Работа

Тайна происхождения Снегурочки. История Снегурочки

Мифологический и сказочный персонаж Снегурочка в наше время чаще всего упоминается на Новогодние праздники. Сегодня Снегурочка — это внучка и непременный спутник . Оба персонажа являются частью народных представлений о хозяевах зимы. Сам образ Снегурочки достаточно противоречивый, а некоторые и вовсе высказываются в пользу того, что такого персонажа у древних славян и в языческой мифологии просто не существовало. Далее рассмотрим, так ли это на самом деле, и если Снегурочка существовала, то что же это могло быть за божество?

Высказывающиеся против существования Снегурочки и за её относительно недавнее появление в культуре и фольклоре, подкрепляют свои заявления одним историческим фактом. Дед Мороз и Снегурочка стали впервые появляться на Новогодних праздниках в 40-х годах XX века. Считается, что впервые Снегурочка появилась на новогоднем празднике в 1937 году, участвуя на новогодней ёлке в московском Доме Союзов. Важно знать, что впервые породнил Снегурочку и Деда Мороза русский драматург А. Н. Островский, который написал пьесу «Снегурочка». Произошло это гораздо раньше того самого праздника в Доме Союзов. Пьеса была написана в 1873 году. Тогда Островский назвал Снегурочку не внучкой, а дочкой Деда Мороза и Весны-Красны. Однако Островский не выдумал девочку из снега, а заимствовал из книги известного русского историка, исследователя славянского фольклора А.Н. Афанасьева. Афанасьев упомянул сказку о Снегурочке в своей книге « », которая была написана в 1869 году. Стоит здесь также отметить, что Афанасьев не занимался сочинительством, а взял сказку и образ Снегурочки из народного фольклора. Таким образом, можно вполне конкретно утверждать, что заявления о выдуманном образе Снегурочки несостоятельны. Если так, тогда что за мифологический персонаж может скрываться под обличьем девочки из снега?

Снегурочка (Снегурка, Снегурушка, Снежевиночка) — само имя этого персонажа говорит о её связи со снегом. Судя по сказке, которая дошла до собирателя фольклора Афанасьева, Снегурочку слепили из снега крестьянин Иван и его жена Марья, которые состарились, но так и не заимели детей. Когда выпал снег, они вышли из хаты и слепили снежную куклу или снежную бабу, которая вскоре ожила. Девочка или девушка, которая является самим олицетворением снега и которая тает с приходом весны — это вполне ясный персонаж. Яркие черты Снегурочки явно намекают на то, что в глубокой древности Снегурочка могла быть ни кем иным, а богиней зимы — (Мара, Марена). Мара — олицетворение зимы и снега, зимней свежести и чистоты. Также одинаково характерны для обоих персонажей их символическая смерть (таяние или сжигание) с приходом весны.

Всё бы так и всё вроде бы сходится, однако есть одно очень важное но! Дело в том, что в сказке Афанасьева Снегурочка погибает вовсе не с приходом первых весенних дней, как Морана, а на праздник , то есть в середине лета. С приходом весны Снегурочка стала прятаться от солнечных лучей, всё больше стала тосковать. Когда пришёл день Купалы подружки стали выпрашивать у стариков отпустить Снегурочку погулять, чтобы та немного развеселилась. Вечером, когда пришло время традиционных купальских игр, подруги сложили костёр из травы и хвороста и стали прыгать через него. Снегурочка, которая была позади всех, прыгнула последней, а когда её подруги обернулись, то её уже не было. Снегурочка растаяла, прыгнув через огонь. Именно этот сюжет опровергает теорию, что Снегурочка может быть снежной королевой Мораной. Если исходить из этих суждений, то Снегурочка — это Кострома (Костробунько, ). Именно чучело Костромы или Ярилихы принято сжигать, топить или разрывать на Купалу. Это один из самых известных купальских обрядов. Считается, что сжигание куклы Костромы является ритуальным прощанием с русалками, так как праздник Купала является последним днём Русальной недели или Русалий.

Снегурочку также сравнивают с — богиней весны. Леля — юная богиня, которая приходит в мир сразу после окончания зимы. Её приход сопровождается возрождением природы. Именно это мы и видим в образе Снегурочки, которая возродилась из «мёртвого» снега, победила смертельные оковы зимы, принесла жизнь и счастье, стала дочерью для пожилых крестьян. Всё это символизирует возрождение жизни и плодородие после окончания зимы.

Леля и Кострома — кто из них является прообразом Снегурочки? Вполне возможно, что обе богини. Дело в том, что этнографами были зафиксированы интересные поверия, судя по которым Кострома — богиня женского рода, богиня весны и является женой бога весны Ярилы. В некоторых областях чучело, сжигаемое на Купалу, так и называют — Ярилиха, то есть невеста или жена Ярилы. Если и Ярилиха (Кострома) и Леля считаются юными богинями весны, то вполне можно предположить, что это один и тот же персонаж славянской мифологии, называемый по-разному в разных областях и регионах, и обе они, соответственно, стали прообразами той самой Снегурочки, историю о которой услышал и записал замечательный русский учёный, историк, исследователь, фольклорист, писатель Александр Николаевич Афанасьев.

Мультфильм Снегурочка:

Большое собрание фильмов для самых маленьких на сайте «Мультики». Только здесь мультики про машинки все серии подряд , а также свинка Пеппа, Маша и Медведь и многое другое. Мультфильмы для мальчиков и девочек в отличном качестве.

Внучка Деда Мороза, маленькая симпатичная девушка, одетая традиционно в белые одежды (иногда шубка бирюзового цвета), на голове у нее восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом, вечно молодая и жизнерадостная - это она, Снегурочка. Дата появления на свет Снегурочки, как и дата рождения самого Деда Мороза, покрыта тайной (вся эта личная жизнь необычных существ вообще очень загадочная штука - внучка у Деда Мороза есть, а о детях ничего неизвестно).

Образ Снегурочки - символ застывших вод.

Снегурочка является постоянной спутницей дедушки, когда подарков в мешке становится меньше, помогает его нести, запрягает и распрягает оленей (или все-таки лошадей?) и проводит ежегодный техосмотр саней.

Перед Новым Годом вместе с Дедом Морозом разбирает письма и прочую корреспонденцию, которая в Великий Устюг приходит в огромных количествах, придумывает оригинальные подарки и представления для самых маленьких детей, их же и развлекает, в то время как Дед Мороз выведывает у родителей, хорошо ли дети вели себя в течении года.
На праздниках Снегурочка помогает своему уже давно немолодому дедушке веселить ребятню играми, водить у елки хороводы, раздавать подарки.

Только у нашего Деда Мороза есть внучка Снегурочка и родилась она в России.
Снегурочка - чисто русское явление и больше нигде в мире на новогодних и рождественских праздниках такой персонаж не фигурирует.

Снегурочка - это литературный персонаж. Вскоре после появления в жизни россиян героя Деда Мороза, в 1873 году у него появилась молодая помощница, сначала позиционировалась как дочка, - Снегурочка.
Это произошло благодаря пьесе Александра Островского «Снегурочка», которую он создал на основе народной сказки о девушке, вылепленной из снега и растаявшей от теплых солнечных лучей. Позже писатели и поэты превратили ее во внучку.

Лирическая, красивая история про Снегурочку многим понравилась. Известный меценат Савва Иванович Мамонтов захотел поставить ее на домашней сцене Абрамцевского кружка в Москве. Премьера состоялась 6 января 1882 года. Эскизы костюмов для нее выполнил В.М. Васнецов (в светлом сарафане с обручем или повязкой на голове), а три года спустя знаменитый художник делает новые эскизы уже для постановки одноименной оперы Н.А. Римского-Корсакова, созданной на основе пьесы Н.А. Островского.
В. Васнецов

К созданию внешнего облика Снегурочки имели отношение еще два известных художника. М.А. Врубель в 1898 году создал образ Снегурочки для декоративного панно в доме А.В. Морозова (в белой, сотканной из снега и пуха одежде, подбитой горностаевым мехом).
М.А. Врубель

Позднее, в 1912 году, свое видение Снегурочки представил Н.К. Рерих (в меховой шубке), участвовавший в работе над постановкой драматического спектакля о Снегурочке в Петербурге.
Н.К. Рерих

История о девушке из снега, пришедшей к людям, становилась все более популярной и очень хорошо «вписалась» в программы городских рождественских елок. Постепенно Снегурочка становится постоянным персонажем праздников как помощница Деда Мороза. Так рождается особый русский обычай празднования Рождества с участием Деда Мороза и его красивой и умной внучки.

Почему - до сих пор неизвестно. Но после репрессий 1927 - 1935 годов Снегурочка надолго пропала и в качестве постоянной спутницы Деда она возродилась лишь в начале 1950-х благодаря усилиям детских классиков Льва Кассиля и Сергея Михалкова, которые писали сценарии для кремлевских елок.

Дед Мороз и Снегурочка вошли в общественную жизнь страны как обязательные атрибуты встречи наступающего Нового года. Место её рождения сегодня оспаривают два населенных пункта России: Костромская область, где в имении Щелыково Островский написал свою знаменитую сказку, и Санкт-Петербург, где создал свою бессмертную оперу Римский-Корсаков.


Балет "Снегурочка" был создан выдающимся балетмейстером Владимиром Бурмейстером по заказу Лондонского фестивального балета, а в 1963 году перенесен на сцену Музыкального театра им. Станиславского и Немировтча-Данченко. В основу сюжета легла одноименная пьеса А.Н. Островского.


Б.Ольшанский. Терем царевны зимы

Где Снегурочка живет?

Там, где холод, снег и лед.

Там, где кружится пурга,

Где глубокие снега.

Ей построила зима

Ледяные терема.

Там Снегурочка живет,

Новогодний праздник ждет!

Конечно, наши самые любимые персонажи новогоднего праздника - это Дед Мороз и Снегурочка. Но если некие подобия нашего русского языческого Бога Деда Мороза под разными именами существуют во многих странах, то Снегурочка - наше чисто русское достояние, порождение великого и щедрого истинно русского духа.

Мы давно уже привыкли к ежегодному появлению этой сказочно прекрасной, вечно юной, веселой и бесконечно доброй русской Богини на новогодних торжествах и каждый раз с удовольствием скандируем: «Снегурочка! Снегурочка! Снегурочка!» И даже трудно представить, что на наш зов может никто не откликнуться.

Происхождение образа Снегурочки.

Жизнь Снегурочки окутана тайнами и легендами. Не очень понятно даже, откуда взялась эта юная спутница Деда Мороза. В русских народных сказках Снегурочка никак не связана с ним. По одним данным, ее родила Большая Ель. Девушка внезапно появилась из под пушистой еловой ветки, по другим-она дочь Весны Красны и Мороза, а возможно её вылепили из снега бездетные старики Иван да Марья. Вылепили себе на радость, да уберечь не смогли...

Снегурочка полюбилась многим и вскоре стала постоянной спутницей Деда Мороза. Только вот их родственные связи со временем претерпели некоторые изменения - из дочки она превратилась во внучку, но своего очарования не потеряла.

По вопросу о происхождении Снегурочки существуют 3 версии.

1 . Образ дочери Мороза.

Образ Снегурки известен по народной сказке о сделанной из снега и ожившей девочке. Эта снежная девочка летом идет с подружками в лес по ягоды и либо теряется в лесу (и в этом случае ее спасают звери, привезя ее на себе домой), либо тает, прыгая через костер (по всей видимости, купальский). Последний вариант более показателен и, скорее всего, является исходным. В нем нашел отражение миф о природных духах, погибающих при смене сезона (рожденное зимой из снега существо при наступлении лета тает, превращаясь в облачко). Здесь обнаруживается связь с календарным (купальским) обрядом прыганья через костер, который является инициационным (в этот момент девочка превращается в девушку). Снегурочка как сезонный (зимний) персонаж погибает с приходом лета…

2. Образ Костромы.

Сказка о Снегурочке возникла из древнего славянского обряда похорон Костромы . Кострому хоронят по-разному. Соломенное чучело, изображающее девушку Кострому , или топят в реке, или сжигают, подобно Масленице на костре. Само слово Кострома имеет один корень со словом костер. Сожжение Костромы - это одновременно проводы зимы. Обряд призван обеспечить плодородие земель. Так же и Снегурочка дожила до весны и погибла на костре.

Образ Костромы связан с празднованием "Зеленых святок" - проводов весны и встречи лета, обрядами, иногда принимающих форму похорон. Кострому могла изображать молодая женщина, закутанная в белые простыни, с дубовой веткой в руках, идущая в сопровождении хоровода. При ритуальных похоронах Костромы её воплощает соломенное чучело. Чучело хоронят (сжигают, разрывают на части) с обрядовым оплакиванием и смехом, но Кострома воскресает. Ритуал призван был обеспечить плодородие.

3. Символ застывших вод.

Версия Жарниковой С.: Поскольку образ Деда Мороза берет начало в древнем мифологическом Варуне - боге ночного неба и вод, то и исток образа Снегурочки, постоянно сопровождающей Деда Мороза, надо искать рядом с Варуной. Судя по всему, это мифологизированный образ зимнего состояния вод священной реки арьев Двины (Ардви древних иранцев). Таким образом, Снегурочка - воплощение застывших вод вообще и вод Северной Двины в частности. Она одета только в белые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается. Орнамент выполняется только серебряными нитями. Головной убор - восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом.

Литературным отцом девушки, которую слепили из снега, считают А. Н. Островского , опубликовавшего в 1873 г. пьесу «Снегурочка».

Снегурочка Островского.

Этот образ он почерпнул из русской народной сказки. В 1882 г. по этой пьесе была поставлена опера Н. А. Римского-Корсакова в Мариинском театре.

В пьесе Островского Снегурочка была не внучкой Деда Мороза, а его помощницей. Позже она традиционно изображалась его внучкой, вот только возраст ее постоянно варьировался - то она была маленькой девочкой, то взрослой девушкой. У одних она походила на крестьянку, у других - на Снежную Королеву.

Образ Снегурочки в русском изобразительном искусстве

Образ Снегурочки привлекал многих художников, и каждый находил в этом образе свои неповторимые черты.

В. М. Васнецов. «Снегурочка», 1899 г.

В.М.Васнецов создал изумительную галерею древнего русского народа, во всем его чудесном и красивом облике.

Спустя полвека, художник Грабарь скажет: “Рисунки к “Снегурочке”, находящиеся в Третьяковской галерее, в смысле проникновенности и чутья русского духа, не превзойдены до сих пор, несмотря на то, что целых полстолетия отделяет их от наших дней”.

Почти через двадцать лет Васнецов написал портрет Снегурочки, запечатлев ее на опушке леса. Шубка у Снегурочки на картине цельнокроеная, слегка расклешенная, восходящая к модному в конце XIX века силуэту “принцессы”. Парча на шубке расшита удивительным образом. Казалось бы, здесь уместны снежинки, а Васнецов нарисовал землянички. Александр Бенуа сказал, что именно в этой картине художнику удалось открыть “закон древнерусской красоты”. Другой современник оказался ещё более категоричен: “Нет другого художника для Снегурочки, кроме Васнецова”. Это заявление можно оспорить.

Михаил Врубель."Снегурочка" 1890.

Эскизы декораций и костюмов к опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка» создавал также и Михаил Врубель , а его жена Надежда Забела была исполнительницей главной оперной партии. Четыре раза к оформлению «Снегурочки» для оперной и драматической сцен обращался и Николай Рерих , он создал десятки эскизов и рисунков к этой постановке. В работе 1921 г. художник неожиданно сочетает славянскую мифологию и восточные влияния на нее: в работе «Лель и Снегурочка» он создал азиатский этнический тип персонажей.

Н. Рерих. Слева - эскиз костюма Снегурочки. Справа - Снегурочка и Лель, 1921

Шабалин Алексей. Снегурочка.

Ким Светлана.

Снегурочка. Художник Борис Зворыкин

Кадр из мультфильма *Снегурочка*, 1952

Роль Снегурочки в кино впервые исполнила актриса Евгения Филонова в 1968 г. Через три года эту же роль сыграла Наталья Богунова в фильме «Весенняя сказка». Самые привлекательные актрисы советского кино играли роль Снегурочки, создавая образ неземной, нездешней красавицы.

Евгения Филонова в роли Снегурочки, 1968

Фильм *Снегурочка*, 1968

Наталья Богунова в фильме *Весенняя сказка*, 1971

Фильм - сказка по одноименной пьесе Александра Островского из цикла "Весенние сказки". 1968г.

Современный образ Снегурочки

Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми.

В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов. Любопытно, что на ранних советских изображениях Снегурочка чаще изображена маленькой девочкой, в виде девушки ее стали представлять позднее. Почему - до сих пор неизвестно.

В военный период о Снегурочке вновь забыли. В качестве обязательной постоянной спутницы Деда Мороза она возродилась лишь в начале 1950-х благодаря усилиям детских классиков Льва Кассиля и Сергея Михалкова, которые писали сценарии для кремлевских елок.

Для фильма “Снегурочка” (1968) у реки Мера была построена целая “деревня берендеев”. Выбор места был неслучаен: в этих краях, в Щелыково, Островский писал свою пьесу. После завершения съёмок деревянные декорации были перенесены под Кострому, где возник парк “Берендеевка”. Кроме этого, в Костроме теперь есть “Терем Снегурочки”, в котором та круглый год принимает гостей.

В 2009 году впервые официально отмечался день рождения Снегурочки, которым решили считать ночь с 4-го на 5-е апреля. Это не соответствует сюжету сказки, в которой Снегурочка рождается зимой. Однако, по объяснениям организаторов, “у Снегурочки отец — Дед Мороз, а мать — Весна, и поэтому у неё день рождения весной”.

В 2010 году на день рождения внучки прибыл сам Дед Мороз из своей резиденции в Великом Устюге, официально подтвердив статус Костромы как основной резиденции своей спутницы и помощницы.

Оригинал записи и комментарии на

Мои уважаемые юные и взрослые читатели, здравствуйте! Как предновогоднее настроение? Надеюсь, что с каждым днём всё лучше да всё веселее. Ёлку мы с вами уже выбрали, – решили, с праздничным меню определились. Можно и Деда Мороза на дом звать, а то ведь в новогоднюю ночь он дюже занятый, спешит в каждый дом, чтобы всем без исключения ребятишкам подарки доставить.

Вместе с дедом Морозом к нам в гости приходит его постоянная спутница и помощница – внучка по имени Снегурочка. И мы настолько привыкли, что она просто есть и без неё часто не обходится новогодний вечер, что даже и не задумываемся, кто такая Снегурочка. Она как само собой разумеющееся приложение к Деду Морозу, да не обидится на меня сказочная красавица.

Но юным и любознательным нередко становится непонятно, а откуда она появилась. Особенно смышлёные пытают своих родителей, почему дед у неё есть, а мамы с папой нет, где её дом и почему она вместе с Дедом Морозом в Великом Устюге не живёт?

Устав придумывать всякие небылицы для своих детей, решила всё-таки узнать историю про появление Снегурочки. Заодно и вам добрую услугу окажу – будет, что отвечать на каверзные детские вопросы.

План урока:

Истинно русское достояние

Если изучить народный фольклор про новогодние и рождественские праздники разных народов мира, то такого прототипа как Снегурочка в других странах нет. Снеговики есть, Деды морозы в разных одеяниях тоже есть, олени есть, а вот Снегурочки нет!

Русскому Деду Морозу просто сказочно повезло! Ни у американского Санты, ни у финского Йоулупукки, ни у итальянца Баббо Натале такой красивой внучки нет, а у нашего есть! И откуда взялась-то такая?

В биографии вечно молодой Снегурочки много белых пятен. Так уж повелось, что русский народ любит всё объяснять легендами и окутывать тайнами. Так и про светловолосую помощницу доброго деда есть в славянской мифологии своя история.

  • Если верить одной из версий, Снегурочка появилась при проведении обряда проводов (чаще называемых похороны) Костромы — своеобразного весеннее-летнего ритуала. В нём на Купалу сжигается чучело женского божества Костромы, одетое в белые одежды. В народе так прощались с русальной неделей, чтобы эти мифологические существа – русалки — больше людям не вредили. Есть обычай прыгать через костёр. Вот саму-то Кострому некоторые и связывают с образом Снегурочки, которая над купальским костром растаяла.
  • Некоторые склоняются, что Снегурочка – это прообраз снежной королевы — зимней богини Мораны, которая скитается в снегах, каждую ночь поджидает солнце, чтобы погубить его, каждую весну сражается со светом, чтобы продлить зиму и каждый раз погибает с первыми весенними днями, будучи сожженной на символичном костре. Вот и Снегурочка, как зимний символ, гибнет с приходом весны. Сегодня чучело, похожее на Морану, сжигается на Масленицу при проводах зимы.

Но мне почему-то ни одна из этих историй не нравится. Ну не ассоциируется у меня эта добродушная девушка с образом древней жестокой зимней богини ночи Мораны и похороненной Костромы. Хотя местные костромские краеведы попытались обнаружить такую связь Снегурочки и объявили город Кострому её родиной.

Легенда сказочная и красивая больше мне по душе. По ней Снегурочка – это живой символ скованной льдами в реках воды. А причём тут ? При том, что по славянской мифологии водами, а заодно и ночным небом заведовал бог Варуна, который во многих мифологических образах нередко выступает в образе добродушного и могучего деда, ну очень похожего на нашего Мороза. По-моему совсем неплохо. Как вам?

Ледяная девушка из сказки

Про живую ледяную девушку рассказывали русские народные сказки, в которых её лепят во дворе, а она чудодейственным образом непременно оживает. А в силу того, что лепят это чудо из снега, то и звать стали свои «поделки» люди Снегурушками и Снежевиночками.

Одной из первых появилась весть о существующей девочке из снега у русского любителя фольклора Александра Афанасьева. О странной ледяной Снегурушке, которая в конце всех русских сказок обязательно тает, он рассказал в своей работе – исследовании славянской мифологии. Афанасьеву в одном из далёких русских деревень поведали сказку, как крестьяне Иван да Марья, дожившие до старости без детей, слепили себе снежную куклу, что спустя время ожила.

Знаток фольклора был уверен, что такой персонаж появился не случайно и видел в нём прообраз той самой зимней богини Мораны, что в конце сказа по обычаю растаяла. Только вот не вяжется у него что-то по преданью: в той сказке Снегурушка летом над костром в облако превратилась, прыгнув через него, а не весной. Неужели она – это та самая Кострома?

Первым, кто сумел нам более-менее понятно поведать о снежной чудеснице, породив раз и навсегда помощницу Деду Морозу, стал русский писатель-драматург Александр Островский. В его написанной в 1873-м году пьесе Снегурочка предстала бледнолицей девушкой со светлыми волосами, одетая в белую шубку с мехом на опушке. На голове у неё меховая шапочка, а на руках рукавички.

Не правда ли, островская девушка до боли знакома? А явилась на люди девица из леса. А не оттуда ли приходит к нам Дедушка Мороз?

Про родителей

Если до Островского Снегурочку лепили всё крестьяне — старики да старухи, то русский драматург дал ей в качестве родителей Деда Мороза и Весну-Красну. Пьеса его была положена за основу оперы Римского-Корсакова и прославилась на весь мир. С тех пор Снегурочка стала реальным персонажем, приходящим каждый год под новогоднюю ночь.

Ещё до октябрьской революции фигурки Снегурочки весили на рождественские ёлки, девчушки наряжались в её костюмы, а в гимназиях ставили инсценировки по Островскому.

Снегурочка ненадолго пропала и не приходила в Новый год в послереволюционное время, когда новая власть не приветствовала празднование Рождества. После 35-го года прошлого столетия всё вернулось «на круги своя», и новогодние ёлки снова стали радовать детей вместе с Дедом Морозом, а хорошенькая девочка своими улыбками в милом наряде, как образец покладистости и добродетели, стала ещё одной участницей детских торжеств.

Только вот не положено было старцу с седой бородой иметь такую дочку, и постепенно, во времена Советского Союза, силой пера поэтов и писателей превратилась Снегурочка во внучку. Их первый светский выход вместе состоялся в 1937-м году на московской в Доме Союзов.

Повисла судьба Снегурочки на волоске в военные годы и как знать, вернулась бы она к нам после войны или нет, если бы не Лев Кассиль и Сергей Михалков, которые в 50-х годах были авторами сценариев для кремлёвской ёлки. Именно они сделали её обязательной участницей праздников в паре с Морозом.

С тех пор они не расстаются, а добрый старец, переведённый в роль её деда, аккуратно переложил часть своих обязанностей по развлечению детей на её хрупкие плечи.

Прямо целый детектив получается. У меня теперь ступор: по Афанасьеву у Снегурочки родители, наверное, от старости умерли, и оставили бессмертный сказочный персонаж сиротой. А по Островскому как правильно объяснить ребёнку, куда советская эпоха дела Снегурочкиного отца, дав взамен деда, — даже не знаю. Есть идеи?

Маленькая родина Снегурочки

Как мы уже отметили, костромские краеведы всё-таки заверили всю страну, что маленькой родиной дочери Мороза и Весны является именно костромской край. На родовое гнездо там претендует местечко под названием Щелыково, где Островский написал свою пьесу. Там же был снят фильм «Снегурочка», а деревянные декорации, использованные в фильме, из села перенесли в Кострому, образовав парк «Берендеевка».

В 2008-м году костромчане выстроили для Снегурочки целый терем, где она радуется встрече с ребятишками. Начиная с 2009 года, 4 апреля стал официальным днём её рождения, так что можно направлять поздравительные открытки и засылать подарки.

Ну как, генеалогическое дерево Снегурочки у вас нарисовалось или вы ещё не склонились к какой-то легенде? А может быть, у вас есть своя версия появления чудесницы в белой шубке? Откройте нам тайну!

А теперь, пожалуй, самая популярная мульт-песенка про нашу новогоднюю красавицу)

Пишите комментарии, подписывайтесь на новости блога и вступайте в нашу группу «ВКонтакте» !

С наступающим вас!

  • Наука и техника
  • Необычные явления
  • Мониторинг природы
  • Авторские разделы
  • Открываем историю
  • Экстремальный мир
  • Инфо-справка
  • Файловый архив
  • Дискуссии
  • Услуги
  • Инфофронт
  • Информация НФ ОКО
  • Экспорт RSS
  • Полезные ссылки




  • Важные темы

    Тайна происхождения Снегурочки. История Снегурочки. Кто такая и откуда взялась?

    Конечно, наши самые любимые персонажи новогоднего праздника – это Дед Мороз и Снегурочка. Но если некие подобия нашего русского языческого Бога Деда Мороза под разными именами существуют во многих странах, то Снегурочка – наше чисто русское достояние, порождение великого и щедрого истинно русского духа.

    Мы давно уже привыкли к ежегодному появлению этой сказочно прекрасной, вечно юной, веселой и бесконечно доброй русской Богини на новогодних торжествах и каждый раз с удовольствием скандируем: «Снегурочка! Снегурочка! Снегурочка!» И даже трудно представить, что на наш зов может никто не откликнуться.

    Происхождение Снегурочки до недавнего времени было покрыто глубокой тайной. Всем известно, что она внучка Деда Мороза, но кто ее отец и мать до недавнего времени было известно весьма путанно и туманно. По этой причине редакция SuperCook.ru провела свои собственные фундаментальные научно-исторические исследования, наконец-то прояснившие эту великую древнюю тайну.


    Наш всесильный русский языческий Бог Дед Мороз могуч и велик во всем, в том числе и в способности по-русски превелико выпивать – с божественным здоровьем у него все в порядке, никакие хвори и опьянения его не берут…

    Однажды у великого русского Бога-Отца Деда Мороза и божественной Снежной Вьюги-Метелицы родился Бог-Сын Снеговик. По причине зачатия в состояниии крепкого новогоднего подпития родителей, он родился несколько слабоватым умом, но очень добрым и отзывчивым. Привычку выпивать он от Отца не перенял, потому совсем не пьет, а всякой еде предпочитает мороженое.

    В один прекрасный момент у зимнего Бога-Сына Снеговика и русской богини Весны-Красны родилась дочка Снегурочка. Так как у непьющего Снеговика с божественной генетикой все в порядке, его дочка уродилась на славу!

    Всем Снегурочка вышла – и перенятой от Весны-Красны невиданной божественной красотой, и умом, и сообразительностью, и перенятыми от Снеговика добротой и несклонностью к принятию алкоголя.

    Божественные мамашки Бога-Сына Снеговика (сына Деда Мороза и Снежной Вьюги-Метелицы), и Богини-Внучки Снегурочки (дочки Снеговика и Весны-Красны) быстренько от этой развеселой разгульной новогодней компании разбежались и появляются там нечасто. Мудрая Весна-Красна предпочитает общаться с Дедом Морозом, Снеговиком и Снегурочкой лишь кратенько, перед самым наступлением весеннего тепла, когда наши веселые новогодние Бог-Отец Дед Мороз, Бог-Сын Снеговик и Богиня-Внучка Снегурочка уже собираются к отъезду на все лето в свою вотчину на Диком Дальнем Севере. А вот более смелая и решительная божественная Снежная Вьюга-Метелица эпизодически навещает своих новогодних родственников в течение всей зимы, да и летом тоже иногда заглядывает их проведать в северной Стране Вечных Снегов.

    А вот что известно о Снегурочке из других, более ранних источников.

    Образ Снегурочки не зафиксирован в русском народном обряде. Однако в русском фольклоре она фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила.

    Сказки о Снегурке были исследованы А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу» (1867).

    В 1873 году А. Н. Островский, под влиянием идей Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы. Имеет вид прекрасной бледной светловолосой девушки. Одета в бело-голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички). Первоначально пьеса не имела успеха у публики.


    В 1882 году Н. А. Римский-Корсаков поставил по пьесе одноимённую оперу, которая имела громадный успех.

    Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX - начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала.

    Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов (т.е. на самую главную ёлку Советского Союза).


    История Снегурочки.

    Снегурочка - русский новогодний персонаж. Она – уникальный атрибут образа Деда Мороза. Ни один его из младших или зарубежных собратьев не имеет такого милого сопровождения.

    Образ Снегурочки – символ застывших вод. Это девушка (а не девочка) – вечно юная и жизнерадостная языческая Богиня, одетая только в белые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается, хотя с середины XX века в ее одежде иногда стали использовать и голубые тона. Её головной убор – восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом. Современный костюм Снегурочки чаще всего соответствует историческому описанию. Нарушения цветовой гаммы встречаются крайне редко и, как правило, оправдываются отсутствием возможности изготовить «правильный» костюм.


    Образ Снегурочки не зафиксирован в древнем русском народном обряде. Снегурочка – сравнительно недавнее достижение русской культуры.

    Ныне часто фигурирует глубоко ошибочное, антинаучное мнение, будто образ нашей Снегурочки возник из образа некой языческой богини зимы и смерти Костромы.

    Здесь вспомним, что в исторической науке существует термин «кабинетная мифология», в которой известные разрозненные факты искусственно «притягиваются за уши», мощно дополняются собственной фантазией "исследователя", и в результате возникает квазиисторическое сочинение в стиле фэнтези, не имеющее ничего общего с реальностью. Зачастую, такие ученые-мифологи работают под заказ властей – местных или государственных.

    В исторической науке «кабинетная мифология» не вчера возникла и не завтра исчезнет. Во всех науках всегда были и есть любители посочинять отсебятину, не связанную с действительностью. Связь образа русской Снегурочки с Костромой была "найдена" костромскими краеведами, когда власти Костромы решили объявить свои места родиной Снегурочки.

    Заметим, что якобы "древний" обряд, связанный с образом Костромы, был впервые отмечен и описан только в XIX веке, так что древность сведений о нем весьма невелика. Много позже из этих описаний местные костромские «кабинетные мифологи» сделали выводы, будто миф о Снегурочке возник из "древнего" славянского обряда похорон Костромы, который проводился крестьянами в местностях вокруг города Кострома.

    Но рассмотрим, кто такая Кострома в этом обряде.

    Мара

    Слово «Кострома» имеет один корень со словом костер. По описаниям исследователей XIX века, в конце зимы чучело Костромы в разных деревнях крестьяне в окрестностях города Костромы хоронили по-разному. Соломенное чучело, изображавшее Кострому, радостно, с улюлюканьями и прибаутками или топили в реке, или сжигали.

    Из добросовестных описаний исследователями XIX века видно, что обряд уничтожения чучела Костромы до мелочей повторяет существовавший с глубокой древности обряд праздничного уничтожения весной чучела надоевшей злой Зимы-Марены, в разных местностях также именуемой Морена, Марана, Морана, Мара, Маруха, Мармара.

    Из описаний обряда отчетливо видно, что богиня зимы Кострома - не отдельное самостоятельное божество, а всего лишь местное (локальное) костромское имя общеславянской Марены (Мораны), языческой богини смерти, зимы и ночи.

    Морана (Марана, Кострома…) олицетворялась в образе устрашающем: неумолима и свирепа, зубы ее опаснее клыков дикого зверя, на руках страшные, кривые когти; Смерть - черна, скрежещет зубами, быстро мчится на войну, хватает падших ратников и, вонзая в тело свои когти, высасывает из них кровь.

    Марена

    Множественность в русском языке имен Мораны-Костромы не удивительна. В XIX веке на Руси еще существовало множество местных особенностей русского языка, к середине ХХ века практически исчезнувших из-за введения единого стандартизованного образования. Например, один и тот же древний языческий праздник урожая, традиционно отмечаемый в день осеннего равноденствия, в разных местностях России именовался Вересень, Таусень, Овсень, Авсень, Усень, Осень, Радогощь.

    Зима Марена

    Сожжение чучела Зимы (Марены, Костромы и т.д.) – это проводы надоевшей зимы, практиковавшиеся по весне у всех народов Европы, включая славян, у которых в дохристианские времена существовала общая религия друидов/волхвов (у славян языческие священнослужители-друиды именовались "волхвы").

    В дохристианские времена чучело Зимы уничтожали утоплением в воде или сжиганием в день весеннего равноденствия во время языческого праздника Комоедицы (см. подробности). Позднее, когда победившая христианская церковь под страхом тяжкой кары запретила языческую Комоедицу и ввела взамен христианский праздник Масленицу (в Европе именуемый "карнавал"), чучело Зимы люди стали уничтожать в последний день Масленицы.

    Обряд сожжения на Комоедицу в день весеннего равноденствия (позднее в христианские времена – в последний день Масленицы) чучела надоевшей Зимы-Марены (а не Масленицы, как некоторые ошибочно полагают) был призван обеспечить плодородие земель.

    Конечно, нет никаких оснований ассоциировать образ нашей русской Снегурочки с образом древней злой и жестокой богини зимы, смерти и ночи Мораны (Костромы) – это всего лишь нелепые антинаучные натяжки излишне остроумных костромских краеведов, действовавших под заказ местных властей.

    Бессмысленны и попытки искать корни родства Снегурочки в дохристианской мифологии славян, которая к XIII веку была полностью и невосстановимо уничтожена церковниками, и о которой ныне практически ничего неизвестно.

    В жестокие средневековые времена внедрения христианства на завоеванной и порабощенной пришлыми скандинавскими бандитами-варягами (викингами) Руси русский народ лишился и своей мифологии, и древней славянской рунической письменности, а вместе с рунической письменностью – и всех своих исторических хроник, которые вели волхвы. Именно тогда история, верования и обычаи славян дохристианских времен в течение нескольких веков старательно уничтожались церковниками и варяжскими властями и стали неведомыми.

    Обратимся к реальной истории происхождения нашей русской Снегурочки.

    Известно, что боги когда-то родятся, некоторое время живут в сознании людей, а потом умирают, стираясь из памяти.

    В великой русской культуре XIX века произошло чудо рождения новой Богини, которая уже никогда не исчезнет из памяти русского народа, покуда наш русский народ будет существовать.

    Для понимания этого русского культурного явления не следует ошибочно полагать, что новых богов способен создавать лишь хитроумный еврейский народ, а другие народы в своем творчество и традициях должны непременно плясать под дудку только еврейских религиозных фантазий. Как показывает история культуры XIX и XX веков, русские люди тоже не лыком шиты. Было бы неплохо, если бы и в нынешнем XXI веке русские об этом не забывали.

    С древнейших времен люди делали подобия человека из разных материалов (т.е. скульптуры), иногда воображая свои скульптуры ожившими (вспомним древний миф о Пигмалионе и Галатее).

    Образ ожившей ледяной девочки частенько встречается в северных сказках. В записанном исследователями русском фольклоре XIX века Снегурочка тоже фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила.

    Наиболее вероятно, русская народная сказка о Снегурочке была сочинена где-то в середине XVIII века, возможно, под влиянием северных сказаний, пришедших через русских северных поморов, а затем интерпретировалась в устном творчестве различных рассказчиков. Так на Руси появились варианты этой волшебной сказки.

    В русских народных сказках Снегурочка чудесным образом возникает из снега именно как живой человек. Славянской Богиней Снегурочку сделал в 1873 году великий русский драматург А. Н. Островский, подарив ей в родители славянских богов Деда Мороза и Весну-Красну. А у богов, как известно, рождаются боги.

    Снегурочка Островского

    Русская сказочная Снегурочка – персонаж удивительно добрый. В русском фольклоре нет даже намеков на что-то отрицательное в характере Снегурочки. Напротив, в русских сказках Снегурочка предстает как абсолютно положительный персонаж, но попавший в неудачные окружающие условия. Даже страдая, сказочная Снегурочка не проявляет ни одной отрицательной черты.


    Порожденная творчеством русского народа сказка о Снегурочке - явление уникальное во всем мировом сказочном творчестве. В русской народной сказке «Снегурочка» нет ни одного отрицательного персонажа! Такого нет ни в одной другой русской сказке и в сказках иных народов мира.

    Изумительная русская культура XIX века породила еще одно подобное уникальное произведение - оперу «Иоланта», в которой тоже нет ни одного отрицательного персонажа, и вся фабула тоже строится на борьбе добрых благородных героев с неблагоприятными природными обстоятельствами. Вот только в опере «Иоланта» герои (с помощью достижений науки) побеждают, а в народной сказке «Снегурочка» героиня гибнет под воздействием неодолимой силы земной природы.

    Современный образ языческой Богини Снегурочки, имя которой однокоренное со словами "снеговик" и "снег", - сравнительно недавнее порождение великой русской культуры XIX века.

    Наша божественная русская Снегурочка возникла как литературный персонаж.

    Первоначальное исследование народных сказок о Снегурке провел А. Н. Афанасьев (см. второй том его труда «Поэтические воззрения славян на природу», 1867 год).

    Под влиянием сведений о сказочной снежной девочке, полученных от Афанасьева, в 1873 году А. Н. Островский пишет поэтическую пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь славянских богов Деда Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время праздничного ритуала почитания вступающего в свои права славянского бога весеннего солнца Ярилы в День весеннего равноденствия (в день начала астрономической весны, который у наших древних предков-язычников был и первым днем Нового года).

    Позже писатели и поэты превратили Снегурочку во внучку - боги не рождаются в результате единичного творческого акта отдельной личности, а всегда кумулируют в себе многие идеи народа.

    Лирическая, красивая история про Снегурочку многим понравилась. Известный меценат Савва Иванович Мамонтов захотел поставить ее на домашней сцене Абрамцевского кружка в Москве. Премьера состоялась 6 января 1882 года.

    Эскизы костюмов для нее выполнил В.М. Васнецов (в светлом сарафане с обручем или повязкой на голове), а три года спустя знаменитый художник делает новые эскизы уже для постановки одноименной оперы Н.А. Римского-Корсакова, созданной на основе пьесы Н.А. Островского.

    К созданию внешнего облика Снегурочки имели отношение еще два известных художника. М.А. Врубель в 1898 году создал образ Снегурочки для декоративного панно в доме А.В. Морозова (в белой, сотканной из снега и пуха одежде, подбитой горностаевым мехом). Позднее, в 1912 году, свое видение Снегурочки представил Н.К. Рерих (в меховой шубке), участвовавший в работе над постановкой драматического спектакля о Снегурочке в Петербурге.

    Снегурка

    Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX - начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. История о девушке из снега, пришедшей к людям, становилась все более популярной и очень хорошо «вписалась» в программы городских рождественских елок.

    Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала.

    В период репрессий 1927–1935 годов Снегурочка вдруг пропала.

    Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми.

    В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов. Любопытно, что на ранних советских изображениях Снегурочка чаще изображена маленькой девочкой, в виде девушки ее стали представлять позднее. Почему – до сих пор неизвестно.


    В военный период о Снегурочке вновь забыли. В качестве обязательной постоянной спутницы Деда Мороза она возродилась лишь в начале 1950-х благодаря усилиям детских классиков Льва Кассиля и Сергея Михалкова, которые писали сценарии для кремлевских елок.

    Дед Мороз и Снегурочка вошли в общественную жизнь страны как обязательные атрибуты встречи наступающего Нового года. С тех пор на Снегурочку каждый Новый год перекладываются обязанности, с которыми на американской и западноевропейской рождественской елке Санта Клаус успешно справляется сам. А под Новый Год часто Снегурочками работали студентки театральных ВУЗов и актрисы. В самодеятельных постановках на роль Снегурочек выбирали старших девочек и молодых женщин, чаще светловолосых.

    Следуя нашей чудесной русской новогодней традиции, сейчас европейского новогоднего Деда тоже начала сопровождать прекрасная внучка.

    Резиденция нашего Деда Мороза, как это известно всем, находится в Вологодской области, в Великом Устюге. Снегурочка с ним не живет. А где же?

    На звание «родового гнезда» дочери Мороза и Весны претендуют два места. В имении Щелыково Костромской области Островский придумал свою пьесу по мотивам старой сказки – вот, вроде бы, и родина Снегурочки.

    Но зато в подмосковном селе Абрамцево у Виктора Васнецова родился образ ледяной красавицы. Здесь же художник создал декорации к первой театральной постановке по пьесе Островского и, опять же в Абрамцеве, на сцене домашнего тетра Саввы Мамонтова впервые прозвучала опера Римского-Корсакова.

    Снегурочка загадочно молчит и не открывает адрес своего проживания. Наверное, опасается назойливых репортеров.

    Впрочем, два из секретных адресов Снегурочки уже известны : Россия, 156000, г. Кострома, ул. Ленина 3, Снегурочке и Россия, 156000, г. Кострома, ул. Лагерная, д. 38. Терем Снегурочки На эти адреса Снегурочке можно отправлять письма в надежде получить ответ от Снегурочки или от ее добрых помощников.


    Кострома. Терем Снегурочки зимой.

    А вот у Деда Мороза официальных резиденций сразу несколько.

    В 2006 году в московском парке Кузьминки открылась еще одна резиденция Деда Мороза. Здесь же построили двухэтажный домик и для его внучки. Деревянный терем выполнен в «луковичном» стиле по проекту костромских мастеров. Говорят, Снегурочке в нем тоже очень нравится.

    Если ты захочешь послать письмо или открытку Деду Морозу обычной почтой, пиши на очень простой адрес: Куда: Север Кому: Деду Морозу (индекса не надо - этот адрес на почте все знают, и письмо обязательно дойдет, можешь быть уверен)

    Письма Деду Морозу

    Или ты можешь написать на письме полный почтовый адрес Дедушки Мороза: Россия, 162390, Вологодская область, г. Великий Устюг, Деду Морозу