Семья и Дети

Главные герои повести в списках не значился. Cочинение «Б

Повесть «В списках не значился» - взволнованное и патетическое повествование о подвиге одного из защитников Брестской крепости. О героях Бреста написано немало, и, конечно, вспоминается талантливая документальная книга С. С. Смирнова. Повесть Васильева также имеет документальную основу: писатель рассказал в эпилоге, из каких реальных брестских впечатлений возник замысел книги. Но реальные впечатления - лишь фундамент повести.
Быль здесь тесно переплелась с народной легендой о герое, имя которого - Николай и воинское звание - лейтенант, фамилия же осталась неизвестной.
Произведение создано в ином стилистическом ключе, чем повесть «А зори здесь тихие...», что вполне понятно и закономерно, так как его герой - личность легендарная, последний защитниктак и не склонившей головы крепости. Смерть героев - апофеоз свободы и бессмертия. Патетический финал - венок мужественному сыну непокоренной Родины, история, возведенная на уровень легенды.
Борис Васильев обычно предпочитает ситуации крайние, необьшновенные, на пороге жизни и смерти, мира и войны, сюжеты динамичные и усложненные, резкие психологические портреты. Подготовка к действию, введение или экспозиция отличаются краткостью. Не исключение и повесть «В списках не значился». О прошлом лейтенанта Плужникова сказано скупо и не без легкой иронии. Николай Плужников очень молод, и его эмоции и мечты, соответственно, очень молоды, как молодо и потому наивно, ясно, безоблачно отношение к жизни.
Война в один миг выветрила как прежние настроения, так и вполне понятное, естественное тщеславие молодого коман- дира Красной Армии. Николаю очень скоро пришлось узнать, что командир он еще плохой, а его первые действия на войне совершенно справедливо расцениваются как преступление, за которое полагается расстрел.
Наступает время беспощадного суда над собой. Юный лейтенант Плужников «умер» в первый же день войны, сразу став человеком без возраста, молодость которого сгорела без остатка в страшном и безжалостно уничтожающем иллюзии огне. Плужников, сполна уже заплатив по счёту войны, равнодушно отворачивается от своей новой командирской шинели, как от умершего прошлого. «Он сидел на полу, не шевелясь, упрямо думая, что совершил самое страшное - предал товарищей. Он не искал оправданий, не жалел себя - он стремился понять, почему это произошло». «Нет, я струсил не сейчас, - думал он. - Я струсил во вчерашней атаке. После неё я потерял себя, упустил из рук командование. Я думал о том, что буду рассказывать. Не о том, как буду воевать, а что буду рассказывать...»
Николай Плужников стал бойцом невидимой армии ночных мстителей Бреста-неуловимых и, казалось, заговоренных от смерти. «Израненные, опаленные, измотанные жаждой и боями скелеты в лохмотьях поднимались из-под кирпичей, выползали из подвалов и в штыковых атаках уничтожали тех, кто рисковал остаться на ночь. И немцы боялись ночей».
Герои Бреста «умирали, не срамя», приближая в страшные первые месяцы войны еще далекий день победы. Они знали, что обречены, но продолжали сражаться, бросая вызов смерти. Умирали непобежденными. «Человека нельзя победить, если он этого не хочет. Убить можно, а победить нельзя», - говорит Плужников. Эти слова - не красивая фраза, не патетическая декламация, а героическая формула Брестской эпопеи, а также - пророческое предвидение лейтенантом Плужниковым собственной судьбы. «Он упал на спину навзничь, широко раскинув руки, подставив солнцу невидящие, широко открытые глаза. Упал свободным и после жизни, смертью смерть поправ».
Политрук, фельдшер, старшина, завещавший Плужни- кову перед смертью знамя полка, - звенья единой, прочной и вечной цепи. Николай с отчаяньем кричит в первый день войны: «Пустите! Я в полк должен! В полк! Я же в списках еще не значусь!» Не суждено было Плужникову найти свой полк и быть зачисленным в списки. В апрельские дни 1942 года, после десяти месяцев немыслимых испытаний, великих потерь и побед он уже не думает ни о списках, ни о личной славе. Не сожалеет и о том, что его имя затеряется в бесконечном списке безымянных героев, неизвестных солдат. «Он уже не ощущал своего "я", он ощущал нечто большее - свою личность... И спокойно сознавал, что никому и никогда не будет важно, как именно звали эту личность, где и как она жила, кого любила и как погибла. Важным было одно - важным было то, что звено, связывающее прошлое и будущее в единую цепь времени, было прочным».
Лейтенант Николай Плужников имел высшее, подвигом данное право так думать. Но в одном он ошибся - потомкам вовсе не безразлично, как жили и как погибли героические защитники Родины.
Последние месяцы жизни Николая Плужникова - каждодневный подвиг человека, продолжающего сражаться, несмотря ни на что, в одиночку. Произведение «В списках не значился...» - героическая эпопея, символизирующая великую нравственную победу советского воина.


Проблема исторической памяти (по повести Бориса Васильева «В списках не значился»)

Почему многие писатели в наше время продолжают рассказывать о Великой Отечественной войне? Да и зачем, как думают сейчас некоторые, вспоминать те трагические события в мирное время, посещая музеи и возлагая цветы к памятникам погибшим воинам?

Отрывок из повести Бориса Васильева «В списках не значился» заставляет задуматься об этом. Описание музея Брестской крепости трогает до глубины души. Чувствуется атмосфера благоговения, царящая в этом музее. Писатель преклоняется перед подвигом защитников крепости: «Крепость не пала. Крепость истекла кровью». Он призывает посетителей: «Не спешите. Вспомните. И поклонитесь».

Автор наблюдает за старой женщиной, которая долго стоит у мраморной плиты, где нет фамилии солдата. Она кладёт букетик цветов на могилу. Наверное, это мать, потерявшая на войне сына. Для писателя не важно, кто лежит в этой могиле. Важно только то, за что они погибли. Главное – за что! Так считает Борис Васильев.

Помнить и уважать память о них, даже если имена их неизвестны, потому что они погибли, защищая наши судьбы, наши жизни. Ведь, как сказал Роберт Рождественский, «это нужно не мёртвым, это надо живым!»

Борис Васильев часто писал о войне. Особенно мне запомнилась его повесть «А зори здесь тихие». Невозможно забыть главных героинь повести: Риту Осянину, Лизу Бричкину, Женю Комелькову, Соню Гурвич, Галю Четвертак. У каждой своя жизненная история, свой неповторимый характер. И у каждой свои счёты с войной. Все стали зенитчицами. При последнем разговоре со смертельно раненной Ритой Осяниной старшина Васков корит себя за то, что не уберёг от гибели всех пятерых, когда они пытались не пропустить фашистов к Беломорскому каналу.

Но Рита стойко отвечает ему: «Родина ведь не с каналов начинается. Совсем не оттуда. А мы её защищали. Сначала её, а потом уж канал». Восхищает внутренняя сила, убеждённость, мужество девушек, героинь повести. Они знали, за что воевали!

Об исторической памяти часто размышляют не только писатели-фронтовики, но и люди невоевавшие, однако принимающие близко к сердцу события тех лет. Вспомним песню Владимира Высоцкого «Братские могилы». Автор песни уверен, что у защитников Родины была одна судьба, одна цель. А после войны одна, общая память.

На братских могилах не ставят крестов,

И вдовы на них не рыдают.

К ним кто-то приносит букеты цветов,

И Вечный огонь зажигают.

Поэт убеждён, что люди, стоящие у Вечного огня, не могут не вспомнить «горящее сердце солдата», погибшего за родной город или деревню.

Вечная память о погибших во время Великой Отечественной войны – долг послевоенных поколений. И главное, конечно, не во внешнем проявлении уважения, не в парадных мероприятиях. Главное, что память о событиях военных лет будит нашу совесть, не даёт нам покоя. Память заставляет задуматься о том, как поступили бы мы, оказавшись на войне, готовы ли мы на подвиг. Ведь, у каждого всегда есть выбор: «я или Родина?»

Хочется верить, что проникновенный рассказ Бориса Васильева о Брестской крепости затронет сердца читателей, и мы всегда будем помнить о подвиге тех, кто отдал жизнь за Родину, и чтить их память.

Обновлено: 2017-03-21

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Повесть «В списках не значится» впервые была опубликована в 1974 году. Это одно из самых известных произведений Бориса Васильева. Прежде чем делать анализ повести «В списках не значился», следует вспомнить о событиях, произошедших в июне 1941 года. А именно об обороне Брестской крепости.

История

Защитники Брестской крепости первыми приняли на себя удар фашистской армии. Об их героизме и мужестве написано немало книг. Повесть «В списках не значился», анализ корой представлен ниже, - далеко не единственное произведение, посвященное обороне Брестской крепости. Но это очень пронзительная книга, поражающая даже современного читателя, кто знает о войне лишь самую малость. В чем художественная ценность произведения «В списках не значился»? Анализ повести даст ответ на этот вопрос.

Штурм был неожиданным. Он начался в четыре утра, когда офицеры и их семьи мирно спали. Сокрушительный прицельный огонь уничтожил почти все склады боеприпасов, повредил линии связи. Гарнизон понес потери уже в первые минуты войны. Численность нападавших составляла около 1,5 тысячи человек. Фашистское командование решило, что этого достаточно, для того чтобы захватить крепость. Гитлеровцы, действительно в первые часы не встретили сопротивления. Большой неожиданность для них стал отпор, который они испытали на следующий день.

Тема обороны Брестской крепости долгое время умалчивалась. Было известно, что бои продолжались несколько часов. Немцам удалось захватить крепость, потому что горстка ее измученных защитников никоим образом не могла противостоять целой дивизии фашистов, насчитывающей 18 тысяч человек. Спустя много лет выяснилось, что выжившие солдаты, которым удалось избежать плена, вели борьбу с захватчиками в развалинах крепости. Противостояние продолжалось несколько месяцев. Это не легенда и не миф, а чистая правда. О ней свидетельствуют надписи на стенах крепости.

Об одном из таких героев и написал Васильев повесть «В списках не значился». Анализ произведения позволяет оценить удивительный талант писателя. Он умел просто, лаконично, четко, буквально в двух-трех предложениях создать объемную картину войны. Васильев писал о войне сурово, пронзительно, ясно.

Коля Плужников

При анализе «В списках не значился» стоит обратить внимание на изменения в характере главного героя. Каким мы видим Колю Плужникова в начале повести? Это молодой человек, патриотично настроенный, с твердыми принципами и немалым честолюбием. Он с отличием оканчивает военное училище. Генерал предлагает ему остаться в качестве командира учебного взвода. Но Николая не интересует карьера - он хочет служить в армии.

«В списках не значился»: смысл названия

При анализе важно ответить на вопрос: «Почему именно так Васильев назвал свою повесть?». Плужников приезжает в Брест, здесь знакомится с Миррой. Несколько часов он проводит в ресторане. Затем отправляется в казарму.

Коле некуда спешить - в списках он еще не значится. В этой лаконичной фразе чувствуется трагичность. О том, что происходило в конце июня в Бресте, мы сегодня можем узнать из документальных источников. Однако далеко не все. Солдаты оборонялись, совершали подвиги, а имена многих из них неизвестны потомкам. Имя Плужникова отсутствовало в официальных документах. О борьбе, которую он вел один на один с немцами, никто не узнал. Все это он делал не ради наград, не ради почестей. Прототип Плужникова - безымянный солдат, написавший на стенах крепости: «Умираю, но не сдаюсь».

Война

Плужников уверен: немцы никогда не нападут на Советский Союз. В предвоенное время разговоры о предстоящей войне считались крамолой. Офицер, да и обычный мирный гражданин, который вел разговоры на запрещенную тему, легко мог оказаться за решеткой. Но Плужников уверен в страхе гитлеровцев перед Советским Союзом вполне искренне.

Утром, спустя несколько часов после приезда Николая в Брест, начинается война. Начинается она внезапно, настолько неожиданно, что не только девятнадцатилетний Плужников, но и опытные офицеры не сразу понимают смысл происходящего. На рассвете Коля в компании хмурого сержанта, усатого старшины и молодого бойца пьет чай. Вдруг раздается грохот. Все понимают: началась война. Коля пытается выбраться наверх, ведь он в списках не значится. Анализировать происходящее ему некогда. Он обязан доложить в штаб о своем прибытии. Но Плужникову это не удается.

23 июня

Далее автор рассказывает о событиях второго дня войны. На что особенно важно обратить внимание при анализе произведения Васильева «В списках не значился»? Какова главная идея повести? Писатель показал состояние человека в экстремальной ситуации. А в подобные моменты люди ведут себя по-разному.

Плужников совершает ошибку. Но не из-за трусости и слабости, а по неопытности. Один из героев (старший лейтенант) считает, что именно из-за Плужникова пришлось оставить костел. Николай тоже чувствует за собой вину, сидит угрюмо, не шевелясь, и думают лишь об одном, что он предал товарищей. Плужников не ищет себе оправданий, не жалеет себя. Он только пытается понять, почему так произошло. Даже в часы, когда крепость находится под постоянным обстрелом, Николай думает не о себе, а о своем долге. Характеристика главного героя - основная часть анализа «В списках не значился» Бориса Васильева.

В подвале

Следующие недели и месяцы Плужников проведет в подвалах крепости. Дни и ночи сольются в единую цепь бомбежек и вылазок. Вначале он будет не один - с ним будут товарищи. Анализ «В списках не значился» Васильева невозможен без цитат. Одна из них: "Израненные, измотанные, опаленные скелеты поднимались из-под развалин, выбирались из подземелья и убивали тех, кто оставался здесь на ночь". Речь идет о советских солдатах, которые с приходом темноты совершали вылазки и стреляли в немцев. Фашисты очень боялись ночей.

Товарищи Николая погибли у него на глазах. Он хотел застрелиться, но его остановила Мирра. На следующий день он стал другим человеком - более решительным, уверенным, пожалуй, немного фанатичным. Стоит вспомнить о том, как Николай убил предателя, который направлялся к немцам, находившимся по другую сторону реки. Плужников выстрелил совершенно спокойно, уверенно. Сомнений в его душе не было, ведь предатели хуже врагов. Их следует уничтожить безжалостно. При этом автор отмечает, что герой не только не испытывал угрызений совести, но и ощущал радостное, злое возбуждение.

Мирра

Первую и последнюю любовь в своей жизни Плужников познал в подвалах разрушенной крепости.

Наступает осень. Мирра признается Плужникову, что ждет ребенка, а значит, ей нужно выбираться из подвала. Девушка пытается смешаться с пленными женщинами, но ей это не удается. Ей жестоко избивают. И даже перед смертью Мирра думает о Николае. Она пытается отойти подальше в сторону, так, чтобы он ничего не видел и не попытался вмешаться.

Я - русский солдат

Плужников провел в подвалах десять месяцев. По ночам он совершал вылазки в поисках патронов, еды и методично, упорно уничтожал немцев. Но те узнали о его местонахождении, окружили выход из подвала и отправили к нему переводчика, бывшего скрипача. От этого человека Плужников узнал о победе в боях под Москвой. Только тогда согласился выйти с немцем.

Делая художественный анализ, непременно нужно привести характеристику, которую автор дал главному герою в конце произведения. Узнав о победе под Москвой, Плужников вышел из подвала. Немцы, пленные женщины, скрипач-переводчик - все они увидели невероятно худого человека без возраста, абсолютно слепого. Плужникову перевели вопрос офицера. Тот хотел узнать имя и звание человека, который столько месяцев воевал с врагом в неизвестности, без товарищей, без приказов сверху, без писем из дома. Но Николай произнес: «Я - русский солдат». Этим было сказано все.

Человеческая память… Что это? Одним она приносит радость, другим – грусть и тоску, третьих наводит на размышления. Но обязательно всем память даёт силы, чтобы жить дальше. Память… Она удивительно точно бережёт то, чему никогда не повториться, что особенно дорого и ценно. Бывает так, что прошлое ворвётся в душу, разбередит её. Тогда исчезает покой. Особенно часто это происходит в сердцах людей, переживших войну. И вот перед глазами картины тех огненных лет: багровые зарева, идут солдаты, свистят пули, гудят самолёты. Тяжело вспоминать! Но как важно не забыть, передать то, что было пережито и выстрадано тогда, чтобы люди не повторили прежних ошибок, научились ценить жизнь.

Много книг о войне. Самые дорогие те, что написаны фронтовиками. Борис Васильев один из них. Писатель сам прошел трудными дорогами войны, защищал родную землю с оружием в руках. Самое поразительное его произведение - повесть «В списках не значился». Она посвящена первым дням войны, героической защите Брестской крепости.

«Метель мела от Бреста до Москвы. Мела, заметая немецкие трупы и
подбитую технику. И другие лейтенанты поднимали в атаку роты и, ломая врага, вели их на запад. К нему, к непокоренному сыну непокоренной Родины...». Строки, вырванные из повести, строки, оставшиеся где-то внутри, когда книга была уже прочитана и закрыта. "Непокоренному сыну непокоренной Родины "... Кто он, сумевший жить и умереть свободным,

«смертию смерть поправ»?

Это молоденький девятнадцатилетний лейтенант Николай Плужников. Он приезжает к месту службы – Брестскую крепость - в ночь, которая отделяет мир от войны, в ночь на 22 июня 1941 года.

Десять месяцев воевал Плужников с врагом, не давая ему покоя, без надежды и помощи, без смены и отдыха, без писем из дома. Эта короткая жизнь вобрала в себя так много!

Была смерть товарищей. До боли в сердце жаль ему так глупо погибшего парнишку Волкова, того пограничника с неостывшим ручным пулемётом, который «… продолжал прикрывать Плужникова от пуль, и его загустевшая кровь била Плужникову в лицо, как напоминание». И Николай осознал, что остался в живых только благодаря смерти тех, кто погибал за него. «Он сделал это открытие, не понимая, что это закон войны. Простой и необходимый, как смерть: если ты уцелел, значит, кто-то погиб за тебя. Но он открывал этот закон не отвлеченно, он открыл его на собственном опыте, и для него это был не только вопрос совести, но и жизни».

Был и выстрел в предателя Федорчука, который, «…подняв руки, шёл в плен так спокойно, так обдуманно и неторопливо, словно возвращался домой после тяжелой и нудной работы». Плужников не испытывал угрызения совести, он ощущал злое, радостное возбуждение и поэтому говорил и говорил: «Предатель. Гадина. С платочком шел, видел?.. За жизнь свою поганую все бы продал, все…».

И были минуты счастья с любимой девушкой и страдания. Тупая, безнадежная боль вдруг намертво сжала сердце, когда он услышал нежный, задумчивый голос Мирры, певшей песню «Очаровательные глазки». И он с трудом сдержался, чтобы не застонать.

Тяжело было на сердце у Николая, когда умирали от жажды дети, а воду отдавали пулеметам, когда уходили в плен женщины, неся на руках обессиленных детей, вглядываясь в трупы, пытаясь опознать мужа, брата, сына, когда умирали в подвальном лазарете от ран, без лекарств.

Рассказывая о жизни девятнадцатилетнего лейтенанта, писатель показывает, как юноша становится героем, а все его поведение в крепости – подвигом. Автор вводит нас в мир мужающей души. Сознание долга является движущей силой его поступков: не думать о себе, пока в опасности Отчизна. Плужников мог еще уйти из крепости с любимой девушкой. «И это не было бы ни дезертирством, ни изменой приказу: он не значился ни в каких списках, он был свободным человеком, но именно эта свобода и заставляла его самостоятельно принимать то решение, которое было наиболее целесообразным с военной точки зрения». Свободу выбора он понимал как необходимость бороться до конца, как выполнение долга.

Обретение своего «я» приходит к молодому офицеру как осознание себя частицей Родины, народа: «Он уже не ощущал своего «я», он ощущал нечто большее: свою личность, ставшую звеном между прошлым и будущим его Родины…».

Потрясают последние страницы повести. 12 апреля 1942 года немцы загнали неизвестного солдата в ловушку. Он почти ослеп, поседел, ноги его плохо слушались. Николай Плужников сделал все что мог: «Крепость не пала: она просто истекла кровью. Я – последняя ее капля…».

На требование немецкого генерала назвать звание и фамилию Плужников ответил: «Я – русский солдат». Он так и не назвал себя. «Неизвестный вдруг медленно повернул голову, и в генерала уперся его немигающий взгляд. И густая борода чуть дрогнула в странной торжествующей усмешке:

Что, генерал, теперь вы знаете, сколько шагов в русской версте?

Это были его последние слова».

Потрясенный немецкий лейтенант отдал команду, и солдаты вскинули ружья «на караул», генерал, «чуть помедлив, поднял руку к фуражке». «А он, качаясь, медленно шел сквозь строй врагов, отдававших ему сейчас высшие воинские почести. Но он не видел этих почестей, а если бы и видел, ему было бы уже все равно. Он был выше всех мыслимых почестей, выше славы, выше жизни и выше смерти».

Николай Плужников умер, но не сдался , остановив врага на русской версте… Заступник, Воин, Солдат… Думая о судьбах Родины, человек возвышался над собственной, нередко трагической судьбой. Одновременно короткой и долгой. Выбрать свою версту и не отступить ни на шаг – это, значит, жить вёрстами Родины! Её историей, тревогами, заботами.… Так смогли жить мальчишки сороковых. Так должны жить и мы.

Сочинение

Герой, героизм, героическое... Эти слова с детства входят в нашу жизнь, формируя в человеке черты гражданина и патриота. Важная роль в этом процессе принадлежит русской литературе, в которой изображение подвига человека было и остается традиционным еще со времен «Слова о полку Игореве» и «Задонщины». В русской литературе XX века подвиг человека оказывается тесно связанным с темой Великой Отечественной войны, ставшей поистине «народной войной» для наших соотечественников. Среди прошедших эту войну было много будущих писателей: Ю. Бондарев, В. Быков, В. Закруткин, К. Воробьев, В. Астафьев и др.

Добровольцем Великой Отечественной, прошедшим ее от начала до конца, стал и Борис Львович Васильев, автор многих книг, посвященных этой святой для каждого теме.
Наибольшей известностью пользуется повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие...», в которой с особой проницательностью выражена мысль о несовместимости войны с природой человека, тем более женщины, призванной дарить жизнь.

Но мне хотелось бы в своем сочинении обратиться к роману Б. Васильева «В списках не значился», который был опубликован в журнале «Юность» в 1974 году.

В центре романа - судьба молодого лейтенанта Николая Плужникова, прибывшего к месту службы - в Брестскую крепость - поздним вечером 21 июня 1941 года, а потому и не успевшего попасть в список состава гарнизона, но ставшего впоследствии последним защитником героической крепости.

«В списках не значился» - это история становления героического характера, мужающего в огне войны.

Роман композиционно делится на три части, хронологически продолжающих друг друга.
Итак, Коля Плужников прибывает в Брестскую крепость в ночь на 22 июня 1941 года. Он почти еще мальчик, очень наивный и непосредственный. Но в этой наивности заключена, мне кажется, большая правда времени, которое Б. Васильев рисует, избегая и намека на модернизацию, осовременивание прошлого в угоду моде, власти и т. п.

Коля искренне уверен, что известное сообщение ТАСС, в котором слухи о начале войны названы провокацией, исчерпывает все проблемы: «У нас с Германией договор о ненападении. Слухи о концентрации немецких войск у нашей границы... являются результатом происков англо-французских империалистов». А на вопрос о том, будет ли война, юноша быстро отвечает: «Это будет быстрая война. Самое главное - это решающая мощь Красной Армии. На вражеской территории мы нанесем врагу сокрушительный удар». Нам, людям начала XXI века, знающим о тяжких отступлениях Красной Армии в 1941 году, о страшном харьковском окружении 1942 года, эти слова героя невозможно читать без горькой улыбки.

Но не для того, чтобы посмеяться, Б. Васильев вводит на страницы романа своего Колю Плужникова. Это, если хотите, исходный момент в развитии героя.
Война резко меняет жизнь и сознание Николая. Ценой тяжких ошибок, познав высокую любовь и низкое предательство, Плужников приходит к пониманию того, что от его личного участия зависит многое.
Не сразу удалось пройти Николаю ту «науку ненависти», о которой писал М. А. Шолохов. Во второй части романа совершается переход героя в новое состояние: превращение мальчика в воина, в «товарища командира».
Однако мне кажется, что первая и вторая части являются своеобразной завязкой к третьей части. Вот когда погибли все друзья Плужникова, когда он остается единственным действующим бойцом в занятой, но непобежденной крепости, разворачивается основное действие романа. Резко меняется тон и даже ритм повествования, уходят драматические ноты военного сюжета, исчезают описания боевых эпизодов; возникает высокий психологический накал, на смену драме приходит высокая, превращающая юношу в Героя трагедия, кульминацией и развязкой которой одновременно становится последняя глава романа. Отсюда и торжественность, и особый, значимый смысл каждой фразы.
Непокоренный сын непокоренной родины не чувствует себя побежденным. Брестская крепость не пала, а просто истекла кровью, и Плужников - последняя ее капля. Он выше смерти, значит, выше забвения.

Полуживого, голодного Плужникова боятся фашисты: «У входа в подвал стоял невероятно худой, уже не имевший возраста человек..., длинные седые волосы касались плеч. Он стоял, строго выпрямившись... и, не отрываясь, смотрел на солнце ослепшими глазами. И из этих немигающих, пристальных глаз неудержимо текли слезы».
Подвиг Плужникова столь высок, что он поражает даже врагов. Когда он шел к санитарной машине, «вдруг немецкий генерал, щелкнув каблуками, вскинул руку к козырьку. Солдаты вытянулись и замерли». Но тот, кому отдавали честь враги, уже ничего не видел. Он был выше славы и выше смерти. «Он шел гордо и упрямо, как жил, и упал только тогда, когда дошел».

Невозможно читать без слез эту последнюю главу романа, в которой автор ни разу не назвал своего героя по имени. В начале романа он был для нас Колей Плужниковым, потом «товарищем командиром», а прощаемся мы с неизвестным русским солдатом, чье имя навеки осталось в народной памяти, хотя сам он и в списках не значился.
Я думаю, что тема подвига вечно будет существовать в русской литературе не только потому, что память о героях не умирает в наших сердцах, но и потому, что в наши дни, к сожалению, вновь погибают девятнадцатилетние ребята, а матери вновь надевают траурные одежды.

Когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, то этим он еще не добродетелен; он добродетелен лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера. Гегель

Сюжеты повестей Василя Быкова представляют собой обычно какой-нибудь небольшой военный эпизод. Нравственная проблема же служит ключом, открывающим дверь в произведение. Так построены «Круглянский мост», «Обелиск», «Сотников», «Волчья стая» и некоторые другие произведения писателя. Особенно интересуют Быкова такие ситуации, в которых человек должен руководствоваться не прямым приказом, а своим нравственным компасом.

Учитель Мороз из повести «Обелиск» воспитывал в детях доброе, светлое, честное. И когда пришла война, его ученики устроили покушение на полицая. Детей арестовали. Немцы пообещали отпустить ребят, если явится укрывающийся у партизан учитель. С точки зрения здравого смысла являться Морозу в полицию было бесполезно: гитлеровцы все равно не пощадили бы подростков. Но с нравственной точки зрения Мороз должен был подтвердить своим поступком то, чему он учил детей, в чем убеждал их. Мороз не мог бы жить, если бы хоть один человек подумал, что он струсил, оставил детей в роковой момент. Учитель был казнен вместе с ребятами. Кто-то, может быть, расценит его поступок как безрассудное самоубийство. Но я так не думаю.

После войны на обелиске на месте расстрела школьников его фамилии не оказалось! Но нашлись те, в чьих душах проросло то доброе семя, которое заронил Мороз своим подвигом. Они сумели добиться справедливости: имя учителя было дописано на обелиске вместе с именами ребят-героев.

В заключение своей повести Быков делает читателя свидетелем спора, в котором один из сегодняшних умников пренебрежительно говорит, что нет особого подвига за этим Морозом, так как он даже ни одного немца не убил. В ответ на это собеседник, в ком жива благодарная память героям войны, резко говорит: «Он сделал больше, чем если бы убил сто. Он жизнь положил на плаху. Сам. Добровольно. Вы понимаете, какой это аргумент? И в чью пользу...». Этот аргумент как раз и относится к нравственному понятию: доказать всем, что твои убеждения сильнее грозящей смерти. Мороз переступил через естественную жажду выжить, уцелеть. С этого начинается героизм одного человека, столь необходимый для поднятия нравственного духа общества.

Герои Василя Быкова всегда стоят перед выбором. В книге «Сотников» перед нами два главных героя - Сотников и Рыбак. Рыбак более приспособлен к жизни нежели Сотников. Он силен, ловок, вынослив, он не трус, - сам вызвался идти в разведку с Сотниковым. Попав в партизанский отряд, ни от какой работы не отказывался. Рыбак ненавидит немцев и полицаев, предавших свой народ. На протяжении всей повести он заботится о своем товарище Сотникове. Он тащит его на себе, хотя сначала проявил слабость и бросил раненого товарища.

Страх за свою жизнь охватил Рыбака. И не удивительно, ведь в каждом человеке живет инстинкт самосохранения. Но он поборол свой страх, хотя это было для него не просто. Совесть одержала победу над жалостью к себе. Казалось бы, все хорошо, что хорошо кончается. Но на этом повесть не кончается. Попав в плен, Рыбак выбирает путь предательства, в отличие от Сотникова.

Сотников по физической силе уступает Рыбаку. Он менее приспособлен к жизни на войне. Но даже будучи больным, он идет в разведку, ибо если не он, то кто же? Всю дорогу Сотников испытывает перед Рыбаком чувство вины, потому что болен, ранен, потому что отстает. Время же терять нельзя.

Оба героя становятся перед выбором. И вот они оказались по разные стороны одной черты, разделяющей друзей и врагов. Рыбак, чувствуя себя виноватым, старается убедить себя, что большой вины за ним нет. Рыбак пытается заглушить голос совести, но ему это не удается. Он должен выбить чурбак из-под ног Сотникова, когда того будут вешать. И от этого он в ужасе!

Сотникову противно от предательства Рыбака. Он обводит взглядом толпу, и последний, кого он видит, - мальчик, который со страхом наблюдает за казнью. Сотников не удержался и улыбнулся мальчугану одними глазами. Он словно хочет сказать, что лучше умереть, чем быть предателем.
Страдания Сотникова закончились с его казнью. А вот у Рыбака начались проблемы с совестью. И здесь возникает аналогия с библейской историей Иуды Искариота. Рыбак понимает, что ему не вырваться, и решает свести счеты с жизнью, «...в тартарары, навеки... это единственный возможный выход...» Но судьба не дает ему даже такой возможности. И он продолжает жить, изнывая от мук совести.

Проблемы столкновения добра и зла, равнодушия и гуманизма актуальны всегда, и, как мне кажется, чем сложнее нравственная ситуация, тем сильнее интерес к ней. Конечно, эти проблемы не могут быть решены одним произведением и даже всей литературой в целом. Каждый раз это личное дело каждого. Но, может быть, людям будет проще сделать выбор, когда они будут иметь нравственный ориентир.