Непознанное

Жизненный и творческий путь шолохова. Биография Шолохова

М. Шолохов: личность и творческая судьба

Биография М. Шолохова окружена многочисленными легендами, слухами, сплетнями. С тех пор, как он вошел в литературу, не утихает интерес к личности писателя, к творческой истории его произведений, к их героям. О Шолохове написаны десятки монографий, тысячи статей во всем мире. При жизни писатель был обласкан всеми властителями советского времени – Сталиным, Хрущевым, Брежневым. Он стал лауреатом трех премий – Ленинской, Сталинской, Нобелевской, дважды был награжден звездой Героя социалистического труда. В постперестроечные годы, в настоящее время интерес к личности Шолохова и его наследию расходится по двум руслам. Одни исследователи стремятся доказать, что Шолохов – гений, а его «Тихий Дон» – бессмертное, гениальное творение, по своему художественному величию занимающее место в одном ряду с «Илиадой», «Дон Кихотом», «Гамлетом», «Фаустом», «Борисом Годуновым», «Братьями Карамазовыми», «Войной и миром». Другие, напротив, утверждают, что Шолохов – «ничтожно малая величина», конформист, прислуживающий режиму, а в конце своего пути – распавшаяся, творчески бесплодная личность. Исследователи, занимающие негативную позицию по отношению к писателю, считают, что платой за службу режиму, за компромиссы с властью, Шолохову со стороны этой власти были слава, почет, материальное благополучие. Но сам Шолохов расплатился за измену своей совести высокой мерой – «творческим бесплодием в расцвете своих сил».

Личность Шолохова, многое из его биографии останется загадкой. Сам он о себе рассказывать не любил, оставив одну единственную подробную автобиографию от 10 марта 1934 года. В самом ее начале писатель сообщил, что родился в 1905 году в семье служащего торгового предприятия, в одном из хуторов станицы Вешенской, бывшей Донской области. Среда, в которой вырос Шолохов, была «промежуточной». Это были не крестьяне, и не рабочие, и не казачество. Отец писателя «работал по найму», был постоянным служащим у купцов. Несмотря на немалые усилия, он так и не смог выбиться в купцы, хотя его отец происходил из купцов. Мать Шолохова была дочерью крепостного крестьянина, с 12 лет пошла в услужение к одной старой вдове-помещице. Шолохов был их незаконнорожденным сыном. В казачьей среде такого «нагульного», появившегося на свет вне брака ребенка называли «нахаленком». Только через восемь с лишним лет после рождения Шолохова его родители узаконили отношения. Об этом свидетельствует запись в метрической церковной книге Каргинского хутора, где провел детство Миша Шолохов. Казаки называли семью Шолоховых «иногородними».

В юности Шолохов был свидетелем трагических событий Гражданской войны на Дону. Все эти события отложились в памяти будущего писателя и преображенные его талантом вошли в дальнейшем в его роман «Тихий Дон», «Донские рассказы». Михаил рано повзрослел и обрел самостоятельность. С 1920 по 22-й гг. он перепробовал множество специальностей – от учителя начальной школы, журналиста до продработника. Как записал сам Шолохов в автобиографии от 1931 года, «с 1920 года служил и мыкался по Донской земле. Долго был продработником. Гонялся за бандами, властвовавшими на Дону до 1922 года, а банды гонялись за нами. Приходилось бывать в разных переплетах…». Этот период шолоховской биографии оброс всевозможными легендами. Рассказывают, что Шолохов не раз подвергался смертельной опасности. Однажды он был схвачен махновцами, но атаман пожалел его по малолетству, отпустив на свободу.

Осенью 1922 года Шолохов уезжает в Москву. Первое время работает чернорабочим, затем служащим, терпит многие лишения. Уже с 1923 года он находит связь с литературными кругами столицы, начинает посещать литературные вечера и семинары группы «Молодая гвардия». В это же время появляются первые шолоховские фельетоны и первый рассказ – «Родинка». В 1924 году Шолохов уехал из Москвы и поселился в своей родной станице Вешенскаой, где и прожил почти постоянно до конца своих дней.

В 1925-26 гг. в Москве вышли сборники «Донские рассказы» и «Лазоревая степь», получившие высокую оценку в советской критике. Особым почитателем таланта молодого литератора стал писатель А. Серафимович.

С 1926 по 1940-й гг. Шолохов работал над эпическим повествованием «Тихий Дон». В 1932 им был закончена первая часть романа «Поднятая целина», посвященного событиям коллективизации. Творческая история этого произведения до сих пор вызывает споры. Первоначально роман назывался «С потом и кровью». Однако вскоре это название было заменено более злободневным – «Поднятая целина». Сталин указывал о важности освоения целины. Большинство современных литературоведов считают, что книга была написана по спецзаказу. В ней утверждается не народная правда, а классовая, партийная идея. Шолохов талантливо, что проявилось, прежде всего, в умении передать народную речь, показал, что крестьяне якобы приняли колхозы как самый верный путь для осуществления своих надежд на новую жизнь. Тогда произведения, заставлявшие усомниться в верности идее коллективизации, бесспорно, не издавались. Часть литературоведов, напротив, проводят мысль о том, что «Поднятая целина» Шолохова истолковывается слишком тенденциозно, вследствие чего не замеченным остается глубинный психологический подтекст, сцены изображения трагизма крестьянства, его сопротивления насильственной коллективизации. Данная точка зрения подкрепляется фактами из шолоховской биографии. В годы коллективизации Шолохов много ездил по хуторам и станицам, встречался с крестьянами. Писатель знал об их лишениях, был свидетелем преступной бесхозяйственности партийных работников. Обо всем увиденном Шолохов не боялся говорить открыто, выступал с обличительными статьями в периодике. О всевозможных перегибах в организации колхозов он писал даже лично Сталину. В родном краю писатель заслуженно удостоился славы народного заступника, простые люди шли к нему со своими просьбами и жалобами. Существуют версии, что в 1937 году Шолохов находился на шаг от насильственной смерти, и только по счастливому стечению обстоятельств смог избегнуть ареста.

В годы Великой Отечественной войны Шолохов, как и многие советские писатели, служил военным корреспондентом. В этот период им был написан ряд публицистических рассказов и статей. Один из самых известных – «Наука ненависти». С 1943 года была начата публикация романа «Они сражались за Родину», который так и остался незавершенным. В 50-е гг. Шолохов написал рассказ «Судьба человека». В 1960 году завершил работу над второй книгой романа «Поднятая целина». В 1965 году писатель был удостоен Нобелевской премии. На церемонии вручения произошло занимательное происшествие. Шолохов отказался, как следует, поклониться королю Швеции, что было положено по канону. Писатель-де головой двинул, но в другую сторону – вздернул. В заметке ТАСС с переложением американского корреспондента по этому поводу говорилось: «Казаки не кланяются, они никогда не делали этого и перед царями…». Исследователь Осипов из своего разговора с писателем привел интересную цитату:



«Как-то спросил у Шолохова:

Так ли это было?

Он ответил с лукавой усмешкой:

Мне протокол не к чему было нарушать. Я ничего такого не замышлял. У меня просто, наверное, другого выхода не было. Король в росте на голову меня превосходил. Ему кланяться можно… А мне как? Мне несподручно. Мне вместо поклона пришлось голову подымать…».

Быль иль небыль, но этот исторический анекдот несет в себе долю истины, раскрывая характер писателя.

В течение последних десятилетий Шолохов занимался общественной деятельностью и практически ничего не написал. С 1969 года в печати не появилось ни единой новой страницы шолоховской художественной прозы. Замечено, что отход писателя от литературной работы был прямо пропорционален его возрастающей партийной активности. С1961 года Шолохов – член ЦК КПСС, с 1967 – генеральный секретарь СП СССР. Последние годы писатель почти безвыездно жил в своей родной станице, если не считать поездок в столицу и за рубеж. Многолетнее творческое молчание – одна из самых больших загадок сложной творческой биографии писателя. Одни исследователи пишут о надрыве как следствии противостояния Шолохова идеологическому диктату. Шолохов, согласно этой версии, жертва партийной «опеки». Другие видят в творческой смерти писателя заслуженную кару, приводят его обличительные выступления против А. Солженицына и других диссидентов. Шолохов предстает сервильным писателем, персонально отвечающим за грехи тоталитарного режима. Существуют и иные версии, каждая из которых не столько раскрывает, сколько создает еще большие проблемы в разгадке тайны вешенского отшельника.

Начало работы над романом-эпопеей «Тихий Дон» относится к осени 1925 года. Шолохов перепробовал множество вариантов заглавия. Один из них – «Донщина». В основу романа положен богатый и разносторонний материал: исторические источники, мемуарная литература, этнографический материал, то есть песни, пословицы, предания. Шолохов опирался на опыт Л. Толстого в его работе над романом «Война и мир». Главный обобщенный объект изображения в «Тихом Доне» – казачество. Не случайно это произведение называют «казацкой эпопеей». Жизнь казачества отражена не только на протяжении десяти лет (с 1912 по 1922), но и в историческом развитии. Это проявляется в рассказе о семье Мелеховых, повествование об истории которой начинается с деда Прокофия, участника русско-турецкой войны 1877 – 1978 годов. История казачества, уклад жизни и нравы этой среды отражены также в песнях, приводимых в тексте романа. В качестве эпиграфа выбраны строки старинной казачьей песни. Хронологические рамки повествования включают события I Мировой войны, двух революций и Гражданской войны. В «Тихом Доне» показано, как эти события «взорвали» мирную жизнь казачества, его традиционный быт.

В произведении переплетаются романное и эпическое начала. Черты эпопеи проявляются в наличии массовых сцен, широком панорамном изображении событий. В центре произведения – мысль народная, судьба народа, что является чертой эпопеи. Судьба казачества, показанная Шолоховым, раскрывает судьбу крестьянства и всего русского народа в переломную историческую эпоху. Романное начало связано с образами и судьбами основных персонажей. Сквозным сюжетно-композиционным стержнем в «Тихом Доне» является семейная хроника нескольких поколений семей Мелеховых, Коршуновых, Листницких, Астаховых, представляющих разные слои казачества. Однако главное место отведено семье Мелеховых. Именно история этого рода дает наиболее яркое представление о быте, укладе жизни, нравах и социальной психологии казачества.

Главный герой – Григорий Мелехов. Этот образ объединяет семейно-бытовую, любовную и социально-историческую линии произведения. Именно через частную жизнь Григория Мелехова, его судьбу Шолохов, главным образом, воспроизводит историческую судьбу казачества в период революции и Гражданской войны. Его путь полон мучительных сомнений, ошибок и трагических потерь. В образе главного героя запечатлены наиболее характерные черты казачества как определенной этнической среды: независимость, граничащая со своеволием, удаль и одновременно любовь к хозяйству, к труду. Григорий Мелехов соединяет черты воина и земледельца, что было характерно для типичного казака. Казаками с XV века называли тех, кто убегал в юго-восточные степи от помещиков. Казак – по-тюркски - значит удалец, вольный человек. Казаки занимались бортничеством, звероловством, были хорошими воинами. Они сохранили независимость от царя. Именно с Дона начинаются восстания Болотникова, Разина, Булавина, Пугачева. Типичная психология казака проявилась даже в любви Григория к замужней Аксинье. Это грешная, преступная, роковая любовь-страсть. «Тихий Дон» – это одно из самых талантливых произведений мировой классики, раскрывающих силу подлинной человеческой страсти. Григорий и Аксинья, пожалуй, – самые яркие, колоритные и запоминающиеся образы. Их отличительные черты – импульсивность, эмоциональность, глубина переживаний, способность к большой самоотдаче. Неслучайно, что именно этим героям в станице Вешенской воздвигнут бронзовый памятник. Они изображены в пору их влюбленности: он – на коне, она – с ведрами поднимается в гору.

Григорий Мелехов показывается как носитель народной, жизненной правды. Шолохов не захотел следовать установившейся в советской литературе традиции, согласно которой герой обязательно перевоспитывался в ходе революции и Гражданской войны. Григорий Мелехов остался на распутье между двух правд: правдой красных и правдой белых. Шолохов не привел Григория к какому-либо однозначному политическому выбору, не завершил произведение эпизодами службы Мелехова в Красной армии. Пережив много горя, герой оказался духовно опустошенным, уставшим от крови и боев. В финале произведения он, словно блудный сын, возвращается к родному дому, к земле, от которой был оторван на долгие годы военным лихолетьем.

Роман-эпопея «Тихий Дон» прославил Шолохова, но эта слава принесла ему не только радость, но и страдания. Как при жизни, так и после смерти Шолохова широкое распространение получила версия о плагиате. Впервые она возникла в 1929 году. Многие писатели в силу разных причин усомнились в том, что в 23 года, не имея никакого образования, человек мог написать столь психологически тонкое и глубокое произведение. В Москве стали ходить слухи о том, что «Тихий Дон» написал белый офицер, а Шолохов нашел его рукопись и выдал за свою. В поддержку этих слухов выступили члены литературной группы «Кузница». С целью выяснения правды была создана комиссия, куда вошли члены РАППа. Над Шолоховым был организован своего рода «суд чести». От него потребовали предоставления черновиков, в результате изучения которых молодой писатель был оправдан. Члены РАППа выступили с заявлением о клевете на Шолохова, в котором говорилось, что в случае продолжения роспуска сплетен, клеветники будут привлечены к судебной ответственности. Однако волна слухов о плагиате, иногда неимоверно нелепых, не прекратилась. Версии о плагиате преследовали писателя всю жизнь, отравляли его существование. Шолоховский текст неоднократно подвергался тщательному анализу, писателя то оправдывали, то снова обвиняли. Версия о плагиаторстве была развита в 70-е гг. И. Н. Томашевской в книге «Стремя Тихого Дона». В ней были изложены давние гипотезы о том, что авторство большей части «Тихого Дона» принадлежит казацкому писателю Федору Крюкову, служившему в белогвардейской армии и погибшему в 1920 году. Среди яростных приверженцев версии о плагиате – А. Солженицын. В 70-е и в начале 80-х гг. норвежскими учеными шолоховский текст был подвергнут компьютерным методам исследования, в результате которых писатель вновь был оправдан. Среди основательных трудов, посвященных выяснению проблемы авторства, - исследование Льва Колодного «Кто написал «Тихий Дон»?» Автор, привлекая все сохранившиеся шолоховские черновики и рукописи, воссоздал творческую историю произведения и пришел к следующему выводу: «Когда читаешь и сравниваешь цитаты из сочинений двух писателей, то понимаешь, что не требуется никакой специальной техники, электронно-вычислительных машин для анализа, настолько все очевидно: нелепо даже предположить, что Федор Крюков переродился и на старости лет написал роман, всем своим строем, каждым словом и строкой не похожим на все, что сочинял десятилетия».

Тем не менее споры об авторстве «Тихого Дона» не утихают до сих пор. И быть может, справедливы в данной ситуации те литературоведы, которые вообще снимают проблему выяснения авторства, мотивируя свое суждение самим фактом существования этого гениального творения, достойного встать в один ряд с художественными шедеврами мировой классики.

1. Вступление

2. Биография

3. Основные черты творчества.

4. «Тихий Дон»

5. Григории Мелехов

6. Аксинья

7. Большевики

8. «Судьба человека»

9. Значение творчества Шолохова

10.Библиография

Вступление

В 30-е годы вышли в свет известные всему миру романы М. Шолохова «Тихий Дон» и «Поднятая целина» (1-я книга). Шолохов - выдающийся писатель нашей страны, крупнейший мастер художественного слова. Произведения его широко известны и у нас и далеко за пределами Советского Союза.

«… Замечательное явление нашей литературы - Михаил Шолохов, - говорил А. Толстой… - Он пришел в литературу с темой рождения нового общества в муках и трагедиях социальной борьбы. В «Тихом Доне» он развернул эпическое, насыщенное запахами земли, живописное полотно из жизни донского казачества. Но это не ограничивает большую тему романа:

«Тихий Дон» по языку, сердечности, человечности, пластичности - произведение общерусское, национальное, народное».

«Произведение Шолохова является мастерским, - писал А. В. Луначарский о «Поднятой целине». - Очень большое, сложное, полное противоречий и рвущееся вперед содержание одето здесь в прекрасную словесную образную форму...»

Биография

ихаил Александрович Шолохов родился 24 мая 1905 года на Дону, на хуторе Кружилином, в трудовой семье. Учился он сначала в церковноприходской школе, а затем-до 1918 года-в гимназии. В годы гражданской войны Шолохов жил на Дону, служил в продовольственном отряде, участвовал в борьбе с бандами белых. В 1920 году он создал комсомольскую ячейку в одной

из станиц. По окончании войны Шолохов работал каменщиком, чернорабочим, счетоводом. Литературная деятельность писателя началась в 1923 году. В 1925 году вышла первая его книга-«Донские рассказы».

Шолохов принадлежит к тому поколению советских писателей, которых сформировала революция, гражданская война, социалистическое строительство.

Хорошо сказал об этом А. Фадеев: «Когда по окончании гражданской войны мы стали сходиться из разных концов нашей необъятной Родины - партийные, а еще больше беспартийные молодые люди, - мы поражались тому, сколь общи наши биографии при разности индивидуальных судеб. Таков был путь Фурманова, автора книги «Чапаев»… Таков был путь более молодого и, может быть, более талантливого среди нас Шолохова… Мы входили в литературу волна за волной, нас было много. Мы приносили свой личный опыт жизни, свою индивидуальность. Нас соединяло ощущение нового мира как своего и любовь к нему».

После выхода в свет первых рассказов Шолохов возвратился на Дон, в родную станицу. «Хотелось написать о народе, среди которого я родился и который я знал», - вспоминал он.

В 1926 году Шолохов начал работать над «Тихим Доном». Первая книга романа вышла в 1928 году, вторая-в 1929 году, третья-в 1933 году, четвертая - в 1940 году. Уже первые книги «Тихого Дона» сделали имя Шолохова широко известным.

Живое участие в литературной судьбе Шолохова приняли Горький и Серафимович. Серафимович написал к «Донским рассказам» предисловие. Он первый отметил в авторе незаурядный талант, знание жизни, большую изобразительную силу, яркую образность языка. Горький помог писателю напечатать третью книгу «Тихого Дона», которую пытались опорочить некоторые критики.

В годы Великой Отечественной войны Шолохов - деятельный участник борьбы советского народа против фашистских захватчиков. Он написал ряд очерков и рассказ «Наука ненависти» (1942). В то же время Шолохов приступил к работе над романом о Великой Отечественной войне «Они сражались за Родину». Отдельные главы были напечатаны в 1943-1944 годах и в 1949 году. В них изображены тяжелые героические бои, которые вела Советская Армия летом 1942 года на дальних подступах к Сталинграду.

Значительным художественным достижением писателя явился рассказ «Судьба человека», напечатанный на страницах

«Правды» в 1957 году. Рассказ быстро стал известен всему миру. На его основе талантливый советский кинорежиссер и актер С. Бондарчук создал замечательный фильм под тем же названием.

В 1959 году Шолохов закончил вторую книгу «Поднятой целины», завершив тем самым весь роман в целом.

За первую и вторую книги «Поднятой целины» писатель был удостоен в 1960 году Ленинской премии. В 1965 году Шолохову была присуждена международная Нобелевская премия.

В настоящее время Шолохов продолжает работать над романом «Они сражались за Родину».

Основные черты творчества.

В

ся жизнь и литературная деятельность Шолохова связана с Доном. Писатель горячо любит свои родные места; в жизни донского казачества он черпает темы, образы, материал для своих художественных произведений.

Сам Шолохов подчеркивал: «Я родился на Дону, рос там, учился, формировался как человек и писатель и воспитывался как член нашей великой Коммунистической партии и являюсь патриотом своей великой могущественной Родины. С гордостью говорю, что я являюсь и патриотом своего родного донского края».

Замечательное по яркости и силе художественное изображение жизни донского казачества - важная особенность творческой деятельности Шолохова.

Это отнюдь не значит, что Шолохов - писатель какой-то чисто местной, областнической темы. Напротив, на материале жизни и быта донского казачества он сумел раскрыть глубокие процессы широкого исторического значения. И здесь следует отметить вторую важнейшую особенность его творчества - стремление художественно запечатлеть поворотные, этапные периоды жизни нашей страны, когда борьба нового, социалистического мира против старого, буржуазного выступает в наиболее острой ожесточенной и драматической форме. Гражданская война («Тихий Дон»), коллективизация («Поднятая целина») и Великая Отечественная война («Они сражались за Родину», «Судьба человека») - вот три периода в жизни нашего народа, на которых сосредоточено внимание художника.

С этим связана третья черта шолоховского дарования - эпическая широта, склонность к монументальным художественным полотнам, к глубоким социальным обобщениям, к постановке больших вопросов об исторических судьбах народа.

Герои произведений Шолохова - простые трудящиеся люди. Их думы, печали и радости, их стремление к счастью и справедливости, их борьба за новую жизнь неизменно интересуют художника.

И, наконец, необходимо отметить существенную особенность творческого метода писателя-его неприязнь, к какой бы то ни было идеализации действительности. Неуклонно следовать суровой правде жизни, воплощать действительность во всех ее противоречиях, во всей ее сложности и многогранности, во всех ее контрастах, нисколько не сглаживая напряженнейшую остроту конфликтов, возникающих в трудном и сложном процессе рождения нового, коммунистического мира, такой. Художественный исходный принцип, которого неизменно придерживается Шолохов.

«Тихий Дон»

Э

ти принципы, с наибольшей полнотой проявившиеся в романе «Тихий Дон», сказались уже в первой книге писателя - «Донские рассказы». Главная тема рассказов-классовая борьба на Дону. Не родственные связи и чувства, а место людей в жестокой борьбе классов определяет их отношения между собой. Нередко даже отцы и дети, родные братья становятся смертельными врагами. В рассказе «Коловерть» старый казак Крамсков и двое его сыновей, ушедших к красным, попадают в плен к белогвардейцам. Их расстреливает младший сын Михаил-белый офицер. В рассказе «Бахчевник» отец-комендант белогвардейского военно-полевого суда, палач и истязатель, а его сын Федор-красноармеец. Раненного в ногу Федора преследуют белые. Отец обнаруживает его в бахчевнике и собирается расправиться с ним. Тогда младший сын Митя, чтобы спасти брата, убивает отца. В рассказе «Червоточина» комсомолец Степка ненавидит жгучей ненавистью своего отца Якова Алексеевича-кулака и мироеда. В наказание за то, что якобы по вине Степки пропали быки, Яков Алексеевич и его старший сын зверски убивают комсомольца.

Рисуя бешеную злобу врагов революции, их кровавые дела, Шолохов доказывает, что, напротив, в среде революционного казачества, которое вынуждено было в жестоких схватках отстаивать новую жизнь, проявлялись высокие и благородные качества-готовность к самопожертвованию, геройская отвага и подлинная человечность.

Если в «Донских рассказах» борьба классов изображалась главным образом в узких пределах казачьей семьи, то совсем по-иному разработана эта тема в «Тихом Доне». «Тихий Дон» принадлежит к числу самых выдающихся произведений советской художественной прозы. М. И. Калинин в беседе с молодыми писателями в 1934 году говорил: «Тихий Дон» я считаю нашим" лучшим художественным произведением. Отдельные места написаны с исключительной силой» ".

А. М. Горький относил «Тихий Дон» к книгам, которые «дали широкую, правдивую и талантливейшую картину гражданской войны».

Опираясь на лучшие достижения советской литературы в изображении гражданской войны, Шолохов сумел создать произведение глубоко новаторское и самобытное.

В «Тихом Доне» Шолохов, прежде всего, выступает перед нами как мастер эпического повествования. Широко и свободно развертывает художник огромную историческую панораму бурных драматических событий. «Тихий Дон» охватывает период в десять лет-с 1912 по 1922 год.

Действие в романе развивается в двух планах - историческом и бытовом, личном. Но оба эти плана даны в нераздельном единстве. Патриархальная идиллия мелеховской юности разрушается в плане личном-его любовью к Аксинье, в плане социальном-столкновением Григория с жестокими противоречиями исторической действительности… Органична и развязка романа. В плане личном-это смерть Аксиньи. В плане социально-историческом-это разгром белоказачьего движения и окончательное торжество Советской власти на Дону;

Обе переплетающиеся сюжетные линии-личная и историческая-оказываются полностью исчерпанными. Трагический крах героя логически закономерен и завершен.

В первой книге действие начинается предвоенным временем и заканчивается шестнадцатым годом. Говорится в ней о жизни и быте станицы, о юности Григория Мелехова, о событиях империалистической войны.

Вторая книга охватывает период с октября 1916 года и до весны 1918 года. Февральские дни 1917 года, корниловщина, Великий Октябрь, начало гражданской войны на Дону-вот что стоит в центре книги.

Хронологические рамки третьей книги: весна 1918 года - май 1919 года. Изображается в ней ожесточенная борьба советского народа с белогвардейской контрреволюцией на юге. И наконец, четвертая книга, охватывающая период с весны 1919 года до 1922 года, повествует о полном разгроме белоказачьего движения и окончательной победе Советской власти на Дону, Империалистическая война, революция, гражданская война-таковы исторические события, нашедшие в «Тихом Доне» свое художественное отражение.

Действие в романе происходит на западном фронте, в Петербурге и Москве. Но главным местом действия является казачья станица. Исторические судьбы донского казачества со время войны и революции-таково основное содержание шолоховской эпопеи. Шолохов разработал огромной важности и значения социальный вопрос-о пути к революции и социализму широких народных масс.

Переход народных масс на сторону революции и социализма прослеживается на судьбах казачества. Это и определило особый характер изображения борьбы классов в «Тихом Доне».

Казачество отличалось рядом своеобразных социальных особенностей. В течение долгих лет царизм рассматривал казаков как своих усердных и преданных слуг не столько в войнах с внешними врагами, сколько в борьбе с революционным народом, с освободительным движением. Казаки были поставлены в особые, привилегированные условия. Они зачастую не знали тех бедствий и тягот, которые терпел русский трудящийся человек. Среди них разжигалась вражда к национальным меньшинствам, ко всем не казакам, иногородним. Это развило в казачестве чувство сословного превосходства, затрудняло проникновение революционных идей в его среду и в годы гражданской войны сделало часть казаков послушным орудием белогвардейской контрреволюции.

Разумеется, и на Дону было классовое расслоение. И там развертывалась борьба трудового казачества против кулаков и помещиков. Но указанные выше обстоятельства придали гражданской войне на Дону особую кровавую ожесточенность. В «Тихом Доне» Шолохов и стремился со всей силой раскрыть необычайную остроту и небывалое ожесточение классовых боев в казачьей среде.

Гражданская война была войной не на жизнь, а на смерть между двумя основными лагерями-лагерем революционного народа, возглавляемого коммунистами, и лагерем контрреволюции, объединявшим помещиков, буржуазию, кулачество. Эти основные противостоящие друг другу силы нашли свое отражение в «Тихом Доне». Здесь мы видим, с одной стороны, помещика Листницкого, кулаков Коршуновых, купца Мохова, белогвардейских генералов и офицеров - злобных врагов советского народа, людей, лишенных чести и совести, палачей и убийц. Их программа ясна и отчетлива. Они хотят потопить в крови революционный народ и восстановить старые, царские порядки, с тем чтобы снова иметь возможность пользоваться всеми благами жизни, безжалостно эксплуатируя рабочих и крестьян.

Против них ведет смертельную войну революционный народ и его самоотверженные защитники, выразители его интересов- революционеры Подтелков, Бунчук, Штокман, Котляров, Михаил Кошевой, Погудко.

Но в центре внимания писателя стоят не эти два основных, противостоящих друг другу классовых лагеря, а выразитель настроений колеблющихся, промежуточных социальных сил- Григорий Мелехов. Жизнь Мелехова, юношеские годы его, история его женитьбы на Наталье, любовь к Аксинье, его участие в империалистической войне, а затем в войне гражданской и,:

наконец, его духовное опустошение-вот что образует сюжетную канву романа. Григорий Мелехов стоит в центре «Тихого Дона» не только в том смысле, что ему больше всех уделено внимания: почти все события в романе либо происходят с самим Мелеховым, либо так или иначе связаны с ним.

Григории Мелехов

Ибо в те дни будет такая скорбь,

какой не было от начала творения…

даже доныне и не будет… Предаст

же брат брата на смерть, и отец-

детей; и восстанут дети на
родителей и умертвят их.

Из Евангелия

Ч

то же представляет собой Григорий Мелехов? Мелехов охарактеризован в романе разносторонне. Юношеские годы его показаны на фоне жизни и быта казачьей станицы. Шолохов ярко живописует патриархальный уклад станицы. Перед читателем отчетливо выступают такие черты казачьего быта, как дух отваги и свободолюбия, высокие понятия о воинской чести и вместе с тем звериная жестокость, темнота, слепая ненависть к пришлым, иногородним. Уже в начальных главах романа, составляющих своеобразный пролог «Тихого Дона», рисуется дикая и отвратительная сцена расправы с бабушкой Григория, которую казаки заподозрили в колдовстве. Черты темноты и дикости выражены в сцене побоища у мельницы между казаками и приезжими украинскими крестьянами.

Характер Григория Мелехова формируется под воздействием противоречивых впечатлений. Казачья станица воспитывает в нем с ранних лет отвагу, прямодушие, смелость, и вместе с тем она внушает ему многие предрассудки, передающиеся от поколения к поколению. Григорий Мелехов умен и по-своему честен. Он страстно стремится к правде, к справедливости, хотя классового понимания справедливости у него нет. Это человек яркий и крупный, с большими и сложными переживаниями. И при всем этом Шолохов подчеркивает всю гибельность поведения Григория. Трагедия Мелехова состоит в том, что он не сумел слиться с революцией и неизбежной силой обстоятельств очутился в стане ее злейших врагов. Тупик, в котором он оказался, душевный крах-справедливое возмездие за разрыв с народом, с великой правдой революции.

По своему социальному положению Григорий Мелехов- крестьянин-середняк. Он одновременно и собственник, и труженик. Чувство собственника отдаляет его от революции, связывает его с буржуазным миром; чувство труженика, напротив, сближает его с революционным пролетариатом, вооружает его против эксплуататоров и тунеядцев. Эти противоречивые тенденции усиливаются и осложняются сословными предрассудками. Колебания между непримиримыми классовыми полюсами, между борющимися враждебными лагерями, поиски несбыточного «третьего пути» в революции - не с красными и не с белыми - вот что определяет поведение Мелехова.

В заключительных сценах романа Шолохов обнажает страшную опустошенность своего героя. Мелехов потерял самого любимого человека-Аксинью. Жизнь утратила в его глазах весь

смысл и все значение. Еще раньше, сознавая мучительный тра­гизм своего положения, он говорит: «От белых отбился, к крас­ным не пристал, так и плаваю, как навоз в проруби...» А теперь, похоронив Аксинью, он сознает, что все кончено. «Он попро­щался с нею, твердо веря в то, что расстаются они ненадолго. Ладонями старательно примял на могильном холмике влаж­ную желтую глину и долго стоял на коленях возле могилы, склонив голову, тихо покачиваясь.

Теперь ему незачем было торопиться. Все было кончено».

В образе Григория Мелехова заключено большое типическое обобщение. Тот тупик, в котором он оказался, разумеется, не отражал процессов, происходивших во всем казачестве. Типич­ность Григория заключается в ином. Социально поучительна его трагическая участь, участь человека, не нашедшего своего пути в революции.

Рисуя драму Мелехова, писатель как бы утверждает: чело­век, оторванный от народа, от революционной правды и не на­шедший в себе сил выбраться на правильный путь, неизбежно потерпит нравственную катастрофу. Этот разрыв Григория с на­родом, строящим новую жизнь, Шолохов передал в сновидении Мелехова, которое носит явно аллегорический характер. «Григорий видел во сне широкую степь, развернутый, приготовив шийся к атаке полк. Уже откуда-то издалека неслось протяж­ное: «Эскадрооон...», когда он вспомнил, что у седла отпущены подпруги. С силой ступил на левое стремя-седло поползло под ним… Охваченный стыдом и ужасом, он прыгнул с коня. чтобы затянуть подпруги, и в это время услышал мгновенно возникший и уже стремительно удалявшийся грохот конских копыт. Полк пошел в атаку без него...»

В образе Мелехова Шолохов произнес приговор несостоятельности и порочности «третьего пути» в революции и вскрыл траги­ческую обреченность и гибель человека, порвавшего с народом

Аксинья

Ч

ерез весь роман проходит образ Аксиньи, нарисованный с замеча­тельным мастерством. Мировая ли­тература не знает другого произведения, где бы писатель так проник во внутренний мир кре­стьянки, простои женщины из народа. Аксинья - натура слож­ная и по-своему богатая, с сильными и глубокими чувствами. Судьба Аксиньи тоже трагична. Любовь к Григорию, огромная и всепоглощающая, сосредоточила в себе все самое светлое, что было у нее в ее горестной жизни. Верный спутник и друг Григория, она не только делит с ним все невзгоды, не только испы­тывает все унижения, всю горечь своего двусмысленного положения, но и становится жертвой роковых ошибок. Мелехова Аксинья разделяет трагическую судьбу самого Григория Она тоже не смогла найти своего пути в жизни. Ее любовь к Григорию не способна была дать ей подлинное счастье, сделать жизнь осмысленной и значительной. Эта любовь в конце кон­цов и привела Аксинью к гибели.

С огромным художественным мастерством Шолохов осветил внутренний мир своих героев. Многообразными средствами ис­кусства переданы их радости и горе, их любовь и их трагедия. В частности, пейзаж становится у писателя действенным сред­ством психологического анализа. Восьмая часть романа откры­вается великолепной по своей художественной выразительности сценой. После тяжелой и изнурительной болезни к Аксинье воз­вращаются силы и здоровье. Очень скоро разыграются в ее жизни трагические события, которые приведут ее к гибели. Но теперь она полна радости и беспричинного ощущения счастья. И вот как воспринимает она картину весны: «Иным, чудесно обновленным и обольстительным, предстал перед нею мир. Бле­стящими глазами она взволнованно смотрела вокруг, по-детски перебирая складки платья. Повитая туманом даль, затоплен­ные талой водой яблони в саду, мокрая огорожа и дорога за, ней с глубоко промытыми прошлогодними колеями - все каза­лось ей невиданно красивым, все цвело густыми и нежными красками, будто осиянное солнцем...

Бездумно наслаждаясь вернувшийся к ней жизнью, Аксинья испытывала огромное желание ко всему прикоснуться руками, все оглядеть. Ей хотелось потрогать почерневший от сырости смородиновый куст, прижаться щекой к ветке яблони, покрытой сизым бархатистым налетом, хотелось перешагнуть через раз­рушенное прясло и пойти по грязи, бездорожно, туда, где за широким логом сказочно зеленело, сливаясь с туманной далью, озимое поле...»

Шолохов сумел здесь с высоким и совершенным искусством передать всю прелесть весны с ее ослепительным светом, красо­той и радостью в органическом единстве с настроением Аксиньи.

В той же, восьмой части есть другая сцена. Аксинья погиб­ла, и Григорий похоронил ее. Он с мучительной ясностью соз­нает, что для него все кончено. Его постигла полная катастро­фа. Чрезвычайно характерно, что похороны Аксиньи тоже проис­ходят при ярком свете летнего утра. Но если в первом отрывке самой картиной природы Шолохов передал ощущение радости, то теперь теми же средствами пейзажной живописи выражены мрачные, скорбные переживания Григория:

«В дымной мгле суховея вставало над яром солнце. Лучи его серебрили густую седину на непокрытой голове Григория, сколь­зили по бледному и страшному в своей неподвижности лицу. Словно пробудившись от тяжкого сна, он поднял голову и увидел над собой черное небо и ослепительно сияющий чер­ный диск солнца».

Большевики

П

омимо Григория и Аксиньи - центральных героев романа, в многообразной галерее персонажей «Тихого Дона» важное место занимают представители революционного народа-большевики.

Среди большевиков, изображенных в романе, мы видим рабочих: кузнеца Гаранжу, слесаря Штокмана, машиниста Котлярова, работницу Погудко. Им свойственна безграничная преданность делу народа, высокие нравственные качества. Большой силой чувства, чистотой и целомудрием отличается любовь Бунчука и Анны Погудко.

В своих героях Шолохов подчеркивает их неустанную и энергичную борьбу за политическое просвещение масс, за революционное воспитание народа. Показательны в этом смысле беседы Гаранжи с Григорием, пропагандистская работа большевика-подпольщика Штокмана. Коммунисты даны в романе как выразители самых светлых чаяний народа, руководители и наставники масс.

Наиболее удался Шолохову образ Михаила Кошевого. Почти ровесник Григория Мелехова, коренной казак по происхождению, он вырос вместе с Григорием на хуторе Татарском. Кошевой, однако, пошел, совсем другой дорогой. Шолохов прямо противопоставляет Кошевого Мелехову. Григорий говорит, что Кошевой принадлежит к тем людям, которым с самого начала все было ясно и у которых «свои прямые дороги, свои концы». И говорит он об этом с чувством явной зависти.

Кошевой обрисован многогранно. Шолохов подчеркивает в нем его любовь к жизни и страстность его натуры, кипучую энергию, непримиримую ненависть к врагам. «На врагов, какие зря на белом свете живут, у меня рука твердая!» - говорит он. Вполне закономерно, что в конце романа он становится председателем хуторского ревкома и выступает перед нами как представитель победившей Советской власти. Вместе с тем писатель оттеняет в Кошевом и черты излишней прямолинейности в решении сложных и трудных вопросов социального воспитания.

Если в Григории Мелехове выражена губительная власть собственнических и сословие реакционных предрассудков казачества, то в Кошевом, напротив, воплощены здоровые революционные, демократические начала; они в конце концов возобладали в среде казаков и обусловили их переход на сторону Советской власти, на сторону социализма.

Эти же начала выражены в вожде революционного казачества - Подтелкове. Федор Подтелков-один из выдающихся деятелей молодой Советской власти на Дону. Он был председателем Военно-революционного комитета, военным комиссаром и командующим Донской советской армией. Во второй книге

«Тихого Дона» Шолохов нарисовал образ Подтелкова - его деятельность на Дону и гибель от рук белых палачей.

«Тихий Дон» переведен на многие иностранные языки, получил всемирное признание и принадлежит к числу замечательных произведений социалистического реализма.

«Судьба человека»

К

ак уже говорилось, в послевоенные годы Шолохов, кроме второй книги «Поднятой целины», написал рассказ «Судьба человека».

Рассказ этот явился весьма значительным художественным достижением писателя.

В основу рассказа лег реальный факт. В 1946 году Шолохов на охоте повстречал у степной речушки одного шофера с его маленьким приемным сынишкой. И тот поведал писателю печальную повесть о своей жизни. Рассказ случайного знакомого сильно захватил художника. Биографы свидетельствуют: «Возвратился тогда писатель с охоты необычно взволнованным и все еще находился под впечатлением от встречи с неизвестным шофером и мальчиком.

Напишу рассказ об этом, обязательно напишу»,

Однако к исповеди своего случайного знакомого писатель вернулся только через десять лет.

За это время материал жизни, видимо, откристаллизовался и приобрел более обобщенный характер, и, таким образом, перед нами не просто талантливая запись житейского случая, а художественное произведение, созданное по всем законам типизации. На это указывает и программное заглавие: судьба человека. Для того чтобы история случайного встречного мо-гла претендовать на такое широкое обобщение, она должна была содержать в себе нечто очень типическое и значительное.

Некоторые мотивы «Судьбы человека» уже содержались в другом произведении Шолохова-в рассказе военных лет «Наука ненависти». И там и здесь речь идет о советских воинах, попавших в плен; совпадают сцены проводов на фронт, есть черты сходства в том, что видели в немецком тылу Герасимов и Соколов. Но сопоставление рассказов убеждает:

то, что в «Науке ненависти» было лишь намечено, в «Судьбе человека» обрело полновесную художественную выразительность.

«Судьба человека» опровергает домыслы наших недругов. утверждающих, будто советская литература обходит темные стороны жизни, сторонится всего, что несет в себе страдания и горе. Судьба Соколова, рассказанная писателем,-одно из красноречивых опровержений таких взглядов. И вместе с тем действительно советский писатель суровые и мрачные стороны бытия трактует, не впадая в отчаяние, в безысходный пессимизм. Интересно отметить, что «Судьбу человека» Шолохов писал, в какой-то мере полемизируя с возникшей на Западе после первой мировой войны «литературой потерянного поколения». Вот как, по свидетельству биографов, созрело у Шолохова стремление написать рассказ через десять лет после встречи с бывшим фронтовиком: «… однажды, находясь в Москве, читая и перечитывая рассказы зарубежных мастеров-Хемингуэя, Ремарка и других, - рисующих человека обреченным и бессильным, писатель вновь вернулся к прежней теме. Перед глазами снова воскресла, ожила картина незабываемой встречи с шофером у речной переправы. Тем мыслям и образам, которые у него зрели, вынашивались, был дан новый толчок и придана конкретная форма и направленность. Не отрываясь от письменного стола, напряженно работал писатель семь дней. А на восьмой-из-под его волшебного пера вышел замечательный рассказ «Судьба человека»...»

В произведениях «потерянного поколения» была своя неоспоримая историческая правда. Большие художники почувствовали, что на человечество надвигается чудовище милитаризма,

что оно угрожает самому существованию мира, всем великим.ценностям, созданным трудом, усилиями, потом и кровью сотен поколений. Они почувствовали, что буржуазная цивилизация, которая породила милитаризм, построена на ложных и гибельных основаниях. В литературе «потерянного поколения» звучал очень сильный и искренний протест против милитаризма. Но этот протест в значительной степени ослаблялся тем, что война выступала как роковая и неодолимая сила, с которой ничего поделать нельзя: остается ее только проклинать.

Шолохов тоже берет в «Судьбе человека» как бы известные западным мастерам ситуации: безмерные страдания, выпавшие на долю человека из-за войны,-плен, гибель родных, разрушенный домашний очаг. Но Соколов выходит из страшного водоворота войны не опустошенным, не отчаявшимся. Он сохраняет в душе подлинную человечность и отзывчивость. В романах Ремарка, Хемингуэя единственным, в сущности, проявлением человечности в обстановке озверения и одичания становилась любовь к женщине. Вот единственная сфера, где личность еще сохранила теплоту человеческого сердца. У Соколова эта сердечная теплота выражается по-иному: маленький приемыш, заброшенный войной, которого он усыновил, становится как бы символом неувядающей человечности, которую война не смогла сокрушить.

Рассказ именно поэтому, в отличие от «литературы потеряннего поколения», окрашен в оптимистические тона.

Пейзажные сцены рассказа-картины ранней весны - трудное еще, неуютное, хмурое время, которое, однако, предвещает тепло, солнце, расцвет. В этих пейзажных зарисовках как бы звучат первые послевоенные дни с их сложными задачами, нелегким и неустроенным бытом и лишениями и с их надеждами и ожиданиями,

В «Судьбе человека» - два рассказчика. Соколов просто и непритязательно повествует о своей судьбе, и перед читателем возникает образ рядового советского человека-мужественного, сердечного, стойкого, которого не сломили страшные тяготы войны.

Но тут же слышится и голос второго рассказчика - самого писателя, который выслушивает исповедь своего героя. В этом голосе звучит безграничная любовь художника к нашим людям, сострадание ко всему тому, что довелось им пережить на войне, неугасимая вера в нравственные силы народа.

Проникновенное и гуманное повествование Шолохова о трагической судьбе Соколова, о страданиях и муках, которые принесла ему и миллионам других советских людей война, о его мужестве и неиссякаемой духовной стойкости приобрело широчайшую известность и у нас, и во всем мире.

Значение творчества Шолохова

С

первых шагов в литературе Шолохов поставил самый главный вопрос времени-вопрос о всемирно-исторической борьбе между социа-

лизмом и старым, собственническим миром. В «Донских рассказах» писатель обратил внимание на непримиримость, кровавую ожесточенность этой схватки, разрывающей даже семейные, родственные связи. В «Тихом Доне» писатель передал грандиозный масштаб этой битвы, когда с оружием в руках социалистический мир должен был отстоять свое право на жизнь в жестоких боях с контрреволюцией. В этой борьбе победил советский строй, но борьба не была еще окончена. Фигура Григория Мелехова, оставленного в финале на распутье, в какой-то степени приобретает символическое значение. Мало было победить контрреволюцию на полях битвы. Надо было еще победить другого не менее могущественного врага-силу собственности, навыки, представления, инстинкты, воспитанные веками. Эту борьбу, не менее драматическую, и запечатлела «Поднятая целина».

Михаил Шолохов-подлинно народный писатель в самом глубоком и истинном значении этого слова. Его внимание всегда привлекали исторические судьбы трудящихся масс, его неизменно волновали их заботы и печали, их радости и победы.

Герои его книг - простые, рядовые люди труда. Писатель относится к ним с симпатией, с сочувствием и любовью, он видит их богатый духовный внутренний мир, он утверждает их неотъемлемое право на счастье. С большой силой, яркостью и проникновенностью создает Шолохов целую галерею незабываемых образов простых людей.

Шолохов народен в самих истоках своего мастерства. Жизненность, правдивость, умение воспроизводить действительность во всем ее суровом драматизме сочетаются у него с безыскусственностью и доходчивостью художественной формы. Шолохов- враг неоправданной усложненности в литературе, всякого рода замысловатых формальных опытов. Он пишет о народных массах и стремится к тому, чтобы слово его дошло до народа.

Книги Шолохова стали поистине художественной летописью советской эпохи, летописью, запечатлевшей великие и героические подвиги народа, преобразующие жизнь на началах свободы, счастья и справедливости.

Библиография

Русская СОВЕЦКАЯ литература, издание 17, А. Дементьев, Е. Наумов, Л. Плоткин, Издательство «Просвещение», Москва, 1968 г.

Русская литература и литераторы, Е. Кукшин, «Просвещение», Москва, 1947 г.

Михаил Александрович Шолохов родился 24 мая 1905 года в хуторе Кружилине станицы Вёшенской Донецкого округа области Войска Донского (ныне Шолоховский район Ростовской области).

В это же время Шолохов принимал участие в рукописной газете "Новый мир", играл в спектаклях Каргинского народного дома, для которого анонимно сочинил пьесы "Генерал Победоносцев" и "Необыкновенный день".

В октябре 1922 года переехал в Москву, где работал грузчиком, каменщиком, счетоводом в жилуправлении на Красной Пресне. Одновременно посещал занятия литобъединения "Молодая гвардия".

В декабре 1924 года в газете "Молодой ленинец" вышел его рассказ "Родинка", открывший цикл донских рассказов: "Пастух", "Илюха", "Жеребенок", "Лазоревая степь", "Семейный человек" и других. Они были опубликованы в комсомольской периодике, а затем составили три сборника "Донские рассказы" и "Лазоревая степь" (оба — 1926) и "О Колчаке, крапиве и прочем" (1927). "Донские рассказы" еще в рукописи прочел земляк Шолохова писатель Александр Серафимович, который написал к сборнику предисловие.

В 1925 году писатель приступил к созданию романа "Тихий Дон" о драматической судьбе донского казачества в годы Первой мировой и Гражданской войн. В эти годы вместе с семьей он жил в станице Каргинской, затем в Букановской, а с 1926 года — в Вёшенской. В 1928 году две первые книги романа-эпопеи вышли в журнале "Октябрь". Выход третьей книги (шестой части) был задержан из-за достаточно сочувственного изображения участников антибольшевистского Верхнедонского восстания 1919 года. Чтобы выпустить книгу, Шолохов обратился к писателю Максиму Горькому с помощью которого добился от Иосифа Сталина разрешения на публикацию этой части романа без купюр в 1932 году, а в 1934 году в основном завершил четвертую — последнюю часть, но стал заново ее переписывать, не без ужесточившегося идеологического давления. Седьмая часть четвертой книги вышла в свет в 1937-1938 годах, восьмая — в 1940 году.

Произведение было переведено на многие языки.

В 1932 году вышла первая книга его романа "Поднятая целина" о коллективизации. Произведение было объявлено совершенным образцом литературы социалистического реализма и вскоре вошло во все школьные программы, став обязательным для изучения.

В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) Михаил Шолохов работал военным корреспондентом Совинформбюро, газет "Правда" и "Красная звезда". Он публиковал фронтовые очерки, рассказ "Наука ненависти" (1942), а также роман "Они сражались за Родину" (1943-1944), который был задуман как трилогия, но не был окончен.

В фонд обороны СССР писатель передал Государственную премию, присужденную в 1941 году за роман "Тихий Дон", на свои собственные средства приобрел для фронта четыре новые ракетные установки.

В 1956 году вышел его рассказ "Судьба человека".

В 1965 году писатель стал лауреатом Нобелевской премии по литературе "за художественную силу и цельность эпоса о Донском казачестве в переломное для России время". Премию Шолохов передал на постройку школы на своей родине — в станице Вёшенской Ростовской области.

В последние годы Михаил Шолохов работал над романом "Они сражались за Родину". В это время станица Вёшенская стала местом паломничества. В гостях у Шолохова бывали посетители не только из России, но и с различных уголков мира.

Шолохов занимался общественной деятельностью. Он был депутатом Верховного Совета СССР первого-девятого созывов. С 1934 года — член правления Союза писателей СССР. Член Всемирного Совета Мира.

В последние годы жизни Шолохов тяжело болел . Он перенес два инсульта, диабет, затем рак горла.

21 февраля 1984 года Михаил Шолохов скончался в станице Вёшенской, где и был похоронен на берегу Дона.

Писатель был почетным доктором филологических наук Ростовского и Лейпцигского университетов, почетным доктором права Сент-Андрусского университета в Шотландии.

С 1939 года — действительный академик Академии наук СССР.

Михаил Шолохов был дважды удостоен звания Герой Социалистического Труда (1967, 1980). Лауреат Государственной премии СССР (1941), Ленинской премии (1960), а также Нобелевской премии (1965). Среди его наград — шесть орденов Ленина, орден Октябрьской революции, орден Отечественной войны I степени, медали "За оборону Москвы", "За оборону Сталинграда", "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.".

В 1984 году на его родине в станице Вёшенской Ростовской области образован Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова.

С 1985 года ежегодно в станице Вёшенской проходит "Шолоховская весна" — Всероссийский литературно-фольклорный праздник, посвященный дню рождения писателя.

С 1924 года Михаил Шолохов был женат на дочери бывшего казачьего атамана Марии Громославской (1902-1992), которая после замужества работала личным секретарем писателя. В семье родились четверо детей — Светлана (1926 года рождения), Александр (1930-1992), Михаил (1935-2013) и Мария (1938 года рождения).

Светлана — ученый секретарь Музея-заповедника М.А. Шолохова, после окончания Ленинградского университета работала журналистом в журнале "Работница" и других печатных изданиях.

Александр после окончания Тимирязевской академии работал в Никитском ботаническом саду в Ялте.

Окончил биологический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова и историко-философский факультет Ростовского государственного университета. Большую часть жизни занимался общественной деятельностью, возглавлял Общественный совет при ГУ МВД России по Ростовской области, организовал общественно-патриотическое движение "Союз казаков области Войска Донского" и был его первым атаманом.

Мария окончила филологический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, работала журналистом в разных печатных изданиях.

Внук писателя Александр Михайлович Шолохов является директором Музея-заповедника М.А. Шолохова.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Редко, кому из известных деятелей культуры удается добиться мирового признания и мировой известности при жизни. Творческая жизнь Михаила Шолохова счастливое исключение. Еще при жизни он получил звание академика, Героя Социалистического Труда, стал Лауреатом Государственной и Ленинской премий, получил престижную Нобелевскую премию. Писатель был не только обласкан властями, но и получил подлинно народную любовь и признание его таланта. Жизнь и творчество гармонично «вписывалась» в биографию страны социализма.

Биография Шолохова кратко

Родился Михаил Шолохов 11 мая 1905 года на хуторе Кружилин станицы Вёшенской Области войска Донского. Детство и юность Михаила полны противоречивых фактов, предположений, вплоть до самых фантастических, которые писатель при жизни никогда публично не опровергал, но и не подтверждал. Собственно, в этот период, известные, публичные люди в нашей стране не любили рассказывать о личной жизни, да это было и не принято. Широкой публике недавно стало известно, что Миша Шолохов был внебрачным ребенком, хотя до 8 лет носил фамилию казака Кузнецова и даже имел надел земли как сын казака. Но в 1913 году родной отец купец А.М.Шолохов его усыновил, и мальчик потерял все казачьи привилегии и стал просто сыном мещанина. Все эти события, конечно, наложили отпечаток на характер Шолохова. Он старался отстаивать справедливость и, по возможности, избегать лжи. Семье нелегко пришлось во время Гражданской войны: для красных они были эксплуататоры, а для белых – "иногородние”.

В 20-х годах, после окончания 4-х классов гимназии, Михаил оказался в Москве. Работал грузчиком, чернорабочим и делопроизводителем. Познакомился с членами литературного кружка и начал пробовать себя как писатель.

Творчество Шолохова

Как и многие молодые писатели 20-х годов, Михаил Александрович начал с писания фельетонов. Потом написал несколько рассказов и в 1925 году выходит сборник "Донские рассказы”, а в 1926 году еще один – "Лазоревая степь”. Эти рассказы полны острого драматизма, который доходит, порой, до трагизма. Нельзя назвать эти произведения талантливыми или высокохудожественными, но они были созвучны происходящим социальным переменам. Не смотря на свою молодость, он успел много повидать, поэтому события его произведений основаны на реальных событиях, а их герои были написаны с живых, а не выдуманных людей. Но, то ли юношеский максимализм, то ли желание стать как можно скорее своим среди победивших, делают его героев несколько схематичными, четко делят их на красных и белых. Красные при этом всегда положительные, а белые – отрицательные персонажи. Наиболее популярный сюжет у молодого писателя – смертельное противостояние между отцом и сыном, или между родными братьями, которое обязательно заканчивается кровью, пытками и смертью.

Эпопея "Тихий Дон”

На фоне этих не слишком сильных произведений, выход в 1928 году первых частей романа-эпопеи "Тихий Дон” позволил возникнуть сомнениям в авторстве, и Шолохову пришлось предоставлять рукопись романа, черновики на экспертизу, которая подтвердила авторство Михаила Александровича. Вплоть до настоящего времени эту идею плагиата опять начинают муссировать. Чаще всего некоторые сомнения возникают из-за того, что произведение такого масштаба требует не только больших знаний, но и большого опыта. При этом совершенно упускают из вида, что молодой писатель был очень энергичным, имел феноменальную память, а в 20-е годы были доступны воспоминания даже белых генералов. Быт, нравы, обычаи донских казаков он знал не понаслышке. Многие, близко знакомые с его жизнью, считают, что этот роман во многом автобиографичен. Особенно это проявилось в метаниях ее главного героя Григория Мелихова, который всегда старается быть честным и пытается отыскать справедливость.

"Поднятая целина”

Коллективизация крестьянства, которая не обошла и казачество, отодвинула окончание "Тихого Дона” на неопределенный срок. Развернувшиеся события раскулачивания произвели на Шолохова огромное впечатление. Он даже написал письмо Сталину, в котором излагал все негативные моменты этого периода. Свое видение коллективизации, несколько в смягченном варианте, он излагает в романе "Поднятая целина”, которая становится программным произведением при изучении современной литературы. К 1940 году Шолохов заканчивает Тихий Дон и уже ничего такого же мощного и талантливого не выйдет из- под его пера. Все оставшиеся годы он будет заниматься государственной и общественной деятельностью, постоянно живя на своем любимом Дону. Умрет он там, где и родился – в станице Вешенской, Ростовской области, в 1984 году.

Фото 1938 года

Михаил Александрович Шолохов родился 24 мая 1905 года на хуторе Кружилин станицы Вёшенской Донецкого округа Области Войска Донского (сейчас хутор Кружилинский Шолоховского района Ростовской области Российской Федерации). Отец Михаила Шолохова - Александр был служащим торгового предприятия.
Начальный опыт в обучении, а также первые навыки в школе Михаил Александрович получил во время Первой Мировой войны в столице Российский Федерации. После школы Михаил переехал в Воронежскую губернию, где поступил в гимназию, в Богучаре. Отучившись там, Михаил Александрович возвращается в Москву с целью дальнейшего получения образования. Но, после того как попытки поступления не обвенчались успехом, Михаил был вынужден поменять много разнообразных рабочих профессий, чтобы хоть как-то выживать. Но, даже при постоянной работе без выходных, Михаил Александрович всегда мог и находил свободное время для того, чтобы заниматься самообразованием.
Дебют Михаила как писателя, а именно первая публикация состоялась в 1923 году. Творческая деятельность Михаила всегда играла в его жизни значимую и большую роль. После изданных фельетонов в газетных редакциях, Михаил принялся за публикацию небольших рассказов в журналах.
Следующий, 1924 год оставил отпечаток в его биографии, как год публикации первого рассказа, как отрывка из донского цикла "Родинка". Немного позднее, все повествования этого цикла были объеденные Михаилом в три значительных сборника.
Широкую популярность Михаил Александрович получил от публикации романа "Тихий Дон", в котором рассказывается про военные времена и донских казаков в 28-32 году 20 века.
Этот роман спустя недолгий период времени стал популярен и известен не только в странах Советского Cоюза, но и за его пределами: в Азии и Европе. А годами позже роман-эпопею перевели на многие языки мира.
Личной жизни Шолохова можно смело подражать. Когда он пришел просить руки и сердца дочери атамана Громославского, тот отказал на его предложение, но в замен предложил Михаилу Александровичу забрать своей женой его вторую дочку - Марию. Ни минуты не сомневаясь, Михаил Александрович дал свое согласие.
Их свадьба состоялась в 1924 году, а брак оказался крепким и верным. Прожив совместно 60 лет, у Михаила с женой было четверо детей.
Ленинская премия была получена Михаилом Шолоховым за роман в 2-х томах "Поднятая целина". В нем идет повествование о тяжелых временах коллективизации.
В период 41-45 годов, Михаил Александрович начинает работать военным корреспондентом. Отдаваясь работе по полной, Михаил находит время и для творческой деятельности.
Следует отдельно сказать о том, что существенным событием в истории Михаила Александровича было получение Нобелевской премии в 1965 году, в номинации раздела литературы, за произведение «Тихий Дон», которое по праву принято считать романом-эпопеей.
На завершающем этапе жизни, Михаил Шолохов забросил заниматься литературной деятельностью, отдавая предпочтение природе: рыбалке и охоте, а все имеющиеся награды и вознаграждения передавал на то, чтобы строили новые школы и образовательные учреждения.
Его жизнь оборвалась внезапно. В 1984 году, 21 февраля Михаил Шолохов ушел из жизни. Врачи вынесли только один вердикт - рак. Похоронен Михаил Александрович в станице Вешенской, при дворе родного дома, что находится на берегу речки Дон.
Умер Михаил Александрович Шолохов 21 февраля 1984 года в станице Вешенской от рака гортани. Похоронен во дворе своего дома в станице Вешенской. На этой территории в 1984 году создан Государственный музей-заповедник Михаила Александровича Шолохова.