Инф. технологии

Анализ произведения в окопах сталинграда. История создания повести «В окопах Сталинграда» Некрасова В.П

Повесть «В окопах Ленинграда» Некрасова была написана в 1946 году, открыв собой новую страницу в литературе, посвященной ВОВ. Впервые в центре рассказа оказались простые солдаты и их командиры, которым довелось сполна хлебнуть горя фронтовой жизни.

Главные герои

Юрий Керженцев – лейтенант, военный инженер, ответственный, мужественный парень.

Другие персонажи

Игорь Свидерский лучший друг Керженцева.

Валега, Лазаренко – подчиненные Керженцева, его боевые товарищи.

Ширяев – командир батальона, профессионал своего дела.

Абросимов – самоуверенный штабист, виновник бессмысленной гибели бойцов.

Часть первая

Главы 1-4

В июле 1942 года немецкая армия подходит к Воронежу, и из штаба дивизии приходит приказ об отступлении. Для прикрытия уходящих солдат выбран первый батальон под командованием комбата Ширяева. В качестве помощника с ним остается и военный инженер, лейтенант Керженцев. Ширяев « волнуется, но старается не показать волнения » – у него в распоряжении скудные остатки боеприпасов, но капитан Максимов просит продержаться пару дней, а после – начинать отступление.

Главы 5-9

Спустя положенные два дня первый батальон также покидает укрепления. Неожиданно навстречу им появляется Игорь Свидерский, который сообщает ужасную новость – полк разбит, Максимов ранен, в живых осталось « человек сто, не больше ». Он передает приказ Максимова – изменить маршрут и « на соединение с ним идти », остерегаясь встречи с немцами, которые « яичницу жрут километрах в десяти – двенадцати отсюда».

Спустя сутки батальон натыкается на полуразрушенные сараи, и располагается в них. Заметив немецкую разведку, бойцы занимают оборону. Во время обстрела батальон несет множество потерь. Ширяев обирает четырнадцать бойцов и уходит, а Керженцев с Игорем, Валегой и Лазаренко остается их прикрывать.

Лазаренко погибает, а оставшимся бойцам удается примкнуть к потоку отступающих войск. Вскоре они понимают, что отыскать в этом хаосе остатки своего полка – задача не из легких. Какой-то майор сообщает, что в Сталинграде « новые части формируются », и бойцы отправляются туда.

Главы 10-13

Сталинград встречает товарищей тихой, мирной жизнью, разительно отличающейся от того ужаса, что им довелось пережить совсем недавно. Они останавливаются у Марьи Кузминичны, и устраиваются на работу. В их обязанности входит подготовка важных промышленных объектов к возможному взрыву. Так незаметно проходит август.

Мирная жизнь в Сталинграде рушится в одночасье. В воскресный вечер в небе неожиданно появляются немецкие самолеты – « их так много, что трудно разобрать, откуда они летят ». Они бомбят город в течение двух часов, среди жителей начинается паника.

Главы 14-20

Утром Керженцев с товарищами отправляется на Тракторный завод, чтобы срочно заминировать его. Непрерывные обстрелы и отсутствие необходимых приборов затрудняют работу.

Над Сталинградом висит « непроходящее облако дыма и пыли » – город, не переставая, бомбят, и он уже полностью разрушен.

Когда на двенадцатый день приходит смена, Керженцева и его товарищей направляют « в штаб фронта – инженерный отдел », где распределяют по разным дивизиям.

Керженцева назначают командиром 4-й и 5-й рот 184-й дивизии, в задачи которой входит оборона завода «Метиз». Обстрелы не прекращаются практически круглосуточно, советская армия терпит колоссальные потери. После смерти комбата руководство батальоном передают Керженцову.

Часть вторая

Главы 1-7

Бои идут, не прекращаясь, весь сентябрь. В октябре немцы входят в Сталинград, и среди советских подразделений происходит рокировка. Батальон Керженцева перебрасывают на самый тяжелый « участок между «Метизом» и восточным концом извилистого, как буква З, оврага, на Мамаевом ». Главная задача тридцати шести бойцов под командованием Керженцева – не смотря ни на что держать оборону в течение нескольких месяцев.

На следующую ночь батальон получает мины. Бойцы принимаются рыть окопы, саперы устанавливают взрывные устройства. Неожиданно Керженцев получает новый приказ – штурмом взять сопку, укрепленную немцами.

Главы 8-15

В назначенное время «кукурузник» отвлекает противника, а разведчики определяют позиции врага. В полной темноте четырнадцати бойцам во главе с Керженцевым удается вытеснить фашистов с сопки и укрепить свои позиции на территории.

Комбат прекрасно понимает, что немцы просто так не отступятся, и вскоре, действительно, начинается непрекращающиеся обстрелы. « Мины свистят и рвутся кругом без передышки », редкие перерывы длятся не больше пяти минут.

В живых остается одиннадцать человек и четыре пулемета, остро ощущается нехватка воды. Легкое ранение в голову вызывает у Керженцова сильную слабость. Когда перед его глазами появляется Ширяев, ему кажется, что он видит сон. Комбат передает командование батальоном Ширяеву и отправляется рыть блиндажи.

Главы 16-21

В течение следующих трех дней Керженцев отдыхает, а после получает в распоряжение « инженерное имущество », и принимается работать над схемой по укреплению передовой.

Стреляют пушки, « немцы по-прежнему увлекаются минометами ». Строить и минировать укрепления приходится ночью. Вскоре становится понятно, что ситуация под Сталинградом начинает меняться. После восьмидесяти двух дней активных бомбежек впервые наступает затишье – « в воздухе воцаряется непонятная, непривычная, совершенно удивительная тишина ».

Главы 22-25

В свой день рождения, девятнадцатого ноября, Керженцев узнает новость – в шесть ноль-ноль планируется « наступление по всему фронту ». Он получает приказ – в « ограниченный срок, каких-нибудь десять часов » разминировать не только свои поля, но и противника. При этом « каждая снятая мина должна быть учтена, каждое обнаруженное минное поле зафиксировано, привязано к ориентиру и обязательно к постоянному ».

Батальон готов к выполнению приказа, но неожиданно в дело вмешивается начальник штаба Абросимов, настаивающий на решительной атаке. В результате « половины батальона уже нет ».

После окончания сражения судят Абросимова, по чьей вине напрасно полегло немало бойцов. Он оправдывается, обвиняя остальных в трусости и нежелании воевать. Согласно решению полевого суда Абросимова « разжаловали и – в штрафную ».

Главы 26-30

Наутро приходит не « целая дивизия танковая », как было обещано ранее, а « шесть стареньких, латаных и перелатаных » танков. Начальником дивизии назначают Ширяева.

За двадцать минут до начала атаки Керженцеву сообщают, что поле заминировано « какими-то незнакомыми » немецкими минами. Вместе с саперами он отправляется на поле, но там уже поджидают немцы. Керженцев получает сильное ранение.

После двухмесячного лечения в госпитале Керженцев возвращается в свой батальон. Его радостно встречают боевые товарищи, и к вечеру он уже пьян – « от воздуха, солнца, ходьбы, встреч, впечатлений, радости ». Узнав, что неподалеку находится Игорь, Керженцев планирует навестить старого друга. Однако планам его не суждено сбыться – бойцы, окрыленные победой, вновь готовятся к атаке…

Чертова семерка

Главы 1-4

Тактика ведения боя следующая: второй батальон привлекает внимание противника, давая возможность пройти танка с десантами, за которыми должна выступить пехота – первый батальон. Артподготовки нет никакой, все построено « на неожиданности ».

Все идет хорошо до тех пор, пока в самом неожиданном месте не подрывается « левофланговый танк с цифрой “7”» . Следующий за ним танк делает поворот и попадает на собственное минное поле – « самое дьявольское из всех, смешанное из противотанковых и противопехотных мин ».

Среди бойцов начинается суматоха, беспорядочный огонь, и только двум танкам удается вырваться вперед.

Командир полка вызывает к себе Керженцева, обвиняет его в случившемся и приказывает застрявший танк « любыми средствами » превратить в огневую точку – ДОТ. Вернувшись на поле боя, он узнает, что « фрицы в танк забрались », и теперь их нужно выманивать из злополучной семерки.

Чтобы взять танк, решают сделать под него подкоп. Работу осложняет твердый, промерзлый грунт, и подкоп завершен только спустя четыре дня. В подготовленном туннеле укладывают взрывчатку, и по команде взрывают. Бойцы спешат к танку, и Керженцев получает ранение.

Главы 5-6

В медсанбате Керженцев первым делом узнает, что танк взят. У него перелом левой голени, сквозная огнестрельная рана. Получив первую помощь, комбат отправляется в госпиталь.

Дни в госпитале тянутся « тоскливо, однообразно, но уютно, тепло и, главное, беззаботно ». Случайно он встречает там бойца из своего батальона, и они ведут « бесконечные разговоры обо всем ».

Незаметно подбирается Новый год, и Керженцев с грустью вспоминает своих родных. Отмечая с товарищами праздник в госпитале, он с радостью узнает, что советскими войсками « пятнадцать тысяч машин… сто тридцать семь тысяч пленных ».

Заключение

В своем произведении Виктор Некрасов стремился показать реальных защитников отечества, которые во время страшных сражений испытывали понятные и естественные человеческие чувства: страх смерти, тоску по близким людям и мирной жизни, отчаяние после потерь и отступлений, гордость за товарищей.

Краткий пересказ «В окопах Сталинграда» будет полезен для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 67.

Виктор Некрасов описывает в своей повести события второй половины 1942 года, когда наши войска отступали от Харькова, от реки Оскол под Сталинград, чтобы укрепиться там и оборонять город. Именно в те дни И.В.Сталин подписал знаменитый приказ №227 с призывом «Ни шагу назад».

Лейтенант Юрий Керженцев - архитектор в довоенной жизни, становится сапером на фронте. От его лица В.Некрасов описывает собственные воспоминания об отступлении к Сталинграду. Рассказывает нам автор и о простых людях, встреченных героем на фронте, и описывает воспоминания о мирной жизни, кажущейся теперь такой далекой и нереальной.

Читать краткое содержание В окопах Сталинграда Некрасова

Начало событий, описываемых в повести, приходится на июль 1942 года. Немецкая армия находится на подступах к Воронежу и нашим войскам приходится отступать. Первому батальону под командованием комбата Ширяева приказано остаться, чтобы прикрыть уходящих. Лейтенант Юрий Керженцев прикомандирован к оставшимся. Через два дня, выполнив свою задачу первый батальон также покидает укрепления у реки Оскол.

По дороге происходит встреча Керженцева с его другом Игорем Свидерским, который сообщает, что немцы в 10км от них, необходимо изменить направление. Вскоре батальон добирается до полуразрушенных сараев и останавливается в них. Здесь их накрывают немцы. Комбат, взяв 14 солдат, уходит, а Керженцев с четырьмя другими остается для прикрытия. Один из них погибает, остальным удается покинуть сарай. Они пытаются догнать своих. На дороге множество частей отступающей армии, разыскать свой полк им не удается. Так они добираются до Дона, переправляются через него и доходят до Сталинграда.

Сталинград, на тот момент, - мирный город. Юрий с товарищами останавливается у родственников своего бывшего командира. И на некоторое время они получают передышку от войны. Неспешные беседы с хозяевами за чаем с вареньем, купание в Волге и вечерние прогулки с соседской девушкой - все это прерывается вдруг бомбежкой. Началось наступление немецкой армии на Сталинград.

Игорь с товарищем, попавшие в резерв саперами, должны были готовить промышленные объекты к уничтожению. С началом наступления их отправили на тракторный завод. Вместе с ними там находится инженер-электрик ТЭЦ Георгий Акимович. Это человек философского склада, любящий порассуждать, но достаточно пессимистично. Его возмущает неподготовленность нашей армии к войне, он считает, что у немцев есть все условия, несмотря на то, что действия они ведут на чужой территории. По его мнению победу нашей армии может принести только чудо. Юрий спорит с ним в перерывах между дежурствами, он не может принять точку зрения инженера. Керженцев помнит разговоры солдат о земле, полях засеянных хлебом. Это то, что дорого простым русским людям. И, наверное, это и есть любовь к Родине, та, которая способна сотворить чудо победы.

Вот уже десять дней продолжаются бомбежки, завод полностью готов к взрыву, а приказа об уничтожении нет. Саперы направлены на другой берег, в инженерный отдел штаба фронта. Там они получают новые назначения и Юрий расстается с товарищем. Керженцев направлен в 184-ю дивизию. Прибыв туда, он обнаруживает первый батальон, с которым виделся последний раз возле сараев. Вместе со своими товарищами он переправляется через реку и сразу же попадает в ожесточенный бой. Командир батальона погибает и Керженцеву приходится брать командование на себя.

День за днем проходят сентябрь и октябрь. Каждое утро начинается с канонады, переходящей затем в атаку. Сильно поредевший батальон меняет позиции. Они должны взять сопку, что им удается, но при этом бойцы оказываются отрезанными от своих.

19 ноября, в день именин Керженцева, объявлено общее наступление по всему фронту. Керженцев с Ширяевым предлагают идею как выполнить поставленную задачу и при этом сохранить людей, но начштаба капитан Абросимов, не считает их доводы вескими и предпочитает наступать лобовой атакой. В результате, в ходе тяжелого продолжительного боя, от батальона остается половина. Абросимов арестован, командование передано комроты Фарберу.

Назавтра происходит суд над Абросимовым. Бывший начштаба не признает своей ошибки, он считает неверным беречь людей и обвиняет солдат в недобросовестности и трусости при выполнении задачи. Но ему возражают, что это не так. И погибшие, и выжившие не были трусами, они действовали согласно приказу. Но если бы была применена хитрость, предложенная Ширяяевым, живыми осталось бы намного больше солдат. Именно Абросимов виноват в их гибели. Бывший начштаба разжалован и отправлен в штрафной батальон.

Вновь наступление, Юрий ранен. После лечения в медсанбате, он возвращается защищать Сталинград. Война продолжается.

Через это произведение автор раскрывает нам суть слова патриотизм. Не тот, который на словах или с флагом на площади, а тот, настоящий, когда люди молча идут в бой и умирают за свою Родину, за свой народ. Автор рассказывает нам об ответственности современников за своих товарищей, необходимости как следует заранее обдумывать свои поступки и слова. А еще любить и ценить каждый момент своей жизни, ведь никто не знает, сколько она еще продлится.

Картинка или рисунок Некрасов - В окопах Сталинграда

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Прошлым летом в Чулимске Вампилов

    Валентина идет на работу в чайную. Заметив сломанный палисадник, по которому предпочитают ходить посетители, она начинает его чинить. На крыльце чайной спит таежник Еремеев, пришедший к своему другу Афанасию.

  • Краткое содержание Дневник Коли Синицына Носов

    В этом произведении говорится о мальчишке по имени Коля, который был старательным и любопытным ребенком. Летом, когда занятия в школе уже закончились, мальчик завел дневник.

  • Краткое содержание былина Садко

    Садко - гусляр из Нижнего Новгорода, однажды его прогоняют с пира бояре, которым он не угодил своими песнями. Опечаленный и разгневанный он приходит на берег Ильмень-озера и играет там, чем привлекает Морского Царя.

  • Краткое содержание Чехов Попрыгунья

    Главная героиня рассказа – Попрыгунья, то есть Ольга Дымова, которая обожает людей искусства. Она сама «немного талантлива», зато, во всех сферах, и она стыдится своего любящего мужа, хотя он и зарабатывает на двух работах, исполняет любой её каприз

  • Краткое содержание На краю Ойкумены Ефремов

    Вся жизнь – игра, и в ней люди – совсем не актеры, а только единое целое, которое если убрать, то не будет никакой игры. Все начинается с правления Джедефра Четвертого.

Некрасов Виктор Платонович (1911-1987) в августе 1941 г. был мобилизован, прошел всю войну. В памяти Некрасова было множество типов и образов, связанных с самыми трагическим стра-ницами истории страны. Сразу же после окончания войны им была написана книга «В окопах Сталинграда». Повесть появилась в ав-густе 1946 г. в журнале «Знамя». В следующем году писатель был награжден Сталинской премией. Однако в печати стали появлять-ся статьи, обвиняющие автора в излишней правдивости. Правду о войне Некрасов нес и в следующих военных рассказах: «Рядовой Лю-тиков» (1948), «Сенька» (1956), «Судак» (1958), «Посвящается Хемин-гуэю» (1959), «Вторая ночь» (1960), «Новичок» (1963). В 1974 г. В.П. Некрасов эмигрировал в Швейцарию, а затем в Париж. Книга «В окопах Сталинграда» долгие годы не издавалась.

Произведение Некрасова посвящено одному из трагических мо-ментов Великой Отечественной войныСталинградской битве. Именно она явилась началом перелома в ходе войны.

Особенное место в повести занимает вопрос о той цене, которую русский народ заплатил в этой войне. Были ошибки в командова-нии, за это судили, но люди все равно погибали. «Храбрость не в том, чтобы с голой грудью на пулемет лезть… Не атаковать, а овла-девать». Действительно, нужно беречь людей, чтобы было кому вое-вать. Но сохранить людей удавалось далеко не всегда. Там, где не хватало оружия, брали массой, заведомо посылая солдат на смерть. И все-таки победили. Материал с сайта

Повесть В. Некрасова «В окопах Сталинграда» стала настоящей правдой о войне, написанной человеком, который сам воевал, сидел в окопах, командовал ротой. В. Некрасов был одним из первых пи-сателей, кто не испугался написать о неумном командовании, рав-но признать ошибки и победы, «дегероизировать» само понятие подвига, показав, что подвиг заключается в самой будничной жиз-ни солдата.

Повесть «В окопах Сталинграда» имела принципиальное значе-ние для дальнейшего развития военной темы в советской литера-туре. Она стояла у истоков столь заметно заявившей о себе на ру-беже пятидесятых и шестидесятых годов литературы фронтового поколения, которую потом называли «лейтенантской прозой». В. Некрасов был признанным ее лидером.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

Цели урока:

Оборудование: презентация.

Методические приёмы:

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КРАСНООКТЯБРЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ГУСЬ - ХРУСТАЛЬНОГО РАЙОНА

Разработка урока литературы в 11 классе

по повести Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда»

«Война глазами Юрия Керженцева».

учитель русского языка и литературы

МКОУ Краснооктябрьская СОШ

Гусь=Хрустального района

Владимирской области

2011 год

Цели урока:

  1. познакомить учащихся с внутренним миром героев повести, оценить её достоинства;
  2. совершенствовать умение анализировать художественный текст;
  3. способствовать воспитанию искренности во взаимоотношениях учащихся, осознанию исповедального начала произведения.

Оборудование: презентация.

Методические приёмы: лекция с элементами беседы, сообщения учащихся, анализ эпизодов. (Материал рассчитан на 2 часа.)

Эпиграф: …Самое важное в жизни – это друзья. Особенно, когда их лишаешься.

В. Некрасов.

Ход урока

Учитель. (Слайд 1) «Молодой человек…хотел писать. Занимался другим – учился, актёрствовал, делал декорации – и в то же время непрестанно писал. Иногда в этом писании что-то проскальзывало, но в общем-то молодому человеку писать было не о чем – окружающее, знакомое казалось не заслуживающим внимания, потому выдумывались какие-то замысловатые сюжеты, действие происходило то в Париже, то в Индийском океане…

Аккуратно переписанные рукописи регулярно возвращались редакциями. Не помогали даже прилагаемые к рассказам собственные иллюстрации, которые, кстати, были значительно лучше, чем сами рассказы… Одним словом, рос и взрослел заурядный графоман. И был им я», - так вспоминает о своих довоенных литературных опытах сам Виктор Некрасов.

Были у него и другие увлечения. Например, архитектура. Некрасов мечтал получить первую премию на каком-нибудь всесоюзном конкурсе. Ещё одно увлечение – театр. Хотел сыграть Хлестакова. И, конечно, путешествия. В раннем детстве несколько лет жил в Швейцарии и во Франции. Казалось бы, профессия архитектора, которую Некрасов приобрёл до войны, предопределяла оседлый образ жизни. Но дело в том, что почти одновременно он закончил и драматическую студию в Киеве. Оставив архитектуру, он тут же отправляется во Владивосток и становится актёром и художником театра Тихоокеанского Флота. Вскоре Некрасов переезжает с Дальнего Востока на север: работает актёром областного драматического театра в Вятке. Оттуда уехал снова на юг, в Ростов-на- Дону, чтобы поступить актёром в труппу местного театра Красной Армии. И на всю эту бурную театральную «жизнь» уходит три года, с 1938 –го по лето 1941-го.

И вот – война…

Сообщение ученика (реализация домашнего задания). (Слайд 2) Виктор Некрасов вспоминал о начале войны так: «Первую зиму я провёл командиром взвода запасного сапёрного батальона в крохотной деревушке Личуга на берегу Волги севернее Сталинграда. Туда мы пришли пешком из-под Ростова и остались на всю зиму. Учили солдат тому, чего сами не знали. Настоящий тол и взрыватель я впервые увидел уже в Сталинграде через год. На весь батальон – а в нём было около тысячи человек – была одна боевая винтовка. На стрельбах за всю зиму каждому бойцу полагалось по одному патрону. К весне весь рядовой состав был отправлен на Крымский полуостров и, как по секрету сообщил мне адъютант, там весь полёг костьми. Мы же, офицеры, были отправлены в части полковыми инженерами. Все виды мин и других заграждений я видел только на картинках.

В апреле 1942-го года наш полк выступил из станицы Серафимович, где формировался, на фронт. Мы продефилировали по главной улице с развёрнутыми знамёнами. Направо и налево от знаменосца шагали два так называемых ассистента с учебными (дырки в стволах) винтовками на плечах. Дальше - с места песню! - весь полк строевым шагом (хотите верьте, хотите нет) с палками вместо винтовок. Вот так! С палками на плечах! Встречные бабы ревели: «И вот так вы на немца с палками?» Оружие, настоящее оружие (офицеры – пистолеты ТТ тоже первый раз в жизни, бойцы – винтовки образца 1891 года) получили за неделю до начала боевых действий под Терновом возле Харькова. Учебных стрельб, само собой, не было. Собрать и разобрать винтовку могли только командиры рот из кадровых, попавшие к нам из госпиталей. Так началось знаменитое тимошенковское наступление на Харьков в мае 1942 года. Чем оно кончилось – известно. Чем кончился Сталинград – тоже известно».

Сообщение ученика «История создания повести «В окопах Сталинграда» (реализация домашнего задания) . «И вот случилось так, что писать вдруг, оказалось, есть о чём. И время свободное появилось – госпиталь, вернее, заросшие зеленью откосы киевского стадиона, где вечно шлялись и валялись ходячие «ранбольные», - вспоминал потом Некрасов о начале работы над повестью «В окопах Сталинграда».

Потом написанное в ученических тетрадях было продиктовано знакомой машинистке и отправлено в Москву с другом – «покажи там кому-нибудь». Впервые повесть была напечатана в журнале «Знамя» за 1946 год и называлась «Сталинград». В 1947 году этой книге была присуждена Сталинская (Государственная) премия второй степени.

Учитель. Казалось бы, произведение, получившее официальное одобрение, не могло не отвечать общепринятым тогда канонам изображения войны. Но, по меркам того времени, повесть не отвечала укоренившейся традиции: в размышлениях главного героя лейтенанта Юрия Керженцева нет темы «великого вождя», и поэтому повесть сразу же вызвала критические нарекания самых рьяных блюстителей тоталитарного режима.

От чьего имени ведётся повествование? (Повесть написана в «я- форме», от лица 28-летнего лейтенанта – инженера Юрия Керженцева, во многом – автобиографического героя. Перед нами как бы дневниковые свидетельства участника боёв, написанные по горячим следам войны.)

Учитель. (Слайд 3) Виктор Некрасов однажды признался, что самой большой похвалой для него было, когда его повесть назвали «записками офицера». «Значит, - писал он, - мне удалось «обмануть» читателя, приблизить вымысел к достоверности. Это не страшный «обман», за него не краснеют».

В повести постоянно звучит живая речь героев, свободно движется мысль повествователя, стремящегося не только запечатлеть лица, события, разговоры, но и осмыслить происходящее, почувствовать, понять войну. Отсюда – двоякая позиция главного героя: непосредственный рассказ «из войны» о войне и осмысление того, что в пронеслось смертельным ураганом над страной.

(Слайд 4) Давайте же войдём в особый мир художественного произведения, постараемся «увидеть» и «почувствовать» войну, как главный герой повести Некрасова Юрий Керженцев.

Обсуждение повести. Анализ учащимися отдельных эпизодов (реализация домашнего задания).

Учитель. Повесть начинается с изображения весенне-летнего отступления советских войск в 1942 году. Полк, в котором служил Юрий Керженцев, отступал с боями, и вот сейчас вновь отводится с хорошо укреплённой позиции на 100 километров по направлению к Дону. Керженцев оставлен с батальоном Ширяева, прикрывающего отход полка. Вскоре и полк, и батальон будут разбиты.

Во время тяжких дорог отступления Керженцев невольно вспоминает прошлое, мирную жизнь.

Анализ 3 главы 1 части. (Слайд 5)

Учитель. И вот герой в Сталинграде. Каким видит город Юрий Керженцев?

Анализ эпизода из 10 главы 1 части. (От начала главы до слов «… рассказывает о Ваньке Жукове, десятилетнем мальчике, в ночь под Рождество пишущем своему дедушке на деревню».)

Учитель. Керженцев видит, что о войне напоминают лишь «вереницы тупорылых «студебеккеров» и «настороженные зенитки». Паники в городе нет, как нет и серьёзной подготовке к встрече приближающегося врага.

Какое назначение получает герой? (Его назначают в команду по минированию промышленных объектов.)

Учитель. (Слайд 6) Война врывается в Сталинград 23 августа первой двухчасовой массированной бомбёжкой. Город оказывается беззащитным перед ней. Как об этом говорит главный герой?

Анализ эпизода из 13 главы. (Со слов «Из-за вокзала медленно, торжественно, точно на параде, плывут самолёты.» до «Значит, бомбёжка длилась два часа».)

Учитель. Виктор Некрасов одним из первых среди советских писателей изображает бой, пребывание человека в смертельной опасности не приблизительно, а стремится к максимальной психологической достоверности и передаче чувств и мыслей Юрия Керженцева. Автор создаёт как бы «эффект присутствия» читателей на поле боя, чтобы показать, каких усилий требует от человека война, какова страшная цена победы.

(Слайд 7) Вторая часть повести начинается с описания осеннего пейзажа, который тоже дан в восприятии главного героя. (Зачитываются два первых абзаца 1 главы второй части).

Учитель. Какой приём использует автор для создания этого описания ? (Приём контраста. Автор стремится контрастно противопоставить ужасным картинам войны торжественное великолепие осенних дней.)

Учитель. Но пейзаж дан не только в восприятии главного героя, но и более широко - с точки зрения повествователя – уже из послевоенного времени. («За всю свою жизнь не припомню я такой осени».) Эта многогранность лейтенанта Керженцева и определяет его простое и мудрое отношение к людям, жизни и смерти, войне и миру.

Надо также отметить, что Некрасов вовсе не превращает Керженцева в какого-то сверхгероя, хотя лейтенант и совершает подвиги: в критический момент возглавил атаку, держал позицию насмерть, заменил погибшего комбата.

Назовите эпизоды, в которых Керженцев предстаёт человеком, не лишённым «человеческих слабостей». (Ученики называют эпизоды. Например, в столкновении с командиром разведчиков Чумаком Керженцев невольно «приседает на корточки» под прицельным обстрелом (часть 1, глава 19) или кульминационную сцену повести (20 ноября 1942 года, когда был отдан приказ об отступлении по всему фронту), в которой Керженцев занимает позицию вроде бы постороннего наблюдателя, а в конце и вовсе поворачивается и уходит.)

Что вы можете сказать о поведении главного героя в приведённых вами примерах? (Иногда Керженцев срывается на крик, «раздражается», но он достаточно критически относится к себе, не «копается» в собственных слабостях, а просто стремится честно выполнять свой долг. )

Учитель. (Слайд 8) Некрасов пишет: «Просто как-то это всё здесь, на фронте. Был вчера – сегодня нет. А завтра, может, и тебя не будет». И эта тема – тема смерти – пронизывает всю повесть.

Подробное изображение страданий человека, ужасного в человеческой жизни, различных ликов смерти даёт непосредственное представление о стойкости бойцов, о войне как народной трагедии, вызывает острую жалость к погибшим. Но вместе с тем обнаруживается и мужество тех, кто всматривается в лица умирающих, пытается как-то облегчить их страдания, потому что понимает, что пред смертью на войне – все равны.

Анализ эпизодов:

Часть 1, глава 16 («Есть детали, которые запоминаются на всю жизнь…» до «Сейчас – смерть…»);

Часть 1, глава 6 (со слов «Что-то тяжёлое сзади наваливается на меня и медленно сползает в сторону…» до «Губа перестаёт дрожать…»);

Часть 1, глава 19 (со слов «Повернувшись к пулемёту, он даёт очередь…» до «На пулемёте уже другой…»).

Учитель. (Слайд 9) Смерть навсегда разлучает людей друг с другом. Но оказалось, что мирная жизнь продолжила счёт потерям близких и друзей, изобретя духовную смерть. В 1984 году из далёкого парижского одиночества Виктор Некрасов писал: «Может быть, самое большое преступление за шестьдесят семь лет, совершённое в моей стране, это дьявольски задуманное и осуществлённое разобщение людей».

В условиях смертельной опасности по-иному воспринимаются простые человеческие чувства – доброта, забота, внимание. В этих условиях видна готовность людей разделить тяжёлую участь того, кто рядом. (Слайд 10) Поэтому мотив мужской фронтовой дружбы проходит через всю повесть, приобретая трагический характер вынужденного расставания: «Ещё один человек прошёл через жизнь, оставил свой небольшой, запоминающийся след и скрылся, по-видимому, навсегда». С этими словами перекликается эпиграф нашего урока. (Зачитывается.)

Назовите имена героев повести, тех, кто «оставил» свой «след» в душе Юрия Керженцева. (Керженцев часто вспоминает о строгом и внимательном к подчинённым комполка Максимове, который погиб, очевидно, при отступлении. Расстаётся Керженцев с Игорем и Седых. У него появляются новые друзья во время напряжённых дежурств на заминированном тракторном заводе. И, конечно, «оставили след» командир разведки Чумак, разыскавший Керженцева комбат Ширяев, командир взвода сапёров Лисагор, комбаты Фарбер и Карнаухов, старшина –минёр Гаркуша, многие другие бойцы и командиры и незаменимый Валега.)

Что же за человек главный герой повести Юрий Керженцев? (Обсуждение.)

Заключительное слово учителя. (Слайд 11) Повесть Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда» занимает особое место среди многотомной военной прозы. И во времена признания, и в годы опалы автора повесть утверждала «окопный», личностный и трагический, взгляд на войну, в которой нам «нужна была одна победа», и мы не стояли за ценой. Какова была эта цена, можно осмыслить, вчитываясь в страницы знаменитой повести.

Домашнее задание. (Слайд 12)

  1. В своей рецензии на повесть Некрасова «В окопах Сталинграда» А. Платонов писал: «В самом изображении наших воинов автор сумел раскрыть тайну победы». Её Платонов увидел в том, что герои повести «нравственно не разрушаются» Как вы считаете, в чём проявляется нравственная стойкость героев повести «В окопах Сталинграда»? (Письменно ответить на вопрос.)
  2. Перечитать произведения о войне В. Быкова, В Кондратьева, В.Астафьева, Ю. Бондарева, К.Воробьева и других авторов (по выбору).

Список использованной литературы.

  1. Некрасов В. В окопах Сталинграда. – М., 2004.
  2. Кипнис – Григорьев Г. Литературная газета, 1991, №2.
  3. Вишневский В. В жизни и в письмах. – М., 1971.3.

Сочинение


Виктор Платонович Некрасов из того поколения писателей, которое пришло в литературу после войны. Их было много - сапер В. Некрасов, минометчик О. Гончар, разведчик Э. Казакевич... Позже о себе заявит "поколение лейтенантов" - Г. Бакланов, Ю. Бондарев, А.Ананьев, В.Быков. Для них война не прекращалась - закончившись в 1945-м, она продолжилась в их творчестве.

Появление в 1946 г. в журнале "Знамя" (№ 8 - 10) повести В. Некрасова "В окопах Сталинграда" заставило литературную общественность несколько растеряться: автор - простой офицер, никому не известный Некрасов, в самой повести нет ни слова о партии и всего несколько упоминаний о Сталине.

Но повесть обращала на себя внимание и запоминалась самой темой (хотя сталинградцу Некрасову чиновник из ЦК КП(б) Украины сказал, что у него "кишка тонка писать о Сталинграде"), сдержанностью тона, за которой скрывалась глубокая боль за судьбы людей и Родины; и самое важное - правдивым рассказом о главном сражении войны.

На всевозможных обсуждениях звучали стереотипы: "взгляд из окопа", "автор дальше своего бруствера не видит" и т.д. Но Некрасов придерживался другой точки зрения: "На войне никогда ничего не видишь, кроме того, что у тебя под самым носом творится".

Повесть во многом автобиографична. Главный герой, от лица которого ведется повествование, - лейтенант Юрий Керженцев, как и Некрасов, уроженец Киева, окончил архитектурный институт, увлекался филателией. Попав на войну, стал сапером. В его сдержанном рассказе перед читателем проходит вереница запоминающихся характеров: Валега, ординарец с замашками диктатора; лейтенант химической защиты красавец Игорь Седых, у которого "совсем детские глаза"; Карнаухов со своей "удивительной улыбкой"; неуклюжий, стеснительный Фарбер и многие другие, с кем столкнула автора военная судьба. Это внимание к людям идет от обостренного восприятия жизни, от суровой необходимости запомнить все и всех, рассказать обо всем.

"В окопах Сталинграда" - книга не только о военных действиях. Она прежде всего о людях, о тех, кто сумел выстоять и победить. В условиях войны характеры людей проявляются по-разному. На первый взгляд кажется, что писатель не дает оценок происходящему, но сама интонация некрасовского текста расставляет все на свои места. И читатель понимает, что за человек перед ним - честный воин или шкурник, или, самое страшное, командир-карьерист, шагающий по трупам.

Близкий друг Некрасова, АН. Рохлин говорил, что он "был убежденным, твердокаменным реалистом". Думается, это шло не только от характера писателя, но еще и оттого, что он многое повидал на войне. Смерть всегда страшит своей неожиданностью. Некрасов говорит о смерти каждый раз с болью, испытывает потрясение от ее повседневной обыденности: "Лазаренко ранен в живот. Я вижу его лицо, ставшее вдруг таким белым, и стиснутые крепкие зубы. ...Он уже не говорит, а хрипит. Одна нога загнулась, и он не может ее выпрямить. Запрокинув голову, он часто-часто дышит. Руки не отрывает от живота. Верхняя губа, белая, как кожа, мелко дрожит. Он хочет еще что-то сказать, но понять ничего нельзя. Он весь напрягается. Хочет приподняться и сразу обмякает. Губа перестает дрожать".

Расхожее мнение, будто бы люди на войне привыкают ко всему, в том числе и к страху смерти, Некрасов опровергает: "Я помню одного убитого бойца. Он лежал на спине, раскинув руки, и к губе его прилип окурок. Маленький, еще дымившийся окурок. И это было страшней всего, что я видел до и после на войне... Минуту назад была еще жизнь, мысли, желания. Сейчас - смерть".
Спасение от бесконечных ужасов войны, от нечеловеческой усталости лейтенант Керженцев находит в воспоминаниях о довоенной жизни. Война, расколов мирную жизнь, стала своеобразной границей между тем, что было, и тем, что есть. В настоящей жизни - горечь отступлений, потерь, бесконечная дорога, мины, окопы, смерть... А в прошлом - "аккуратно подстриженные липы, окруженные решеточками", "большие молочно-белые фонари на толстых цепях, перекинутых от дома к дому", "уютные особнячки с запыленными окнами", "столетние вязы дворцового сада", "шуршащие под ногами листья", "Днепр и синие дали, и громадное небо". На войне окружающий солдат мир воспринимается как своеобразный негатив, где всепоглощающим становится цвет серой пыли.

События Сталинградского сражения Некрасов описывает так, как он видел сам, без пропагандистских приукрашиваний: "Опять стреляем. Пулемет трясется как в лихорадке. Я чувствую, как маленькие струйки пота текут у меня по груди, по спине, под мышками. Впереди противная серая земля. Только один корявый, точно рука с подагрическими пальцами, кустик. Потом и он исчезает - пулемет срезает".

Характерная примета повести - сжатое время. Керженцев не раз удивляется, что в минуты он проживает года.

Читая повесть, сталкиваешься с различными суждениями и мнениями. Люди разные и по-разному пришли на фронт, но каждого волнует вопрос: как случилось так, что с начала войны армия только отступает, оставляя родную землю, стыдясь взглянуть остающимся в глаза. Только однажды Некрасов попытается ответить на него: "На других мы с вами полагались. Стояли во время первомайских парадов на тротуаре, ручки в брючки, и смотрели на проходящие танки, на самолеты, на шагающих бойцов в шеренгах... Ах, как здорово, ах, какая мощь! Вот и все, о чем мы тогда думали.

Ведь правда? А о том, что и нам когда-то придется шагать, и не по асфальту, а по пыльной дороге, с мешком за плечами, что от нас будет зависеть жизнь - ну, не сотен, а хотя бы десятков людей... разве думали мы тогда об этом?"

Лишь после XX съезда партии фронтовик В. Некрасов узнает еще одну причину поражений в той войне. Но это будет потом. "Анализировать прошлое, вернее, дурное в прошлом имеет смысл только в том случае, когда на основании этого анализа можно исправить настоящее или подготовить будущее, - рассуждает Керженцев. - Ведь руганью делу не поможешь". Вот и пришлось вчерашним студентам, школьникам взять в руки винтовки и защищаться и защищать.

И выстояли, и защитили - ведь всего двести метров не дошли фашисты до Волги. "Подумать только - двести метров, каких-нибудь несчастных двести метров! Всю Белоруссию пройти, Украину, Донбасс, калмыцкие степи и не дойти двести метров... Хо-хо!"

Повесть заканчивается предполагаемым наступлением в районе Сталинграда. Это еще не та, майская победа 1945-го, но все же победа. А фашистам все-таки показали Волгу, - и экскурсию проводил "молоденький, курносый" сержантик, который весело и заразительно смеялся.

Повести "В окопах Сталинграда" В. П. Некрасова была присуждена Сталинская премия. Уже не раз замечено, что во многих ситуациях вождь действовал как делец, думающий о выгоде. Распределение литературных премий не было исключением. Однако думается, что в награде В. Некрасова было и признание таланта, и, что важно, признание его взгляда на войну.