Семья и Дети

 сравнительная характеристика аркадия кирсанова и евгения базарова. Сочинение: Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов сравнительная характеристика

Базаров Е. В.

Кирсанов П. П.

Внешний вид Высокий молодой человек с длинными волосами. Одежда бедная, неопрятная. Не уделяет внимания собственной внешности. Красивый мужчина средних лет. Аристократическая, «породистая» внешность. Тщательно следит за собой, одевается модно и дорого.
Происхождение Отец – военный лекарь, небогатая простая семья. Дворянин, сын генерала. В молодости вел шумную столичную жизнь, строил военную карьеру.
Образование Очень образованный человек. Талантливый врач и целеустремленный исследователь. Знакомые пророчат Базарову большое будущее. Обучался в пажеском корпусе. Мало начитан. Успехами в службе обязан скорее личному обаянию и семейным связям.
Важные личностные черты Прагматик и циник. Главным мерилом ценности человека считает его полезность для общества. Рыцарская натура. В человеке ценит его личность, чувство собственного достоинства.
Образ жизни Много ест, любит вино в больших количествах. Рано начинает день, деятелен и активен. Сдержан в пищевых привычках, мало пьет, любит комфортную жизнь.
Отношение к любви Циничное: видит смысл в любви только с физиологической точки зрения. К серьезному чувству оказывается не готов. Романтик. После смерти любимой женщины оставил блестящую карьеру. Опустошен духом.
Отношение к народу Смешанное: сочувствует тяжелому положению бедноты и презирает ее невежество. Общается с крестьянами на равных. Вслух восхищается народной культурой и патриархальным укладом, но брезгливо избегает прямого общения с крестьянами.
Отношение к семье Презирает патриархальные ценности. Любит родителей, но отталкивает их. Критикует родных Аркадия в его присутствии. Семейные ценности ставит превыше всего. Любит брата и племянника, оберегает их покой и благополучие.
Отношение персонажей друг к другу Видит в старшем Кирсанове воплощение худших черт аристократии: бездеятельности и пустословия. Считает Базарова угрозой устоявшемуся строю. Страшится духа разрушения, который несет новое поколение.
Речевые особенности Грубая, простая речь. Активно употребляет фольклорные элементы. Говорит грамотно, употребляет французские и английские фразы.
Поведение на дуэли Много шутит, считает происходящее абсурдом. Не целится в соперника, ранит его случайно. Серьезно относится к поединку. Терпит неудачу, но результатом дуэли удовлетворен.
Персонаж в финале Умирает. Его могила символизирует единственную возможность примирения разных поколений. Покидает Россию. За границей ведет яркую, но пустую жизнь. По определению автора, живой мертвец.
    • Кирсанов Н. П. Кирсанов П. П. Внешний вид Невысокий мужчина чуть за сорок. После давнего перелома ноги прихрамывает. Черты лица приятные, выражение грустное. Красивый ухоженный мужчина средних лет. Одевается щеголевато, на английский манер. Легкость в движениях выдает человека спортивного. Семейное положение Вдовец более 10 лет, был очень счастлив в браке. Есть молодая любовница Фенечка. Двое сыновей: Аркадий и шестимесячный Митя. Холостяк. В прошлом пользовался успехом у женщин. После […]
    • Евгений Базаров Анна Одинцова Павел Кирсанов Николай Кирсанов Внешность Продолговатое лицо, широкий лоб, огромные зеленоватые глаза, нос, плоский сверху и заостренный снизу. Русые длинные волосы, бакенбарды песочного цвета, самоуверенная улыбка на тонких губах. Обнаженные красные руки Благородная осанка, стройный стан, высокий рост, красивые покатые плечи. Светлые глаза, блестящие волосы, чуть заметная улыбка. 28 лет Среднего роста, породистый, лет 45. Модный, по-юношески стройный и изящный. […]
    • Толстой в своем романе «Война и мир» представляет нам много разных героев. Он рассказывает нам об их жизни, об отношениях между ними. Уже почти с первых страниц романа можно понять, что из всех героев и героинь Наташа Ростова является любимой героиней писателя. Кто такая Наташа Ростова, когда Марья Болконская попросила Пьера Безухова рассказать о Наташе, он ответил: «Я не знаю, как отвечать на ваш вопрос. Я решительно не знаю, что это за девушка; я никак не могу анализировать ее. Она обворожительна. А отчего, […]
    • Споры Базарова и Павла Петровича представляют социальную сторону конфликта в романе Тургенева «Отцы и дети». Здесь сталкиваются не просто разные взгляды представителей двух поколений, но и две принципиально разные политические точки зрения. Базаров и Павел Петрович оказываются по разные стороны баррикад в соответствии со всеми параметрами. Базаров – разночинец, выходец из бедной семьи, вынужденный самостоятельно пробивать себе дорогу в жизни. Павел Петрович – потомственный дворянин, хранитель семейных уз и […]
    • Образ Базарова противоречив и сложен, его раздирают сомнения, он переживает душевные травмы, в первую очередь из‑за того, что отвергает естественное начало. Теория жизни Базарова, этого крайне практичного человека, медика и нигилиста, была очень проста. В жизни нет любви – это физиологическая потребность, нет красоты – это всего лишь сочетание свойств организма, нет поэзии – она не нужна. Для Базарова не существовало авторитетов, он и веско доказывал свою точку зрения до тех пор, пока жизнь не переубедила его. […]
    • Самыми выдающимися женскими фигурами в романе Тургенева «Отцы и дети» являются Одинцова Анна Сергеевна, Фенечка и Кукшина. Эти три образа до крайности непохожи друг на друга, но тем не менее мы попытаемся их сравнить. Тургенев очень уважительно относился к женщинам, возможно, поэтому их образы подробно и ярко описаны в романе. Этих дам объединяет знакомство с Базаровым. Каждая из их внесла свою лепту в изменение его мировоззрения. Самую значительную роль сыграла Анна Сергеевна Одинцова. Именно ей было суждено […]
    • Каждый писатель, создавая свое произведение, будь то фантастическая новелла или многотомный роман, несет ответственность за судьбы героев. Автор старается не просто рассказать о жизни человека, изобразив наиболее яркие ее моменты, но и показать, как сформировался характер его героя, в каких условиях развивался, какие особенности психологии и мировоззрения того или иного персонажа привели к счастливой либо трагичной развязке. Финал любого произведения, в котором автор проводит своеобразную черту под определенным […]
    • Испытание дуэлью. Базаров и его друг снова проезжает по тому же кругу: Марьино – Никольское – родительский дом. Ситуация внешне почти буквально воспроизводит ту, что в первый приезд. Аркадий наслаждается летним отдыхом и, едва найдя предлог, возвращается в Никольское, к Кате. Базаров продолжает естественнонаучные опыты. Правда, на этот раз автор выражается по-другому: «на него нашла лихорадка работы». Новый Базаров отказался от напряженных идеологических споров с Павлом Петровичем. Лишь изредка бросает достаточно […]
    • Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» содержит в себе большое количество конфликтов в целом. К ним относятся любовный конфликт, столкновение мировоззрений двух поколений, социальный конфликт и внутренний конфликт главного героя. Базаров – главный герой романа «Отцы и дети» – удивительно яркая фигура, персонаж, в котором автор задумывал показать все молодое поколение того времени. Не следует забывать, что это произведение не просто описание событий того времени, но и глубоко прочувствованные вполне реальные […]
    • Замысел романа возникает у И. С. Тургенева в I860 году в небольшом приморском городке Вентноре, в Англии. «...Дело было в августе месяце 1860 года, когда мне пришла в голову первая мысль «Отцов и детей»...» Это было трудное для писателя время. Только что произошел его разрыв с журналом «Современник». Поводом послужила статья Н. А. Добролюбова о романе «Накануне». И. С. Тургенев не принял содержащихся в ней революционных выводов. Причина же разрыва была глубже: неприятие революционных идей, «мужицкого демократизма […]
    • Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» заканчивается смертью главного героя. Почему? Тургенев чувствовал что-то новое, видел новых людей, но не мог себе представить, как они будут действовать. Базаров умирает совсем молодым, не успев приступить ни к какой деятельности. Своей смертью он как бы искупает односторонность своих взглядов, которую не принимает автор. Умирая, главный герой не изменил ни своему сарказму, ни своей прямоте, но стал более мягким, более добрым, и говорит по-другому, даже романтично, что […]
    • Возможны два взаимоисключающих утверждения: “Несмотря на внешнюю чёрствость и даже грубость Базарова в обращении с родителями, он нежно любит их” (Г.Бялый) и “Разве не проявляется в отношении Базарова к родителям та душевная чёрствость, которая не может быть оправдана”. Однако в диалоге Базарова и Аркадия точки над i расставлены: “- Так видишь, какие у меня родители. Народ не строгий. - Ты их любишь, Евгений? - Люблю, Аркадий!” Здесь стоит вспомнить и сцену смерти Базарова, и его последний разговор с […]
    • В февральской книжке «Русского вестника» появляется роман Tургенева «Отцы и дети». Роман этот, очевидно, составляет вопрос... обращается к молодому поколению и громко задает ему вопрос: «Что вы за люди?» Таков настоящий смысл романа. Д. И. Писарев, Реалисты Евгений Базаров, по свидетельствам писем И. С. Тургенева к друзьям, «самая симпатичная из моих фигур», «это мое любимое детище... на которого я потратил все находящиеся в моем расположении краски». «Этот умница, этот герой» предстает перед читателем натурой […]
    • Уважаемая Анна Сергеевна! Позвольте обратиться к вам лично и высказать свои мысли на бумаге, так как произнести некоторые слова вслух для меня является непреодолимой проблемой. Понять меня очень трудно, но надеюсь, что это письмо немного прояснит мое отношение к вам. До знакомства с вами, я был противником культуры, морально-нравственных ценностей, человеческих чувств. Но многочисленные жизненные испытания заставили меня по-другому взглянуть на окружающий мир и переоценить свои жизненные принципы. Впервые я […]
    • Чем является на самом деле конфликт Базарова и Павла Петровича Кирсанова? Вечным спором поколений? Противостоянием сторонников разных политических взглядов? Катастрофическим разногласием между прогрессом и стабильностью, граничащей с застоем? Отнесем споры, переросшие впоследствии в дуэль, к одной из категорий, и сюжет станет плоским, потеряет остроту. В то же время произведение Тургенева, в котором проблема была поднята впервые в истории отечественной литературы, актуально до сих пор. И сегодня требуют перемен и […]
    • Аркадий и Базаров очень непохожие люди, и дружба, возникшая между ними, тем удивительней. Несмотря на принадлежность молодых людей к одной эпохе, они очень разные. Необходимо учесть, что они изначально принадлежат к разным кругам общества. Аркадий – сын дворянина, он с раннего детства впитал то, что Базаров презирает и отрицает в своем нигилизме. Отец и дядя Кирсановы интеллигентные люди, ценящие эстетику, красоту и поэзию. С точки зрения Базарова, Аркадий – мягкосердечный «барич», размазня. Базаров не хочет […]
    • В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» главным героем выступает Евгений Базаров. Он с гордостью говорит о том, что он – нигилист. Понятие нигилизм означает такой вид убеждений, в основе которого – отрицание всего накопленного на протяжении долгих веков культурного и научного опыта, всех традиций и представлений о социальных нормах. История этого общественного движения в России связана с 60 -70 –ми гг. XIX века, когда в обществе наметился перелом в традиционных общественных взглядах и научных […]
    • Действие романа И.С. Тургенева "Отцы и дети" разворачивается летом 1859 года, накануне отмены крепостного права. В то время в России остро стоял вопрос: кто же может возглавить общество? С одной стороны, на ведущую социальную роль претендовало дворянство, которое состояло как из достаточно вольномыслящих либералов, так и из аристократов, думающих так же, как и в начале века. На другом полюсе общества находились революционеры - демократы, большинство среди которых составляли разночинцы. Главный герой романа […]
    • Взаимоотношения Евгения Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой, героев романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», не сложились по множеству причин. Материалист и нигилист базаров отрицает не только искусство, красоту природы, но и любовь как человеческое чувство.Признавая физиологические отношения мужчины и женщины, он считает, что любовь «это все романтизм, чепуха, гниль, художество». Поэтому и Одинцову он вначале оценивает только с точки зрения ее внешних данных. «Этакое богатое тело! Хоть сейчас в анатомический театр», […]
    • Действие романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» относится к 1859 году, а работу над ним писатель завершил в 1861 году. Время действия и создания романа разделяют лишь два года. То была одна из напряженнейших эпох русской истории. В конце 1850-х годов вся страна жила в условиях революционной ситуации, под знаком близкого крутого поворота в судьбе народа и общества - надвигающегося освобождения крестьян. Снова, в который раз, Россия «подымалась на дыбы» над неведомой пропастью, и будущее ее для одних озарялось […]
  • Роман «Отцы и дети», написанный И. С. Тургеневым во второй половине 19 века, никогда не утратит своей актуальности.

    Это доказывает уже название, ведь противоречия, возникающие между разными поколениями - вполне обычное явление в любые времена. А когда к возрастным различиям добавляются социальные, конфликт приобретает еще более острый характер и становится явлением общественно значимым.

    Главные герои произведения И. Тургенева - разночинец Базаров и потомственные аристократы Кирсановы. Каждый из них отличается особым воспитанием, образом жизни, отношением к миру, а также убежден, что именно он может служить если не идеалом, то образцом современного человека. Сравнительная и Павла Кирсанова (это главные антиподы в романе) позволяет читателям, живущим спустя полтора столетия, сформировать свое представление об основных общественных силах и особенностях развития России середине 19 века.

    Знакомство с главным героем

    Завязкой действия становится приезд в деревню, на каникулы, молодого дворянина Аркадия. Встречающий сына отец с некоторым удивлением разглядывает его товарища - очень уж не похож он на Кирсановых. Евгений Базаров (друг и духовный учитель Аркаши) - сын простого лекаря. Одет просто - в длинный балахон с кистями. Сразу бросались в глаза его большие красные руки и длинные волосы. Да и поведение было особенное - несколько развязное, грубоватое. Такова была данная Николаем Петровичем при первой встрече характеристика.

    Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова в тот момент связывали общие интересы, но по мере развития отношений всех героев молодые люди будут все больше отдаляться друг от друга. Одна из причин - конфликт между молодым разночинцем-демократом и уже пожилым, но сохранившим изысканность и врожденный аристократизм, Павлом Петровичем.

    Начало противостояния

    Появление Базарова у Кирсановых стало событием, нарушившим мирное течение жизни в доме. Павел Петрович сразу же невзлюбил приятеля своего племянника. Это и понятно. В противовес Евгению, он во всем любил лоск и поддерживал сформировавшийся с годами порядок. С красивой, ухоженной внешностью, в английском костюме, с накрахмаленными воротничками и безукоризненным поведением, он представлял собой полную противоположность Базарову. Их антипатия начнется с первого момента знакомства и закончится дуэлью.

    Базарова и Кирсанова Павла (литература еще не знала подобных столкновений поколений) помогает не только раскрыть их внутренний мир и идейные убеждения, но и составить представление об особенностях развития общества в тот период.

    Происхождение, образование и общественная деятельность

    Внешность - это первое, что бросается в глаза при знакомстве с двумя совершенно противоположными героями. Чем больше накаляются их отношения, тем явнее становится видна абсолютная разница между ними.

    Базаров - сын обедневшей дворянки и обычного лекаря. Всего в жизни добивался собственным трудом, не желая хоть в какой-то мере зависеть от родителей. Это человек сильного ума и характера, решивший посвятить жизнь медицине и науке. Ни во что не верил и гордо провозглашал себя нигилистом.

    Павел Петрович, дворянин в нескольких поколениях, был воспитан совсем в другой обстановке. Хорошее образование, офицерская служба и всеобщая любовь - вот то, что составляло основу его жизни. Однако страстное увлечение княгиней Р. и довольно быстрое разочарование (она его бросила) стали причиной его преждевременного старения и отчуждения от света. Он потерял вкус к жизни, затем поселился в имении брата и с тех пор вел замкнутую, бесполезную жизнь.

    Таким образом, характеристика Базарова и Павла Петровича Кирсанова помогает понять, насколько не похожими были эти люди изначально.

    Идеологические противоречия

    Столь явное различие в социальном положении не могло не сказаться на взаимоотношениях героев. Если Николай Петрович пытался проявить к гостю снисхождение, где-то даже уступить, его брат сразу же показал полную неприязнь. И чем больше общались Базаров и Кирсанов, тем сильнее становилось их противостояние, вылившееся сначала в ожесточенный спор, а затем и в дуэль. Глубокий анализ отношения демократа-разночинца и потомственного дворянина к общественной роли аристократов и нигилистов, способу государственного устройства, народу, природе и искусству - лучшая характеристика персонажей.

    Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов тоже, по сути, мало походили друг на друга - это станет ясно в финале романа. Поэтому второй пытался убедить друга, что тот ошибается в отношении Павла Петровича и просил его быть снисходительнее. Однако примирение двух таких разных людей было невозможно, и дуэль тому доказательство.

    В чем же суть идеологических различий между молодым разночинцем и пожилым дворянином?

    Отношение к аристократии

    Первым спорным моментом для них стал вопрос о том, какова роль дворянства в государственном устройстве и общем укладе жизни.

    Павел Петрович, являвшийся аристократом «до мозга костей», утверждал, что они и есть основная движущая сила любого развития, и это право им давалось еще по рождению. А идеал любого государства - монархия и либеральные реформы, ведущие к прогрессу.

    Такая точка зрения вызывала в оппоненте ожесточение, главную причину которого он объяснил полной неспособностью аристократов к действиям и, как следствие, их бесполезностью для любого общества. Доказательством тому был сам Кирсанов, праздно проводящий жизнь в деревне.

    Нигилисты - кто они?

    На этом не заканчиваются их споры, выступающие как сравнительная характеристика. Базарова и Кирсанова интересовали и другие вопросы.

    Так, после обсуждения роли аристократии они не могли не перейти к обсуждению деятельности нигилистов, во время которого фраза «он ни во что не верит», произнесенная ранее Аркадием, несколько корректируется Базаровым. Он называет себя человеком, принимающим только то, что может быть полезно. В текущий момент такими для него являлись наука с медициной и абсолютно отрицались устоявшиеся взгляды на жизнь, монархию и крепостничество, религию, поскольку они вели к застою. Для Кирсанова же нигилисты были людьми, вызывающими лишь раздражение своим нахальством и безверием.

    Аристократ и нигилист - два абсолютно разных поколения, что убедительно доказывает сравнительная характеристика Базарова и Кирсанова.

    Оценка роли искусства в жизни человека

    Высказывают герои в яростных спорах и отношение к культуре, тем более что для Павла Петровича это была попытка одержать верх над «все отрицающим» Базаровым. Здесь они предстают как полные антиподы. Первый - романтик, чья жизнь прошла на балах и в развлечениях. Неслучайно, он выступает в защиту поэзии, музыки, любви (хотя в то же время автор показывает пустоту его рассуждений). Второй воспитан трудом, поэтому все это для него - глупость, отвлекающая от настоящего дела (в этом Тургенев осуждает своего героя, доказывая несостоятельность подобных взглядов любовью Базарова к Одинцовой).

    Сравнительная характеристика Базарова и Кирсанова - выводы

    Роман «Отцы и дети» явился новаторским произведением, поскольку в нем были обрисованы не просто представители старшего и младшего поколения, но и совершенно разные общественно-политические силы, сыгравшие важную роль в развитии России.

    Сравнительная характеристика Базарова и Кирсанова дает понять, что оба они были незаурядными личностями, лучшими представителями (и это подчеркивал сам автор) дворян и разночинцев. В чем-то они были правы, в чем-то ошибались - это не столь важно. Главное, что и те, и другие внесли свой вклад в развитие страны. А И. С. Тургенев сумел уловить и передать в своем романе важный момент, когда происходит смена поколений и начинается новый этап в развитии общества.


    БАЗАРОВ И
    АРКАДИЙ. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
    ГЕРОЕВ


    (по роману И.С.
    Тургенева “Отцы и дети”)


    В
    произведениях Тургенева второй половины

    XIX
    века
    появляются герои, которым в тягость пустота
    их собственной жизни, которые смутно
    сознают несправедливость рабства, ищут
    новый смысл жизни, порой становясь “лишними”
    людьми. В то же время рождаются и появляются
    герои - передовые люди. Только в их среде
    возникал сознательный протест против
    дурного устройства общества. Изображение
    этих людей, чаще всего небогатых и
    образованных дворян, и занимает большое
    место в произведениях Тургенева. Этих людей
    отличает высокий нравственный уровень,
    широкий кругозор и нежелание идти общим
    путем. Таков Евгений Базаров. Его можно
    отнести к разряду “новых” людей, но таких
    людей, как Базаров, было еще мало в России;
    они были одиноки и не поняты массами.

    Сын лекаря, внук дьячка, Базаров наделен глубоко
    народными чертами. Ясный ум, практическая
    сметка, глубокое знание жизни, неутомимое
    трудолюбие, энергия, огромная воля,
    независимость в суждениях и поступках,
    мужественное и честное отношение к жизни и
    к смерти - вот важнейшие особенности
    характера Базарова. Он - человек дела, “не
    терпит красивых слов”. “Аристократизм,
    либерализм, прогресс, принципы, - говорил
    между тем Базаров

    ,
    - подумаешь, сколько иностранных... и
    бесполезных слов! Русскому человеку они
    даром не нужны”.

    Базаров -
    нигилист, человек, который не склоняется ни
    перед какими авторитетами, который не
    принимает ни одного принципа на веру.
    Действительно, Базаров отрицает весь
    существующий строй России, религию,
    обветшалую нравственность, дворянскую
    культуру, народные предрассудки. Автор
    вокруг своего героя создает атмосферу
    вражды и непонимания: дворянам с Базаровым
    не по пути. Но он наталкивается и на
    непонимание со

    стороны
    народа.

    В романе
    есть и другие персонажи, разделяющие
    взгляды Базарова, увлеченные современными
    идеями. Однако Тургенев показывает
    глубокое различие между главным героем и
    его “учениками”.


    Таким “учеником”
    является Аркадий Кирсанов. В отличие от
    разночинца Базарова - это молодой человек
    из дворянской семьи. С первых же страниц
    романа мы видим приятелей рядом. И сразу же
    автор дает понять, насколько Аркадий
    зависит от своего друга, но далеко не во
    всем похож на него. Восторгаясь природой в
    разговоре с отцом, сын вдруг “бросает
    косвенный взгляд назад и умолкает”.
    Аркадий находится под обаянием личности
    старшего товарища, чувствует в нем
    замечательного, может быть, великого человека, с наслаждением развивает его идеи,
    шокируя своего дядю, Павла Петровича. Но в
    глубине души Аркадий совсем иной: он не чужд
    поэзии, нежных чувств, любит “говорить
    красиво”. Нигилистические убеждения не
    становятся его натурой. Постепенно между
    приятелями назревает конфликт, Аркадий все
    чаще не согласен с другом, но сначала не
    решается прямо говорить об этом, чаще
    отмалчивается.


    Прощаясь с
    Аркадием, Базаров дает точную оценку
    личности своего приятеля, подчеркивает
    различия между ними: “Для нашей горькой,
    терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В
    тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть
    молодая смелость да молодой задор, для
    нашего дела это не годится. Ваш брат
    дворянин дальше благородного смирения или
    благородного кипения дойти не может... а мы
    драться хотим...”


    В сущности,
    Аркадий - “мякенький либеральный барич”.
    Ему чуждо мощное базаровское всеотрицание,
    мечты о коренных переменах в общественной
    жизни, стремление “место расчистить”.
    Евгений последователен в своих воззрениях,
    иногда доходит до цинизма. Тургенев
    подчеркивает, что Аркадия коробит от
    циничных высказываний друга. Да и характер
    Кирсанова требует постоянной зависимости
    от кого-то. Раньше он подчинялся Евгению,
    теперь - Кате.


    Неудача
    постигает Евгения и в личной жизни - он
    полюбил помещицу Одинцову. Эта любовь
    сломила Базарова, выбила его из колеи, в
    последних главах он уже не тот, каким мы
    знали его в начале романа. Несчастная
    любовь приводит Базарова к тяжелому
    душевному кризису. Все валится у него из рук,
    и само заражение его кажется не таким уж
    случайным. Базаров умирает, не успев ничего
    совершить. Перед смертью, которую он
    встречает просто и мужественно, герой как
    будто сознает, что время его

    еще
    не пришло. Тургенев сделал его героической,
    благородной личностью, однако обреченной
    на гибель.

    Я считаю,
    что этот роман навсегда останется одним из
    самых загадочных произведений мировой
    литературы, наряду с “Горем от ума”
    Грибоедова. В этих книгах отражены извечные
    противоречия человеческой жизни -
    максимализм юности и житейская
    умудренность, бескомпромиссность... Что
    лучше? Ответ на это в вечности, в
    спокойствии

    “равнодушной
    природы”, в последних, примиряющих строках
    романа.

    Задачи и тесты по теме "БАЗАРОВ И АРКАДИЙ. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЕВ"

    • Степени сравнения имён прилагательных - Имя прилагательное 5 класс

      Уроков: 1 Заданий: 7 Тестов: 1

    • Имя прилагательное как часть речи - Имя прилагательное 6 класс

    Сочинения по литературе: Базаров и аркадий. Сравнительная характеристика.

    В 1862 году Тургенев пишет роман "Отцы и дети". В этот период намечается окончательный разрыв между двумя общественными лагерями: либеральным и революционно-демократическим. В своем романе Тургенев показал человека новой эпохи. Это демократ-разночинец Базаров.

    На протяжении всего романа рядом с Базаровым показан его друг Аркадий. По убеждениям и происхождению они принадлежат к разным общественным классам. По своим убеждениям Базаров "демократ до конца ногтей". Друзья вместе учатся на медицинском факультете университета. Их связывает несколько лет дружбы.

    Аркадий попадает под влияние Базарова, хочет быть похожим на него. Он искренне разделяет его взгляды.

    Примкнуть к нигилистам Аркадия заставляет "молодая смелость да молодой задор". Но он не руководствуется идеями Базарова в жизни. Они не становятся органической частью его, поэтому он так легко впоследствии от них откажется. Базаров говорит Аркадию: "Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя замарает.". То есть Аркадий не готов к "терпкой, горькой бобыльной жизни" революционера. Базаров, давая оценку жизни революционера, и прав, и не прав. Ломка сложившихся устоев, традиций, взглядов всегда вызывает яростное сопротивление, и передовым борцам приходится тяжело. Революционно-демократический идеал счастья - революционная деятельность на благо народа, несмотря на личные невзгоды.

    Аркадий не готов к этому, так как он "мяконький либеральный барич". В "молодом задоре" либералы не идет дальше благородного кипения, а для Базарова это - "пустяки". Либералы не "дерутся", а "воображают себя молодцами; революционеры же драться хотят". Давая оценку Аркадию, Базаров отождествляет его со всем либеральным лагерем. Избалованный жизнью в дворянской усадьбе, Аркадий "невольно любуется собою", ему приятно "самого себя бранить". Базарову это скучно, ему "других ломать надо". Аркадию только хотелось казаться революционером, в нем было много юношеского подерства, а в душе он всегда оставался "либеральным баричем".

    Аркадий ценит Базарова за силу воли, энергичность, умение работать. В имении Кирсановых Базарова принимают радушно. Аркадий просит родных позаботиться о Базарове. Но революционный демократизм Базарова абсолютно не вяжется с либеральным аристократизмом дома Кирсановых. Он не вписывается в их жизнь, полную праздности. И здесь, в гостях, Базаров продолжает работать. Образ жизни друзей в имении выражен фразой: "Аркадий сибаритствовал, Базаров работал." Базаров проводит опыты читает специальные книги, собирает коллекции, лечит деревенских мужиков. В глазах революционеров труд - необходимое условие жизни. Аркадия же ни разу не видно за работой. Здесь, в имении, раскрывается отношение Базарова и к природе, и к народу.

    Природу Базаров считает не храмом а мастерской, а человека в ней - работником. Для Аркадия, как и для всех Кирсановых природа - объект любования, созерцания. Для Базарова это означает барство. Он возражает против молитвенного созерцания природы, барского наслаждения ее красотой. Он требует активного отношения к ней. Сам он относится к природе как заботливый хозяин. Природа радует его тогда, когда он видит плоды активного вмешательства в нее. И тут тоже точки зрения Аркадия и Базарова расходятся, хотя Аркадий об этом не говорит.

    Различны отношения Базарова и Аркадия и к любви и к женщине.

    Базаров относится к любви скептически. Он говорит, что с женщиной только дурак может чувствовать себя свободно. Но знакомство с Одинцовой меняет его взгляды на любовь. Она производит на Базарова впечатление красотой, обаянием, умением держать себя с достоинством и тактом. Чувство к ней возникает, когда начинается духовное общение. Она умна, способна понять его. Базаров, несмотря на внешний ценизм, обнаруживает в любви и эстетическое чувство, и высокие духовные запросы, и уважение к любимой женщине. Но Одинцова - барышня-эпикурейка. Покой для нее превыше всего. Поэтому она тушит в себе появляющееся к Базарову чувство. И здесь Базаров держит себя с достоинством, не раскисает и продолжает работать. Упоминание о любви к Одинцовой вызывает у Базарова признание в "сломанности", и говорить он об этом не хочет.

    Аркадию знакомство с Катей открывает, что его идеал "ближе", то есть в семье, в имении. Он сам говорит, что он "уже не тот заносчивый мальчик", что он до сих пор "задавал себе задачи, которые ему не по силам", то есть Аркадий признается, что жизнь революционера не для него. Да и сама Катя говорит, что Базаров "хищный", а Аркадий - "ручной".

    Базаров близок к крепостным людям. Он для них "свой брат, не барин". Это подтверждает и речь Базарова, в которой много народных пословиц и поговорок и его простота. Хотя в его имении крестьяне относятся к Базарову как к барину, во всем романе для народа он "свой". Аркадий для людей остается барином, хозяином.

    Базаров слишком требователен к себе. Он говорит Аркадию, что "каждый человек сам себя воспитать должен". Его нигилизм приводит к тому, что он начинает стыдиться естественных человеческих чувств. Он стремится подавить в себе их проявления. Отсюда - сухость Базарова даже к близким ему людям. Но на вопрос Аркадия, любит ли Базаров своих родителей, он отвечает просто и искренне: "Люблю, Аркадий!". Но родители Базарова безнадежно отстали от него. Они не могут идти не только вровень но и вслед за ним. Аркадий тоже любит своих близких. Базаров дает меткую, исчерпывающую характеристику родных Аркадия, на что Аркадий ничего не возражает. Этим он как бы выражает точку зрения Базарова, который считает, что нигилист не должен выражать свои чувства.

    Базаровский нигилизм приводит к отрицанию старого и нового искусства. Для него "Рафаэль гроша медного не стоит, да и они не лучше его.". Он считает, что "в 44 года играть на виолончели глупо", а Пушкина читать "никуда не годится". Искусство он считает формой наживы денег. Для него "порядочный химик полезней всякого поэта", а искусство не способно что-то изменить в жизни. Это крайность базаровского нигилизма. Базаров подчеркивает значение ученых для России, так как в науке Россия тогда отставала от Запада. Аркадий любит стихи. Он читал бы Пушкина, если бы не Базаров.

    Аркадий и Базаров как бы противостоят друг другу, и в этом - конфликтность романа, выраженная приемом контраста.

    Таким образом, разрыв Базарова и Аркадия неизбежен. Аркадий не готов к "терпкой, горькой бобыльной жизни" демократа. Базаров и Аркадий прощаются навсегда. Базаров расстается с Аркадием, не сказав ему ни одного дружеского слова. Базаров говорит, что у него для Аркадия другие слова, но высказать их - для Базарова романтизм. Аркадий нашел свой идеал в семье. Базаров умирает, оставшись верным своим мировоззрениям. Именно перед смертью проверяется сила его убеждений. К Аркадию нигилистические убеждения не привились. Он понимает, что жизнь революционного демократа не для него. Базаров умирает нигилистом, а Аркадий остается "либеральным баричем".

    Роман “Отцы и дети” создавался в то время, когда был поставлен вопрос об отмене крепостного права, когда обострились противоречия между либералами и демократами. Как настоящий художник, творец, Тургенев сумел угадать настроение своего времени, появление нового типа, типа демократа-разночинца, который пришел на смену дворянской интеллигенции.

    Главная проблема, поставленная писателем в романе, уже звучит в названии, которое имеет двойной смысл. С одной стороны, это проблема поколений, с другой - конфликт двух социально-политических сил, действовавших в России в 60-е годы XiX века: либералов и демократов. Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов в силу возраста должны бы принадлежать к одному лагерю, но это не так.

    Базаров - новый человек, представитель тех молодых деятелей, которые “драться хотят”, нигилистов. Он - за новую жизнь и до конца остается верен своим убеждениям. Он является основным и единственным выразителем демократической идеологии. А вот Аркадий по своим взглядам на жизнь безусловно относится к “отцам”, хотя искренне увлекается необычными взглядами своего “учителя”, стремится подражать ему и выдает себя за такого же нигилиста. Впрочем, часто забывая о своем “нигилизме”, о своей новой роли, Аркадий выдает идейное родство со старшим поколением. Не случайно он то и дело защищает их, пытаясь убедить Базарова, что Павел Петрович - хороший, а Николай Петрович - “золотой” человек.

    Тургенев при характеристике героев чаще всего использует диалог и портрет. Диалог - наиболее подходящая форма для передачи сущности политических и философских споров, происходящих в романе. В необыкновенно остром диалоге раскрывается и основной конфликт Базарова с Аркадием Кирсановым. “Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь - и уж воображаете себя молодцами, - а мы драться хотим”. С Аркадием он расходится в главном - в представлениях о жизни, о назначении человека. Их взаимоотношения нельзя назвать дружбой, потому что дружба невозможна без взаимопонимания, дружба не может быть основана на подчинении одного другому. На протяжении всего романа наблюдается подчинение слабой натуры более сильной: Аркадия - Базарову. Со временем Аркадий приобретает свое мнение, перестает повторять слепо суждения и мнения нигилиста и выражает свои мысли.

    Разница между героями видна в их поведении в поместье Кирсановых. Базаров занимается работой, изучением природы, а Аркадий бездельничает. Базаров - враг отвлеченной науки, оторванной от жизни. Он за науку, которая была бы понятна народу. Базаров - труженик науки, он неутомим в своих экспериментах, всецело поглощен любимой профессией. Аркадий - совсем другой, мы чувствуем, что этот человек какой-то вялый, слабый, ограниченный. В образе Аркадия раскрывается несостоятельность либералов. Аркадий ничем не занимается, из серьезных дел его по-настоящему ни одно не увлекает. Для него главное - уют и покой.

    Тургенев постепенно раскрывает нам разницу в мировоззрениях приятелей - во взглядах на основополагающие жизненные ценности: любовь, поэзию, природу. Очевидно сопротивление Аркадия взглядам Базарова: постепенно “ученик” выходит из-под власти “учителя”. Суть различий между ними, по-моему, - в отношении к людям. Базаров (по его собственному признанию) ненавидит многих, а у Аркадия нет врагов. Один - чересчур резок, безапелляционен, второй - чересчур мягок, “бесхребетен”. “Ты нежная душа, размазня”, - говорит Базаров, понимая, что Аркадий уже не может быть его сподвижником. “Ученик” не может жить без принципов. Этим он очень близок к своему либеральному отцу и Павлу Петровичу. Аркадий - человек, принадлежащий старому поколению, поколению “отцов”.

    Я далек от того, чтобы выносить нравственные оценки “отцам” и “детям”: слишком много в каждом поколении хорошего и плохого, много противоречивого. Суть моего сочинения в другом: являясь представителями одного поколения, Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов в итоге не могут найти общего языка. Переломный момент эпохи проходит сложно, делит людей на “отцов” и “детей” независимо от возраста.