Все вопросы

Когда нужно заниматься спортом ребенку. Ребенок и спорт: когда начинать и что выбрать

Спорт – одно из главных условий здорового развития ребенка. Нередко именно занятия тем или иным видом спорта помогают укрепить малыша и предотвратить появление каких-либо отклонений в работе его организма. Однако вопрос о том, с какого возраста детям стоит заниматься спортом, остается открытым.

Вопрос индивидуальности

Нельзя однозначно сказать, с какого возраста ребенок может полноценно заниматься спортом, так как это зависит от множества факторов. Прежде всего, большую роль играет физическое состояние малыша и наличие у ничего отклонений в развитии. К особенностям можно отнести не только наличие недугов, но и психологический строй ребенка, его отношение к предполагаемым занятиям.

Когда отдать ребенка в спорт, начать его активное физическое развитие, может зависеть и от менталитета семьи, традиций. Для кого-то важным будет записать чадо в секцию уже в три-четыре года, а кто-то будет подходить к этому с опаской и в период, когда ребенку уже семь. Здесь же играет роль генетика, заложенный предел выносливости и крепости организма малыша, от чего будет зависеть степень нагрузки предполагаемых тренировок.

Будущие занятия ребенка также играют роль в том, когда ему стоит начинать заниматься спортом. Ведь именно в раннем возрасте малыш имеет больше шансов хорошо растянуться без опасности сильно навредить своим связкам, мышцам и суставам. Особенно важно это для будущих гимнастов, пловцов-синхронистов и фигуристов. В данных случаях первое знакомство малыша с профессиональным спортом может начинаться уже в три года. Средний возраст, когда ребенку стоит записаться в какую-либо секцию при отсутствии противопоказаний, - пять лет. В целом же, большинство секций принимает детей в возрасте шести-семи лет.

До этих отметок в качестве спорта для малышей должны выступать игровые занятия, зарядка, массаж и лечебная физкультура.

Как узнать, что ваш ребенок готов заниматься спортом

Активное физическое развитие – это ответственный этап в становлении здоровья и характера ребенка, поэтому не стоит спешить с выбором секции, пока вы не убедитесь в том, что ваше чадо готово заниматься спортом. Для определения этого условно можно выделить несколько важных факторов.

Физическое здоровье

Если ребенок здоров, для посещения секции достаточно предоставить тренеру справку от педиатра с допуском к занятиям. Усложниться данная процедура может, если недавно малыш перенес инфекционное заболевание и еще немного ослаблен – активные физические нагрузки ему будут противопоказаны. Однако это самые незначительные ограничения, с которыми могут столкнуться родители. Если у ребенка есть приобретенное или врожденное заболевание, которое имеет длительные последствия, доступ к спорту ему может быть закрыт совсем, либо ограничен на время лечения. Также из-за того или иного отклонения малышу может быть отказано в одном виде спорта, но показаны занятия в другом. Только убедившись, что ваш ребенок здоров и не имеет конкретных противопоказаний или имеет определенные рекомендации относительно физических нагрузок, вы можете сделать свой выбор в пользу того или иного вида спорта.

Психическое здоровье

Маленький ребенок тяжело переносит расставание с мамой, а новая обстановка и люди вокруг усиливают давление и стресс. К тому же некоторые тренировки предполагают резкие движения и громкие звуки, которые могут спровоцировать плаксивое и даже истеричное состояние малыша. Поэтому, отдавая его в спортивную секцию, убедитесь, что он сможет адекватно воспринимать перемену обстановки и ваше отсутствие.

Желание ребенка

Данный фактор является не менее важным, чем состояние здоровья, ведь никто не сможет заставить заниматься плачущего ребенка – ему должно это быть интересно. Бывает так, что уже в четыре года малыш грезит о том, чтобы плавать быстрее, чем акула, или танцевать сутки напролет. В данном случае профессиональные занятия в секции будут для него настоящим приключением, исполнением мечты. Но, некоторых детей приходится «погружать» в спорт постепенно, осторожно, объясняя все преимущества этого процесса, чтобы привить им интерес и не испугать в процессе. Если же малыш наотрез отказывается приобщаться к спорту, ни в коем случае не заставляйте его через силу. Ищите аргументы, которые заинтересуют ребенка, водите его на спортивные игры и состязания, играйте сами, всей семьей, чтобы он мог понять, о чем идет речь и сделать свой выбор. Таким детям нужно немного больше терпения и времени, чтобы найти себя в спорте.

Оцените свою готовность!

Как ни странно это звучит, родители порой сами не готовы отдать своего ребенка в спортивную секцию из-за постоянного страха, желания контролировать каждый его шаг или недоверия к предполагаемым инструкторам. Это может помешать, и вам, и ребенку получать удовольствие от физического развития, поэтому, прежде чем сделать решающий шаг, ответьте себе честно на вопрос – когда именно вы готовы отдать ребенка на спортивные занятия.

Как подобрать вид спорта, на что обратить внимание

От того, в каком возрасте вы решили приобщить своих детей к физическим нагрузкам, может зависеть и вид спорта, которым они будут заниматься. Существует ряд дисциплин, занятия в которых можно начинать с ранних лет, а именно в три-четыре года. К таким видам спорта относится ряд восточных единоборств, в частности, ушу и карате, а также спортивная, художественная гимнастика и синхронное плавание.

Кстати, плавание – это один из тех видов спорта, который подходит практически для всех деток. Даже для тех, у кого имеются некоторые отклонения в развитии и врожденные заболевания. В ряде случаев плавания оказывает и оздоровительный эффект. Из-за существенного снижения нагрузки на суставы и антистрессового эффекта, данный вид спорта рекомендуется детям с нарушениями в работе опорно-двигательного аппарата и синдромом гиперактивности и недостатка внимания.

В пять-шесть лет деток можно отдавать в фигурное катание и хоккей. Однако в данном случае стоит особое внимание уделить готовности ребенка вступить на этот путь, так как тренировки могут оказаться довольно изнуряющими и даже тяжелыми для данного возраста. Обязательно, чтобы у малыша было здоровое сердце и отсутствие проблем в работе опорно-двигательного аппарата.

Начиная с семьи лет уровень сложности и нагрузка, допустимая для ребенка, увеличивается. Теперь можно обратить внимание не только на хоккей, но и на прочие командные виды спорта, а также на занятия с быстрым темпом и высокой ритмичностью. К таковым относятся акробатика и спортивные танцы. Обратить свое внимание стоит и на такие виды спорта, как настольный и большой теннис, современные танцы. В этом возрастном периоде можно попробовать привлечь ребенка к скалолазанию в специально оборудованном зале и прыжкам на батуте, а также к велоспорту или к профессиональным катаниям на роликовых коньках.

С десяти лет дети могут попробовать себя в тяжелой атлетике и в спортивной борьбе, что особенно актуально для мальчиков. Но здесь контроль над здоровьем ребенка должен проходить в усиленном режиме. Если в борьбе нагрузка на суставы и позвоночник не так велика, то при занятиях тяжелой атлетикой она увеличивается в разы, создавая угрозу для образования отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата. По этой причине с началом подобных занятий лучше повременить до наступления подросткового периода. Именно в этом возрасте, когда возрастает риск набора веса и активно вырабатывается гормон тестостерон у мальчиков, тяжелая атлетика может поспособствовать контролю над эмоциональным состоянием ребенка и профилактикой

Если нет никаких медицинских, или других противопоказаний, для гармоничного развития, малышу не достаточно только интеллектуальных нагрузок в развивающих центрах, или клубах. Ему также требуются и физические упражнения. Совершенно не обязательно отдавать кроху в специализированную спортивную школу и делать из него будущего чемпиона мира. Если способности есть - они обязательно проявятся, а если нет - расстраиваться не нужно. Ведь наша цель - помочь ребенку раскрыть свой потенциал и спорт, может быть всего лишь одной из ступенек на этом нелегком пути.

Какой же вид спорта выбрать? Универсального совета вам никто дать не сможет. Здесь все очень индивидуально. Обратите внимание на то, что больше всего увлекает вашего малыша. Любит ли он бегать наперегонки, или постоянно прыгает от плиточки к плиточке, а может быть больше всего на свете он любит плескаться в водичке, или кататься на роликах в парке. Необходимо спросить мнение и самого малыша.
Но здесь есть опасность, что ребенок укажет вид спорта, которым занимается его друг. Просто из чувства "коллективности". Он будет взахлеб рассказывать вам, как здорово Мишка (друг) уже научился боксировать, или освоил несколько стилей плавания. И хоть у вас и будет большой соблазн отдать сына, или дочь в туже секцию, т.к. там уже есть компания, и добираться домой в будущем детям будет интереснее и безопаснее вместе, но задумайтесь: есть ли у вас уверенность, что этот вид спорта подойдет ребенку? Не попросит ли ваш маленький спортсмен, через пару занятий, или через пару месяцев забрать его из секции? Такой негативный опыт, может навсегда отбить у ребенка желание заниматься спортом вообще.

  1. Обязательно проконсультируйтесь с врачом, нет ли у ребёнка противопоказаний к какому-либо виду спорта, и дальше уже действуйте по ситуации. По необходимости, возможно, понадобиться консультация более узкого, профильного специалиста. Поверьте, это не пустые предосторожности. На кону стоит здоровье, и даже жизнь вашего ребёнка. Здесь мелочей быть не может.
  2. Понаблюдайте за ребенком. Возможно, нужно поговорить с воспитателем в детском саду, или учителем физкультуры в школе, чтобы точнее сориентироваться, к какому именно виду спорта склонен ваш ребенок. Главное - не торопитесь, собирайте информацию.
  3. Когда вы уже более-менее определились с видом спорта, соберите информацию о спортивных секциях, в которых представлен "ваш" вид спорта. Сходите с ребенком на тренировки. Посмотрите, как это выглядит со стороны. Поговорите с родителями тренирующихся детей - это необходимо, чтобы выбрать хорошего, профессионального тренера. Ведь во многом, именно от тренера зависит успех всей этой затеи.

Когда начинать?

В каком возрасте и в какой вид спорта лучше отдать свое чадо?

Для каждого вида спорта - свой возраст. Основная задача родителей - не упустить нужный момент. В последнее время, многие виды спорта очень "помолодели", так как усложняются программы обучения, и соответственно, повышаются, требования к ребятам.

Например, так называемые сложно координационные виды спорта, в которые входят: спортивные танцы, художественная гимнастика, синхронное плавание, прыжки в воду, фигурное катание, прыжки на батуте, спортивная акробатика и др. - можно назвать самыми "молодыми". Здесь ждут малышей уже в 3 - 4 годика.

Делается это потому, что в столь юном возрасте, гораздо легче развить в ребенке гибкость и другие столь необходимые в этих видах спорта качества. Чем старше ребенок - тем эта задача проблематичнее.

Конечно, не все дети готовы к серьезным занятиям, которые иногда длятся по два часа. У ребенка должно быть желание. К тому же для серьезных занятий спортом возьмут далеко не каждого. Тренер с высоты своего опыта выбирает самых перспективных детей. И обучаться они будут бесплатно.

Кстати, потенциальных чемпионов по плаванию, в том числе синхронному, отбирают даже в детсадах, где есть бассейны.

С 4-5 лет уже берут деток в художественную или спортивную гимнастику, набирают группы обучения плаванию.

С 5 лет отдельных девочек, которые хорошо держатся на воде, приглашают в синхронное плавание. Уже с 7 лет для них готовят программы. Не так давно проводилось первенство России по синхронному плаванию среди девочек 8-10 лет.

С 6 лет детей зачисляют в спортивные школы в группы фигурного катания.

С 7 лет - на плавание, настольный теннис, спортивные танцы, акробатику.

8-9-летних мальчиков ждут в секциях борьбы.

С 10 лет можно уже идти в тяжелую атлетику. Хотя, по мнению тренеров, лучше начинать лет в 12.

Существует множество видов спорта. Поподробнее расскажем о тех из них, которые сейчас наиболее популярны и максимально подходят детям.

Игровые виды спорта. Они делятся на: командные (баскетбол, футбол, бейсбол, водное поло и т.д.) и индивидуальные (теннис, бадминтон, шахматы, шашки, боулинг и т.д.)

Циклические виды спорта. Цикличное повторение движений для перемещения собственного тела в пространстве - суть циклических видов спорта. В определении победителя решающую роль играет скорость перемещения. К циклическим илам спорта относятся: бег на коньках, велоспорт, академическая гребля, гребля на байдарках и каноэ, легкая атлетика, лыжные гонки, биатлон, плавание и т.д..

Спортивные единоборства (айкидо, бокс, каратэ, фехтование и т.д.). Сюда входит такой подраздел, как борьба.

Силовые виды спорта. В силовых видах спорта соревнование сводится к сопоставлению силовых качеств участников. Сюда входят: бодибилдинг, тяжелая атлетика и т.д.

Сложнокоординационные виды спорта. Выявление победителя в сложнокоординационных видах спорта - это сравнение сложности, качества и эстетичности исполнения двигательных действий спортсменами.
Название обуславливается постоянным усложнением двигательной координации в выступлениях для наиболее вероятной победы. Сюда относятся: акробатический рок-н-ролл, горные лыжи, прыжки в воду, синхронное плавание, скейтбординг, сноубординг, сёрфинг, спортивная акробатика. спортивная гимнастика, фигурное катание, ролики, художественная гимнастика и т.д.

Также существуют экстремальные виды спорта , технические , прикладные , авиационные , и т.д.

Бадминтон - вид спорта, заключающийся в перекидывании через сетку игрового снаряда под названием волан с помощью ракеток. В бадминтон играют два человека друг против друга или две команды из двух человек. Игра проходит на площадке, разделённой сеткой. Противники располагаются на противоположных сторонах площадки. Цель игры - перекинуть волан через сетку так, чтобы тот коснулся земли на половине противника в пределах площадки. C 1992 года, бадминтон является олимпийским видом спорта.

Фигурное катание - зимний вид спорта, в котором спортсмены перемещаются на коньках по льду с выполнением дополнительных элементов, чаще всего под музыку. В официальных соревнованиях, как правило, разыгрываются четыре комплекта медалей: в женском одиночном катании, в мужском одиночном катании, в парном катании, а также в спортивных танцах на льду. Фигурное катание включено в программу Зимних Олимпийских игр. Очень часто фигуристы принимают участие в различных шоу, на которых их мастерство оценивают не судьи, а зрители.

Спортивное плавание - вид спорта, в котором целью является как можно быстрее покрыть определённое расстояние, не нарушая при этом техники используемого способа плавания. Спортивное плавание начало набирать популярность ещё в XIX веке. В настоящее время спортивное плавание является олимпийским видом спорта.

Лёгкая атлетика - совокупность видов спорта, объединяющая такие дисциплины, как бег, ходьба, прыжки (в длину, высоту, тройной, с шестом), метание (диска, копья, молота, ядра) и легкоатлетические многоборья. Один из основных и наиболее массовых видов спорта.

Лыжные гонки - гонки на лыжах на определённую дистанцию по специально подготовленной трассе среди лиц определённой категории (возрастной, половой и т. д.). Относятся к циклическим видам спорта. Лыжные гонки - самый массовый и популярный вид лыжных соревнований.

Академическая гребля - циклический вид спорта. Спортсмены находятся в лодках и гребут спиной вперед, в отличие от гребли на байдарках и каноэ. Академические суда - спортивные узкие удлиненные лёгкие лодки с вынесенными за борта уключинами (вертлюгами) для вёсел и подвижными сиденьями (банками). Лодки различаются на гоночные - типа "скиф" и учебные, типа - "клинкер". Стоимость лодки примерно равна цене автомобиля среднего класса. Наиболее распространена и популярна в странах Западной Европы, России, США, Австралии, Новой Зеландии и Румынии. Академическая гребля включена в программу Олимпийских игр c 1952 года. Кроме Олимпийских игр ежегодно проводится Чемпионат мира, Кубок мира, Кубок Наций, Чемпионат мира среди студентов, Чемпионат мира среди юношей.

Футбол (англ. Football, «ножной мяч») - командный вид спорта, в котором целью является поразить мячом ворота соперника наибольшее количество раз. В настоящее время самый популярный и массовый вид спорта в мире.

Хоккей с шайбой - спортивная игра, подвид хоккея, заключающаяся в противоборстве двух команд, которые, передавая шайбу клюшками, стремятся забросить её наибольшее количество раз в ворота соперника и не пропустить в свои. Побеждает команда, забросившая наибольшее количество шайб в ворота соперника.

И еще один вопрос: что делать, если ребенок не хочет вообще заниматься никаким видом спорта?

Родителям зачастую и самим не хватает силы воли, чтобы встать на лыжи, погонять в футбол, сесть на велосипеды или просто прогуляться по лесу, оторвавшись от дивана и телевизора. Важно поймать момент: каждый ребенок рано или поздно тянет вас на улицу, просит поиграть с ним, покататься на коньках, погулять. Как правило, мы, сославшись на нехватку времени, отнекиваемся, откладываем такой совместный активный отдых на потом. А ведь потом может и не настать. Ребенок, в конце концов, не зная, как и чем себя занять, найдет игрушку : пресловутый экран компьютера или телевизора. А когда он подрастет и пойдет в школу, вы с удивлением обнаружите, что ему не хватает сил справиться с нагрузками, что список уже приобретенных диагнозов становится все шире и шире. Поверьте, тогда привести ребенка в спорт будет куда труднее. Привычка… Или, другими словами, физическая культура будет на уровне…

Вы можете помочь вашему ребенку стать активным и физически здоровым так же, как и он может помочь в этом вам. Главное – не упустить момент, когда один хочет, а другой может.

Бывает и такое, что ребенок не хочет заниматься спортом – никаким и ни в какую. Что делать? Не занимайтесь спортом! Просто начните вместе много гулять, не по тротуарам, а по лесным тропинкам. Летом вместе играйте, плавайте в открытых водоемах, зимой вставайте всей семьей на лыжи, коньки. Просто почаще катайтесь на санках с горы. Найдите общее для всех увлечение. Сделайте активным и веселым свой образ жизни. Вероятно для этого придется отложить какие-то совершенно неотложные и важные домашние дела. Не надо об этом переживать. Здоровье и радость, которые дарят активный отдых и спорт, стоят того.

Сегодня мы поговорили с одни из тренеров сборной по художественной гимнастике ВФСО "Динамо", мастером спорта Марией Александровной Гейко. Ижмама расспросила, с какого возраста можно заниматься этим видом спорта, почему на тренировки необходимо тратить много времени и как достичь успеха.

  • Мария Александровна, почему вы решили заняться именно художественной гимнастикой?
В гимнастику меня отвела мама. Она выбрала этот вид спорта, так как гимнастки с ранних лет становятся грациозными, статными и гибкими.
  • С какими трудностями вы столкнулись?
Самая главная трудность - перебороть себя, особенно когда приходит матушка-лень или одноклассницы зовут погулять, а у тебя тренировка. Часто приходилось отказываться от различных детских мероприятий, поездок с родителями, но сильно от этого не страдаешь, когда у тебя есть цель и ты хочешь чего-то добиться.
  • Со скольки лет можно начинать занятия художественной гимнастикой? Берут ли мальчиков? До какого возраста можно заниматься этим спортом?
Художественная гимнастика считается детским видом спорта. Детей мы набираем с 3,5 лет, очень редко берём ребёнка с 6 лет. Данный вид спорта является единственным в мире спортом, где нет мальчиков. Исключением является Япония, где художественной гимнастикой занимаются и мальчики тоже. Как правило, девочки-художницы заканчивают заниматься в 17-18 лет. Конечно, есть исключения, когда спортсменки остаются на более долгий срок, но такое случается редко. Эта тенденция повсеместна и в настоящее время специалисты комитета федерации художественной гимнастики делают всё возможное, чтобы стимулировать девушек оставаться в спорте дольше.
  • Какие дисциплины преподают на художественной гимнастике?
Художественная гимнастика включает в себя 5 дисциплин: скакалка, обруч, мяч, булавы, лента.
  • Сколько времени уходит на занятия? Как совмещать спорт со школой?
Чем старше спортсмен, тем больше тренировок в его расписании. Самые маленькие тренируются по 1-2 часа несколько раз в неделю, дети постарше посещают тренировки 4-5 раз в неделю, самые старшие девочки, выступающие по программе кандидатов в мастера спорта и мастера спорта, тренируются почти каждый день по 4-5 часов. Все дети, которые посещают нашу секцию, прекрасно совмещают спорт с учёбой. Тренировки проходят по расписанию, которое зависит от смены в школе. Наши тренеры стараются стимулировать детей к хорошей учёбе в школе. Иногда бывает ситуации, что у ребёнка снижается успеваемость в школе. В этом случае он снимается с выездов на соревнования, что стимулирует его к исправлению ситуации в школе.
  • Дорого ли (в среднем) обходится родителям занятия художественной гимнастикой?
У нас занятия стоят 2 000 руб. в месяц. Помимо тренировочного процесса имеются расходы на спортивный инвентарь (5 видов художественной гимнастики от 1 000 до 4 000. руб за каждый в зависимости от фирмы-производителя), а также на купальники для выступления – малышам достаточно иметь один купальник стоимостью 5 000-10 000 руб., взрослые шьют уже 2-3 купальника (на каждый вид) стоимостью 7 000-15 000руб. Не обойтись, конечно, и без расходов на выездные соревнования.
  • Почему из всех спортивных секций Ижевска стоит выбрать именно художественную гимнастику?
Для девочек художественная гимнастика – это прекрасный вид спорта, потому что он прививает красоту и грацию с малых лет. Пластика, женственность, гибкость – это именно то, чем должна обладать настоящая леди. Навыки, приобретённые в этом спорте, очень помогают в жизни. Конечно, как любой спорт, гимнастика закаляет характер, и ребёнок с детства умеет ставить перед собой цели и стремится добиться их.
  • Какие заслуги уже есть у ваших воспитанников?
Наша школа воспитала около 10 мастеров спорта, более 30 кандидатов в мастера спорта, большое количество детей каждый год получают спортивные разряды. Имеются также победители различных всероссийских турниров, участницы международных турниров. В сборную Удмуртской Республики входят около 10 воспитанниц нашей школы. Перечислю самое основное: терпение, упорство, умение преодолеть себя, отсутствие даже намёка на лень, умение сочетать спорт с учёбой. Мои воспитанницы придумали себе такой девиз: «Мой девиз – четыре слова: я спортсменка – это клёво!»:).
  • Какой совет вы бы дали начинающим гимнасткам?
Начинающим гимнасткам хотела бы посоветовать на первых этапах спортивной карьеры слушаться своих тренеров, капризничать только за пределами спортивного зала, а также прилагать как можно больше старания на тренировках.

Если идет речь о спортивной или художественной гимнастике, то вопрос со скольки лет можно давать ребенка на занятия вполне логичный — ведь это очень ранний вид спорта. Если мастерами спорта становятся в 14 лет, то соответственно путь к этому званию не может начинаться поздно.

Девочки

Девочек на гимнастику отдают рано. Причины две — во-первых, дети имеют гибкость и растяжку, которую они получили от природы. Во-вторых — гимнастика — очень сложный вид спорта и на занятиях нужна строгая дисциплина. Приучать к выполнению заданий, к режиму, определенным правилам лучше с самого раннего возраста.

Официально спортивные школы берут девочек с пятилетнего возраста. Видимо у них на это есть определенные санитарные нормы — к пяти годам ребенок сформирован психологически именно как ребенок, а не как малыш. С такими детьми легче работать в группе, без отклонений на индивидуальный подход.

Но все же в гимнастике самое главное — физическое развитие ребенка. Если девочки физически развиты — можно отдавать и в четыре года. Физическое развитие определяет тренер в процессе несложного тестирования — дает девочке подтянуться, сделать уголок на гимнастической лестнице, проверяет растяжку. Но все же сила мышц имеет более определяющее значение, нежели растяжка, ведь в раннем возрасте растяжка есть практически у всех детей, она еще сохраняется от рождения.

Второе, что проверяет тренер — психологическую вменяемость, то есть способность выполнять требования преподавателя на уроке. Все дети в раннем возрасте более или менее непослушны, ведь они хотят играться, не могут подолгу сосредотачиваться на чем-то одном. Но в плане воспитания дети пластичны, тренер обязательно сможет справиться с ребенком, если родители поймут, что на уроке главный тренер, и будут это внушать ребенку. Родители не должны нелестно выражаться о тренере в присутствии ребенка, тогда педагог будет иметь в глазах ребенка авторитет.

Иногда ребенка отдают на гимнастику в три года. Как правило, если родители тренера хорошо его знают, то по взаимной договоренности могут приводить малыша на тренировки, чтобы он привык к атмосфере спортивного зала и выучил простейшие элементы. Конечно, в трехлетнем возрасте ни о какой регулярности речи идти не может, но начать заниматься гимнастикой в этом возрасте вполне можно.

До какого возраста заниматься девочкам

Родители должны знать, что гимнастика хорошо дисциплинирует ребенка, делает его сильным. Сперва занятия — хореографического плана. Детей растягивают, учат танцевальным элементам, выполняют упражнения на подкачку. Первые соревнования в спортивной гимнастике тоже направлены на эти элементы — подтягивание на перекладине, складочка, шпагат. Это третий юношеский разряд. Второй юношеский разряд включает вольные упражнения, но соревнования по физической подготовке также есть.

Первый юношеский проводится уже без осмотра физподготовки гимнасток, присутствуют все основные элементы взрослых разрядов — колода, брус, вольные упражнения, опорный прыжок. Но все элементы довольно простые, трав не должно быть много.

Третий взрослый разряд девочки получают около восьми лет. Он уже заставляет родителей задуматься — взрослый означает сложный. Элементы усложняются и травм уже трудно избежать. Второй взрослый разряд — девять-десять лет включает настолько сложные элементы, что организм многих детей начинает не выдерживать и могут начаться проблемы со здоровьем, например остеохондропатия суставов колен и пяток.

Первый взрослый разряд такой же сложный, как и степень кандидата и мастера спорта. Упражнения не просто сложные, а экстремальные, травмы практически неизбежны, также организм работает на износ. Нужно иметь хорошие генетические данные, хорошую мышечную массу, чтобы продолжать заниматься на полную силу. Поэтому тем, кто не хочет заниматься спортом профессионально, лучше прекратить занятия и переключить ребенка на другие виды спорта или хореографии — легкую атлетику, танцы и тому подобное.

Гимнастика дает такую общефизическую подготовку, что ребенок без проблем находит место себе в любом детском кружке, становясь лидерами. К примеру можно сказать, что одна девочка на степени кандидата в мастера спорта занялась спортивной греблей и уже через два года получила серебряную медаль на юношеских олимпийских играх.

Конечно, есть родители, которые понимают, что девочка не может дальше прогрессировать в спорте, но говорят, что ребенок занимался гимнастикой много лет и ему нужно получить мастерскую корочку (диплом мастера спорта). Договариваются с тренером, что ребенок будет заниматься в полсилы и будет сдавать минимальные требования, чтобы оставаться в спорте. Но нужно подумать, есть ли в этом смысл, ведь нагрузка и травмы все равно никуда не денутся, а возможно ребенок сможет за это время не просто проявить себя, но и найти свой путь в новой сфере деятельности.

Мальчики

Со скольки лет отдавать на тренировки мальчиков? Спортивные школы набирают с шести лет. Практика, при которой мальчик занимается с четырех лет, практических отсутствует, но с пяти лет ребенок вполне может идти заниматься, если позволяет уровень его психологического и физического развития. У парней этот спорт более «длинный» и растянутый в разрядах, чем у девочек, хотя и тут есть свои возрастные ограничения. Определенные разряды нужно сдавать в определенном возрасте.

Если мы говорим о мальчиках, мы имеем в виду только спортивную гимнастику. Художественная гимнастика у парней есть, она зарождается и даже претендует на олимпийский статус. Но выглядит довольно смешно и нелепо, так что о ней речь не идет.


Упражнения у мальчиков сложные, но все же они более ориентированы на силу, и не настолько экстремальны, как у девочек. Хотя травматизм тоже присутствует и к первому взрослому разряду нужно серьезно задуматься, нужно ли продолжать дальше. Дело в том, что гимнастика добавляет здоровья и силы до определенного этапа. А дальше — как организм позволит, слишком сильные нагрузки могут привести к тому, что здоровье будет «сдавать».

Если занятия у ребенка интенсивные, а у него начались серьезные проблемы с суставами, хребтом, нужно сперва сделать перерыв и дать восстановиться. Если при дальнейший нагрузках проблемы не исчезают, а состояние здоровья усугубляется, нужно переключиться на другие виды спорта, у парней есть много силовых спортивных направлений, не буду вникать в этот вопрос. Заниматься вполсилы не получиться — не позволяет программа это экстремального и зрелищного вида спорта. Но парни могут заниматься и до тридцатилетнего возраста, так что если есть желание, можно растянуть тренировки на многие годы.

Гимнастикой могут заниматься все, причем с раннего возраста, с 4 — 5 лет. Но это сложный вид спорта, требующий многих ресурсов организма. Поэтому примерно в 11 — 12 лет нужно решить, стоит ли заниматься дальше или продолжить тренироваться в других видах спорта. Теперь вы знаете, со скольки лет давать вашего ребенка в этот вид спорта, а в каком режиме заниматься — решать вам, спортсменами могут быть все, а профессионалами — единицы. Но гимнастика — единственный вид спорта, где профессионалами могут быть дети, и в этом ее преимущество.


Если вы хотите, чтобы ваш ребенок с раннего возраста занимался спортом, то обратите свое внимание на группы фитнеса, которые проводят занятия с 2-3-летними малышами. Дети катаются на мячах, проползают в обручи и делают множество самых разнообразных упражнений. По мере взросления задания усложняются. На таких занятиях ребенок получает общую физическую подготовку, учится управлять своим телом, приобщается к здоровому образу жизни. Кроме того, он приобретает социальные навыки: становится более общительным и самостоятельным. У детей улучшается осанка и не будет лишнего веса.

Детский фитнес все более прочно входит в нашу повседневную жизнь. Одни родители воспринимают его как альтернативу детскому центру развития, а кто-то считает это несерьезным развлечением за деньги. Но детский фитнес популярен прежде всего потому, что это хорошо организованная детская физкультура. Задания, предлагаемые на занятиях, направлены на общее физическое развитие ребенка. У детей вырабатываются правильность и красота движений, походки, а также развивается речь. Можно начинать заниматься, как только малыш научится уверенно ходить.

Если фитнес вам не по карману, занимайтесь дома с ребенком самостоятельно. Купите спортивный инвентарь и сделайте в комнате спортивный уголок. Можно также играть с ребенком в салочки, снежки, кататься вместе на роликах, плавать. И не забывайте его регулярно хвалить.

С какого возраста можно отдать ребенка в секцию

Спорт – это свобода и самовыражение, самореализация и ощущение своего тела, быстрота реакции и выносливость, целеустремленность и умение дружить. У всех нас со спортом свои ассоциации. Кто-то ненавидит «физ-ру» со школы, вспоминая пытки на спортивных снарядах (типа «козла»), «березку» на матах, бег до изнеможения и прочие «радости». Кто-то вспоминает былую славу побед и горечь поражений в своих первых спортивных состязаниях.

Можно точно сказать, что развивающемуся детскому организму «умеренный» спорт не повредит, особенно если вид его подобран с учетом физических и психических особенностей ребенка. Но прежде чем понять, какому ребенку какой вид спорта подойдет, давайте оговорим, что речь мы будем вести о непрофессиональном спорте, оздоровительном, любительском, для души и тела. Конечно, со временем все может перерасти и в профессиональные занятия.

Ваш ребенок с утра отправляется в школу, потом проводит за домашним заданием три часа в день, а дальше утыкается в компьютер. И никакой закалки, чуть что – сразу простуды, грипп и прочие «прелести». Так отдайте ребенка в спортивную секцию – и для здоровья полезно, и очень дисциплинирует. А главное, не так дорого, как кажется.

Если вы решили сделать из своего ребенка настоящего спортсмена, то путей может быть несколько: детско-юношеская спортивная школа (ДЮСШ), специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва (СДЮШОР) или экспериментальная школа высшего спортивного мастерства (ЭШВСМ).

Не хотите напрягать сына или дочку и спортом думаете заняться только для здоровья? Тогда присмотритесь к спортивным секциям при школе – чаще всего занятия в них носят оздоровительный характер и к спортивной славе там никто не стремится.

Ну а если вы мечтаете о высоких спортивных достижениях, то всерьез присмотритесь к плаванию, горным лыжам и ушу – вашему ребенку достаточно дорасти всего до 3 лет, чтобы начать ими заниматься. Гребля и плавание разрабатывают грудную клетку и широчайшие мышцы спины. Опасаетесь, что рановато? Тогда подождите год-другой и смело отправляйте отпрыска на фигурное катание, хоккей, теннис, футбол, художественную гимнастику и акробатику. Для всех видов велоспорта, волейбола и биатлона нижняя граница – уже 9 лет. А если ребенку нравятся бокс, легкая атлетика или фехтование, то придется подождать до 11 лет.

И не стоит думать, что спортивные лавры тут же упадут к ногам вашего ребенка. К тому же, чтобы записаться, например, в секцию хоккея, как правило, потребуется медицинская страховка. Ведь это игра для настоящих мужчин, то есть достаточно травмоопасная. Да и в большой спорт из секции так сразу не попасть: отборы в команды начинаются обычно далеко не сразу, в большинстве секций только через 3 года занятий.

Главные недостатки многих видов спорта – перегрузка скелета и мышц. Особенно это касается тяжелой атлетики и единоборств.

Любые занятия спортом помогают снимать мышечные блоки и зажимы, а это дает ребенку возможность получить необходимую разрядку – сбросить накопившиеся эмоции, расслабиться и таким образом разрешить те проблемы, которые возникли в течение дня. Спорт помогает справляться и с эмоциональными проблемами, снять напряжение после долгого сидения за партой.

Ниже перечислены виды спорта, в какие можно отдать ребенка, с указанием возраста, с которого осуществляется прием.

Акробатика (с 6 лет).

Биатлон (с 9 лет).

Плавание (с 3 лет с родителями, с 7 лет отдельно).

Фехтование (с 9-11 лет).

Хоккей (с 5 лет).

Горные лыжи (с 3–6 лет).

Волейбол (с 8-10 лет).

Футбол (с 6 лет).

Баскетбол (с 8–9 лет).

Легкая атлетика (с 10 лет).

Бокс (с 11–13 лет).

Художественная гимнастика (с 6–7 лет).

Велоспорт (с 7-10 лет).

Фигурное катание (с 5 лет).

Теннис (с 5 лет).

Ушу (с 4 лет).

Отдавая детей в спортивные секции, мы все хотим, чтобы они росли крепкими, сильными, здоровыми, умели ставить цели и добиваться их, чтобы у них было, где выплеснуть избыток энергии, чтобы они научились преодолевать страх, развивали волю и выносливость, учились общению в новом коллективе. И в конце концов оправдали наши надежды и приобрели в будущем высоко оплачиваемую профессию.

Командные игры

Каждая мама хочет, чтобы ее ребенок был самым умным, самым красивым и самым здоровым. Развивая малыша, нужно помнить о том, как важны для него занятия спортом. Во многом умение управлять своим телом, развитие мелкой и крупной моторики определяет умственные способности ребенка.

Открытым для контакта, общительным детям больше всего подходят командные игры. В свою очередь, и командная игра может научить малыша общительности.

Многие мальчишки любят погонять в футбол или побросать мяч в баскетбольную корзину во дворе, и часто родители ограничиваются дворовой забавой ребенка. Если говорить о профессиональных тренировках, то они начинаются обычно с 5 лет. В игровых видах спорта (футбол, баскетбол, хоккей и др.) важны такие качества, как быстрота реакции, коммуникабельность, управляемость. Малыш должен быть развит физически: хорошо бегать, прыгать. Все эти виды спорта относятся к контактным и травматичным. Они требуют больших физических затрат и выносливости. Поэтому при наличии у ребенка хронических болезней ими лучше не заниматься и в секцию идти не стоит.

При выборе секции очень важно учитывать и психологические особенности ребенка. Игра в команде учит сдерживать излишние эмоции, считаться с окружающими, стараться находить компромисс.

Если сын или дочка «по жизни» тихоня, выбирайте одиночные виды спорта: большой теннис, плавание, художественную гимнастику.

Мягкому, спокойному или шустрому, добродушному ребенку можно порекомендовать ушу, неспокойным детям подойдет карате; айкидо – борьба, основанная на мягких, плавных движениях.

Спортивные клубы для детей

Современные дети стали жертвами сидячего образа жизни вслед за взрослыми. Им не хватает не только спорта: современные дети не видят мира природы и не стремятся познать его. Кроме того, им просто некогда: сравнив расписания в школах сейчас и 30 лет назад, можно увидеть, что у современного ребенка просто нет столько времени. Закончив делать уроки, дети уже не стремятся играть с соседскими мальчишками и девчонками. Они садятся за компьютеры и телевизоры, слушают музыку; и все это – не сходя с дивана. О какой физической активности может идти речь! Да и питание тоже не лучшим образом сказывается на здоровье: сладкое, мучное, жирное, обилие полуфабрикатов – все это стало нормой жизни. Недостаток овощей и фруктов приводит к заболеваниям желудка, а неумеренное потребление калорий – к ожирению. Конечно, все эти проблемы сваливаются на человека не сразу и, скорее всего, не в детском возрасте. Но чтобы вовсе пред отвратить их, детям нужно что-то, что выработает у них полезные привычки.

Пару десятков лет назад многие дети ходили в школу пешком или ездили на велосипедах. В свободное время они ездили на велосипедах по окрестностям, взбирались на заборы и деревья, играли в догонялки и «казаки-разбойники». После школы дети прошлых поколений бежали на улицу, и у их родителей не возникало и мысли о том, что чаду нужны регулярные тренировки.

Детские спортивные клубы помогают настроить ребенка на то, что спорт – это весело и интересно. Физическая активность полезна для здоровья, но в детском спортивном зале этим не ограничиваются. Выполняя упражнения в группах и соревнуясь между собой, дети приобретают навыки общения. Родителям остается только выбрать подходящий клуб.

Формируем необходимые умения

Многие исследования подтверждают: если дети физически активны с раннего возраста, то они остаются активными и став взрослыми. Но заставить ребенка заниматься спортом в традиционном смысле – задача не из легких. Одна из самых важных целей, которой должны достичь родители, – вызвать у малыша интерес к занятиям. Именно этой цели и служат программы детских фитнес-клубов.

Сама атмосфера детского спортзала настраивает и вдохновляет детей. Специально составленные программы для разных возрастов предусматривают необходимую нагрузку на сердце, мышцы и легкие. Положительные результаты сопровождаются переводом в другую группу, что также служит источником мотивации. Достигая успеха, ребенок становится оптимистом, ему легче дается учеба, у таких детей, как правило, высокая самооценка и хороший сон. Не стоит недооценивать и возможность разностороннего развития: если у вашего сына или дочери несколько склонностей, он (она) может не выбирать между ними, а посещать разные занятия в одном клубе. Вот еще несколько мотивов для занятий спортом именно в детском клубе:

социальная приспособленность, приобретенная в играх с другими детьми;

самостоятельность, способность преодолевать трудности, развиваемые с раннего возраста;

приобретение телом ребенка подвижности и гибкости;

улучшение здоровья ребенка из-за усиления циркуляции крови;

высокая самооценка;

приобретение умения быть честным в соревнованиях;

развитие сильных мышц и костей;

приобретение умения слушать и следовать инструкциям;

медицинский контроль риска ожирения;

сниженный в разы риск заболеть диабетом в будущем;

контроль самим телом процента жира;

снижение уровня холестерина в крови и кровяного давления;

сохранение приобретенных навыков и умений на всю жизнь.

Ребенок в спортзале

В детских спортзалах большое внимание уделяется дизайну помещения, поэтому внешне зал выглядит привлекательным и очень удобным. В отличие от общих спортзалов, где детям запрещено пользоваться многим оборудованием, в специальном спортзале ребенок может применять все. Конечно, под наблюдением инструктора. В некоторых клубах, куда допускают совсем маленьких детей, может понадобиться присутствие родителей. Но с возрастом посещение клуба становится более организованным развлечением: все занятия проводятся строго по расписанию и развивают моторные, организационные и коммуникационные навыки детей разных возрастов.

Все движения совершаются под музыку в соответствии с возрастом детей. Оборудование, созданное специально для ребят, имеет мягкие гелевые сиденья и ручки.

Программы рассчитаны как на детей детсадовского или даже ясельного возраста, так и на подростков. Начинать можно с детских упражнений, включающих в себя песни и танцы, поездок на безопасных велосипедах и качелей, на которых лучше качаться вместе с малышом.

Дети растут, и на смену этим занятиям приходят основы гимнастики, балет, йога, карате и аэробика. Ребят разделяют на группы по интересам и возрасту, где они в веселой дружеской атмосфере приобретают навыки, которые могут помогать им на протяжении всей жизни. Исследования американских врачей показали, что спорт очень важен в возрасте 5–8 лет, так как именно в этот период закладываются основы здоровья, и у взрослого человека потом не будет атеросклероза и инфаркта миокарда.

Причины отчисления детей из секции

Как показывают исследования, решающими факторами для попадания детей в секции на начальных этапах являются желание родителей, а также опыт и мастерство тренера. Интересно, что такой немаловажный мотив, как желание стать знаменитым, пример известного спортсмена, не служит основной причиной прихода ребенка в спорт. Данный факт, по-видимому, можно объяснить очень ранним началом спортивных тренировок (в 4–5 лет), когда ребенок не в полной мере осознает важность этого фактора. Опросы детских тренеров свидетельствуют о том, что, несмотря на спад популярности спортивной гимнастики в нашей стране, дети активно поступают в секции.



Интересно мнение детских тренеров о наиболее важных качествах для спортивного успеха. Основная часть тестируемых отметили максимальное значение психических качеств спортсмена (характера). На втором месте, по общему признанию, находится роль самого тренера и лишь потом физические качества ребенка. Основное же психическое качество, определяющее успех в спорте, по мнению тренеров, безусловно, воля к победе, затем целеустремленность, менее важна психологическая не устойчивость к неудачам и травмам. Интересно также, что агрессивность, отмечаемая многими известными спортсменами как одно из основных психических качеств спортивной борьбы, по мнению тренеров, не играет большой роли.

Одна из современных тенденций массового детского спорта – стремление сохранить количество детей, пришедших в него. Это имеет очень большое значение для воспитания подрастающего поколения и сбережения его здоровья. Однако ситуация с ухудшающимися физическими характеристиками нации не позволяет отбирать в секции совершенно здоровых детей.

В последнее время повышаются требования к организму юных спортсменов. Даже в группах начальной подготовки интенсивно развивающийся детский организм испытывает огромный прессинг психоэмоциональной и физической нагрузок, который способен выдержать не каждый ребенок. Воспитанники детских спортивных школ, прошедшие все этапы отбора, в 14 лет становятся мастерами спорта. С 11–12 лет наиболее талантливые спортсмены принимают участие в крупных международных соревнованиях, а еще не достигнув биологической зрелости, в 15–16 лет, подростки, входящие в сборную страны, становятся чемпионами Европы, мира и Олимпийских игр. В связи с этим возникает дилемма. С одной стороны, достижение высоких уровней спортивного мастерства требует раннего отбора детей и их ранней специализации, а с другой – лишь у единиц детский организм способен справиться с высокими психоэмоциональными и физическими нагрузками. Поэтому спортивные секции, особенно крупные, несут потери (до 80 % отсева). Таким образом, нередко ребенок, имеющий спортивные навыки, «выбрасывается» из данного вида спорта из-за своей «бесперспективности».

Каковы же основные причины отчисления детей из спортивной секции и ограничиваются ли они несоответствием по физическим или психическим параметрам? Немаловажной причиной большинство тренеров считают отсутствие у учеников прогресса и роста спортивных результатов. Причем подчеркивается, что это не обязательно связано с отставанием в развитии необходимых физических качеств юного спортсмена. Хотя, с другой стороны, немаловажна причина отчисления из-за отсутствия у спортсмена тех качеств, которые помогают справляться с трудностями и проигрышами. Конфликтность и неумение общаться с тренером и сверстниками, по мнению ряда специалистов, также может послужить причиной отчисления ребенка из спортивной группы.

В жизни юного спортсмена важно решение его судьбы после отчисления из спортивной группы. Если ребенок по тем или иным причинам все же отчисляется из секции, может ли он перейти в другую секцию и заниматься более легким видом спорта? Отчисленная из гимнастики спортсменка может найти себя и в прыжках в воду, и в фигурном катании, иногда в синхронном плавании, порой даже в легкой атлетике. Интересно в связи с этим мнение главного тренера сборной России по прыжкам в высоту с шестом профессора В. М. Ягодина. Он считает, что в их спортивной специализации требуются спортсмены, прошедшие предварительную начальную подготовку в спортивной гимнастике. И данный факт подтверждается многочисленной информацией. Так, к примеру, известная прыгунья в высоту с шестом С. Феофанова в прошлом – мастер спорта международного класса по спортивной гимнастике.

Некоторые же тренеры считают, что уход из спорта – это личное дело каждого ребенка и его родителей, так как, возможно, спорт вообще не для него и он зря теряет здесь свое время. Другие не берутся однозначно ответить на этот вопрос, поскольку пытаются оставить в спорте каждого ребенка, даже в случае, если он неперспективен. Опытные тренеры отмечают, что в спортивной школе имеются группы как для менее, так и для более одаренных детей. Такой ответ, с моей точки зрения, наиболее гуманен, поскольку определить одаренность ребенка на первоначальном этапе занятий практически невозможно.

Необходимо отвлечь ребенка от дурного влияния улицы, сохранить его физическое здоровье, привить ему полноценные черты личности – и все это может сделать спорт.

Роль тренера

Самый главный человек в деле воспитания чемпиона – это тренер. Если никто из специалистов не обращает на ребенка внимания, значит, он не сможет добиться успеха. Тренер должен быть очень требовательным. Ребенок уже устал и не может заниматься, а тренер его заставляет, и при этом ребенок находит резервы, которых никто не предвидел. И ведь многие тренеры считают, что подготовка спортсмена для участия в крупных состязаниях – адская работа.

По большому счету, все спортивные победы начинаются с простых учителей физкультуры, которые начинают заниматься с будущими чемпионами и затем передают их более именитым наставникам. И те в конце концов приводят ребят к чемпионскому пьедесталу. Вот только о них, тех, кто сумел в начале пути поддержать талантливых ребят, вспоминают редко. Когда вручали первую премию «Слава» и чествовали тех, кто внес наибольший вклад в развитие отечественного спорта, в номинации «Учитель физкультуры» награду не вручили никому: не знали, кого награждать.

Хороший тренер – это то же самое, что и хороший родитель, в полном понимании этого выражения. Он должен быть не мягким и не жестким, а таким, чтобы один его вид внушал доверие и уважение! Это самое главное, и даже его звание не влияет на результат спортсмена.

А еще важно, чтобы тренер умел оказывать при необходимости первую медицинскую помощь.

Итак, самые важные черты тренера – это мудрость, умение отвечать каждому подопечному, способность вовремя обнаружить талант. И хоть немного юмора, ведь на занятиях не должно быть скуки.

Если с выбором секции вы вместе с ребенком определились, то прежде, чем приступить к занятиям, необходимо обратиться за консультацией к врачу. Сделать ЭКГ, проверить функцию внешнего дыхания, состояние позвоночника. Педиатр даст рекомендации относительно того вида спорта, который вы выбрали; если врач не советует заниматься в данной секции, то прислушайтесь к его мнению.

Врачи обычно рекомендуют родителям обратить внимание на режим юного спортсмена. Оптимальное время для занятия спортом – раннее утро или вечер. Утром лучше идти на занятие натощак, вечером – как минимум через 1,5 часа после еды и не менее чем за 2 часа до сна. После еды заниматься спортом нельзя.

Если у ребенка слегка поднялась температура или появились другие признаки воспалительного процесса, лучше пропустить тренировку.

Противопоказания к занятиям едины для всех видов спорта – это любые хронические заболевания в стадии субкомпенсации (минимального проявления болезни) и декомпенсации (обострения).

Выбирая занятие, постарайтесь найти место поближе к дому, особенно в большом городе. Для ребенка, получающего большие физические нагрузки, дальняя дорога утомительна. Со временем ежедневное путешествие может отбить всякую охоту заниматься спортом.

И последнее. Как бы вам ни хотелось, чтобы ребенок продолжал занятия, прислушивайтесь к его желанию. Если ему не нравится заниматься – не заставляйте! Даже если его доводы кажутся вам неубедительными. Понаблюдайте за атмосферой на занятиях, за тем, как тренер общается со своими воспитанниками. Психологический комфорт, ощущение, что его хорошо понимают, помогают преодолевать трудности – вот что должен чувствовать ребенок в самом начале пути. Занятия должны приносить радость, только в этом случае от них будет польза здоровью.

Советы родителям

Лучший вид спорта – тот, который нравится ребенку. Помните, что он не вы, а другой человек, и не пытайтесь выбирать за него.

Профессиональный спорт неотделим от перегрузок, к которым ребенок физически просто не готов. Не рискуйте его здоровьем ради будущих успехов. Они не стоят боли и страха.

Отдавая ребенка в спорт, убедитесь, что рядом с ним будут находиться опытные взрослые, которые не заставят его рисковать здоровьем ради побед, самое главное – чтобы ребенок был здоров.

Не заставляйте его продолжать заниматься спортом любой ценой. Если ребенок не хочет больше ходить в секцию, попробуйте понять почему и найдите выход вместе.

Не пугайтесь, обнаружив у ребенка шишки. Падения и ушибы на тренировках – дело житейское.

Дети – народ привязчивый. Постарайтесь, чтобы тренер не использовал это против вас. Лучше всего попытаться сформировать доверительные партнерские отношения между всеми сторонами.

Хорошо, когда ваш ребенок занят. Но соблюдайте меру. Чередуйте интеллектуальную и спортивную нагрузку. И не забывайте: свободное время, в том числе и сидение перед телевизором, нужно даже вундеркинду.

Нацеленность только на спортивный результат нередко выбрасывает людей на обочину жизни после того, как они расстаются со спортом. Поэтому старайтесь, чтобы жизнь ребенка не замыкалась на спорте и спортивные цели не были единственными в его жизни.