Деньги

Научно-просветительная работа. I

В наше время повышается интерес людей к таким культурно-просветительским учреждениям таким как музей. К посещению музеев привлекается молодое поколение, проводятся интересные выставки,экскурсии.Выставки - главная площадка взаимодействия музея с публикой. Именно по разработанной выставочной программе чаще всего посетители судят об успехе или неудаче музея. В наше время возрастает досуговая функция посещения музеев. Отключение от повседневной суеты, появление особого душевного настроя при общении с высочайшими достижениями культуры - в этом и проявляется значение музейных выставок для поддержания духовного здоровья человека. Четко сформулированная выставочная политика, правильно выстроенная экспозиция является залогом успеха и методика организации и проведения музейной выставки является востребованной и актуальной.

Целью работы является проанализировать методику организации и разработать собственную программу взаимодействия школы и музея.

Задачи работы:

1. дать представление о музее, истории его развития;

2. дать понятие терминам культура, просвещение, культурно-просветительская деятельность.

3. рассказать о эстетическом воспитании личности при посещении музейной выставки;

4. привести пример музейной выставки в Туле и Тульской области;

5. разработать собственную программу взаимодействия школы с музеем.

Объект исследования – культурно-просветительская деятельность.

Предмет исследования - музей, как культурно-просветительское учреждение

Данная курсовая работа скорее направлена на студентов, учащихся на факультете культуры и на людей занимающихся преподавательской деятельностью.

Новизна работы состоит в том, что во второй главе составлена программа взаимодействия образовательного учреждения с музеем Тульской области, где предлагается использование методов разных современных технологий для проведения успешной работы. А так же в работе приводится примеры музейных выставок некоторых музеев в городе Тула.

Скачать:


Предварительный просмотр:

………………………………………………………………………..3

Самые знатные и образованные люди устраивали такие мусеи, или кабинеты, вблизи от мест погребения своих давних предков, и таким образом подобные центры являлись одновременно и местами погребальных церемоний.

Мусеи были очень важными центрами интеллектуальной жизни наших предков. Свойственная культуре Древней Греции состязательность накладывала отпечаток на характер и формы занятий интеллектуальной элиты: как правило, это были диспуты среди философов, состязания в ораторском искусстве, соревнования поэтов, музыкантов, спортсменов.

Наряду с такими центрами светской интеллектуальной жизни, коллекции собирались и в сокровищницах древнегреческих храмов. Как известно, приношения жертв богам составляли неотъемлемый элемент культа в древнегреческой религии. Со временем древнегреческие жертвоприношения сменились на предметы-символы, похожие на старинные натуральные предметы, например: глиняные, бронзовые, серебряные, золотые предметы, изображавшие виноградную лозу, деревья, различных животных и растения, а также и человека. Специальные предметы не употребляющихся в быту стали изготавливаться для божества, которые хранились в Храме. Они представляли из себя статуи и вазы. Однако сокровищницы храмов, посвященные Аполлону, Афине, Артемиде, имели более многообразный состав.

В трудные в экономическом и политическом отношении периоды сокровищницы в храмах рассматривались как своеобразные "банки": они играли роль общественной казны. Также в древних храмах хранились и кости гигантских животных, известных в наше время как окаменелости.

На начальном этапе создания и социального бытования памятников в римской культуре существовала четко выраженная связь с греческой традицией, т.е. сохранялась функциональная преемственность бытования вещи. В римской культуре происходило возрастание в храмовых собраниях доли предметов, связанных с природой и культурой завоеванных стран.

Выставленные на широкое обозрение, эти реалии способствовали пробуждению в людях любознательности.

Эпоха Возрождения, на рубеже позднего средневековья и нового времени, знаменательна возникновением первых протомузейных учреждений.

Становление музея как социокультурного института проходило в условиях глубокого интереса к античному наследию как эталону.

Существенными факторами, стимулирующими возникновение и дальнейшее развитие музеев, явились также географические открытия, познакомившие европейцев с другими разнообразными культурами и традициями.

Первые музеи были основаны на частных собраний светских и духовных правителей. В таких коллекциях преобладали такие экспонаты как оружия, портреты выдающихся военачальников, т.е. предметы, связанные в частности с войной.

Такие собрания (оружейные комнаты, пантеоны славы, коллекции военного оружия и др.) заложили основы для возникновения впоследствии специфических музеев, а так же различию и разнообразию музеев уже в современном мире.

Первый музей в России был открыт в эпоху Петра I. Открывая первый русский музей в 1917 году, он определил цель: "Я хочу, чтобы люди смотрели и учились".

В наши дни существует классификация музеев.Рассмотрим классификацию музеев.

Классификация музеев – это их группировка по признакам, существенным для организации и развития музейной сети и для осуществления музейной деятельности. Современное музееведение состоит из нескольких систем классификации музеев: по масштабам деятельности (центральные, региональные, местные музеи); по форме собственности (государственные,ведомственные,общественные,частные музеи); по административно-территориальному признаку (краевые, областные, городские, районные и т.п.).

Кроме того, есть классификация по типам . В соответствии с этой классификацией музеи делят на исследовательские, учебные, просветительские .

Исследовательские музеи чаще всего создаются при научных учреждениях. Формирование фондов и их изучение (т.е. он выполняет по преимуществу научно-документационную, охранную и научно-исследовательскую функции) – главное в его работе. Такой музей может вовсе не иметь экспозиционно-выставочных площадей, не организовывать экспозиций, не проводить выставок.

Учебные музеи нацелены на решение, прежде всего, образовательной функции. Как правило, они создаются при школах, вузах и др. учебных заведениях, иногда при ведомствах. Школьные, вузовские и др. музеи формируют коллекции, помогающие приобрести необходимые навыки в процессе образования, а также помогающие в реализации учебных программ и педагогических методик. Но учебные музеи достаточно часто относятся к музеям закрытого типа: их экспозиции доступны ограниченному числу посетителей.

Просветительские музеи (массовые музеи) ориентированы на посетителя всех возрастов, социальных групп и т.д. Главное в его деятельности – организация работы с посетителем (через экспозиции, организацию доступа исследователям к коллекциям музея, проведение рекреационной работы и т.п.). Деятельность просветительского музея, как правило, связана с выполнением всего многообразия социальных функций современного музея. Именно эти музеи относятся к музеям в полной мере публичным (общедоступным).

Исходя из выше сказанного можно сделать вывод,что музеи способствовали пробуждению интереса общества к прошлому. Представленные в их собраниях реалии экзотической природы и "чужих" культур свидетельствовали о многообразии мира и открывали перспективы его исследования с помощью музейных экспонатов.

1.2 Понятие и основные формы культурно-просветительской деятельности и их характеристики

В рабте современного педагога особое значение приобретает культурно-просветительская деятельность, целью которой является привитие школьникам уважения к культурным ценностям города, края, страны; любви к прекрасному; формирование навыков образцового поведения и доброжелательного отношения ко всему окружающему. Эта деятельность способствует обогащению эмоциональной сферы личности и ее чувственного опыта; повышает познавательную активность учащихся; оказывает влияние на познание нравственной стороны окружающего мира.

Культура (от лат cultura , от глагола colo , colere - возделывание, позднее - воспитание, образование, развитие, почитание) - понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности.Культура является предметом изучения философии , культурологии , истории , искусствознания , лингвистики (этнолингвистики), политологии , этнологии , психологии , экономики , педагогики и др.

В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком в целом навыков и умений.

Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит - существовать.

Просвеще́ние - передача, распространение знаний и культуры , а также и система воспитательно-образовательных мероприятий и учреждений в каком-либо государстве

Культурно-просветительская деятельность - это составная часть деятельности педагога. Он знакомит родителей с различными отраслями педагогики и психологии, учащихся - с основами самовоспитания, популяризирует и разъясняет результаты новейшихпсихологопедагогических исследований, формирует потребность в психологопедагогических знаниях и желание использовать их как у родителей, так и у детей.

Культурно-просветительская деятельность носит гуманистический, культурологический и развивающий характер. Она включается в себя следующие функции:

Развивающую;

Информационно-просветительскую;

Культурно-творческую и др.

Существуют разнообразные формы культурно-просветительской деятельности. Это экскурсия, лекция, консультация, научные чтения (конференции, сессии, заседания), клуб (кружок, студия), конкурс (олимпиада, викторина), встреча с интересным человеком, концерт (литературный вечер, театрализованное представление, киносеанс), праздник, историческая игра.

Каждую из этих форм можно описать с помощью ряда устойчивых характеристик, часть которых считаются основными, а часть - дополнительными.

Основные характеристики форм.

1.Экскурсия представляет собой пример одной из тех традиционных форм, с которой начиналась становление культурно-просветительской деятельности музея. Одной из главных ее особенностей является динамичность, и в этом смысле экскурсия попадает в очень немногочисленную группу музейных форм, которые требуют от посетителя движения. Это пример групповой формы: индивидуальные экскурсии представляют собой исключение. В последние годы в наших музеях появился современный вариант экскурсионного обслуживания - автогид. Получив наушники, посетитель музея имеет возможность прослушать индивидуальную экскурсию, но это экскурсия вне общения,вне коллективного переживания, и является чем-то неполноценненным.

Экскурсия в основном удовлетворяет потребность аудитории в познании и предполагает, несмотря на естественность и необходимость использования приемов активизации экскурсантов, пассивное поведение аудитории.

2.Лекция принадлежит к числу традиционных,и является одной из наиболее ранних по времени возникновения форм. Во многих музеях лекции в качестве формы общения с аудиторией начали использоваться раньше, чем экскурсии. Музейные лекции, удовлетворяющие потребность в познании, были заметным фактом общественной жизни и проходили обычно при большом скоплении народа. Это объяснялось, прежде всего тем, что читались они выдающимися учеными.

Со временем музейные лекции утратили значение формы, имеющий столь широкий общественный резонанс. Они стали читаться главным образом сотрудниками музея, но вследствие этого, быть может, выиграли с точки зрения своей музейности. Использование музейного предмета в качестве атрибута стало важным требованием, предъявляемым к лекции.

3. Другая базовая форма, также вполне традиционная для музея, консультация - практически единственная, имеющая индивидуальный характер (идет ли речь о консультациях в экспозиции или в научных отделах музея). Эта форма никогда не имела значительного распространения, хотя и не исчезала из музея. Представляется, что она очень перспективна в связи с тенденцией увеличения в музеях индивидуальных посетителей, осматривающих экспозицию без экскурсовода.

4.Научные чтения (конференции, сессии, заседания) также относятся к числу классических, традиционных форм, возникших в период становления культурно-образовательной деятельности музея. Они являются средством «публикации» и обсуждения группой компетентных лиц результатов проводимых музейными сотрудниками исследований, способом установления и развития контактов с научной общественностью.

Перечисленные базовые формы предполагают главным образом пассивное участие аудитории. Однако среди традиционных форм есть и такие, которые направлены на включение людей в активную деятельность. Это клуб, кружок, студия. Активность аудитории является их общим признаком, но это качество проявляется в названных формах с различной степенью интенсивности.

5 .В клубе (мы не имеем в виду те, которые больше напоминают лекторий) оно выражено наиболее определенно. Клуб как центр общения людей, объединенных общим интересом, осуществляет свою деятельность главным образом путем самоорганизации.

Нередко на основе выставок организуются семинары.

В отличие от клуба, кружок объединяет чаще всего небольшую группу детей, которые работают под руководством музейного сотрудника. В кружке осуществляется приобщение подростков и молодежи к музейной работе. В кружках исторического профиля они изучают исторические события и биографии деятелей, которым посвящен музей, в художественно-технических - постигают основы моделирования, занимаются декоративно-прикладным искусством, в музееведческих готовят себя к роли исследователей или экскурсоводов.

Традиционно термин студия чаще всего используется в художественных музеях. Это форма, близкая к кружку, предусматривает эстетическое развитие детей или взрослых и направлена на формирование навыков художественного творчества и мастерства.

6.Конкурсы, олимпиады, викторины, связанные с тематикой музея, также относятся к тем формам культурно-образовательной деятельности, которые являются средством выявления активности аудитории, объединения знатоков и приобщения их к работе музея. Эти соревнования организуются таким образом, чтобы максимально приблизить посетителей к музейным коллекциям: задания предполагают не только знание фактов, но и экспозиций, памятников, отдельных видов исторических источников. Жюри оценивает умение участников доказать свою точку зрения и вести дискуссию. Обычно подобные соревнования устраиваются для молодежной аудитории, являясь частью работы со школой.

7 .Перейдем теперь к формам, которые в большей степени ориентированы на удовлетворение потребности людей в рекреации, отдыхе, разумных развлечениях. К ним, безусловно, можно отнести такую, как встреча с интересным человеком.

8 .Потребности в рекреации соответствуют и такие формы, как концерт, литературный вечер, театрализованное представление, кинопросмотр. Как и большинство базовых форм, они, прежде всего концерты и литературные вечера, были частью жизни музея рубежа веков.

9 . Появляется термин праздник, который ранее не употреблялся. Причем речь идет о весьма разнородных явлениях, отличающихся друг от друга не только сюжетом, а методами организации. Новый термин праздник закреплял нечто общее, что стало присуще всем этим действам. Общность и новизна заключаются в неформальной атмосфере праздничности.Особенность праздника еще и в том, что он как бы раздвигает границы музея, ибо музейное значение приобретают духовные традиции народа, мастерство, обряды и ритуалы, национальное искусство. Праздник служит их сохранению и возрождению.

Теоретическую и методическую часть культурно-образовательной деятельности составляет музейная педагогика. Она создает новые методики и программы работы с посетителями.

Так постепенно формируется модель музея,которую можно назвать просветительской.Она основана на отношении к музею как демократическому по своему характеру и просветительной направленности институту,призванному быть средством реформирования школ и одновременно частью единой системы внешкольного образования. Данная позиция породила термины культурно-просветительская работа,которые использовались для формирмирующегося направления-работа с аудиторией.

1.3 Эстетическое воспитание личности при посещении музейной выставки

Музейная педагогика - это научная дисциплина на опыте музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей, как образовательную систему. Областью музейной педагогикой являются все виды контактов музея с аудиторией, самые различные способы обращения к человеку как участнику процесса музейной коммуникации. Музейная педагогика начинается тогда, когда возникает (или ожидается) эффект встречи музея с человеком.

Роль музея в эстетическом воспитании определяется его специфическими возможностями как учреждения, которое выполняет две основные взаимосвязанные социальные функции - документирование объективных процессов и явлений в природе и общественной жизни на основе подлинных памятников, а также образования и воспитания. Для осуществления данных функций музей имеет такие средства воздействия, как музейный предмет и музейная среда.

Подлинники, включенные в музейное собрание, обладают научной, историко-культурной и эстетической значимостью.

Эстетические качества музейного предмета нередко проявляются уже в его внешних признаках (форма, фактура, цвет), однако его эстетическая ценность определяется, прежде всего, историко-культурным контекстом. Именно контекст формирует отношение к предмету как к прекрасному или безобразному, низкому или высокому, комическому или трагическому. В контексте музейный предмет полностью обретает свою эстетическую ценность. Используя разные средства для раскрытия исторического контекста музейного предмета в экспозиции, можно оказывать воздействие на эстетические вкусы, взгляды и идеалы, т.е. на эстетическое сознание посетителя.

Однако не только музейные предметы, но и сама музейная среда (здание музея, экспозиция, комплекс историко-архитектурных памятников, территория), предстающая перед посетителем как некое пространство культуры, потенциально, т.е. при условии соответствующего уровня архитектурно-художественного решения, является эстетически значимой и воспитывающей. Эстетическая функция музейной информации последовательно выражается в экспозиции, в ее образном решении.

Существенно, что и музейный предмет, и музейная среда обладают значительными возможностями эмоционального воздействия. Обыденные предметы, став элементами экспозиционного образа музейной выставки, приобретают значение символа определенной эпохи, явлений, событий. Выступая носителем эмоционально-образной информации, выставка способна оказать воздействие на развитие образного мышления. Сплав рационального и эмоционального компонентов при восприятии, как показывают результаты социологических исследований, в значительной степени определяют привлекательность музеев для всех категорий посетителей, включая самых юных, а также эффективность их воздействия.

Главное направление эстетического воспитания музейными средствами - это самое широкое приобщение детей, подростков, молодежи к культурному наследию, которое определяется как "совокупность доставшихся человечеству от прошлого культурных ценностей" , актуализация и включение их в систему ценностей новых поколений с тем, чтобы современный человек мог "освоить культуру прошлого во всей ее целостности и многомерности, ощутить себя звеном непрерывного культуротворческого процесса" .

Целью эстетического воспитания музейными средствами - является воспитание целостной, гармонически развитой личности, у которой сформировано ценностно ориентированное отношение к историко-культурному наследию.

Первая задача - активное приобщение подрастающего поколения к музейным ценностям, формирование у детей, подростков, молодежи устойчивой потребности в общении с историко-культурным наследием.

Вторая задача - формирование эстетических вкусов, потребностей, взглядов и идеалов, т.е. - эстетического сознания личности. Способность чувствовать, переживать, эмоционально улавливать красоту и другие эстетические качества явлений действительности и искусства" .

Третья задача - развитие эмоциональной сферы личности, воображения и фантазии, способности к творческой деятельности. Как отмечал известный философ Э.В. Ильенков, воображение - это та самая "драгоценнейшая способность, которая составляет необходимый момент творчески человеческого отношения к окружающему миру" .

Четвертая задача - формирование исторического сознания личности. Под историческим сознанием мы понимаем осознание человеком своего положения в социальном времени и пространстве, своей связи с прошлым, настоящим и будущим. По словам академика М.А. Барга, "историческое сознание - это духовный мост, ведущий человека из прошлого в грядущее" .

Пятая задача является условием реализации эстетического воспитания. Воспитание музейной культуры посетителя, обучение языку музея.

Музейная культура определяется такими поддающимися измерению характеристиками, как частота посещения музейных выставок, целенаправленность посещения музея и осмотра экспозиции, обращение к различным источникам информации о музее на предварительном этапе или во время осмотра, умением ориентироваться в музейной среде, смотреть выставочную экспозицию.

Глава 2. М етодика приготовления и организации музейной выставки

  1. Музеи Тулы и Тульской области.

В Туле и Тульской области существует большое разнообрази музеев,таких как : музей «Тульский кремль» , музей-усадьба Ясная Поляна, Тульский государственный музей оружия , Музей «Тульские самовары» , Музейно-выставочный центр «Тульские древности» , Музей «Некрополь Демидовых» , музей Филимоновской игрушки, Дом-музей В.В. Вересаева , Мемориальный музей Н.И.Белобородова , Музей П.Н.Крылова , Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово Поле» и многое другое.

Остановимся в подробности на некоторых из музеев города.

Более пяти веков существует Тульский кремль. Построенный в начале XVI века, он длительное время предоставлял надежную защиту от набегов кочевников. Кремль имеет 9 башен, четыре из них с воротами: Спасская, Одоевская, Никитская, Ивановская, Башня Ивановских ворот, На погребу, Водяных ворот, Наугольная и Пятницкая.

Кремль - это «город в городе». В крепости жило почти все население, как военное, так и гражданское. Первая улица Тулы находилась в кремле и называлась Большой Кремлевской.

На территории Кремля находятся два собора. Успенский собор в стиле барокко построен в 1766 году и Богоявленский собор, построенный в 1855-1862 годах в память о воинах-туляках, погибших в Отечественной войне 1812 года. В настоящее время в Богоявленском соборе размещается Музей Оружия.

Музей Тульский Кремль является государственным музеем,очень часто учащиееся разных школ города посещают этот музей,так же приезжают гости из других городов.

Государственный музей оружия. Новый музей, «Шлем».

В 1996 г. постановлением Правительства Российской Федерации музей получил статус государственного. Одновременно было принято решение о строительстве для него нового здания. Это было продиктовано не только стремлением освободить культовое здание, но и необходимостью расширить экспозиционные площади, так как за последние годы коллекция музея значительно пополнилась современными образцами оружия.В музее регулярно проходят современные выставки, демонстрирующие уникальные коллекции музея и посвященными важнейшим событиям отечественной истории. Новый музейный комплекс имеет два конференц-зала, библиотеку с читальным залом, кафетерий.

Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово Поле».

Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник "Куликово поле" был создан в октябре 1996 г. Музей расположен на месте Куликовского сражения, произошедшего 8 сентября 1380 года, и включает в себя место битвы с прилегающей к нему территорией. Заповедник «Куликово поле» находится на юго-востоке Тульской области, он занимает участок ландшафта в районе верхнего течения Дона.
На просторах заповедника сохранились фауна и флора, близкие к первозданным. Там сосредоточено великое множество архитектурных и археологических памятников. Часть из них сохранились со времен Куликовской битвы, и являются яркими свидетельствами богатого исторического прошлого России. Победа русского народа в Куликовской битве отражена в экспозициях музея, мемориальных памятниках и

обелисках.

Данный музей является одним из самых популярных музее в городе,учащиееся часто выезжают на экскурсию,данный музей так же сотрудничает с одной из местных школ,в музее проводятся музейные уроки. Это сотрудничество помогает воспитывать патриотизм у школьников, гордость за свой знаменитый родной край, школьники узнают от работников музея-заповедника много новых интересных фактов по истории Куликова поля и самого сражения.

2.2. Внеклассное мероприятие (экскурсия) .

Развитие художественного творчества детей является основной задачей стоящей перед педагогом на протяжении всего периода становления ребенка. Одной из основных залач является раскрытие в ребенке его творческого начала,ведь дети-это маленькие исследователи,с удивлением и радостью открывающие для себя окрудающий мир.Я считаю что приобщение детей к музеям такого типа занимает особое место в жизни ребенка,так же не дает нам забыть о русско-народном фольклере. Соломенникова О.А.в одном из своем проекте отмечала: “Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми”.

Исследователи народного искусства отмечают,что оно имеет ярко выраженные черты,традиционность,коллективный характер творчества,высокое совершенство языка,человечность,связь с окружающей жизнью.Я считаю,что если человек не итересуется творчеством своего народа,не изучает его историю,то он не может в полной мере считаться гражданином своего Отечества. Много национальных традиций тесно связано с тем, чем живёт народ в настоящее время, и чем он жил раньше, поэтому, рассматривая работы мастеров прошлого, мы заглядываем в историю народно - прикладного искусства многонациональной России. Тульский край издавна славился своими мастерами и ремесленниками. Далеко за его пределами восхищались изделиями кузнецов, гармонщиков, самоварщиков, мастеров резьбы по дереву и гончаров, работающих с глиной.

Возрождение, сохранение и развитие традиционной народной культуры, народных промыслов и ремесел является приоритетным направлением в культурной жизни Тульской области. Сохранить и развить промысел одной из стариннейших игрушек нашей родины (по некоторым данным ей около 700 лет) – филимоновской – одна из важнейших задач мастеров Тульского края. Филимоновская игрушка - это сильное образами, красками, смелостью и оригинальностью замысла, простотой и умелым использованием материала произведение народного искусства, которое воспитывает в детях чувство гордости за мастеров своей малой родины. Большую роль оказывает народно-прикладное искусство в трудовом воспитании школьников.

Народное искусство оказывает глубокое идейное влияние на детей, поднимает темы большого гражданского содержания. Оно помогает взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Таким образом, работа в этом направлении не только дает мне возможность помочь учащимся соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках изделия народных мастеров, а также помогает школьникам освоить тайны мастерства ремесла, найти новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным пластическим решением образа, отвечающим эстетике наших дней.

Я решила составить мероприятие(экскурсия) с музеем Филимоновской игрушки в городе Тула. Данный план мероприятие направлен на учащихся 5 класса.

Экскурсия “Филимоновская игрушка”Тульская обл.,Одоев.

Цель мероприятия:

Знакомство детей с лучшими образцами народного декоративно- прикладного искусства: филимоновской игрушкой.

Задачи мероприятия:

В доступной форме донести историю талантливого русского народа, создающего сказочные образы;

Раскрыть технологию создания игрушки;

Показать многообразие видов игрушек;

Научить анализировать символику росписи филимоновской игрушки, правильно использовать основные цвета промысла;

Развитие восприятия, воображения, чувства красоты, гармонии, национального самосознания, творческих способностей;

Формирование интереса к истории и культуре своего народа.

Оборудование:

Образцы изделий, набор шаблонов

Компьютер, презентация.

Для успешного проведения экскурсии и с целью заинтересованности была проведена подготовительная работа. Предварительно, за неделю до экскурсии, ребятам предлагается прослушать небольшую лекцию о игрушке и некоторые учащиеся самостоятельно подготовили рассказы о филимоновской игрушке (ПриложениеA) и посетить фото-галерею (Приложение B) ,после чего учащиеся получат брошюры о музее(Приложение C).

Ход мероприятия

1. Сообщение темы мероприятия.

У Филимоновская деревушка

Синий лес, холмы, косогор

Лепят там из глины игрушку

И расписывают до сих пор.

Да, из красной обычной глины

Появляются вдруг на свет

Зайцы, коники, павлины

И солдатиков войско цвет.

Учитель. Издавна славится наша Родина своими мастерами, своими делами. Где бы мы ни были - везде встретим чудо - мастеров, умеющих превращать природные материалы в удивительные творения. Ребята, вы уже, наверное, догадались, о чем сегодня пойдет речь? Да, сегодня мы будем говорить о игрушке и промысле.. Но не об обычных игрушках, а о народных.

2 . Орг. момент

С какими видами народных игрушек мы познакомились на уроках изо?

(дымковскими, филимоновскими, каргопольскими)

3. Экскурсовод рассказывает о истории игрушки,создании,разных видах игрушки.

4 .Учащиееся посещают мастер класс и некоторые из них делают игрушки сами.

5 . Викторина-игра . Сейчас каждая команда возьмет по карточке (Приложение D), где изображены образы глиняной игрушки. Вы должны подумать и рассказать, что же символизирует каждый образ в жизни древних славян. Эти образы – воплощение языческих верований, которые таят мифологию жизни в древних дохристианских формах славянского культа. (Вспомним их).

1-ая команда. Женская фигурка олицетворяет великую богиню “Природу”. Женское начало несло знак добрых сил: Мать – кормилица, Весна, Купава, Берегиня, Лада и т.д. Доможириха – вот перечень имен и смыслов, которыми народ наделил глиняную женскую фигуру. Этот образ – продолжение рода всего живого. Медведь – один из ведущих персонажей народных сказок – предвещал пробуждение природы, был символом могущества. Олень – изображал удачный брак, тепло и плодородие.

2-ая команда. Конь – считался слугой Солнца. Впряженный, он возил по небосводу бога-солнца и приносил людям его благодать. Конь в искусстве языческой Руси имел охранительный смысл и занимал важное место в магии плодородия. Он символизировал как культ солнца, так и воды. В народном искусстве конь – это время, свет, богатырская сила. Птицы – знак воскресения природы, пробуждение земли, рассвета, хорошего урожая, счастливой семьи. Они вестники богини Матери – земли и обязательные спутники женских изображений. Корова символизировала бодрую силу, плодородие и могущество.

Учитель . Во всех этих сюжетах отображалась наивная вера крестьянина в добро и зло, поэтическое одушевление сил природы, от которых зависело благополучие человека, счастье и достаток. При создании этих образов главная задача мастера не в том, чтобы предать игрушке особенности конкретной птицы, лошади, человека, а в стремлении передать черты того явления природы, которое воспринималось им в метафорическом – мифологическом познании мира. Конь – солнце, баба – Мать – земли. Единство человека и природы, основа культурной традиции.

6 . Обобщение пройденного на уроке (ответы на вопросы)

  1. Где возник промысел филимоновской игрушки?
  2. Почему игрушка называется филимоновской?
  3. Особенности филимоновской игрушки?
  4. Какие цвета традиционны при росписи игрушки?
  5. Как ласково филимоновцы называют свои цвета ?
  6. Какие символы встречаются в филимоновской игрушки?
  7. Ход росписи в филимоновской игрушке.

7 .Заключительный этап.

Учитель: Мы познакомились лишь с малой частью великого русского наследия, которое нам оставили предки.

- Древние ремесла расцветают благодаря труду и творчеству новых мастеров, а секреты старых мастеров бережно хранятся, передаются из поколения в поколение- и ниточка, связывающая нас с далекими предками- не рвется. Произведения, созданные наши народом, хранятся в музеях, показываются на выставках и продолжают делать нашу жизнь ярче и красивее. Может быть, кто-то из вас тоже станет мастером и его игрушки также будут дарить людям красоту и радость взрослым и детям.

Заключение

Музей может рассматриваться сегодня как состояние души общества в настоящее время, и именно музею необходимо направить все усилия на восстановление утраченной культуры, чего так не хватает в современном мире.

Сущность музея – быть посредником между обществом и его культурой, между культурой прошлого и культурой настоящего, а не конкретное содержание музейной деятельности, обусловленное социальным заказом времени.

Понимание огромных возможностей образования и "воспитания историей" привело к осознанию активного участия самих учителей и их воспитанников в исследованиях. Как сохранить этот уникальный материал для современников и потомков, как использовать итог поисковой деятельности для формирования знаний, умений, ценностных ориентаций, как на основе его развивать творческие способности учащихся, воспитывать у них уважение к культуре и истории родного края? Достойным местом хранения, использования, популяризации, экспонирования, изучения итогов поисковой, краеведческой деятельности является музей.

В музее человек получает возможность по-новому взглянуть на привычные для него вещи, получить полезную информацию с удовольствием, нет необходимости заучивания и закрепления полученных знаний,так же музеи играют большую роль в культурно-просветительском аспекте.

Таким образом, работа школы совместно с музеем, так же подкрепляется региональным компонентом. Так реализуется педагогическая идея о развитии духовных потребностей, достигается уровень, необходимый для осознания, осмысления, усвоения культурных ценностей.

Список используемых источников

  1. Барг М. А Эпохи и идеи: становление историзма. - М., 2001.

2 .Гнедовский М.Б., Дукельский В.Ю. Музейная коммуникация как предмет музееведческого исследования // Музейное дело. Вып. 21. Музей - культура - общество. М., 1992 г.

  1. Ильенков Э.В. Искусство и идеал. - М., 2000.
  2. Культурно-образовательная деятельность музеев: Сб.тр. ИПРИКТ. М., 2002 г.
  3. Кучмаева И.К. Культурное наследие: современные проблемы. - М., 2005.
  4. Музей и школа. Сб. науч. Трудов. М., 2004 г.
  5. Нагорский Н. Музейная педагогика и музейно-педагогическое пространство // Педагогика. - 2005. - № 5.
  6. Носик Б.М. «Художественные промыслы», М., «Планета», 2001 г.
  7. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для ВУЗов/ И.П. Подласый. - Кн.2 - М.: Владос, 2004
  8. Прутченков А. Музейная педагогика // Воспитание школьников. - 2002. - №5.
  9. Юхневич М.Ю. «Я поведу тебя в музей», учебное пособие по музейной педагогике. М., 2001 г.
  10. http://www.inmsk.ru/news_culture
  11. http://www.filimonovo-museum.ru/
    12.
    http://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_9_39_10987.pdf

Музееведение. Воспитание подрастающего поколения в музее: теория, методика, практика. - М., 2001. - С. 11

Каган М.С. Эстетическое и художественное воспитание в развитом социалистическом обществе. - Л., 1998. - С. 14


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность, классификация и история музеев, их особенности как объектов научного исследования и туризма. Характеристика музеев Франции, историческая ценность экспонатов Лувра, Музея импрессионизма, Национального центра искусств имени Жоржа Помпиду.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2011

    Сеть и типы музеев. Нормативно-правовая база деятельности музеев Российской Федерации. Назначение и функции музея. Учет и хранение музейных ценностей. Экспозиционная и научно-исследовательская деятельность музеев, особенности их кадрового состава.

    контрольная работа , добавлен 28.11.2012

    Основные понятия, функции и направления деятельности музеев Российской Федерации. Классификация музейных учреждений. Характеристика ресурсной базы музеев Санкт-Петербурга, регулирование их деятельности. Факторы привлекательности музея для посетителей.

    реферат , добавлен 21.04.2015

    История Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге - крупнейшего в России и одного из самых больших в мире художественных и культурно-исторических музеев. Частная коллекция Екатерины Великой. Интересные факты Лувра и Британского музея в Лондоне.

    контрольная работа , добавлен 21.10.2011

    История Пермской государственной художественной галереи - одного из лучших музеев России. Красноярский культурно-исторический музейный центр. Уникальность литературно-мемориального музея-заповедника А.П. Чехова (Мелихово). Музей-усадьба "Ясная поляна".

    презентация , добавлен 10.04.2013

    Составляющие элементы, формы и методы культурно-образовательной деятельности художественного музея на примере ГУ "Республиканская картинная галерея имени А.В. Лосева". Организация и роль руководителя в проводимой работе. Задачи "музейной педагогики".

    курсовая работа , добавлен 13.12.2011

    История развития Государственной Третьяковской галереи. Путь от Русского Музея Императора Александра III до Государственного Русского музея в начале третьего тысячелетия. Сравнение методов и результатов работы музеев в период больших перемен 1980-1990 гг.

    дипломная работа , добавлен 29.10.2017

Главные направления просветительской и популяризаторской работы были определены Комиссией по охране памятников старины и искусства Троице-Сергиевой Лавры. Уже 23 февраля 1919 года П.А. Флоренский провел первую экскурсию по ризнице. С 1921 года экскурсии стали систематическими, в том же году музей посетило около трех тысяч человек. В отчетах комиссии от 1923 года говорилось «Сотрудникам часто приходилось бросать текущую работу и вести … экскурсии. …Как не отрывает такой порядок от работы, но члены комиссии охотно выполняют эту обязанность, признавая, что в ней главнейший смысл существования музея».

Члены комиссии были выдающимися личностями, представителями плеяды замечательных русских интеллигентов начала ХХ века. Сейчас, зная историю жизни Ю.А. Олсуфьева, П.А. Флоренского, можно сказать, что их деятельность по организации музея определялась не только внешними историческими обстоятельствами, но их духовной активностью. Приоритеты в научно-просветительской работе менялись в зависимости от общественно-политической и экономической ситуации в стране, а также господствующих идеологических установок.

В 1920-е годы основной формой научно-просветительской деятельности музея были экскурсии. Этой работой занималось Бюро просветительной работы, куда входили не только сотрудники музея.


Уже с конца 1930-х гг. огромное внимание уделялось подготовке экскурсоводов: учебные экскурсии проводили старшие научные сотрудники и заведующие отделами; курсы лекций читали преподаватели московских высших учебных заведений; консультации по вопросам истории и искусства осуществляли ведущие специалисты нашей страны: А.В. Арциховский, С.В. Бахрушин, В.И. Лебедев, Н.Н. Соболев, И.В. Жолтовский.

В конце 1940-х гг. были разработаны первые методические пособия по всем существовавшим в то время экспозициям (в форме текста экскурсии с определением цели и идеологических установок). Одновременно создавались методические пособия по проведению экскурсий для младших школьников (3 - 4 классы). Некоторые из них строились в форме беседы с вопросами.

В 1951 году был создан отдел научной популяризации искусства. В Положении о Загорском государственном историко-художественном музее-заповеднике, утвержденном приказом Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР определялись основные формы его работы: экскурсии, лекции, кружки, консультации и семинары для учащейся молодежи и педагогов.



В 1960-е гг. базой для успешного осуществления научно-просветительской работы являлись разнообразные вновь создаваемые экспозиции музея, системно знакомившие с историей Троице-Сергиева монастыря, его некрополем, архитектурным ансамблем и методами его реставрации, древнерусской живописью, древнерусским прикладным искусством, русским искусством XVIII - XIX вв., русским народным и современным декоративно-прикладным искусством. Эти экспозиции насчитывали более 40 залов и занимали площадь в 4500 кв. м.

В 1969 году на конференции, посвященной 100-летию со дня рождения В.И. Ленина, где поводились итоги всей деятельности музея, были впервые рассмотрены вопросы научно-просветительской работы. Значимость музея как центра популяризации национального искусства предопределили включение в 1969 г. города Загорска во всесоюзный туристический маршрут по древнерусским городам России «Золотое кольцо». С этого времени начинается поступательный рост приезжих посетителей, пик посещаемости достигается в 1979 г. (700 000тыс.). Вся деятельность научно-просветительной службы была направлена на прием, в основном, иногородних туристов, и поэтому приоритетной формой работы стала маршрутная (обзорная) экскурсия, ориентированная на взрослую аудиторию.

Тем не менее, с середины 1970-х гг. музей стал уделять особое внимание работе со школьниками и учащейся молодежью. В 1975г. была разработана перспективная программа по эстетическому воспитанию детей, начиная с первого класса и кончая 10 классом, имевшая своей целью воспитание потребности в индивидуальном эстетическом переживании, развитие творческой активности учащихся. Программа осуществлялась в сотрудничестве с местными педагогами, в основном, в школах города и района.




Наряду с традиционными формами, такими как тематические экскурсии, циклы лекций, организация кружков, проведения Дня открытых дверей, впервые в музее стали проводить выставки детского творчества, уроки по декоративному рисованию, тематические музейные мероприятия. К середине 1980-х гг. в музее сложилась определенная система, направленная на воспитание учащейся молодежи, учитывающая возрастные особенности.

С 1980-х гг. в практику научно-просветительской работы входит проведение тематических вечеров, посвященных творчеству художников народных промыслов, коллекциям музея, истории и культуре родного края, различным направлениям музейной деятельности. Разнообразные по сюжету и структуре мероприятия помогали раскрыть связь современного творчества с культурным наследием, выявить его историческое и художественное значение, наглядно показывали, почему памятники прошлого так ценны для нас.

Своеобразным итогом этого периода работы стала конференция 1985 года, впервые посвященная исключительно научно-просветительной деятельности музея. В докладах был дан серьезный анализ ее состояния на тот период, отражены особенности проведения экскурсий для различных категорий посетителей, рассмотрена система подготовки экскурсоводов, представлены различные аспекты эстетического воспитания учащихся, развитые в музее. Разнообразие форм работы, профессионализм сотрудников, созданная устойчивая и, как показало время, жизнеспособная система их подготовки позволили адаптироваться к условиям перестроечного времени, когда произошел по объективным причинам значительный спад посещаемости. Тем не менее, музей не стал сокращать научно-просветительские службы, а начал активно развивать новые формы, все более целенаправленно работать с местной аудиторией.




Новой формой стала организация и проведение фольклорных праздников, приобщающих посетителей к народной культуре, к ее истории, традициям и предполагающих включение посетителей в познавательные процессы. Традиционными стали праздники «Рождественские чудеса на Конном дворе», «Широкая масленица».

Экскурсии являются их неотъемлемой частью. Гармоничное сочетание одной из основных форм музейной работы – образовательной экскурсии на экспозиции с праздничным представлением и народными потехами дает поразительный результат: информативность музейных предметов становится такой же доступной для восприятия маленьких детей, как и содержание новогодней сказки и речей Деда Мороза.

Основные посетители музея с начала 1990-х гг. – это учащаяся молодежь разных возрастов. Экскурсии, оставаясь основной формой работы, качественно изменяются. Все более востребованными становятся экскурсии, включающие элементы игры, выполнение определенных ролевых функций, использование интерактивных материалов. Как выяснилось, они пользуются успехом не только у школьников, но и у взрослой аудитории.




К примеру, обладая прекрасной коллекцией этнографических памятников, используя фольклорный материал старинных свадебных обрядов, музей уже не один год принимает у себя молодоженов и юбиляров. Наряду с праздничной свадебной программой в музее проводится и игровая – «Давайте поиграем в старинную русскую свадьбу». Для привлечения посетителей в музей создаются программы, тематически объединяющие архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры с экспозициями и выставками, расположенными за ее пределами, а также окрестными достопримечательностями.

Участие музея в долгосрочной межрегиональной программе «Мы - Россияне», разработанной для молодежи Калининградской области, потребовало новых форм экскурсий. Были освоены технологии синхронного приема и распределения потока экскурсионных групп, созданы программы, сочетающие традиционную экскурсию с интерактивным занятием. Это позволило сделать знакомство учащихся с достопримечательностями и историей Радонежской земли и национальными традициями и культурой центральной России в целом увлекательным и запоминающимся.

В целях успешной реализации новых задач в 1999 году был создан отдел музейной педагогики, призванный обеспечить тесное взаимодействие с системой образования. Педагоги музея при активном участии научных сотрудников и экскурсоводов разработали образовательные программы для разных возрастных групп. Для детей младшего школьного возраста – это специальные циклы экскурсии и занятий в игровой форме с выполнением экскурсантами творческих заданий, что помогает детям полнее усвоить предлагаемый материал. Учитывая возрастные особенности детей, музейными педагогами было разработано несколько тематических экскурсий: «В гостях у домовенка Прошки», «Мы ищем клад», «Чудесные превращения», «Как русские дети в Троице ходили» и др.




Для детей младшего возраста и их родителей организован воскресный историко-эстетический клуб, который работает уже в течение 10 лет. Программа клуба рассчитана на 4 года. Занятия проводятся в экспозициях музея, в художественных мастерских, в музеях Москвы и Подмосковья. Атмосфера занятий способствует сближению родителей с детьми, выработке общих интересов, получению не только знаний по истории и искусству, но и воспитанию эстетического вкуса. Специально для первоклассников был создан музейный праздник «Давай дружить!»

Для учащихся 6-8 классов разработана образовательная программа «Этот город – самый лучший на земле», для студентов – «Живое наследие», для преподавателей учебных заведений города и района – «Историческое краеведение». Особой формой работы стала районная олимпиада, которая выросла из программы по историческому краеведению для учащихся 6-8 классов. Она организуется с 2001 года совместно с Департаментом по образованию г. Сергиева Посада. Тщательно продуманная методика мероприятия, система подготовки и проведение заключительного этапа обязательно в музее, с поощрением всех участников превратили его в яркий и волнующий праздник.

Более 20 лет в музее работает археологический кружок, члены которого принимают самое активное участие в ежегодных археологических экспедициях музея. Традиции специализированных занятий по декоративному искусству 1980-х гг., обязательным элементом которых были уроки рисования, проводившиеся в экспозициях, продолжают в настоящее время кружки «Художественной керамики» и «Художественной росписи по дереву».




В 2004 и 2005 гг. были проведены две конференции, и состоялся Туристический форум 2007 года, на которых был обобщен накопленный за последние два десятилетия опыт в области научно-просветительской работы. Сообщения, зачитанные на ней сотрудниками Сергиево-Посадского музея-заповедника, познакомили с разнообразием ее форм, практикуемым в настоящее время, их особенностями на данном этапе и новыми направлениями.

В 2008 г. руководством музея-заповедника и Советом ветеранов Сергиево-Посадского района была утверждена двухгодичная благотворительная культурно-образовательная программа «Народный университет». Целью программы стало объединение людей старшего возраста, повышение качества культурной жизни, их социальной адаптации в современном обществе. Тематика занятий на сформированных факультетах – «Беседы об истории» и «Беседы об искусстве» – была сформирована с учётом многообразия интересов будущих слушателей.

В начале 2000-х годов в музее стали проводить праздники в честь «Дня славянской письменности и культуры». В 2009-2010 гг. в Сергиевом Посаде впервые прошли два международных фестиваля «Славянский путь», приуроченных к этой памятной дате. Музей также принимал и принимает участие в различных фестивалях, праздниках и конкурсах, проходящих в других городах России. Как например, XI Московский детский фестиваль искусств и ремесел «Мастера» в 2008 г. и Международный конкурс-фестиваль детского декоративно-прикладного творчества «Пасхальное яйцо» в 2012 г. Сергиево-Посадский музей-заповедник является постоянным участником Всероссийского музейного фестиваля «Интермузей» и туристической выставки «Интурмаркет».





В последнее десятилетие (2008-2018) просветительская служба музея ввела в практику своей работы много новых, современных мероприятий: интерактивные программы на выставках, игры-квест, кинолектории, музыкальные и литературные вечера, флеш-мобы на открытом воздухе во время массовых празднований, интеллектуальные гостиные и др. Кроме обычных экскурсий разработаны разнообразные интерактивные занятия на экспозициях и выставках музея.

Музейные педагоги за последние годы разработали много интересных программ для детей, школьников и семейных групп в музейном комплексе "Конный двор".
Можно отметить: «Музеёнок» (программа для детских садов), «В мире первобытного человека», «Загадки из сундука. В гости к Домовенку», «Секрет старого мастера (программа в интерактивной, игровой развлекательной форме знакомит с промыслами России).




Большим интересом у школьников пользуются такие квест-игры, как «Спасти императрицу» (для студентов и школьников от 14 лет на выставках и экспозициях),
«Победа одна на всех» (старт квест-игры – мемориал Славы с вечным огнем), «Учимся у Шерлока Холмса» и др.
Ежегодно проводятся праздники, привлекающие многочисленных жителей Сергиева Посада и других городов: Новогодние елки, «Широкая Масленица», фестиваль «Русская матрёшка», всероссийские акции «Ночь музеев» и «Ночь искусств».

В последние годы жители нашего города всё чаще стали отмечать в музее свои праздники: свадебные церемонии, дни рождения детей, школьные выпускные.




Все праздничные музейные программы («Татьянин день в музее», «Старый новый год в музее», «День журналиста в музее», «День семьи, любви и верности», «Встречай Покров - готовься к свадьбе») неразрывно связаны с экспозициями и выставками музея и привлекают разных посетителей.

В связи с тем, что 2019 год объявлен Годом Театра, музей подготовил специальный проект «Театральные подмостки. Играем в театральных декорациях». В проекте уже приняло участие 320 чел.

В летние месяцы музей превращается в творческую площадку для фестивалей: «Фестиваль первобытной культуры», «Подкова на счастье», «Три Спаса - всё богатство лета», фестиваль «Русская матрешка». Фестиваль уличной культуры «Музей & Street Art» прошел под темой «Метаморфозы игры», где с помощью игр, мы соединили время и пространство, классику и современность.

Литература
1. Т.Н. Манушина. Научно-просветительная работа музея Сергиево-Посадского музея-заповедника. /Сергиево-Посадский музей-заповедник. Сообщения 2005. – М.: Индрик, 2006.- С. 297-312
2. Т.И. Круглова, С.Г. Наумова. «Приходите к нам в музей» (Музейно-педагогическая деятельность Сергиево-Посадского музея-заповедника) /Сергиево-Посадский музей-заповедник. Сообщения 2005. – М.: Индрик, 2006.- С. 312-327
3. Интеграция личности в национальную и мировую культуру как основа совершенствования современного общества. //Материалы научно-практической конференции, г. Сергиев Посад, Моск. Обл., 22-23 апреля 2004 г. – Сергиев Посад: ООО «Все для Вас», 2004.
4. Гуманитарное развитие личности – забота современного общества. //Сб. научных трудов. /Центральный институт управления экономики туристского бизнеса – филиал РМАТ. – Сергиев Посад: ООО «Все для Вас», 2005.


Экскурсия является основной формой культурно-просвети­тельной деятельности музея. Кроме нее, музей как культурный и научный центр проводит и другую культурно-просветитель­ную работу на основе своего фондового собрания. В ходе ее фор­мируется музейная аудитория, круг друзей музея, возникаютраз-личные формы работы. Традиционно используются лекции, способные, при проявленном к ним интересе общественности, перерасти в длительные лектории, создаются кружки и клубы, объединяющие вокруг музея заинтересованных людей. Наибо­лее распространены кружки и клубы коллекционеров, краеве­дов, видящих в музее центр для удовлетворения своих интере­сов и потребностей. Работа лекториев, кружков, клубов при пра­вильной их организации может удовлетворять интересы музея и при проведении им поисково-фондовой работы, расширении тематики экспозиций и выставок.

Большую роль в культурно-просветительной работе играют контакты музея со школой. Формы работы могут быть самыми разнообразными - уроки, оказание методической помощи, участие школьников в музейных мероприятиях, кружках и клу­бах. В последнее время музей и школы перешли к педагогике со­трудничества. Большую роль в привлечении школьников в му-

зеи играет современная концепция гуманизации и гуманитари­зации образования. Музей выступает как центр образования культурой, передающий культурный опыт от поколения к поко­лению, образующий и воспитывающий всей своей деятельнос­тью. Особое внимание необходимо уделять участию школьни­ков в посильной им работе музея, участию в экскурсионной и лекционной, фондовой и выставочной работе. Это позволяет им самореализовываться как личностям. Вместо механического соединения музея и школы возникает творческое содружество. Оно может проявляться и в создании школьных музеев, в поис­ково-фондовой работе. Польза от этого может быть обоюдной. В результате общения музея и школы создается единая музей-но-образовательная среда, формирующая личности школьни­ков и способствующая развитию музея.

Музей, ища возможности расширения своей деятельности, устанавливая контакты с общественностью, все чаще использует новые формы работы. Среди них большое место занимают му­зейные праздники: фольклорные и военно-исторические, ли­тературные и профессиональные, календарные. Праздники организуются на основе музейных собраний, памятников исто­рии и культуры, входящих в состав музеев. Краеведческие му­зеи, используя праздники, объединяют вокруг себя культурные силы тех мест, где они расположены. Хорошо известны празд­нования на поле Бородина в Бородинском военно-историчес­ком музее-заповеднике, дни, посвященные памяти А.С. Пуш­кина в Михайловском и А.А. Блока в Шахматове, фольклорные праздники в музеях-заповедниках, таких как Коломенское. Новшеством для жителей Суздаля стал проведенный в 2001 г. Владимиро-Суздальским музеем-заповедником Праздник огур­ца, восстанавливающий традиции местного огородничества. В связи с ежегодным празднованием в Вязниках Владимирской области посвященного А.И. Фатьянову праздника песни здесь был образован Музей песни, ставший основой песенного твор­чества целого района. Проводимые музеями праздники, будучи массовыми, способствуют восстановлению культурных тради­ций, приобщению к ним общественности, расширению музей­ной аудитории, развитию музеев как хранителей и пропагандис­тов этих традиций. Особое значение для воспитания и образова­ния подрастающего поколения, его социализации имеют детские музейные праздники. Особо торжественной стала подготовка

к ежегодному Дню музея 18 мая. В этот день музеи России бес­платно открывают двери для всех желающих. Проводят массо­вые мероприятия, участвуют в различных общественных начи­наниях. Связь общества и музеев укрепляется.

Особой формой работы музеев стало проведение в них кон­цертов, спектаклей, театрализованных действий. Широко из­вестны проводимые в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина «Декабрьские вечера» - цикл концертов классической музыки. В последнее время музеи широко практикуют ролевые игры, в которых воссоздается историческая обстановка, а участники в соответствующих одеж­дах и обстановке становятся на время ее участниками собы­тий прошлого. Происходит включение в историческую среду, способствующее более полному ее познанию. Определенную роль в приобщении людей к музейной деятельности, расши­рении музейной аудитории играют передвижные музеи. В их возможности проникнуть даже в такие уголки, жители кото­рых по тем или иным причинам не могут выбраться в стацио­нарные музеи. В 1980-х гг. при Владимиро-Суздальском музее-заповеднике действовал передвижной голографический музей, знакомивший с голографическими изображениями историко-культурных памятников жителей Владимирской области. В условиях финансовых трудностей использование передвиж­ных музеев, помимо их культурно-просветительного значения, дает музеям при правильной организации работы дополнитель­ный доход.

Ещё одной формой культурно-просветительной работы музеев является их издательская деятельность. При этом не­обходимо учитывать:

Потребности потребителей музейной печатной продукции;

Ее внешний вид;

Конкурентоспособность с другими аналогичными изда­ниями;

Наиболее выгодные места продаж;

При рациональном, продуманном подходе к издательской де­ятельности музей от реализации своей печатной продукции может иметьдополнительныйдоход.Кмузейным изданиям относятся:

Публикации итогов научной деятельности музеев;

Издание документов, публикаций об экспонатах, храня­щихся в музее;

Издание региональной полиграфической продукции в музеях;

Издание газет и журналов, освещающих музейную про­блематику;

Издание художественных книг о музеях;

Издание сувенирной продукции, значков и грамот, марок и конвертов, календарей и плакатов.

Вся эта продукция вводит музеи в кни гоиздательский и кни­готорговый мир России, способствует распространению знаний о них. Этой же цели служат подготовленные научными сотруд­никами музея или на основе подготовленных ими пресс-рели­зов, пресс-справок и пресс-пакетов публикации в газетах и жур­налах, выступления на радио, кино-, теле^-, видеофильмы. Яв­ляясь одной из форм культурно-просветительной работы, они несут о музеях и рекламную информацию.

Вопросы и задания

1. Что такое культурно-просветительная работа музея? В чем ее зна­чение? В каких формах она осуществляется?

2. В каких формах осуществляется контакт музея и школы? Какую роль он играет в социокультурной функции музея?

4. Принимаете ли вы участие в музейных праздниках? Постарайтесь принять и описать свое мнение о них.

Заключение

Музеи в современном мире играют роль хранителей и трансформаторов общественной памяти. Создаваемая ими модель реального мира способствует передаче культурного наследия от поколения к поколению. Музеи, таким образом, выступают как социокультурное явление, способствующее как социализации отдельной личности, так и аккультурации всего общества в целом.

Деятельность музеев достаточно объемна. Она начинается с определения на основе сохранившихся памятников истории и культуры своего профиля. Следующим этапом становится собирание и сохранение исторической общественной памяти, воплощенной в музейных предметах. На их основе создается модель реального мира в виде экспозиций и выставок. Обще­ние с ними способствует культурному, в широком понимании этого слова, воспитанию, социализации как отдельных лично­стей, так и всего общества. Проводимые музеем культурно-просветительные мероприятия, расширяя состав музейной аудитории, вовлекают в сферу его воздействия широкие слои общества. Современный мир не может обойтись без музея как социокультурного института.

В этих условиях возрастает общественная роль музейных работников, музееведов, среди которых основными являются хранители, экспозиционеры и экскурсоводы. О них так ска­зал председатель Международного комитета по музеологии ИКОМ Питер Ван Менш: «Призвание, требующее специаль­ных знаний и часто длительной и интенсивной подготовки, включающей обучение умениям и методам, а также лежащим в их основе научным, или историческим принципам, поддер­живающее организационно или путем создания мнения высо­кие стандарты деятельности и ее результатов и обязывающее своих членов к постоянному совершенствованию и к выпол­нению работы, имеющей своей главной целью служение об­ществу» (Музейное дело. Музей-Культура-Общество. - М.. 1992. С. 234). В этом служении обществу- высокое призва­ние Музея и Музееведа.

Вопросы для подготовки к итоговому зачету

1. Что такое музееведение?

2. Какие причины и обстоятельства вызвали появление му­зеев?

3. Почему музей рассматривается как социокультурное яв­ление?

4. Что такое музей?

5. Как изменялось значение музеев в общественной жизни по мере развития человечества?

6. Какие функции музея определяют его социокультурное значение?

7. Какие причины вызвали появление музеев в России?

8. Почему в эпоху Петра I появились условия для создания в России первых музеев?

9. Чем характеризуется XVIII в. в истории отечественных музеев?

10. Что представляли собой первые отечественные музеи? Какое влияние они оказали на дальнейшее развитие российс­ких музеев?

11. Что явилось причиной массового создания отечествен­ных музеев в первой половине XIX в.? Какие музеи, повлияв­шие на дальнейшее развитие российских музеев, появились в это время?

12. Как проявилась в развитии российских музеев первой половины XIX в. российская национальная идея?

13. Какие разновидности музеев появились в России в пер­вой половине XIX в.?

14. Какие принципы музейной работы появились в музеях России в первой половине XIX в.?

15. Как влияло социально-экономическое и общественно-политическое развитие России второй половины XIX в. на раз­витие музеев?

16. Какие музеи, повлиявшие на дальнейшее развитие российских музеев, появились в России во второй половине XIX в.?

17. В чем проявилась роль купечества в развитии отечествен­ных музеев во второй половине XIX в.?

18. Какие музеи были открыты в Росси и в начале XIX в. ? Какое влияние они оказали на создание первых советских музеев?

19. В чем состояло участие российской общественности в развитии музейного дела в начале XX в.?

20. Как проходила ломка старой и создание новой музей­ной системы после Октября 1917 г.?

21. Какие музеи были созданы в период золотого века со­ветского краеведения? Какую роль в жизни общества они иг­рали?

22. Как проявлялись в развитии музеев слова А.В. Луначар­ского: «Музей - грандиозная памятная книга человечества»?

23. Какие принципы музейной работы появились в музеях в первые годы советской власти?

24. Как общественно-политические условия тоталитарно­го развития СССР повлияли на развитие музеев? В чем это про­явилось?

25. Как проявлялись в развитии музеев слова А.А. Вольте­ра: «Музей - плацдарм для организации коллективного мыш­ления масс»?

26. Что положительного и что отрицательного было в раз­витии отечественных музеев в эпоху тоталитаризма? Как это проявляется в развитии современных музеев?

27. Какие музеи характерны для тоталитарной эпохи? Ка­кие принципы музейной работы в них осуществлялись?

28. Как развивались музеи страны в годы Великой Отече­ственной войны? *

29. В каких условиях развивались музеи страны в постто­талитарный период? Как освобождение российского общества от тоталитаризма сказалось в развитии музеев?

30. Какие музеи развивались в стране в посттоталитарный период? Какое влияние они оказали на создание музейной сети современной России?

31. Какую роль играли музеи-заповедники в развитии му­зейной сети? Почему они явились новым этапом ее развития?

32. Какие причины вызвали необходимость музейных ре­форм 1990-х гг.?

33. В чем состоит суть музейной реформы 1990-х гг.? В чем ее значение для развития музеев?

34. Что представляет собой музейная сеть современной России?

35. Какие современные виды музеев являются наиболее перспективными для дальнейшего развития музейной сис­темы?

36. В чем проявляется социокультурная роль современных российских музеев?

37. Какие московские музеи имеют общероссийское значе­ние? Дайте их характеристику.

38. Какие московские музеи отражают историю и жизне­деятельность современной Москвы? Дайте их характерис­тику.

39. В чем состоит значение московских музеев в развитии общероссийской музейной системы?

40.-Что представляет собой Музейный фонд РФ? Из каких частей он состоит?

41. Какую роль в Музейном фонде РФ играют его государ­ственная и негосударственная части и каковы их взаимоотно­шения?

42. Что такое музейный предмет? Каковы условия его бы­тования?

43. Какие системы музейной классификации существуют? Дайте их характеристику.

44. Какую научно-исследовательскую работу проводят му­зеи? Какую роль она играет в развитии науки?

45. Как организуется научно-исследовательская работа му­зея? Какие научные проблемы при этом решаются?

46. Что является научными публикациями музея? Как по ним определяется эффективность работы музея?

47. Что такое фонды музея? Дайте их характеристику.

48. Из каких частей состоят музейные фонды? Как они вза­имодействуют?

49. Что такое вещь музейного значения - музейный пред­мет - экспонат? При каких условиях происходит это превра­щение?

50. Как происходит комплектование музейных фондов?

51. Как организуются и проводятся полевые экспедиции? В чем состоит их значение для работы музея?

52. Что такое фондово-закупочная комиссия? Дайте харак­теристику ее работы.

53. Как организуется и проводится фондовый учет музей­ных предметов?

54. Что такое фондовая документация? Что в нее входит? Как она оформляется?

55. Что такое учетная документация? Что в нее входит? Как она оформляется?

56. Как оформляется юридическое закрепление музейных предметов за музеем?

57. Каковы общие условия хранения музейных предметов в фондах музея?

58. Каковы общие условия хранения экспонатов в экспо­зициях и на выставках?

59. Какой режим является оптимальным для хранения в фондах музейных предметов?

60. Как обеспечить сохранность экспонатов в экспозициях и на выставках?,

61. Что такое экспозиционно-выставочная работа музеев? Дайте ее обобщенную характеристику.

62. Что такое музейная экспозиция? Каковы условия ее бы­тования?

63. Какие работы предполагает создание музейных экспо­зиций и выставок? Дайте их характеристику.

64. Какую роль играют экспозиции и выставки в осуществ­лении музеем своей социокультурной функции?

65. Что входит в понятие научного проектирования экспо­зиции? Какие работы оно предполагает?

66. Что входит в понятие художественного проектирования экспозиции? Какие работы оно предполагает?

67. Какова роль музейной экскурсии в работе музея? Дайте ее характеристику.

68. Как правильно подготовить и провести музейную экс­курсию?

69. Какую культурно-просветительную работу проводят музеи? Определите ее основные направления.

70. Как правильно подготовить и провести рекламную кам­панию деятельности музея?

Основы культурно-просветительской деятельности в музее начинают складываться уже в 1930-е гг. Первоначально она состояла в основном из экскурсионной работы. Постепенно расширяются формы просветительской работы, растет посещаемость. В настоящее время, Кирилло - Белозерский музей - заповедник является известным музейно - туристическим центром. В последние годы активизировалась культурно-просветительная деятельность. Система ее строится из экскурсий, тематических занятий, лекций, тематических мероприятий, мастер - классов, просмотра видеофильмов, проведения творческих конкурсов, презентаций и др. Ежегодно музей и его филиал посещают более 200 тысяч туристов с разных уголков мира. Культурно-просветительная работа в музее направлена на патриотическое, нравственное, эстетичес­кое воспитание на основе формирования знаний об истории, культуре края. Она определяется музейными программами: «Музей и школа», «Для Вас, студенты», «На практике студенты», «Знакомьтесь, музей», «Встреча с интересным человеком», «Круглый год», «Народная мастерская», «Выездной музей», «Ура! У нас каникулы», «Встречи в музее», «В музей всей семьей».

В рамках праздников - «Заснеженный город» и «Город и его музей» в музее проходят открытия новых выставок, выступления творческих коллективов, детские игровые программы с конкурсами и состязаниями, викторины, мастер - классы.

На базе музея работают художественные студии «Кирилловская роспись» и «Лада». Целью работы студии является формирование у детей интереса к русской культу­ре и традициям родного края. На занятиях клуба «Юный экскурсовод» знакомятся с древнерусской и русской культурой, историей монастырей Белозерья, историей русской книги, народной культурой.

Музей проводит конкурсы детских творческих работ, которые ставят перед собой цель привлечение внимания детей и юношества к истории и культуре города, активизации творческой деятельности детей и молодежи. По итогам конкурсов оформляются выставки.

Сотрудники музея, владеющие секретами народного мастерства, проводят Дни мастера, мастер - классы: по кирилловской свободно - кистевой росписи, глиняной игрушке, народной кукле. К проведению отдельных занятий привлекаются народные мастера: И.В.Лужинская, М.Н.Васильева, Н.А. Боровиков, Сысоева М.А., с которыми музей сотрудничает в течение многих лет.

Одним из видов просветительной деятельности музея является создание временных и передвижных выставок, на базе которых проводятся занятия не только с детьми города Кириллова, но и в сельских школах, детских садах, домах культуры. Музеем практикуются комплексные выезды, чтобы дети могут посмотреть передвижную выставку, прослушать лекции, принять участие в игровых программах.

Ежегодно на базе музея проходят краеведческие семинары и конференции для педагогов, студентов и учащихся. Сотрудники музея постоянно оказывают методическую помощь школьным и муниципальным краеведческим музеям.

На сегодняшний день, культурно - образовательная деятельность музея становится приоритетным направлением в работе музея и находится в русле современных тенденций.

Музейные программы имеют адресный характер и включают весь спектр тем, видов, жанров, приемов, методов работы с аудиторией. Наряду с традиционными музейными формами музей ищет новые пути и формы диалога с посетителем.