Собственный опыт

Река нева исток и устье. Откуда вытекает и куда впадает Нева? Описание реки Нева

Сегодня мы расскажем вам откуда появилась река Нева. Почему об этом мы рассказываем на сайте про Финляндию? Потому что история Финляндии, Балтики, Ладоги, Санкт-Петербурга, Невы неразрывно связанны с геологической точки зрения.

Река Нева протекает через центр северной столицы России, через Санкт-Петербург. Именно благодаря просторам реки Невы Санкт-Петербург (он же Ленинград, Петроград или просто Питер) является самым величественным и, наверное, красивейшим городом Европы, а возможно и всего Мира. Если вы житель Санкт-Петербурга, то вы возможно слышали про историю своего родного региона. Очень интересным, но не всем известным, является тот факт, что река Нева - очень молодая река. Причём по геологическим меркам река Нева появилась буквально вчера, а именно несколько тысяч лет назад. Как это произошло, вы и узнаете из нашей статьи и из нашей видео передачи, где с помощью анимаций мы показали сам геологический процесс образования реки.

Река Нева - очень полноводная река. По расходу воды Нева уступает крупнейшей реке Европы, Волге, всего в 3 раза. Нева по полноводности равна Днепру и Дону вместе взятым. Нева - единственная река, вытекающая из Ладоги, в то время, как в Ладогу впадает около 30 рек. Воды всех этих рек Нева и выносит в Балтику. При этом длина Невы всего 74 км! Вы, наверное, знаете, что обычная длина рек исчисляется обычно сотнями, а то и тысячами километров. Так вот Нева - это исключение. И исключительность Невы неразрывно связана с историей её появления.

История Невы, которая появилась несколько тысяч лет назад, берёт своё начало с завершением последнего ледникового периода, который окончился примерно 10.000 лет назад. Во время ледникового периода на севере Европы лежал ледяной щит толщиной больше километра. Ни известных рек, ни финских озёр, ни Балтики, естественно, тогда не было.

С таянием ледника на месте современной Балтики образовалось пресноводное ледниковое озеро. Ледник таял, озеро постепенно меняло свои очертания, у него появился сток в Атлантический океан. В своей истории за 10.000 лет Балтика прошла через фазы Балтийского ледникового озера, Иольдиевогое моря, Анцилового озера, Литоринового моря и, наконец приняло нынешний вид всем известной Балтики.

На картинке ниже вы видите облик Балтики около 10.000 лет назад. Через какое-то время, когда уровень озера из-за талых вод ледника повысился, у озера появился сток в Атлантику в районе датских проливов, и Балтика стала морем.

Древняя Балтика, примерно 10.000 лет назад

При этом озеро Ладога было частью Балтики, так как уровень воды был высоким, а почва после схода ледника, разгрузившись от тяжести, еще не успела подняться. Ладога соединялась с Балтикой протокой в районе Выборга. Освободившись о гнёта километрового ледника почва быстро поднималась. Почва поднималась быстрее в районе Выборга на севере Карельского перешейка. Почва поднималась и, как видно на рисунке ниже, Ладога в конце концов обособилась и стала озером.

Ладога становиться озером

Как только Ладога обособилась, то уровень воды в Ладоге стал расти. Как мы сказали в Ладогу впадает около 30 рек и также такие большие реки, как Свирь и Волхов. В то время река Мга тоже впдала в Ладогу примерно по нынешнему руслу Невы, а река Тосна, опять же по нынешнему руслу Невы впадала в Балтику. Между рекам был небольшой перешеек в районе посёлка Отрадное, где сейчас находятся Невские Пороги. Уровень Ладоги поднялся на 12 метров и Ладогу порвало в Балтику именно в этом месте, в районе посёлка Отрадное. Так образовалась река Нева и поэтому в этом месте реки находятся Невские Пороги. Как это произошло видно на картинке ниже.

Ладогу прорвало в Балтику

Случилось это совсем недавно, несколько тысяч лет назад. Люди еще помнят это катастрофиеское по масштабам событие. Средний годовой расход реки Невы около 80 куб. км. в год. Исходя из того, что объём Ладожского озера составляет примерно 900 куб. км., средняя глубина озера - 50 м, а уровень повысился на 12 метров, можно предположить, что объём озера, пока оно было замкнутое, увеличлися примерно на 100-200 куб. км. Таким образом, истечение избытков воды из Ладоги, по видимому заняло всего 1-2 года. Поэтому это событие действительно можно считать катастрофическим. Катастрофичность этого события возможно нашла отражение в название реки.

У этимологии или происхождение названия реки Невы есть два наиболее вероятных объяснения:

  • Объяснение на основе финно-угорскоих языков, где слово «neva» означает болото. Например, в финском языке название «болота» до сих пор один в один совпадает с названием реки Невы
  • Объяснение на основе индо-европейских языков, где слово «нева» близко к индо-европейскому корню «новый». В большинстве языков Европы, таких как русский, английский, шведский, литовский, слово «новый» имеет один и тот же древний корень с бкувами «ню», «но», «не». Например, в по английски «новый» - это «new», по-шведски «ny»

Объяснение на основе слова «новый» выглядит очень правдоподобно, так как река действительно новая и образовалась на памяти людей, проживающих на северо-западе Европы. Такое катастрофическое событие, как образование в одночасье такой полноводной реки, как Нева, не могло не пройти незамеченным. Недаром люди издавна слагают сказания о наводнениях и потопах.

С другой стороны финно-угорское объяснение имеет не меньший вес. Во-первых область в районе реки действительно очень сильно заболочена и это полностью совпадает с финно-угорским корнем «neva», означающим болото. К тому же на северо-западе России очень многие названия рек и озер могут быть объяснены с позиций финно-угорских языков. Таких названий очень много. Начиная от названия реки «Мста», что по-фински значит «Чёрный» и кончая такими названиями, как Ладога, Селигер и даже Москва.

Трудно, а может и невозможно, сейчас сказать однозначно, откуда всё-таки пошло название реки Невы. Но из обоих объяснений очевидно, что название реки очень древнее и ему, скорей всего, ни одна тысяча лет. На наш взгляд не важно, кто назвал Неву, а важно то, что люди разных народов жили в этих местах с древних времен. Причём жили относительно мирно, так как перенимали друг у друга названия рек, озёр, холмов. В случае войны или массового уничтожения народов, древние названия скорей всего были бы утеряны, и река Мста или Нева назывались бы по другому. Люди же скорей всего жили в этих местах совместно, торговали, обменивались опытом, перенимали друг у друга новые слова, знания и понятия. Для нас важно не обращать внимания, на попытки поссорить наши народы, а продолжать жить по заветам наших предков - дружно и с уважением к друг другу.

Эта история перекликается с тем, . Про это у нас тоже есть . Однако, сначала посмотрите нашу видео-передачу, где мы наглядно покажем, как образовалась река Нева:

И несколько десятков других населённых пунктов. Судоходна на всём протяжении, является частью Волго-Балтийского водного пути и Беломорско-Балтийского канала.

Этимология

Существует несколько версий происхождения названия:

  • от древнего финского названия Ладожского озера Нево (фин. nevo - море);
  • от финского слова «нева» (фин. Nevajoki, Nevajärvi, от фин. neva - болото);
  • от шведского слова «ню» (швед. ny - Новая (река)).

Современные названия рукавов дельты Невы сложились к концу XVIII века, до этого они употреблялись довольно произвольно.

История

По современным представлениям, около 10 000-7 500 лет назад на месте нынешнего Балтийского моря находился пресноводный замкнутый Анциловый бассейн (Анциловое озеро). Водоем занимал лишь часть Балтийского моря, его восточный берег находился в районе Кронштадта. Уровень в Анциловом озере был ниже, чем в океане, и на 3-4 м ниже, чем в современном Балтийском море. Реки Невы тогда не существовало. На ее месте текли река Тосна, которая впадала по нынешнему Морскому каналу в Анциловое озеро за Кронштадтом, и река Мга, направлявшая свои воды в сторону Праладоги. Сама Праладога была обособленным озером и имела выход в Анциловый бассейн на севере Карельского перешейка по линии Приозерск-Выборг.

Приблизительно 7 500 лет назад вследствие опускания суши произошло отделение Ютландского полуострова от южной Швеции и образовались проливы: Большой Бельт и Малый Бельт. Воды Северного моря хлынули через проливы в Анциловый бассейн, превратив его в море. Это море получило наименование Литоринового по названию населявшего его моллюска - обитателя прибрежных районов моря, сильно опресненных речными водами.

Литориновое море занимало большую площадь, чем нынешнее Балтийское, и вдавалось в сушу узким проливом по Приневской низменности; уровень воды в нем был на 7-9 м выше современного. Ладожское озеро представляло тогда залив моря и соединялось с. ним через широкий пролив на севере Карельского перешейка. В период существования Литоринового моря происходили два важных процесса - поднятие суши Фенно-Скандии и похолодание климата земного шара. Вследствие похолодания климата часть осадков, выпадавших в высокогорных районах и приполярных материковых областях, перестала возвращаться в океан, и пошла на пополнение вечных снегов и льдов. Поступление воды в океан уменьшилось, и уровень в нем начал падать.

В результате поднятия суши и понижения уровня океана Литориновое море стало сокращаться, отступать, образовав в результате этой регрессии около 4000 лет назад Древне-Балтийское море. Уровень воды в этом море был на 4-6 м выше, чем в современном Балтийском. Берег Древне-Балтийского моря прослеживается в Санкт-Петербурге в виде невысокого пологого уступа, окаймляющего дугой островную часть города.

Поднятие суши происходило неравномерно. Северная часть Ладожского озера находилась в области более быстрого поднятия земной коры, чем южная часть. Вследствие этого протока на севере Карельского перешейка постепенно отмирала. Ладога превратилась в обособленное озеро и начала переполняться. Воды озера покрыли значительные участки суши на южном побережье, затопив торфяники, древесную растительность и стоянки доисторического человека. Наполнение озера продолжалось до тех пор, пока его воды не затопили всю долину реки Мги и не подошли к узкому перешейку, разделявшему реки Мгу и Тосну. Наконец воды озера, поднявшись более чем на 12 м и превысив уровень моря на 17-18 м, хлынули через водораздел. В результате этого прорыва около 4000-4500 лет назад в образовала река Нева. В месте прорыва остались Ивановские пороги. Доисторический человек, несомненно, был свидетелем этого события. Спуск вод Ладожского озера после прорыва длился, очевидно, долго: для разработки русла Невы нужно было время. Воды Ладожского озера подходили к месту прорыва по долине реки Мги, а после прорыва воспользовались уже готовой долиной реки Тосны. Таким образом, долина реки Невы не выработана ею самой, а составлена из двух чуждых друг другу долин рек Мги и Тосны.

Первоначально Нева впадала в Финский залив отступающего Литоринового, а затем Древне-Балтийского моря одним рукавом. Но море продолжало отступать, и из воды поднялись острова, бывшие до того мелями. Невские воды устремились в ложбины между островами. Так появилось несколько рукавов.В дальнейшем быстро спадающая после наводнений вода, увлекая за собой частицы грунта, образовала новые рукава и углубила уже имевшееся. Текущая вода довершила - работу. В результате возникло несколько десятков рукавов и проток, из которых и состоит современная дельта реки Невы.

Обычно острова и отмели дельт больших рек обязаны своим происхождением отложению речного ила. Дельта же реки Невы представляет исключение. В невской воде очень мала ила, и его оседание не могло привести к образованию островов. Главная роль в появлении островов невской дельты принадлежит работе моря и речного потока.

Нева и ее дельта в очертаниях, близких к современным, сформировались сравнительно недавно - около 2500 лет назад, когда окончательно установилось нынешнее соотношение между уровнями воды Ладожского озера и Балтийского моря. Таким образом, Нева - молодая река.

Описанная теория образования реки Невы не является единственной в научной литературе. Некоторые авторы придерживаются иных точек зрения.

Дельта реки Невы и прилегающая к ней местность, где ныне стоит Санкт-Петербург, являет собой пример тех разительных изменений, которые человек вносит в природу. Сейчас нелегко себе представить, как выглядела местность в прошлом. Но дошедшие до нас новгородские писцовые книги, шведские карты, планы, составленные после основания города, и другие материалы дают возможность проследить за тем, как менялся облик местности, и за историей ее вод.

Территория современного Санкт-Петербурга издавна была заселена. Уже в IX в. она принадлежала Новгороду и носила название Водская пятина, местность справа по течению Невы именовалась Карельской землей, слева - Ижорской землей. В XIV-XV вв. здесь проживало довольно многочисленное для того времени население. Так, по новгородским описным книгам 1471-1478 гг. на Фомин-острове (Петроградском острове) имелось 30 дворов, на Васильевском острове - 24 двора, в устье реки Охты - 50 дворов и т.д. По описным книгам 1500 г. на территории нынешнего города насчитывалось более 1000 дворов с населенном 5500 человек обоего пола. Наконец, по шведскому плану 1676 г. на этой территории находилось около 40 небольших селений. Одни селения носили шведские названия, другие - финские, третьи - русские.Из селений с русским названием отметим Первушино на месте Летнего сада, Спасское у Смольного, Палениха и Себрино вблизи Литейного моста, Усадицу и Калину на берегах Фонтанки. Селения были разбросаны среди лесов и болот. Жители их занимались охотой, рыбной ловлей, а также торговлей, которую Новгород, а затем шведы активно вели с народами Европы. Незначительные клочки земли использовались под огороды и пашни.

Это была болотистая местность, почти сплошь покрытая густым лесом. В лесах водились волки, медведи, рыси, лоси. О характере местности в то время дают представление шведские наименования земельных угодий на планах XVII в.: «Земля, смешанная с навозом», «Твердая земля» и др. Петроградский остров назывался Березовым, Васильевский - Лосиным, Аптекарский - Диким, остров Декабристов - Ивовым. Такие названия болот и урочищ, как Чертовое, Моховое, Сухое, Мокрое, упоминаемые в различных письменных источниках начала XVIII в., также говорят об облике местности. Целый район по правому берегу Малой Невы у Тучкова моста и вдоль реки Ждановки (б. Болотный проток) в начале XVIII в. на картах значился под названием Мокруши. Глубокое и топкое болото находилось в районе Михайловского сада и Инженерной улицы. Непролазное, болото было вблизи Гостиного двора между Думской улицей и Апраксиным переулком, а также на месте Технологического института. В 1705 г. около 1/5 территории нынешнего Санкт-Петербурга было занято болотами. Наконец, о характере местности напоминают до сих пор сохранившиеся названия улиц: Боровая, Глухоозерная, Болотная, Торфяная, Полевая, Лесная, Глиняная.

До основания города на его территории было значительно больше рек, чем теперь. Реки и ручьи пересекали местность в разных направлениях, образуя много островов и полуостровов среди болот.Так, в переписной книге 1500 г. упоминаются Белый остров в районе нынешнего Финляндского вокзала, Большой и Малый Галгеевы острова вблизи Мурзинки. Характерны и названия многих деревень, упоминаемых в той же книге: Остров, Островки, Черный остров, Еловый остров.

Реки были более полноводны, чем теперь. Об этом говорят факты: по берегам реки Славянки некогда проживало довольно многочисленное население - по-видимому, река была судоходна; устье реки Охты в период существования шведской крепости Ниеншанц на месте Петрозавода было доступно для глубокосидящих судов; на левом берегу Охты находились причалы.

Такова была местность и ее речная сеть до основания Петербурга. После основания Петербурга - 16 (27) мая 1703 г. - по указанию Петра I прежде всего была начата прокладка просек в лесу и строительство дорог. Этими работами, а также созданием военных и портовых сооружений занимались в основном первые 5-7 лет. Затем принялись за переустройство водных путей города - Петр I мечтал создать город-порт, прорезанный многочисленными реками и каналами, удобными для плавания судов и передвижения жителей.

Первым был прорыт Крепостной канал во всю длину Заячьего острова для снабжения водой гарнизона Петропавловской крепости на случай осады и для транспортировки строительных материалов (канал засыпан). В 1706 г. был прорыт канал-ров, именуемый сейчас Кронверкским протоком. К концу 1711 г. на месте речки Лебединки появился Лебяжий канал. Через несколько лет Мойка была углублена и соединена с Фонтанкой у Летнего сада. К 1718 г. были прорыты, кроме Лебяжьего, еще два канала из Невы в Мойку: Красный (засыпан в 1765 г.) и Зимняя канавка. В 1717 г. из Невы в Мойку начали прокладывать четвертый канал, получивший название Крюкова по имени подрядчика Семена Крюкова. К 1720-1725 гг. сооружены Литовский и Адмиралтейский каналы, почти устроен Гребной порт на Васильевском острове и т. д.

После смерти Петра I сооружение каналов и расчистка рек почти прекратились, а те, которые имелись, приходили в упадок. Строительные работы возобновились только после 1740 г.

Река Фонтанка до 1712-1714 гг. именовалась Ериком или Безымянным Ериком. Она представляла собой болотную речку, которая образовывала в своем течении острова и заводи. В 1743-1752 гг. река была расчищена. В 1780-1789 гг. ее вторично расчистили и углубили, а берега одели в гранит. Новое название - Фонтанная речка - она получила от фонтанов, устроенных в Летнем саду. Фонтаны питались водой по трубе, выведенной из пруда-бассейна, находившегося на углу нынешних Греческого проспекта и улицы Некрасова (сейчас здесь сквер), куда вода поступала самотеком по Лиговскому каналу.

В 1764-1790 гг. сооружался Екатерининский канал (ныне канал Грибоедова). На месте канала ранее протекала Глухая речка с почти стоячей, тинистой водой. За изгибы и повороты Глухую речку называли также Кривушей. В верховье она имела две ветви - Глухие протоки, которые брали начало между нынешними Конюшенной площадью и площадью Искусств. В высокую воду Глухая речка через свои протоки сообщалась с Мойкой и Фонтанкой.

В 70-х годах XVIII в. были выполнены работы по расчистке болот и углублению озер на острове Елагин. Вынутая земля использовалась для насыпки валов и дамб вдоль берега, защищающих прилегающую местность от затопления при подъемах воды в Неве. Дамбы сохранились до настоящего времени. В 1782- 1787 гг. Крюков канал был продлен в южном направлении до реки Фонтанки (первоначально эта часть канала называлась Никольским каналом). В последующем часть Крюкова капала между Невой и Благовещенской площадью (ныне площадь Труда) была заключена в трубу и засыпана в связи с вступлением в строй нынешнего моста Лейтенанта Шмидта и благоустройством площади.

В 1769 г. приступили к прокладке канала со стороны реки Екатерингофки на восток, в направлении к реке Неве, по трассе Городского рва (в последующем Обводного канала). Основные работы по сооружению Обводного канала - самого большого в городе - были осуществлены многим позже, в 1805-1834 гг., главным образом под руководством видного ученого и инженера П. П. Базена. Канал сыграл исключительно важную роль для промышленного и жилищного строительства южных районов города, принявшего тогда широкий размах. В 50-60-х годах прошлого века по Обводному каналу шли сплошные вереницы судов и барок с разнообразными грузами. Зимой часто взламывали ледяной покров вручную, пешнями. Чтобы ослабить грузонапряженность на внутригородских водных путях, примерно в это же время был сооружен Введенский канал, соединявший реку Фонтанку с Обводным каналом (засыпан в 1967 г.), а напротив Алексапдро-Невской лавры была проведена ветвь от Обводного канала в бассейн для стоянки судов.

В конце XVIII в. река Мойка была очищена и углублена, берега ее одеты в гранит. К 1804 г. река Пряжка соединена с Невой коротким Сальнобуянским каналом.

При строительстве Морского торгового порта (1874-1885 гг.) были выполнены весьма крупные гидротехнические работы по прокладке каналов и расчистке рек в юго-западной части дельты Невы.

Особо следует сказать о сооружении Морского канала. Эта искусственная подводная прорезь, длиной 30 км, шириной 80-120 м и глубиной около 9 м, пересекает Невскую губу с востока на запад. Канал соединяет устье реки Невы с открытой частью Финского залива и имеет чрезвычайно важное значение для морского судоходства. До его создания большие торговые суда разгружались в Кронштадте.Строящиеся на верфях города военные корабли выводились в море без оснастки и только в Кронштадте вооружались окончательно. Чтобы предотвратить заиление, неизбежное на мелководье при сильном волнении, часть канала заключили в дамбы.

Из значительных работ послереволюционного периода можно указать на сооружение Гребного канала на Крестовском острове, прокладку новых русел для рек Смолении и Волковки, устройство глубоких прудов в Московском и Приморском парках Победы, намыв острова Белая мель, сооружение подходного канала к Морскому пассажирскому вокзалу на западной стрелке Васильевского острова и, наконец, замыв широкого мелководного пролива между островом Декабристов и островом Вольный и превращение этих островов в единый массив.

В городе в разное время выполнялись работы по сооружению и расчистке многих других рек и каналов, о которых не упоминалось выше. Но одновременно некоторые каналы засыпались, а реки исчезали. Если в XVIII и XIX вв. количество водотоков непрерывно возрастало, то в XX в. число их стало убывать.

Некоторые каналы в самом начале создавались как временные, только для осушения местности. Например, Косой канал (начинался от Невы, вблизи Литейного моста, и шел к Фонтанке), Церковный канал, проложенный по Малой Садовой улице, Поперечный канал в Летнем саду.

Другие каналы, построенные вначале как постоянные, со временем утратили значение и были засыпаны.

Для снабжения города чистой питьевой водой в 1718-1725 сооружен Литовский канал. Он начинался у деревни Горелово из речки Дудергофки, вытекающей из Дудергофских озер. Вода самотеком шла по каналу в уже упоминавшийся пруд-бассейн на месте пересечения нынешних Греческого проспекта и улицы Некрасова, а затем к фонтанам Летнего сада. В пределах города Лиговский канал имел длину около 10 км, а всего его длина - 20 км. В середине XIX в. канал оказался сильно запущенным и превратился в свалку нечистот. На участке от улицы Некрасова до Обводного канала он был заключен в чугуннзно трубу и засыпан к 1891, а на участке между Обводным каналом и Забалканским (ныне Московским) проспектом - к 1910 г. Сейчас открытый участок сохранился за рекой Красненькой к западу от Автово.

Для предохранения от пожаров и на случай нападения врагов в 1715-1720 гг. был прорыт Адмиралтейский канал (вокруг Адмиралтейства и далее по нынешне бульвару Профсоюзов, затем пересекал Крюков канал на тепере ней площади Труда и впадал в реку Мойку). Канал окончательно засыпали к середине XIX в. Сохранился лишь небольшой участок между Крюковым каналом и Мойкой под названием канала Круштейна. В 70-х годах XVIII в. были засыпаны каналы, проведенные от Невы к внутреннему двору Адмиралтейства. В целях безопасности был окружен глубокими рвами-каналами и Михайловский (Инженерный) замок. Вдоль замка параллельно Фонтанке шел Церковный канал (засыпан в 1829 г.), вдоль Мойки - Воскресенский канал (заключен в трубу и засыпан в 1879 г.). Сейчас восстановлен маленький фрагмент одного из каналов Михайловского замка.

Примечательна история каналов на Васильевском острове. По идее Петра I, положенной в основу проектов Д. Трезипи и А. Леблона (1715-1717 гг.), Васильевский остров должен был стать центром города. Остров разрезался каналами на прямоугольники. Главные каналы пересекали остров в длину и должны были служить для прохода морских судов от взморья до восточной стрелки. Сооружение этих каналов началось еще при Петре I, но велось с отступлением от плана и с ошибками.Это погубило начинание. Из-за отсутствия мостов, частых наводнений селились на острове неохотно. Строительство новых каналов вскоре было прекращено. Вырытые же каналы впоследствии нашли целесообразным засыпать, потому что, как говорилось в указе Екатерины II в 1762 г., от них «бывает одна грязь и происходит дух вредительный. здоровью». Каналы были окончательно засыпаны к 1705-1770 гг. Нынешние линии и проспекты Васильевского острова - это места бывших каналов или трасс каналов, намечавшихся к постройке.

Наконец, некоторые каналы были засыпаны из-за большой стоимости работ по возведению набережных или же с целью благоустройства территории. Из числа таких каналов, полностью или частично засыпанных в более позднее время, укажем Введенский канал вблизи Витебского вокзала, Межевой и Турухтанный каналы в районе Морского порта, Шкиперский проток на Васильевском острове, часть Крюкова канала между рекой Большой Невой и площадью Труда.

В связи с осушением местности и устройством канализации уменьшилось питание ряда естественных водотоков. Реки превратились в речки, речки в ручьи, а ручьи, заключенные в трубы, и вовсе перестали существовать. Не стало, например, речки Маленькой, протекавшей вблизи Главного почтамта, речки Тентелевки, впадавшей слова в реку Таракановку, речки Чернявки - правого притока реки Охты. По сравнению с 1700 г. на территории города сейчас на несколько десятков рек меньше.

Резко сократилось число водоемов (озер, прудов). Небольшие озера затрудняли планировку и мешали строительству. В разное время были полностью засыпаны Глухое озеро вблизи Алексаидро-Невского монастыря, группа прудов на островках Резвый, Гутуевский и Аптекарский, док внутри Адмиралтейства, пруд-бассейн за Аничковым дворцом.

Всего за время существования города было засыпано или заключено в трубы более 50 рек, речек, ручьев и проток и около 200 озер и прудов.

Поддержание рек и каналов города в исправном состоянии было нелегким делом. Берега часто обваливались. Вода загрязнялась нечистотами. Дно засорялось мусором и Загромождалось затонувшими судами и лесом. Первоначально обязанность укрепления берегов рек и каналов сваями, досками или фашинами возлагалась на домовладельцев. Строжайшим образом запрещалось выбрасывать в реки и каналы мусор.Судам не разрешалось подходить вплотную к берегу. Но все меры не достигали цели. Со временем забота о поддержании рек перешла к властям. Но коренным образом дело изменилось к лучшему лишь после возведения капитальных набережных и реконструкции всей системы канализации.

Выдающиеся архитекторы, строившие город, правильно оценили значение реки Невы как градо-формирующего фактора. Нева должна была стать главной архитектурной осью города.

Одновременно с постройкой каналов, расчисткой и углублением рек велось сооружение набережных. В одних местах забивка свай в воду и подсыпка берегов землей приводила к сокращению ширины рек и каналов. В других местах, напротив, земля вынималась, и ширина водотока увеличивалась. Таким образом, берега рек выравнивались и спрямлялись. Большей частью современный берег продвинулся в сторону реки: у Летнего сада, например, на 50 м, у Зимнего дворца на 90 м, на стрелке Васильевского острова почти на 120 м, а в районе Пироговской набережной на 150-200 м.

Сооружение дорогостоящих каналов и набережных, расчистка и углубление рек диктовались в первую очередь отнюдь не соображениями украшения города. В прошлом водные пути были самыми удобными, особенно в условиях болотистой местности. По обилию вод Санкт-Петербург занимает одно из первых мест в мире. Почти пятая часть его территории - около 110 км2 - занята водой.

Острова

К западу от Шлиссельбурга под Невой проложен магистральный нефтепровод, являющийся частью Балтийской трубопроводной системы, по которой обеспечивается транспортировка нефти из Тимано-Печорской нефтяной провинции, Западной Сибири, Урало-Поволжья и Казахстана через порт Приморск на Финском заливе. 774-метровый подземный трубопровод залегает на глубине от 7 до 9 метров ниже уровня речного дна. По нему прокачивается до 42 миллионов тонн нефти в год.

Рядом с Ладожским мостом проложен подводный тоннель для газопровода «Северный поток». Диаметр тоннеля составляет 2 метра, длина - 750 метров, максимальная глубина - 25 метров. Внутри тоннеля проложена труба диаметром почти в полтора метра.

Основным источником водоснабжения Санкт-Петербурга и пригородов является река Нева. Из неё забирается более 96 % воды, которая проходит обработку на 5 наиболее крупных водопроводных станциях: Главная водопроводная станция, Северная водопроводная станция, Южная водопроводная станция, Волковская водопроводная станция, Водопроводные очистные сооружений города Колпино. С 26 июня 2009 года Санкт-Петербург стал первым мегаполисом, в котором вся питьевая вода проходит обработку ультрафиолетом и который полностью отказался от использования жидкого хлора для обеззараживания воды.

Река Нева на протяжении существования города была одним из ключевых аспектов в его жизни. Санкт-Петербург был основан Петром Первым в устье реки Невы. Благодаря ему, мы с вами являемся свидетелями этого уникального города с его величественными достопримечательностями. По сей день ходят разные слухи о возникновении названия реки. По одним данным, название произошло от финского слова «Нёва» что в переводе означает «болото, трясина». По другим источникам, река была именована в честь древне-финского названия ладожского озера. В шведской литературе река носит название «Ню» что в переводе означает «Новая». Так или иначе, но до наших дней она дошла с названием Нева.

Возраст реки составляет примерно 4000 лет. За все свое существование она снабжала весь город водой, а также была своего рода проводником между центрально-европейской частью России и Балтийским морем.

Река берет начало из Шлиссельбургской губы Ладожского озера и впадает в Невскую губу Финского залива.

Нева глубокая и широкая река, поэтому по ней могут спокойно проплывать крупные судоходные судна. Благодаря этому в 8-12 веках, река являлась важным участком на торговых путях.

Притоки Невы и каналы

Наиболее популярными левосторонними притоками реки являются Мга, Тосна, Ижорка, Славянка, Мойка, Черная речка. К правосторонним притокам относятся Утка, Охта, Дубровка, Каменка.

Устьем реки является створ напротив Невских ворот Морского торгового порта, где Нева входит в Гутуевский ковш. Ивановские пороги расположены в 30 км от устья реки, этот участок является наиболее опасным из-за течения.

Мосты Невы

Гуляя вдоль Невы можно увидеть величественные мосты, которые своей красотой удивят любого туриста. А если вечером стать свидетелями развода мостов, то такое зрелище запомниться надолго. Наиболее привлекательными в архитектурном стиле являются такие мосты как: мост Петра Первого, Александра Невского, мост Лейтенанта Шмидта.

Характеристика

Общая длина реки от истока до устья составляет 74 км. В черте города река протекает на протяжении 28 км. Самое узкое место реки расположено в начале Ивановских порогов у мыса Святки, там ширина составляет 210 метров. Самое широкой место расположено у дельты Невских ворот составляет 1200 метров. Средняя ширина реки составляет 11 метров, наименьшая глубина зафиксирована у Ивановских порогах 4 метров, наибольшая у 24 метров.

Легенда

В старинной финской легенде говорится, что никто не смог построить город в устье капризной реки. Каждый раз построенные дома уходили в топь, или были смыты водами бурной реки. Только Петру Первому удалось воздвигнуть город на пучине. Два раза Петр Первый строил город и все безутешно, но тогда он выстроил сразу весь город, и на своей богатырской ладони аккуратно опустил на землю. Река не смогла поглотить целиком город, и ей пришлось покориться.

Набережная Невы является одним из популярных мест в городе. Вдоль нее расположены различные архитектурные комплексы, которые являются сокровищем всего города. Если смотреть со стороны, то создаться впечатление, что величественный город как бы поднят над Невой.

Нев а́ – река на северо-западе Европейской территории России, в Ленинградской области и городе Санкт-Петербурге

Название реки связывают с сарматским словом «залив», «море», с финским – «болото», «трясина», со шведским – «новая река». Первые упоминания о Неве датируются 1264 г. Под этим названием она вошла в договоры между Новгородом и немецкими городами от 1269 г. Водосбор реки расположен в пределах России (81,4%), Финляндии (18,5%) и Белоруссии (0,1% площади водосбора). Российская часть водосбора входит в пределы семи субъектов РФ. На берегах Невы расположены города Шлиссельбург, Кировск, Отрадное, Санкт-Петербург, пос. Усть-Ижора и др.

Нева вытекает из Ладожского озера и впадает в Невскую губу Финского залива Балтийского моря. Длина реки 74 км. Площадь собственного водосбора реки около 5 тыс. км 2 , с учетом бассейна озера общая площадь водосбора составляет 281,6 тыс. км 2 . Исток реки находится у г. Шлиссельбурга. По общей площади бассейна Нева занимает 1-е место среди рек Санкт-Петербурга и Ленинградской области, 13-е – в России.

Считают, что река возникла 3,5–4 тыс. лет назад в результате прорыва ладожских вод в Балтику. В устье реки находится многорукавная дельта площадью 83 км 2 .

Водосбор Невы расположен в пределах Балтийского щита. Преобладают ледниковые формы рельефа – . К югу от городов Выборга, Приозёрска, Петрозаводска, Усть-Видлицы находится слабопересечённая равнина с холмистым рельефом, к северу от этой границы – сильнопересечённая равнина.

Для этой территории характерны черты морского климата умеренных широт. Годовая сумма осадков равна 755 мм. Число дней с устойчивым снежным покровом не превышает 100. Наиболее тёплый месяц – июль (средняя температура воздуха +18,0°С). Самый холодный – февраль (средняя температура -8,0°С). В устье Невы нередки ветры западных румбов, достигающие скорости 50 м/с. С ними связаны штормовые нагоны в Невской губе и дельте Невы. Дальность проникновения ветровых нагонов в реку достигает 45 км.

Густота речной сети изменяется от 0,41 до 1,29 км/км 2 . Наиболее крупные реки на водосборе Невы – Волхов , Вуокса , Ловать , Свирь . В саму Неву впадают лишь небольшие реки. Площадь, занятая озёрами , составляет 17% площади водосбора. В них находится 1350 км 3 воды. Крупнейшие озёра – Ладожское , Онежское , Ильмень (Россия), Сайма (Финляндия). Коэффициент заболоченности территории равен 13%. В Полистовском болотном ландшафте (междуречье рек Ловати, Полисты и Шелони) заболоченность максимальна – 60–70%. На водосборе распространены дерново-подзолистые и торфяно-болотистые почвы. Леса занимают 55% площади водосбора, пахотные земли – 12%.

Нева протекает в долине , ширина которой составляет 35–50 км (при глубине вреза 50–100 м). Общее падение русла Невы незначительно (около 4,7 м), средний уклон составляет 0,064‰. Пойма и террасы отсутствуют. Русло врезанное, в основном прямолинейное, устойчивое. Берега крутые, местами обрывистые, сложены глинистыми озёрно-морскими отложениями. Средняя высота берегов в истоке реки составляет 6–9 м, уменьшается вниз по течению реки. Преобладающая ширина русла 400–600 м. Средняя глубина изменяется в диапазоне от 7 до 11 м. Она минимальна (4,0–4,5 м) в 45 км от устьевого створа (Ивановские пороги) и максимальна (превышает 20 м) – на городском участке реки. Скорость течения изменяется от 0,50 до 1,50 м/с. Русловые отложения представлены песчаными грунтами; в зонах с быстрым течением дно галечное, валунное или скальное.

Наблюдения за гидрологическим состоянием Финского залива и устья Невы начались в год основания Санкт-Петербурга (1703). К 1892 г. они проводились уже на пяти гидрологических постах . Средний уровень воды в Финском заливе у г. Кронштадта по наблюдениям за 1825–1939 гг. принят в качестве плоскости отсчёта для определения абсолютной высоты всех объектов на территории страны (нуль Кронштадтского).

Водный режим Невы отличает слабая выраженность весеннего половодья . В тёплый период года повышение уровня воды (от 1,5 м в истоке и до 0,10 м в устье) и расходов воды связано с реакцией Ладожского озера на весенний приток в него речных вод. Медленный подъём уровня начинается в конце марта – начале апреля. Максимальный расход воды составляет в среднем 3400 м 3 /с, наибольший – 4590 м 3 /с (в июне или июле). Средний минимальный расход равен 1540 м 3 /с, а наименьший измеренный – 540 м 3 /с (в конце зимы).

Весной (март–май) проходит 24,8, летом – 30,5, осенью – 27,1, зимой – 17,6% годового стока воды. В 27 км от Невской губы среднемноголетний расход воды Невы составляет 2490 м 3 /с (объём стока 78,587 км 3 /год). Он изменяется от 1340 м 3 /с (маловодные) до 3670 м 3 /с (многоводные годы). Среднегодовой слой стока равен 278 мм, что соответствует модулю стока 8,8 л/(с∙км 2).

На участке Невы от истока до Ивановских порогов водный режим реки в основном зависит от гидрологического состояния озера. От устья до Ивановских порогов возрастает влияние Финского залива (в периоды возникновения сгонов и нагонов). Нагон в устье Невы обычно сопровождается сгоном в истоке, а нагон в истоке – сгоном в устье. В условиях осенних нагонов уровень водной поверхности в водотоках дельты повышался на 161–300 см и больше, что приводило к наводнениям . Наводнение в дельте Невы возникает при нагонном повышении уровня воды на 160 см над нулем Кронштадтского футштока. При катастрофических наводнениях рост уровня превышает 300 см (1777, 1824, 1924 гг.). Для защиты Санкт-Петербурга от нагонных наводнений в Невской губе созданы (2011) защитные сооружения (длина 25,4 км). Они способны предотвращать наводнения с подъёмом уровня воды на 530 см относительно нуля Кронштадтского футштока.

Мутность воды в Неве относительно мала (в среднем 6,1 г/м 3). Средний расход взвешенных наносов в устье Невы равен 15,3 кг/с. В Невскую губу ежегодно поступает в среднем 0,622 млн т наносов.

Минерализация невской воды изменяется от 30 (весной) до 70 мг/л (зимой). В среднем содержание растворённых минеральных веществ в речной воде составляет 38 мг/л. Среднегодовой расход растворённых солей равен 95,4 кг/с. Ежегодно Нева выносит в Финский залив 3,01 млн т солей. Невская вода относится к гидрокарбонатному классу и кальциевой группе. Вода очень мягкая (жёсткость не превышает 0,4–0,8 мг*экв/л). В истоке реки степень насыщения воды кислородом может достигать 90–100%. Качество воды в истоке Невы и в Ладожском озере соответствует (2005 г.) условно чистым или загрязнённым водам. Выше Санкт-Петербурга невская вода соответствует умеренно загрязнённым, а в черте города – загрязнённым водам. Для Невской губы характерно эвтрофирование водной массы.

Среднемноголетняя температура воды в Неве в период открытого русла составляет +9,5°С. Средняя температура речной воды в июле близка к +18°С. При замерзании реки могут формироваться зажоры с повышениями уровня воды до 4 м. Они образуются на Ивановских порогах вследствие обильного образования внутриводного льда. В устье реки лёд устанавливается раньше, чем в истоке (в среднем 5 и 21 декабря соответственно). Наибольшая толщина льда на реке составляет 45–50 см, в черте города 35–45 см. Нева замерзает на 2–5 месяцев. Для Невы характерно формирование двух ледоходов, соединяющий Онежское озеро с Белым морем. Популярны речные круизы, участники которых имеют возможность увидеть многочисленные памятники природы, архитектуры, мосты и набережные Санкт-Петербурга. Нева – привлекательный водный объект для рафтинга и рыбной ловли (язь, голавль, елец, лещ, плотва, синец и др.).

Н.И. Алексеевский , В.А. Жук

Как образовалась Нева и сколько ей лет? Какая река является более древней - Нева или Тосна?

Трудно переоценить значение для Петербурга реки Невы. Именно она определила место рождения города, стала свидетельницей многих знаменательных страниц его жизни. Но много ли мы знаем о красавице Неве?

История образования реки Невы сложна и еще не выяснена полностью. Здесь мы приведем георию о происхождении Невы, наиболее широко распространенную в научной литературе. На территории, где ныне раскинулся Петербург с окрестностями, после отступления ледника образовалось приледниковое озеро. В дальнейшем в результате геологических и климатических изменений в этот район неоднократно вторглись морские воды... Около 10 000-7500 лет назад часть нынешнего Балтийского моря занимал пресноводный замкнутый Анциловый бассейн, или Анциловое озеро. Свое название он получил от имени пресноводного моллюска ан-цилюс, найденного в его осадках. На востоке граница Анцилового озера проходила в районе острова Котлин, где сейчас находится город-крепость Кронштадт.

Реки Невы в ту пору еще не было. На ее месте несли свои воды река Тосна, которая впадала в Анциловое озеро за островом Котлин, и река Мга, являвшаяся притоком Ладоги. Ладожское озеро имело выход в Анциловый бассейн на севере Карельского перешейка.

Примерно 7500 лет назад в результате новых геологических изменений воды Северного моря хлынули в Анциловый бассейн и превратили его в море. Оно получило название Литори-нового, так как населял его моллюск литорина.

Литориновое море вдавалось в сушу узким проливом по Приневской низменности. Затем, в связи с поднятием земной коры оно стало отступать и сокращаться в размерах. Это привело около 4000 лет назад к образованию Древне-Балтийского моря.

Поднятие суши сказалось и на Ладоге. Оказавшись изолированным от моря, озеро начало переполняться. Воды его, выйдя из берегов и затопив часть суши на южном побережье и долину реки Мги, подошли к реке Тосне. Здесь произошел прорыв водораздела, свидетельством чему остались Ивановские пороги. Ладожская вода устремилась по уже готовому руслу"реки Тосны и достигла Финского залива. Это случилось около 4000-4500 лет назад. Следовательно, река, на берегах которой возник наш город, в геологическом отношении сравнительно молода. Она значительно моложе таких рек, как Тосна, Мга, Славянка, Ижора... Нева с дельтой в очертаниях, близких к современным, сложилась примерно около 2500 лет назад и человек был свидетелем ее рождения.

Сколько километров в длину от истока до устья имеет Нева и какова ее протяженность в черте города?

Длина Невы 74 километра. Она вытекает из Ладожского озера в районе острова Орехова, на котором в 1323 году была построена крепость Орешек, известная впоследствии как Шлиссельбургскаая крепость.

Русло Невы представляет собой широкий полукруг, наружная часть которого обращена к югу. Потому если от истока Невы проложить прямую до ее устья, то расстояние это не превысит и 45 километров.

Протяженность Невы в пределах Санкт-Петербурга увеличивается вместе с ростом города. В настоящее время длина реки в черте Санкт-Петербурга составляет 32 километра - 2/5 всей ее длины.

На каком участке Невы берег ее имеет наибольшую высоту?

Средняя высота невских берегов 6-9 метров. С приближением к устью реки берега постепенно снижаются до уровня 2-2,5 метра. Наивысшая тчка находится на участке левого берега вбли-1и истока реки. Это место, известное под названием Преображенской горы, достигает высоты 40 метров.

На каком участке русло Невы наиболее узкое и где оно достигает максимальной ширины? Где самое глубокое место реки?

Самое узкое место Невы - Ивановские пороги. Здесь ее ширина составляет 210 метров. Наибольшей ширины она достигает у Невских ворот - 1000-1250 метров.

Наибольшую глубину {24-25 метров) Нева имеет у правого берега, против Арсенальной улицы. Преобладает глубина 8-11 метров, а в районе Ивановских порогов она составляет 4-4,5 метра. На этом 2-километровом участке Невы с обширной каменистой отмелью движение судов было односторонним, что создавало известные трудности для возросшего судоходства по Волго-Балтийскому водному пути. Но с конца 1978 года, когда завершились работы по извлечению со дна реки сотен тысяч кубометров моренного грунта с валунами, проводка крупных судов стала осуществляться одновременно в двух направлениях.

Отныне Ивановских порогов больше нет. Они сохранились лишь в названии этого наиболее узкого отрезка Невы.

Каков перепад уровня воды между истоком и устьем Невы?

Уровень воды в устье Невы ниже уровня в истоке в среднем на 4,7 метра. Такой перепад не является стабильным. Все зависит от уровня стояния воды в Ладожском озере и в Финском заливе. Известно, что в июне 1924 года перепад между озером и устьем Невы достиг 6,5 метра, а вот в ноябре 1940 года упал до 3,4 метра.

Какова скорость течения Невы и сколько воды она проносит ежесекундно? Какое место по полноводности занимает Нева среди крупнейших рек Европы?

Скорость течения Невы на разных ее участках неодинакова. В среднем она равна 0,9-1,2 метра в секунду, то есть 3,2-4,3 километра в час (а на Ивановских порогах, у мыса Святки, до углубления дна реки, скорость течения достигала 12-14 километров в час). Нева ежесекундно выбрасывает в море в среднем 2540 кубических метров воды, в час - 9 миллионов кубических метров, за год - 80 миллиардов кубических метров, или 80 кубических километров воды. В течение года водность реки колеблется, так как она находится в прямой зависимости от уровня Ладожского озера.

Нева проносит воды столько же, сколько реки Днепр и Дон вместе взятые. Если Неву по полноводности сравнивать с реками Европы, то она занимает шестое место (после Волги, Дуная, Печоры, Камы и Северной Двины).

Как долго Нева бывает скована льдом? Сколько дней длится ледоход? За какое время лед проделывает путь от истока Невы до Петропавловской крепости?

Срок, когда Нева бывает скована льдом, колеблется от 45 до 150-180 дней.

Обычно Нева после вскрытия в течение 3-5 дней освобождается от речного льда. Потом дней пять она остается чистой. Затем начинает поступать лед Ладожского озера и идет по реке в течение 8-12 дней, проделывая путь от Ладоги до центра города, то есть до Петропавловской крепости, за 16-18 часов. Таким образом, весенний ледоходный период обычно длится* около трех недель. Конечно, бывают исключения. Иногда, примерно раз в 10 лет, ладожский лед либо вовсе не поступает в Неву, либо не доходит до устья реки. Иногда же он идет 30 дней и более, как это было последний раз в 1954 году. Следует также учесть, что из огромной массы ладожского льда в Неву выносится не более 1 -2 процентов и как редкое исключение - 4-5 процентов. Весь же остальной лед не покидает озера и тает на месте.

Почему, когда идет ладожский лед, наступает похолодание?

Жители города обычно говорят: «пойдет ладожский лед - станет холодно», имея в виду, что вторжение в Неву огромных масс льда вызывает охлаждение воздуха. Такие рассуждения неверны. Связь между этими двумя явлениями действительно есть, но связь обратная. Известно, что лед из Ладоги загоняется в Неву сильными северо-восточными и восточными ветрами, а, как правило, эти ветры холодные. Вот они-то и понижают температуру воздуха в городе.

Какая рыба встречается в Неве?

Нева не очень богата собственными кормами для рыб. В ней почти нет водной растительности, которую можно увидеть лишь в некоторых местах узкой полоской у самого берега. Исключением является Невская губа, где на отмелях растет камыш, тростник, дикий рис и прочая влаголюбивая зелень. Корма в реку выносятся течением из Ладожского озера. Рыба, которая появляется в Неве, чаще всего приходит на нерест или совершает путешествие из Ладожского озера в Финский залив и обратно. Это корюшка, салака, минога, угорь, ряпушка, щука, окунь, плотва, язь, ерш, налим, лещ, судак, сиг.Наиболее ценной породой является лосось. Его нерестилища находятся в верхней части реки, где быстрое течение и немало мест с крупногалечным дном.

Как именовался раньше Финский залив? Что он собой представляет и каковы его размеры?

В старину Финский залив имел другое название - Котлинское озеро. Зто относительно узкий водоем, который на востоке заканчивается глубоко вдающейся в сушу Невской губой. Его площадь 29 500 квадратных километров.

Длина залива от его вершины (крайняя восточная часть) до горловины (крайняя западная часть), где он сливается с Балтийским морем, - 410 километров. При выходе в Балтику ширина залива 70-75 километров, а в Невской губе - 12-15 километров. Западнее острова Котлин ширина залива 18-22 километра. Самая же широкая часть Финского залива, превышающая 130 километров, находится на меридиане острова Мощный. Средняя глубина залива 38 метров, а в отдельных впадинах -100-120 метров. Но Невская губа, граница которой проходит по линии Лисий Нос - Кронштадт - Ораниенбаум, представляет собою мелководный водоем с незначительным течением. Преобладающая глубина здесь 3-5 метров, а на мелях - не более 1,5-2 метров.

В Финский залив впадает несколько рек. 2/3 воды, которую они приносят, приходится на долю Невы.

Сколько рек впадает в Неву? Какие из них наиболее крупные?

В Неву впадает 26 рек и ручьев, в их числе 7 наиболее значительных: Черная длиной 30 километров (впадает в Неву близ Петрокрепости), Мойка длиной 27 километров (впадает в Неву выше села Ивановского), Мга длиной 77 километров, Тосна длиной 118 километров, Ижора длиной 65 километров, Славянка длиной 39 километров и Большая Охта длиной 93 километра. Среди небольших речек, впадающих в Неву в черте города, следует упомянуть Мурзинку, Утку, Спартак, Волковку и впадающую в Большую Неву Черную речку.

Все притоки Невы сравнительно невелики и не оказывают почти никакого влияния на ее режим.

Как образовалась дельта Невы? Каковы ее основные естественные протоки?

Дельты большинства рек образуются в результате осаждения мельчайших частичек ила и песка в местах выхода воды в море, где скорость течения реки резко уменьшается. Нева же несет с собою ничтожное количество илистых частиц. И ее дельта имеет другое происхождение. Первоначально Нева впадала в Финский залив одним рукавом. Но в результате поднятия суши Древне-Балтийское море отступало на запад. Находившиеся под водою мели теперь стали подниматься и превращаться в острова. В их образовании немалую роль играл и нагон воды со стороны Финского залива во время наводнений. Из-за сильного волнения со дна моря поднимается ил, оседающий затем на отмелях у островов. Такое явление приводило (и приводит сейчас) не только к увеличению площади уже существующих островов, но и к рождению новых. Это, в свою очередь, было причиной того, что русло Невы стало расходиться на рукава, и образовалась дельта реки.

В наши дни основными естественными протоками дельты являются; Большая Нева, Малая Нева, Большая Невка, Средняя Невка, Малая Невка, Фонтанка, Мойка, Екатерингофка, Крестовка, Карповка, Ждановка, Смоленка, Пряжка и Кронверкский пролив.

На скольких островах раскинулся Санкт-Петербург?

Более века считалось, что в дельте Невы 101 остров.

Эту цифру можно найти в энциклопедических словарях, путеводителях, во многих литературных и справочных источниках.

Но в последние годы она все чаще бралась под сомнение. Ведь за минувшее столетие произошло немало изменений, в одних случаях под действием природных факторов, в других - в результате деятельности человека. Когда засыпались каналы и естественные протоки, то отдельные островки сливались с более крупными, Именно таким образом в конце XIX - начала XX века, например, к острову Голодай (ныне ос тров Декабристов) присоединились острова Жа димировского, Кашеварова и Гоноропуло. По тем же причинам исчезли острова Ватный, Пеньковый буян, Винный буян и многие другие. В 1969-1970 годах был засыпан Введенский канал, перестал существовать остров Вольный, ныне связанный искусственной перемычкой с островом Декабристов.

В настоящее время в дельте Невы имеется 42 острова.

Какие из островов невской дельты имеют названия?

Надо полагать, что не все острова, расположенные в дельте Невы, имели названия, а некоторые, вероятно, утратили их с годами. Ниже перечислены только те острова, которые сохранили имена до наших дней.

На правом берегу Невы: Петроградский(Березовый), Заячий, Кронверкский, Алий, Крестовский, Каменный, Елагин, Петровский "."И, Северный, Декабристов (б. Голодай).

На левом берегу Невы: Адмиралтейский, Ново-Адмиралтейский, Новая Голландия, Минисон, Коломенский, Казанский, Спасский, Пиаровский, Канонерский, Гутуевский, Белый, Монастырский, Дамба Гребенка, Екатерингофский.

Что было раньше на месте канала Грибоедова? Когла канал принял современный вид?

Там, где ныне пролегает канал Грибоедова, некогда петляла Глухая речка, грязная, со стоячей водой, с берегами, заросшими высокой травой, кустарником. Речушка эта делала на своем пути нимало зигзагов, поэтому в народе ее прозвали Кривушей. Свое начало она брала из болотной трясины между нынешней Конюшенной площадью и площадью Искусств. В 1764-1790 годах Кривушу углубили, расширили, одели в граинит. Она стала каналом, получившим названии Екатерининского. В 1923 году он был переименован в канал Грибоедова. Длина его - 5 километров.

Когда и для какой цели был прорыт Литовский канал? Когда его засыпали и где можно еще увидеть его остатки, сохранившиеся до наших дней?

При создании Летнего сада на его территории были устроены многочисленные фонтаны. Чтобы и их струи били под естественным напором, как в Петергофе, решено было прорыть канал из речки Лиговки, вытекающей из Дудергоф-ских озер. Сооруженный в 1718-1721 годах по проекту и под руководством Г. Г. Скорнякова-Мисарева канал тянулся от деревни Горелово, где протекала речка Лиговка, до участка на углу современных улицы Некрасова и Греческого проспекта, где сейчас разбит сквер. Здесь был устроен бассейн-водохранилище, откуда вода по трубам подавалась в Летний сад. Канал также должен был снабжать водой жителей слобод, расположенных вдоль его трассы.

В 1777 году фонтаны были разрушены наводнением. Канал же постепенно приходил в запустение. В середине XIX века он стал местом свалки разных нечистот и спуска сточных вод промышленных предприятий.

В 1891 году на отрезке от бассейна (ныне не существующего) до Обводного канала его заключили в трубу и засыпали. На участке между Обводным каналом и Московским проспектом эти работы были закончены к 1926 году. За территорией фабрики «Скороход» и далее на юго-запад до Краснопутиловской улицы канал был засыпан в 1965-1969 годах. Воды же сохранившегося участка канала отведены в реку Красненькую. На месте Литовского канала сейчас проходит Лиговский проспект.

Какой из ныне существующих бульваров находится на месте бывшего канала?Для чего был прорыт этот канал и когда он исчез?

От канала, которым было окружено Адмиралтейство, в сторону Новой Голландии и Галерной верфи был прорыт так называемый Адмиралтейский канал. Он предназначался для хранения привозимого в Петербург леса. В распоряжении Петра I от 8 июня 1720 года указывалось: «Корабельные сосновые леса класть по каналу, который делается от Адмиралтейства к Голландии». Канал пересекал существующий и сейчас Крюков канал, прорытый в 1717-1719 годах. Адмиралтейский канал постепенно загрязнялся нечистотами; он стал мелеть и распространял вокруг зловоние. В 1842 году его участок до Крюкова канала перекрыли кирпичным сводом и сверху засыпали землей. А в 1845 году на месте канала появился молодой бульвар, который от находившихся по соседству казарм Конногвардейского полка получил название Конногвардейского.

Если вы хотите убедиться, что на месте бульвара некогда находился водный проток, то пройдите к Крюкову каналу. С его восточной стороны хорошо видна сводчатая труба, в которую и был заключен Адмиралтейский канал.

Какой из каналов, находящихся в черте Санкт - Петербурга, самый протяженный? Когда и по проекту каких инженеров он был прорыт?

Самым протяженным каналом Санкт - Петербурга является Обводный, его длина 8 километров.

Он был прорыт в 1805-1834 годах. Первоначально работами по сооружению канала руководил инженер И. К. Герард, а затем известный ученый и инженер П. П. Базен

В прошлом Обводный канал имел большое значение. По нему кратчайшим путем из морского порта в речной, расположенный тогда на берегу Невы, близ Александро-Невской лавры, непрерывно проходили суда и барки с различными грузами. По каналу часто сплавляли лес. Появление его в южной части города позволило построить здесь промышленные предприятия, в соседстве с которыми выросли новые жилые кварталы.

Какие каналы имеются в настоящее время на территории Санкт - Петербурга?

Сегодня в Петербурге 19 каналов: Обводный, Грибоедова, Лебяжий, Зимняя канавка, Крюков канал, Ново-Адмиралтейский, канал Круштейна, Бумажный, Новый, Селццяной, Морской, Шкиперский, Лиговский (сохранившийся частично), Волковский, Гребной, Сальнобуянский, Матисов, Большой и Малый каналы на Каменном острове.

Прибытие какого корабля знаменовало собой открытие Петербургского порта? В каком году это произошло?

Существует немало легенд по поводу прихода в устье Невы первого иностранного корабля. Из них наиболее популярна следующая.

В один из ноябрьских дней 1703 года у острова Котлин, что расположен в Финском заливе в 30 километрах от устья Невы, появился голландский корабль. Как только об этом стало известно Петру I, он сразу же на шлюпке отправился навстречу заморскому гостю. Сам царь был одет в лоцманскую одежду, а сопровождавшим его людям было приказано нарядиться матросами. Иностранное судно было обнаружено, когда оно с трудом пробиралось среди мелей залива.

Поднявшись на палубу корабля, Петр приветствовал шкипера по-голландски и доложил, что прибыл но приказу самого губернатора, чтобы помочь кораблю дойти до пристани. Затем Петр предпожил шкиперу следовать за шлюпкой. Войди в Неву, русский «лоцман» показал место, где следует стать на якорь. Это было недалеко от берега, напротив Домика Петра I.

Когда прибывшие сошли на землю, их встретил губернатор Санкт-Петербурга Александр Меншиков. Он пригласил гостей к обеденному столу, а на палубе корабля по его приказу был поставлен воинский караул. Вскоре заморские гости, к своему величайшему удивлению, узнали, что искусный лоцман - это сам царь.

Петр был необычайно рад первому пришедшему в Петербург кораблю. В честь такого знаменательного события доставленные товары - испанские соль и вина - было разрешено продавать без уплаты пошлины. Шкиперу корабля Петр выдал 500 червонцев, а каждому матросу - по 30 ефимков и тут же объявил, что второму кораблю он даст 300, а третьему - 150 червонцев.

Второй корабль пришел под английским флагом, а третий - вновь под голландским. Но первый корабль получил особые привилегии, и более 50 лет, каждый раз с наступлением навигации, его можно было видеть в Петербургском порту.

Какое место Петербурга на протяжении 150 лет с наступлением весны становилось самым оживленным и шумным?

В жизни любого морского города порт - одно из самых важных мест. Таким бойким уголком Петербурга на протяжении полутора веков была Стрелка Васильевского острова.

Возник порт на Березовом острове, где начал формироваться первый центр города. В 1733 году он переместился на Стрелку Васильевского острова, у которой кораблям было значительно удобнее причаливать. Здесь возвели Биржу, Таможню, пакгаузы, Гостиный двор и другие пор-ювые сооружения.

К Стрелке, где обосновался порт, уже с конца XVIII века ежегодно приходило более 1000 иностранных кораблей.

В XVIII веке в импорте преобладали товары, которые в основном потреблялись дворянством и купечеством, в том числе более чем 60 процентов составляли предметы роскоши. По этому поводу выдающийся русский просветитель и писатель Н. И. Новиков в своем сатирическом журнале «Трутень» не без иронии писал:

«На сих днях прибыли в здешний порт корабли из Руана и Марселя. На них следующие нужные нам привезены товары: шпаги французские разных сортов, табакерки черепаховые, бумажные, сургучные, кружевы, блонды, бахромки, манжеты, ленты, чулки, пряжки, шляпы, запонки и всякие так называемые галантерейные вещи... а из Петербургского порта на те корабли грузить будут разные домашние наши безделицы, как-то: пеньку, железо, юфть, сало, свечи, полотны и прочее,..»

В ту пору и вплоть до начала XIX века Россия являлась мировым поставщиком металла. Английские корабли ежегодно увозили из Петербургского порта миллионы пудов уральского железа.

Порт Петербурга был первым по значению портом России, а Биржевая площадь на Васильевском острове стала одним из самых оживленных мест города. Здесь можно было видеть иностранных и русских купцов, заключавших торговые сделки. Сюда также приходило много столичных обывателей, чтобы посмотреть на прибывающие заморские корабли. И среди этой пестрой и богато разодетой толпы резко выделялись люди, одетые в пропитанные потом сермяги и длинные холщевые рубахи. Это были так называемые «сезонники», которые вели разгрузку и погрузку судов.

Лишь с наступлением сумерек Стрелка погружалась в безмолвие.

Причальные линии порта располагались со стороны Малой Невы. Но чем больше судов заходило в Петербургский порт, тем теснее становилось на Стрелке Васильевского острова, тем труднее было производить на сравнительно небольшой площадке разгрузочные и погрузочные операции. В дальнейшем, с появлением пароходов, имеющих более глубокую осадку, а также после постройки мостов в нижнем течении Невы

Вначале понтонного, а позже постоянного - продвижение судов к Стрелке стало и вовсе затруднительным.

В Кронштадте была устроена перевалочная база. Суда с глубокой осадкой подходили к кронштадтским причалам и перегружались в катера, которые и доставляли заморские товары в Петербург. И только после прорытия в 1885 годах Морского канала порт, который был одновременно и коммерческим и пассажирским, перевели на Гутуевский остров. На острове и в настоящее время находится торговый порт.

Приходом каких судов была открыта навигация Петроградского морского порта впервые после 1917 года? Какой пароход торгового порта нашего города первым вышел в заграничное плавание?

20 апреля 1918 г. была открыта первая навигация с прибытием из Гельсингфорса русских транспортов “Ильза” и “Эрос”, доставивших пассажиров, возвращающихся на родину. Так была открыта первая советская навигация. В июле в порту ошвартовался первый иностранный пароход Гуте под шведским флагом, а за ним пришло ище 51 судно. Они доставили электрооборудование, сенокосилки, жатки, плуги, серпы, косы, сепараторы, а также семена, спички, краски, бумагу, продовольствие.

10 ноября 1918 года в Петроградском порту было особенно оживленно. Здесь торжественно провожали в заграничное плавание первый советский торговый пароход «Федерация», который должен был доставить в Копенгаген медные и латунные стружки, лен и пиломатериалы. В 3 часа дня были отданы швартовы, и под звуки оркестра и добрые напутствия пароход вошел в Морской канал.

За навигацию 1918 года в порту было обработано свыше 160 иностранных и советских судов. Гражданская война и интервенция прервали торговое судоходство, которое возобновилось лишь спустя два года. С каждой новой навигацией возрастала мощь городского порта, все чаще его посещали зарубежные гости.

Сейчас морской торговый порт Санкт-Петербурга является не только ведущим в Балтийском морском пароходстве, но и наиболее крупным и первоклассным портом в нашей стране. Занимая Гутуевский и ряд соседних островов, он раскинулся на 500 гектарах и представляет собой огромное и сложное предприятие, оснащенное современной техникой. С появлением торговых судов нового типа - таких как контейнеровозы и суда с горизонтальным способом погрузки, обработка которых занимает всего несколько часов, возникла необходимость строительства новых и реконструкции действующих причалов. Ныне они обеспечивают обработку контейнеров международного стандарта и отличаются высокой производительностью.

Когда начались регулярные рейсы пассажирских пароходов по Неве и другим водным протокам города?

В 1848 году в Петербурге было организовано «Легкое невское пароходство». Пароходы вместимостью до 100 человек по объявленному расписанию отходили от пристани у Летнего сада. Летом 1882 года открылось пароходное движение по Екатерининскому каналу (ныне канал Грибоедова) - от Марсова поля до Никольского рынка. В 1892 году жители столицы уже могли совершить поездку на пароходе по Фонтанке от Летнего сада до Калинкина моста, а также по Неве от 11-й линии Васильевского острова до Финляндского вокзала.

В наше время, несмотря на широкую сеть наземного городского транспорта, водный транспорт не потерял своего значения. С наступлением летней навигации оживают голубые дороги Петербурга. Они наполняются движением комфортабельных катеров, быстроходно крылатых «Ракет» и «Метеоров». Теплоходы обслуживают линии, связывающие город с Петродворцом, Кронштадтом, Петрокрепостью. На специальных экскурсионных катерах желающие могут совершить прогулки по многим рекам и каналам дельты Невы

Когда впервые была создана водная система, связавшая Неву с Волгой, и как она именовалась? Когда ее заменил Волго-Балтийский канал?

Идея создания водного пути, который позволил связать Неву с Волгой, возникла уже вскоре после основания города. Известно, что изыскательские работы были начаты Петром I еще в 1710 году. Но только спустя сто лет, в 1810 году, открылось сквозное движение для судов. Весь водный путь от Онежского озера у выхода из берегов реки Свири до впадения реки Шексны в Волгу у Рыбинска получил название Мариинской водной системы (по имени императрицы Марии Федоровны).

На протяжении долгих лет этот водный путь неоднократно подвергался реконструкции. Всего водная система имела 39 деревянных шлюзов, способных пропускать суда водоизмещением не Полое 800 тонн. До 1890-х годов проводка судом по каналам осуществлялась бечевой с помощью людской и конной тяги.

Сырая Мариинская система, имевшая важное значение для экономического развития России, просуществовала 150 лет. Ныне на этой трассе создан новый водный комплекс, основой которою стал канал протяженностью в 361 километр. Он представляет собой крупнейшее гидротехническое сооружение. Каждый из семи шлюзов канала оснащен новейшими средствами автоматики и телемеханики.

Новый канал - важнейшая часть Волго-Балтийского водного пути, тысячекилометровая голубая трасса которого начинается в Петербурге и проходит по Неве, Ладожскому озеру, реке Свири, Онежскому озеру, Волго-Балтийскому каналу, Рыбинскому водохранилищу. Пропускная способность этого водного пути по сравнению с Мариинской системой увеличилась в 7 раз, а время прохождения по нему водного транспортa сократилось в 2,5 раза.

28 июня 1964 года первым из пассажирских дов по Волго-Балту прошел теплоход «Красногвардеец». От Озерной пристани в Ленинграде он отправился рейсом в Ярославль, открыв тем самым пассажире ко-туристскую линию.

Велико значение Волго-балта для транспортировки народнохозяйственных грузов. Сейчас сотни судов типа «река-море» грузоподъемностью до 5 тысяч тонн совершают рейсы между морскими европейскими и нашими внутренними речными и озерными портами. Они также совершают транзитные перевозки с Севера Европы в Каспийское и Черное моря, Средиземноморский бассейн.

Каждый день ниже моста Лейтенанта Шмидта и выше Володарского моста собираются крупнотоннажные суда. Они ждут наступления глубокой ночи, когда уснет город и разведут мосты, чтобы продолжить путь... И так каждую ночь наша красавица Нева продолжает нести свою трудовую вахту.