Деньги

Изобретения Леонардо да Винчи. Жизнь Леонардо да Винчи

Есть занятия, которым можно предаваться, не сожалея о потраченном времени и с пользой для ума. Например, разглядывать чертежи и наброски Леонардо да Винчи - «живые зарисовки» его оригинальных замыслов и проектов, которым, кажется, нет числа.

В рисунках мастера легко распознаются привычные нам (а для людей эпохи Возрождения - инновационные) изобретения: от водных лыж и костюма водолаза до парашюта и планера. Многие его замыслы остались «в проекте»: в виде изображений на бумаге всевозможных механизмов, приспособлений и построек. Эти рисунки - надёжное хранилище авторских идей и изысканий. Они позволяют заглянуть в творческую лабораторию да Винчи, познакомиться с его методом работы и проследить за ходом мысли, за тем, как он ставил и решал шаг за шагом сложные технические, строительные и прочие задачи.

В кругу идей

История открытий и изобретений свидетельствует о том, что полезные идеи рано или поздно доводятся до ума и претворяются в жизнь. Яркий пример того, как это происходит, - научно-техническое творчество Леонардо да Винчи. Прирождённый исследователь и изобретатель, он работал прежде всего с идеями: одни генерировал сам, другие заимствовал и развивал, при этом всегда искал им практическое применение.

Сперва Леонардо составлял план решения: делал набросок будущей конструкции, отражающий общую идею. Затем пристально изучал детали, рисовал эскизы и снабжал их комментариями. И наконец, собирал все части в единое целое - готовую полноценную иллюстрацию. Как заметил один из исследователей творчества художника, многие его наброски представляют собой «незаконченные мысли о способах и средствах». Действительно, изучая эти чертежи и рисунки, иногда приходится додумывать отсутствующие или намеренно опущенные да Винчи детали и подробности. Но есть среди них настолько выверенные и точные, что даже спустя пять столетий их язык понятен без слов. По чертежам, оставленным в наследство будущим поколениям гениальным конструктором и изобретателем, современные умельцы смогли изготовить действующие модели различных устройств.

Чудо-лестница

Перед вами эскиз крепостной башни (рис. 1)


Рис. 1. Леонардо да Винчи. Эскиз крепостной башни и винтовой лестницы. Около 1488 года

Слева от неё схема одной из важных деталей постройки - винтовой лестницы. Её конструкция напоминает знаменитый винт Архимеда, только ступенек не хватает! Приглядитесь к рисунку, и вы раскроете поразительный замысел Леонардо-архитектора. Его лестница двойная: по одной её части можно подниматься на башню, а по другой - спускаться, не сталкиваясь и даже не видя друг друга. Траектории обеих частей лестницы - непересекающиеся винтовые линии (пространственные кривые, закручивающиеся вокруг вертикальной опоры - круглого столба в центре конструкции). У каждой части лестницы есть свои вход и выход, а её моделью служит винтовая поверхность, так называемый геликоид. У настоящей лестницы вокруг столба веерообразно закручиваются ступеньки.

Двойная винтовая лестница украшает королевский замок Шамбор во Франци. Его строительство началось в 1519 году, вскоре после кончины Леонардо. Как известно, последние годы жизни он провёл в этой стране, при дворе Франциска I, своего покровителя, и был Первым королевским художником, инженером и архитектором. Принимал ли Леонардо участие в проектировании грандиозного по своим масштабам замка, достоверно неизвестно. Даже если нет, считают специалисты, его создатели использовали идеи да Винчи из рисунков художника. Вполне вероятно, что на выбор архитекторов повлиял его набросок (рис. 1), сделанный ещё в конце 1480-х годов. Всего в Шамборе 77 лестниц, в том числе несколько винтовых, но только эта стала его настоящей достопримечательностью.


Двойная винтовая лестница в королевском замке Шамбор (фрагмент)

Известны и другие двойные винтовые лестницы. Самые ранние из них возводились в европейских соборах ещё в XIV-XV веках, но они уступают лестнице в замке Шамбор не только в размере и декоре, но и в простоте и оригинальности конструкции - полностью изолировать части двойной винтовой лестницы друг от друга до Леонардо никому не удавалось или не приходило в голову.


Колодец Святого Патрика с двумя винтовыми лестницами в г. Орвието

В 1527 году ту же идею применил итальянский архитектор Антонио да Сангалло Младший. По приказу папы Климента VII он начал строительство огромной водовозной башни - колодца Святого Патрика (фото вверху) - в городе Орвието на случай его осады и лишения доступа к внешним источникам воды. Здесь доступ к воде на дне колодца обеспечивали два противоположных входа, которые вели на автономные винтовые лестницы: по одной повозки спускали за водой, а по другой доставляли её наверх. Освещение постройки было естественным: свет проникал внутрь через множество арочных окон в стенах башни.

Воплощение идеи винтового движения

У Леонардо да Винчи есть и более сложные архитектурные композиции из лестниц. Одна из них походит на трёхмерный лабиринт со множеством входов и выходов. Взгляните на следующий набросок (рис. 2)


Рис. 2. Леонардо да Винчи. Набросок не связанных одна с другой лестниц со множеством входов и выходов. Начало 1490-х годов

Вы видите сразу четыре не связанные одна с другой наружные лестницы, «закручивающиеся» вокруг массивного квадратного столба, в котором, быть может, скрыто какое-то подъёмное устройство. С удивительной лёгкостью художник соединяет архитектуру и геометрию пространства, сочетает линии и формы и создаёт законченные образы и самодостаточные конструкции.

Да Винчи нашёл ещё одно интересное применение двойной винтовой линии. Он использовал её в конструкции аппарата для дыхания под водой (рис. 3).


Рис. 3. Леонардо да Винчи. Эскиз аппарата для дыхания под водой и деталь шланга. Около 1507-1508 годов

Это усовершенствованный вариант дыхательной трубки, которой пользовались ещё древние ныряльщики. Аппарат состоит из поплавка с защитным плавучим куполом, маски, шлангов для дыхания и клапана, который контролирует их работу, предотвращая попадание воды внутрь. Шланг сделан из нескольких тростниковых трубок, соединённых вставками из непромокаемого материала, а внутри него находятся двойные пружины - компактный упругий элемент, который, с одной стороны, не даёт материалу сжаться и потерять форму, а с другой - делает шланг гибким.

Секрет полёта

Леонардо одним из первых использовал винтовую поверхность в конструкции воздушного винта - главной детали, при помощи которой летательная машина могла бы подняться вертикально в воздух, если бы удалось как следует раскрутить винт, а заодно справиться с его неустойчивостью при подъёме. Речь идёт о сложном винтовом движении (поворот вокруг фиксированной оси и параллельный перенос вдоль неё, выполненные одновременно), но уже применительно к механике полёта.

Воздушный винт Леонардо да Винчи (рис. 4) считают прототипом современного несущего винта, а его самого -изобретателем геликоптера, или, как его называют в России, - вертолёта. Кстати, слово «геликоптер» родственно слову «геликоид» и происходит от слов греческого языка ëλικου (спираль, винт) и πτεoóν (крыло). Появилось оно только в 1860-е годы, почти через четыре столетия после того, как был сделал этот рисунок.


Рис. 4. Леонардо да Винчи. Набросок воздушного винта. Около 1486-1490 годов

Да Винчи вполне мог позаимствовать идею «запуска» для своей кон-струкции у «летающей вертушки» - игрушки родом из Древнего Китая. Это был стержень с винтом из птичьих перьев на конце. Его раскручивали руками или с помощью намотанной на стержень нити и отпускали. Современный вариант - примитивный вертолёт «муха» (рис. 5), его легко смастерить самим.


Рис. 5. Вертолёт «муха»

А вот форму воздушного винта да Винчи мог выбрать, наблюдая за вращением винта Архимеда (рис. 6).


Рис. 6. Винт Архимеда

Леонардо-инженер, вообще, не раз пытался приспособить это хитроумное изобретение древнегреческого учёного к разным механизмам. Например, использовал его как деталь гидравлической машины. Или же в качестве элементов вечного двигателя (это была конструкция из двух винтов разного диаметра: по одному вода поднималась, а по другому опускалась на исходный уровень). Но потом Леонардо отказался от этой бесплодной затеи и придумал для винта Архимеда более интересное и полезное применение.

Леонардо не рассматривал свою конструкцию как летательный аппарат, но исследовал механизм её работы. Секрет полёта он искал в природе, которая создаёт оптимальные формы, выполняющие те или иные функции: подолгу наблюдал за «живыми машинами» - свободно парящими в небе птицами, описывал их движения. В его зарисовках есть траектория поднимающейся ввысь птицы (рис. 7), представляющая собой винтообразную кривую.


Рис. 7. Леонардо да Винчи. Зарисовки полёта птиц. Около 1505 года

Аппараты, снабжённые искусственными крыльями и способные подняться в воздух за счёт мускульной силы человека (орнитоптеры, или махолёты), - вот что занимало Леонардо больше всего (кстати, первым попытался реализовать эту идею искусный мастер Дедал, герой античной мифологии). Да Винчи не раз возвращался к решению данной задачи. Безуспешно. В итоге он решил воспроизвести самый простой способ полёта птиц - придумал планер, парящий за счёт воздушных потоков. Исследуя проблему полёта, он интересовался буквально всем, даже такой мелочью, как звук, производимый крыльями мухи! И в этом был, кажется, весь Леонардо - величайший гений эпохи Возрождения, «самый ненасытно любопытный человек всех времён», как заметил один из его биографов.

Мечты сбываются

Воздушный винт, которому Леонардо придал форму геликоида, упоминается в его знаменитом трактате «О летании». Согласно описанию, винт должен иметь металлическую окантовку и полотняное покрытие, а каркасом полотну послужат тонкие длинные трубки. И далее да Винчи добавляет: «Можно сделать себе маленькую модель из бумаги, ось которой, из тонкого листового железа, закручиваемая с силой и которая будучи отпущена, приводит во вращение винт». Ну а дальше додумывайте сами... Судя по деталям конструкции, винт могли вращать с помощью приделанных к оси рычагов. Или «запускать» его мог пружинный механизм. А что такое пружина? Да та же винтовая линия, выполненная в металле, способная накапливать и отдавать энергию.

Рисунок воздушного винта - один из самых известных в коллекции работ Леонардо, посвящённых проблеме полёта. Его изучали и любители и специалисты: учёные, конструкторы, инженеры, изобретатели. Ни одна из построенных ими моделей так и не смогла сама, без двигателя, подняться в воздух. Но куда важнее другое. Набросок да Винчи заключал в себе бесценную идею и спустя столетия другие изобретатели и учёные создали настоящий летательный аппарат.

Вообще, на счету Леонардо множество самых разных полезных изобретений, в его время невостребованных, надолго позабытых и потом придуманных заново.

Подробности для любознательных

Винтовая линия и геликоид

Винтовая линия - кривая, которую описывает точка, движущаяся с постоянной скоростью по образующей цилиндра, когда та равномерно вращается вокруг его оси. Эта кривая пересекает все образующие под равными углами. Если на листе бумаги провести под углом к его большей стороне несколько параллельных прямых на одинаковом расстоянии друг от друга, а затем свернуть бумагу в цилиндр, соединив две меньшие стороны, то на его поверхности мы увидим винтовую линию: правую, если при взгляде снизу она закручивается против часовой стрелки, или левую - если закручивается в обратную сторону.


Правая винтовая линия

Когда вращение вокруг неподвижной оси с одновременным переносом вдоль неё совершает не точка, а линия, она описывает в пространстве винтовую поверхность. Так, отрезок, скользящий одним концом по винтовой линии, а другим - по оси цилиндра, описывает геликоид (от греч. ελικος - спираль, извилина).


Геликоид

Цилиндрическая винтовая линия может перемещаться вдоль самой себя. Она определяет кратчайший путь между двумя точками разных образующих на поверхности цилиндра. Аналогичными свойствами обладает геликоид. Он скользит сам по себе и имеет минимальную площадь при заданной внешней границе. Простота, гибкость, динамичность, «экономичность» - благодаря этим свойствам винтовые формы распространены в природе (вспомним хотя бы «двойную спираль» молекулы ДНК и вьющиеся растения) и широко применяются на практике, особенно в технике (от пружины и штопора - до шнека мясорубки и гребного винта).


Стебель хмеля имеет форму левой винтовой линии

Несущий винт - воздушный винт с вертикальной осью вращения - источник подъёмной силы вертолёта. С его помощью осуществляются управление полётом и посадка аппарата. Идея использования для полётов вращающегося винта возникла ещё в глубокой древности и была популярна в Европе в Средние века. Сама конструкция имела «лопасти» и походила на пропеллер.

Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) родился 15 апреля 1452 г. в маленькой деревне Анкиано (Anchiano LU), расположенной недалеко от городка Винчи (Vinci FI). Он был незаконным сыном богатого нотариуса Пьеро (Piero da Vinci) и красивой поселянки Катарины (Katarina). Вскоре после этого события нотариус заключил брак с девушкой знатного происхождения. Детей у них не было, и Пьеро с женой взяли трехлетнего ребенка к себе.

Рождение художника

Краткая пора детства в деревне миновала. Нотариус Пьеро переехал во Флоренцию, где отдал сына в ученики Андреа дель Вероккьо (Andrea del Veroccio), известному тосканскому мастеру. Там, помимо живописи и скульптуры, будущий художник получил возможность изучить основы математики и механики, анатомию, работу с металлами и гипсом, способы выделки кож. Юноша жадно впитывал знания и позже широко использовал их в своей деятельности.

Интересная творческая биография маэстро принадлежит перу его современника Джорджио Вазари (Giorgio Vasari). В книге Вазари «Жизнь Леонардо» есть краткая история о том, как (Andrea del Verrocchio) привлек ученика к выполнению заказа «Крещение Христа» (Battesimo di Cristo).

Ангел, написанный Леонардо, настолько явно продемонстрировал его превосходство над учителем, что последний в досаде отбросил кисть и никогда больше не занимался живописью.

Квалификация мастера была присвоена ему гильдией святого Луки. Следующий год своей жизни Леонардо да Винчи провел во Флоренции. Первая его зрелая картина – «Поклонение волхвов» (Adorazione dei Magi), выполненная на заказ для монастыря Сан Донато (San Donato).


Миланский период (1482 — 1499 гг.)

В Милан Леонардо попал в качестве посланца мира от Лоренцо Медичи (Lorenzo di Medici) к Лодовико Сфорца (Lodovico Sforza) по прозвищу Моро (Moro). Здесь его творчество получило новое направление. Он был зачислен в придворный штат сначала как инженер и только позже – как художник.

Миланского герцога, человека жестокого и недалекого, мало интересовала творческая составляющая личности Леонардо. Мастера герцогское равнодушие волновало еще меньше. Интересы сошлись в одном. Моро нужны были инженерные приспособления для военных действий и механические сооружения для увеселений двора. Леонардо разбирался в этом как никто другой. Ум его не дремал, мастер был уверен, что возможности человека безграничны. Его идеи были близки гуманистам Нового времени, но во многом непонятны современникам.

К тому же периоду относятся две важные работы – (Il Cenacolo) для трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие (Chiesa e Convento Domenicano di Santa Maria delle Grazie) и картина «Дама с горностаем» (Dama con l’ermellino).

Вторая представляет собой портрет Цецилии Галлерани (Cecilia Gallerani), фаворитки герцога Сфорца. Биография этой женщины необычна. Одна из красивейших и ученых дам Возрождения, она была простой и доброй, умела ладить с людьми. Роман с герцогом спас одного из ее братьев от тюрьмы. С Леонардо ее связывали самые нежные отношения, но, по свидетельству современников и мнению большинства исследователей, их краткая связь осталась платонической.

Более распространена (и тоже не подтверждена) версия об интимных отношениях мастера с учениками Франческо Мельци (Francesco Melzi) и Салаи (Salai). Подробности личной жизни художник предпочитал держать в глубокой тайне.

Моро заказал мастеру конную статую Франческо Сфорца (Francesco Sforza). Были выполнены необходимые эскизы и изготовлена глиняная модель будущего памятника. Дальнейшей работе помешало вторжение французов в Милан. Художник отбыл во Флоренцию. Сюда он еще вернется, но к другому господину – французскому королю Людовику XII (Louis XII).

Снова во Флоренции (1499 — 1506 гг.)


Возвращение во Флоренцию ознаменовалось поступлением на службу к герцогу Чезаре Борджиа (Cesare Borgia) и созданием самого прославленного полотна – «Джоконды» (Gioconda). Новая работа предполагала частые разъезды, мастер исколесил Романью, Тоскану и Умбрию с различными поручениями. Главной его миссией была разведка и подготовка местности к боевым действиям со стороны Чезаре, задумавшего подчинить себе Папскую область. Чезаре Борджиа считали величайшим злодеем христианского мира, но Леонардо восхищали его упорство и недюжинный талант полководца. Он утверждал, что пороки герцога уравновешиваются «столь же великими достоинствами». Честолюбивые планы великого авантюриста не осуществились. Мастер в 1506 г. вернулся в Милан.

Поздние годы (1506 — 1519 гг.)

Второй миланский период длился до 1512 г. Маэстро занимался изучением строения человеческого глаза, работал над памятником Джакомо Тривульцио (Gian Giacomo Trivulzio) и собственным автопортретом. В 1512 г. художник переехал в Рим. Папой был избран Джовании Медичи (Giovanni di Medici), сын , принявший сан под именем Льва X (Leo X). Брат папы, герцог Джулиано Медичи (Giuliano di Medici), высоко оценивал творчество соотечественника. После его смерти мастер принял приглашение короля Франциска I (François I) и отбыл во Францию в 1516 г.

Франциск оказался самым щедрым и благодарным патроном. Маэстро поселился в живописном замке Кло-Люсе (Le Clos Lucé) в Турени, где имел полную возможность заниматься тем, что было ему интересно. По королевскому поручению он сконструировал льва, из груди которого раскрывался букет лилий. Французский период был самым счастливым в его жизни. Король назначил своему инженеру годовую ренту в 1000 экю и подарил угодья с виноградниками, обеспечив тому спокойную старость. Жизнь маэстро оборвалась в 1519 г. Свои записи, инструменты и поместья он завещал ученикам.

Картины


Изобретения и труды

Большая часть изобретений мастера не была создана при его жизни, оставшись лишь в записях и чертежах. Аэроплан, велосипед, парашют, танк… Им владела мечта о полете, ученый считал, что человек может и должен летать. Изучал поведение птиц и зарисовывал крылья разных форм. Его проект двухлинзового телескопа на удивление точен, а в дневниках имеется краткая запись о возможности «увидеть Луну большой».

Как военный инженер всегда был востребован, придуманные им легкие переметные мосты и колесцовый замок для пистолета использовались повсеместно. Занимался проблемами градостроительства и мелиорации, в 1509 г. построил канал св. Христофора, а также ирригационный канал Мартезаны. Герцог Моро отверг его проект «идеального города». Несколько столетий спустя по этому проекту осуществлялась застройка Лондона. В Норвегии имеется мост, построенный по его чертежу. Во Франции, уже будучи старцем, спроектировал канал между Луарой и Соной.


Дневники Леонардо написаны легким, живым языком и интересны для прочтения. Его басни, притчи и афоризмы говорят о многогранности великого ума.

Тайна гения

Тайн в жизни титана Возрождения было предостаточно. Главная из них открылась сравнительно недавно. Но открылась ли? В 1950 г. был опубликован список Великих магистров Приората Сиона (Prieuré de Sion) – тайной организации, созданной в 1090 г. в Иерусалиме. Согласно списку, Леонардо да Винчи был девятым из Великих магистров Приората. Его предшественником на этом удивительном посту был (Sandro Botticelli), а преемником – коннетабль Шарль де Бурбон (Charles III de Bourbon). Основной целью организации было восстановление династии Меровингов на престоле Франции. Отпрысков этого рода Приорат считал потомками Иисуса Христа.

Само существование подобной организации вызывает сомнения у большинства историков. Но такие сомнения могли быть посеяны членами Приората, желавшими продолжать свою деятельность в тайне.

Если принять эту версию за правду, становятся понятными привычка мастера к полной независимости и странное для флорентийца тяготение к Франции. Даже стиль письма Леонардо – левой рукой и справа налево – можно истолковать как имитацию еврейского написания. Такое представляется маловероятным, но масштаб его личности позволяет делать самые смелые предположения.

Истории о Приорате вызывают недоверие ученых, но обогащают художественное творчество. Самый яркий пример – книга Дэна Брауна (Dan Brown) «Код да Винчи» (Da Vinci Code) и одноименный фильм.

  • В возрасте 24-х лет вместе с тремя флорентийскими юношами был обвинен в содомии . Компанию оправдали за отсутствием доказательств.
  • Маэстро был вегетарианцем . Людей, потребляющих животную пищу, называл «ходячими кладбищами».
  • Шокировал современников привычкой внимательно разглядывать и детально зарисовывать повешенных. Изучение устройства человеческого тела считал важнейшим из занятий.
  • Есть мнение, что маэстро разрабатывал для Чезаре Борджиа не имеющие вкуса и запаха яды и устройства прослушки из стеклянных трубочек.
  • Телевизионный мини-сериал «Жизнь Леонардо да Винчи» (La vita di Leonardo da Vinci), снятый Ренато Кастеллани (Renato Castellani), получил награду «Золотой глобус» .
  • назван в честь Леонардо да Винчи и украшен огромной статуей, изображающей мастера с моделью вертолета в руках.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Родина великого мастера – это село Анкиано, которое располагается рядом с городом Винчи и находится близко от Флоренции. Он родился в 1452 году 15 апреля. Его родители не имели никакого титула, мать была крестьянкой, а отец нотариусом. Прошло совсем немного времени с тех пор, как родился Леонардо, и его отец ушел из семьи, женившись на другой женщине, которая была богата. Какое-то время мальчик жил с матерью, но потом отец забрал его к себе, так как с новой женой у них не было детей. Юному гению не хватало материнской заботы и тепла, и впоследствии это нашло отражение во многих его шедеврах.

Отец мечтал, чтобы сын продолжил его дело, и стал нотариусом, но Леонардо остался равнодушен к этой профессии. Примечательно, что у Леонардо не было фамилии в том смысле, котором мы привыкли это понимать.

Словосочетание «да Винчи» переводится как «родом из города Винчи».

У Леонардо с детства уже пробивался талант к рисованию, поэтому существует такая легенда. Однажды один знакомый крестьянин попросил Пьеро (отца мальчика) отыскать мастера, который сможет как-то необычно расписать деревянный щит. Пьеро не стал долго раздумывать, и отдал щит Леонардо. Маленький гений взялся за работу с энтузиазмом, и в итоге получилась картина с головой горгоны Медузы. Изображение вышло настолько натуральным и устрашающим, что даже отец, увидев его, испугался. Леонардо сказал, что именно такой эффект и должно производить его творение, так как существует смысловая связь между вещью (щитом) и изображением. Отец не отдал законченную работу своему другу, а решил продать ее, за что выручил 100 дукатов.

Гений имел много знакомых и друзей, а также учеников. По поводу личной жизни Леонардо да Винчи можно только догадываться, так как об этом практически ничего не известно. Единственное, что можно утверждать – он ни разу не был женат. Некоторые исследователи его жизни и творчества полагают, что у да Винчи могли быть связи с мужчинами, возможно, и с учениками тоже. Есть и такие ученые, которые говорят о любовной связи мастера с фавориткой Лодовико Моро, Чечилией Галлерани. Развитию этой версии во многом способствует тот факт, что эта женщина позировала ему для написания знаменитого произведения «Дама с горностаем».



Последние годы своей жизни Леонардо да Винчи проводил во Франции. Он жил в замке Кло-Люсе своего друга, короля Франциска?. В то время мастер почти не создавал новых картин и больше всего уделял внимание планированию торжественных мероприятий и конструированию дворца в Роморантане.

Однажды у да Винчи онемела правая кисть руки, это произошло за 2 года до того, как он умер. Ему уже тогда было сложно ходить без поддержки со стороны. Уже на третий год после недомоганий Леонардо уже не мог самостоятельно передвигаться, и проводил все время в лежачем состоянии. За неделю до смерти мастер составил завещание, и скончался в замке Кло-Люсе на руках короля Франциска? в 1519 году. Ему был всего 67 лет, но за свою недолгую жизнь он оставил огромное и ценнейшее наследие после себя.

Краткая справка об изобретениях

Вполне заслуженно изобретениям да Винчи приписывать глобальный смысл, так как они действительно являются уникальными. При жизни мастера почти ни одну из его задумок не получилось воплотить в реальность. На это либо не хватало средств у мастера, либо желания. Таким образом, наброски будущих изобретений сохранились только в бумажном варианте. Так вышло, что мир узнал о них уже после смерти Леонардо, так как он никогда не делился своими мыслями с кем-либо.



Вполне возможно, что если бы все задумки были бы воплощены в реальность, то технологический прогресс мог бы начаться куда раньше. Но, если задуматься, становится очевидным, что в 15 веке еще не было нужных инструментов и приспособлений, чтобы «дать жизнь» эскизам ученого. И только сейчас, когда с помощью современных технологий инженеры смогли сконструировать эти изобретения, стало ясно, что они все работают и имеют практическое значение. Итак, начнем.

Тележка, которая катится сама по себе

Данную конструкцию можно рассматривать как прототип современной машины. Зарисовки, сделанные мастером, не объясняют до конца того, что позволяет тележке самостоятельно осуществлять движение, однако у ученых возникло следующее предположение.

Возможно, тележка должна была двигаться с помощью пружинного механизма, который используется в часах. Для того, чтобы спрятать пружины, существовали корпуса в форме барабана, которые заводились в ручном режиме. Таким образом, все происходило по типу заводной игрушки: пружина разматывается, и это дает возможность ехать тележке вперед.

Однако, такая конструкция могла бы поворачиваться только в правую сторону, что являлось бы ее существенным недостатком и делало бы не слишком практичным устройством. Предполагается, что да Винчи считал собственное изобретение чем-то наподобие детской игрушки.



Роботизированное устройство

Это еще одно из удивительнейших изобретений да Винчи. К слову, это одно из немногих устройств, которое было воплощено в реальность при жизни автора. Для его создания мастер скрупулёзно занимался изучением анатомического строения человеческого организма, занимаясь по справочникам и даже расчленяя настоящие трупы. Когда он узнал, что движение костей осуществляется с помощью мышц, он задумался о том, что такой же механизм мог бы лечь в о основу техники.

В этом случае мастер не вкладывал в свое творение какое-то практическое значение, поэтому робот использовался для развлечения гостей на торжествах, которые устраивал друг изобретателя – Лодовико Сфорца. Сохранилось очень мало сведений о том, что умела выполнять данная машина, но, конечно же, робот того времени сильно отличался от современных возможностей и технологий. Опираясь на эскизы мастера, можно утверждать, что робот умел работать челюстями, сидеть и даже ходить. В основе изобретения лежало использование системы шестерен и шкивов.



Создание парашюта

Во времена Леонардо да Винчи многие люди загорелись идеей летающего человека, и искали способ сконструировать приспособление для этой цели. Но подобные попытки были не слишком удачны. И только «нашему» гению удалось нарисовать эскиз настоящего летательного аппарата. Для того чтобы можно было свободно дрейфовать по воздуху, да Винчи придумал парашют. Он имел форму пирамиды, и предполагалось, что всё изобретение должно быть драпировано тканью.

Сам автор оставил приписку к данному изобретению о том, что оно позволяет человеку прыгнуть с любой высоты, и при этом не только остаться в живых, но и не повредить себе что-нибудь. Качественность изобретения смогли доказать современные ученые, которые по чертежам да Виничи составили модель летающего аппарата.

Оружие

Изобретения Леонардо да Винчи включают в свой список даже такие, как пулемет, который назывался «33-ствольный орган». Конечно, такое оружие во многом отличалось от современного, но могло причинить ощутимый вред силе врага, если бы было создано. Такое изобретение могло выдавать залпы через маленькие промежутки. Но недостаток его заключался в том, что из одного ствола не получилось бы быстро выпускать пули.

Принцип работы данного пулемета несложен. Десять мушкетов нужно было собрать на доске в форме прямоугольника, после чего в треугольник сложить три таких доски. Если поместить в центре вал, то можно вручную вращать эту конструкцию, при этом один набор из 11 единиц орудий стреляет, а два остальных перезаряжаются и остывают. После этого следовало развернуть всю конструкцию, и начать следующий залп.

Это изобретение противоречит жизненным принципам Леонардо да Винчи, так как он неоднократно подчеркивал свою неприязнь к военным действиям, а особенно к тем машинам, которые нацелены убивать. Однако, мастер на то время очень нуждался в денежных средствах, поэтому ему приходилось создавать то, что было необходимо обществу на разных этапах его развития. И богатых людей не составляло большого труда убедить в том, что его изобретения могут существенно облегчить исход войны, и победить противника.

Орнитоптер

Одно из удивительных изобретений да Винчи, которое служит аналогом большинства летательных конструкций мастера. В отличие от парашюта, который должен быть призван спасать человека в случае прыжка с огромной высоты, орнитоптер дал бы возможность зависать в воздушном пространстве, наслаждаясь полетом. В эскизах ученого это устройство очень похоже по своему строению не на самолет, а на птицу, так как имеет такие же крылья, приспособленные для того, чтобы удерживать массу человека.

Предполагалось, что работать такая машина будет посредством пилота. Как только им будет повернута рукоятка, крылья начнут двигаться. Современные инженеры сконструировали данный летательный аппарат, и убедились в том, что это устройство вполне могло бы работать по назначению, если бы оказалось в воздушном пространстве. Да Винчи принадлежат также и несколько других подобных разработок летательных машин.

Танк бронированного типа

Еще одна необычная идея – это танк бронированного типа. Несмотря на то, что Леонардо ненавидел войну, ему пришлось начертить схему танка, так как он работал на влиятельных людей – Людовико Сфорца, а также герцога Миланского. По форме и внешнему виду конструкция должна была напоминать черепаху, оснащенную зубчатыми колесами, составляющими определенную систему. С разных сторон на конструкции должно было располагаться 36 штук орудий. Внутри танка предполагалось размещение восьми воинов, защищенных внешней броней. Благодаря этой брони они беспрепятственно могли попасть в самую гущу военных действий, и при этом совсем не пострадать. Стреляющие 36 орудий могли бы нанести существенный урон противнику.



Примечательно то, что на схеме, построенной автором, имеется существенный недостаток. Колеса, предназначенные для продвижения вперед, крутились ни в одну сторону с задними, а в противоположную. Очевидно, что если бы танк был построен, он не смог бы осуществлять свое движение. Но да Винчи не мог просто так допустить подобного рода ошибку. Возможно, у него на это были особые причины.

Например, некоторые исследователи утверждают, что таким образом мастер хотел обезопасить свой народ. Если бы схема попала в руки врагам, они бы не смогли воплотить ее в реальность без автора. По другой версии, ученый просто был против строительства данной машины. Последняя догадка кажется более достоверной, так как гений был противником всякого рода военных конфликтов.

Воздушный винт

Это изобретение да Винчи, которое могло бы работать наподобие сегодня существующего вертолета. Такая машина, которая умеет летать, выглядела как огромных размеров вертушка. Лопасти данного изобретения состояли из льна.

Если заставить ее очень быстро вращаться, то вполне вероятно, что это приведет к возникновению аэродинамического давления и необходимой тяги, что необходимо как раз для того, чтобы вертолет или самолет мог держаться в воздухе. Под каждой из лопастей воздушное пространство создало бы давление, что могло бы поднять в воздух данную машину. Вполне возможно, что такой необычный винт, сконструированный еще в 15-16 столетии мог бы летать, и создать настоящий революционный бум в технологическом процессе.



Построение городов

В то время, когда ученый жил в Милане, всю Европу охватила черная чума. Чаще всего подверженными этой болезни оказывались города, а не села. Да Винчи задумался над этой проблемой, и решил предложить собственный план по построению чистого в санитарном смысле города. Такой город базировался бы на системе моментального удаления отходов, тем самым предупреждая развитие вредных микроорганизмов. Жаль, что и эта идея не была воплощена в жизнь, так как мастер не нашел мецената, согласного вложить свое состояние на строительство такого города. Подобные изобретения Леонардо да Винчи на самом деле могли бы качественно улучшить жизнь большинства людей.

Кое-что о нераскрытых тайнах из жизни да Винчи



  1. Улыбка Джоконды не раз освещалась во многих исследовательских работах. Дело в том, что каждый, кто смотрит на картину, видит ее по-своему. Кому-то кажется, что лицо Моны Лизы задумчивое, кому-то оно представляется немного лукавым, а кто-то утверждает, что она и вовсе не улыбается. Также до сих пор остается загадкой то, кто же всё-таки изображен на портрете. Некоторые ученые даже выдвигают версию, что это сам автор, только в женском обличии.
  2. «Необычные предсказания». Оказывается, не только изобретения Леонардо да Винчи полны загадок, но и его пророчества, записанные на бумаге. Так, сохранилось немало предсказаний гения, зашифрованных в смысловые загадки, некоторые из которых ученым уже удалось разгадать, и которые содержат информацию о том, что произойдет через несколько столетий вперед.
  3. Да Винчи писал левой рукой справа налево. Такую привычную для него манеру письма, довольно сложно сразу прочесть простому обывателю.
  4. Этот гениальный художник, рисуя свои шедевры, никогда не торопился из завершать. Он мог даже только начать картину, после чего покинуть город на долгое время, и только потом продолжить работу. Ещё примечательно то, что он никогда не подправлял свои произведения, если они оказывались испорченными огнем, водой или варварами.

Таким образом, мы познакомились с жизнью великого мастера и узнали, как создавал свои изобретения Леонардо да Винчи.

«Как хорошо прожитый день даёт спокойный сон, так с пользой прожитая жизнь даёт спокойную смерть»

Леонардо да Винчи (итал. Leonardo di ser Piero da Vinci , 15 апреля 1452, село Анкиано, около городка Винчи, близ Флоренции) - Живописец, скульптор, архитектор, инженер, ученый всё это Леонардо да Винчи. Куда бы такой человек ни обращался, каждое его действие божественно настолько, что, оставляя позади себя всех прочих людей, он являет собою нечто дарованное нам Богом, а не приобретенное человеческим искусством. Леонардо да Винчи. Великий, загадочный, притягивающий. Такой далекий и такой современный. Подобно радуге, ярка, мозаична, разноцветна судьба мастера. Его жизнь полна скитаний, встреч с поразительными людьми, событиями. Сколько о нем написано, сколько издано, но никогда не будет достаточно.

Загадка Леонардо начинается ещё с его рождения, в 1452 году 15 апреля в городке к западу от Флоренции. Он был незаконно рожденным сыном женщины, о которой почти ничего не известно. Мы не знаем ни ее фамилии, ни возраста, ни внешности, не знаем, была ли она умна или глупа, училась ли чему или нет. Биографы называют молодой крестьянкой. Пусть это так и будет. Об отце Леонардо, Пьеро да Винчи, известно гораздо больше, но тоже недостаточно. Он был нотариусом и происходил из семьи, которая обосновалась в Винчи, по крайней, мере, в XIII столетии. Воспитывался Леонардо в доме отца. Его образование, очевидно, было таким, как у всякого живущего в маленьком городке мальчика из хорошей семьи: чтение, письмо, начало математики, латынь. Его почерк удивителен, Он пишет справа налево, буквы перевернуты так, что текст легче читать с помощью зеркала. В более поздние годы он увлекался ботаникой, геологией, наблюдениями за полетом птиц, игрой солнечного света и тени, движением воды. Все это свидетельствует о его любознательности и еще о том, что в молодости он много времени проводил на свежем воздухе, прогуливаясь по окрестностям городка. Эти окрестности, которые мало изменились за последние пятьсот лет, и сейчас чуть ли не самые живописные в Италии. Отец заметил и приняв во внимание высокий полет дарования сына в искусстве, отобрал в один прекрасный день несколько его рисунков, отнес их Андреа Верроккио, который был его большим другом, и настоятельно попросил его сказать, достигнет ли Леонардо, занявшись рисунком, каких-либо успехов. Пораженный теми огромнейшими задатками, которые он увидел в рисунках начинающего Леонардо, Андреа поддержал сера Пьеро в его решении посвятить его этому делу и тут же договорился с ним о том, чтобы Леонардо поступил к нему в мастерскую, что Леонардо сделал более чем охотно и стал упражняться не в одной только области, а во всех тех, куда входит рисунок.

Ранний период творчества. Первая датированная работа Леонардо (1473, Уффици) - маленький набросок долины реки, видимой из ущелья; с одной стороны расположен замок, с другой - лесистый склон холма. Этот набросок, сделанный быстрыми штрихами пера, свидетельствует о постоянном интересе художника к атмосферным явлениям, о которых он позднее много писал в своих заметках. Пейзаж, изображенный с высокой точки зрения с видом на пойму реки, был обычным приемом для флорентийского искусства 1460-х годов (хотя он всегда служил лишь фоном картин). Рисунок серебряным карандашом античного воина в профиль демонстрирует полную зрелость Леонардо как рисовальщика; в нем искусно сочетаются слабые, вялые и напряженные, упругие линии и внимание к постепенно моделированным светом и тенью поверхностям, создающим живое, трепетное изображение.

Леонардо да Винчи был не только великим художником-живописцем, скульптором и архитектором, но и гениальным ученым, занимавшимся математикой, механикой, физикой, астрономией, геологией, ботаникой, анатомией и физиологией человека и животных, последовательно проводившим принцип экспериментального исследования. В его рукописях встречаются рисунки летательных машин, парашюта и вертолета, новых конструкций и винторезных станков, печатающих, деревообрабатывающих и других машин, отличающиеся точностью анатомические рисунки, мысли, относящиеся к математике, оптике, космологии (идея физической однородности вселенной) и другим наукам.

К 1480 Леонардо уже получал крупные заказы, однако в 1482 он переехал в Милан. В письме к правителю Милана Лодовико Сфорца он представился как инженер и военный эксперт, а также как художник. Годы, проведенные в Милане, были наполнены разнообразными занятиями. Леонардо написал несколько картин и знаменитую фреску Тайная вечеря , которая дошла до нас в полуразрушенном виде. Эту композицию он писал на стене трапезной миланского монастыря Санта Мария делле Грацие. Стремясь к наибольшей красочной выразительности в стенописи, он произвел неудачные эксперименты над красками и грунтом, что и вызвало ее быстрое повреждение. А затем довершили дело грубые реставрации и солдаты Бонапарта. После занятия Милана французами в 1796г. Трапезная была превращена в конюшню, испарения конского навоза покрыли живопись густой плесенью, а заходившие в конюшню солдаты забавлялись, швыряя кирпичами в головы леонардовских фигур. Судьба оказалась жестокой ко многим творениям великого мастера. А между тем, сколько времени, сколько вдохновенного искусства и сколько пламенной любви вложил Леонардо в создание этого шедевра. Но, несмотря на это, даже в полуразрушенном состоянии, "Тайная вечеря" производит неизгладимое впечатление. На стене, как бы преодолевая ее и унося зрителя в мир гармонии и величественных видений, развертывается древняя евангельская драма обманутого доверия. И драма эта находит свое разрешение в общем порыве, устремленном к главному действующему лицу - мужу со скорбным лицом, который принимает свершающееся как неизбежное. Христос только что сказал своим ученикам: «Один из вас предаст меня». Предатель сидит вместе с другими; старые мастера изображали Иуду сидящим отдельно, но Леонардо выявил его мрачную обособленность куда более убедительно, тенью окутав его черты. Христос покорен своей судьбе, исполнен сознания жертвенности своего подвига. Его наклоненная голова с опущенными глазами, жест рук бесконечно прекрасны и величавы. Прелестный пейзаж открывается через окно за его фигурой. Христос - центр всей композиции, всего того водоворота страстей, которые бушуют вокруг. Печаль его и спокойствие как бы извечны, закономерны - и в этом глубокий смысл показанной драмы.

Недатированная картина Благовещение (середина 1470-х годов, Уффици) была приписана Леонардо только в 19 в.; возможно, более правильно было бы рассматривать ее как результат сотрудничества Леонардо и Вероккьо. В ней есть несколько слабых моментов, например, слишком резкое перспективное сокращение здания слева или плохо разработанное в перспективе масштабное соотношение фигуры Богоматери и пюпитра. Однако в остальном, особенно в тонкой и мягкой моделировке, а также в трактовке туманного пейзажа с неясно вырисовывающейся на заднем плане горой, картина принадлежит руке Леонардо; это можно заключить из изучения его более поздних работ. Вопрос о том, принадлежит ли ему композиционный замысел, остается открытым.

В Милане Леонардо начал делать записи; около 1490 он сосредоточил внимание на двух дисциплинах: архитектуре и анатомии. Он сделал наброски нескольких вариантов проекта центрально-купольного храма (равноконечный крест, центральная часть которого перекрыта куполом) - тип архитектурного сооружения, который ранее рекомендовал Альберти по той причине, что он отражает один из античных типов храмов и имеет в своей основе наиболее совершенную форму - круг. Леонардо нарисовал план и перспективные виды всего сооружения, в которых намечены распределение масс и конфигурация внутреннего пространства. Примерно в это же время он добыл череп и сделал поперечное сечение, впервые открыв пазухи черепа. Заметки вокруг рисунков свидетельствуют о том, что его в первую очередь интересовала природа и строение мозга. Безусловно, эти рисунки предназначались для чисто исследовательских целей, однако они поражают своей красотой и сходством с набросками архитектурных проектов в том, что и на тех, и на других изображены перегородки, разделяющие части внутреннего пространства. Помимо всего этого он не щадил своего времени вплоть до того, что рисовал вязи из веревок с таким расчетом, чтобы можно было проследить от одного конца до другого все их переплетение, заполнявшее в завершение всего целый круг. Один из этих рисунков, сложнейший и очень красивый, можно видеть на гравюре, а в середине его - следующие слова: Leonardus Vinci Academia.

Он был не только гением в искусстве, но и очень приятным в общении, что привлекал к себе души людей. Не имея, можно сказать, ничего и мало работая, он всегда держал слуг и лошадей, которых он очень любил предпочтительно перед всеми другими животными, доказывая это тем, что часто, проходя по тем местам, где торговали птицами, он собственными руками вынимал их из клетки и, заплатив продавцу требуемую им цену, выпускал их на волю, возвращая им утраченную свободу. За что природа и решила облагодетельствовать его тем, что, куда бы он ни обращал свои помыслы, свой ум и свое дерзание, он в творениях своих проявлял столько божественности, что никогда никто не смог с ним сравняться в умении доводить до совершенства свойственные ему непосредственность, живость, доброту, привлекательность и обаяние.

Зрелый период творчества. Принёс ему первый заказ в 1483, это было изготовление части алтарного образа для капеллы Непорочного зачатия - Мадонна в гроте (Лувр; атрибуция кисти Леонардо более поздней версии из Лондонской Национальной галереи оспаривается). Коленопреклоненная Мария смотрит на Младенца Христа и маленького Иоанна Крестителя, в то время как ангел, указывающий на Иоанна, смотрит на зрителя. Фигуры расположены треугольником, на переднем плане. Кажется, что фигуры отделены от зрителя легкой дымкой, так называемым сфумато (расплывчатость и нечеткость контуров, мягкая тень), которое отныне становится характерной чертой живописи Леонардо. За ними в полутьме пещеры видны сталактиты и сталагмиты и подернутые туманом медленно текущие воды. Пейзаж кажется фантастическим, однако следует помнить утверждение Леонардо о том, что живопись - это наука. Как видно из рисунков, одновременных картине, он основывался на тщательных наблюдениях геологических явлений. Это относится и к изображению растений: можно не только отождествить их с определенным видом, но и увидеть, что Леонардо знал о свойстве растений поворачиваться к солнцу.

Деятельность Леонардо в первое десятилетие 16 в. была столь же разнообразной, как и в другие периоды его жизни. В это время была создана картина Мадонна с Младенцем и св. Анной , и около 1504 Леонардо начал работу над своей знаменитой картиной Мона Лиза , портретом жены флорентийского купца. Этот портрет является дальнейшей разработкой типа, появившегося у Леонардо ранее: модель изображена по пояс, в легком повороте, лицо обращено к зрителю, сложенные руки ограничивают композицию снизу и так же прекрасны, как легкая улыбка на ее лице и первобытный скалистый пейзаж в туманной дали. Джоконда известна как образ загадочной, даже роковой женщины, однако эта интерпретация принадлежит 19 веку. Более вероятно, что для Леонардо эта картина была наиболее сложным и удачным упражнением в использовании сфумато, а фон картины - результат его исследований в области геологии. Мона Лиза создавалась в то время, когда Леонардо был до такой степени поглощен изучением строения женского организма, анатомией и проблемами, связанными с деторождением, что разделить его художественные и научные интересы практически невозможно. В эти годы он зарисовал человеческий эмбрион в матке и создал последнюю из нескольких версий картины Леда на сюжет античного мифа о рождении Кастора и Поллукса от соединения смертной девушки Леды и Зевса, принявшего образ лебедя. Леонардо занимался сравнительной анатомией и интересовался аналогиями между всеми органическими формами. Леонардо изобрел принцип рассеяния (или сфумато). Предметы на его полотнах не имеют четких границ: все, как в жизни, размыто, проникает одно в другое, а значит, дышит, живет, пробуждает фантазию. Итальянец советовал упражняться в таком рассеянии, разглядывая возникающие от сырости пятна на стенах, пепел, облака или грязь. Он специально окуривал дымом помещение, где работал, чтобы в клубах выискивать образы. Благодаря эффекту сфумато появилась мерцающая улыбка Джоконды, когда в зависимости от фокусировки взгляда зрителю кажется, что героиня картины то нежно улыбается, то хищно скалится. Второе чудо Моны Лизы в том, что она "живая". На протяжении веков ее улыбка изменяется, уголки губ поднимаются выше. Точно так же Мастер смешивал знания разных наук, поэтому его изобретения со временем находят все больше применений. Из трактата о свете и тени происходят начала наук о проникающей силе, колебательном движении, распространении волн. Все его 120 книг рассеялись (сфумато) по свету и постепенно открываются человечеству.

Леонардо никогда не спешил закончить произведение, ибо неоконченность - обязательное качество жизни. Окончить - значит убить! Медлительность творца была притчей во языцех. Он мог сделать два-три мазка и удалиться на много дней из города, например, благоустраивать долины Ломбардии или создавать аппарат для ходьбы по воде. Почти каждое из его значительных произведений незавершино. Многие были испорчены водой, огнем, варварским обращением, но художник их не исправлял. У Мастера был особый состав, с помощью которого он на готовой картине, будто специально проделывал "окна незаконченности". Видимо, так он оставлял место, куда бы сама жизнь могла вмешаться, что-то подправить.

Наконец достиг старости; проболев многие месяцы и, чувствуя приближение смерти, стал усердно изучать все, что касалось религии, истинной и святой христианской веры. Когда же прибыл король, который имел обыкновение часто и милостиво его навещать, Леонардо из почтения к королю, выпрямившись, сел на постели и, рассказывая ему о своей болезни, и о ее ходе. Доказывал при этом, насколько он был грешен перед Богом и перед людьми тем, что работал в искусстве не так, как подобало. Тут с ним случился припадок, предвестник смерти, во время которого король, поднявшись с места, придерживал ему голову, дабы этим облегчить страдания и показать свое благоволение. Божественнейшая же его душа, сознавая, что большей чести удостоиться она не может, отлетела в объятиях этого короля - на семьдесят пятом году его жизни.

Леонардо умер в Амбуазе 2 мая 1519; его картины к этому времени были рассеяны в основном по частным собраниям, а записки пролежали в разных коллекциях почти в полном забвении еще несколько веков.

Потеря Леонардо сверх меры опечалила всех, кто его знавал, ибо не было никогда человека, который принес бы столько чести искусству живописи. Это мастер, который поистине с великой пользой для человечества прожил всю свою жизнь.

Да все его творчество - сплошные вопросы, отвечать на которые можно всю жизнь, да и последующим поколениям останется.

Список изобретений, как реальных, так и приписываемых Леонардо да Винчи :

Парашют - 1483
Колесцовый замок
Велосипед
Танк
Лёгкие переносные мосты для армии
Прожектор
Катапульта
Робот
Двухлинзовый телескоп

Ирина Никифорова Библиотекарь.Ру

Иллюстрации: "Леонардо да Винчи Архитектор" Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре. Москва 1952г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Творчество Леонардо Да Винчи Выполнила ученица 9 класса Земцева Александра Ст. Новотроицкая 2017 год

2 слайд

Описание слайда:

Леонардо да Винчи итальянский ученый, изобретатель, художник, писатель. Один из ярчайших представителей эпохи Возрождения. Многими исследователями считается самым гениальным человеком всех времен и народов.

3 слайд

Описание слайда:

Биография Леонардо да Винчи появился на свет 15 апреля 1452 года в небольшом селе Анкиано, что невдалеке от Флоренции. Его отец Пьеро был нотариусом, мать Катерина – простой крестьянкой. Вскоре после рождения Леонардо его отец покинул семью, женившись на богатой женщине. Первые годы Леонардо провел с матерью. Затем отец, который не смог завести детей со своей новой женой, забрал мальчика на воспитание к себе. Когда ему исполнилось 13 лет, мачеха умерла. Отец вновь женился, и вновь остался вдовцом. Его попытки заинтересовать сына нотариальным делом не увенчались успехом.

4 слайд

Описание слайда:

В юношеском возрасте Леонардо начал демонстрировать незаурядный талант художника. Отец отправляет его во Флоренцию, в мастерскую Андреа Верроккьо. Здесь он освоил гуманитарные науки, химию,черчение, металлургию. Активно подмастерье занимался скульптурой, рисованием, моделированием.

5 слайд

Описание слайда:

Когда Леонардо исполнилось 20 лет (в 1473 году) Гильдия Святого Луки присвоила Леонардо да Винчи квалификацию мастера. Тогда же Леонардо приложил руку к созданию картины «Крещение Христа», которую писал его учитель Андреа дель Верроккьо. Кисти да Винчи принадлежит часть пейзажа и ангел. Уже здесь проявляется натура Леонардо как новатора, - он использует масляные краски, которые в Италии в то время были новинкой. Верроккьо поручает талантливому ученику заниматься заказами на картины, а сам сосредотачивается на скульптуре. Первой самостоятельно написанной картиной Леонардо стало полотно «Просвещение».

6 слайд

Описание слайда:

После этого начинается период жизни, который характерен увлечением художника образом Мадонны. Он создает картины «Мадонна Бенуа», «Мадонна с гвоздикой», «Мадонна Литта». Сохранился целый ряд незавершенных эскизов на эту же тематику.

7 слайд

Описание слайда:

В 1481 году монастырь Сан Донато а Скопето заказал Леонардо картину «Поклонение волхвов». Работа над ней была прервана и заброшена. Уже в то время да Винчи «славился» своей склонностью внезапно бросать работу недоделанной. Властвующее во Флоренции семейство Медичи не благоволило художнику, поэтому он принял решение уехать из города.

8 слайд

Описание слайда:

В 1482 году Леонардо отправился в Милан ко двору Лодовико Сфорца, где играет на лютне. Художник рассчитывал получить в лице Сфорца надежного покровителя, предлагая для этого свои услуги в качестве изобретателя оружия. Впрочем, Сфорца был поклонником не открытых конфликтов, а интриг и отравлений.

9 слайд

Описание слайда:

В 1483 году да Винчи получает свой первый в Милане заказ, - на роспись алтаря от францисканского братства Непорочного зачатия. Спустя три года работа была закончена, а затем еще 25 лет длилось судебное разбирательство по поводу оплаты работы.

10 слайд

Описание слайда:

Вскоре начинают поступать заказы и от Сфорца. Леонардо становится придворным художником, пишет портреты и работает над статуей Франческо Сфорца. Саму статую так и не удалось завершить – властитель принял решение пустить бронзу на изготовление пушек.

11 слайд

Описание слайда:

В Милане Леонардо приступает к созданию «Трактата о живописи». Эта работа длилась до самой смерти гения. Да Винчи изобретает прокатный стан, машину для производства напильников, станок для выделки сукна. Все эти ценные изобретения не заинтересовали Сфорца. Также в этот период Леонардо создает эскизы храмов, принимает участие в возведении Миланского собора. Им была разработана городская канализационная система, проведены мелиорационные работы.

12 слайд

Описание слайда:

В 1495 году начинается работа над «Тайной вечерей», которая заканчивается через 3 года. В 1498 году заканчивается роспись Сала делле Ассе в Кастелло Сфорцеско.

13 слайд

Описание слайда:

В 1499 году Сфорца утрачивает власть, Милан захватывают французские войска. Леонардо приходится покинуть город, и в следующем году он возвратился во Флоренцию. Здесь он пишет картины «Мадонна с веретеном» и «Св.Анна с Марией и младенцем».

14 слайд

Описание слайда:

В 1502 году Леонардо становится архитектором и лавным инженером на службе у Чезаре Борджиа. В этот период да Винчи проектирует каналы для осушения болот, создает военные карты.

15 слайд

Описание слайда:

В 1503 год начинается работа над портретом Моны Лизы. Следующее десятилетие Леонардо мало пишет, стараясь отдавать больше времени анатомии, математике и механике.

16 слайд

Описание слайда:

В 1513 году Леонардо переходит под покровительство Джулиано Медичи и приезжает с ним в Рим. Здесь в течении трех лет он изучает изготовление зеркал, математику, исследует человеческий голос и создает новые рецептуры красок. В 1517 году, после смерти Медичи, Леонардо становится придворным художником в Париже. Здесь он работает над мелиорацией, гидрографией и очень часто общается с королем Франциском I.

17 слайд

Описание слайда:

2 мая 1519 года, в возрасте 67 лет, Леонардо да Винчи умер. Его тело было погребено в церкви Сен Флоран-тен, но могила в ходе многолетних войн была утрачена.

18 слайд

Описание слайда:

Крещение Христа. Картина Верроккьо, написанная им вместе с учениками. Правый из двух ангелов - работа Леонардо да Винчи. 1472-1475 Однако проведенный сотрудниками Уффици анализ показал, что работа выполнена коллегиально тремя или даже четырьмя художниками в соответствии с традициями еще средневековых мастерских. Очевидно, главную роль среди них сыграл Боттичелли. Принадлежность фигуры левого ангела кисти Леонардо не вызывает сомнений. Он же написал и часть пейзажа – за спиной ангела у края композиции.

19 слайд

Описание слайда:

Благовещение, 1478-1482. Отсутствие документальных свидетельств, подписей и дат на картинах сильно затрудняет их атрибуцию. К началу 1470-х относят два «Благовещения», которые, судя по вытянутому по горизонтали формату, представляют собой алтарные пределлы. То из них, что хранится в собрании Уффици, включают в ряд немногочисленных ранних работ Леонардо да Винчи. Его суховатое исполнение и типы лиц Марии и ангела напоминают произведения Лоренцо ди Креди, товарища Леонардо по мастерской Верроккьо.

20 слайд

Описание слайда:

Портрет Джиневры де Бенчи, 1474-1478 В этом изображении молодой женщины, лицо которой отмечено выражением задумчивой сосредоточенности, можно обнаружить подобное же сочетание традиционных черт с предвестием нового. Живописная манера художника Леонардо да Винчи еще отличается здесь несколько дробной детализацией, но образ модели дамы Джиневры де Бенчи уже окружен своеобразной поэтической атмосферой, чему содействует необычный по своей трактовке пейзажный фон.

21 слайд

Описание слайда:

Витрувианский человек.1492 Рисунок и текст иногда называют каноническими пропорциями. При исследовании рисунка можно заметить, что комбинация рук и ног в действительности составляет четыре различных позы. Поза с разведенными в стороны руками и не разведенными ногами, вписывается в квадрат ("Квадрат Древних"). С другой стороны, поза с раскинутыми в стороны руками и ногами, вписывается в круг. И, хотя, при смене поз, кажется, что центр фигуры движется, на самом деле, пуп фигуры, который является настоящим её центром, остается неподвижным. Впоследствии по этой же методике Корбюзье составил свою шкалу пропорционирования, повлиявшую на эстетику архитектуры XX века.

22 слайд

Описание слайда:

Мадонна в скалах, 1480-1490-е Большой живописный заказ Леонардо да Винчи получил в Милане уже 25 апреля 1483. Вместе с братьями он должен был исполнить алтарную картину для капеллы Непорочного. Текст договора сохранился полностью. По обыкновению, Леонардо в срок работу не исполнил, но картину уже можно было продемонстрировать заказчикам, и мастер потребовал оплату, однако ничего не получил, так как монахи сочли условия договора нарушенными. Леонардо забрал картину и более чем на двадцать лет оказался втянут в судебные разбирательства. Эта первая большая композиция мастера – «Мадонна в скалах» исключительна по своему художественному совершенству и смысловой значимости. Написанная на сюжет из апокрифа, она производит впечатление мистерии, в основе которой «стремление... проникнуть в тайну рождения, жизни и смерти, тайну природы»

23 слайд

Описание слайда:

Дама с горностаем, 1483-1490 Существует еще несколько портретов, исполненных с присущей Леонардо элегантностью, но композиционно они решены проще и не имеют той душевной подвижности, которая делает завораживающим образ Чечилии. Это «Женский портрет» в профиль. К бесспорным произведениям Леонардо да Винчи миланского периода относится также «Дама с горностаем» (Краков, Музей Чарторыских) – портрет Чечилии Галлерани, возлюбленной Моро.

24 слайд

Описание слайда:

Портрет музыканта, 1485-1490 Картина «Портрет музыканта» начата художником Леонардо да Винчи на рубеже 90-х годов 15 века. Авторство Леонардо да Винчи оспаривается; предполагается, что великий живописец начал работу, но в дальнейшем над портретом работал его ученик Амброджо де Предис, впрочем, картина «Портрет музыканта» так и осталась незавершенной.