Психология

Татьяны до и после Пушкина: портреты трех веков. Cамые красивые женщины в русской истории Портреты русских красавиц 19 века

Блондинки и брюнетки, худышки и пышечки, высокие и миниатюрные – эталон женской красоты менялся во все времена.

Глядя на портреты признанных красавиц прошлых веков, современники хорошо если удостоят их эпитета «хорошенькая». А то и вовсе недоуменно пожмут плечами, подивившись «вкусам» и стандартам красоты давно минувших дней…

Каковы же они, самые красивые женщины в истории человечества? Красивых женщин было много во все времена. Далеко не все они оставили след в истории, но и тех, чьи имена стали синонимами женской красоты, столько, что даже просто перечислить их весьма затруднительно!

Каждый год самые известные журналы и интернет-издания публикуют свои рейтинги красавиц. Все они разные, во всех – разные имена. Что же, красота – вещь субъективная...

Помня об этом и о том, что о вкусах не спорят, давайте просто «пробежимся» по мировой истории, вспомнив самых красивых женщин мира всех времен и народов составив рейтинг не по красоте, а по эпохам. Ну, а кто из красавиц достоин первого места, пускай каждый решает для себя сам!

При всем желании включить в список самых красивых женщин хотя бы наиболее известных, такая затея останется увы неосуществимой, уж слишком много красавиц вокруг, поэтому у этой тематической статьи обязательно будет продолжение))

Итак, начнем….

Древний мир

НЕФЕРТИТТИ

«Красавица пришла» - так дословно переводится имя Великой жены царя Аменхотепа. О ее внешности мы можем судить разве что по найденному в начале прошлого века бюсту. Но легенды гласят, что подобной красоты никогда еще не видел Египет. Современники называли ее «Совершенной», а ее лик можно было увидеть во всех храмах Древнего Египта.

Когда то давно мне, не особо «понимающей» красоту Клеопатры встретилась небольшая история рассказанная такой же не ценительницей красоты царицы, когда в ее присутствии художница начала расписывать красками всем знакомый белый бюст Клеопатры.

И вот тогда красота проступила и заиграла в другом ракурсе. Поэтому стоит поверить словам современников утверждавших, что царица была истинной красавицей, возможно кроме правильных черт лица там был и светящийся цвет кожи, и необычный оттенок глаз, и белоснежность улыбки. Как вам такая современная интерпретация?))

КЛЕОПАТРА

Какой на самом деле была последняя из Птоломеев, мы, вероятно, никогда и не узнаем.

Ее образ «не разглядеть» и из-за романтического покрывала, сотканного писателями и режиссерами, и из-за грязи, в которой вымазали ее имя римские историки. Не осталось и ее прижизненных изображений.

Что ж, поверим Плутарху, который отмечал огромное обаяние царицы Египта и ее неотразимую прелесть, которая буквально врезалась в душу.

Средние века

ЦАРИЦА ТАМАРА

Мудрая правительница и прекрасная женщина, с именем которой связывают «золотой век» в истории Грузии.

Поэты называли ее «улыбающимся солнцем» и «стройным тростником», безустанно восхваляя ее ум, чарующую красоту и талант полководца. Ее руки добивались восточные правители и царевичи Византии.

Она весьма успешно воевала (в прямом смысле) с бывшим супругом, разгромив его под Тбилиси, и обрела счастье во втором браке.

ЭЛЕОНОРА АКВИТАНСКАЯ

Она была герцогиней и графиней, супругой короля Франции Людовика VII и, позже, короля Англии Генриха II, матерью 10 детей, среди которых были и два будущих английских монарха. Ее роль в истории невозможно переоценить (недаром же ее называли бабушкой средневековой Европы).

… А еще одна была просто красивой женщиной, ангельская красота которой воспевалась трубадурами, а эксцентричное поведение сводило с ума мужчин.

АГНЕС СОРЕЛЬ

Фаворитка короля, которой удалось подружится с королевой, законодательница мод (именно благодаря ей бриллианты стали «лучшими друзьями» женщин, а модные платья обнажали одну грудь) и несравненная красавица, красоту которой признавал даже Папа Римский.

Ее жизнь была яркой, но короткой – один из поборников морали, недолго думая, отравил беременную четверым ребенком девушку ртутью.

СИМОНЕТТА ВЕСПУЧЧИ

Несравненная и прекрасная. Первая красавица Флоренции эпохи Возрождения и «дама сердца» Джулиано Медичи. Ботичелли рисовал с нее Мадонн и Венер, мужчины сходили по ней с ума, но, как ни странно, никому из них и в голову не приходило ревновать ее. Да и женщины не завидовали ей и хвалили за кроткий нрав и милую манеру общения.

… Симонетта умерла от чахотки в 23 года. Но и смерти она была прекрасна...

Новое время

XVI век

БАРБАРА РАДЗИВИЛЛ

Романтическая история любви и трагическая смерть 30-летней красавцы Барбары уже несколько столетий будоражит умы и историков, и литераторов, и художников.

Признанную красавицу и любимую жену великого князя Литовского и короля польского Сигизмунда II Августа, до свадьбы называли «великой распутницей Литвы» и сравнивали ее с Еленой Троянской.

А после смерти ей была уготовала роль Чёрной панны - приведения, которое бродит по коридорам старинного Несвижского замка.

ДИАНА ДЕ ПУАТЬЕ

Фрейлина и фаворитка короля Франции Генриха II.

Ее красота спасла жизнь мятежнику-отцу (король, как и многие мужчин, не смог выдержать слез, струящихся из прекрасных глаз) и позволила «прибрать» к рукам не только Генриха, но и всю власть в королевстве, сделав ее подлинной королевой Франции.

XVII век

НИНОН ДЕ ЛАНКЛО

Она была куртизанкой и хозяйкой литературного салона, писательницей и образованной женщиной, знавшей несколько языков и владеющей несколькими музыкальными инструментами.

Нинон была поразительно красива – до глубокой старости. И при этом – умна и иронична, свободолюбива и экстравагантна.

АНЖЕЛИКА ДЕ ФОНТАНЖ

«Прелестное создание» и одна из многочисленных фавориток Людовика XIV.

Ее судьба - наглядная иллюстрация мужского коварства: всего год носила она «титул» официальной фаворитки. А затем – тяжелые роды, мертвый ребенок и прощальный подарок от короля – титул герцогини де Фонтанж.

Официальная отставка. Отвергнутая и так и оправившаяся после родов, она удалилась в монастырь, где и умерла в возрасте 20 лет.

XVIII век

МАДАМ РЕКАМЬЕ

Жюли Рекамье. Умница и красавица. Жена банкира и хозяйка знаменитого на весь Париж салона, где собирались не только писатели, но и противники политики Наполеона.

Она пленяла своей чарующей красотой, заставляла терять голову и разбивала сердца. Но – не переходила границ, предпочитая оставлять своих поклонников в категории друзей.

КИТТИ ФИШЕР

Какой она была – Китти Фишер? История об этом умалчивает.

Известно лишь то, что она была жрицей любви, что ее любили рисовать художники, что ее красоте смертельно завидовали, что была она красива и не знала меры в мейк-апе. Это и привело ее к смерти от отравления свинцом, который в то время содержался в белилах.

XIX век

ЛИНА КАВАЛЬЕРИ

Ее называли первой фотомоделью и последней «роковой женщиной Прекрасной Эпохи». Художники писали ее портреты, а открытки с ее изображением разлетались по всему миру миллионами! О ней снимали кино и писали книги… Она была оперной певицей, которой рукоплескал весь мир.

Но причиной успеха был отнюдь не исключительный голос примадонны, а ее неземная красота. Темноглазая брюнетка, которая разбивала сердца мужчин и заставляла рыдать залы. Красавица с разбитым сердцем, страдающая от потерянной любви…

НАТАЛЬЯ ГОНЧАРОВА (ПУШКИНА)

Ее имя навсегда связано с именем Пушкина. «Чистейшей прелести чистейший образец», – писал о ней поэт. Она была его любовью, его музой, матерью его детей.

Ее прямо и косвенно обвиняли в его гибели… Хрупкая красавица с осиной талией. Аристократическая бледность. Нежные руки. Обаятельная улыбка и выразительные глаза. Классическая античная красота.

Стоит ли удивляться, что среди ее поклонников был сам император?

Красавицы ХХ века

Начало века

ВЕРА ХОЛОДНАЯ

30 ролей за 4 года. Миллионы поклонников по всему миру и огромные очереди в синематограф (и это в то время, когда бушевала Первая мировая война!). И нелепая смерть всего-то в 26 лет…

Кто бы мог подумать, что тихой и послушной девочке, «полтавской галушечке», как называла ее мать, будет уготована судьба «королевы экрана» – такая яркая и такая драматическая…

ЛИЛИ ЭЛСИ

Утонченная красота Лили вызывает восхищенные вздохи и сегодня.

Но сама она красавицей себя вовсе не считала. Застенчивая и неуверенная в себе, она видела в зеркале лишь излишнюю худобу и совсем не эффектную внешность. Преображалась она лишь на сцене.

Двадцатые годы

ГРЕТА ГАРБО

Холодная скандинавская красота и пронзительный взгляд синих глаз. Огромный талант и ореол тайны.

Одну из величайших актрис прошлого века называли «шведским сфинксом» - за нежелание давать интервью, появляться на премьерах своих фильмов и раздавать автографы поклонникам. Но это только подогревало интерес – все ее фильмы производили фурор, а интригующий взгляд гипнотизировал и покорял…

МАРЛЕН ДИТРИХ

Блондинка в брюках, с алой помадой на губах и неизменной сигаретой.

Королева экрана и революционерка в моде. Знойная женщина и икона стиля. Бунтарка и муза Ремарка и Хемингуэя. Она была умна и образованна, но считала, что женская красота важнее, чем ум. Ведь мужчинам гораздо проще видеть, чем думать. И они, оправдывая это утверждение, укладывались у ее ног штабелями!

Тридцатые годы

ЛЮБОВЬ ОРЛОВА

Не все знают, что первая кинодива СССР была родом из старинного дворянского рода. Отсюда и утонченная, «аристократическая» красота, которую не могли скрыть даже образы домработницы Анюты и или письмоносицы Дуни.

Ее боготворили и копировали. Психиатры ввели даже термин «синдром Орловой». Однако идеал был практически недостижим – талия 43 см, всегда прямая спина, стройные ноги на высоких каблуках – и вечная борьба за красоту.

ВИВЬЕН ЛИ

Ее жизнь была полна головокружительных взлетов и падений. Два «Оскара» (один из которых – за роль Скарлетт в «Унесенных ветром») и разгромные рецензии на спектакль «Ромео и Джульетта», роли Клеопатры и Офелии, страстная любовь, сметающая все преграды, и болезненный развод, жесточайшая работа над собой и слабое здоровье.

Она была одаренной актрисой и потрясающе красивой женщиной, а ее судьба сама по себе могла бы стать сюжетом фильма.

Сороковые годы

РИТА ХЕЙВОРТ

Знаменитая голливудская актриса, ставшая в третьем браке принцессой. Не надеясь на природу, она слегка подкорректировала свою внешность (и это в 40-ых годах прошлого столетия!).

Затем впервые исполнила стриптиз перед камерой (пускай это была всего лишь высокая перчатка) – и стала секс-символом Америки своей эпохи.

БЕТТИ БРОСМЕР

Обладательница совершенно фантастической фигуры (91-45-96), она была настоящим секс-символом 40-ых - 50-ых и самой высокооплачиваемой моделью той поры.

Начав свою карьеру в 13 лет, она более полусотни раз надевала корону королевы красоты на различных конкурсах, позировала более чем для 300 журнальных обложек и зазывно улыбалась со всех бигбордов страны.

Эпоха пятидесятых

МЭРИЛИН МОНРО

Сексуальная блондинка с ранимой душой ребенка…

Талантливая актриса и несчастная женщина, яркая и ослепительная в кино – и наивная, доверчивая и в то же время замкнутая – в жизни. Ее аура пленяла всех без исключения.

Ее любили камера и режиссеры, а она любила жизнь… Наверное, поэтому и кажется такой нелепой официальная версия о ее самоубийстве.

СОФИ ЛОРЕН

Знаменитая итальянская актриса отпраздновала 82-летие. Она не скрывает свой возраст. Более того, активно снимается в рекламе и ведет светскую жизнь, поражая всех своей стройной девичьей фигурой, идеальной прической и макияжем.

В ее «копилке» 181 фильм, 12 наград кинофестивалей (включая «Оскар»), 2 сыновей и любовь миллионов почитателей ее красоты и таланта.

Шестидесятые

ОДРИ ХЕПБЕРН

О ней говорили, что при рождении ее поцеловал в щечку Бог. Она была не только выдающейся актрисой и фотомоделью, но и послом доброй воли, а ее имя навсегда стало синонимом не только таланта, но и женственности, истинной красоты, великодушия и очарования.

Ее глаза всегда излучали добро и улыбку, у нее был ангельский характер и потрясающая работоспособность, она без остатка отдавала себя людям – и стала эталоном Настоящей Леди.

БРИДЖИТ БОРДО

В начале 50-ых она произвела настоящий фурор, появившись в кино.

Затем на пляже в бикини, затем подарила модницам знаменитую «бабетту», стала моделью для бюста Марианны, символа Франции, а накануне своего 40-летия объявила об уходе из профессии и решила полностью посвятить себя защите животных.

Семидесятые

КЛАУДИА КАРДИНАЛЕ

Одна из самых красивых женщин мира никогда не мечтала о карьере актрисы, планируя стать учителем, чтобы обучать грамоте детей в Африке. Но судьба распорядилась иначе.

Поразительная красота, колдовские черные глаза и Его величество Случай сделали ее звездой мирового кино, любимой актрисой Лукино Висконти и Федерико Феллини.

ИРИНА АЛФЕРОВА

Чарующие васильковые очи и мягкая женственная красота принесли актрисе больше хлопот, чем радости.

Еще в юности она тяготилась своей внешностью: мужчины проявляли повышенное внимание, женщины откровенно завидовали. Да и в карьере красота не особо ей помогла: роли Даши в Констанции – скорее, исключение из правила. Вот и сама актриса не любит, когда хвалят ее красоту – предпочитает, что бы ценили ее актерские способности.

Восьмидесятые годы

Детство в семье алкоголиков, участие в телешоу и последовавшее за этим погружение в разгульную жизнь – с клубами, бесконечными тусовками и кокаином. Она смогла все это перебороть.

Удивительная стойкость характера позволили ей добиться мировой славы – одна из самых красивых женщин планеты стала первой актрисой с 10-миллионым гонораром. Хотя личная жизнь оказалось не столь успешной как карьера…

КИМ БЕССИНДЖЕР

Красота Ким расцвела только к 17 годам. Зато каким пышным цветом!

Титул «Мисс Джорджия», успешная карьера модели, затем – не менее успешная – в кино. Она была секс-символом 90-ых: позировала для «Playboy», снялась в эротической мелодраме «9 1/2 недель» и даже получила «Оскар» за роль проститутки в фильме «Секреты Лос-Анджелеса».

Конец столетия

Знойная итальянка, модель в прошлом и актриса – в настоящем, она хоть и перешагнула полувековой рубеж, но до сих пор «разит наповал» одним только взглядом.

Ее красота практически совершенна. Режиссеры видели в ней и Марию Магдалину, и Клеопатру, и куртизанку. Она была «лицом» Dior и представляла бренд Dolce & Gabbana, снималась обнаженной для глянца (даже будучи «в интересном положении») и позировала легендарным фотографам.

КЛАУДИЯ ШИФФЕР

Рост – 180 см, 41-ый размер ноги – в подростковом возрасте Клаудия ужасно комплексовала и стеснялась своих совсем «не женских» параметров. И даже приглашение на пробную фотосессию она сочла ошибкой.

Ну, а потом были - обложка «Elle» (а впоследствии – и Cosmopolitan, Harper’s Bazaar, Marie Claire, Playboy, Vogue и др. журналов), бесчисленные показы ведущих домов моды, контракт с L’Oreal и Chanel. И великий Лагерфельд, для которого она стала музой.

(Visited 39 816 times, 13 visits today)

В начале XIX века в эпоху ампир в моде естественность и простота. Даже косметического эффекта дамы пытались достичь естественными способами: если требовалась бледность – пили уксус, если румянец – ели землянику. На некоторое время из моды выходят даже ювелирные украшения. Считается, что, чем красивее женщина, тем меньше она нуждается в украшениях…

Белизна и нежность рук во времена ампира так ценились, что даже на ночь надевали перчатки.

В нарядах заметно подражание античной одежде. Так как эти платья делались в основном из тонкого полупрозрачного муслина, модницы рисковали подхватить простуду в особо холодные дни.

Мадам Рекамье – знаменитая парижская красавица, самая известная в истории хозяйка литературного салона

«Портрет мадам Рекамье» — картина французского художника Жака Луи Давида, написанная в 1800 году.

Для создания эффектных драпировок, красиво обрисовывающих природные данные, дамы использовали нехитрый прием античных скульпторов – увлажняли одежду, неслучайно, что смертность от пневмонии была в те годы очень высока.

Французский "Журнал де Мод" в 1802 г. даже рекомендовал своим читательницам посетить Монмартское кладбище, чтобы посмотреть, сколько юных девушек стали жертвой «нагой» моды.

Тереза Кабаррюс

Парижские газеты пестрили траурными хрониками: «Госпожа де Ноэль умерла после бала, в девятнадцать лет, мадемуазель де Жюинье — в восемнадцать, м-ль Шапталь - в шестнадцать!» За несколько лет господства этой экстравагантной моды умерло женщин больше, чем за предшествовавшие 40 лет.

Терезия Тальен считалась «красивее капитолийской Венеры» — столь идеальна у нее была фигура. Она и ввела «нагую» моду. Самое легкое платье весило 200 грамм!

Только благодаря египетскому походу Наполеона в моду вошли кашемировые шали, которые широко популяризировала супруга императора – Жозефина.

В 20-х годах XIX века фигура женщины напоминает песочные часы: округлые «вздутые» рукава, осиная талия, широкая юбка. В моду вошел корсет. Талия должна быть неестественной по объему - около 55 см.

Владимир Иванович Гау. Портрет Натальи Николаевны Гончаровой- Пушкиной.

Стремление к «идеальной» талии нередко приводило к трагическим последствием. Так, в 1859 г. одна 23-летняя модница скончалась после бала из-за того, что три сжатых корсетом ребра вонзились ей в печень.

В.Гау. Наталья Николаевна Гончарова . 1842-1843 гг.

Ради красоты дамы готовы были терпеть разные неудобства: широкие поля дамских шляпок, которые свисали на глаза, и передвигаться приходилось едва ли не на ощупь, длинные и тяжелые подолы платьев.

П. Деларош. Портрет певицы Генриэтты Зонтаг, 1831.

В авторитетном британском журнале «Ланцет» в 1820-е годы было высказано мнение, что в мышечной слабости, заболеваниях нервной системы и других недугах женщинам стоит винить вес своих платьев, составлявший около 20 килограммов. Нередко дамы путались в собственных юбках. Королева Виктория как-то вывихнула лодыжку, наступив себе на подол.

Во второй половине 19 века возродилась тяга к искусственности. Здоровый румянец и загар, крепкое, сильное тело стали признаками низкого происхождения. Идеалом красоты считались «осиные талии», бледные лица, изнеженность и утонченность.

Смех и слезы светской красавицы должны быть красивы и изящны. Смех должен быть не громкий, но рассыпчатый. При плаче можно уронить не более трех-четырех слезинок и наблюдать, чтобы не испортить цвет лица.

Камилла Клодель

В моде болезненная женственность. Речь идет как о душевных болезнях, при которых неуравновешенность граничит с безумием, символом такой красавицы может служить Камилла Клодель – муза и ученица скульптора Огюста Родена, так и болезнях тела, как у Маргариты Готье, смертельно больной туберкулёзом куртизанки – героини романа «Дама с камелиями» Александра Дюма.

Для придания лицу матовой бледности дамы принимали три раза в день толченый мел (хорошо очищенный мел можно было получить в аптекарских магазинах; употреблять мелки, предназначенные для карточной игры, было нельзя) и пили уксусный и лимонный сок, а круги под глазами достигались за счёт специального недосыпания.

Месяц март, который считается месяцем истории женщин, подходит к концу. И в честь его вот такая подборка. 10 из многих революционных женщин-художниц, которые своим творчеством сделали мир более красивым местом, и более равноправным для половины человечества.

Это женщины-художницы, воплотившие идею феминистского искусства задолго до того, как термин был придуман. Были ли они в искусстве во время итальянского Возрождения или в 19 веке Нью-Йорке, их творчество доказывает, что женщины всегда способны вносить свой значительный вклад в мировую копилку искусства.
На первой репродукции Портрет Алисы Лидделл работы Камерон

1. Джулия Маргарет Камерон

Джулия Маргарет Кэмерон (Julia Margaret Cameron) было 48 лет, когда в её руки впервые попала фотокамера. Было это ещё в позапрошлом веке, в далёком 1868 году. Но за короткие 11 лет своей карьеры фотохудожника, Джулия добилась многого.


Кажется, что ее мечтательные портреты специально упивалются недостатками фото, она использует размытия и туман, чтобы вызвать в воображении зрителей четкую сущность человека над миметическим (греч. mimetes — подражатель) сходством. Думаю, что если кого-то в этом списке и любили бы Instagram, это была бы Камерон.

2. Проперция де Росси

Проперция де Росси (1491—1530) родилась в Болонье и всю свою жизнь там проработала.

Наверно, она была п ервой женщиной, разрушившей стереотипы общества эпохи Возрождения. Болонская художница и скульптор, которая без оглядки на прошлое и настоящее занималась поистине мужским занятием - резьбой по камню, обработкой мрамора и а также гравюрой.

Еще девочкой она начинала свой путь с резьбы персиковых косточек, которые казались по тонкости работы и изящной манере удивительным чудом.
На столь крошечной косточке Росси удавалось передать все страсти Христовы, выполненные прекраснейшей резьбой с бесчисленным количеством действующих лиц.

3. Элизабетта Сирани

Родилась в 1638 году. Хотя она умерла в молодом возрасте 27, Sirani создала более 200 картин в течение своей жизни, сочетая драматический темный-фон с острыми, яркими цветами и изображениями мощных героинь.

Дочь художника болонской школы Джованни Андреа Сирани, одного из ближайших учеников и сотрудников Гвидо Рени. Начала заниматься живописью в 12 лет под влиянием ценителя и историка искусства Карло Чезаре Мальвазии, впоследствии включившего её биографию — единственной женщины — в свою известную книгу о художниках Болоньи (1678).


Отец поначалу относился к этим занятиям скептически, но год спустя принял дочь в мастерскую. Уже к 17-ти годам она стала вполне сложившимся живописцем и гравёром, с этого времени вела тетрадь, в которую записывала все свои работы.

Её манера близка к Гвидо Рени, их произведения несколько раз путали: так известный предполагаемый портрет Беатриче Ченчи работы Сирани долгое время приписывался Рени.

4. Эдмония Льюис

Американская женщина-скульптор афро-индейского происхождения

Родилась в г. Олбани в 1844 году. Отец — афроамериканец, мать — из индейского племени чиппева. Оба родителя умерли, когда она была ребёнком. Эдмония вместе со старшим братом жили в семье родственников матери в Ниагара-Флос. Через три года брат предложил ей отказаться от работы на дому и поступить в школу.

Училась в подготовительном Оберлин-колледже в Огайо — одном из первых учебных заведений США, куда принимали женщин различных рас. Именно там Эдмония заинтересовалась скульптурой и начала свою карьеру в искусстве.


Тем не менее, она сталкивается с дискриминацией в течение всего ее образования - в ​​ том числе ее избивали и обвинили в отравлении однокласснико в. После окончания, она переехала в Бостон, чтобы продолжить работу, а именно воссоздать аболиционистов и героев гражданской войны.

В конце концов она провела большую часть своей творческой карьеры в Риме, где создала красивые мраморные скульптуры в неоклассической традиции. Наиболее известна по мраморной скульптуре, "Смерть Клеопатры", и мы можем понять, почему. Форма имеет всю драму Микеланджело.

5. Джудит Лейстер

Родилась в 1609 году в Гарлеме, Нидерланды, стала первой женщиной-художником, зарегистрированной в Харлемской гильдии Святого Луки.
Она наиболее известна своей "Self-Portrait". Славится игривой текучестью, в то время, когда большинство женских портретов были жесткими и серьезными.

6. Софонисба Ангиссола

Родилась в 1532 году.
Anguissola, старшая из семи детей, благородного происхождения, а отец заверил ее, что она будет иметь лучшее образование в любом направлении, которое выберет.

Он, видимо, был человеком слова, и Микеланджело стал для Anguissola неофициальным наставником. Она получила большие возможности из-за богатства и статуса, но по-прежнему лишена многих возможностей как художник, потому что она была женщиной.
Например, потому, что считалось неподходящим для женщины смотреть на обнаженные модели.


В последние годы жизни Ангиссола писала не только портреты, но и полотна на религиозные темы, как и в дни своей юности. Однако многие ее картины были впоследствии утрачены.
Удачная торговля ее мужа и щедрая пенсия от Филиппа II позволили ей свободно заниматься живописью и комфортно жить. Она была ведущим портретистом в Генуе, пока не переехала в Палермо в последние годы жизни. В 1620 она создала свой последний автопортрет.

7. Святая Екатерина Болоньи

Родилась в 1413 г. Художник, монахиня и, как вы уже догадались, святая. Она выросла хорошо обученной в рисунке, и с образованием, как дочь аристократа, служила в качестве фрейлины до ухода в монастырь.
Теперь ее считают покровительницей художников.
Многое художники приезжали к ней с визитом учиться и делиться мнениями о направлениях в развитии искусства.
Она создала свой собственный стиль, которому многие художники стремились подражать.
Её успех открыл путь в художники других женщинам эпохи Ренессанса, таким как Лавиния Фонтана, Барбара Лонги, Феде Галиция и Артемизия Джентилески.

8. Левина Теерлинк

Родилась в 1593г.
Джентилески, дочь художника, выросла в мастерской своего отца в детстве.
В 18 лет была изнасилована художником Агостино Тасси, работающим с ее отцом, и подверглась допросу, унижениям и даже пыткам, желая добиться осуждения преступника.

После семимесячного судебного разбирательства, мучительного для Артемизии, Тасси был признан виновным и приговорён к году тюрьмы.

Выйдя замуж за художника Пьерантонио Стиаттеси (брак устроил её отец), Артемизия в том же 1612 году переехала во Флоренцию.

Феминистское творчество Джентилески, наполнено героическими женщинами. Ее эстетика одинаково смелая и сильная, она сторонится традиционных представлений о женской слабости.
Часто ее полотна сочетают сексуальность и насилие, например, «Джудит убивает Олоферна».

Петр Федорович Соколов (1791-1848)

Необъятные просторы России, разнообразие природы и разнообразие народов, населявших ее, рождали и особые, разнообразные типы женской красоты. Все впитывала в себя Россия, и южную турецкую кровь, и западную немецкую, и северную польскую... Каких только красавиц не встретите вы на ее просторах...

"Портрет неизвестной в красном берете"

Соколов - родоначальник жанра русского акварельного портрета с натуры, вытеснившего в 1820-40-х гг. портретную миниатюру. Его акварельные портреты - окна в минувшее, через которые в XXI век смотрят давно покинувшие мир светские красавицы. Красота неяркого колорита, очарование, свойственное образам, заставляют нас и теперь, по прошествии более полутораста лет, высоко ценить его искусство.

"Портрет девушки в красном платье"

Петр Федорович закончил Академию художеств в 1809 году по классу исторической живописи. За «Плач Андромахи над телом Гектора» он получил вторую (малую) золотую медаль. Поначалу бедствовал, но довольно скоро начал давать уроки живописи и стал заниматься акварелью, имевшей большой успех из-за быстроты исполнения, возможности писать без утомительного позирования. Иметь свою домашнюю коллекцию акварелей до 1917 года считалось признаком хорошего тона и благосостояния. Но, создавая прекрасные портреты, художник фактически убивал себя мыслями о том, что не пишет больших сюжетных полотен, которые должны были бы обессмертить его...

"Портрет И.Г.Полетики" Вторая половина 1820-х годов

Идалия Григорьевна Полетика (1807–1890), внебрачная дочь графа Г.А.Строганова. В 19 лет вышла замуж за кавалергарда А.М. Полетику и с годами стала довольно заметной дамой петербургского света. Она олицетворяла тип обаятельной женщины не столько миловидностью лица, как складом блестящего ума, веселостью и живостью характера, доставлявшего ей всюду постоянный, несомненный успех. Сыграла трагическую роль в преддуэльной истории А.С.Пушкина, была его злейшим врагом.

"Портрет А.С.Глинки-Мавриной"

Александра Семеновна Глинка-Маврина (1825-1885) - жена Бориса Григорьевича Глинки, Андреевского кавалера, генерал - адъютанта, племянника В.К. Кюхельбекера. В 1830 г. Глинка служил посредником между Пушкиным и Кюхельбекером при попытке издания сочинений. Пушкин был знаком с его женой.

"Портрет П.Н.Рюминой" 1847 г.

Прасковья Николаевна Рюмина (1821–1897). Портрет заказан к свадьбе. В.А.Соллогуб писал, что жених «обязывается к самому смешному мотовству… Предстоят непременные подарки. Портрет, писанный Соколовым, браслет чувствительный, турецкая шаль…»

"Портрет С.А.Урусовой" 1827 г

Княжна Софья Александровна Урусова (1804–1889) «…Дочери князя Урусова справедливо считались украшением московского общества того времени», - писал французский историк Марк Рунье. Весной 1827 года в доме Урусовых часто бывал Пушкин, на которого «красота и любезность молодых хозяек действовала возбудительно, и он бывал весьма весел, остер, словоохотлив»

"Портрет великой княгини Александры Федоровны" 1821 г.

Великая княгиня Александра Федоровна (1798–1860) с 1817 года жена великого князя Николая Павловича, будущего императора Николая I. Она стала кумиром целого поколения, многие поэты пушкинской поры посвящали ей свои стихи.

Этот портрет относится к числу несомненных шедевров. Виртуозно выписанный воздушный перламутрово-жемчужный наряд августейшей особы контрастирует с холодным взглядом ее глаз, создавая весьма неоднозначный образ.

"Портрет Е.К.Воронцовой" около 1823 г

Этот портрет является одним из шедевров Соколовa. Знаменитую петербургскую красавицу писали многие художники, но никто не изобразил ее такой очаровательной и женственной. Художник использует в изображении поверхность белой бумаги, создавая воздушный фон при помощи легкой акварельной заливки. Портрет Воронцовой восхищает совершенством филигранной отделки, изысканностью тонких цветовых сочетаний.

"Портрет Ю.П.Соколовой" Около 1827 г

Юлия Павловна Соколова (1804–1877), с 1820 года жена П.Ф.Соколова. «Живая, кокетливая, почти ребенок, она с ним никогда не скучала. Любила светскую жизнь, и муж, влюбленный в нее до обожания, по-видимому, вполне разделял ее вкусы», - вспоминала их внучка А.А.Исакова. Этот, один из самых проникновенных портретов, был создан «в один сеанс, в одно утро »

"Портрет А.О.Смирновой - Россети"

Александра Осиповна Смирнова (1809–1882), друг Пушкина, Гоголя, Жуковского, Вяземского, Аксаковых… Почти все поэты Пушкинской эпохи посвящали ей стихи. Гоголь ей первой читал главы 2-го тома «Мертвых душ». Оставила интереснейшие воспоминания о светской, литературной и духовной жизни XIX века.

"Портрет Е.М.Хитрово"

Елизавета Михайловна Хитрово (1783–1839), дочь М.И.Голенищева-Кутузова. Европейски образованная, Елизавета Михайловна была вместе с тем искренней патриоткой, преданной хранительницей славы своего отца, ревностной поклонницей русской литературы и восторженной почитательницей гения Пушкина. Художник сумел передать в портрете большую душевную щедрость, доброту и благородство натуры этой незаурядной женщины. Портрет написан за год до смерти Елизаветы Михайловны.

"Портрет М.Т. Пашковой с дочерью Александрой"

"Портрет неизвестной в голубой пелерине с горностаем" 1843

"Женский портрет" 1847 г.

"Портрет графини А.П.Мордвиновой "

"Портрет графини Шуваловой"

"Портрет Чертковой Е.Г."

Черткова Елена Григорьевна (1800-1832), урожденная графиня Строганова. Сестра по отцу И.Г. Полетики.

"Женский портрет" 1830 г.

Портрет Александры Григорьевны Муравьёвой (1804-1832)

"Портрет императрицы Александры Федоровны"

"Княжна Голицына Александра Александровна" 1840-е

"Портрет С.Ф.Толстой"

Сарра Фёдоровна (1821-1838) - дочь графа Федора Ивановича Толстого. Девушка была известна своей необыкновенной одаренностью как поэтесса.

"Портрет графини Сологуб Н.Л."

Сологуб Надежда Львовна (1815-1903) графиня, фрейлина.

"Портрет графини О.А.Орловой" 1829 г

Графиня Ольга Александровна Орлова (1807–1880) В 1826 году вышла замуж за графа А.Ф.Орлова. В 1847 году была пожалована в статс-дамы

Музыка: ДиДюЛя «Тайна»

Матушка-природа ничего совершеннее женщины не изобрела. Это всею мощью своего таланта всю жизнь доказывал, и таки доказал, один из величайших живописцев XIX века Франц Ксавьер Винтерхальтер.Его фамилия - составная. И первая часть переводится как «зима». А как переводится вторая - и без меня все знают...Но вот, что это значит в совокупности, я не понимаю... Это для меня первая загадка художника. :)Так написать женщину, как это делал герой нашего рассказа, в середине XIX века в Европе умели не многие живописцы.Заказчицам неимоверно импонировало, что Винтерхальтер, как никто, умел придать женской фигуре грациозность и изящество, глазам - таинственность, а улыбке - многообещающее лукавство. А уж как он передавал изысканные дамские туалеты! Под его кистью атлас шелковисто струится, кружева тончайшей вязью окутывают, драгоценные камни и жемчуга мерцают. Но самое главное: он принципиально не видит у изображаемых дам недостатков! На его портретах все они невероятно красивы, но при этом похожи на самих себя. Как он это делал - вторая загадка Винтерхальтера. Но это - величайшее искусство!

Франц Ксавье Винтерхальтер родился в 1805 году в маленькой деревне в Шварцвальде. В13 лет ушёл из дому обучаться рисованию.

Автопортрет в возрасте 17 лет

А когда ему стукнуло 18, он за свой талант удостоился стипендии великого герцога Баденского и начинает обучаться в Академии художеств.

На жизнь парень зарабатывает тяжелым трудом литографа...

Автопортрет в возрасте 25 лет

Автопортрет с братом Германом

Вступление Винтрехальтера в придворные круги состоялось в 1828 году, когда он стал учителем рисования маркграфини Баденской Софии. Вскоре учитель утверждается придворным художником…

София, маркграфиня Баденская

Но он не задерживается в Бадене, а перемещается во Францию, где на выставке 1836 года всеобщее внимание привлекли две его жанровые картины - Il dolce Farniente и Il Decameron.

Декамерон


Винтерхальтер быстро сделался модным. О нем говорят.

Успех приносит ему репутацию мастера аристократической портретной живописи, способного сочетать «точность портретного сходства с не всеми уловимой лестью». За это и был назначен придворным художником Луи-Филиппа, короля Франции.
Но в высоких художественных кругах репутация Винтерхальтера от этого только пострадала.

Критики отвернулись.

Но заказы от аристократов при этом сыпались дождём.

Виктория Августа Антуанетта Саксен-Кобург-Гота-Кохари, герцогиня де Немур


Франческа Каролина Браганза, принцесса де Жуанвиль


Революция и падение короля Луи-Филиппа в 1848 году вынудили Винтерхальтера уехать в Швейцарию, где он вернулся к тематической живописи и написал полотно «Флоринда», являющее собой радостный праздник женской красоты. Пишет пастушек, молочниц и других простых сельских девушек...

Флоринда


Весна

После вступления на престол Наполеона III вернулась и востребованность художника лучшими домами Франции.

Он продолжил «неуловимо льстить», изображая струящийся атлас и волнительные кружева...

А есть ли женщина, равнодушная к изображению платья, в котором она позирует художнику?

Но кроме того мастеровитый Винтерхальтер умел передавать на холсте шелковистость волос, блеск глаз, бархатной кожи и чувствительность губ...

Критики критиковали, но они не могли остановить поток заказов от графинь, принцесс, герцогинь и императриц.

И все они терпеливо стояли к нему в очередь!

Александр Дюма видел это своими глазами: «Дамы в течение месяцев ждут своей очереди, чтобы попасть в ателье Винтерхальтера, они записываются, они имеют свои порядковые номера и ждут - одна год, другая восемнадцать месяцев, третья два года. Наиболее титулованные имеют преимущества…»


Королева Виктория, 1843 г.


Королева Виктория, 1859 г.


Королева Виктория, принц Альберт и маленький принц Артур принимают подарки от герцога Веллингтона



По самую макушку погруженный в атмосферу женской прелести, художник лишь на 47-м году жизни решает создать собственную семью, но его предложение руки и сердца было отвергнуто.

Имя этой женщины история умалчивает, но делает намёки, и один из них у нас с вами впереди…

***
Когда «королевский художник» Винтерхальтер стал пользоваться постоянным спросом при дворах Британии, Испании, Бельгии, Германии, Франции, этот всеевропейский ажиотаж не мог пройти мимо российских аристократок. Приезжавшие в Париж русские дворянки тоже вставали в очередь.

Там были императрицы, великие княгини, а также прекрасные представительницы княжеских и графских родов.

Леонилла Барятинская, княгиня Сайн-Витгенштейн-Сайн, 1843 г.


Леонилла Барятинская, княгиня Сайн-Витгенштейн-Сайн, 1849 г.

Императрица Александра Федоровна, супруга императора Николая I

Императрица Мария Александровна, жена Александра II

Великая княгиня Ольга Николаевна, дочь императора Николая I

Великая княгиня Александра Иосифовна, супруга Константина Николаевича,

младшего брата императора Александра II

Графиня Софья Бобринская, урожденная Шувалова

Княгиня Елизавета Эсперовна Трубецкая

Елизавета Александровна Чернышева, княгиня Барятинская

Софья Трубецкая графиня де Морни супруга Щарля Огюста Жозефа Луи графа де Морни

Графиня Ольга Шувалова

Елена Шувалова, в первом браке Орлова-Денисова

Со временекм стало очевидным и общепризнанным, что самый волнительный портрет русской красавицы кисти Винтерхальтера - это портрет Варвары Дмитриевны Римской-Корсаковой.

Варвара Дмитриевна была звездой высшего света Москвы и Санкт-Петербурга.

Варвара Дмитриевна Римская-Корсакова

Надменный Париж тоже склонился в восхищении перед ее красотой, которая затмевала красоту первой французской красавицы - императрицы Евгении, чем вызвала большое недовольство последней.

Императрица Евгения

Имеператрица Евгения с фрейлинами



При этом русскую красавицу Варвару Винтерхальтер писал дважды.

И оба раза у него Римская-Корсакова не просто красива, она ослепительно прекрасна!

Всем заметная личная симпатия художника не позволяет отнести изображение Варвары Дмитриевны к числу обычных парадных портретов.

Зато это позволило сделать вывод, что художник был в неё тайно влюблен.

Так ли это на самом деле?

Но это навсегда осталось третьей загадкой Винтерхальтера, которую он в 1871 году унес с собою в могилу, так и оставшись неженатым.

Написав столько портретов русских красавиц, художник никогда не бывал в России!

И эту, последнюю, загадку Винтерхальтер тоже унёс с собою.