Государство

Все о скульптуре микеланджело оплакивание христа. Ватиканская Пьета Микеланджело: что стоит знать

Практически каждому приходилось сталкиваться если не с биографией, то хотя бы с именем выдающего мастера Микеланджело. Давайте же ознакомимся с описанием жизни и мастерством великого гения.

Кто такой Микеланджело?

Микеланджело Буонарроти (1475‒1564) ‒ одно из величайших светил в нескольких художественных областях одновременно. Его считают великим мастером Высокого и Позднего Возрождения, ведь именно эта личность смогла проявить свою универсальность в архитектуре, в живописи, в поэзии, в скульптуре. На протяжении жизни он неоднократно брался за грандиозные художественные задачи и шел твердо к своей цели, при этом совершенно игнорируя препятствия. Можно сказать, что Микеланджело был мыслителем-одиночкой, так как он вел непрерывную борьбу с окружающим миром, при этом чувствуя себя весьма отчужденным и неустроенным. Но, невзирая на все преграды, эта личность взошла на новую ступень в истории искусств.

Гениальность скульптора

Наряду с такими знаменитыми художественными деятелями, как Леонардо да Винчи и Рафаэль, Микеланджело приобрел неувядающую известность. Для него первоосновой являлось познание окружающего мира, и именно его возводят в ряды первейших скульпторов своего времени. Почему? Дело в том, что именно Микеланджело познавал в деталях строение человеческого организма, при этом показывая изящность и великолепие тела. Невзирая на то, что ему приходилось часто подчиняться капризам правителей, он с легкостью мог переходить к новым преобразованиям в архитектуре, в создании фресок, в живописи. Легкость в выполнении работ подчеркивает уникальность этого человека, произведения которого и сегодня можно увидеть в музеях.

Знаменитая скульптура Микеланджело «Пьета»

Микеланджело очень много работал как скульптор, и сейчас мы познакомимся с пиком его творчества. Скульптура Микеланджело Буонарроти «Пьета» - первая из общего числа работ, которая прославила великого итальянца на всю страну. На данный момент эта мраморная скульптурная композиция, которая именуется еще как «Оплакивание Христа», находится в соборе Святого Петра в Ватикане. Она является показателем непоколебимой веры самого создателя, глубины и драматизма Библейской истории, которая подчеркивает гуманистические идеалы Ренессанса.

Кратко об истории создания

Создавалась скульптура Микеланджело «Пьета» для французского кардинала Жана Билэра де Лагрола еще в 1496 году. Уже в столь юном возрасте (ему исполнился тогда только 21 год) Микеланджело заключил контракт с кардиналом на создание надгробной Пьеты. Тема была весьма ответственная, но срок на создание скульптурной композиции был отведен очень малый - всего лишь год. Однако работал Микеланджело около двух лет. Пожалуй, поэтому работа так мастерски выполнена, ибо скульптор детализировал объемы так точно и академично, и было просто невозможно сотворить все быстро. Этот факт подчеркивает его трудолюбие и умение доводить свои произведения до совершенства.

Интересным является то, что это единственная его скульптура, которая была подписана. Дело в том, что при окончании работы она ее выставили на всеобщее созерцание. Из уст зрителей лился бескрайний восторг, некоторые из них читали молитвы и божились на такое великолепное творение. Реакция людей была поразительна, и однажды в поздний час Микеланджело тайно пробрался в собор с инструментами и указал на поясе Мадонны полную достоинства надпись: «Микеланджело Буонарроти, флорентиец». Отныне скульптор стал узнаваемым гением.

Трагическая тема в скульптуре «Пьета» Микеланджело. Описание

На то время тема Библейского мотива была просто недопустимой для мастеров. Бесстрашно нарушив традицию, он воссоздал образ юной Марии, скорбящей матери, с ее чувственностью, любовью, великодушной воздержанностью. Мы можем наблюдать, насколько мастерски Микеланджело смог передать композиционное построение, выражающее психологическую окраску трагедии. Слегка склонена голова Богородицы. Она смотрит на лицо сына, лежащего на ее коленях, глаза которого сомкнуты глубоким сном. Глядя на это изваяние, можно прочувствовать то глубочайшее недоумение матери, горесть, которая ложится на ее сердце. Это произведение внесло новизну в передачу драматизма. Посредством натуральной величины композиции и положения фигур скульптор отбросил прежние взгляды по данной теме.

Нападение на творение

К сожалению, даже на это «святое» творение было совершено нападение. Случилось это в 1972 году. После празднования Дня Святой Троицы на произведение искусства было совершенно нападение одним австралийским геологом - Ласло Тота. Он возомнил себя восставшим из мертвых и стремительно нанес молотком 15 ударов по скульптуре Микеланджело.


Скульптура Микеланджело «Пьета» повредилась - у Девы Марии были отбиты рука до локтя и левый глаз. После этого инцидента скульптуру отреставрировали и поместили под защиту пуленепробиваемого стекла.

Последний вздох творческого гения

Скульптурное произведение Микеланджело «Пьета Ронданини» было создано за шесть дней до его смерти. Оно оставалось на стадии первоначальной обработки, идейная аналогия которой имела также библейский мотив. Прежде всего, скульптор хотел воссоздать фигуру Богоматери, которая поддерживает тело своего Сына. Тело имеет настолько исхудалый вид, что подчеркивает безнадежность и безвозвратность жизни. Руки его, по замыслу, должны были быть раскинутыми в стороны, но в последние дни мастер видоизменил композицию. Отныне руки Христа были прижаты к телу. Мы видим некую внешнюю бессвязность двух фигур, но при этом чувствуется нераздельность их духовного характера, внутренняя, которая создает единую форму. Скорбь матери протекает в мучительной безмолвности, где нет ни страха, ни слез.

Итак, мы рассмотрели только два из всеобщего числа произведений Микеланджело. Этот гений создал немало творений, которые подчеркивают в буквальном смысле безграничность внутреннего мира итальянского художника времен Ренессанса.

Недавно перечитывала Уолтера Патера. В его эссе о поэзии Микеланджело нашла строки, которые воскресили в памяти образ «Пьеты Ронданини»: «Вся его надежда основана на сознании неведения - неведения человека, неведения природы духа, его происхождения и его способностей <…> Он поэт всей этой области чувств, - поэт, и поныне живо приковывающий наши задушевные мысли - немые вопросы о посмертном переходе в бесформенное состояние, предшествовавшее жизни; о перемене, о возмущении против этой перемены; далее о смягчающем, светлом порыве жалости; наконец, вдали неопределенный, смутный, но не более смутный, чем самые определенные мысли человечества за три столетия о предмете, столь близком его сердцу, о новом теле - неверный свет, неуловимый, внешний эффект на слишком неподвижных или слишком бесформенных лицах; греза расплывающаяся в мерцании утра, неверная, бесцельная, беспомощная; слабость слуха, памяти, осязания, дыхания, огонек на пороге двери, перышко в вихре». (У.Патер. Ренессанс. Очерки искусства и поэзии. М., 2006. С. 127-128.):

Последнее произведение Микеланджело находится сейчас в замке Сфорцеско в Милане. В наш первый приезд в Милан «Пьета Ронданини» была на реставрации. Когда мы оказались в Милане снова, то до последнего мига не верилось, что мы ее увидим. Она сияла белизной, оторваться от созерцания этой тающей скульптурной группы было очень трудно. Только на снимке я разглядела, что ее постамент – это кусок античного надгробия, рядом с «Пьетой Ронданини» ты устремляешь взгляд только ввысь:

Как и в других работах Микеланджело образ возникает в единстве проработанного и незавершенного:

Но характер незавершенности «Пьеты Ронданини» совершенно иной, нежели в скульптурах гробницы Медичи. Незаконченность последней работы – это невозможность сказать телесным языком скульптуры то, что думал мастер. Создание произведения здесь превращается в процесс его разрушения.

О «Пьете Ронданини» прекрасно написал В.Н.Лазарев: «Над этой вещью, начатой около 1552 года, мастер еще работал за шесть дней до смерти. Группа осталась незаконченной, но и в том фрагментарном состоянии, в котором она до нас дошла, „Пьета Ронданини" оставляет незабываемое впечатление.
Поначалу Микеланджело принялся обрабатывать глыбу для композиции иного типа, зафиксированной на одном рисунке в Оксфорде. Это должно было быть „Положение во гроб"; мертвого Христа поддерживали сначала две фигуры, а затем одна <…> Но затем, почти десять лет спустя, он вновь вернулся к работе над группой, подвергнув ее весьма существенным изменениям. Он стал выпрямлять тело Христа и сближать его с фигурой Марии. Одновременно он отказался от сильного наклона обеих голов.
Все эти изменения оставили свой след на поверхности камня: голова Христа изваяна из правого плеча Марии, рука Христа - из правой части фигуры богоматери и ее бедра; первоначальное левое плечо Христа и левый край его торса были использованы в дальнейшем как материал для его левой руки и для левой руки Марии; наконец, голове Марии придано более прямое положение, почти параллельное наклону головы Христа. Все эти изменения привели к тому, что „Положение во гроб" уступило место «Оплакиванию Христа» <…>:

«Пьета Ронданини» - одно из самых трагичных по своему замыслу произведений Микеланджело. В нем великий мастер как бы прощается с жизнью. Безмерна степень того отчаяния, которое воплощено в этих двух одиноких фигурах, затерянных в огромном мире. Мать прижимается к мертвому телу сына, не будучи в силах с ним расстаться. Она не плачет, не кричит от страха и ужаса, не ломает руки. Ее скорбь безмолвна. В этом тончайшем по своей одухотворенности образе Микеланджело передал то, что он сам чувствовал и ощущал, - трагедию одиночества. Неустойчивые фигуры, охваченные единым, развернутым по параболе движением, приобрели необычайно вытянутые пропорции, от столь излюбленного мастером энергичного контрапоста не осталось и следа, тело стало инертным и преувеличенно хрупким. Пластическая масса, которой всегда так дорожил Микеланджело, как бы растаяла, улетучилась, испарилась, духовному началу здесь, строго говоря, уже не с чем бороться. В этой скульптурной группе художник впервые преодолевает мучительный конфликт противоборствующих сил, но ценою предельного облегчения материи, приобретающей удивительную одухотворенность <…>:

Весь пройденный им жизненный путь отныне представляется Микеланджело сплошным заблуждением. В замечательном по своим поэтическим красотам сонете он пишет:

«В утлом челне, через разбушевавшееся море, жизнь моя в своем беге достигла общей для всех гавани, где предстоит отдать отчет о злых и добрых делах. Ныне я хорошо знаю, как обременяло меня заблуждением любящее воображение, сделавшее искусство моим идолом и царем и толкавшее меня желать то, чего каждый желает. Любовные мысли, некогда суетные и радостные, что от вас осталось, когда я приближаюсь к двойной смерти? В одной я уверен, другая мне угрожает. Ни кисть, ни резец не даруют покой душе, обращенной к той божественной любви, которая простерла на кресте руки, чтобы взять нас к себе».
(В.Н.Лазарев. Старые итальянские мастера. М., 1972. С.486-487)

Часто бывает так, что репродукции не передают реального впечатления от произведений искусства. Так же и с "Пьетой" Микеланджело, которая находится в Ватикане. Великий мастер создал скульптуру из мрамора всего в 24 года по заказу французского кардинала Жана Билэра для его гробницы. Это его первая и самая выдающаяся "Пьета". Копии есть по всему миру. А еще одна более поздняя "Пьета" Микеланджело находится в музее Ватикана.

Микеланджело, мне кажется, был на земле личным представителем Господа Бога. "Пьета" просто удивительна!


Посмотрите-ка, что пишут сухари-искусствоведы в Википедии: "Ватиканская «Пьета» — одно из произведений, в которых историки искусства видят водораздел между кватроченто и Высоким Возрождением. Итальянский мастер переосмыслил в духе высокого гуманизма традиционное для северной готики скульптурное изображение безжизненного Христа на руках матери. Мадонна представлена им как совсем юная и прекрасная женщина, которая скорбит об утрате самого близкого ей человека".

Сложно не согласиться, но я скажу иначе. Посмотрите, какая тонкость и плавность линий, сколько боли и утраты в самой позе Мадонны. С какой анатомической точностью создана скульптура. И каким мертвым выглядит Христос. Все его мышцы утратили силу. Живой так не может выглядеть.

К слову о слове "Пьета": наверняка, не все такие махровые доморощенные искусствоведы, как большинство моих знакомых, потому поясню, что "Пьета" по-итальянски означает "жалость". Со временем изображения мертвого Христа на коленях у Девы Марии стали называть "Пьетами". В "Пьетах" нет никаких иных героев, кроме скорбящей Мадонны и мертвого Христа.

А это еще одна "Пьета" Микеланджело из музея Ватикана

Интересные факты о Ватиканской "Пьете"

Факт 1. В XVIII веке статуя была перенесена в одну из капелл базилики святого Петра в Ватикане. При транспортировке были повреждены пальцы левой руки Мадонны.

Факт 2. Как и со многими выдающимися произведениями, однажды с "Пьетой" случилась беда. В 1972 году на статую напал австралийский геолог венгерского происхождения Ласло Тот со скальным молотком. Разумеется, он кричал что он Христос. После реставрации статуя была установлена за пуленепробиваемым стеклом справа от входа в собор. Так она там и стоит.

Еще пару фи в адрес искусствоведов. Посмотрите, как они проводят свое рабочее время. Чтобы все так жили:)

Факт 3. Известный искусствовед Димитрио Мартинелли высказал однажды мысль, что в композиции противопоставляется горизонтальное вертикальному, образуя образ креста. Красивая, правда, мысль? Именно поэтому она тут же стала популярной среди многих других исследователей. Однако в январе 2017 г., как раз, когда мы с cizerot были там, группа историков искусства Возрождения во главе с Джованни Кисселино, изучила архивы Ватикана и полностью опровергла это утверждение. Мне одной интересно, что они такого увидели в "Пьете" сейчас, чего не видели раньше?

Факт 4. Тогда же в январе этого года ученые обнаружили косвенные свидетельства того, что одна из задумок скульптора - отражение в композиции канонического треугольника (Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух), что крайне нетипично для католической культуры. Интересно, как это изменит суть произведения Микеладжело?

Факт 5. Ватиканская Пьета - единственная работа Микеланджело, которую он подписал.

Posts from This Journal by “Рим” Tag

  • Сто километров по Риму: Santa Maria Maggiore ночью

    Впервые нам удалось запечатлеть прекрасную церковь Санта-Мария Маджоре (Santa Maria Maggiore) в ночное время. Посмотрите, какая грандиозная…

  • Сто километров по Риму: Фонтан Четырех рек

    Мы с cizerot очень любим бывать на Пьяцца Навона (Piazza Navona), и особенно нам нравится расположенный на ней Фонтан Четырех рек…

  • Сто километров по Риму: По улицам древнего города

    Будучи в Риме, все время мчишься от памятника к памятнику. Однажды мы решили просто погулять по центральным улицам города. Вероятно,…

  • Сто километров по Риму: Делегация

    Подписывайтесь на меня в Youtube в Instagram в Facebook

  • Сто километров по Риму: Уличные артисты

    Лучший друг из песка Танец под мостом Музыкант возле Пантеона Подвис в воздухе недалеко от фонтана Треви Подписывайтесь на…

«Оплакивание Христа», или «Пьета» (ок. 1498-1500)

Прибыв в Рим в 1496 г., спустя два года Микеланджело получил заказ на статую Богородицы и Христа. Он изваял бесподобную скульптурную группу, включающую фигуру Богоматери, скорбящей над телом Спасителя, снятого с креста. Бесспорно, эта работа свидетельствует о начале творческой зрелости мастера. Группа «Оплакивание Христа», изначально предназначалась для капеллы девы Марии в соборе Св. Петра в Риме, и по сей день находится в соборе Св. Петра, в первой капелле справа.

Заказ на скульптурную группу был получен благодаря поручительству банкира Якопо Галли, который приобрел для своей коллекции статую «Вакх» и некоторые другие произведения Микеланджело. Договор был заключен 26 августа 1498 г., заказчиком выступал французский кардинал Жан де Вилье Фезанзак. Согласно контракту мастер обязывался выполнить работу за год, и получал за нее 450 дукатов. Закончена работа была около 1500 г., уже после смерти кардинала, умершего в 1498 г. Возможно, эта мраморная группа изначально предназначалась для будущей усыпальницы заказчика. Ко времени окончания «Оплакивания Христа» Микеланджело исполнилось всего 25 лет.

В договоре сохранились слова поручителя, "Я, Якопо Галли, обещаю вашему преосвященству, что выше упомянутый Микеланджело исполнит нужную вам работу в течение года и что это будет наилучшее произведение из мрамора, существующее в наши дни, и что ни один мастер в наши дни не сделает его лучше" . Время подтвердило слова Галли, оказавшегося дальновидным и тонким ценителем искусства. «Оплакивание Христа» и ныне неотразимо воздействует совершенством и глубиной художественного решения.

Этот грандиозный заказ открывает новый этап в жизни молодого скульптора. Он открыл собственную мастерскую, нанял команду помощников. В этот период он неоднократно посещал Каррские каменоломни, где сам выбирал мраморные блоки для своих будущих изваяний. Для «Пьеты» потребовался невысокий, но достаточно широкий блок мрамора, так как по его замыслу на коленях у Богородицы размещалось тело ее взрослого Сына.

Эта композиция стала ключевым произведением раннеримского периода творчества Микеланджело, знаменующим начало Высокого Возрождения в итальянской пластике. Значение мраморной группы «Оплакивание Христа» некоторые исследователи сравнивают со значением знаменитой «Мадонны в гроте» Леонардо да Винчи, открывающей этот же этап в живописи.

«... Вещи эти возбудили желание у кардинала Св. Дионисия, именуемого французским кардиналом руанским, оставить через посредство художника столь редкостного достойную о себе память в городе, столь знаменитом, и он заказал ему мраморную, целиком круглую скульптуру с оплакиванием Христа, которая по ее завершении была помещена в соборе Св. Петра в капеллу Девы Марии, целительницы лихорадки, там, где раньше был храм Марса. Пусть никогда и в голову не приходит любому скульптору, будь он художником редкостным, мысль о том, что и он смог бы что-нибудь добавить к такому рисунку и к такой грации и трудами своими мог когда-нибудь достичь такой тонкости и чистоты и подрезать мрамор с таким искусством, какое в этой вещи проявил Микеланджело, ибо в ней обнаруживается вся сила и все возможности, заложенные в искусстве. Среди красот здесь, помимо божественно выполненных одеяний, привлекает внимание усопший Христос; и пусть и в голову не приходит кому-либо увидеть обнаженное тело, выполненное столь искусно, с такими прекрасными членами, с отделанными так тонко мышцами, сосудами, жилами, одевающими его остов, или увидеть мертвеца, более похожего на мертвеца, чем этот мертвец. Здесь и нежнейшее выражение лица, и некая согласованность в привязке и сопряжении рук, и в соединении туловища и ног, и такая обработка кровеносных сосудов, что поистине повергаешься в изумление, как могла рука художника в кратчайшее время так божественно и безукоризненно сотворить столь дивную вещь; и, уж конечно, чудо, что камень, лишенный первоначально всякой формы, можно было когда-либо довести до того совершенства, которое и природа с трудом придает плоти.

В это творение Микеланджело вложил столько любви и трудов, что только на нем (чего он в других своих работах больше не делал) написал он свое имя вдоль пояса, стягивающего грудь Богоматери; вышло же это так, что однажды Микеланджело, подойдя к тому месту, где помещена работа, увидел там большое число приезжих из Ломбардии, весьма ее восхвалявших, и когда один из них обратился к другому с вопросом, кто же это сделал, тот ответил: "Наш миланец Гоббо". Микеланджело промолчал, и ему показалось по меньшей мере странным, что его труды приписываются другому. Однажды ночью он заперся там со светильником, прихватив с собой резцы, и вырезал на скульптуре свое имя. И поистине она такова, как сказал о ней один прекраснейший поэт, как бы обращаясь к настоящей и живой фигуре:

Достоинство и красота
И скорбь: над мрамором сим полно вам стенать!
Он мертв, пожив, и снятого с креста
Остерегитесь песнями поднять,
Дабы до времени из мертвых не воззвать
Того, кто скорбь приял один
За всех, кто есть наш господин,
Тебе - отец, супруг и сын теперь,
О ты, ему жена, и мать, и дщерь» Вазари.

Это прекрасное мраморное изваяние остается до сих пор памятником полной зрелости таланта художника. Изваянная в мраморе, эта скульптурная группа поражает и смелым обращением с традиционной иконографией, и человечностью созданных образов, и высоким мастерством. Это одна из наиболее известных работ в истории мирового искусства.

«И недаром приобрел он себе славу величайшую, и хотя некоторые, как-никак, но все же невежественные, люди говорят, что Богоматерь у него чересчур молода, но разве не замечали они или не знают того, что ничем не опороченные девственники долго удерживают и сохраняют выражение лица ничем не искаженным, у отягченных же скорбью, каким был Христос, наблюдается обратное? Почему такое произведение и принесло его таланту чести и славы больше, чем все прежние, взятые вместе» Вазари.

Молодая Мария изображена с мертвым Христом на коленях - образ, заимствованный из североевропейского искусства. Самые ранние версии «Пьеты» включали также фигуры Св. Иоанна Крестителя и Марии Магдалины. Микеланджело, однако, ограничился двумя ключевыми фигурами - Богородицы и Христа. Некоторые исследователи предполагают, что Микеланджело в скульптурной группе изобразил себя и свою мать, которая умерла, когда ему было всего шесть лет. Искусствоведы отмечают, что его Дева Мария столь же молода, как и мать скульптора на момент ее кончины.

Тема оплакивания Христа была популярна и в готическом искусстве, и в эпоху Ренессанса, но здесь она трактуется достаточно сдержанно. Готика знала два типа подобного оплакивания: либо с участием юной Марии, идеально прекрасного лика которой не способно омрачить постигшее ее горе, либо с пожилой богоматерью, охваченной страшным, душераздирающим отчаянием. Микеланджело в своей группе решительно отходит от привычных установок. Он изобразил Марию молодой, но при этом она бесконечно далека от условной красоты и эмоциональной неподвижности готических мадонн этого типа. Ее чувство живое человеческое переживание, воплощенное с такой глубиной и богатством оттенков, что здесь впервые можно говорить о внесении в образ психологического начала. 3а внешней сдержанностью молодой матери угадывается вся глубина ее горя; скорбный силуэт склоненной головы, жест руки, звучащий как трагическое вопрошание, все складывается в образ просветленной скорби.

Взгляд Марии не настолько печален, насколько торжественен. Это высшая точка творчества молодого Микеланджело. В образе Мадонны, юной и прекрасной, с поразительной силой передано огромное человеческое чувство - скорбь матери по утраченному сыну. По тонкому наблюдению В. Лазарева «ее прекрасное лицо дышит скорбью, но в нем нет и тени отчаяния. Гибель сына она воспринимает как осуществление предначертанного судьбой. И горе ее столь безмерно и велико, что оно перерастает из личного горя в горе всего человечества» .

Смерть и сопровождающая ее скорбь словно содержатся в мраморе, из которого изваяна скульптура. Соотношение фигур таково, что они образуют низкий треугольник, точнее, коническую структуру. Обнаженное тело Христа контрастирует с пышными, богатыми светотенью одеждами Богоматери. Микеланджело изобразил Богоматерь молодой, словно это не Мать и Сын, а сестра, оплакивающая безвременную смерть брата. Идеализацию подобного рода использовал Леонардо да Винчи и другие художники. Кроме того, Микеланджело был горячим поклонником Данте. В начале молитвы Св. Бернарда в последней канцоне Божественной комедии говорится: «Vergine Madre, figlia del tuo figlio» – «Богоматерь, дочь своего Сына» . Скульптор нашел идеальный путь для выражения в камне этого глубокой богословской мысли.

Тяжесть капюшона Богородицы, заставляющий ее склонять свою голову вниз, к руке Христа, лежащей близ ее сердца, останавливала внимание зрителей на мертвом теле, распростертом на коленях матери, Она держала сына, надежно подхватив его за плечи, потом уводит взгляд к христову телу, к его лицу, глазам, мирно закрывшимся в глубоком сне, к прямому, не столь уж тонкому носу, к чистой и гладкой коже на щеках, к вьющейся бородке, к искаженному муками рту. Склонив голову, Богородица смотрела на своего сына. Все те, кто увидит изваяния, почувствует, что мертвое тело сына лежит на ее коленях невыносимой тяжестью и что гораздо большая тяжесть легла на ее сердце. Фигуры сидящей Мадонны и распростертого у нее на коленях мертвого Христа соединяются в неразрывное целое. Движение мадонны полно естественности и строгости, ее склоненная голова, прекрасные черты скорбного лица даны в обрамлении мягких складок покрывала. Выразителен вопрошающий жест ее левой руки. В нем и отчаяние, и вопрос. Она словно отказывается верить в непоправимую утрату. Каскадом ниспадают складки ее длинной одежды. И ритм этих складок подчеркивает изгиб неподвижного тела Христа. Точно передан контраст между безжизненным телом Христа и полной жизни Мадонной.

В этой скульптурной композиции еще нет той экспрессии, которая характерна для более поздних произведений Микеланджело, однако она производит сильное впечатление на зрителя, усиливающееся контрастом скорбящей живой фигуры и мертвого тела Христа. Соединить две фигуры, взятые в натуральную величину в одном изваянии, положить вполне взрослого мужчину на колени женщине - это было дерзостно новым, необычным шагом в скульптуре, который отринул все прежние представления об «Оплакивании».

На перевязи, идущей через левое плечо Мадонны, Микеланджело в первый и последний раз вырезал подпись: «Микеланджело Буонарроти флорентинец исполнил» .

На склоне лет мастер еще раз обратился к этому сюжету, создав композицию «Снятие с креста», или «Пьета с Никодимом» , и «Пьета Ронданини» .

Печать глубокого внутреннего переживания, отмечающая «Оплакивание Христа» Микеланджело, по-видимому, связана с теми чувствами, которые были вызваны у скульптора казнью Савонароллы (23 мая 1498 г.). Монах был сожжен на костре в той самой Флоренции, которая его боготворила, на той площади, где гремели его страстные речи и где народ, для которого он жил и умирал, втыкал теперь гвозди между досками на пути мученика, шедшего босыми ногами к костру.

Уже после установки в соборе Св. Петра скульптурной группы «Пьета», стало очевидно превосходство Микеланджело над остальными современными ему скульпторами. Имя доселе неизвестного молодого скульптора прогремело по всей Италии и большей части Европы. Гипсовые слепки тела Иисуса были разосланы в различные школы и академии, так велико было совершенство в отделке мельчайших деталей.

После окончания работы над «Оплакивание Христа» Микеланджело получил несколько заказов, не столь грандиозных. Банкир Галли заключил контракт с Микеланджело на создание алтарного образа для усыпальницы кардинала в Санкт-Агостино, но работа так и не была закончена.

К 25 годам закончился период формирования его личности, и он вернулся во Флоренцию в расцвете всех возможностей, которыми может обладать скульптор.

Пьета на итальянском звучит как Pietà и обозначает сочувствие, сострадание. Ватиканская пьета – это иконографическая сцена, на которой дева Мария оплакивает мертвого Христа. Она считается первой и наиболее выдающейся работой Микеланджело Буонарроти. Её копии находятся во многих католических храмах мира, но единственный оригинал уже более 500 лет хранится в соборе Святого Петра в Риме.

История

В 1498 году кардинал, являющийся послом французского короля Карла VIII при дворе папы Александра VI Борджиа, Жан Билэр де Лагрола обратился к юному Микеланджело с интересной просьбой. Он пожелал изготовить скульптуру для украшения капеллы Святой Петрониллы в соборе Святого Петра, на тот момент принадлежавшей королю Франции.

Посредником сделки выступил влиятельный римский банкир, а по совместительству друг и покровитель Буонарроти, Якопо Галли. Только благодаря ему 23-летний скульптор удостоился такой чести. Изначально были созданы эскизы, наняты помощники, выбран мрамор. И только потом, 26 августа 1498 года, контракт подписали официально. На работу отводился год, а стоимость её превышала 450 золотых дукатов, что являлось немыслимо крупным состоянием.

В 1499 году мастер закончил произведение, размеры которого впечатляли - 174×195×69 см. Годом позднее скульптурную группу поместили в храме Святого Петра, где она находится по сей день. Пьедестал к ней был изготовлен другим скульптором по имени Франческо Борромини позднее - в 1626 году.

В современной истории большой ажиотаж вокруг статуи возник в 1972 году, когда на неё совершил нападение венгр Ласло Тот. Он страдал душевным расстройством. Во время нападения он кричал, что является Иисусом Христом, и ненавидит эту пьету. При помощи молотка он изувечил лицо и руку фигуры Богородицы, затем его успели оттащить.

Статую удалось полностью восстановить, а после реставрации её поместили под пуленепробиваемое стекло.

Ценители искусства утверждают, что решение в корне неверно, ведь теперь увидеть скульптуру можно только со значительного расстояния и одного ракурса, из-за чего невозможно её полноценное восприятие.

Впрочем, у каждого своё мнение.

Описание

Пьета Микеланджело отличается тем, что имеет не крестообразную, а коническую композицию. Автор предполагал, что только такой вариант приведет к обретению внутренней динамики и объединит обе фигуры воедино.

Несмотря на слияние фигур, просматривается противопоставление живого и мертвого, мужского и женского, нагого и прикрытого. Это ощущается в застывшем напряжении, но не мешает любоваться статуей, испытывая блаженное благоговение.

Искусствоведы относят произведение к кватроченто и Высокому Возрождению, только в особом, уникальном смысле. Итальянский мастер решил иначе взглянуть на сцену, изобразив Мадонну не старой, а молодой, прекрасной и скорбящей.

Некоторые исследователи считают, что Микеланджело хотел таким образом подчеркнуть, что святость и целомудрие сохраняют молодость. Другие уверены, что он передал через лицо Мадонны тоску по собственной матери, умершей слишком рано.

Однако наиболее достоверной является версия, что скульптор руководствовался соображениями из анатомии. Он думал, что скорбь на юном лице будет выглядеть выразительнее. Впрочем, автор не изобразил Марию тонущей в горе. Её лицо остаётся удивительно красивым, живым и свежим. Горе читается в глубине её жестов, позе, инстинктивном стремлении защитить сына.

Правдоподобно изображен и сам Христос. Его тело кажется тяжелым, а вид и положение конечностей указывает на трупное окоченение. Его безжизненное лицо передаёт пережитые страдания и невероятную муку, которую Иисус испытывал перед смертью, осознавая жуткую суть этого мира.

Отдельное внимание стоит уделить контрасту, который создан между лицом и одеянием Мадонны. Её голова кажется легкой и юной, но крупные, ломающиеся складки платья отчетливо передают духовную и физическую мощь девушки. Также они служат своеобразным пьедесталом для пирамидальной композиции, подчеркивают излом тела Христа, драматически лежащего на коленях матери.

Особенности

Главной особенностью пьеты Микеланджело является наличие подписи автора. Это единственная работа, подписанная им. Историки считают, что он сделал так, подслушав разговор зевак. Они спорили о том, чьей руке принадлежит авторство скульптуры. Озабоченный этим мастер решил, что обязан оставить «автограф» потомкам.

Другая особенность исходит из предположения искусствоведа Димитрио Мартинелли. Он считал, что в композиции существует противопоставление горизонтальному и вертикальному, что образует крест. В январе 2017 года гипотеза была опровергнута группой историков во главе с Джованни Кисселино. Ученые изучили архивы Ватикана и обнаружили косвенные свидетельства того, что одна из задумок автора кроется в отражение канонического треугольника. Это явление крайне нетипично для католической культуры, а, значит, фигуры ничего общего с крестом не имели.

Оплакивание Христа отличается также пропорциями. Ученые высчитали, что если поставить фигуры прямо, то рост Иисуса составит не меньше 175 см, а рост Мадонны – приблизительно 205 см. Такие пропорции необходимы, чтобы скульптура не теряла равновесия.

К тому же, если приглядеться, становится видно, что голова Марии значительно больше, чем голова её сына. Понятно, что она по габаритам превышает Христа, но голова особенно выделяется. Искусствоведы считают, что Буонарроти прибегнул к такому приёму, чтобы добиться легкости, с которой Мадонна держит на руках взрослого Иисуса. Богородица весьма массивна, что привлекает внимание. Но её милые черты лица смягчают эффект.

Бросается в глаза и невероятная детализация композиции. Мастер владел особой техникой и умел обозначить анатомические подробности, что придавало его шедеврам утонченной натуральности. Данная статуя стала наиболее сильной работой итальянского скульптора, ведь именно в ней он сумел с такой четкостью и одновременно нежностью передать человеческие страдания, скорбь, любовь.

Полезная информация

Пьета Микеланджело расположена справа от входа в . Посмотреть на неё можно бесплатно, потребуется только заплатить за вход в сам храм.

Цена билета зависит от того, каким способом желаете пройти экскурсию. Полноценное пешеходное восхождение к церкви по 551 ступени стоит 6 евро, 320 ступеней, а затем лифт – 8 евро. Дети до 12 лет проходят без оплаты. Стоимость указана в качестве туриста из группы, индивидуальный же билет стоит около 13 евро.

Добраться до собора удобнее всего на метро . Ближайшей станцией является Ottaviano на красной ветке. Выйдя из метро, нужно повернуть налево и пройти 10-15 минут по улице под названием via Ottaviano. Она упирается в площадь и сам собор Святого Петра.

При желании, можно пройтись пешком от некоторых достопримечательностей. Дорога от знаменитого фонтана ди Треви или площади Испании займет не более 30 минут. Зато променад точно запомнится, ведь по пути встретится еще масса интересных туристических мест.

Контакты

Точный адрес собора: Piazza San Pietro.

Время работы: в летний период, который длится с 1 апреля по 30 сентября - с 07:00 до 19:00. В зимний период с 1 октября по 31 марта двери храма открыты для туристов с 07:00 до 18:30.

Официальный сайт Ватикана: vatican.va