Разное

Радость к солнцу нас зовет.

Предложите детям внимательно рассмотреть обложку издания вокального цикла «Детская», которую нарисовал И. Репин. Пусть они найдут здесь сюжеты пьес цикла, упоминаемых на этом развороте.

Первая пьеса этого цикла «С няней» предлагается не только для слушания с учащимися, но и для эскизного разучивания мелодии. При этом обратите внимание учащихся на паузы, динамические оттенки и короткие фразы, подчеркивающие речитативность музыкальной интонации. Все это обогатит интонационную выразительность исполнения в целом.

Песня «С куклой» более доступна для разучивания с ребятами. Разучивайте ее постепенно, как бы проживая, проигрывая эту сценку из детской жизни; например, взяв на руки куклу, девочка начинает ее укачивать: «Тяпа, бай, бай, Тяпа, спи, усни, - угомон тебя возьми…» Прерывает мотив колыбельной сердитый окрик: «Тяпа! Спать надо!» При этом Тяпа получает изрядный шлепок. Но, видно, эта негодница совсем не хочет спать. Подражая няньке, девочка начинает запугивать Тяпу: «Тяпа, спи, усни, Тяпу бука съест, серый волк возьмет, в темный лес снесет». Молчание… Тяпа лежит, брошенная на полу. Что делает тем временем девочка?.. Затем колыбельная продолжается.

Своеобразной иллюстрацией к этой песне послужит картина М. Добужинского «Кукла».

Друг М. Мусоргского - художник В. Гартман говорил: «Цикл „Детская“ - это не романсы и не песни, а настоящие драматические сценки, их надобно было бы исполнять в декламации талантливой актрисы или певицы, на сцене, в костюмах и среди декораций».

«На прогулке». О теме «Прогулка» М. Мусоргского было уже подробно написано выше. Если это произведение третьеклассники будут слушать впервые, то можно предложить такие варианты работы для учителя:

Вариант 1. Учитель говорит учащимся, что сейчас прозвучит мелодия, которая рисует портрет человека, занятого очень интересным для него делом, и предлагает ответить, откуда он и что делает. (Звучит «Прогулка».) Ребята обычно находят удивительно верные ответы: «Это русский человек, который очень размашисто ходит»; «Он рассматривает что-то, останавливается и снова прохаживается». Затем учитель предлагает детям прогуляться вместе с композитором по выставке картин - познакомиться с отдельными пьесами «Картинок с выставки».

Вариант 2. Учитель предлагает детям представить, что они находятся на выставке одного художника, который демонстрирует свои полотна. На этой выставке много посетителей, в их числе - композитор, написавший эту музыку. (Звучит «Прогулка».) После перечисления названий частей (картинок) сюиты и прослушивания «Прогулки» дети должны ответить, можно ли по ее интонации узнать, какому народу принадлежат эта музыка и композитор, ее написавший. Пусть учащиеся постараются доказать свое мнение.

Мелодию «Прогулки», как и многих других частей сюиты, можно спеть со словами. В. Соколов сделал переложение сюиты для детского хора, а текст написала Эм. Александрова:

Эй, сюда заходи, заходи, народ честной!
Заходи, погляди на картины дивные!
На людей, на птиц да на земли дальние!
Ты воспой, ты восславь сердце доброе,
Щедрость да разум, руки искусные люда русского!

«Тюильрийский сад» - это радостная, залитая ослепительным светом картина детства, природы, счастья. Звонкий регистр, мажорный лад, упругий ритм, напоминающий детскую считалку, - все эти средства воплощают любимые композитором детские образы. По авторской программе - это сцена ссоры. По-детски непосредственной теме первой части противопоставлена средняя часть. Она как бы передает речь нянюшек, которые успокаивают ссорящихся детей. На смену звонкому, высокому регистру и возбужденному движению первой темы приходит спокойный средний регистр, повторы убеждающих интонаций.

Весь сценарий «музыкальных событий» здесь принадлежит самому М. Мусоргскому, так как у художника сведения о картине очень скупые: «Сад в Тюильри - рисунок карандашом». Рисунки В. Гартмана стали поводом, толчком для написания «Картинок с выставки». Сюита ни в коей мере не должна рассматриваться как музыкальная иллюстрация рисунков. Пьесы М. Мусоргского совершенно самостоятельные художественные образы.

Некоторые рисунки В. Гартмана сохранились. Три из них представлены в учебнике для II класса. Современный художник, откликаясь на музыкальные образы М. Мусоргского, нарисовал иллюстрацию к «картинке» «Лиможский рынок».

Интересным методическим ходом учителя будет предложение детям нарисовать свои впечатления от прослушанной музыки. При этом названия пьес не сообщаются, иначе рисунки будут отвечать прежде всего названию и не отразят собственно музыкальные ассоциации ребенка.

Еще с одной «французской» зарисовкой - пьесой «Старый замок» учащиеся познакомятся уже в IV классе. Вновь надо обратить внимание на вопросы в учебнике.

Еще раз подчеркнем, что с первых занятий важно учить детей вслушиваться в музыкальную речь каждого композитора, отличая произведение одного автора от другого.

«Вечер». Разворот знакомит учащихся с песнями, вернее, романсами известных композиторов. Музыка М. Мусоргского, П. Чайковского, Э. Грига, поэзия А. Плещеева, живопись В. Марковой дают почувствовать им идиллическую картину вечернего покоя, тишины. Предложите ребятам определить образное содержание музыки по ее звучанию сначала в фортепианном варианте. После того как они выскажутся о настроении, которое выражает тот или иной романс, можно спросить, о чем рассказывает музыка, как они это почувствовали, и рассмотреть репродукцию картины, представленной в учебнике.

Затем можно приступить к разучиванию наиболее понравившегося произведения, добиваясь кантилены, широты дыхания, протяжного звучания гласных и короткого произношения согласных. Можно вновь вернуться к уже знакомым произведениям этих композиторов, постараться найти характерные черты их музыкального почерка.

О РОССИИ ПЕТЬ - ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ

«Радуйся, Мария!» «Богородице Дево, радуйся». Две молитвы - два музыкальных обращения к Богородице. Их авторы - Ф. Шуберт и С. Рахманинов. Эти музыкальные произведения можно послушать и сравнить на одном уроке. После этого попытаться напеть первые фразы со словами названия молитв («Две Мария» и «Богородице Дево, радуйся»), используя при этом нотный текст из «Хрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка. 2 класс», или на гласный звук.

Главное в процессе слушания - выявить интонационное сходство молитв через характер звучания, лад, динамику, распевность, чтобы помочь детям почувствовать красоту гармонии, чистого и благозвучного обращения к образу Богородицы. Подобного рода шедевры трудно описывать своими словами, лучше прочитать поэтические строки Данте и Пушкина, обращенные к произведениям художников.

Картину Рафаэля от иконы В. Васнецова отделяет почти 350 лет, а ведь они очень похожи. Разговор о музыке можно предварить расспросом детей об изображении Девы Марии: откуда явилась Мария? Куда направляет Она свои стопы? Куда устремила взгляд? Какие краски на холстах художников, какого цвета больше? Есть ли разница на картинах между небом и землей? Где происходит действие? Перед кем стоит Дева Мария?

Хотим предостеречь учителя от сравнения образа Божией Матери на иконе и мадонны на картине. На картине лицо мадонны может быть чьим-то портретом, а икона пишется по канону (церковному установлению, правилу), и лик на ней не несет чьих-то индивидуальных черт.

Эпитет «Всепетая», обращенный к Божией Матери, поможет сохранить в детском сознании стихи А. Пушкина и итальянского поэта Данте, икону В. Васнецова и картину Рафаэля как произведения мирового искусства. В них величие и благородство Царицы Небесной: Божия Матерь служит примером человеческого достоиства.

Дополнительная информация

Много прекрасных праздников на Руси, и к каждому сложилось свое особое, трепетное отношение. Так произошло и с двунадесятым праздником Благовещения Пресвятой Богородицы.

Вспомним евангельскую историю, которая лежит в основе праздника Благовещения. В этот день архангел Гавриил, посланный Богом, принес Деве Марии «благую весть» о том, что она избрана между женами и от нее воплотится Сын Божий. Он сказал ей такие слова: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами».

Этот же текст, несколько измененный, является и текстом молитвы С. Рахманинова и других русских композиторов, которые обращались к этой теме:

Богородице Дево, радуйся.
Благодатная Марие, Господь с Тобою.
Благословенна Ты в женах,
И благословен плод чрева Твоего.
Яко Спаса родила еси душ наших.

Молитва Ф. Шуберта также могла бы быть написана на этот текст, так как некоторые молитвы у православных и католиков одинаковы, но композитор выбрал текст Вальтера Скотта. Практика церковной музыки показывает возможность разнообразного воплощения одного и того же текста.

«Древнейшая песнь материнства». Эти страницы посвящены иконе Богоматери Владимирской, небесной заступнице Москвы. Эта величайшая святыня Руси в течение нескольких столетий находилась в Успенском соборе Московского Кремля. Многое «видела» и «слышала» икона:

Страшная история России
Вся прошла перед Твоим Лицом…

Здесь в Успенском - в сердце стен Кремлевых,
Умилясь на нежный облик Твой,
Сколько глаз жестоких и суровых
Увлажнялось светлою слезой!
М. Волошин

Путь иконы с Сиона в Киев, из Киева во Владимир, из Владимира в Москву - путь многовековой, а образ остается неизменным.

Нет в мирах слепительнее чуда
Откровенья вечной красоты!

По выражению художника И. Грабаря, эта икона - «древнейшая песнь материнства».

По уставу Русской православной церкви каждому празднику полагается свой тропарь . Тропари составлены и написаны много лет назад ко всем иконам Божией Матери, а их в церковном календаре более ста. Существует тропарь и к Владимирской иконе Божией Матери. В нем частично рассказана история иконы. Обычно тропарь поется на определенный глас, т. е. имеет навсегда закрепленную за ним мелодию. В данном случае мы знакомим вас с авторской мелодией. Композитором ее является московский священнослужитель, протоиерей о. Борис Писарев (в хрестоматии его фамилия не указана). Это пример подлинной церковной музыки в соединении с архаичным текстом. Он должен прозвучать на уроке, ребята могут проследить за первыми словами текста по учебнику, напеть мелодию.

У А. Фета есть стихотворение «Ave, Maria» 4 (в переводе с латинского - «Радуйся, Мария»). Оно тоже подчеркивает мировую общность различных культур, связанных образом Богородицы.

Богородица прежде всего мать, поэтому и чтят ее образ во всех странах мира как вечный символ страдающей матери. Все обращенное к ней несет характер великой светлой печали, скорби, умиления, прошения за самое дорогое.

«Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!» На этом развороте представлены две картины: «Петроградская мадонна» К. Петрова-Водкина и «Мадам Шарпантье с детьми» О. Ренуара. К. Петров-Водкин рисует образ матери, возвышенный в своей чистоте и нравственной силе. Название мадонны - «петроградская» (с привязкой к определенному месту) - ассоциируется с традиционным изображением икон Божией Матери (Владимирская, Донская, Казанская). Общая интонация картины тревожная - жест матери, сжимающей руку ребенка, воспринимается как желание уберечь сына от невзгод.

Картина О. Ренуара, напротив, передает атмосферу уюта, любви, счастья. Непринужденные позы матери, детей и даже собаки полны покоя и умиротворения.

Сравнение песен, предлагаемых для исполнения детьми, - «Мама» В. Гаврилина (на слова А. Шульгиной) и «Мама» итальянского композитора Биксио - аналогично сопоставлению картин. Какая из песен больше соответствует образу картины О. Ренуара?

Дополнительная информация

Возможно, не всем известно, что песня «Мама» - последний номер вокально-симфонического цикла «Земля» В. Гаврилина. Этот цикл включает в себя семь номеров, семь контрастных песен, не связанных сюжетно, но объединенных общей темой: «Память», «Окоп», «Хлеб», «Ветерок», «Колыбельная», «Земля», «Мама». Из всех номеров цикла особую популярность получил седьмой - «Мама».

Образ матери является символом всего самого дорогого, родного, кровного, святого. Мать-кормилица, мать-земля, Родина-мать… Выразительностью музыкального решения нежных и трогательных строк о маме в соединении их с классической интонационностью песенной мелодии, чистой, строгой, но возвышенной простотой распева песня «Мама» напоминает классическое Adagio . Непрерывность разворачивающейся мелодии широкого дыхания с мягкими задержаниями, форшлагами, красочными, но благородно-спокойными скачками и мерно пульсирующим аккомпанементом вызывает в памяти такие известные мелодии, как соло флейты из второй сцены оперы Э. Глюка «Орфей и Эвридика», валторновую тему второй части Пятой симфонии П. Чайковского, арию альта № 47 из «Страстей по Матфею» И.-С. Баха.

Рядом с песней В. Гаврилина контрастно звучит песня итальянского композитора. Национальный колорит, присутствующий в ней, придает музыке страстность и экспрессивность выражения чувства. Предлагаем следующий вариант знакомства учащихся с этими двумя песнями: до прослушивания учитель выписывает нотные строчки - первую из итальянской песни и последнюю из русской.

«Вербное воскресенье». Эти страницы знакомят учащихся с еще одним двунадесятым праздником православной церкви - Вербным воскресеньем. Этот праздник еще называют Вход Господень в Иерусалим.

Вход в Иерусалим - это возвращение Иисуса Христа из странствий в Иерусалим, последний вход Его в город, где произойдет Его крестная смерть и грядущее за ней воскресение. В учебнике учащиеся увидят две иконы, посвященные Вербному воскресенью.

В центре русской иконы и фрески 5 итальянского художника Джотто мы видим едущего на осле Иисуса Христа, а за ним - группу апостолов, учеников Христа. Встречающие Иисуса жители Иерусалима машут пальмовыми ветвями и расстилают под ноги Его ослу свои одежды. Так было принято встречать победителя.

«Вербочки». Следующий разворот знакомит учащихся с этим же праздником с помощью детских песенок А. Гречанинова и Р. Глиэра на слова А. Блока «Вербочки» и яркой, запоминающейся мелодии английского композитора Ллойда Уэббера из рок-оперы «Иисус Христос - суперзвезда». Работа над песнями требует глубокого осмысления их поэтического текста.

Песня «Вербочки» А. Гречанинова, несмотря на ее кажущуюся простоту, требует кропотливой вокально-хоровой работы с интонацией. Для того чтобы совместно с детьми обсудить исполнительский план, желательно выписать несколько тактов песни на доске, подчеркнуть направление движения мелодии, найти кульминацию. В этом помогут вопросы: с каких слов начинается кульминация? Какой диапазон она охватывает? Какие главные слова в песне? Обратите внимание учащихся на длительности. Пение по полутонам придает песне некоторую трепетность, ассоциирующуюся с колеблющимся огоньком свечи. Нужно обратить внимание учащихся на то, что здесь нет привычной куплетной формы, определить характер музыки, сравнить его с хором из рок-оперы, после чего задать вопрос: какая музыка изображает праздничное действие - шествие, а какая выражает состояние человека, ожидающего праздник?

Работа с песней Р. Глиэра «Вербочки» сводится к установлению различий с песней А. Гречанинова. Думаем, что после разового прослушивания учащиеся не смогут отличить одну песню от другой - так они похожи. Следует, видимо, задать вопрос, на какие слова приходится интонационная кульминация в этих маленьких произведениях и с чем это связано. Если учащиеся верно ответят на этот вопрос, значит, смысл песен им понятен.

«Святые земли Русской». Здесь учащиеся знакомятся с музыкой величания, взятой из церковного обихода, и с «Балладой о князе Владимире», посвященных образам святых - княгине Ольге и князю Владимиру. Ольга и Владимир не только русские князья, но и русские святые. Русская православная церковь называет их равноапостольными, т. е. дела их на земле равны делам учеников Иисуса Христа - апостолов, которые просвещали народы мира, рассказывая о Христе и его заповедях. Так же как апостолы, которые проповедовали учение Христа, они принесли православную веру на Русь.

Дополнительная информация

Княгиня Ольга была одной из первых христианок нашей земли, а внук ее - князь Владимир - крестил Русь, т. е. обратил в христианство все подвластное ему государство

Образы святой равноапостольной княгини Ольги и святого равноапостольного князя Владимира, которые учащиеся увидят на страницах учебника, являются фрагментами росписи В. Васнецова Владимирского кафедрального собора в Киеве.

В. Васнецов хорошо знал старинные русские и восточные узоры и орнаменты. Он изобразил княгиню Ольгу и князя Владимира в византийских одеждах (именно в Византии Ольга приняла крещение). Крест, церковь в руках Ольги, меч на ее поясе - все это символы княжеской власти и признаки святых земли Русской. Павлины на ткани одежды княгини Ольги символизируют вечную жизнь. Обратите внимание учащихся на эти символы.

«Баллада о князе Владимире» на стихи А. Толстого является народным песнопением. Мелодия баллады безыскусная, с ровным ритмическим рисунком. Она близка историческим народным песням. Спокойно, размеренно звучит напев - рассказ о делах князя Владимира. Мелодию баллады интересно сравнить с величанием, с песнопениями о Сергии Радонежском, выявляя контрастное и тождественное в интонациях.

Величание - это молитвенное торжественное песнопение. Характер музыки спокойный, величавый, мелодия распевная.

Величать - значит восхвалять, славить, чествовать. В величании нет спешки, поэтому слова произносятся спокойно, нараспев. В старину величали песнями, заздравными пожеланиями, почетными причитаниями.

Величание, данное в учебнике, является музыкой православной церкви. Постарайтесь спеть с учащимися это величание спокойно, достойно, широко и напевно. Своеобразна нотная запись величания: непривычный размер, постоянно повторяющиеся звуки.

Желательно выписать продолжение нотной записи величания на доске из «Хрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка. 3 класс» и обратить внимание учащихся на то, как проговариваются (пропеваются) слова на одном звуке.

Интересно, что эта музыка остается неизменной для величания всех святых. И к нему учащиеся вернутся, но уже в связи с величанием святых Кирилла и Мефодия.

ЧТОБ МУЗЫКАНТОМ БЫТЬ, ТАК НАДОБНО УМЕНЬЕ

«Чудо-музыка». Разворот посвящен песням о музыке как источнике вдохновения, надежды и радости жизни. Учащимся предлагается на выбор разучить одну или две песни: «Мы дружим с музыкой» Й. Гайдна (русский текст П. Синявского) и «Чудо-музыка» Д. Кабалевского (слова З. Александровой) или «Всюду музыка живет» Я. Дубравина. Предварительно учащиеся определяют, песенные они или танцевальные (при этом учитель может сыграть их как фортепианные пьесы), написаны в наше время или принадлежат композитору другой эпохи. Интересно выяснить с ребятами и особенности куплетной формы каждой из песен, в работе над которыми встретится ряд трудностей.

Характер песен требует легкого звучания, ритмической слаженности при исполнении, чему поможет тщательность работы над фразировкой. В песнях «Чудо-музыка» и «Всюду музыка живет» для достижения четкости дикции в быстром темпе можно воспользоваться известным приемом проговаривания шепотом текста песни.

Легкий акцент на сильной доле второго такта каждой фразы в песне Д. Кабалевского подчеркнет ее танцевальный характер. Исключение составляют слова «Вот так!». Здесь можно сделать два акцента и, как говорится в песне, «притопнуть каблуком», чтобы получилось весело и задорно. Следует обратить внимание на точное интонирование альтерированных звуков, встречающихся в мелодии (VII пониженная ступень, IV повышенная, отклонения в минор и др.), на «активное» снятие на сильной доле следующего такта выдержанных звуков в окончании 1-й и 2-й фраз.

Последний куплет звучит в темпе пляски, поэтому первоначальный темп должен быть выбран с расчетом на дальнейшее последовательное ускорение. В песне Я. Дубравина фразы должны быть более длинными и строиться на постепенном и постоянном нарастании. Учащиеся смогут самостоятельно определить, вся ли песня звучит в мажоре, где появляется минор и в каком ладу песня заканчивается.

В песне Й. Гайдна пауза, разбивающая четырехтактную фразу на два мотива, должна подчеркнуть танцевальный характер, не прерывая линии развития мелодии. Это поможет придать песне особый колорит, подчеркивающий ее принадлежность другой эпохе, другому народу. Она напоминает австрийскую народную мелодию в духе изящного менуэта, танцевальные движения которого сказались на особенностях построения мелодии, расширении последней фразы до шести тактов.

«Острый ритм - джаза звуки». Учитель знакомит третьеклассников с джазовыми композициями: «Острый ритм» Дж. Гершвина (на слова А. Гершвина), фрагментом из мюзикла «Безумная девчонка» Дж. Гершвина (слова А. Гершвина) в исполнении Ф. Уоллера и его джаз-ансамбля. Учащиеся слушают в исполнении Луи Армстронга и Эллы Фитцджеральд «Колыбельную Клары» из оперы Дж. Гершвина «Порги и Бесс».

Скорее всего, это будет первая сознательная встреча детей с джазом. Несомненно, чтобы почувствовать особенности джаза, остроту ритма, синкопированность, особые, специфичные ходы мелодии, надо исполнить фрагменты песни «Острый ритм» и «Колыбельной Клары» Дж. Гершвина, затем прослушать запись вокального исполнения музыки Дж. Гершвина.

Дополнительная информация

Дополнительно к тому, о чем говорится в учебнике, учителю целесообразно более подробно рассказать историю возникновения джаза, о том, что джаз - музыка, созданная потомками рабов-негров, вывезенных из Африки.

Обращая рабов в христианство, миссионеры обучали их религиозным гимнам европейского происхождения. Однако негры пели эти мелодии по-своему. Так возникли спиричуэлс - негритянские духовные песни. Как жалоба, крик протеста негритянской души против рабства и угнетения появляется и блюз - народная песня американских негров. Негр поет блюз не для того, чтобы расчувствоваться, а чтобы освободиться от своего страдания, от своих несчастий. «Тот, кто поет о своем горе, его выпевает», - говорят о народной песне. Или, как говорила старая няня М. Мусоргского, подметив глубокий смысл народных слов «разделить с кем-то горе»: «Горе можно только размыкать, а „разъякать“ никак нельзя». Этому и помогает совместное исполнение песен.

На основе блюзов и спиричуэлс возник джаз - новая оркестровая музыка - переложение народных и религиозных песен негров США, которая своей красотой и оригинальностью покорила мир и распространилась почти на всех континентах.

На страницах учебника учащиеся увидят портрет Луи Армстронга, а в записи услышат его голос и его великолепную игру на трубе. Ни у кого не было такого мощного звука, как у Луи Армстронга. «Это не у тебя труба, а ты у трубы», - говорили о нем. На самом деле он был полным властелином своего инструмента. Его труба была способна выразить все, способна петь, как человеческий голос.

Некоторые джазовые певцы и певицы пытались подражать тембру его голоса и необыкновенному вибрато. Оценивая исполнителей джаза, говорили: «Все сделал Луи и сделал первым». Армстронг создает мелодию и, развивая ее, строит свои соло с такой безупречной логикой, что складывается впечатление, будто это не импровизация, а глубоко продуманная, заранее сочиненная музыка.

«Люблю я грусть твоих просторов». Разворот, посвященный музыке Г. Свиридова, явится ярким контрастом к предыдущему развороту. Он развивает художественно-педагогическую идею разворота учебника для II класса «Печаль моя светла». Здесь углубляется восприятие уже знакомых детям пьес «Весна. Осень», «Тройка», учащиеся знакомятся с хоровым произведением Г. Свиридова «Запевка» на стихи И. Северянина.

Творчество Г. Свиридова предстает перед учащимися как песнь , в прямом и переносном значении слова. Такое определение можно объяснить, с одной стороны, интересом композитора к вокальным жанрам, огромным его вниманием к слову, глубокой связью слова и музыки, с другой - его неустанным воспеванием Родины и творческого начала в человеке.

Мелодия «Запевки» может быть разучена детьми с ориентацией на нотную запись. Задушевная и задумчивая, она выражает огромное чувство любви композитора к родному краю, которое захватывает и нас. У нас возникает как бы единое чувство.

Если «Запевка» - это самостоятельное хоровое произведение - хоровая миниатюра, то «Снег идет…» - часть из «Маленькой кантаты» Г. Свиридова на стихи Б. Пастернака - лирическая зарисовка зимней природы. Прежде чем послушать эту музыку в записи, пусть учащиеся попробуют спеть мелодическую импровизацию на стихи Б. Пастернака, затем сравнят звучание стихов Б. Пастернака и А. Плещеева и «сочинят» мелодии, в основе которых - ритмические формулы, выписанные в рабочей тетради («Играем в композитора»). В каком характере будет звучать каждая из мелодий? В какой из них окажется более развитая, развернутая мелодическая линия? В чем будет состоять особенность мелодии на многократно повторяющиеся слова «снег идет»?

Системой подобных заданий учитель ставит перед учащимися художественно-творческие проблемы, решение которых активно развивает их образное мышление. Важно, чтобы оно осуществлялось на языке музыки, а не словесным путем. После этого послушайте музыку Г. Свиридова на стихи Б. Пастернака, сопоставьте ее с мелодиями, «сочиненными» детьми. Затем пусть учащиеся споют мелодию этой части «Маленькой кантаты» по нотам, которые даны в учебнике.

Стихи звучат приглушенно, почти шепотом, в замедленном темпе спокойно падающего снега - и музыка Г. Свиридова звучит как бы вполголоса, словно с сурдиной, «в том же темпе, с ленью той…». В мелодии поочередно как бы скандируются всего два звука (фа-диез и ля ). За каждым из этих звуков закреплен «свой» тембр (группу альтов сменяет группа сопрано), «свой» гармонический фон из двух аккордов (переменный лад). В заключение желательно еще раз послушать 1-ю часть кантаты «Снег идет…» в записи.

Равномерное, многократное повторение основной интонации на одном звуке у разных голосов придает прозрачность, таинственность звучанию. Слушая музыку, испытываешь на себе завораживающее, почти гипнотическое воздействие этой музыкальной картины - снег идет. Обратите внимание детей на сопровождение хора, звучание арфы, челесты, флейты, которые передают ощущение, с одной стороны, некоторой фантастичности, с другой - колокольности, устремленности ввысь.

Но только ли это пейзаж? Что еще напоминает детям такая метрическая равномерность? Учащиеся, как правило, слышат ход маятника, отсчет времени. Музыка воспроизводит не только падение или полет снега - звуковая картина Г. Свиридова есть и изображение самого Времени, которому противопоставляется тема творчества. Как вплетается творчество во Время? Как идут годы - бесстрастным снегопадом или осмысленно, «как слова в поэме»? Так, пейзаж, знакомый и близкий всем нам с детства, претворен в музыке с помощью поэта Б. Пастернака как мысль о предназначении художника.

Может быть, за годом год
Следует, как снег идет,
Или как слова в поэме?

Последние слова фразы исполняются солистом. Тем самым композитор выделяет их особо, подчеркивая значимость в общем смысле произведения. Вопрос остается без ответа. Как магическое заклинание звучит неизменный рефрен «Снег идет, снег идет» - альты поют на самом низком звуке (октавой ниже), и вновь повторяется начальная строфа стихов.

Думается, что к этой музыке учитель обратится не раз, вернется к ней в средних классах школы, когда учащимся в полной мере может открыться философский смысл поставленных композитором и поэтом творческих задач. Однако приближение к ним возможно и необходимо уже в младшем школьном возрасте.

Если данный разворот был сконцентрирован на музыке Г. Свиридова, то следующие посвящены музыке С. Прокофьева, сопоставлению произведений Э. Грига и П. Чайковского, В.-А. Моцарта и Л. Бетховена. Важно войти в мир названных композиторов, как бы вступить в диалог с каждым из них.

«Мир Прокофьева». «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…» - эти строки К. Бальмонта как нельзя лучше подходят к прозвучавшему на уроке необычному музыкальному фрагменту - «Шествие солнца» - из 4-й части Скифской сюиты для большого симфонического оркестра С. Прокофьева «Ала и Лоллий» 1 .

Композитор раздвинул изобразительные границы музыки в обрисовке картины могучего расцвета природы и создал ярко динамичный образ восходящего солнца. Финал «Поход Лоллия и шествие солнца» представляет собой ослепительную звуковую фреску. Музыка словно обжигает своим неистовым красочным гулом. Здесь, по словам Б. Асафьева, - «буйная воля, жажда жизни, здоровой, мощной, идущей напролом и ни перед чем не останавливающейся». Эта кода построена на эффекте колоссального звукового подъема. С. Прокофьев применил «четверной» состав оркестра с большим количеством добавочных голосов, полностью используя богатый арсенал медных духовых и ударных инструментов. Все новые группы инструментов включаются в нарастающий гул, над которым плывет и ширится пронзительное, обжигающее звучание труб. Мелодическое начало почти отсутствует.

Учитель может работать с этим разворотом как отдельно, так и в его сопоставлении со следующим, посвященным музыке П. Чайковского и Э. Грига. Это, с одной стороны, поможет учащимся вспомнить, с какими произведениями они уже знакомы, с другой - позволит оттенить особенности, своеобразие музыкального языка, музыкальной речи каждого из этих композиторов.

Заранее можно предложить учащимся нарисовать картину восхода солнца. Рассматривая рисунки на уроке, учитель вместе с детьми отбирает их по настроению, характеру. Например: восход теплый, мягкий, нежный, лиричный или яркий, радостный, обжигающий.

Вслед за этим дети слушают два музыкальных фрагмента и определяют, какой из них созвучен тем или иным рисункам. (Звучит «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига и «Шествие солнца» из сюиты «Ала и Лоллий» С. Прокофьева.) Учащиеся почувствуют яркий контраст этих двух музыкальных картин. Один композитор сочинил эти произведения или разные? Что можно сказать об авторах этих сочинений?

Вот как выразил свое отношение к музыке русского композитора С. Прокофьева известный пианист Артур Рубинштейн: «Вы, мой дорогой Прокофьев, могли бы сказать о себе: „Солнце - это я!“» А вот как писал о его музыке, «солнечной, словно заряженной жизненной энергией» Д. Кабалевский: «Прокофьева смело можно назвать солнцем русской музыки XX века. Его творчество напоено могучей жизненной силой, ослепительным светом, проникнуто безграничной любовью к жизни, к человеку, к природе. Даже в самых драматически-напряженных, трагедийных страницах его музыки… мы всегда чувствуем, что где-то там, за тучами, продолжает светить солнце и оно обязательно засияет над нами…» Такое ощущение музыки Прокофьева возникает и у детей. В начальных классах достаточно обратить внимание учащихся на чеканные, мужественные ритмы сочинений С. Прокофьева, которые рождены стихиями марша, танца, человеческого жеста; вслушаться в мелодическую линию, непрерывную, выразительную, ясную по своему эмоциональному содержанию, но имеющую характерный рисунок, в котором простота линий сочетается с непривычными изгибами и угловатостями.

Если вслушаться в музыкальную речь С. Прокофьева, то окажется, что спеть его мелодии очень трудно: звуки отстоят друг от друга на большом расстоянии. Пусть учащиеся попытаются спеть мелодию «Прогулки». Какими большими скачками-уступами она движется!

А если мы выпишем эту мелодию без скачков, то увидим, что это та же гамма (см. нотные примеры на с. 72).

«Певцы родной природы». На этом развороте приводятся слова Э. Грига и П. Чайковского друг о друге и о любви каждого из них к своему краю, родной природе, к напевам своей Родины. Это своего рода творческое кредо, определившее характер и национальный стиль музыки этих мастеров.

Пусть дети попытаются создать воображаемый портрет уже достаточно знакомых им композиторов - С. Прокофьева, П. Чайковского и Э. Грига. Этому поможет вслушивание в их сочинения и высказывания композиторов друг о друге. Например, П. Чайковский о норвежском композиторе Э. Григе писал: «В его музыке… отражающей в себе красоты норвежской природы, то величественно-широкой и грандиозной, то серенькой, скромной и убогой, но для души северянина всегда несказанно чарующей, есть что-то нам близкое, родное, немедленно находящее в нашем сердце горячий, сочувственный отклик…» А вот как оценил самого себя Э. Григ: «Художники, как Бах и Бетховен, воздвигали храмы на высотах. Я же хотел… строить для людей жилища, в которых они чувствовали бы себя уютно и счастливо».

Сущность музыки Э. Грига и истоки ее своеобразности содержатся в его напевах - то сурово-скорбных, то нежно-печальных, то задорно-веселых, бодрых и радостных. Они отражают впечатления от жизни среди необычайно прекрасной природы Норвегии. Характерной чертой григовской мелодии является движение голоса с секунды на терцию вниз, которая, как подчеркивает Б. Асафьев, особенно характерно звучит при ходе вводного тона вниз в доминанту лада. Учитель может особо выделить и наиграть эти «излюбленные музыкальные речения» композитора: «григовская… северно-народная попевка-интонация… всегда приятно волнует, как родной приветливый штрих в почерке дорогого человека… Можно знать очень немногие из сочинений Грига, но по немногому сразу отличать свойства и характер его музыки. Как встречаются лица людей, неизгладимо запоминаемые благодаря особенной выразительности их черт».

Убедительность мелодии П. Чайковского - музыки, всегда песенной, выражающей высокую культуру человеческого чувства, лирически раскрывающей длящееся , как песня, состояние природы, «в лирической образности», по словам Б. Асафьева, «словно заставляющей чувствовать, а потому и видеть то, о чем поет наше сердце». Его музыкальный почерк отличает глубокое и чуткое переосмысление ритмоформулы вальса, сочетание присущей вальсу волнообразности мелодии с русской распевностью, широтой и плавностью дыхания.

Если вслушаться в музыкальную речь П. Чайковского, то можно заметить, что все звуки мелодии находятся рядом, следуют один за другим, опевают друг друга.

Так дети в доступной для них форме уже не первый раз прикасаются к проблеме стиля, утверждаясь в мысли о том, что «стиль - это человек». Понятие стиля наполняется все более емким, глубоким смыслом.

«Прославим радость на земле». «Радость к солнцу нас зовет». Замечательный русский композитор и ученый Сергей Иванович Танеев (1856-1916) заметил однажды, что если бы на Земле появились жители других планет, которым следовало бы за один лишь час дать представление о человечестве, то лучше всего было бы исполнить для них Девятую симфонию Л. Бетховена… А вот как в стихах выразил свое впечатление от музыки Л. Бетховена поэт Н. Заболоцкий:

И сквозь покой пространства мирового
До самых звезд прошел девятый вал…
Откройся, мысль! Стань музыкою, слово,
Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!

Музыка И.-С. Баха, В.-А. Моцарта, Л. Бетховена, символизирующая собой высшие достижения человеческого гения, безусловно, подвигнет учителя на обобщенное, творчески импровизационное построение заключительных уроков года. В эти уроки, помимо произведений, обозначенных на страницах учебника, важно включить те сочинения, которые особенно запомнились детям и которые они хотели бы еще раз исполнить или услышать.

Здесь третьеклассникам предлагается сначала послушать фрагмент финала Девятой симфонии - последней симфонии Л. Бетховена - в исполнении учителя, затем выучить его главную тему и, наконец, услышать ее в исполнении хора и оркестра. Возможно, учащиеся уже слышали эту музыку, так как значительные события в жизни многих народов, многих стран мира (например, Олимпийские игры) нередко отмечаются исполнением Девятой симфонии.

После того как учащиеся самостоятельно определят содержание музыкального образа этой темы, выскажут свои соображения по этому поводу, можно разучить с ними тему финала.

Радость юной жизни пламя!
Новых светлых дней залог!
Мы, впивая сердцем пламя,
Входим в светлый твой чертог.

Сорван гнет с границ ненужных,
Там, где все живет трудом.
Все творцы идей послушны
Под твоим большим крылом.

Радость светит нам в тумане,
Греет сердце в час невзгод.
Плен страстей нас в бездну манит,
Радость к солнцу нас зовет.

Радость вспомнят все народы,
Гнет седых веков забыв.
Из груди самой природы
К счастью слышен наш призыв.

Еще в юности, увлеченный идеями Французской революции, Л. Бетховен искал музыкальное воплощение оды «К радости» Ф. Шиллера, на текст которой написан финал симфонии. Идеи общечеловеческого равенства, братства и свободы волновали композитора на протяжении всего творческого пути. Не случайно музыкальная тема финала возникла задолго до симфонии, и в разных произведениях композитора можно найти родственные этой теме образы.

Тема радости удивительно проста и воспринимается как откровение. Голоса солистов, хора, оркестра объединяются, сливаются в едином порыве прославления радости. Тема преображается в песню, светлый гимн, героический марш, слагаясь в грандиозную картину массового ликования, торжества счастливого человечества. «Обнимитесь, миллионы!» - этим апофеозом завершается симфония, заставляя биться сердца слушателей в унисон с музыкой Л. Бетховена и словами Ф. Шиллера.

Самое важное, чтобы учащиеся почувствовали и поняли, как встречаются через века и оказываются близкими нам сочинения Л. Бетховена и М. Глинки, В.-А. Моцарта и С. Прокофьева, самые разные музыкальные жанры: ода и кант, симфония и опера. «Славься!» М. Глинки и финал Девятой симфонии Л. Бетховена - это единая песнь-гимн человеческому счастью, радости, это торжество человеческого духа.

  1. Методическое пособие составлено с учётом реальных тестовых заданий егэ; учебно-тренировочные материалы, включённые в него, соответствуют кодификатору элементов содержания заданий егэ 2011 гг. Структура пособия

    Методическое пособие

    Вариантов пособия (часть А и часть В). В представленном методическом пособии ... в данном предложении? Музыка П.И. Чайковского волнует слушателей... местными названиями для повсеместно распространённых предметов . 1) 1, 2, 3, 4 2) 1,2,3 3) 3, 4 4)1,3 ...

  2. Методическое пособие Для учителей начальных классов По предмету «Окружающий мир» 3 класс

    Методическое пособие

    Методическое пособие Для учителей начальных классов По предмету «Окружающий мир» 3 класс... целесообразно интегрировать с чтением, музыкой , с окружающим миром. Цели... Использование интерактивной доски Методические рекомендации 1. Организационный момент...

  3. Методическое пособие по организации работы в коллективах физической культуры учебных заведений

    Методическое пособие

    Методическое пособие по организации работы в коллективах физической... 6 упражнений комплекса: б) повторить упражнения под музыку 10 мин. 10 мин. 10 ... работа на уроке: воспитание интереса к предмету , привития навыков самостоятельности, честности в игре...

Выполнила Кравченко Е.А. ГОУ средняя школа год «РАДОСТЬ К СОЛНЦУ НАС ЗОВЕТ!»




ЦЕЛЬ Воспитание личности через эстетическую, нравственную и духовную силу музыкального искусства. ЗАДАЧИ Продолжить знакомство с творчеством Венских классиков. Развивать познавательный интерес через дифференцированное домашнее задание и самостоятельные исследования; Закрепить полученные ранее знания. ВЫЯСНИТЬ: в чем значение творчества венских классиков для развития мировой музыкальной культуры. Аннотация Цели План урока


1.Знакомство: Три выдающихся композитора классического периода.Знакомство: Три выдающихся композитора классического периода. 2. Знакомство с творчеством Й. Гайдна.Знакомство с творчеством Й. Гайдна. Демонстрация портрета Й. Гайдна. Прослушивание аудиозаписи./фрагмент «Детской симфонии»/ Тест. Сопровождается повторным прослушиванием аудиозаписи Беседа /Командная работа/ 3. Знакомство с творчеством В.Моцарта Знакомство с творчеством В.Моцарта Демонстрация портрета В.Моцарта Видеофрагмент х/фильма «Амадей» Тест Беседа /Командная работа/ 4. Знакомство с творчеством Л.ван Бетховена.Знакомство с творчеством Л.ван Бетховена Демонстрация портрета Л.ван Бетховена. Тест Беседа /Командная работа./ 5. Диспут /В чем значение творчества классиков венской школы?/Диспут /В чем значение творчества классиков венской школы?/ План урока Аннотация Цели План урока


КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД 18 век 19 век Й. Гайдн В. МоцартЛ. ван Бетховен




Йозеф Гайдн, отец симфонии Творческое наследие 104 симфонии, 83 квартета, 52 фортепианные сонаты, оратории («Сотворение мира», «Времена года») 14 месс, оперы. Тест


«В печали весел, а в веселье печален» В.А.Моцарт Сочинил 41 симфонию Тест


…будьте снисходительны ко мне, видя мою замкнутость в то время, когда я, на самом деле, с удовольствием поговорил бы с вами… Вершина творчества «позднего» Бетховена - 9-я симфония (1824) Людвиг ван Бетховен () Тест


Х.Г.Нефе: «Дарование - это еще не все, оно может погибнуть, если дано человеку, не обладающему дъявольским упорством. Запрети, запрети себе навсегда произносить такие слова как я не могу, мне не хочется, я не знаю! Потерпишь неудачу - начни снова! Сто раз потерпишь неудачу - сто раз начни снова!......Достаточно и щепотки дарования, а упорства нужен океан.» l "Музыка должна высекать огонь из людских сердец." (Бетховен)


В отличие от своего предшественника Моцарта, Бетховен сочинял с трудом. Записные книжки Бетховена показывают, как постепенно, шаг за шагом из неуверенных набросков возникает грандиозная композиция, отмеченная убедительной логикой построения и редкой красотой. Только один пример: в первоначальном эскизе знаменитого «мотива судьбы», открывающего Пятую симфонию, он поручен флейте, а это значит, что тема имела совсем иной образный смысл. Мощный художественный интеллект позволяет композитору обратить недостаток в достоинство: моцартовской спонтанности, инстинктивному чувству совершенства Бетховен противопоставляет непревзойденную музыкально-драматургическую логику. Именно она – главный источник бетховенского величия, его несравненного умения организовать контрастные элементы в монолитное целое.


Бетховен стирает традиционные цезуры между разделами формы, избегает симметрии, сливает части цикла, развивает протяженные построения из тематических и ритмических мотивов, на первый взгляд не содержащих в себе ничего интересного. Иначе говоря, Бетховен творит музыкальное пространство силой ума, собственной волей. Он предвосхищал и создавал те художественные направления, которые стали определяющими для музыкального искусства 19 в. И сегодня его произведения входят в число величайших, наиболее почитаемых творений человеческого гения.


Сочинения: Опера Фиделио (1-я редакция под названием Леонора, постановка под названием Фиделио, или Супружеская любовь, 1805, Вена; 2-я редакция с добавлением увертюры Леонора 3, 1806, Вена; 3-я редакция 1814, Вена); балеты, в т. ч. Творения Прометея (1801, Вена); для солистов, хора и оркестра оратория Христос на Масличной горе (1803), Месса C-dur (1807), Торжественная месса (1823), кантаты; для симфонического оркестра 9 симфоний (1-я, 1800; 2-я, 1802; 3-я, Героическая, 1804; 4-я, 1806; 5-я, 1808; 6-я, Пасторальная, 1808; 7-я, 1812; 8-я, 1812; 9-я, 1823); увертюры к трагедии «Кориолан» Коллина (1807), к трагедии «Эгмонт» Гете (1810) и др.; концерты для инструментов с оркестром 5 для фортепиано (1-й, 1795; 2- й, 2-я редакция 1798; 3-й, 1800; 4-й, 1806; 5-й, 1809), для скрипки (1806), Тройной концерт для фортепиано, скрипки и виолончели (1804); камерно-инструментальные ансамбли 16 струнных квартетов (1798–1826), 10 сонат для фортепиано и скрипки (в т. ч. 9-я, «Крейцерова», 1803), 5 сонат для фортепиано и виолончели; для фортепиано 32 сонаты, вариационные циклы (в т. ч. 32 вариации c-moll; багатели); песни, в т. ч. цикл К далекой возлюбленной (1816); обработки народных песен; музыка к спектаклям драматического театра и др.


Йозеф Гайдн Волфган Амадей Моцарт Людвиг ван Бетховен 104 симфонии 41 симфония 9 симфоний Длительность симфонии (приблизительно): 17 минут 40 минут 60 минут Почему? Потому что формируется, насыщается содержанием один из главных жанров классического периода – симфония. СИМФОНИЯ – музыкальный роман о жизни человечества 17




Тема урока « Радость к солнцу нас зовет»

Цели:

    Воспитывать эстетические чувства (любовь к природе, наслаждение, любование природой, её созерцание).

    Развивать интеллектуальные способности, самостоятельность мышления, творчество, расширять кругозор.

    Углубить понимание художественного образа – поэтического, живописного, музыкального.

    организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению знаний: хоровод, как вид русского народного танцевального искусства.

    Задачи:

    Образовательные:
    Формирование знаний о хороводе как разновидности массового танца, история его развития и бытования;
    Организовать деятельность учащихся по освоению знаний через выполнения хороводных движений;
    Организовать деятельность учащихся по изучению элементов хоровода по средствам творческих заданий;
    Развивающие:
    Развить умения выявить причинно – следственные связи, природные условия, костюмы, наличие предмета при составлении хоровода;
    Развить логическое и художественное мышление при анализе фрагментов на этапе постановки проблемы;
    Воспитательные;
    Воспитать интерес к самостоятельной творческой работе;
    Формировать интерес к окружающему миру через изучение особенностей танцевальной культуры русского народа.

    Формирование общеучебных умений и навыков.

    Учебно – управленческие умения:
    1. Понимать учебную задачу предъявляемую для индивидуальной, коллективной и групповой деятельности;
    2. Умения выполнять задание по схеме танцевальных движений.

Учебно – информационные умения:
1. Находить необходимую информацию из видеофильма, музыки, наглядных пособий;
2. Участвовать в диалоге, процессе групповой работы.


Учебно – логические умения:
1. Формировать гипотезу по решению проблемы;
2. Обобщить и делать выводы в процессе деятельности.

Методы обучения.
1. метод организации и осуществления познавательной деятельности:
а) частично – поисковый;
б) словесный;
в) наглядный (жетоны, показ презентации, иллюстрации).

г) активный диалог

д) наблюдение

е) сопоставление

ж) ассоциативный поиск

Формы обучения:
1. Фронтальный на этапе постановки проблемы;
2. Индивидуальный;
3. Групповая, коллективная работа на этапе проведения практической части урока.


Оборудование: проектор, музыкальный центр, видеомагнитофон, краски, мольберт, кисти…

Ход урока

Художественно – педагогическая идея урока:

Природа щедро дарит чудеса,

И ждёт взамен труда и удивленья.

Константин Васильев, художник.

Вход: А.Вивальди “Весна”

Музыкальное приветствие.

Музыкальная посадка.

У.: Наш урок я хотела бы начать с особых слов. Внимательно вслушайтесь в них и выразите своё отношение: “Настоящий зритель, слушатель – это такой же творец, как и композитор, художник, поэт”. (Настоящий зритель, слушатель чувствует, сопереживает, мыслит вместе с творцом, тогда говорят, что зритель, слушатель начинает творить, глядя на произведение).

Я хочу, чтобы каждый из вас выбрал именно этот путь работы на уроке, работа души, сердца, трудиться, искать, сопереживать для того, чтобы наполнить в конечном счёте свою душу красотой и богатством.

Тема сегодняшнего урока – Радость к солнцу нас зовет .

О каком времени года пойдёт речь?

Д.: Время года - весна.

У.: Это чудесное время года. А “природа щедро дарит чудеса, и требует взамен труда и удивленья”. Не случайно вступлением к уроку я взяла эти слова. К ним мы ещё вернёмся. Помогут нам понять чудеса весенней природы музыка и живопись.

Распевка сегодня тоже будет весенняя.

Д.: Музыка весёлая, звонкая, радостная, бодрая.

У.: Музыка звучала одинаково по характеру или нет?

Д.: В куплете плавно, в припеве – отрывисто.

У.: Что изображает припев?

Д.: Как падают капли.

У.: Эта песня называется “Солнечная капель”. Её композитор – Сергей Соснин (разучиваем 1 куплет и припев).

Такой показал нам весну композитор Сергей Соснин. Какую можно представить картину?

Д.: Солнечный, весёлый, радостный день, капают сосульки, звенят, бегут, журчат ручьи.


Русский народ всегда на праздниках не только пел песни, проводил ярмарки, но и танцевал. Танцы на Руси исполняли на улице, и все люди владели этими танцами.

А какие танцы знаете вы?

Самый первый и древним видом русского народного танца является хоровод. Как вы себе представляете себе хоровод?

Хоровод – массовое народное действо, где пляска, или просто ходьба, или игра неразрывно связаны с песней. (слайд)
Он берет свое начало из старинных обрядов славян, поклонявшихся богу Солнца – Ярило.
Поэтому основная фигура хоровода это вы думаете какая? (круг)
Какие рисунки танца вы знаете? (змейка, круг, шахмат, порядок, слайд)
Исполнителей хоровода насчитывалось до 300 человек. А в почете были те люди, которые могли вести хоровод. Их называли хороводниками.

Ребята как вы считаете, все хороводы одинаковы?

Чем отличаются хороводы?

Совершенно верно в разных районах России и по всему миру существуют свои местные особенности исполнения. Это связано с климатическими условиями, бытового уклада, взаимоотношениями, разнообразие костюма.

В северных странах хороводы более медленные, степенные, плавные. На юге – более быстрые, задорные, яркие.

Предлагаю посмотреть вам фрагмент фильма «Снегурочка», где молодые берендеи танцуют хоровод, обратите внимание на то, как построен хоровод, и во что одеты берендеи.

После просмотра фильма под народную хороводную музыку учащиеся рисуют девушек в сарафанах и юношей в косоворотках.

В конце урока ученики раскладывают рисунки, образуя хоровод.

На развороте «Певцы родной природы» (с. 124–125) сопоставляются сочинения Чайковского и Грига, в которых они воспевают родную природу, возвышенные человеческие чувства. Глубже понять и почувствовать музыку этих композиторов учащиеся смогут, обратившись к высказываниям композиторов о своем отношении к родному краю, к музыке друг друга. Можно не ограничиваться лишь теми двумя произведениями, нотная запись которых предложена на этом развороте («Утро» и «Мелодия»), а привлечь на урок и другие знакомые третьеклассникам сочинения этих композиторов. Важно, что дети смогли услышать их «излюбленные музыкальные изречения»: у Грига – движение голоса с секунды на терцию вниз, у Чайковского – песенную волнообразность, поступенность движение звуков. Конечно, лучшим способом прочувствовать это своеобразие музыкального языка поможет вокализация знакомых мелодий, их пропевание.

Разворот «Прославим радость на земле» (с. 126–127) привлекает внимание учащихся к нестареющей музыке В.–А. Моцарта (1756–1791). Как и прежде рекомендуется напомнить учащимся знакомые им сочинения Моцарта: главные темы увертюры к опере «Свадьба Фигаро», 1-й части «Симфонии № 40». Можно также спеть «Весеннюю песню» или «Колыбельную». Какие свойства этих сочинений отметят школьники? Жизнерадостность, неиссякаемую энергию, юношескую восторженность, любование красотой жизни. Не случайно ребятам предлагается поразмышлять над словами Э. Грига о музыке Моцарта: «В своих лучших произведениях он охватывает все времена».

Рекомендуется подчеркнуть мысль о том, что талант Моцарта проявлялся в разных музыкальных жанрах – опера, симфония, произведения для фортепиано, песни. Новым материалом урока послужит 4-я часть (финал) «Симфонии № 40». Нотная запись главной темы финала симфонии, предложенная в Учебнике (с. 126), позволит третьеклассникам услышать два элемента: первый – взлетающая вверх мелодия, которую вкрадчиво (ρ) исполняют скрипки; второй – утверждение волевого ритмически активного мотива, который исполняет весь оркестр (ѓ). Контраст звучностей, чередование различных групп оркестра составляют главный принцип развития музыки финала симфонии. Понять, насколько учащиеся точно реагируют на изменения звучания музыки, поможет ролевая игра – «Играем в дирижера».


Знакомство с музыкой Моцарта продолжается и при разучивании канона «Слава солнцу, слава миру!». Сначала необходимо выучить эту мелодию одноголосно, обращая внимание на активную артикуляцию, распределение дыхания на фразу, точное исполнение ритмического рисунка (пунктирный ритм, паузы), пропевание длинных звуков в конце фраз, варианты мелодий во второй части песни. В Хрестоматии музыкального материала предлагается четырехголосный канон, который можно разучить на занятиях с хоровым коллективом. Классный хор может ограничиться пением одноголосного варианта песни, или двухголосным каноном. Чтобы активизировать чистоту интонирования мелодии, необходимо проводить ее разучивание без сопровождения (a capella), с предварительной настройкой певцов-хористов в нужной тональности.
Урок № 7 (33)

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…

Основная задача этого урока – обобщить жизненно-музыкальные впечатления учащихся по разделу Учебника «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…». Для этого учителю необходимо таким образом выстроить последовательность произведений, чтобы при их восприятии и исполнении в сознании учащихся утверждались мысли о том, что: а) музыка отражает многообразие жизни; б) каждый композитор и исполнитель раскрывает разнообразные образы при помощи характерных для него средств; в) слушатели слышат и чувствуют музыку по-разному.

В начале урока можно продолжить разучивание канона «Слава солнцу, слова миру!» Моцарта, а затем перейти к разучиванию мелодии из финала «Симфонии № 9» Л. Бетховена, предложенной на с. 128 /последней странице/ Учебника – «Радость к солнцу нас зовет» . Эта мелодию композитор сочинил на текст «Оды к радости» Ф. Шиллера. Ее исполняет в симфонии хор. Можно рассказать учащимся о том, что идеи свободы, братства, равенства людей волновали композитора на протяжении всей его жизни и мелодия финала его Девятой симфонии созревала долго: отголоски темы радости звучат в разных произведениях Бетховена. При разучивании этой мелодии обратите внимание на простоту и лаконичность музыкальной мысли, заключенной в ней: активное, волевое поступенное движение (всего пять звуков!) завершается характерным ритмом в конце фразы. Мажорный лад подчеркивает ее яркий светлый колорит. Тема звучит в финале симфонии по-разному – то как ликующая песня, то как светлый гимн радости, то как праздничный марш, изображая картину ликования всего человечества. Приводим русский текст «Оды к радости», который рекомендуется использовать при разучивании этой бессмертной мелодии, звучание которой сопровождает значительные события в жизни многих народов мира. Эта мелодия стала интернациональным символом, своеобразным международным гимном, песней единения народов Земли:
Радость юной жизни пламя! Радость светит нам в тумане,

Новых светлых дней залог! Греет сердце в час невзгод.

Мы, впивая сердцем пламя, Плен страстей нас в бездну манит,
Входим в светлый твой чертог. Радость к солнцу нас зовет.
Сорван гнет с границ ненужных, Радость вспомнят все народы,

Там, где все живет трудом. Гнет седых веков забыв.

Все творцы идей послушны Из груди самой природы

Под твоим большим крылом. К счастью слышен наш призыв.

После разучивания мелодии Бетховена рекомендуется вместе с учащимися вспомнить и спеть мелодии других композиторов, созвучных образу «Оды к радости»: канон «Слава солнцу, слава миру!» Моцарта, хор «Славься!» из оперы «Иван Сусанин» и «Патриотическую песню» М. Глинки и др.

Завершающий этап урока может быть посвящен своеобразной диагностике музыкального развития учащихся с использованием «озвученных» заданий из Рабочей тетради, предложенных на разворотах «Музыкальные жанры», «Музыкальная форма» , «Чудесные превращения». Возможно также проведение итогового тестирования учащихся. (См. Приложение).

Урок № 8 (34)

Обобщение третьего года обучения.
При разработке сценария заключительного урока года учителю необходимо учитывать уровень развития музыкальной культуры учащихся, их музыкальные предпочтения. Важно, используя метод эмоциональной драматургии урока, таким образом подобрать музыкальный материал, чтобы в нем органично сочетались различные виды деятельности школьников – восприятие музыки и размышления о ней, музицирование (пение, игра на детских музыкальных инструментах, импровизации, пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения). Как уже говорилось ранее, заключительный урок года может быть проведен в форме «урока-концерта» с приглашением гостей.

Вчера они объявили всеобщую эвакуацию. Интересно, куда? Солнечную систему человечество еще не освоило, в просторах океана прятаться бесполезно. Планета сгорит вся: люди, животные, птицы, насекомые. Растения погибли раньше. Мир постепенно превращался в пустыню. Нам конец. И мы, считавшие себя венцом творения, сгорим в адском пламени нашего светила, которое давало нам жизнь, тепло и радость. Наше солнце скоро уничтожит планету, и нет нам спасения. Но случилось то, чего никто не мог предположить. Вмешалась судьба…

Смеющийся Христос Анхель де Куатьэ

Бог изгнал человека из Рая, уничтожил мир во времена Потопа… А потом пришел, чтобы спасти нас. Пятая Печать Апокалипсиса говорит о святых, «убиенных за слово Божие». Странно ли, что эта книга о Боге?.. Точнее, об отношениях человека с Богом. «Смеющийся Христос» Анхеля де Куатьэ – необычная, в чем-то даже шокирующая притча, яркая с художественной точки зрения и необыкновенно глубокая по сути. Перед нами тайна Христа – тайна Его слез, Его отчаяния и Его великой, всепобеждающей радости, истина, заставляющая нас смеяться и плакать! Данила теряется вне…

Кольцо царя Соломона Конрад Лоренц

Автор - современный учёный, лауреат Нобелевской премии, один из основоположников науки о поведении животных - этологии. Неоценимое достоинство книги Конрада Лоренца, написанной четверть века назад и пользующейся неизменной популярностью, состоит в том, что она живо, просто и доступно рассказывает о научном поиске, пробуждая в читателе стремление к глубокому познанию окружающего нас мира. РИСУНКИ АВТОРА

Солнце встает не для нас Робер Мерль

Роман-репортаж © Librairie Plon, 1986. Журнальный вариант. «…В своей книге я хотел показать скромную и полную риска жизнь экипажа одной из наших подлодок. Чем дольше я слушал этих моряков, тем более человечными, искренними и достойными уважения они мне казались. Таковы, надо думать, и их американские, английские и советские коллеги, они вовсе не похожи на вояк, которые так и норовят сцепиться друг с другом. Так вот, эти моряки куда глубже, чем большинство их сограждан, осознают, какими последствиями может обернуться отданный им приказ о ракетном залпе…»…

Тысяча сияющих солнц Халед Хоссейни

Любовь - великое чувство. Глубоко укрытая, запрещенная, тайная, она все равно дождется своего часа. Об этом новый роман Халеда Хоссейни, в 2007 году ставший главным мировым бестселлером. В центре романа - две женщины, которые оказались жертвами потрясений, разрушивших идиллический Афганистан. Мариам - незаконная дочь богатого бизнесмена, с детства познавшая, что такое несчастье, с ранних лет ощутившая собственную обреченность. Лейла, напротив, - любимая дочка в дружной семье, мечтающая об интересной и прекрасной жизни. Между ними нет ничего…

Космология радости Алан Уотс

Медики, юристы и религиозные деятели недавно столкнулись с проблемой так называемых “мистических препаратов”, которые, по имеющимся у нас сведениям, не причиняют явного вреда организму, но вызывают изменения в сознании, сравнимые с самыми возвышенными эстетическими и религиозными переживаниями. В этой книге один из ведущих исследователей в области психологии религии дает объективную оценку этих препаратов, а также повествует о своих личных экспериментах с ними. Приводимые автором описания его переживаний звучат ярко, поэтично и содержат…

Страна Восходящего Солнца. История и культура… Екатерина Гаджиева

Япония - потрясающая страна. Здесь уникально все - города, язык, культура. Все, кто хоть раз побывал в Японии, утверждают, что ничего подобного они не видели ни в одной другой стране мира. Почему для нас в Стране восходящего солнца столько необъяснимого очарования? Главная причина, наверное, в том, что японцы всегда и во всем умели найти гармонию. С помощью этой книги вы сможете окунуться в историю древней Японии, попытаться понять современную японскую культуру, узнать секреты кулинарии, понять, что японское «аниме» - не просто мультфильмы, а…

Вещи, которые нас убивают Елена Семенова

Привычные вещи, которые нас окружают, не всегда являются безопасными. Люди просто не задумываются о вреде, наносимом использованием всех этих вещей. Между тем эксперты в разных областях постоянно заявляют о вреде того или иного предмета. Может, стоит прислушаться к ним и задуматься о том, чем мы с легким сердцем пользуемся в повседневной жизни. Не несут ли эти вещи существенную угрозу для жизни?

Нет мотива – нет работы. Мотивация у нас и… Марина Снежинская

Несмотря на эволюцию человечества и общества система ценностей в людях не изменилась: кто-то хочет признания, кто-то преодолевать трудности и достигать успеха, кто-то любит власть и богатство, а кто-то хочет лишь самосовершенствования. И этот вопрос волнует не только работодателя, но важен и для всех нас. В основе работы над книгой лежало изучение служебных и производственных проблем на основе практической служебной и педагогической деятельности, благодаря чему эта работа получила дальнейшее развитие. Эта книга написана в простом стиле, будет…

Клуб радости и удачи Эми Тан

Американка Эми Тан родилась в 1952 г. в семье китайских эмигрантов, получила филологическое образование, работала секретаршей в офисе. Свой первый роман, надолго вошедший в десятку бестселлеров, написала в 1989. «Клуб радости и удачи» - история нескольких семейств китайских эмигрантов, где матери еще принадлежат Китаю, а, родившиеся уже в Америке дочери, с одной стороны, кое в чем плохо понимают матерей, с другой - ярко осознают и переживают свою китайскость. Обрамляющий сюжет - обретение героиней своих сестер, которых мать некогда потеряла в Китае.…

Потеряно пятьдесят солнц Альфред Элтон Ван Вогт

В соседней галактике Федерация Пятидесяти Солнц отказалась подчиниться и войти в состав земной империи. Картографический корабль, обладающий невероятным могуществом, под руководством женщины-капитана, пытается обнаружить расположение звезд Федерации.

Солнце цвета ночи Дмитрий Казаков

Ну что за викинг, который не открыл Америки? Пусть это произошло случайно, в погоне за пытающимся удрать через океан врагом… Конунг Ивар Ловкач, отправившись вслед недругам, уничтожившим его усадьбу, не подозревал, куда именно заведет его дорога мести, плавание под черным, колдовским солнцем. Не думал, что его ждет берег, на который не ступала нога викинга. Земли, где обитают красные люди, в диких джунглях прячутся остатки древних городов, кровь человеческих жертв течет потоками с вершин огромных пирамид, а заправляют всем жестокие боги…

В горе и в радости Джанет Дайли

Брак Гаррисов, Стейси и Корда, был очень счастливым, пока Корд не пострадал в авиакатастрофе и не оказался прикованным к инвалидной коляске. На чувства Стейси это обстоятельство не повлияло, но для Корда смириться с ситуацией было выше его сил. Он стал язвительным и нелюдимым и, в дулю желая облегчить жизнь жены, превратил ее в сущий ад. Лечение Корда доверили молодому физиотерапевту Поле Хансон. На радость или на беду появилась в доме Гаррисов красавица блондинка?

Империя Солнца Джеймс Боллард

Боллард, написавший несколько книг и известный всему миру как фантаст, прежде всего, знаменит автобиографическим романом «Империя солнца» о нескольких годах своей мальчишечьей жизни в концентрационном лагере в Китае в период японской оккупации в годы второй мировой войны. Эта правдивая и жестокая история о выживании в условиях голода, смертей и жестокости людей по отношению друг к другу не содержит моральных оценок и потрясает той непосредственностью, с которой одиннадцатилетний Джим приспосабливается к войне.

Радость пирата Констанция Беннет

Для лихого красавца капитана Майлза Кросса, самого отчаянного из пиратов Нового Света, женщины всегда были лишь приятным минутным развлечением… пока встреча с Алекс Уайком не изменила его жизнь. Эта прелестная девушка, обладавшая острым умом, независимым нравом и пламенным сердцем, стала для Майлза не просто первой в его жизни настоящей любовью, но буквально всем - радостью и мукой, жгучей, неистовой страстью и подлинным счастьем…