Государство

Структура управления музеем. Структура и виды работы в музее

Организационно - правовая форма музея это: Муниципальное бюджетное учреждение культуры (таблица 1.)

Таблица 1. Характеристика организационно-правовой формы

Организационно-правовая форма

Вид членства ограничение

Документы регистрации

управление

Плюсы и минусы

Муниципальное бюджетное учреждение

Участником учреждения является его Учредитель -- уполномоченный государственный орган или орган местного самоуправления. Данный тип унитарного предприятия основан на праве хозяйственного ведения.

Устав, утвержденный уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления

Все решения по управлению учреждения принимает руководитель либо иной орган, который назначается собственником его имущества

Условия использования прибыли оговариваются в уставе, утверждаемом учредителем

Предприятие может получать помощь со стороны государства или органа местного самоуправления Однако, руководство и другие работники учреждения не будут в достаточной мере заинтересованы в эффективной работе. МБУ, как правило, не способны конкурировать с частными предприятиями

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Златоустовский городской краеведческий музей» действует в соответствии с основами законодательства РФ о культуре, кодексом законов о труде и другими законодательными актами РФ, регионального и местного значения, и на основании Устава.

Коллектив музея каждый год в правиле внутреннего распорядка ставит личную роспись.

Также строго должна соблюдаться должностная инструкция работника (Приложение 1)

Музей является юридическим лицом, имеет печать со своим наименованием и наименованием вышестоящей организации Комитета по культуре и искусству ЗГО, бланки, фирменную символику. Все бухгалтерские дела ведет централизованная бухгалтерия Комитета по культуре и искусству ЗГО.

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Златоустовский городской краеведческий музей» является научно-просветительным и научно-исследовательским учреждением культуры, основным хранилищем памятников отечественной истории, материальной и духовной культуры, связанной с историей и природой края.

В области научно-исследовательской работы:

Изучает природу, процессы экономического, политического и культурного развития края с древних времен до наших дней;

Изучает фонды музея, являющиеся одним из первоисточников знаний о крае, устанавливает их научную и художественную ценность;

В целях всестороннего изучения края и создания экспозиции осуществляет научное комплектование фондов.

Итоги научно-исследовательской работы используются в первую очередь для повышения научного качества экспозиции являющейся одной из форм публикации музейных материалов и научных достижений музей, а также для улучшения содержания научно-просветительной работы.

В области научно-просветительной работы: краеведческий музей на базе своих коллекций, экспозиций, выставок ведет массовую научно-просветительную работу содержание и формы, которой определяются профилем музея.

Музей проводит лекции, экскурсии, фольклорные праздники, викторины, классные часы, праздничные вечера, аукционы.

В целях популяризации своей деятельности музей распространяет афиши, листовки, плакаты, тематики лекций и экскурсии.

Деятельность музея финансируется Комитетом по культуре и искусству из бюджета в соответствии с установленными нормативами.

Кроме того, музей имеет право оказывать платные услуги:

Проводить ярмарки и выставки продажи;

Организовывать работу художественного салона;

Вести фотографирование посетителей на фоне экспозиций и с экспонатами;

Оказывать услуги по копированию экспонатов и других материалов;

Устраивать передвижные выставки;

Осуществлять издательскую деятельность;

Организовывать коммерческие выставки на площадях, принадлежащих музею.

Деятельность МБУК «Златоустовский городской краеведческий музей» включает в себя три основных направления. Фондовая работа заключается в сборе, описании, хранении экспонатов. Научно-исследовательская предполагает научное изучение различного материала. Просветительская работа, в отличие от вышеперечисленных, носит ярко выраженный экстравертный характер.

В МБУК «Златоустовский городской краеведческий музей» на данный момент работают пять отделов:

Отдел фондов;

Научно-просветительный отдел;

Отдел истории;

Отдел природы.

Художественный отдел.

Отдел фондов занимается сбором, хранением, пополнением коллекции экспонатов музея. Отдел истории занимается разработкой экскурсий, лекций, тематико-экспозиционной рабой по истории края. Отдел природы занимается разработкой экскурсий, лекций, тематико-экспозиционной работой по направлениям: география, экология, зоология, геология, и др. Сотрудники художественного отдела разрабатывают лекции, экскурсии художественно-эстетический направленности.

Задачами научно-просветительного отдела являются организация и проведение мероприятий, проведение лекций, экскурсий. А также, написание статей в газеты ЗГО и подготовка материалов для телевизионных репортажей. Кроме того сотрудниками научно-просветительного отдела проводятся рекламные и РR-акции по привлечению посетителей в музей, по проведению мероприятий для образовательных учреждений округа, организация встреч, конференций, круглых столов и др.

Общее количество сотрудников музея на момент прохождения практики составляет 54 человека. Из них 21 - научных сотрудников, 23 - технического персонала, 10 - смотрителей.

На рисунке 2. представлена структура управления предприятием

Рис. 2.

1. 2.2 Система управления музея

финансовый отчетность краеведческий музей

Техническая оснащенность музея

Оснащенность оборудованием

Планирование

Исполнители

Создание условий

для организации

учебно-воспитательной работы

Подготовка кабинетов к новому учебному году.

Косметический ремонт учебных кабинетов

Администрация

Организация воспитательной деятельности

Тарификация кружков на базе МБУК

Сдача отчетов по форме

Развитие платных услуг

Организация экскурсий (инвалиды, сироты)

Проверка посещений выставок школьниками

Проведение инструктажа по технике безопасности

План график экскурсий на первое полугодие

Проведение аттестации экскурсоводов

В теч года

В теч год

В теч год

В теч год

Сентябрь 2013

Август 2013

Администрация

Администрация

администрация

Нормативно - правовое обеспечение

Внесение изменений и дополнений:

Правила внутреннего распорядка.

Положение о премии и надбавках.

Должностные инструкции работников учреждения.

Разработка локальных актов и положений:

Положение о сайте учреждения;

Правила использования сети Интернет;

Июнь - август 2013

Август ноябрь 2013

Администрация

директор

Организация культурно-массовой деятельности

Организация участия обучающихся в муниципальных, краевых, международных конкурсах.

Организация и проведение культурно-досуговых мероприятий с обучающимися

В течении года

Организация деятельности по повышению профессионального мастерства

Формирование списка слушателей курсов повышения квалификации на 2013-2014 учебный год.

Октябрь 2013

Директор

Аттестация работников

Анализ принятых документов на аттестацию 2012-2013 учебный год.

Курсы по ИКТ (информационно-компьютерные технологии).

Подготовка предварительного списка аттестующихся на 2013-2014 учебный год.

Апрель 2014

Административно-тематические совещания.

Совещание при директоре

Об итогах комплектования.

Сентябрь - декабрь 2013

Директор

Организационно-управленческая схема сдаче нормативных, аналитических и статистических материалов

Сдача информационных отчетов.

Сдача статистических отчетов по форме на базе данных по комплектованию.

Аналитическая справка по итогам полугодия

директор

директор

Мероприятия по охране жизни и здоровья, техника безопасности

Санитарно-гигиеническое состояние учреждения, световой, питьевой, воздушный режимы кабинетов и режим занятий;

Соблюдение санитарно-гигиенических требований к занятию: здоровьесберегающий анализ расписания, предотвращение перегрузки занятиями, профилактика зрения (проведение гимнастики для глаз, физкультминутки).

– это внутренняя организация музея. Она включает администрацию, фонды, экспозицию, хозяйственные службы, вспомогательные подразделения. Основными структурными подразделениями музея являются: филиал, научный отдел (сектор), лаборатория, мастерская. По основным направлениям деятельности музей имеет научные отделы или сектора: экспозиционный, выставочный, фондовый, научно-методический, научно-просветительный. Для решения отдельных научных задач в музее могут на определенный срок создаваться отделы, сектора или комплексные целевые группы. Основную деятельность музея обеспечивают научно-вспомогательные и производственные подразделения (библиотека, архив, реставрационные мастерские, лаборатория звукозаписи, фотолаборатория, типография, а также отдел кадров, канцелярия и др.). Структурные подразделения музея действуют в соответствии с положениями о них, утвержденными директором музея. В крупных музеях организуются также совещательные органы при директоре: Научно-методический, Редакционно-издательский, Ученый и Художественный советы, а в головных музеях – Совет по координации.

Научно – исследовательская работа в музее – направление музейной деятельности, определяемое задачами музея как научно-исследовательского учреждения. Заключается в получении новых знаний на основе изучения музейного собрания. Включает исследования по профильным дисциплинам и музееведческие исследования. Научно-исследовательская работа в музее является основой всех направлений музейной деятельности – научного комплектования музейных фондов, фондовой, экспозиционной и научно-просветительной работы. Специфическими музейными формами научно-исследовательской работы являются в первую очередь научная обработка музейных фондов и научное проектирование экспозиции. Основными документами, определяющими направления и формы научно-исследовательской работы в музее, являются: научная концепция комплектования музейного собрания, научная концепция фондовой работы, научная концепция экспозиции, объединяющиеся в рамках научной концепции музея .

Экспозиционная работа – одно из главных направлений музейной деятельности, предметом которого является музейная экспозиция. Основное содержание экспозиционной работы в музее составляет проектирование музейных экспозиций. Сюда входит научное проектирование, осуществляемое научными сотрудниками – экспозиционерами, художественное проектирование, осуществляемое художниками экспозиции, рабочее и техническое проектирование, осуществляемое художниками экспозиции и инженерами.

Разработаны методики экспозиционной работы. Это совокупность способов и приемов построения музейной экспозиции. Она возникает в результате обобщения опыта экспозиционной работы. Можно выделить: методику проектирования музейной экспозиции, отражающую основные способы организации экспозиционной работы в целом и конкретные рекомендации и требования, относящиеся к структуре экспозиции, задающие приемы компоновки и группировки материалов. Специфика экспозиционной методики определяется также профилем музея.

Кроме проектирования в экспозиционную работу входит разработка тематики и проблематики системы экспозиций музея, изучение литературы по профильным для музея дисциплинам, реэкспозиция, наблюдение за состоянием экспонатов в экспозиции, монтаж и демонтаж экспозиции. Экспозиционная работа проводится сотрудниками экспозиционных отделов музея. Важным разделом экспозиционной работы в музее является выставочная работа.

Музейная выставка – это временная музейная экспозиция, посвященная актуальной теме и построенная на музейных экспонатах. Она может быть передвижная и стационарная. К музейным выставкам относятся: выставки фондов, выставки новых поступлений, художественные, мемориальные и т.д. Выставочная деятельность музея – это область экспозиционной и научно-просветительной работы, связанная с планированием, созданием и эксплуатацией системы выставок. Выставочная деятельность дополняет работу основной экспозиции и позволяет более полно раскрывать профиль и направление работы музея, шире использовать возможности музейного собрания, привлекать материалы из других музеев и частных коллекций. Осуществлять оперативную разработку актуальной тематики музейными средствами и охватывать большее число посетителей. Выставочная деятельность способствует также пополнению коллекций музея, отработке и совершенствованию методов экспозиционной и научно-просветительной работы. Составной частью выставочной деятельности является обмен выставками с другими музеями. В целом выставочная деятельность характеризуется общим числом, тематикой, типами выставок, посещаемостью и соотношением включенных в них подлинников и воспроизведений. Развертывание системы выставок по актуальной тематике является важным моментом развития всякого музея, способствует более полной реализации его социальных функций.

Ни один музей не мог существовать без наличия коллекции предметов. Формированием музейного собрания, обеспечением его сохранности, изучением музейных предметов и коллекций, созданием условий для их использования занимается одно из основных направлений музейной деятельности – фондовая работа. Формирование музейных коллекций является основой реализации музеем функции документирования. Предметы группируются в коллекции на основе одного или нескольких признаков: по типам источников, происхождению, содержанию и др. Коллекции бывают: личные, частные, мемориальные, персональные, систематические, тематические, учебные. Музейная коллекция – основная форма организации хранения музейных предметов.

Музейные фонды структурированы. Их структура – это система организации музейного собрания, которая остается неизменной при любых возможных изменениях состава фондов. Обычно включает три основных элемента: основной фонд, научно-вспомогательный и фонд временного хранения. Основной и научно-вспомогательный фонды могут подразделяться на профильный фонд, непрофильный фонд и дублетный фонд. Последних два фонда могут объединяться в рамках обменного фонда. Фонд временного хранения подразделяется на фонд музейных предметов и фонд научно-вспомогательных материалов. В естественнонаучных музеях выделяется также фонд сырьевых научных материалов.

Совокупность конкретных предметов и материалов, образующих данное музейное собрание называется составом музейных фондов. Если структура музейных фондов для музея одного профиля является стабильной, то состав фондов в каждом музее – разный; ему свойственна динамичность, определяемая процессами комплектования и изучения музейных коллекций, а также – особенностями их хранения. Состав музейных фондов можно охарактеризовать по числу предметов в основном фонде и в научно-вспомогательном фонде или по числу предметов, относящихся к каждому из основных типов – вещевых, письменных, изобразительных, кино-, фото- и фоно-источников.

Вся деятельность музея основывается на определенной методике. Научно-методическая работа в музее – это направление музейной деятельности, связанное с разработкой, выявлением, описанием и внедрением передовых методов и профессиональных приемов музейной работы. Она охватывает вопросы комплектования музейных фондов , фондовой, экспозиционной и научно-просветительной работы, а также реставрации музейных предметов, рекламы и пропаганды музейных коллекций и т.д. Научно-методическая работа по профилю музея координируется центральными и головными музеями путем распространения методической литературы, проведения консультаций, рецензирования и т.д. Важным звеном научно-методической работы является система повышения квалификации музейных работников.
Музей в системе воспитательной работы. Понятие музейной педагогики.

Понятие «музейная педагогика» было сформировано и введено в научный оборот в начале XX века в Германии. Его разработка связана с именами А. Лихтварка, А. Рейхвена, Г. Фройденталя.

Первоначально оно трактовалось как направление музейной деятельности, ориентированное преимущественно на работу с учащимися. На конференции «Музей как образовательное и воспитательное учреждение», которая состоялась в Мангейме в 1913 году, А. Лихтварк первым сформулировал идеи об образовательном назначении музея и предложил новый подход к посетителю как участнику диалога.

Как особая область знаний и исследований музейной педагогики начинает формироваться в 1960-е годы, чему способствовали процессы возрастания социальной роли музейной педагогики в обществе и его демократизации. Большой вклад в развитие музейной педагогики на втором этапе внесли немецкоязычные страны, где появляется ряд музейно-педагогических центров (например "Школа и музей»).

Для формирования представления о предмете музейной педагогики и ее понятийного аппарата серьезное значение имела состоявшаяся в 1970-1980 годах дискуссия, в которой приняли участие ведущие западногерманские музееведы Р. Ромедер, А. Кунц, В. Клаузевиц и другие. Ее основным итогом стали расширительная трактовка МП и осознание ее связи с исследовательской, экспозиционной, собирательской работой музеев.

В СССР понятие музейной педагогики начало употребляться с начала 1970 годов и постепенно получало все большее распространение. Аврам Моисеевич Разгон в 1982 году на конференции в Иваново «Музей и школа» первым сказал о том, что создание такой научной дисциплины, как музейная педагогика, «находящейся на стыке целого комплекса наук, ныне представляется уже не какой-то отдаленной перспективой, а насущной практической задачей».

Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена в первую очередь на решение задач активизации творческих способностей личности . С этой целью разрабатываются разнообразные методики работы с посетителями, изменяющие их роль и позиции в музейно-педагогическом процессе. Несмотря на утверждение идей дифференцированного подхода к различным категориям посетителей, основное внимание музейной педагогики по-прежнему сосредоточено на детской аудитории.

Основными направлениями деятельности музейных педагогов на современном этапе могут рассматриваться:


  • Работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного отношения к культ. наследию и привитие вкуса к общению с муз. ценностями.

  • Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции.

  • Воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности.

  • Создание в музее условий, при которых работа с аудиторией протекала бы наиболее эффективно.

  • Использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением различных партнеров .
Термин культурно - образовательная деятельность используется в музееведении с начала 1990-х годов.

Осуществляемый в музее процесс передачи культурных значений и смыслов, целью которого является восприятие информации посетителями, определяется как музейная коммуникация, в ходе которой раскрывается информационный потенциал музейных предметов, реализуются образовательно-воспитательная и др. функции.

Содержание культурно - образовательной деятельности выражается в формах организации работы с музейной аудиторией, взаимодействии с системой образования. Еще в 1970-е годы отмечалось, что в арсенале музея можно выделить до ста различных форм, среди которых отмечают 10 базовых форм. Это: лекция; экскурсия; консультация; научные чтения; кружки, студии, клубы; литературные вечера, киносеансы, концерты; встречи с интересными людьми; праздники; исторические игры; конкурсы и викторины. Существует множество характеристик форм: традиционные - новые; динамичные - статичные; групповые - индивидуальные; активные - пассивные; простые - комплексные; разовые - цикловые; коммерческие - некоммерческие и т.д. Например, к традиционным формам, послужившим основой для появления новых, относятся лекции и экскурсии, конференции, научные чтения, консультации, клубы, кружки, студии.

В современных условиях культурно - образовательная деятельность ориентирована на личность потенциального и реального музейного посетителя, в связи с этим можно обозначить следующие ее основные направления: информирование, обучение, развитие творческих начал, общение, отдых.

Для приобретения методических навыков в музейно - педагогической деятельности необходимо четко представлять цель и задачи работы в каждом из указанных направлений, а также продумывать наиболее оптимальную форму работы с музейной аудиторией и методы педагогического воздействия. Совокупность различных форм, объединенных общей темой и подчиненных единой педагогической цели, становятся основой музейно - педагогической программы.

Чаще всего удачные формы имеют комплексный характер. Как и

направления, формы подвижны, они совершенствуются и развиваются. Основной принцип любой формы культурно - образовательной деятельности - предоставление посетителям возможности заниматься тем, что их интересует, создание условий для самореализации.

Основные направления исследований в сфере музейной педагогики можно структурировать следующим образом:


  • Проблема изучения образовательной специфики музея.

  • Эффективность музейной коммуникации.

  • Изучение музейной аудитории.

  • Создание и апробация новых методик и программ для различных категорий посетителей.

  • Установление оптимальных форм взаимодействия с партнерами по культурно-образовательной деятельности.

  • Изучение истории музейно-педагогической мысли и культурно-образовательной деятельности музеев.

СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:


  1. Шляхтина Л. М. Основы музейного дела: теория и практика. Учеб. пособие/ Л. М. Шляхтина. – 2- е изд. стер. – М.: Высш. шк., 2009. – 183 с.: ил. – (Образование через искусство).

  2. Юренева Т. Ю. Музееведение: Учебник для высшей школы. – 2- е изд. – М.: Академический Проект, 2004. – 560 с. – («Gaudeamus»).

При проектировании музеев должен последовательно осуществляться принцип максимального разделения двух основных технологических потоков: маршрута посетителей и путей перемещения экспонатов.

Основными видами деятельности музеев является: формирование и хранение коллекций, научно-исследовательская работа, организация постоянной экспозиции, устройство выставок, культурно-просветительная деятельность.

Таблица 6

Таблица 7

Обслуживание посетителейФункцияМестоПриемВестибюль, кинолекционный зал, кружковыеПоказЭкспозиционные и выставочные залыИнформацияИнформационные службы, библиотека

Формирование и хранение коллекций . Функциональную программу музей выполняет специфическими средствами. Вещественный памятник - основа различных по виду музеев.

Выявление, взятие на учет и комплектование фондов проводятся по профильной принадлежности музея. В зависимости от значимости экспонатов фонды музея разделяются на основные и научно-вспомогательные.

Архитектурный аспект проблемы включает необходимость иметь специальные помещения для хранения фондов по видам экспонатов, рабочие помещения для сотрудников фондов, хранения научного архива, резервные площади для регулярного пополнения коллекций, возможность обновления постоянной экспозиции и устройства выставок.

Прирост музейных фондов в год составляет в среднем 3 - 4%. Таким образом, фонды большинства музеев удваиваются каждые 25 - 30 лет. Развитие музея в основном приходится на долю фондохранилищ.

Научно-исследовательская деятельность складывается из нескольких последовательных фаз: определение и классификация материала, научная обработка в культурно-просветительных целях, размещение поступления в фондах и экспозиции. Научная классификация собраний музея находит отражение в составлении каталогов и другой научно-вспомогательной документации. Завершающей фазой научной обработки музейного материала являются организация экспозиции и подготовка научных публикаций.

Проведение научной работы сотрудниками музея и специалистами фондов обеспечивается доступностью ко всем материалам фондовых коллекций.

План научно-исследовательской работы включает выработку научной концепции развития музея, тематической структуры, тематико-экспозиционных планов и архитектурно-художественных мероприятий по оформлению экспозиций. Головные музеи осуществляют научно-методическую помощь филиалам.

Для научной работы предназначаются специальные кабинеты, располагаемые поблизости от библиотеки. Библиотека комплектует свои фонды в соответствии со спецификой музея, обслуживает сотрудников музея и посетителей.

Площади помещений для научной работы предусматриваются для руководителей отделов (секторов) - 9 м, для научных сотрудников - 4,5 м. Площади помещений для библиотеки приведены в табл. 8.

Таблица 8

Помещения (зоны)Единица измеренияПлощадь, мПомещения (зоны) обслуживания читателейМеста для чтения при одноместных столах1 место3То же, при двуместных столахто же2,4Фонд открытого доступа1000 единиц хранения4,5Кафедра выдачи и приема литературы1 кафедра5Помещения (зоны) хранения и служебной работыФонд без открытого доступа1000 единиц хранения2,5Места для библиотечно-производственной работы1 место6

Постоянная экспозиция - основное звено деятельности музея. Формируется, главным образом, на подлинных экспонатах, прошедших научную обработку. Основные требования к экспозиции: цельность архитектурно-планировочного построения и научной концепции, создание комфортных условий для посетителей (продуманные графики движения, освещение, информация, возможность индивидуального осмотра и в составе экскурсионных групп, учет интересов разных категорий посетителей); выразительная художественная форма подачи всего собрания и отдельных материалов в соответствии со структурой и тематико-экспозиционным планом; меры по сохранности экспонатов (освещение, температурно-влажностный режим, меры по охране).

Организация архитектурного пространства включает как собственно экспозиционные залы, так и открытую экспозицию.

В состав помещений желательно включать вводной зал, как организующее пространственное начало, где посетители получают первую информацию о музее и проводятся торжественные мероприятия.

Выставочная деятельность является оперативной формой участия музея в современной жизни. Выставки организуются из фондов как самого музея, так и других музеев. Они расширяют экспозиционные возможности музеев, привлекают новые категории посетителей. Существуют две основных формы проведения выставок: внутри музея и передвижные, что определяет необходимость специальных выставочных залов и транспортных средств.

Основные требования к выставочным залам:

близость к вестибюлю, возможность беспрепятственного изолированного доступа (без прохождения через другие помещения):

нейтральность пространственного и художественного решения;

возможность легкой и быстрой трансформации.

При залах целесообразно предусматривать помещения для хранения выставочного оборудования и инвентаря.

Примерные соотношения выставочной и экспозиционной площадей приведены в табл. 9.

Таблица 9

Экспозиционная площадь, м150025005000Выставочная площадь, м200250600

Культурно-просветительная работа включает организацию выставок, экскурсий, проведение лекций, конференций, встреч, вечеров, бесед, показ кинофильмов, работу кружков, что обусловливает включение в структуру здания кинолекционного зала и кружковых. В зависимости от величины музея размерные характеристики помещений варьируют следующим образом:

в музеях с экспозиционной площадью до 200 м выявляется зона универсального использования на этой площади;

в музеях с экспозиционной площадью до 1500 м проектируется кинолекционный зал на 100 мест и кружковая;

в музеях с экспозиционной площадью до 2500 м проектируется кинолекционный зал на 200 мест и кружковая;

в музеях с экспозиционной площадью до 5000 м проектируется два зала - кинолекционный зал на 200 мест и малый зал заседаний площадью 45 - 60 м, а также кружковые комнаты.

Характер деятельности отдельных музеев требует внесения корректив в эти показатели.

В практике мемориальных, исторических и краеведческих музеев практикуются вручение правительственных наград, прием в пионеры и комсомол, в художественных - копирование произведений искусств.

Особенностью этнографических музеев является выступление этнографических ансамблей, литературных - систематическое проведение лекций, концертов, выступлений артистов, научных сотрудников.

Кинолекционный зал проектируется в непосредственной близости от вестибюля. Желательно предусматривать его автономное использование.

Хранение коллекций включает проведение мероприятий по сохранности экспонатов в экспозиционных залах, но в основном - в фондах.

Музейный фонд характеризуется количественным и качественным разнообразием экспонатов. Хранение организуется по видам экспонатов.

Основной частью работы является консервация и реставрация экспонатов. В зависимости от величины музея и его значимости в системе предусматривается от одной общей реставрационной мастерской до комплекса мастерских и лабораторий. Прогрессивной формой обслуживания нескольких музеев в условиях централизации их фондов является организация базовых фондохранилищ, мастерских и лабораторий.

Наряду с традиционными формами деятельности в работе музея с посетителями должны внедряться и такие, как показ работы реставраторов, открытый доступ в фонды и др.

Департамент по делам культуры и архивного дела Ульяновской области

Государственное учреждение культуры

«Ульяновский областной краеведческий музей им. »

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ

КРАЕВЕДЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Ульяновск

2009 г .

I . ВВЕДЕНИЕ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ МУЗЕЕВ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Музеи Российской Федерации подразделяются на государственные (федеральные, областные) и негосударственные (муниципальные, ведомственные , частные). Негосударственные музеи действуют на основании «Основ законодательства Российской Федерации о культуре» (от 01.01.2001 г. № 000-1), Федеральных законов «О музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации» (от 01.01.2001 г. № 54-ФЗ), «Об общих принципах организации местного самоуправления » (от 01.01.2001 г.), нормативных актов Министерства культуры Российской Федерации, Департамента культуры и архивного дела Ульяновской области. Музейные предметы и коллекции негосударственных музеев Ульяновской области составляют негосударственную часть музейного фонда Российской Федерации.

Негосударственный музей организуется в целях собирания, хранения, изучения и публичного представления, осуществления просветительной, образовательной и воспитательной деятельности в целях содействия всестороннему развитию личности и пропаганды краеведческих знаний.

Учредителем негосударственного музея является юридическое лицо (администрация муниципального образования , отдел по делам культуры и организации досуга населения муниципального образования, предприятие, учреждение и т. п.). В нормативном документе, на основе которого работает юридическое лицо (Устав, Положение, иные) должен быть пункт о создании музея и музейной деятельности. Учредительным документом музея выступает приказ руководителя юридического лица о его организации с указанием цели организации создания музея, его функций и видов деятельности , назначением ответственного лица как руководителя музея.


Нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность негосударственных музеев, являются: для муниципальных и частных – Устав музея; для ведомственных – документ, на основании которого действует юридическое лицо, при котором создаётся музей (Устав, Положение, иные). Локальный нормативно-правовой акт негосударственных музеев всех видов – Положение о музее, утверждённое учредителем и согласованное директором Департамента культуры и архивного дела Ульяновской области.

Объективные условия для создания и функционирования негосударственного музея :

· музейный штат (возможно – работающий на общественных началах);

· собранные и зарегистрированные в книге поступлений (инвентарной книге) музейные предметы;

· помещения и оборудование для хранения и экспонирования музейных предметов;

· музейная экспозиция;

· Устав и Положение о музее.

Учёт, регистрацию и паспортизацию негосударственных музеев (кроме школьных музеев и краеведческих комнат) Ульяновской области осуществляет государственное учреждение культуры «Ульяновский областной краеведческий музей им. » - методический центр для всех негосударственных музеев Ульяновской области (г. Ульяновск, бульвар Новый Венец, д. 3/4, телефон: (8422), ; электронная почта uokm@ mail. ru ).

Вопрос о реорганизации или ликвидации музея решается его учредителем по обязательному согласованию с Департаментом культуры и архивного дела Ульяновской области и государственным учреждением культуры «Ульяновский областной краеведческий музей им. ».


В случае ликвидации негосударственного музея его коллекция передаётся в государственные музеи Ульяновской области. Вопрос о передаче коллекции решается учредителем по обязательному согласованию с Департаментом культуры и архивного дела Ульяновской области и государственным учреждением культуры «Ульяновский областной краеведческий музей им. ».

II . КРАЕВЕДЧЕСКИЕ НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ МУЗЕИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ. КРАТКИЙ ОБЗОР. ФУНКЦИИ

Музей краеведческого профиля – наиболее традиционный вид негосударственных музеев. Именно такие музеи составляют большую часть (51 %) всех негосударственных музеев Ульяновской области. К ним относятся, в частности: почти все районные музеи, в том числе муниципальные – Димитровградский, Новоспасский, Павловский, Радищевский, Сурский, а также ведомственные – Кузоватовский, Николаевский, Новомалыклинский, Сенгилеевский, Старокулаткинский, Тереньгульский. Муниципальный музей Карсунского района является художественно-краеведческим, однако и в нём центральное место отведено историко-краеведческой экспозиции. Краеведческий профиль имеют также ведомственные музеи отдельных населённых пунктов – г. Барыш, р. п. Мулловка, пгт. Новая Майна, п. Новосёлки Мелекесского района, сёл Елховое Озеро, Новые, Средние и Нижние Тимерсяны Цильнинского района. Сельские музеи Цильнинского района создавались в е гг. как музеи боевой и трудовой славы колхозов «Волга», «Гигант», «Дружба», «Память Куйбышева». Социально-экономические преобразования, свершившиеся в стране, и изменившиеся запросы аудитории привели к определённой трансформации профиля данных музеев. Наиболее оптимальным явилось их становление в качестве историко-краеведческих сельских музеев, поскольку история тех или иных коллективных хозяйств и судьбы тружеников в старых экспозициях логично связывались с историей конкретного населённого пункта.

Основными функциями музеев краеведческого профиля являются:

· собирание, сохранение, изучение предметов истории, культуры и природы края;

· осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, образованию и просвещению населения Ульяновской области и иногородних посетителей;

· организация научно-просветительной, научно-собирательской, научно-экспозиционной, методической, информационный и иной деятельности в соответствии с действующим законодательством;

· всестороннее развитие личности, воспитание чувства патриотизма и любви к своей малой родине.

Краеведческий музей оказывается наиболее востребованным и эффективным в плане формирования общинной целостности и самоидентификации населения. Этому способствует широкий охват тем, предоставляемый музеем краеведческого профиля. Данный музей способен отразить весь комплекс возможных взаимоотношений человека с природой, историей, культурой, сегодняшним днём родного края.

В соответствии с целями и функциями музея краеведческого профиля общая структура экспозиции предполагает наличие разделов, посвящённых природе населённого пункта, его заселению, быту коренных жителей и их этническому своеобразию, ключевым этапам истории края (через призму общероссийских исторических процессов), развитию промышленности, культуры, науки, современному периоду в истории поселения. Построение экспозиции на конкретном краеведческом материале подразумевает включение в экспозицию фрагментов, повествующих о замечательных уроженцах данного населённого пункта, градообразующих предприятиях, образовательных, медицинских, культурных учреждениях и т. д.


III . НАУЧНАЯ РАЗРАБОТКА И СОЗДАНИЕ ЭКСПОЗИЦИИ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ

Создание экспозиции – один из важнейших и наиболее ответственных этапов деятельности музея, в котором одновременно осуществляются все функции музея и участвуют все его создатели – экспозиционер, собиратель, хранитель, художник. Данный этап предполагает проведение большого объёма работ, связанных с приспособлением помещения под музей. От чёткого взаимодействия перечисленных лиц зависит конечный результат.

На этапе создания экспозиции многие виды работ (научное комплектование фондов, разработка структуры экспозиции, проектные и ремонтные работы) ведутся параллельно.

Создание экспозиции предусматривает следующие этапы работы :

· Разработка концепции (замысла) экспозиции

Концепция должна учитывать все предполагаемые виды деятельности музея, приемы и способы экспонирования, использование аудиовизуальной техники, интерактивные и инновационные методы работы с посетителями и т. п.

Большую роль при разработке концепции экспозиции музея играют запросы учредителя, задачи, которые он ставит перед экспозиционером.

· Составление тематической структуры

Исходя из экспозиционного замысла и коллекции, разрабатывается тематическая структура, т. е. набрасывается примерный перечень тем, которые будут раскрываться в экспозиции.

В соответствии с тематической структурой начинается отбор экспозиционных материалов, составляется план пополнения недостающих предметов, предполагается источник их нахождения.

· Составление тематико-экспозиционного плана

По мере завершения предыдущего этапа пишется тематико-экспозиционный план (ТЭП).

Структура ТЭП

п/п

Раздел,

тема, подтема, комплекс

Подлинник / копия

Наименование экспоната

Размер

Место хранения

Примечания

В процессе его написания отрабатываются ведущие тексты, аннотации, этикетки.

· Разработка проекта архитектурно-художественного решения и рабочих чертежей оборудования

На основе ТЭП, визуального знакомства с помещением и коллекцией, с учетом основного замысла и концепции музея в целом художник приступает к работе над проектом архитектурно-художественного решения, экспозиционным дизайном экспозиции.

После утверждения проекта разрабатываются рабочие чертежи оборудования и размещается заказ на его изготовление.

· Составление сметы

Смета создания экспозиции должна включать все расходы по ремонту или переоборудованию музейного помещения, созданию оборудования, подготовке и монтажу экспозиционных материалов, оплату работы художника-оформителя. В смету закладываются налоговые вычеты и расходы, связанные с возможной инфляцией. В случае софинансирования суммы, вложенные каждым из финансовых партнёров, указываются в отдельных графах.

· Составление чертежа-графика размещения материалов

По рабочим чертежам экспозиционер производит окончательный отбор материала и строит масштабный график его размещения.

В соответствии с проектом производится ремонт помещения и подготовка его к размещению экспозиции (охрана, затемнение окон, монтаж электрооборудования и т. д.).

· Изготовление оборудования

· Монтаж оборудования

· Подготовка экспонатуры включает изготовление макетов, диорам, видео роликов, фото и ксерокопий и т. д., прорабатываются способы экспонирования, обеспечивающие полную физическую сохранность музейным предметам.

· Монтаж экспозиции

Внешний вид музея, сила его воздействия на посетителей зависит не только от ценности коллекции, но и от умения художника найти и воплотить соответствующий концепции образ. Сегодняшний посетитель отдает предпочтение динамичным экспозициям, не навязывающим определенную точку зрения, оставляющим простор для воображения и собственных выводов. Время музеев – кунсткамер и экспозиций, скользящих по поверхности, но не позволяющих заглянуть вглубь явления или процесса уже прошло. Именно поэтому сегодня все больше допускаются в экспозицию копии, всякого рода реконструкции, словом, все то, что позволит максимально исследовать предмет во всех его взаимосвязях, во времени и пространстве.

IV . СТРУКТУРА ЭКСПОЗИЦИИ МУЗЕЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Концепция экспозиции представляет собой самый общий, принципиальный, взгляд на экспозицию будущего музея и формы работы музея с населением. Формулируя концепцию, создатели музея решают, какими экспозиционными способами будут достигнуты поставленные задачи, исходя из специфики музейного языка – изложение темы посредством вещевого материала.

Опираясь на наличествующую коллекцию и руководствуясь поставленными задачами, экспозиционер разрабатывает структуру экспозиции.


Составляющие структуры экспозиции находятся в следующей строгой логической подчинённости:

отделы

(природы, истории, современности края)

разделы

(геология, палеонтология, животный и растительный мир и т. д.)

темы

|

подтемы

(раскрывают конкретные вопросы экспозиции)

Общая структура экспозиции краеведческого музея:

I. Отдел природы края (района, населённого пункта)

Разделы :

Учёные-исследователи края

Физико-географическая характеристика, рельеф территории

Геология и природные ископаемые

Палеонтологическое прошлое

Разнообразие ландшафтов, животный и растительный мир

Особоохраняемые природные территории (заказники, памятники природы регионального и местного значения)

Животные и растения, занесённые в Красную книгу

Экологические проблемы и пути их решения (состояние и охрана водных и земельных ресурсов , атмосферного воздуха, животного и растительного мира)

II. Отдел истории края (населённого пункта)

Разделы:

1. Археология

Темы :

§ Эпоха камня (100 тыс. лет назад – 8-6 тыс. лет назад)

§ Эпоха бронзы (II тыс. до н. э)

§ Ранний железный век (нач. I тыс. до н. э. – IV в. н. э)

§ Средневековье (V – XVII в. н. э.)

2. История поселения в дореволюционный период

Темы:

§ Основание поселения

§ Этническая история поселения

§ Социально-экономическая и политическая история

Подтемы:

Основные занятия населения

Духовная культура (религия)

Народное образование

Здравоохранение

Культура

Классовая борьба

3. История населённого пункта в советский период

(гг.)

Темы:

§ Установление Советской власти

§ Гражданская война

§ Мероприятия Советской власти

§ Годы первых пятилеток – осуществление коллективизации, индустриализации и культурной революции

§ Земляки на фронтах и в тылу Великой отечественной войны

§ Восстановление народного хозяйства в послевоенный период

§ Поселение в е гг.

§ Земляки – участники локальных боевых конфликтов

§ Поселение в период перестройки и распада Советского Союза

III. Отдел современности

Тема:

§ Поселение в е гг.

Подтемы:

Новые организационно-правовые формы существования поселения (смена форм собственности, реформа местного самоуправления)

Участие поселения в национальных проектах Российской Федерации

Восстановление утраченных духовных и культурных традиций

Введение той или иной темы в структуру экспозиции и полнота её раскрытия напрямую зависят от имеющейся в распоряжении экспозиционера музейной коллекции. Недостающие материалы пополняются в ходе собирательской работы. В случае отсутствия возможности сбора подлинных материалов экспозиционер должен прибегнуть к приёмам реконструкции того или иного предмета (создание макетов, муляжей, изготовление «новоделов» (предметов быта, одежды, орудий труда и проч.) на строгой документальной основе).

В качестве примера рассмотрим тему «Земляки на фронтах и в тылу Великой Отечественной войны».

Одним из удачных способов раскрытия темы является отражение этапов Великой Отечественной войны через судьбы её участников-уроженцев поселения путём демонстрации комплексов материалов (фотографии, награды, наградные документы, письма, обмундирование, трофеи и т. д.) конкретных людей.


Достаточно трудным представляется отражение подтемы жизни и работы населения в тылу в силу малочисленности вещественного материала этого периода. Поэтому в каждом конкретном случае экспозиционер должен решить, каким образом он отразит тему. Так или иначе, экспозиционер должен найти возможность показать вклад тружеников тыла в Победу.

Отдельными подтемами могут стать – «Дети войны», «Увековечивание подвига советского народа в Великой Отечественной войне».

V . НАУЧНОЕ КОМПЛЕКТОВАНИЕ ФОНДОВ

Сущность комплектования состоит в отборе и включении в музейный фонд предметов, подтверждающих, документирующих важнейшие события, факты, явления в истории развития природы, общества, экономики, науки, культуры данного населённого пункта. Для того, чтобы комплектование фондов было научно обоснованным, лишенным какой-либо стихийности, разрабатывается концепция комплектования, в которой излагается предмет комплектования, основные направления и темы, принцип отбора, конкретная методика.

В комплектовании фондов основополагающим является принцип историзма , требующий смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории или объект возникли, какие главные этапы в своем развитии прошли.

Развитие многих предметов быта, одежды, промыслов и т. д. можно раскрыть, создавая систематические коллекции .

Помимо систематических коллекций музей занимается ещё и тематическим комплектованием , которое предполагает комплектование всех типов источников (вещевых, письменных, кино-, фото-, фоно - материалов), документирующих какой-либо процесс, явление, факт в истории развития.

Изложение и обоснование основных направлений и тем комплектования – важнейшая часть обще музейной концепции. В случае, если таковая отсутствует, темы комплектование должны быть обязательно определены и подчинены структуре основной экспозиции.

Независимо от принципов, которые будут положены в основу комплектования коллекции, общими критериями для всех типов источников будут:

· информативность (свойство предмета отражать какой-то факт, событие в историческом процессе, т. е. давать информацию, быть источником знаний);

· репрезентативность (предполагает хорошую сохранность предмета),

· экспрессивность (способность предмета вызывать эмоции).

Для успешного осуществления комплектования фондов музея необходимо иметь перспективный и годовой план работы, который разрабатывается по определенной форме и для каждой темы в отдельности.

План комплектования фондов (структура)

Подтема

Круг вопросов (имена, события, факты)

Консультации по обоснованию вопросов

Места и источники комплектования

Пути комплектования

Предполагаемый круг предметов музейного назначения

Сроки

Исполнитель

Примечания

VI . ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Краеведческий музей – не только хранилище материальной культуры того или иного сообщества, но, прежде всего, один из основных институтов, обеспечивающих трансляцию общественных целей и духовно-нравственных ценностей.

Негосударственный музей исконно является не только местом накопления духовного наследия народа, но и местом реализации его разностороннего творческого потенциала. Другими словами, именно негосударственные музеи берут на себя роль «клубов» в изначальном смысле этого слова. Музеи сосредотачивают вокруг себя народную «творческую элиту» , поэтов, мастеров народных промыслов, объединяют фольклорные коллективы, общества филателистов , цветоводов и т. д., охватывая при этом все возрастные и социальные группы населения. Так, в Ульяновской области многие годы существовали объединение художников «Надежда» при Сенгилеевском историко-краеведческом музее, чувашский фольклорный ансамбль при Народном музее боевой и трудовой славы колхоза «Память Куйбышева»; в настоящее время при Новоспасском районном краеведческом музее действуют кружки «Краевед» (для взрослого населения), «Поиск» (для детской и подростковой аудитории), при Сурском районном историко-краеведческом музее – поэтический клуб «Возрождение», при Николаевском районном историко-краеведческом музее – поисковый клуб «Истоки»; среди новых объединений – «Клуб молодой семьи» и Женский клуб «Вера. Надежда. Любовь» при Карсунском художественно-краеведческом музее.

Организация массово-просветительной деятельности выступает обязательным направлением работы любого (в том числе государственного) музея, однако в негосударственном музее она приобретает основополагающее значение. Актуальный призыв к государственным музеям «выйти навстречу широкой публике» давно и успешно реализуется в негосударственных историко-краеведческих музеях, поскольку является негласным принципом их существования. Решая проблему культурного досуга населения, музей способствует формированию нравственно и физически здорового молодого поколения, приобщает его к активному освоению культурного наследия страны.