Собственный опыт

Дом турбиных. Cочинение «Тема семьи и дома в романе Булгакова «Белая гвардия

Протасова А. И.

Лесосибирский педагогический институт – филиал Сибирского федерального университета, Россия

Образ-мотив дома в романе М. Булгакова «Белая гвардия»

В мифопоэтическом контексте творчества М.А. Булгакова,главным элементом является образ-архетип. Архетипичность выступает не только содержательно-смысловой сферой художественного обобщения действительности, но и особой формой мифомышления писателя, отразившего в своих произведениях уникальный духовный опыт русского народа.

Одним из главных образов в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия» является образ дома. В первой части романа автор подчеркивает традиции семьи, издавна сложившийся уклад жизни и семейных отношений: «… в доме № 13 по Алексеевскому спуску, изразцовая печка в столовой грелаи растила Еленку маленькую, Алексея старшего и совсем крошечного Николку. Как часто читался у пышашей жаром изразцовой площади «Саардамский Плотник», часы играли гавот, и всегда в конце декабря пахло хвоей, и разноцветный парафин горел на зелёных ветвях… » . Атмосфера дома окутана впечатлениями детства, которые навсегда сохранились впамяти, укрепились привычками и стали частью характера самого рода Турбиных.

Эпитет «светлая королева», который появляется в самом начале «Белой гвардии», говорит об отношении Турбиных к матери Елене, хранительнице домашнегоочага. Елена руководила воспитанием детей и заботилась об их образовании. Много сил она отдавала сохранению в семьеатмосферы дружбы. Именно дружбе, придававшую такую устойчивость семье Турбиных, просвещены многие страницы романа М.Булгакова.

Писатель с необыкновенной точностью описывает интерьер, который окружает семью Турбиных: «… этот изразец, и мебель старого красного бархата, и кровати с блестящими шишечками, потёртые ковры, пёстрые и малиновые, с соколом на руке Алексея Михайловича, с Людовиком XIV … лучшие на свете шкапы с книгами, пахнущими таинственным старинным шоколадом, с Наташей Ростовой, Капитанской Дочкой, золочёные чашки, серебро, портреты, портьеры…»

Центром интерьера - и всего дома – является «пышущая жаром» изразцовая печь, легендарный домашний очаг, символ уюта и благополучия, спокойствия и незыблемости семейных традиций.

М.А.Булгаков показывает нам атмосферу десятилетиями складывавшегося быта, прочно основанного на православном мировосприятии, которое формировало и питало лучшие качества национального сознания, лучшие свойства души русского человека.

Семья Турбиных не замыкается в своем мире, не утрачивает связи с окружающим миром, находясь в самой гуще событий. И ни в каких ситуациях не утрачивает понятий о чести.

Весь интерьер дома наполнен олицетворением: живыми кажутся и горячие изразцы, и огоньки рождественских свечей, и старинные фотографии, и герой детской книжки Саардамский Плотник. …Как в сказках Андерсена, эти вещи живут своей особенной, доступной только детскому постижению жизнью, и отзываются на каждый зов нашего внутреннего голоса.

Турбины для М. Булгакова – это идеал семьи. В них отразились все нужные для крепкой семьи человеческие качества: доброта, честность, взаимопонимание, любовь. Но герои дороги М. Булгакову еще и потому, что при любых условиях они готовы защищать не только свой уютный дом, но и родной Город.

Дом и Город – два главных неодушевлённых героя книги. Дом Турбиных на Алексеевском спуске, изображённый со всеми чертами семейной идиллии,живёт, дышит, страдает, как живое существо. Будто чувствуешь тепло от изразцов печи, когда на улице мороз, слышишь башенный бой часов в столовой, бренчанье гитары и знакомые милые голоса Николки, Елены, Алексея, их шумных весёлых гостей… И Город – безмерно красивый на своих холмах даже зимой, заснеженный и залитый вечерами электричеством. Вечный Город, истерзанный обстрелами, уличными боями, опозоренный толпами чужих солдат, временщиками, захватившими его площади и улицы.

Для Турбиных дом – это крепость, которую они оберегают и защищают только все вместе. В романе «Белая гвардия» чётко прослеживается связь семьи с церковью: Алексей Турбин обращается за помощью к отцу Александру; Елена, когда просит Бога о помощи опускается перед «Старой иконой в тяжёлом окладе» на колени, убрав из-под них ковёр (эта деталь, считается принятой в православном обиходе) и т.д. Это говорит о том, что дети Турбиных росли и воспитывались в верующей в Бога семье.

Список литературы

1. И. Ф. Бэлза. Булгаков М. А. Белая гвардия. Жизнь господина де Мольера. Рассказы. М.: Правда, 1989. – 576 с.

2. А. Караганов, В. Лакшин. Булгаков М. А. Собрание сочинений. В 5 т. Т.1 Записки юного врача; Белая гвардия; Рассказы; Записки на манжетах / Вступ. статья В. Лакшина; Подгот. текста М. Чудаковой. – М.: Художественная литература, 1992. 623 с.

3. В. В. Петелина. Булгаков М. А. Письма. Жизнеописание в документах. – М.: Современник, 1989. – 576 с.

Чем привлекает образ дома главных героев в произведении Булгакова "Белая гвардия?

Судьба семьи Турбиных находится в центре повествования двух произведений М. А. Булгакова – романа «Белая гвардия» и пьесы «Дни Турбиных». Эти произведения были написаны в двадцатые годы 20 века и отразили недавние события гражданской войны. Автор рисует Киев, раздираемый борьбою за власть, с перестрелками и убитыми на улицах, с бесчинствами красных и петлюровцев. Булгаков описывает Киев, ожидающий решения главного на тот момент вопроса о дальнейших судьбах России.

И среди всех этих бедствий, беспокойств, передряг существует незыблемый островок уюта, к которому тянутся все вокруг. Это дом семьи Турбиных. В их лице Булгаков рисует представителей русской интеллигенции, которую сам автор считал главной силой России.

Все Турбины - очень образованные люди, носители высокой культуры и традиций, передающихся из поколения в поколение. И их дом – это продолжение самих Турбиных, выражение их сущности и их души. Можно сказать, что их дом является олицетворением мирной жизни, которая ушла и неизвестно, вернется ли вообще.

Первые главы романа посвящены описанию дома. Он стоял по «Алексеевскому спуску», весь окруженный зеленью. Центром и душой дома была большая изразцовая печь, которая воспитывала и оберегала всю семью. Она была особым свидетелем событий, происходивших во всей стране в целом и в этом доме в частности. Печка была испещрена «историческими» записями, сделанными в 1918-м году. Это были не только политические замечания, типа «Бей Петлюру!», но и личные переписки: «1918 года, мая 12 дня я влюбился», «Вы толстый и некрасивый».

Полноправным жильцом в доме были старинные часы с башенным боем: «К ним все так привыкли, что, если бы они пропали как-нибудь чудом со стены, грустно было бы, словно умер родной голос и ничем пустого места не заткнешь».

Вся мебель в доме обита теплым красным бархатом. Потертые ковры символизируют уютную атмосферу, устоявшуюся уже давно. Обстановка дома свидетельствовала о том, что его обитатели любили книги: «… бронзовая лампа под абажуром, лучшие на свете шкапы с книгами, пахнущими таинственным старинным шоколадом, с Наташей Ростовой, Капитанской дочкой, золоченые чашки, серебро, портреты, портьеры, - все семь пыльных и полных комнат, вырастивших молодых Турбиных, все это мать в самое трудное время оставила детям…»

Но мать оставила детям еще и завет жить дружно. И они со всей готовностью исполняли его, крепко держась друг за друга. Поэтому со всей уверенностью можно сказать, что обстановка Турбиных – это не только мебель, книги, тепло от изразцовой печки, но, в первую очередь, это люди. Это и старший брат Алексей, человек слабой воли, но широкой души, белый офицер, со всей ответственностью исполняющий свой долг. В конце романа он испытывает нравственную трагедию. Весь его мир, его мировоззрение рухнули. Но, несмотря ни на что, он остается верен себе и своей Родине. Так же, как близкий друг семьи Мышлаевский.

Хранительницей домашнего очага и семейного уюта являлась Елена Турбина. Это была приятная нежная женщина двадцати четырех лет. Исследователи говорят, что Булгаков списывал ее образ со своей сестры. Елена заменила Николке мать. Она преданна, но несчастлива в браке, не уважает своего мужа Сергея Тальберга, который, по сути дела, является предателем и приспособленцем. Недаром дом Турбиных не принимает его, все члены семьи несколько сторонятся Тальберга, чувствуя в нем чужака. И не зря. В итоге Тальберг предает дом Турбиных, Киев, свою родину.

Если Елену Турбину можно назвать хранительницей дома, то Николка – его душа. Во многом именно он скрепляет между собой всех членов семьи. Именно забота о младшем брате не позволяет забыть старые семейные традиции, не позволяет в такие сложные времена распасться дому. Очень символично, что в конце произведения Николка погибает. Это обозначает крушение дома Турбиных, а вместе с ним и всей белой России с ее традициями, культурой и историей.

Для того, чтобы ярче подчеркнуть благородство, принципиальность и твердость взглядов Турбиных, нам показывается их сосед-антипод Василиса. Он приспособленец, ему важнее всего на свете спасти свою шкуру любой ценой. Он трус, по словам Турбиных, «буржуй и несимпатичный», не остановится перед прямым предательством, а, может быть, и убийством. Василиса – это прозвище владельца дома Василия Ивановича Лисовича, в котором жили Турбины. Дом Лисовичей – полная противоположность главным героям «Белой гвардии». Их быт – убог, в доме пахнет затхлостью, «мышами и плесенью». За такой обстановкой дома скрывается скудность жизни его обитателей.

Подчеркивая красоту дома Турбиных и красоту человеческих отношений в этой семье, Булгаков изображает Город. Его любимый Киев, «прекрасный в морозе и тумане», изображает «цветущие сады над Днепром», «памятник Владимира». Можно сказать, что Киев для Булгакова – целая поэтическая тема, связывающая его с юностью. Это «город прекрасный, город счастливый. Мать городов русских».

Таким образом, мне кажется, что дом Турбиных символизирует для Булгакова старую Россию, Россию до революции, близкую писателю. Дом Турбиных напоминает теплое живое существо, наполненное любовью, смехом, радостью и счастьем. В конце произведения этот дом гибнет, уходит в прошлое. Семейные связи разрушаются, Киев меняется, как меняется и вся Россия. На смену дому Турбиных приходит что-то другое, что будет соответствовать идеалам нового времени и новой власти.

Цель : понять, как создается писателем образ Дома, выявить роль этого образа в системе жизненных ценностей.

Оборудование: эпиграф из романа «Белая гвардия», репродукции портретов писателя, отрывок из художественного фильма «Дни Турбиных» (1976 г.), карточки с вопросами для 3 групп учащихся, подготовленные сообщения учащихся.

При изучении произведений большого объема, к которым можно отнести роман «Белая гвардия», целесообразно . Это позволит более рационально использовать время на уроке, активизировать творческую и самостоятельную поисковую деятельность учеников на уроке и при подготовке к нему, продолжить работу над выработкой у учеников умения внимательно читать текст, анализировать и комментировать единство его формы и содержания, создать условия для творческого взаимодействия учащихся на уроке.

Тема урока соответствует календарно-тематическому планированию, урок идет в системе уроков по литературе. Учащиеся прочитали роман, на предыдущих уроках («История в романе», «И судим был каждый по делам своим: город и его жители..») отрабатывались навыки работы с текстом, проводился анализ ключевых эпизодов, обсуждалась нравственная проблематика романа, историческая основа романа «Белая гвардия» М. Булгакова.

Тип урока : урок- практикум

Используемые методы : объяснительно-иллюстративный (беседа, анализ) и частично-поисковый метод (выбор учащимися примеров, цитат, перенос признаков предметов на новое - принцип сопоставления, аналогии). Методические приемы: беседа, анализ, работа в группах, сообщения учащихся.

Формы работы : индивидуальные, групповые.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урока по литературе в 11 классе

«Образ Дома в романе М. Булгакова «Белая гвардия».

(учитель Васильева Т.А. МОУ СОШ № 3)

Цель :

Задачи:

  1. Образовательная: на материале романа добиться осознанного восприятия текста, понимания представленных в нем нравственных проблем; создать условия для развития аргументированного и логичного мышления на основе текста произведения. Учить аргументировать свои мысли и выводы цитатами из художественного текста. Активизировать в комплексе мыслительную, образно-эмоциональную и речевую деятельность учащихся. Совершенствовать умения и навыки анализа художественного произведения: поработать на уроке с такими понятиями: прием сопоставления, противопоставления, прием аналогии, образ-символ, эпиграф.
  2. Развивающая : развивать у учащихся умение анализировать ключевые эпизоды, навыки связной речи, давать свою интерпретацию анализируемым явлениям, развивать умение проводить аналогию между произведениями русской литературы, образами, деталями.
  3. Воспитательная: воспитывать чувство любви к родному дому, к Родине, чувство взаимопомощи; научить ребят сопереживать, сочувствовать; задуматься об ответственности людей перед историей, друг перед другом.

Оборудование: эпиграф из романа «Белая гвардия», репродукции портретов писателя, отрывок из художественного фильма «Дни Турбиных» (1976 г.), карточки с вопросами для 3 групп учащихся, сообщения учащихся.

Ход урока

На доске эпиграф:

« Никогда не срывайте абажур с лампы! Абажур священен..».

«Белая гвардия» М.Булгаков.

«История проходит через Дом человека, через его частную жизнь». Ю.М. Лотман

1. Организационный момент. Вступительное слово учителя .

В романе Булгакова «Белая гвардия» бури гражданской войны захватывают людей, влекут их за собой, распоряжаясь их судьбами. Водоворот событий сокрушает человека, прерывает мирное течение жизни. Обратим внимание на один из эпиграфов романа, из «Капитанской дочки»: «…В одно мгновение темное небо смешалось с снежным морем. Все исчезло.

Ну, барин, - закричал ямщик, - беда: буран!». Итак, заданный эпиграфом произведения мотив беды, угроз, испытаний развивается с первых же страниц романа. Пушкинский глас долетает сквозь буранный вой и мглу другого века до булгаковского слуха. У кого из поэтов XX века тоже встречается образ бурана, ветра?

Ответы учащихся: Образы ветра, метели, как предвестников жизненных бурь, встречаются в произведениях Блока: поэма «Двенадцать» - революция как стихия.

Учитель : Но героям Булгакова удается еще какое-то время защищаться и защищать свой дом, воплощение прочности, надежности, самой жизни. Свет и тепло человеческого жилья, особенно дорогие в такую «непогоду», согревают с первых страниц булгаковского романа.

А что такое «дом» в нашем понимании?

Ответы учащихся : Место, где тебя ждут, любят, где можно укрыться от невзгод и житейских бурь.

Учитель: А сейчас узнаем , что явилось прототипом дома, описанным писателем в романе. Послушаем сообщение учащегося о семье Булгакова.

Выступление ученика: В романе Булгаков воссоздает обстановку своего родного дома N 13 по Алексеевскому спуску, где царили взаимопонимание, уют, атмосфера высокой интеллигентности. Из воспоминаний К.Г.Паустовского о Булгакове: «Семья Булгаковых была хорошо известна в Киеве - огромная, разветвленная, насквозь интеллигентная семья. Было в этой семье что-то чеховское, от «Трех сестер», что-то театральное». Булгаковы жили на спуске к Подолу против Андреевской церкви,- в очень живописном киевском переулке. За окнами их квартиры постоянно слышались звуки рояля и до пронзительной валторны, голоса молодежи, беготня, споры, смех, пение. Такие семьи с большими культурными и трудовыми традициями были украшением провинциальной жизни».

2. Беседа. Аналитическая работа по тексту романа .

Учитель: Проведем параллель между произведениями литературы XX и XIX в. Вспомните, в какой семье романа Л.Н. Толстого «Война и мир» мы видим похожую атмосферу дома? В чем сходство?

Ответы : Семья Ростовых очень похожа на семью Турбинных. В семьях царит атмосфера доверия и любви, простота общения и взаимное уважение. Но есть и «чужой» в каждом доме: у Толстого - Берг, муж Веры, у Булгакова - Тальберг, муж Елены. Учащиеся обращают внимание на сходство фамилий.

Учитель : Теперь обратимся к тексту романа и выясним, какое значение имеют милые детали быта. Найдите детали – символы, олицетворяющие мирную, покойную жизнь.

Ответы: Учащиеся находят цитаты, читают, дают толкование каждому символу:

Часы – жизнь семьи идет по своим старинным часам;

Кремовые шторы – отделяют Турбиных от страшного мира;

Печка с изразцами – хранит тайны семьи;

Зеленая лампа- ощущение надежности и тепла;

Любимый синий сервиз – согрет материнскими руками.

Учащиеся обсуждают, приводят цитаты, отвечая на вопросы учителя .

Вопросы первой группе : Какие предметы являются для Турбиных по-настоящему ценными? Подтвердите примером из текста. Какие книги упоминаются в романе? В каком контексте? (Вопросы напечатаны).

Ответы : Книги: «На открытых многополочных шкафах тесным строем стояли сокровища. Зелеными, красными, тисненными золотом и желтыми обложками и черными папками со всех четырех сторон на Лариосика глядели книги.» (часть 3, глава 12).

Ответы учащихся: Капитанская дочка - название пушкинского романа дается без кавычек. Это уже не просто книжный образ, это символичный член семьи. Елена читает рассказ «Господин из Сан-Франциско».(Примечание учителя: Вспомним эпиграф к рассказу «Горе тебе, Вавилон, город крепкий» - перекличка с идеей романа «Белая гвардия») . Упоминаются названия книг и литературные образы: Фауст, «Пиковая дама», Онегин, стихотворения Некрасова, «Бесы» Достоевского, современные Булгакову футуристы.

Окунемся в атмосферу дома Турбиных и посмотрим отрывок из фильма.

Просмотр фрагмента фильма «Дни Турбиных» (1976 г.)

Учитель: Таким образом, послушав ответы первой группы и посмотрев фрагмент фильма, мы видим, что классические произведения, вечные образы и сюжеты даются как неотъемлемая часть жизни семьи, часть культуры. Сделаем вывод, какое место занимает музыка и литература в жизни героев?

Ответы учащихся: Все вещи в доме – это не материальные ценности, а особые знаки привычности бытия, это символ устойчивости жизни. В доме книги, музыка. Снег и огоньки напоминают Мышлаевскому оперу Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством», словами романса ободряет Ширвинский Елену: «Жить, будем жить…»

Вопросы второй группе : Что предвещает разрушение дома? Какая символичная деталь наталкивает нас на мысль о неотвратимости катастрофы? Вспомним, что произошло с сервизом. Как писатель предостерегает от разрушения?

(Вопросы напечатаны)

Ответы учащихся: Любимый семейный сервиз, который остался от матери, разбит неуклюжим Лариосиком. «Сервиза безумно жаль», - скажет златовласая Елена.

Учитель: Обратимся теперь к эпиграфу нашего урока. О чем предостерегает нас Булгаков? Как проявляется авторская позиция в романе?

Ответы: учащиеся цитируют, делают выводы. Автор словно вмешивается в повествование, то сочувствует, то вопрошает: «Ну, как жить? Как же жить?». Предсказывает: «Упадут стены, потухнет огонь в бронзовой лампе.. Капитанскую дочку сожгут в печи…». Автор прерывает ткань повествования восклицанием: « Никогда не срывайте с лампы абажур!........У абажура дремлите, читайте - пусть воет вьюга- ждите, пока к вам придут».

Вопросы третьей группе : Какие образы противоположны образу Дома Турбиных? Найдите описание квартиры Лисовичей, здания гимназии. Какой прием использует писатель для создания контраста? (вопросы напечатаны).

Ответы: Квартира Лисовичей больше похожа на нору, в которой уютно чувствует себя разве только мышь.(Цитаты). Булгаков использует прием противопоставления и при описании драматических событий в сцене в гимназии. Гимназия – мертвый опустелый дом, который становится символом войны, гибели. Гимназия противопоставлена радостному и покойному турбинскому дому. Она является мертвым домом: «полнейший, угрюмейший покой». Там жгут книги, жгут парты. (Цитаты: часть 1, глава 6).

Учитель : Проверим правильность ваших выводов и послушаем сообщение.

Выступление учащегося. Сообщение «Квартира Лисовичей – символ мрака и холода».

«Турбинскому дому с его теплом, светом и душевным уютом противопоставлен дом Василисы, нижнего соседа Турбиных. В квартире Лисовичей царствуют постоянно подчёркиваемые автором стихии мрака и холода: “…в нижнем этаже (на улицу - первый, во двор под верандой Турбиных - подвальный) засветился слабенькими жёлтенькими огнями инженер и трус, буржуй и несимпатичный, Василий Иванович Лисович…”. Мы видим, как важно это противопоставление ещё и в аспекте, так сказать, топографическом. Местонахождение этой квартиры - подвальный этаж - тоже становится своеобразным символом. Здесь, как и положено подземному царству, господствуют тишина, мрак, сырость и холод: “В этот ночной час в нижней квартире домохозяина, инженера Василия Ивановича Лисовича, была полная тишина Проклинаемая костлявая и ревнивая Ванда глубоко спала во тьме спаленки прохладной и сырой квартиры…”. “Через десять минут полная тьма была в квартире. Василиса спал рядом с женой в сырой спальне”. “В одиннадцать часов вечера Ванда принесла из кухни самовар и всюду в квартире потушила свет Лампочка, висящая над столом в одном из гнёзд трёхгнёздной люстры, источала с неполно накалённых нитей тусклый красноватый свет”.

Хозяин же квартиры, подобно подземному жителю - гному, занят укрыванием своих сокровищ. Но, конечно же, не случайно это наполненное мифологическими аллюзиями описание пронизано авторской иронией. Жильцы этой квартиры даже внешне напоминают обитателей царства мёртвых: “Василиса всмотрелся в кривой стан жены, в жёлтые волосы, костлявые локти и сухие ноги”.

Таким образом, Дом в романе представляет собой и житейскую реалию, и метафору, и символ. Это Дом-мир, опирающийся на традиционные и незыблемые нравственные, духовные и культурные ценности, которые выступают в качестве жизненных ориентиров в турбинском мире

4. Итоги урока.

Учитель: Роман заканчивается как будто спокойно. Герои спят и видят сны. Надежда на будущее в простом и радостном сне Петьки Щеглова, мальчика из флигеля. И, конечно же, не может не обратить на себя внимания смысловая связь финального сна Петьки Щеглова, персонажа никак не связанного с фабульной основой романа, со снами двух Петров в «Войне и мире»: сном Пьера в плену и сном Пети Ростова перед гибелью.

Взгляд писателя устремляется к небу, звездам. Какие вопросы задает нам Булгаков в финале романа? Прочитайте. Что это за вопросы? К чему призывает автор?

Ответы учащихся: Цитата: «Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?». Это вопросы философские - призыв к разуму, призыв к примирению. Над смертью, ненавистью торжествует добро.

Учитель: Как в начале романа, так и в его эпилоге автор заставляет нас думать о вечности (звезда – это символ вечной жизни, книги, дом, семья, любовь- это вечные нравственные ценности); писатель размышляет о жизни будущих поколений, об ответственности людей друг перед другом. Подобно «Капитанской дочке», «Белая гвардия»- не только исторический роман, но и своеобразный роман-воспитание, где, говоря словами Л.Н.Толстого, мысль семейная соединяется с мыслью народною.

В качестве домашнего задания я предлагаю Вам написать сочинение- рассуждение по высказыванию Ю.М. Лотмана: «История проходит через Дом человека, через его частную жизнь».(высказывание на доске). Подтвердите доказываемый тезис примерами из произведений, которые мы упоминали сегодня в связи с романом М.Булгакова «Белая гвардия». Учащиеся записывают тему сочинения.

Анализ урока по литературе в 11 классе

Тема: «Образ дома в романе Булгакова «Белая гвардия».

Цель : понять, как создается писателем образ Дома, выявить роль этого образа в системе жизненных ценностей.

Задачи:

  1. Образовательная: на материале романа добиться осознанного восприятия текста, понимания представленных в нем нравственных проблем; создать условия для развития аргументированного и логичного мышления на основе текста произведения. Учить аргументировать свои мысли и выводы цитатами из художественного текста. Активизировать в комплексе мыслительную, образно-эмоциональную и речевую деятельность учащихся. Совершенствовать умения и навыки анализа художественного произведения: поработать на уроке с такими понятиями как: прием сопоставления, противопоставления, прием аналогии, образ-символ, эпиграф.
  2. Развивающая: развивать навыки анализа эпизода художественного произведения; развивать умения выделять главное, сравнивать, обобщать; продолжить работу над формированием монологического ответа; развивать у учащихся логическое мышление, навыки связной речи; развивать навыки самостоятельной оценки: давать свою интерпретацию анализируемым явлениям, развивать умение проводить аналогию между произведениями русской литературы, сравнивать образы, символы;
  3. Воспитательная: формировать художественно-образное мышление как основу развития индивидуальной и творческой личности, обеспечивать гуманистический характер обучения и приоритет общечеловеческих ценностей; воспитывать чувство любви к родному дому, к Родине, чувство взаимопомощи; задуматься об ответственности людей перед историей, друг перед другом.

Оборудование: эпиграф из романа «Белая гвардия», репродукции портретов писателя, отрывок из художественного фильма «Дни Турбиных» (1976 г.), карточки с вопросами для 3 групп учащихся, подготовленные сообщения учащихся.

При изучении произведений большого объема, к которым можно отнести роман «Белая гвардия», целесообразно соединить индивидуальные и коллективные виды работы . Это позволит более рационально использовать время на уроке, активизировать творческую и самостоятельную поисковую деятельность учеников на уроке и при подготовке к нему, продолжить работу над выработкой у учеников умения внимательно читать текст, анализировать и комментировать единство его формы и содержания, создать условия для творческого взаимодействия учащихся на уроке.

Тема урока соответствует календарно-тематическому планированию, урок идет в системе уроков по литературе. Учащиеся прочитали роман, на предыдущих уроках («История в романе», «И судим был каждый по делам своим: город и его жители..») отрабатывались навыки работы с текстом, проводился анализ ключевых эпизодов, обсуждалась нравственная проблематика романа, историческая основа романа «Белая гвардия» М. Булгакова.

Тип урока : урок- практикум

Используемые методы : объяснительно-иллюстративный (беседа, анализ) и частично-поисковый метод (выбор учащимися примеров, цитат, перенос признаков предметов на новое - принцип сопоставления, аналогии). Методические приемы : беседа, анализ, работа в группах, сообщения учащихся.

Формы работы : индивидуальные, групповые.

Композицию урока : оцениваю, в целом, как логичную в подаче материала, чередование видов деятельности (работа в группах, индивидуальные сообщения, просмотр фрагмента фильма) было подчинено цели урока. Уроку присуща завершенность, итоги были подведены, в качестве домашнего задания учащимся было предложено творческое задание – написание сочинения – рассуждения.

Практическая направленность : на данном уроке формировались следующие ключевые компетенции учащихся:

  1. коммуникативная (уметь оценивать ответы друг друга, взаимодействовать с окружающими людьми);
  2. учебно-познавательная (учимся анализировать);
  3. информативная (находить и систематизировать информацию);
  4. общекультурная (духовно-нравственные основы жизни, особенности общечеловеческой культуры).

Психологический климат: на уроке удалось создать рабочую атмосферу, заинтересовать ребят, т.к. в ходе урока обсуждались и проблемные, и нравственные вопросы. Активность и работоспособность оцениваю как хорошую.

Здоровьесберегающие технологии: прием релаксации (просмотр фрагмента фильма), прием переключения внимания (момент обсуждения во время работы в группах).

Общие выводы: Считаю, что урок достиг поставленных целей, результативен. Элементы урока выделены достаточно четко, определена дозировка времени, отведенная на каждый этап.


Урок – мастерская в 11 классе

«М.А.Булгаков. Образ Дома в романе «Белая гвардия».

Цели урока:

    показать в развитии образ Дома в романе М.А.Булгакова «Белая гвардия», его философскую глубину и ёмкость;

    закрепить знания, умения и навыки по анализу художественного произведения;

    формировать у учащихся навыки внимательного, вдумчивого чтения;

    развивать творческие способности, воображение, умение работать самостоятельно;

    воспитывать любовь к Отечеству, нравственные идеалы.

Оборудование:

1) Роман М.А.Булгакова «Белая гвардия».

    Карточки с заданиями для групп.

    На доске – высказывания Песталоцци (швейцарского педагога), Байрона, М.Ю.Лермонтова.

Человек, как и птица, не ищет нового гнезда если ему хорошо в старом.

Песталоцци.

Где любят нас – лишь там очаг любимый.

Байрон.

Поверь мне – счастье только там.

Где любят нас, где верят нам!

М.Ю.Лермонтов.

Ход урока.

I. В. Ребята, как вы считаете, что нужно человеку (вам) для счастья? Запишите.

О. – любовь - любимая работа - понимание

- семья - друзья - Родина и т.д.

родной дом

В. Что из перечисленного вами можно включить в понятие «Дом»? У. Сколько же смыслов в этом маленьком слове – Дом! Это олицетворение Родины, семейного очага, где всё согрето любовью, где нас понимают и всегда примут. Тема Дома – традиционная для русской литературы. Особенно тревожно звучит она в литературе ХХ в.

В. Кто из русских писателей XIX века считал, что именно семья, дом – источник жизни, и своих любимых героев наградил этим счастьем? Назовите поэта начала ХХ века, в творчестве которого звучит тема дома?

О . Л.Н.Толстой считал, что дом, семья вносят в духовную жизнь человека добро, мир, гармонию. Тема дома звучит и во многих стихотворениях С.А.Есенина: «Гой ты, Русь, моя родная,..», «Русь Советская», «Спит ковыль. Равнина дорогая..», «Письмо матери» и др.

У. Образу Дома, практически отсутствующему в советской прозе 20-х годов, отведено одно из основных мест в романе М.А.Булгакова «Белая гвардия».

II. «Погружение в текст». Класс работает в парах, имея право выбрать одно из заданий. Ребята перечитывают текст, выписывают отдельные слова, словосочетания и предложения, обсуждают.

а) Опишите дом Турбиных, отмечая детали, подчеркивающие стабильность бытия в этом семействе. (гл.1,2)

б) Расскажите о жителях этого Дома. (гл.1,2,3)

в) Как выглядит дом Лисовичей? (гл.3,15). Можно ли его назвать домом с большой буквы? Почему?

г) Какова судьба Дома в вихре войны? (гл.1,2, 3, 19,20).

д) Прочитайте сон Алексея Турбина о мортире (гл.12). Что он символизирует?

III . Заслушивание ответов. Общее обсуждение.

Красота и спокойствие – главные составляющие атмосферы турбинского Дома, наверное, поэтому он так притягателен для окружающих. За окнами свирепствует буран революции, а здесь тепло и уютно. Вот черные часы в столовой. Вот «мебель старого красного бархата», « кровати с блестящими шишечками», «бронзовая лампа под абажуром»..

Проходишь по комнатам и вдыхаешь «таинственный» запах «старинного шоколада», ощущаешь жар печки с голландскими изразцами. Печь эта – центр жилища, здесь отогреваются телом и душой. На поверхности печи - надписи и рисунки, сделанные в разное время и членами семьи, и друзьями Турбиных. Здесь - и шутливые послания, и признания в любви, и грозные пророчества, и слова с глубоким смыслом – все, чем «богата» была жизнь семейства в разное время.

Ревностно оберегают красоту и домашний уют, тепло семейного очага обитатели Дома по Алексеевскому спуску. Несмотря на тревогу, скатерть «бела и крахмальна», на столе чашки с нежными цветами.. На окнах всегда спокойные «кремовые шторы», на рояле открытые ноты бессмертного «Фауста», на столах цветы, «утверждающие красоту и прочность жизни».

Жизнь в этом Доме идет как бы наперекор окружающим беспорядкам, кровопролитию, разрухе, ожесточению нравов. Изо всех сил упорствует, не хочет сдаваться революции твердыня турбинского Дома. Ни уличная стрельба, ни известие о гибели царской семьи не могут первое время заставить его старожилов поверить в реальность грозной стихии. Холодное мертвенное дыхание вьюжной эпохи (и в прямом, и в переносном смысле) впервые коснулось обитателей этого островка уюта и тепла с приходом Мышлаевского. Затем бегство Тальберга. Только тут домочадцы почувствовали неотвратимость приближающейся катастрофы. Вдруг пришло осознание того, что «трещина в вазе турбинской жизни» образовалась не сейчас, а гораздо раньше, и все то время, пока они упорно, отказывались взглянуть правде в глаза, живительная влага, «добрая вода» «уходила через нее незаметно», и теперь, оказывается, сосуд почти пуст. Умирающая мать оставила детям духовное завещание: «Живите дружно..», «а им придется мучиться и умирать», «жизнь-то им перебило на самом рассвете».

Хозяйкой и душой этого Дома является Елена Турбина-Тальберг, «прекрасная Елена», олицетворение красоты, доброты, Вечной Женственности. «Светлая королева»-мать передала Елене свое душевное тепло, поэтому там, в огромном и тревожном Городе, гремят пушки, а здесь всегда уютно и тепло.

Отсюда «крысьей побежкой» уходит бесчестный и двуличный Тальберг, а друзья Турбиных залечивают в нем свои израненные тела и души. Этот уютный Дом дает приют и симпатичному чудаку Лариосику. И даже приспособленец и трус Лисович, по прозвищу Василиса, ненавидящий своих соседей, именно в нем ищет защиты.

Но «кругом становится все страшнее и страшнее. На севере воет и воет вьюга, а здесь под ногами глухо погромыхивает, ворчит встревоженная утроба земли». Шаг за шагом хаос осваивает жизненное пространство Дома, внося разлад в «содружество людей и вещей». В Доме властвует война. Вот ее «знаки»: запах йода, спирта, эфира, браунинг в коробке за окном, раненый Алексей Турбин. Сдернут с лампы абажур, на столе нет роз, полинявший Еленин капор, подобно барометру, указывает, что прошлого не вернуть, а настоящее безотрадно.

Образ мортиры, которая мерещится раненому Алексею, мортиры, заполнившей все пространство квартиры, являет собой символ того разрушения, которому война подвергает Дом.

Много пришлось вынести Турбиным в течение зимы 1918/19 г. Но, несмотря на невзгоды, в финале романа в их Доме за общей трапезой собираются все. Слышится смех и музыка. Дом выстоял, и это главное.

У . Дом по Алексеевскому спуску, в котором писатель поселил героев «Белой гвардии»,- это дом его детства. И коль побывал мысленно у Турбиных, можешь твердо сказать, что побывал у Булгаковых. В том самом доме, где проходили детство и студенческая юность будущего писателя, и те полтора года, которые провел он в Киеве в разгар Гражданской войны. «Семья Булгаковых,- рассказывал гимназический однокашник писателя К.Паустовский,- была хорошо известна в Киеве - огромная, разветвленная, насквозь интеллигентная семья. За окнами их квартиры постоянно слышались звуки рояля, голоса молодежи, беготня, смех, споры и пение». Здесь неизменно прочно царили теплый уют, дружеское взаимопонимание, атмосфера высокой интеллигентности.

IV. Попробуйте нарисовать модель мира. Какое место в нем занимает Дом?

(Марс и Венера - Мир – Город - Дом)

Модель мироздания

Марс Венера

ВОЙНА РЕВОЛЮЦИЯ


ХАОС РАЗРУХА

В центре – Дом Турбиных, «тихая гавань», противостоящая всем ветрам и бурям.

В. Почему М.А. Булгаков так много внимания уделяет образу Дома? Что этим утверждает автор?
О. Уделяя столько внимания изображению жизни дома Турбиных, Булгаков защищает вечные, непреходящие ценности в своем романе – Дом, Родину, Семью. Автор утверждает, что человек – не степное растение перекати-поле, которое осенний ветер гонит по степи. Для полнокровной, здоровой жизни необходимо каждому любить свою Семью, свой Дом.

У. Автор «Белой гвардии» был далек от тех, кто в 20-е годы призывал «отречься от старого мира», «разрушить до основания». Наоборот, через весь роман проходит тема сбережения духовных, нравственных, культурных традиций, которая воплощена в образе Дома, автор поэтизирует все лучшее, что было в прошлом. В порушенной революцией жизни было счастливое детство Булгакова и его героев, прекрасные книги, музыка, культура, были добрые человеческие отношения и, главное, были высокие нравственные принципы, согласно которым даже «честного слова не должен нарушить ни один человек, потому что иначе нельзя будет жить на свете».

V. Сделаем вывод в четырех строках:

1) тема; -уютный; ДОМ - греет;

2) описание темы в - большой; - помогает ;

словах- признаках (какой); - дружный; - защищает;

3) описание действия в - теплый и т.д. - укрывает и т.д .

4) одно слово или словосоче- тание, которое обобщает - ПРИЮТ;

сказанное. - КРЕПОСТЬ;

- НАЧАЛО НАЧАЛ;

- ОСНОВА ОСНОВ и т.д.

VI. Подведение итогов. Самоанализ . Цель - проанализировать свои чувства, мысли, ощущения

1) О чем заставил задуматься вас наш сегодняшний разговор?

2) Комфортно чувствовали ли вы себя на уроке?

3) Что нового открыли в себе?

У. Мастерская дала возможность заглянуть в себя, в свой внутренний мир и задуматься над добрым и вечным. Дом охраняет человека от зверей, от злых людей, всяких бед. Он дает тепло, уют, покой. Спасает от холода, дождя, ветра. В нем мы спим, едим, работаем, нянчим детей, молимся Богу, поем песни, рассказываем сказки.. Дом – это целый мир. Очень важно иметь свой Дом, без него человек не может быть счастлив. Знаете пословицы о Доме? (Дома и стены помогают. Мой дом – моя крепость. В гостях хорошо, а дома лучше. Своя хатка – родная матка. Семья в куче – не страшна и туча.)

Роман М. Булгакова «Белая гвардия», написанный в 1925 г. о Гражданской войне, охватывает период с декабря 1918 г. по февраль 1919 г. Старый мир рушится, и герои романа, русские интеллигенты, потрясенные событиями, изменяющими привычный уклад жизни, втянутые в борьбу между белыми, красными, немцами и петлюровцами, вынуждены принимать решения, влияющие на их дальнейшую жизнь. В центре внимания автора семья Турбиных, проживающих в Городе на Алексеевском спуске, символизирующая те духовные, нравственные идеалы, которые в этих условиях сохранить очень непросто.

Что же представляет дом Турбиных, каковы его традиции, какова атмосфера в доме, не только влияющая на взаимоотношения самых Турбиных и близких им людей, но и на их мысли, чувства, переживания и решения?

После смерти матери в семье остаются два брата – Алексей, доктор, шестнадцатилетний юнкер Николай и сестра Елена. Автор заставляет читателя задуматься о том, разрушится ли этот дом, исчезнут ли его устои, как рухнула Россия после отречения императора. И художник с большой любовью и теплотой описывает турбинский дом как островок домашнего тепла, уюта, согласия и понимания вопреки бушевавшим вокруг него страшным, кровавым событиям, чтобы показать, во имя чего должен жить человек и какие ценности для него важны.

Гражданская война завертела, смяла и покорежила судьбы людей, но не сумела уничтожить атмосферу турбинского дома: абажур на лампе, белую накрахмаленную скатерть, кремовые шторы, зеленную лампу над столом, мерный ход часов, голландскую изразцовую печь, цветы, музыку и книги.

Ларион, житомирский кузен Турбиных, очень верно заметил, что в этом уютном доме войны не чувствуется, потому что здесь живут милые, интеллигентные люди, заботящиеся друг о друге, старающиеся сохранить мирные традиции своего дома. И становится понятно, почему к этому дому так тянутся и Мышлаевский, и Студзинский, и Малышев, и Най-Турс. Излучает теплоту рыжеволосая Елена с головой, «похожей на вычищенную театральную корону», Николка с вечным «вихром», нависшим на правую бровь, и постаревший с 25 октября 1917 года Алексей.

Бешеный ураган революции не сумел нарушить добрых отношений этих искренних и честных людей, презирающих трусость, ложь и корысть.

По словам Николки, «честного слова не должен нарушать ни один человек, потому что иначе нельзя будет жить на свете». Поэтому нам понятны метания Алексея в наступившие времена бесчестия и обмана, когда необходимо было решать, как жить дальше, что и кого защищать, с кем идти. Писатель передает искренние переживания своих героев в связи со сменой власти в Городе. На вечеринке Турбиных решается тот же вопрос: принимать или не принимать большевиков. И Турбины, и Мышлаевский, и Студзинский, и даже Лариосик колеблются, предполагают, тем более что на горизонте появляется новая сила в лице Петлюры. Они видят, что любой захват власти (будь то немцы, белые, большевики или петлюровцы) приводит к разрушению мирной жизни, семьи, дома, к гибели людей. Поэтому герои разочаровываются в своих руководителях. Решая проблему новой жизни, они не отказываются от истины, которая выше всего временного, они заставляют поверить в существование непреходящих нравственных ценностей. Ведь сумели Турбины принять и обогреть своей добротой и сочувствием Лариосика, смог Николка позаботиться о Най-Турсах, заслужить их благодарность. В этих людях есть ответственность за других. И в соответствии с истиной их добро оплачивается добром: незнакомая женщина, рискуя собственной жизнью, спасает Алексея Турбина. Зато с каким презрением относится Булгаков к Тальбергу, мужу Елены, за беспринципность и бесхарактерность: «Чертова кукла, лишенная малейшего понятия о чести». С какой нескрываемый ненавистью пишет о тех командирах, которые перед приходом Петлюры в город бросили армию, состоящую, кстати, из юнкеров, мальчиков-кадетов и студентов. Были и такие… Но были и полковник Малышев, Мышлаевский и Най-Турс. Дворяне, воспитанные на кодексе чести. С большим мастерством написана сцена, когда полковник Малышев узнает о бегстве гетмана, о предательстве командования. Узнает, и первое, что он делает, это распускает свой дивизион. Мгновенная реакция юнкеров – «измена». Малышева пытаются арестовать, и звучит вопрос (один из основных в романе): «Кого желаете защищать?» Настоящая человеческая драма раскрывается в этом маленьком эпизоде. Юнкера плачут. Плачут не только мальчики, которым не дали пострелять. Плачет «белая гвардия». Здесь трагедия личности, которую переживают все истинные интеллигенты в романе, и война для белых офицеров становится своеобразным чистилищем. Кто бежит? Гетман, Тальберг, командование, бросившее гвардию. Кто остается? Турбины «с вечно раскрытой партитурой «Фауста», Мышлаевский, Шервинский. Остаются лучшие. Они не могут расстаться со своей Родиной, со своим народом. А Родина для них, прежде всего, – дом, где царит добро, любовь, покой и уют.

Сколько человечности, простоты и мудрости в заключительных строках романа: «Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Мы исчезнем, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?» Звезды, по Булгакову, – это истина, это те нравственные ценности, к пониманию и сохранению которых должны стремиться люди. Дом будет сохранен, когда будут сохранены его традиции, когда не будет войны, которая разрушает эти традиции, потому что не может быть оправданной войны, так как она не только уносит жизни людей, но и уничтожает то, во имя чего человек рождается: продолжение рода, создание дома, семьи и созидания.

    Е. Мустангова: «В центре творчества Булгакова - роман “Белая гвардия”... Лишь в этом романе обычно насмешливый и язвительный Булгаков превращается в мягкого лирика. Все главы и места, связанные с Турбиными, выдержаны в тоне немного снисходительного любования...

    Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших дел и тел не останется на земле. М. Булгаков В 1925 году в журнале “Россия” были напечатаны две первые части романа Михаила Афанасьевича Булгакова...

    Роман «Белая гвардия» впервые опубликован (не полностью) в России, в 1924 году. Полностью - в Париже: том первый- 1927 год, том второй - 1929 год. «Белая гвардия» - во многом автобиографический роман, основанный на личных впечатлениях писателя о Киеве...

  1. Новое!

    Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших дел и тел не останется на земле. М. Булгаков В 1925 году в журнале "Россия" были напечатаны две первые части романа Михаила...