая, что драться он больше не может.
- В драке я тебя победил, - сказал маленький Ньютон, - теперь надо победить в учении. Ты на каком месте? Передо мной. С завтрашнего дня буду тебя обгонять.

В этот вечер маленький Ньютон так здорово подготовился к урокам, что удивлённый учитель поставил худшему ученику отличную отметку, чего прежде никогда не случалось.
За месяц Ньютон так разогнался, что неожиданно стал из худшего лучшим. И оказалось, что все предметы очень интересны, просто увлекательны. А в математике, в науке о природе было столько тайн, что Ньютон теперь только о них и думал.

Когда на окраине города построили ветряную мельницу, маленький Ньютон сразу понял её механизм и решил смастерить такую же, но игрушечную. Каждый день он до темноты пилил, строгал, снова подпиливал. Через две недели он выбрался с чердака на крышу и закрепил около окошка игрушечную мельницу. Подул ветер и её крылья сразу стали крутиться, как у настоящей.
- Мальчишка Ньютон сделал истинное чудо! - сказал аптекарь.
Но дня через три ветер затих и крылья мельницы перестали крутиться.
- Она будет работать и без ветра! - ответил маленький Ньютон.

Вечером на кусочек сала он поймал в мышеловку в погребе небольшую мышь, прикрепил тот же кусочек на тонкой лучине перед её мордочкой, сделал для мыши игрушечную упряжь и отнес её к своей мельнице, наверх. Там он так привязал мышь к механизму, что мышь весь день бегала по кругу, стараясь поймать кусочек сала, и крутила мельницу. Вечером Ньютон кормил её и отправлял в клетку. А с утра она снова начинала работать.

Теперь крылья мельницы никогда не останавливались.

Когда приехал дядя, он сказал с восторгом:
- Я знаю - у тебя дар Божий! Тебе обязательно надо учиться дальше.

И спустя несколько лет после школы дядя отправил юного Ньютона в университет, в Кембридж.

Когда царь Пётр был маленьким


Когда Пётр Великий был маленьким, он уже был царем. Он сделался им в десять лет. Правда, царствование его было сначала немного странным. Потому что царствовал он пополам со старшим братом Иоанном. Для них сделали специальный двойной серебряный трон с высокой спинкой. Когда приезжали иностранные послы, цари принимали их в Кремле, в приёмной палате. Стены палаты были обиты дорогими турецкими коврами. Иностранное посольство торжественно входило в палату и медленно приближалось к серебряному трону, сделанному как бы из двух кресел.

На креслах в роскошных царских убранствах сидели рядышком два русских царя - Иоанн и Пётр.

Старший брат Петра Иоанн был от рождения болен. Он плохо видел, невнятно говорил и многие считали его слабоумным. А Пётр был еще маленьким. Поэтому за высокой спинкой трона прятались взрослые бояре. Они подсказывали, какие слова нужно царям произносить и что делать. Когда вставать, когда на поклон отвечать, какие послам вопросы задавать.

Послы удивлялись, насколько были непохожи два брата-царя. Иоанн сидел на троне неподвижно, нахлобучив шапку на глаза и глядя в пол. Ему было ничего не интересно, да он и видел-то плохо. По-видимому, он мечтал, чтобы скорее закончился торжественный прием и его отпустили в свой дворец. Младший же, Пётр, наоборот смотрел на всех с интересом. Он был очень красивым, живым мальчиком. И когда послы вручали верительную грамоту, царям полагалось встать в одно и то же время, приподнять шапки и спросить о здоровье иностранного короля. Как раз это и подсказывали взрослые бояре из-за спинки трона. Они-то уж хорошо знали дворцовый этикет.

Услышав подсказку, Иоанн долго соображал, что надо делать. Петр же раньше подсказки сам вскакивал с места, сам приподнимал шапку и спрашивал с улыбкой:
- Его королевское величество, брат наш Карлус свейский здоров ли?

Этот человек, обнаруживающий таланты с ранних лет, должен прославить Россию, - докладывали послы своим королям.

Когда Эдисон был маленьким

Когда Эдисон был маленьким, его звали Аль. Вообще-то полное имя у него было Томас Альва, только кто же будет звать пятилетнего мальчика длинным именем, если можно короче.
- Аль! - кричала рано утром мама. - Где он успел потеряться? Завтрак остывает, а его нет.

Мама очень переживала за своего младшего сына.
- Он не потерялся, - объяснял старший брат, Вилли. - Он стоит за сараем и наблюдает, как распускается одуванчик.
- Аль! - снова звала мама. - Куда ты опять делся? Пора обедать.
- Аль на канале, - объясняла средняя сестрёнка, Танни. - Он наблюдает, как работает машина у парохода и говорит, что к вечеру сам построит такую машину, только деревянную.

У всех людей в той местности были огороды, жили куры, утки. У Аля была гусыня. Гусыня важно прохаживалась мимо Аля, а иногда, когда хотела его попугать, грозно раскрывала клюв, изгибала шею и громко шипела. Но как-то раз гусыня не вышла гулять, а осталась сидеть в сарае в тёмном углу.
- Не мешай ей, - сказала мама, - у неё серьёзное дело: она гусяток высиживает.

Аль стал каждый день заходить в сарай и однажды утром увидел, что вокруг гусыни бегают, попискивают маленькие пушистые гусята.

Когда подошло время обедать, мама, как обычно, стала его звать, но на этот раз ни сестра, ни брат нигде не могли Аля найти.
- Господи! Сделай так, чтобы с ним не случилось страшного! - в ужасе повторяла мама.

Аля искали уже и взрослые. Отец послал несколько работников, чтобы они осмотрели берега канала. Другие побежали к амбарам, третьи решили идти по дороге в дальний лес и одновременно осмотреть все окрестности.
- Этому ребенку постоянно приходят в голову неожиданные мысли! - говорил отец, рассерженный, что приходится отрывать от работы столько людей.

Лишь к вечеру, когда наступали сумерки, мама заглянула в сарай.


Маленький Эдисон сидел в тёмном углу сарая и важно молчал.
- Он здесь! Наш Аль здесь! - закричала счастливая мама.
Его обступили взрослые, а мама хотела быстрей схватить своего любимого сына на руки. Но он не дался.
- Не мешайте мне, - сказал Аль по-прежнему сидя на корточках, - я занят серьёзным делом, я сижу здесь с утра.
- Что еще за дело? Какое серьёзное дело может быть у пятилетнего ребенка в сарае? - рассерженно спросил отец.
- Я высиживаю маленьких утяточек, - ответил Аль. - Видите, подо мной три утиных яйца.
- Что я говорил! - Отец с удивлением развел руками. - Этому ребенку постоянно приходят в голову неожиданные мысли.

Когда Чарли Чаплин был маленьким


Когда Чарли Чаплин был маленьким, он жил вместе с мамой и братом в Лондоне. Маму звали Лили, а брата - Сидней, и Сидней был на четыре года старше Чарли. Мама была известной артисткой, в лондонских театрах она танцевала и пела весёлые песни, и сначала они жили хорошо. Мама любила красиво одевать своих сыновей, гулять с ними по лондонским паркам и угощать вкусностями. Она всегда была весёлой и очень красивой, но потом стала часто простужаться, а когда болит горло, то может пропасть голос.

Однажды мама взяла пятилетнего Чарли с собой на выступление. В том театре собирались в основном моряки и солдаты. Маленький Чарли остался за занавесом, а мама вышла на сцену и начал петь. У неё как раз в этот вечер болело горло, и голос неожиданно сорвался. Вместо красивого пения получилось хрипение и шипение. Зрители стали смеяться, кто-то замяукал, другие закукарекали, а некоторые затопали ногами. Мама убежала со сцены за занавес, стояла, обхватив лицо руками, и в эту секунду около неё появился разъяренный директор театра.
- Марш на сцену! - закричал он. - Как вам не стыдно, или вы не видите, что срываете мне представление!
- Но у меня болит горло, и ничего хорошего на сцене сегодня не получится.
- А я говорю, марш на сцену!
- Но я не могу!

Маленький Чарли Чаплин стоял рядом и не понимал, что случилось.
- Ах так! - окончательно разъярился директор театра. - Вы не можете? Пусть тогда ваш сынок отрабатывает ваши деньги! Вы ведь говорили, что он любит петь и представлять, - и с этими словами директор театра вытолкал маленького Чарли Чаплина на сцену. - Эй вы там, не очень шумите! - обратился он к публике. - Артистка заболела, это со всяким может случиться, но сейчас перед вами выступит её сын, мистер Чарли Чаплин. Он тоже споет и кое-что представит. Чарли, валяй, покажи, что ты там умеешь.

Маленький Чарли не растерялся и, подбоченясь, запел шутливую песню пьяного моряка, которую часто пел перед мамиными подругами.

Не успел он допеть до середины, как публика уже стала бросать ему на сцену монеты.
- Благодарю вас, почтеннейшая публика, ваши денежки нам очень пригодятся. Я сначала их подберу, а потом уж буду петь дальше, - серьезно объявил Чарли под хохот зрителей и стал ползать по сцене, подбирать монетки.

На сцену снова вышел директор театра и начал собирать деньги в носовой платок.
- Это мои деньги, их мне набросала почтеннейшая публика, - предупредил Чарли и стал ходить рядом с директором по сцене, чтобы тот не положил деньги в карман.

Это зрителей развеселило еще больше. Потом маленький Чарли начал изображать знаменитых артистов, кто как поёт, и даже изобразил маму, как у неё срывается голос.

Публика радовалась и аплодировала.
- Молодец Чарли, ты меня просто спас, - сказала мама, смеясь и плача одновременно, когда её сын пришел за занавес.

Таким было первое выступление великого артиста Чарли Чаплина и последнее выступление его мамы.

Страничка для взрослых

В истории было немало замечательных людей, и довольно часто их посещали замечательные идеи. Писатель Валерий Воскобойников рассказывает нам об их детстве. Его герои - люди разных времен и народов, от великого полководца Александра Македонского до великого физика Альберта Эйнштейна и создателя «Майкрософта» Билла Гейтса. Книга «Жизнь замечательных детей» выдержала уже не одно издание, и я рад представить вам несколько её фрагментов, тем более что появляются новые истории, которые пополняют эту необычную историческую галерею.


Михаил Яснов и Валерий Воскобойников Из книг, которые написал Валерий Воскобойников, можно составить целую библиотеку. Будут здесь и романы для взрослых, и школьные повести, и рассказы для малышей, и исторические повествования, и пересказы великих произведений мировой литературы, например Библии или легенды о Гильгамеше, и разного рода популярные энциклопедии, рассчитанные и на маленьких, и на подростков. Немного найдётся детских писателей, которые обладают таким даром - превращать факты, далекие от литературы, в захватывающее чтение.

Валерий Михайлович Воскобойников знает, где эти факты искать, как отбирать, а еще у него есть свои писательские секреты, которые помогают оживить их и превратить в настоящую детскую прозу. И этими секретами он охотно делится с начинающими авторами, когда ведет семинары на конференциях молодых писателей или участвует в жюри литературных конкурсов.

А книгу «Жизнь замечательных детей» читать интересно вдвойне: и написано здорово, и герои все как на подбор. Особенно советую эти истории всем родителям - ведь у каждого из нас есть маленькая надежда, что из наших детей вырастут великие люди. А что? Вот вам и примеры!

Гильгамеш - это первый (реально живший) герой человечества, о котором более пяти тысяч лет назад были записаны песни и сказания. Рискуя собой, он пытался познать тайну жизни и смерти, так и не открытую до сих пор. Повесть "Блистательный Гильгамеш" написана по мотивам древнешумерского и аккадского эпосов.

Ежегодно в мае в Болгарии торжественно празднуется День письменности в память создания славянской азбуки образованнейшими людьми своего времени, братьями Кириллом и Мефодием (в Болгарии существует орден Кирилла и Мефодия, которым награждаются выдающиеся деятели литературы и искусства).

Повесть о жизни величайшего ученого древности - астронома, математика, геолога, философа, поэта и врача, чьими "Канонами врачебной науки" медицинский мир пользуется и поныне. Издается к 1000-летию со дня рождения Авиценны. Книга рассчитана на детей среднего школьного возраста.

Триглав, па этот раз в образе Черного всадника, повелителя крыс и упырей, снова пытается покорить мир, и, как всегда, первый удар темных сил должно на себя принять Синегорье.
Положение осложняется тем, что один из великих чародеев Поднебесья, Радигаст, попал под влияние Триглава и стал слепым орудием его воли...

Книга Валерия Воскобойникова светлая, смешная и чуть-чуть печальная. Этот доверительный рассказ о приключениях, которые происходят с человеком, когда ему ещё не исполнилось одиннадцати лет, в полном грозных опасностей и неожиданных радостей мире, надолго останется в памяти у читателя.

"Девочка, мальчик, собака" - история спасения рыжего ирландского сеттера по кличке Буль. Это захватывающая и одновременно трогательная история о пропавшей собаке и ребятах, заботящихся о ней.
Повесть Валерия Воскобойникова "Девочка, мальчик, собака" была опубликована в журнале "Костер" №№ 6-8 в 1981 году.

Никогда прежде иноземный князь, не из Рюриковичей, не садился править в Пскове. Но в лето 1266 года не нашли псковичи достойного претендента на Руси. Вот и призвали опального литовского князя Довмонта с дружиною. И не ошиблись. Много раз ратное мастерство и умелая политика князя спасали город от врагов. Немало захватчиков полегло на псковских рубежах, прежде чем отучил их Довмонт в этих землях добычу искать.

Валерий Воскобойников - Картины из села Гаврилова

Повесть Валерия Воскобойникова "Картины из села Гаврилова" была опубликована в журнале "Искорка" №№ 8-10 в 1986 году.

Город напуган. Во время предвыборной гонки его жителей терроризируют таинственные собаки-убийцы.
Их жертвами один за другим становятся кандидаты в губернаторы. В их числе - известная женщина-политик, которую в свое время отказался убить человек, поразительно похожий на "благородного международного суперкиллера" Скунса. Чудом избежать смерти удается и знаменитому хирургу - еще одной несостоявшейся жертве Скунса.

Эта увлекательная история рассказывает о загадочной судьбе экспедиции капитана Палтусова и её необычном участнике - говорящем попугае.

ВАЛЕРИЙ МИХАЙЛОВИЧ ВОСКОБОЙНИКОВ

Даты жизни : 1 апреля 1939
Место рождения : г. Ленинград
Русский писатель, драматург, историк, автор книг для детей
Известные произведения : «Всё будет в порядке», «Жизнь замечательных детей»,

Валерий Воскобойников - автор более 60 книг для детей, исторических биографий для детей и взрослых. В. Воскобойников - Лауреат Всесоюзных и Всероссийских конкурсов на лучшую детскую книгу, награжден Почетным международным дипломом имени Г. Х. Андерсена, премией имени С. Я. Маршака и премией имени А. С. Грина.

Валерий Михайлович Воскобойников родился в Ленинграде 01.04.1939 в учительской семье. После окончания Ленинградского нефтетехнологического техникума в 1957 г. поступает на вечернее отделение в Ленинградский технологический институт. С 1958 г. по 1960 г. проходит военную службу в артиллерийской разведке.
Пытаясь применить полученное образование, в 1957–1958 гг. и 1961–1966 гг. работает инженером на различных предприятиях Ленинграда. Но тяга к творчеству оказалась сильнее и в 1973 г. Воскобойников оканчивает Высшие литературные курсы, дальше полностью посвящая себя детской литературе.
Самый первый рассказ писателя был напечатан в журнале «Смена» в 1962 г. Чуть позже произведения писателя появляются в «Костре», «Искорке», «Авроре», «Звезде», «Неве». А в 1966 г. издаётся первая книга под названием «Я еду отдыхать».
С 1973 г. по 1980 г. Воскобойников работал заведующим отделом прозы и поэзии в журнале «Смена», что помогло ему лучше узнать интересы и характер юных читателей. Поэтому в своих произведениях он побуждает подростков задумываться над сделанными поступками.

Произведения писателя широко известны и за рубежом. Например, «Тетрадь в красной обложке» (1971) издавалась в США, Японии, Польше, Румынии. По решению ЮНЕСКО историческая повесть «Великий врачеватель» (1972), в которой рассказывалось об Авиценне, была выпущена к 1000-летию учёного во многих странах.
Вместе с коллегами в 90-е годы публикует серию «Рассказы о православных святых» (16 книг), предназначенную для маленьких детей. С целью повысить духовную культуру младшего поколения, в 2002 г. издаёт также «Иллюстрированную Библию для семейного чтения», где пересказывает доступным языком библейские истории.
В. М. Воскобойников пишет как для младшего, так и для среднего школьного возраста. Он является автором более 60 произведений. Среди них стоит выделить книгу о детстве известных личностей «Жизнь замечательных детей», изданную в 1999 г., за которую автор был награждён Почётным дипломом Международного совета по детской книге в 2000 г. и Премией правительства РФ в 2011г.
Книга посвящена детству А. Македонского, А. Суворова, И. Ньютона, Ч. Чаплина, Петра Первого и др. Не все они в детстве были вундеркиндами, не все отличались талантами с самого рождения, наоборот, их даже считали неспособными, нерадивыми учениками. Однако, постепенно в них раскрылись таланты и великий дар.

Серия книг «Душа России» задумана как живая история. Это книги об Александре Невском и князе Довмонте, князе Владимире, Николае Чудотворце, Сергии Радонежском, Кирилле и Мефодии и др. Прочитав их, дети зримо представят себе важнейшие исторические события.
В книге "Лики святых" Валерий Воскобойников воссоздает яркие, достоверные образы исторических личностей, дух давно минувших дней. Написанная живым языком на основе интереснейших фактов книга будет особенно интересна читателям среднего и старшего школьного возраста. Князь Владимир Красное Солнышко, Александр Невский, Кирилл и Мефодий, Довмонт Псковский - имена этих выдающихся людей прочно связаны с историей христианства и государства российского.

Валерий Воскобойников является автором-составителем более десятка популярных энциклопедий для детей и взрослых: «Энциклопедия для девочек», «Православные святые», «Как определить и развить способности ребенка», «Праздники России», «Энциклопедия народной мудрости».

Кроме рассказов и повестей Воскобойников писал научно-познавательные произведения, статьи о проблемах литературы, пьесы для радио. Также больше 10 лет он руководил литературным объединением молодых писателей, сочиняющих для детей, был членом редакторского совета журнала «Детская литература» и других литературных организаций. Сейчас живёт в Санкт-Петербурге.

ВАЛЕРИЙ ВОСКОБОЙНИКОВ: «ПЕРЕДАЙ ВСЁ ХОРОШЕЕ, ЧТО МЫ СДЕЛАЛИ, ДАЛЬШЕ: интервью //Библиотека. – 2018. - №7. – С.75-77.

Валерий ВОСКОБОЙНИКОВ - известный детский писатель, автор более чем 60 произведений для юной читательской аудитории. Его лирическая повесть «Тетрадь в красной обложке» (1971) и историческая «Великий врачеватель» (1972), написанная к 1000-летию Авиценны, издавались во многих странах мира. А книга о детстве известных личностей «Жизнь замечательных детей», выпущенная в 1999 г., была удостоена Почётного диплома Международного совета по детской книге (2000 г.) и Премии Правительства РФ (2011 г.). Сегодня Валерий Михайлович в гостях у редакции и готов ответить на наши вопросы.

Валерий Михайлович, вы окончили химический техникум, а затем Ленинградский технологический институт, работали инженером. Как и почему вдруг решили стать литератором?
Валерий ВОСКОБОЙНИКОВ : Свою писательскую судьбу я определил в три с половиной года. Предыстория такова. Отец на фронте был тяжело ранен. Мы узнали об этом из письма девочки-школьницы, написавшей от его имени, чтобы мама не беспокоилась, и от себя добавившей: «Только у него руки и ноги не работают». В апреле 1942-го мы с мамой эвакуировались из блокадного Ленинграда к раненому отцу - в маленький городок по имени Можга. Пока добирались, отец поправился и снова ушёл на фронт. Мама, как и всюду, стала работать учительницей русского языка. Оставляла меня одного, дав карандаш, газету «Правда» и кусок обоев. На чистой стороне обоев я переписывал статьи из разных газет и журналов. И на вопрос, кем буду, отвечал: «Писателем». При этом был уверен: сколько изданий, столько и писателей.
Однажды решил выпустить собственную газету. Мне очень нравился лозунг: «Наше дело правое, победа будет за нами!» Но, поскольку в те годы часто путал стороны местами, написал: «Наше дело левое, победа будет за нами!» Когда вручил своё первое произведение маме, она испугалась и сожгла его в печке, а с меня взяла честное слово, что я никогда не буду писателем, и на другой день принесла подержанные игрушки. Но я-то знал, что писателем буду!

А как же ваше стремление сочеталось с увлечением техническими науками?
Валерий ВОСКОБОЙНИКОВ : После войны наша семья воссоединилась, вернулась в Ленинград, я пошёл в первый класс. Так как читать я научился в три с половиной года, учёба давалась легко, тем более что мне всё было интересно. Семья моего друга-одноклассника выписывала журнал «Техника - молодёжи», и я со второго класса прочитывал каждый номер от первой до последней страницы. Потом мне в руки попались толстая зачитанная книга «Занимательная геохимия» А. Ферсмана и «Занимательная химия» В. Рюмина, я перечитывал их много раз. Так пришло увлечение химией. Дома у меня была своя лаборатория. И я развлекал гостей простейшими опытами: превращал железные гвозди в медные, а медные монеты в серебряные, писал симпатическими чернилами и т. п. Химия была моим увлечением все годы взросления. Но параллельно я, конечно, прочитал много хороших книг. В армии у нас оказалась прекрасная гарнизонная библиотека, выписывающая все литературные журналы. Это были 1958-1961 гг. - время расцвета молодой литературы. Первые публикации Б. Ахмадулиной, А. Вознесенского, Е. Евтушенко, Р. Рождественского, Ю. Казакова... Тогда я понял, что больше сдерживать себя невозможно, и начал писать рассказы.
Вернувшись из армии, принёс один из самых первых в ленинградскую молодёжную газету «Смена» и неожиданно стал одним из победителей городского конкурса. К окончанию вечернего института у меня уже готовились в издательствах две книги повестей и рассказов, некоторые из них читали по радио. И я встал перед трудным выбором. С одной стороны - карьера химика (я работал с увлечением и уже был и. о. заведующего проблемной лабораторией, предполагалось поступление в заочную аспирантуру), с другой - писательская стезя. Помучившись, выбрал второе.

Некоторые авторы трудятся над рукописью в полной тишине, а есть те, которые творят в шумных залах кафе. Кто-то сочиняет в парке, а кто-то дома, под любимую мелодию. Расскажите о том, как вы работаете. Важны ли для вас определённая обстановка и настрой? Пишете каждый день или по вдохновению?
Валерий ВОСКОБОЙНИКОВ : Так получается, что работаю почти каждый день. Иногда с утра до вечера, а иногда всего час. Когда готовлюсь к исторической книге (у меня их относительно много), с удовольствием исполняю роль разведчика или сыщика, попавшего в древние времена. Это тоже занимает немало времени.

Каковы ваши творческие планы? Работаете ли сейчас над новой книгой?
Валерий ВОСКОБОЙНИКОВ : Уже практически закончил рассказывать об истории петербургского Казанского собора, близок к завершению произведения о цене в деньгах человеческой жизни от древности до наших дней. Думаю про новую повесть. По сути, последние лет пятьдесят пять процесс не прерывается. Однажды в 1993 г. угораздило сломать позвоночник, и я больше месяца должен был днём и ночью лежать только на спине. Мне принесли необходимую литературу, и я за полтора месяца в больничной палате написал книгу по мотивам эпоса о нибелунгах, которую недавно переиздали в пятый раз.

Во время творческих встреч вы часто общаетесь с подростками. Можете ли сказать, чем современный молодой человек отличается от ровесника 1980-1990-х? Есть ли какие-нибудь качества у сегодняшних ребят и девчонок, которые вам не нравятся? Возможно, это постоянное общение в социальных сетях, активное использование грубого сленга, равнодушие к проблемам окружающих или погоня за дорогими гаджетами, одеждой известных марок...
Валерий ВОСКОБОЙНИКОВ : За последние пять тысяч лет человек как явление изменился мало. В Древнем Шумере отцы так же, как сейчас, сокрушались из-за дурно воспитанного юного поколения и с ужасом замечали, что мир катится в пропасть. Но, конечно, нынешний молодой человек владеет большим объёмом информации по сравнению с ровесником докомпьютерного периода. Этим он отличается от всех прежних поколений. Интернет - великое изобретение человеческого гения. Но он несёт и опасность - оглупление, приучение к поверхностному мышлению. Теперь не надо тратить энергию и время для получения каких-либо знаний - они даются даром каждому, лишь бы был компьютер. А всё, что даётся даром, не особенно ценится и легко теряется. В результате человек, оставшийся без интернета, может оказаться полным невеждой по сравнению с людьми прежних поколений.

Назовите пять самых важных для вас книг, которые вы могли бы рекомендовать современному молодому человеку .
Валерий ВОСКОБОЙНИКОВ : Знаете, пяти явно недостаточно. Пожалуй, их больше пятидесяти. Если начать с древности, то нельзя не назвать Плутарха «Сравнительные жизнеописания». Библию [особенно Ветхий Завет, зафиксировавший древнюю историю одного из земных народов]. Если иметь в виду более для нас близкое время, да ещё и русскую культуру, та конечно, «Война и мир» Толстого. Но это - для более старшего возраста. А сегодняшним детям лет двенадцати я бы посоветовал множество книг, включая повести недавно вошедшего в литературу писателя Евгения Рудашевского «Куда уходит кумуткан» и «Ворон». Это серьёзные книги умного писателя.

Какие темы вы чаще всего поднимаете в своих произведениях? Чему бы хотели научить своего юного читателя, какие мысли донести?
Валерий ВОСКОБОЙНИКОВ : Пожалуй, главных тем две. Первая - уникальность каждого человека. Любой из нас единственный и неповторимый во всей Вселенной. Такого никогда не было и никогда больше не будет. И вторая: каждый из нас соединяет длинную людскую цепочку, уходящую в неведомое прошлое, где наши матери, отцы, дедушки и прадедушки, бабушки и прабабушки и т. д. И такую же бесконечную цепочку, уходящую в будущее, - наши дети, внуки, правнуки... И все они с надеждой смотрят на каждого из нас: не подведи, передай всё хорошее, что мы сделали, дальше - из прошлого в будущее. Такие мысли я пытаюсь донести до своих читателей.

Сегодня, к сожалению, дети и подростки читают довольно мало, а в библиотеки ходят и того реже. Специалисты чего только не придумывают, чтобы заинтересовать молодёжь: делают красочные интерактивные видеопрезентации, устраивают конкурсы с призами, заводят странички в социальных сетях, открывают компьютерные клубы с бесплатным доступом в интернет, приглашают писателей, спортсменов, музыкантов и т. д. Что, на ваш взгляд, может помочь библиотекарям? Как сделать так, чтобы ребята с радостью приходили в книжный дом и приводили друзей?
Валерий ВОСКОБОЙНИКОВ : Сам я - библиотечный человек с детства. Куда бы я ни приезжал в юные годы, первым делом шёл в библиотеку. Но, насколько я знаю, людей, постоянно читающих, с середины прошлого века процентов 10-12. Самое главное, ни в коем случае нельзя заставлять человека из-под палки. Литература должна услаждать душу и разум. Следовательно, для начала нужно подсовывать ребёнку именно такую. Ну и важно собираться за книгой всей семьёй. Когда старшие читают вместе с маленькими, книга входит в детское сознание как необходимый элемент жизни.

В. Воскобойников о любимом персонаже:
«Их много. Без увлечения личностью у меня ничего и не пишется. Первое увлечение пришло в 1966 году, когда я узнал чуть о жизни великого врачевателя и ученого Авиценны. Но для того, чтобы написать о нем книгу, я изучил историю и культуру ислама, посетил города, в которых 1000 лет назад жил Авиценна, даже сходил с караваном по пескам Кара Кум...
Одним из моих увлечений стал князь Довмонт Псковский, мудрый и отважный литвин, чужеземец, который тридцать три года управлял Псковом и оборонял русские земли, на радость местным жителям… Если брать более близких – то премьер-министр Витте. Всех моих любимых персонажей отличает стремление к созиданию через преодоление многих трудностей».

«ДОВМОНТОВ МЕЧ» Никогда прежде иноземный князь, не из Рюриковичей, не садился править в Пскове. Но в лето 1266 года не нашли псковичи достойного претендента на Руси. Вот и призвали опального литовского князя Довмонта с дружиною. И не ошиблись. Много раз ратное мастерство и умелая политика князя спасали город от врагов. Немало захватчиков полегло на псковских рубежах, прежде чем отучил их Довмонт в этих землях добычу искать. Долгими годами спокойствия и процветания северного края отплатил литовский князь своей новой родине.

«ВСЁ БУДЕТ В ПОРЯДКЕ» Светлая, смешная и чуть печальная повесть. Этот доверительный рассказ о приключениях, которые происходят с человеком, когда ему ещё не исполнилось одиннадцати лет, в полном грозных опасностей и неожиданных радостей мире, надолго останется в памяти у читателя.

«ДЕВОЧКА, МАЛЬЧИК, СОБАКА» - история спасения рыжего ирландского сеттера по кличке Буль. Это захватывающая и одновременно трогательная история о пропавшей собаке и ребятах, заботящихся о ней. Повесть Валерия Воскобойникова «Девочка, мальчик, собака» была опубликована в журнале «Костер» №№ 6–8 в 1981 году.

Героиня повести «ТЕТРАДЬ В КРАСНОЙ ОБЛОЖКе» , ученица 3-го класса Маша Никифорова, ведёт подробный дневник того, что происходило в её пионерском отряде. Она старается разобраться в поступках своих товарищей, старается понять, правильно ли поступает сама. Может быть, и тебе интересно узнать, что же произошло с Машей Никифоровой и её друзьями?

«ВЕЛИКИЙ ВРАЧЕВАТЕЛЬ» Тысячу лет назад в Бухаре жил гениальный человек по имени Абу Али Хусайн ибн-Абдаллах ибн-Хасан ибн-Али ибн-Сина. Это длинное имя кажется странным, как и многие восточные имена того времени, хотя на самом деле все в этих именах просто. Кто он - Ибн-Сина? Врачи говорят, что он великий врач. Нет, он известный астроном, математик, - скажут математики. И большой поэт, писатель, - скажут литераторы, Он ведь теоретик геологии, - скажут геологи. Кто он? Об этом вы узнаете, прочитав книгу Валерия Воскобойникова.

«ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ДЕТЕЙ » Эта авторская серия книг Валерия Воскобойникова представляет собой уникальное собрание биографий самых известных людей планеты. Первая книга рассказывает о том, какими детьми были полководец Александр Македонский и мореплаватель Христофор Колумб, ученые Исаак Ньютон и Михаил Ломоносов, императоры Петр Первый и Екатерина Великая, поэт Александр Пушкин и композитор Амадей Моцарт. О детстве других выдающихся личностей читайте книги Валерия Воскобойникова.

НЕОБХОДИМЫЕ ВОПРОСЫ

1. Дата и место рождения.

Родился 1 апреля 1939 года в городе, который в то время назывался Ленинградом. Почти всю жизнь здесь и живу.

2. Где Вы учились и «кем» работали (кроме как по призванию)?

После седьмого класса я закончил в 1957 году химический техникум, потом в 1965 году закончил Ленинградский технологический институт им. Ленсовета (вечернее отделение), в перерыве между первым и вторым курсом института, в армии, закончил в 1959 году сержантскую школу артиллерийских разведчиков, а в начале семидесятых закончил Высшие литературные курсы при Литературном институте. Работал в различных химических лабораториях закрытых (ужасно секретных) предприятий своего родного города. Начал лаборантом, достиг ранга начальника проблемной лаборатории.

3. Ваша первая публикация.

Дату первой публикации, как и многое самое первое, помню наизусть - 24 марта 1962 года. Это был рассказ о влюбленном старшекласснике, который все лето смотрел на девушку, мечтал с нею познакомиться и не знал, как это сделать. А когда кончилось лето, ему стало известно, что с нею происходило все то же самое. Рассказ неожиданно для меня тут же наградили премией на городском конкурсе.

4. Ваши псевдонимы (если Вы хотите их назвать).

Это - секрет. Но один псевдоним раскрою - Валерий Михайлович.

5. Какие свои произведения Вы хотели бы видеть в нашем библиографическом списке?

За сорок с лишним лет у меня наиздавали всякого: вероятно, штук за шестьдесят книг, да еще штук под триста статей, очерков и рассказов. Поэтому, как ни странно, ответить на этот вопрос довольно трудно - ведь нужно выбрать самое-самое. Но то, что мне дорого и любимо, не обязательно заинтересует читателя. То есть увлечет лишь тех людей, увлечения которых близки моим.

Сегодняшний краткий список выглядит приблизительно так:

Я еду отдыхать: Повести и рассказы. - Л.: Дет. лит., 1966.

Самые сильные во дворе: Повести и рассказы. - Л.: Лениздат, 1969.

Другая осень: Повести. - Л.: Дет. лит., 1969.

Тетрадь в красной обложке: Повесть. - Л.: Дет. лит., 1971.
То же, 1975.
Издана также в Японии, США, Польше, Румынии. Выпущена изд. «Радуга» на многих языках, включая европейские.

Девочка, мальчик, собака: Повести. - Л.: Дет. лит., 1988.
Награждена почетным дипломом на Всесоюзном конкурсе на лучшую детскую книгу 1989 года.

Великий врачеватель: Ист. повесть об Авиценне. - М.: Мол. гвардия, 1972.
Переиздана в 1980 г. по решению ЮНЕСКО к 1000-летию Авиценны. Издана на национальных языках в Узбекистане, Таджикистане, Туркменистане, Азербайджане (дважды), Татарии.

Зов Арктики: Ист. повесть. - М.: Мол. гвардия, 1975.
То же, 1984.

Утренние прогулки: Повесть. - Л.: Дет. лит., 1976.
Издана в Японии.

Кирилл и Мефодий: Ист. повесть. - М.: Мол. гвардия, 1979.

Остров Безветрия: Повесть. - Л.: Дет. лит., 1981.
Трижды издавалась в Японии.

Утренние колокола: Ист. роман. - Л.: Дет. лит., 1983.
То же, 1989.
Издана на национальных языках в Литве, Украине, Татарии.

Девятьсот дней мужества: Рассказы о Ленинградской блокаде. - М.: Малыш, 1984.
То же, 1985.
То же, 1986.
То же, 1989.
Издана на украинском языке в Киеве. Общий тираж - 3 млн.

ГЛАВНЫЕ КНИГИ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ:

Блистательный Гильгамеш: Ист. роман по мотивам древнешумерского и аккадского эпоса. - М.: Терра, 1997.
Вошла в список «Книжного обозрения» как «самая-самая».

Жизнь замечательных детей: (Рассказы о детстве великих людей). - СПб.: Образование-Культура, 1997.
То же, 1998.
То же, 1999.
Награждена премией на Всероссийском конкурсе «Артиада - 1998» и Почетным Международным дипломом IBBY (им. Андерсена).

Древний Восток: Ист. повести. - СПб.: Респекс, 1998.

Довмонтов меч: Ист. роман. - СПб.-М.: Азбука-Терра, 1998.

Рассказы о православных святых: Серия маленьких исторических повестей для детей: (Иоанн Креститель, Николай Чудотворец, Кирилл и Мефодий, Князь Владимир Святой и т.д.). - СПб.: Лицей, 1993-1996.

Рассказы о православных святых: Книга исторических повестей. - СПб.: Золотой век, 1999.
То же, 2003.

Иллюстрированная Библия для семейного чтения: Издана по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. - СПб.: Золотой век, 2003.
Получила высшую награду «Серебряная литера» на Международной книжной ярмарке «Невский Форум» 2003 года.

Санкт-Петербург: Иллюстрированная история для детей. - СПб.: Золотой век, 2003.
Вышло несколько тиражей.

Серафим Саровский. Ист. повесть. - М.: РОСМЭН, 2003.

6. С какими художниками-иллюстраторами Вам нравится работать?

Я мечтал бы работать вместе с замечательным художником Николаем Устиновым или, например, с гениальным Виктором Пивоваровым. Но увы! Чаще с художниками мне не везет. Из тех художников, кому я благодарен за совместное творчество, назову Давида Боровского, Владимира Любарова и петербуржцев: Михаила Беломлинского, Виталия Аникина, Александра Лыткина, Владимира Алексеева.

7. Существуют ли на основе Ваших книг:

художественные фильмы;

мультипликационные фильмы;

звукозаписи;

театральные постановки;

музыкальные произведения?

В самом начале семидесятых по нескольким моим повестям были поставлены пьесы в театрах и на радио. По радио в те годы их повторяли часто. С кино мне не везло. Дважды я вместе с режиссером писал сценарии, потом собиралась творческая группа, подбирались актеры, но внезапно приходило новое начальство, и все срывалось. Я понял, что интереснее писать прозу, и больше не поддавался на соблазны. В начале 1990-х годов на Радио России (тогда очень молодом и смелом) было поставлено около 20-ти моих радиопьес. Мне хотелось скорее заняться просвещением соотечественников, и я придумал такие циклы: «Реформаторы России», «Предприниматели России», «История в судейской мантии» и «Творцы катастроф». В пьесах рассказывалось о великом роде Строгановых, об Александре Втором, об инженере Путилове, о семье Нобелей, о деле Бейлиса, о Сталине и так далее. Тогда их передавали по воскресеньям в середине дня, повторяли очень часто, и их многие слушали. Они даже какую-то получили премию. Эти пьесы время от времени прокручиваются на радио и сейчас.

8. Не могли бы Вы подарить нам свою фотографию с автографом?

ВОПРОСЫ НА ВЫБОР

1. Кем Вы хотели стать в детстве?

С 1947 года по 1954-й я мечтал полететь на планету Марс, чтобы ее исследовать. Тогда в русском языке не было слова космонавт, и я считал, что этим делом ведают астрономы. Потом я увлекся химией и стал химиком. О том, что я стану писателем, я знал с пяти лет. Но до двадцати ничего для этого не делал.

2. Зачем Вы ходили в школу?

Школу не обязательно любить, но ходить в нее необходимо.

3. О ком из старших Вам хочется рассказать: родителях, учителях, соседях?..

О родителях и старших товарищах. Мама спасла меня в блокаду, отец всю жизнь оставался абсолютным моральным авторитетом, а старшие товарищи - очень молодые и очень талантливые (Игорь Ефимов, Владимир Марамзин, Валерий Попов, Сергей Довлатов, Александр Кушнер, Андрей Битов) - приняли меня в свою «тусовку». Я был тогда невежественным беспредельно и благодарен им всею своей жизнью. А еще я счастлив оттого, что многие молодые и очень талантливые писатели Петербурга являются моими друзьями.

4. Ваша любимая книга:

в 7 лет;

«Робинзон Крузо».

в 15 лет;

Романы Диккенса - все, что тогда были переведены на русский язык.

сейчас.

Перечень меняется в зависимости от состояния души.

5. Самый решительный поступок в Вашей жизни.

Их несколько: 1 - акт рождения, 2 - расставание с любимой химией ради любимой литературы, 3 - женитьба номер два, 4 - добровольное стояние вместе с единомышленниками в августе 1991 года всю ночь под унылым, холодным, мелким дождем с целью уберечь демократически избранный Ленсовет от вооруженного штурма гэкачепистами. Ни в одном из этих поступков не раскаиваюсь.

6. Черта характера, которая больше всего мешает Вам жить.

Стремление к компромиссам - и помогает, и мешает. Я никогда не мог и сейчас не могу ударить человека по лицу. Для меня это просто невозможно. Поэтому с детства я проповедовал пацифизм.

7. Кого из писателей - живых и ушедших - Вы хотели бы собрать для дружеской беседы под зеленой лампой?

Я-то был бы рад их пригласить, да не знаю, стало бы им со мной интересно. И все же: автора первой в истории человечества повести «Скитания Синухета» (ему сейчас исполнилось бы 4 тысячи лет), Гомера, Геродота, Плутарха, а также Луку, написавшего «Деяния апостолов» и одно из Евангелий, и Ибн Хишама, успевшего собрать воспоминания у соратников пророка Мухаммада и создать его Жизнеописание. Боюсь показаться самонадеянным, но, скорей всего, нам было бы полезно обменяться кое-какими мыслями. Жаль, что все эти люди ушли от нас слишком далеко.

8. Какая должна быть погода, чтобы написать хорошую книжку?

9. Кто первым читает рукопись Вашей новой книги?

В пору счастливой молодости первыми читали друзья. Например, я был самым первым читателем повести Виктора Голявкина «Мой добрый папа» и кое-каких стихов Олега Григорьева. А сейчас иногда первым читает тот, кто первым купил книгу, ибо бывает, что в издательстве ни редактор, ни художник, ни корректор не читают текст совсем. Зато книга и выходит с анекдотическими опечатками, в которых виноват только автор.

10. Почему Вам нравится быть писателем?

Я никогда бы не смог объяснить, почему полюбил какого-либо человека. Просто полюбил. И все тут. Так же и с писательством. После чтения это самое любимое мое занятие. Хотя иногда устаю от него ужасно. Но оно - главное на всю жизнь.

И В ЗАКЛЮЧЕНИЕ - НЕСКОЛЬКО СТРОК БЕЗО ВСЯКИХ ВОПРОСОВ ИЛИ «МАЛЕНЬКОЕ ПИСЬМО К ЧИТАТЕЛЮ О ЧЕМ УГОДНО»

Однажды я с ужасом открыл, что не знаю, зачем, для чего живу на Земле среди людей. Мне было тогда двенадцать лет, это ужасное открытие осенило меня в трамвае, и я долго метался по улицам, не желая идти домой и надеясь, что все-таки соображу что-нибудь насчет цели своей жизни. Наконец, я устал, добрел до квартиры и, не отвечая на вопросы матери, бухнулся спать. Ночью я просыпался от собственного стона. В следующие годы я прочитал довольно много книг. Они рассказывали о чем угодно: про историю изобретений, про жизнь древнего человека, про мамонтов и насекомых, но только не про меня. Я догадывался, что люди знают какую-то тайну о том, зачем я живу, но спросить у них я не мог - не было у меня тогда такого человека, которому я доверил бы свой вопрос.
Открытие пришло во сне - точно, как Менделееву. Он ведь тоже долго мучился из-за своей Таблицы. Я увидел самого себя стоящим на вершине холма. За левую руку меня держали родители, родителей - бабушки и дедушки, а их - следующие мои предки, которых я даже толком не знал. И вся эта бесконечная цепочка людей уходила в туманную даль - в прошлое человечества. За правую руку я держал своих детей (на самом деле не было у меня тогда никаких детей, это сейчас их трое), а они - своих детей, и те - следующих. Эта цепочка тоже скрывалась в туманной дали - будущем человечества. А я - соединял их всех.
Тогда-то я и понял насчет собственного предназначения и цели жизни каждого человека: любой из нас соединяет всех прошлых людей с людьми будущими и передает им все то доброе, что было сделано раньше. У каждого человека на Земле - есть своя такая цепочка. А все вместе эти сплетенные цепочки называются человечеством.
Проснувшись, я уже знал, что рожден не зря. И еще я понял, что кем бы мы ни были: хоть писателями, хоть водопроводчиками или пастухами, главное наше дело -передавать все доброе и хорошее в будущее время. Все мы - разные люди, каждый из нас - единственный человек во всей истории Вселенной. Никогда такого человека, как любой из нас, не было на Земле и не будет; нас разделяют далекие расстояния и многие годы, и все же мы сильны, мы живы, когда все мы - вместе, когда сплетены в единое человечество.
С тех пор прошло сколько-то лет, и я узнал, что мудрые философы придумали свои ответы на мучавший меня вопрос. Возможно, свой ответ есть вообще у каждого человека. Но если у вас пока нет такого ответа, возьмите хотя бы мой - мне он здорово помогает.
Спасибо.

Валерий Михайлович Воскобойников - известный детский писатель, историк. Родился в семье учителей. Одним из его увлечений в восемь лет стала история, а первой книгой – «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо. За свою жизнь он прочитал Робинзона раз сто, затем ее же читал вслух своим дочкам и сыну. Первый его рассказ появился в журнале «Смена», а первой книгой стал сборник «Я еду отдыхать». Творчество Воскобойникова – это не только повести и рассказы, но и научно-познавательная литература, пьесы. Валерий Михайлович написал интересную и полезную книгу о детстве выдающихся людей «Жизнь замечательных детей».

Книга посвящена детству Александра Македонского, А. Суворова, И. Ньютона, Ч. Чаплина, Петра Первого и др. Не все они в детстве были вундеркиндами, не все отличались талантами с самого рождения, наоборот, их даже считали неспособными, нерадивыми учениками. Однако, постепенно в них раскрылись таланты и великий дар. Писатель любит путешествовать – объездил и облетал всю страну, включая полярные станции, северное побережье, Урал и Сибирь, а также пустыню Кара-Кум. Валерий Михайлович – автор более шестидесяти книг для детей, исторических биографий, популярных энциклопедий («Энциклопедия для девочек», «Праздники России», «Энциклопедия народной мудрости»). Награжден Почетным международным дипломом имени Г. Х. Андерсена, премией имени С. Я. Маршака и премией имени А. С. Грина.