Психология

Создание священного союза. Венский конгресс и «Священный союз

14.09.1815 (27.09). - Образование "Священного Союза" монархов России, Австро-Венгрии и Германии для взаимопомощи в борьбе против революции

"Священный союз" – русская попытка спасения христианской Европы

Священный Союз монархов России, Австрии и Пруссии возник в 1815 г. после . Предистория Священного Союза такова.

Таким образом, Русский Император, будучи освободителем Европы и сильнейшим Государем в ней, не стал диктовать европейцам свою волю, аннексировать их земли, а великодушно предложил мирное христианское братство для служения Божией правде. Такое поведение победителя в тяжелой оборонительной, фактически Мiровой, войне (ведь в нашествии на Русь вместе с французами участвовали и "двунадесят языков" – вся Европа) – уникально в истории международных отношений! Этот высокий духовный смысл Священного Союза отражен и в необычной редакции союзного договора, написанного самим русским Императором и не похожего ни по форме своей, ни по содержанию на международные трактаты:

«Во имя Пресвятой и Нераздельной Троицы! Их Величества, Император Австрийский, король Прусский и Император Всероссийский, вследствие великих происшествий, ознаменовавших в Европе течение последних трех лет, наипаче же вследствие благодеяний, которые Божию Провидению было угодно излиять на государства, коих правительство возложило свою надежду и уважение на Единаго Бога, восчувствовав внутреннее убеждение в том, сколь необходимо предлежащих держав образ взаимных отношений подчинить высшим истинам, внушаемым вечным законом Бога Спасителя, объявляют торжественно, что предмет настоящаго акта есть открыть перед лицом вселенныя их непоколебимую решимость, как в управлении вверенными им государствами, так и в политических отношениях ко всем другим правительствам, руководиться не иными какими-либо правилами, как заповедями сея святыя веры, заповедями любви, правды и мира, которыя не ограничивались приложением их единственно к частной жизни, долженствуют, напротив того, непосредственно управлять волею царей и водительствовать всеми их деяниями, яко единое средство утверждающее человеческиея постановления и вознаграждающия их несовершенство. На сем основании Их Величества согласились в следующих статьях:

I. Соответственно словам священных писаний, повелевающим всем людям быть братьями, три договаривающиеся монарха пребудут соединены узами действительнаго и неразрывнаго братства, и почитая себя как бы единоземцами, они во всяком случае и во всяком месте станут подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь; в отношении же к подданным и войскам своим, они, как отцы семейств, будут управлять ими в том же духе братства, которыми они одушевлены для охранения веры, мира и правды.

II. По сему единое преобладающее правило да будет, как между помянутыми властями, так и поданными их, приносить друг другу услуги, оказывать взаимное доброжелательство и любовь, почитать всех себя как бы членами единаго народа христианскаго, поелику три союзные государя почитают себя, яко поставленными от Провидения для укрепления тремя единаго семейства отраслями, а именно Австрией, Пруссией и Россией, исповедая, таким образом, что Самодержец народа христианскаго, коего они и их подданные составляют часть, не иной подлинно есть, как Тот, Кому собственно принадлежит держава, поелику в Нем едином обретаются сокровища любви, ведения и премудрости безконечныя, т.е. Бог, наш Божественный Спаситель, Иисус Христос, Глагол Всевышняго, Слово Жизни. Соответственно сим, Их Величества с нежнейшим попечением убеждают своих подданных со дня на день утверждаться в правилах и деятельном исполнении обязанностей, в которыя поставил человеков Божественный Спаситель, яко единозвенное средство наслаждаться миром, который истекает от доброй совести, и который один прочен.

III. Все державы, желающия торжественно принять изложенныя в сем Акте священныя правила, и кои почувствуют сколь нужно для счастья колебленных долгое время царств, дабы истины сии впредь содействовали благу судеб человеческих, могут всеохотно и любовно быть приняты в сей Священный Союз».

Великую миссию Священного Союза Александр I пояснил также в Высочайшем Манифесте 25 декабря 1815 г.: «...Познав из опыта о бедственных для всего света последствиях, что ход прежних политических между державами соотношений не имел основанием тех истинных начал, на коих Премудрость Божья в Откровении Своем утвердила покой и благоденствие народов, приступили Мы, совокупно с Их Величествами Августейшим Императором Францем-Иосифом I и Королем Прусским Фридрихом-Вильгельмом, к установлению между нами союза, приглашая к тому и прочие державы, в котором обязуемся Мы взаимно, как между собою, так и в отношении к подданным Нашим, принять единственным ведущим к оному средством правило, почерпнутое из словес и учения Спасителя нашего Иисуса Христа, благовествующего людям жить, аки братьям, не во вражде и злобе, но в мире и любви. Мы желаем и молим Всевышняго о ниспослании благодати Своей, да утвердится Священный Союз сей между всеми державами, к общему их благу, и да не дерзнет никто, единодушием всех прочих воспрещаемый, отпасть от него. Сего ради, при сем список сего Союза. Повелеваем обнародовать оный и прочесть в церквах».

Фактически Русский Царь, предлагая европейским государям «жить, аки братьям, не во вражде и злобе, но в мире и любви», надеялся совершить "реакционный" христианский переворот в европейских делах, – что для "передовой" Европы было "дико" и неприемлемо. Ведь Французская революция была не случайным срывом антихристианской злобы и насилия, а выросла из общеевропейского процесса апостасии, которую не могло остановить сокрушение "узурпатора" Наполеона. Европейская "общественность", питаемая еврейскими газетами, отнеслась к Священному Союзу именно как к "реакции", подозревая в этом также и интриги Русского Царя.

Австрийские и прусские дипломаты-специалисты с самого начала отнеслись к этому многообязывающему и "непрофессиональному" тексту отчужденно и даже неприязненно. Сами подписавшие Акт европейские монархи толковали его не как договор международного права, а лишь как простую декларацию подписавших его лиц. Фридрих-Вильгельм подписал Акт из вежливости, чтобы не огорчать Александра I, освободителя Пруссии; присоединившийся позже Людовик XVIII – чтобы приравнять Францию к ведущим державам Европы. Австрийский же император Франц-Иосиф откровенно заявил: «Если это документ религиозный, то это дело моего духовника; если политический – то Меттерниха», министра иностранных дел. Меттерних же подтвердил, что эта «затея», долженствовавшая «даже по мысли своего виновника быть лишь простой моральной манифестацией, в глазах других двух государей, давших свои подписи, не имела и такого значения» . Меттерних писал в своих мемуарах, что «этот Союз был единственно выражением мистических стремлений императора Александра и приложением к политике принципов христианства» .

Впоследствии Меттерних лишь искусно пользовался Священным Союзом для своих эгоистичных целей. Ведь, обязывая Государей всегда «подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь» , документ не уточнял, в каких именно случаях и в какой форме должно осуществляться это обязательство, – это давало возможность толкования его в том смысле, что помощь обязательна во всех тех случаях, когда подданные будут выказывать неповиновение своим "законным" государям.

Подавление революционных выступлений имело место в Испании (1820–1823) – при участии Франции; в Неаполе (1820–1821) и Пьемонте (1821) – при участии Австрии. Но с одобрения европейских держав было подавлено и , хотя турецкий султан не был принят в члены Союза как государь нехристианский. В этом случае предложение России поддержать христианский греческий народ против иноверных оккупантов не было принято во внимание союзниками (ведь в Австрии могло случиться подобное восстание порабощенных славян) и Царь Александр I был вынужден подчиниться формальному общему толкованию, хотя при этом утрачивался христианский дух Союза. (Лишь при .) Казалось, Союз обречен на провал. Однако низвержение монархии во Франции в 1830 г. и взрыв революций в Бельгии и Варшаве заставили Австрию, Россию и Пруссию вернуться к традициям Священного Союза. Россия подавила революцию в Венгрии в 1849 г.

Тем не менее геополитические и нравственные противоречия между участниками Союза оказались столь велики, что его сохранение оказалось невозможно. , в которой европейские государства выступили против России (или отказали в помощи) в союзе с мусульманской Турцией, похоронила все надежды на возможность Союза христианских монархов. Западная христианская апостасийная цивилизация и русская христианская удерживающая – окончательно разошлись. "Страна святых чудес" (), каковой еще идеализировали Европу первые славянофилы, надеясь спасти ее от гибели братским русским влиянием (), – перестала для них существовать. Констатацией этого стала книга "Россия и Европа".

В дальнейшем внешняя политика России исходила в основном из того, что в Европе «у России нет друзей и союзников, кроме Русской армии и флота» (). Участие России в коалициях одних европейских держав против других диктовались прагматическими соображениями: сдерживать наиболее агрессивного соперника (каким, в конечном счете, еврейские СМИ и деньги "сделали" соседнюю Германию) в союзе с менее агрессивными (какими выглядели территориально отдаленные Англия и Франция).

Но "менее агрессивные" демократические союзники оказались более лукавы и предали Россию в с целью столкновения главных европейских монархий, бывших участников Священного Союза. Их взаимное сокрушение и торжество жидо-масонской власти в Европе стало наглядным уроком и логичной "альтернативой" неосуществившемуся стремлению русской монархии «подчинить высоким истинам, внушаемым законом Бога Спасителя» международные отношения христианских держав.

Ныне демократизированная и "мультикультурализированная" объединенная Европа, исключившая упоминание о христианстве из своей конституции, демонстрирует полное торжество масонских идей Французской революции. Торжественное празднование ее 200-летия в 1989 г. в Париже стало сюрреалистическим спектаклем, репетицией парада воцарения антихриста. Европа стала колонией своей бывшей колонии или, по выражению Бжезинского, "вассалом" и "геополитическим плацдармом" США (прообраза царства антихриста) в завоевании Евразии как "главного приза" для Америки.

М. Назаров

См. также в книге "Вождю третьего Рима" (гл. VI-8: )

Обсуждение: 2 комментария

    Слова "жидомасон", "жидофашист" и т. п. пишутся слитно.

    Благодарю за исправление опечатки.

СВЯЩЕННЫЙ СОЮЗ

Реакционное объединение европейских монархов, возникшее после падения империи Наполеона. 26. IX 1815 русский император Александр I, австрийский император Франц I и прусский король Фридрих Вильгельм III подписали в Париже т. н. "Акт Священного союза".

Реальная сущность "Акта", выдержанного в высокопарно религиозном стиле, сводилась к тому, что подписавшие его монархи обязывались "во всяком случае и во всяком месте... подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь". Иными словами, С. с. являлся своеобразным договором о взаимопомощи между монархами России, Австрии и Пруссии, носившим чрезвычайно широкий характер.

19. XI 1815 к С. с. присоединился французский король Людовик XVIII; в дальнейшем к нему примкнуло большинство монархов европейского континента. Англия формально не вошла в состав С. с, однако на практике Англия нередко координировала своё поведение с общей линией С. с.

Благочестивые формулы "Акта Священного союза" прикрывали весьма прозаические цели его творцов. Их было две:

1. Поддерживать в неприкосновенности ту перекройку европейских границ, которая в 1815 была произведена на Венском конгрессе (см.).

2. Вести непримиримую борьбу против всех проявлений "революционного духа".

Фактически деятельность С. с. почти целиком сосредоточилась на борьбе с революцией. Узловыми пунктами этой борьбы являлись периодически созываемые конгрессы глав трёх руководящих держав С. с, на которых присутствовали также представители Англии и Франции. Ведущую роль на конгрессах играли обычно Александр I и К. Меттерних. Всего конгрессов С. с. было четыре - Аахенский конгресс 1818, Троппауский конгресс 1820, Лайбахский конгресс 1821 и Веронский конгресс 1822 (см.).

Державы С. с. целиком стояли на базе "легитимизма", т. е. возможно более полного восстановления старых династий и режимов, опрокинутых французской революцией и армиями Наполеона, и исходили из признания абсолютной монархии. С. с. был европейским жандармом, державшим в оковах европейские народы. Ярче всего это проявилось в позиции С. с. по отношению к революциям в Испании (1820-23), Неаполе (1820-21) и Пьемонте (1821), а также к восстанию греков против турецкого ига, начавшемуся в 1821.

19. XI 1820, вскоре после начала революции в Испании и Неаполе, Россия, Австрия и Пруссия на конгрессе в Троппау подписали протокол, который открыто провозглашал право вмешательства трёх руководящих держав С. с. во внутренние дела других стран в целях борьбы с революцией. Англия и Франция не подписали этого протокола, но дальше словесных протестов против него не пошли. В результате решений, принятых в Троппау, Австрия получила полномочия на вооружённое подавление неаполитанской революции и в конце марта 1821 оккупировала своими войсками Неаполитанское королевство, после чего здесь был восстановлен абсолютистский режим. В апреле того же 1821 Австрия насильственно подавила революцию в Пьемонте.

На Веронском конгрессе (октябрь - декабрь 1822) усилиями Александра I и Меттерниха было принято решение о вооружённом вмешательстве в испанские дела. Полномочия на фактическое осуществление этой интервенции были даны Франции, которая 7. IV 1823 действительно вторглась в Испанию со 100-тысячной армией под командой герцога Ангулемского. Испанское революционное правительство сопротивлялось иностранному нашествию в течение полугода, но в конце концов силы интервентов, поддерживаемых испанской внутренней контрреволюцией, одержали победу. В Испании, как раньше в Неаполе и Пьемонте, был восстановлен абсолютизм.

Не менее реакционной была позиция С. с. в греческом вопросе. Когда делегация греческих повстанцев прибыла в Верону, чтобы просить христианских государей и прежде всего царя Александра I о помощи против султана, конгресс даже отказался её выслушать. Этим немедленно воспользовалась Англия, которая ради укрепления своего влияния в Греции стала оказывать поддержку греческим повстанцам.

Веронский конгресс 1822 и интервенция в Испании были по существу последними крупными актами С. с. После этого он фактически перестал существовать. Распад С. с. обусловливался двумя главными причинами.

Во-первых, внутри союза очень скоро вскрылись противоречия между его главными участниками. Когда в декабре 1823 испанский король Фердинанд VII обратился к С. с. за помощью для приведения к покорности своих "мятежных" колоний в Америке, Англия, заинтересованная в рынках этих колоний, не только заявила решительный протест против всех попыток подобного рода, но и демонстративно признала независимость американских колоний Испании (31. XII 1824). Это вбило клин между С. с. и Англией. Несколько позднее, в 1825 и в 1826, на почве греческого вопроса стали портиться отношения между Россией и Австрией- двумя главными столпами С. с. Александр I (к концу своего царствования), а затем Николай I оказали поддержку грекам, в то время как Меттерних продолжал свою прежнюю линию в отношении греческих "мятежников". 4. IV 1826 между Россией и Англией был даже подписан т. н. Петербургский протокол о координации действий в греческом вопросе, явно направленный против Австрии. Вскрылись противоречия и между другими участниками С. с.

Во-вторых, - и это было особенно важно, - несмотря на все старания реакции, рост революционных сил в Европе продолжался. В 1830 произошли революции во Франции и Бельгии, а в Польше вспыхнуло восстание против царизма. В Англии бурное движение народных масс вынудило консерваторов пойти на избирательную реформу 1832. Это нанесло тяжёлый удар не только принципам, но и самому существованию С. с, который фактически распался. В 1833 монархи России, Австрии и Пруссии попытались восстановить С. с, но эта попытка окончилась неудачей (см. Мюнхенгрецкая конвенция).

СВЯЩЕННЫЙ СОЮЗ

Реакционное объединение европейских монархов, возникшее после падения империи Наполеона. 26. IX 1815 русский император Александр I, австрийский император Франц I и прусский король Фридрих Вильгельм III подписали в Париже т. н. "Акт Священного союза".

Реальная сущность "Акта", выдержанного в высокопарно религиозном стиле, сводилась к тому, что подписавшие его монархи обязывались "во всяком случае и во всяком месте... подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь". Иными словами, С. с. являлся своеобразным договором о взаимопомощи между монархами России, Австрии и Пруссии, носившим чрезвычайно широкий характер.

19. XI 1815 к С. с. присоединился французский король Людовик XVIII; в дальнейшем к нему примкнуло большинство монархов европейского континента. Англия формально не вошла в состав С. с, однако на практике Англия нередко координировала своё поведение с общей линией С. с.

Благочестивые формулы "Акта Священного союза" прикрывали весьма прозаические цели его творцов. Их было две:

1. Поддерживать в неприкосновенности ту перекройку европейских границ, которая в 1815 была произведена на Венском конгрессе (см.).

2. Вести непримиримую борьбу против всех проявлений "революционного духа".

Фактически деятельность С. с. почти целиком сосредоточилась на борьбе с революцией. Узловыми пунктами этой борьбы являлись периодически созываемые конгрессы глав трёх руководящих держав С. с, на которых присутствовали также представители Англии и Франции. Ведущую роль на конгрессах играли обычно Александр I и К. Меттерних. Всего конгрессов С. с. было четыре - Аахенский конгресс 1818, Троппауский конгресс 1820, Лайбахский конгресс 1821 и Веронский конгресс 1822 (см.).

Державы С. с. целиком стояли на базе "легитимизма", т. е. возможно более полного восстановления старых династий и режимов, опрокинутых французской революцией и армиями Наполеона, и исходили из признания абсолютной монархии. С. с. был европейским жандармом, державшим в оковах европейские народы. Ярче всего это проявилось в позиции С. с. по отношению к революциям в Испании (1820-23), Неаполе (1820-21) и Пьемонте (1821), а также к восстанию греков против турецкого ига, начавшемуся в 1821.

19. XI 1820, вскоре после начала революции в Испании и Неаполе, Россия, Австрия и Пруссия на конгрессе в Троппау подписали протокол, который открыто провозглашал право вмешательства трёх руководящих держав С. с. во внутренние дела других стран в целях борьбы с революцией. Англия и Франция не подписали этого протокола, но дальше словесных протестов против него не пошли. В результате решений, принятых в Троппау, Австрия получила полномочия на вооружённое подавление неаполитанской революции и в конце марта 1821 оккупировала своими войсками Неаполитанское королевство, после чего здесь был восстановлен абсолютистский режим. В апреле того же 1821 Австрия насильственно подавила революцию в Пьемонте.

На Веронском конгрессе (октябрь - декабрь 1822) усилиями Александра I и Меттерниха было принято решение о вооружённом вмешательстве в испанские дела. Полномочия на фактическое осуществление этой интервенции были даны Франции, которая 7. IV 1823 действительно вторглась в Испанию со 100-тысячной армией под командой герцога Ангулемского. Испанское революционное правительство сопротивлялось иностранному нашествию в течение полугода, но в конце концов силы интервентов, поддерживаемых испанской внутренней контрреволюцией, одержали победу. В Испании, как раньше в Неаполе и Пьемонте, был восстановлен абсолютизм.

Не менее реакционной была позиция С. с. в греческом вопросе. Когда делегация греческих повстанцев прибыла в Верону, чтобы просить христианских государей и прежде всего царя Александра I о помощи против султана, конгресс даже отказался её выслушать. Этим немедленно воспользовалась Англия, которая ради укрепления своего влияния в Греции стала оказывать поддержку греческим повстанцам.

Веронский конгресс 1822 и интервенция в Испании были по существу последними крупными актами С. с. После этого он фактически перестал существовать. Распад С. с. обусловливался двумя главными причинами.

Во-первых, внутри союза очень скоро вскрылись противоречия между его главными участниками. Когда в декабре 1823 испанский король Фердинанд VII обратился к С. с. за помощью для приведения к покорности своих "мятежных" колоний в Америке, Англия, заинтересованная в рынках этих колоний, не только заявила решительный протест против всех попыток подобного рода, но и демонстративно признала независимость американских колоний Испании (31. XII 1824). Это вбило клин между С. с. и Англией. Несколько позднее, в 1825 и в 1826, на почве греческого вопроса стали портиться отношения между Россией и Австрией- двумя главными столпами С. с. Александр I (к концу своего царствования), а затем Николай I оказали поддержку грекам, в то время как Меттерних продолжал свою прежнюю линию в отношении греческих "мятежников". 4. IV 1826 между Россией и Англией был даже подписан т. н. Петербургский протокол о координации действий в греческом вопросе, явно направленный против Австрии. Вскрылись противоречия и между другими участниками С. с.

Во-вторых, - и это было особенно важно, - несмотря на все старания реакции, рост революционных сил в Европе продолжался. В 1830 произошли революции во Франции и Бельгии, а в Польше вспыхнуло восстание против царизма. В Англии бурное движение народных масс вынудило консерваторов пойти на избирательную реформу 1832. Это нанесло тяжёлый удар не только принципам, но и самому существованию С. с, который фактически распался. В 1833 монархи России, Австрии и Пруссии попытались восстановить С. с, но эта попытка окончилась неудачей (см. Мюнхенгрецкая конвенция).


Дипломатический словарь. - М.: Государственное издательство политической литературы . А. Я. Вышинский, С. А. Лозовский . 1948 .

Смотреть что такое "СВЯЩЕННЫЙ СОЮЗ" в других словарях:

    Священный союз: … Википедия

    Союз Австрии, Пруссии и России, заключенный в Париже 26.9.1815, после падения империи Наполеона I. Целями Священного союза являлись обеспечение незыблемости решений Венского конгресса 1814 1815. В 1815 к Священному союзу присоединились Франция и… … Большой Энциклопедический словарь

    СВЯЩЕННЫЙ СОЮЗ, союз Австрии, Пруссии и России, заключенный в Париже 26.9.1815, после падения Наполеона I. Целями Священного Союза являлись обеспечение незыблемости решений Венского конгресса 1814 15. В 1815 к Священному союзу присоединились… … Современная энциклопедия

    Исторический словарь

    СВЯЩЕННЫЙ СОЮЗ, союз Австрии, Пруссии и России, заключён в Париже 14(26).9.1815, после падения империи Наполеона I. Целью С. с. являлось обеспечение незыблемости решений Венского конгресса 1814 1815. В 1815 к С. с. присоединились Франция и ряд… … Русская история

    Священный СОЮЗ - (Holy Alliance) (1815), союз европ. держав, ставивший своей целью поддержать и сохранить принципы христ. религии. Был провозглашен наВенском конгрессе (1815) императорами Австрии и России и королем Пруссии, Вступить в него приглашались все главы… … Всемирная история

    Союз Австрии, Пруссии и России, заключённый в Париже 26 сентября 1815 после падения империи Наполеона I. Целью Священного союза являлось обеспечение незыблемости решений Венского конгресса 1814 15. В 1815 к Священному союзу присоединились Франция … Энциклопедический словарь

    Союз европейских монархов, заключенный после крушения наполеоновской империи. Т. н. Акт С. с., облеченный в религиозно мистич. форму, был подписан 26 сент. 1815 в Париже рус. имп. Александром I, австр. имп. Францем I и прус. королем Фридрихом… … Советская историческая энциклопедия

    Союз европейских монархов, заключённый после крушения наполеоновской империи для борьбы против революционного и национально освободительного движения и обеспечения незыблемости решений Венского конгресса 1814 1815 (См. Венский конгресс… … Большая советская энциклопедия

    См. Союз священный … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Священный Союз - союз Австрии, Пруссии и России, заключённый в Париже 26 сентября 1815 г., после падения Наполеона I. Целью Священного союза являлось обеспечение незыблемости решений Венского конгресса 1814 15 гг. В ноябре 1815 г. к союзу присоединилась Франция,… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

1815 года, впоследствии постепенно присоединились все монархи континентальной Европы, кроме Папы Римского и турецкого султана. Не являясь в точном смысле слова оформленным соглашением держав, налагавшим бы на них определённые обязательства, Священный союз, тем не менее, вошёл в историю европейской дипломатии как «сплочённая организация с резко очерченной клерикально-монархической идеологией, созданная на основе подавления революционного духа и политического и религиозного свободомыслия, где бы они ни проявлялись» .

История создания

Неучастие Англии в договоре Каслри объяснял тем, что по английской конституции король не имеет права подписывать договоры с другими державами.

Знаменуя собой характер эпохи, Священный союз являлся главным органом общеевропейской реакции против либеральных устремлений. Практическое значение его выразилось в постановлениях целого ряда конгрессов (Аахенского , Троппаусского, Лайбахского и Веронского), на которых вполне выработался принцип вмешательства во внутренние дела других государств с целью насильственного подавления всех национальных и революционных движений и поддержания существующего строя с его абсолютистскими и клерикально-аристократическими тенденциями.

Конгрессы Священного союза

Аахенский конгресс

Конгрессы в Троппау и Лайбахе

Как правило, рассматриваются вместе как единый конгресс.

Конгресс в Вероне

Распад Священного союза

Система послевоенного устройства Европы, созданная Венским конгрессом, противоречила интересам нового зарождающегося класса - буржуазии . Буржуазные движения против феодально-абсолютистских сил стали основной движущей силой исторических процессов в континентальной Европе. Священный союз препятствовал установлению буржуазных порядков, усиливал изоляцию монархических режимов. С ростом противоречий между участниками Союза происходило падение влияния на европейскую политику российского двора и российской дипломатии.

Уже к концу 1820-х годов Священный союз начал разлагаться, чему способствовало, с одной стороны, отступление от принципов этого Союза со стороны Англии, интересы которой в это время весьма сильно противоречили политике Священного союза как в деле конфликта между испанскими колониями в Латинской Америке и метрополией, так и в отношении ко всё ещё продолжавшемуся греческому восстанию, а с другой - высвобождение преемника Александра I из-под влияния Меттерниха и расхождение интересов России и Австрии по отношению к Турции.

«Что касается Австрии, то я в ней уверен, так как наши договоры определяют наши отношения».

Но российско-австрийское сотрудничество не могло устранить российско-австрийские противоречия. Австрию, как и прежде, страшила перспектива появления на Балканах независимых государств, вероятно дружественных России, само существование которых вызвало бы рост национально-освободительных движений в многонациональной Австрийской империи. В итоге в Крымской войне Австрия, прямо в ней не участвуя, заняла антироссийскую позицию.

Библиография

  • Текст Священного союза см. в «Полном Собрании Законов», № 25943.
  • Французский подлинник см. в 1 ч. IV т. «Собрания трактатов и конвенций, заключённых Россией с иностранными державами» профессора Мартенса.
  • «Mémoires, documents et écrits divers laissés par le prince de Metternich», т. I, стр. 210-212.
  • В. Даневский, «Системы политического равновесия и легитимизма» 1882.
  • Ghervas, Stella [Гервас, Стелла Петровна], Réinventer la tradition. Alexandre Stourdza et l’Europe de la Sainte-Alliance, Paris, Honoré Champion, 2008. ISBN 978-2-7453-1669-1
  • Надлер В. К. Император Александр I и идея Священного союза. тт. 1-5. Харьков, 1886-1892.

Ссылки

  • Николай Троицкий Россия во главе Священного союза // Россия в XIX веке. Курс лекций. М., 1997.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Священный союз" в других словарях:

    Союз Австрии, Пруссии и России, заключенный в Париже 26.9.1815, после падения империи Наполеона I. Целями Священного союза являлись обеспечение незыблемости решений Венского конгресса 1814 1815. В 1815 к Священному союзу присоединились Франция и… … Большой Энциклопедический словарь

    СВЯЩЕННЫЙ СОЮЗ, союз Австрии, Пруссии и России, заключенный в Париже 26.9.1815, после падения Наполеона I. Целями Священного Союза являлись обеспечение незыблемости решений Венского конгресса 1814 15. В 1815 к Священному союзу присоединились… … Современная энциклопедия

    Союз Австрии, Пруссии и России, заключённый в Париже 26 сентября 1815 г., после падения Наполеона I. Целью Священного союза являлось обеспечение незыблемости решений Венского конгресса 1814 15 гг. В ноябре 1815 г. к союзу присоединилась Франция,… … Исторический словарь

Война, продолжавшаяся в Европе полных 10 лет, принесла огромный урон странам континента. Одновременно она способствовала появлению первого мирового опыта регулирования международных отношений и обретения политической стабилизации в Европе, гарантированной всей мощью держав-победительниц.

Венский конгресс, его решения, непоследовательные, противоречивые, несущие в себе заряд будущих взрывов, тем не менее сыграли эту роль. Но монархи этим не удовлетворились. Необходимы были более прочные, и не только силовые, но и юридические, а также нравственные, гарантии. Так в 1815 г. появилась идея Священного союза европейских государств - первой общеевропейской организации, целью которой должно было бы стать прочное обеспечение существующего порядка вещей, незыблемости тогдашних границ, стабильности правящих династий и других государственных установлений при уже свершившихся в разных странах послевоенных переменах.

Инициатором союза европейских государств стал Александр I. Основные положения договора о Священном союзе Александр написал собственноручно. Они содержали следующие статьи: поддерживать между государствами узы братской дружбы, оказывать друг другу помощь в случае дестабилизации международной обстановки, управлять своими подданными в духе братства, правды и мира, считать себя членами единого христианского сообщества, в международных делах руководствоваться евангельскими заповедями.

Таким образом, идеи Священного союза, который действительно стал прообразом международных организаций XX в., были исполнены самых благих намерений, и Александр I мог быть доволен своим детищем. Вскоре почти все страны Европы, кроме островной Англии, примкнули к Союзу, но и Англия активно участвовала в работе его конгрессов и оказывала на их политику достаточно силь­ное влияние.

По существу, решения Венского конгресса и Священного союза создали в Европе так называемую венскую систему, которая существовала около 40 лет, предохраняла Европу от новых больших войн, хотя противоречия между ведущими европейскими державами попрежнему существовали и являлись достаточно острыми.

Это выявилось сразу же после введения «венской системы» в жизнь. И главным ее испытанием стали не столько территориальные претензии держав друг к другу, сколько нарастание на континенте революционного движения, которое явилось логическим продолжением грандиозных преобразований общественной жизни стран Европы, порожденных и продолженных Великой французской революцией.

Заря новой революции, национально-освободительного движения, которая с 1820-х гг. поднималась над Европой, внушала ужас устроителям «венской системы». Опять замаячили призраки якобинства, беспощадного сокрушения тронов. Вспыхнули революционные движения в Испании, Португалии, Италии. В этих условиях заколебались даже либералы, к которым относился и Александр I. Русский царь медленно, но верно отходил от своих идеалистических представлений о послевоенном устройстве Европы. Уже в начале 1820-х гг. на примере событий в Испании, Италии, на примере восстания собственного Семеновского полка в центре Петербурга он понял, какая пропасть лежит между его либеральными мечтами, осторожными конституционными шагами и бурей народных революций или военных мятежей. Реальное дыхание народной свободы страшило создателя Священного союза и заставляло его дрейфовать вправо, хотя он поначалу и выступал против применения силы, как на том настаивали Австрия и Пруссия.

И все же, несмотря на глубокие противоречия, разрывавшие Священный союз с самого начала его существования, он во многом способствовал стабилизации ситуации в Европе, внес в европейскую практику новые гуманистические идеи, не дал Европе скатиться к новому военному.