Непознанное

Перечень экспонатов для башкирской юрты. Башкирская юрта – описание, значение, история, конструкция

Как говорили древние «Все вернётся на круги своя». Так оно и есть. Каждая нация имеет право на свой символический знак, символ, который объясняет саму суть, внутреннее содержание, менталитет народа. И символом башкир была и есть — кочевая юрта.
Юрта — это миросозидание и обозначение природы, той, что окружала кочевников. Юрта универсальна. Она обозначала дом не только у башкир, но и у всех кочевых народов Великой степи. И самое главное — это жилище было настолько священным, что кочевники всех племен и народов, сознавая свое единство, выработали единый этикет поведения человека в этом жилище. Это самое главное.
Как нельзя сидеть в юрте, чтоб не оскорбить святость дома, при этом отдавая дань гостеприимству.
До сих пор мало исследованным остается вопрос о семантике поз сидящих в юрте, более изучены этикетные нормы, связанные с тем, как правильно сидеть в юрте мужчинам и женщинам. Не вдаваясь подробно в исследование всего этикетного комплекса, остановимся на некоторых значимых его моментах.
Кочевые народы различают следующие виды запретных поз: У башкир замечено:
«hoйэнеп утырырға ярамай, терэлеп утырырға ярамай» – «нельзя сидеть, прислонившись к чему-либо, опираясь на что-либо», т.к. считалось, что это поза больного человека. А поездка больного человека в дальний путь порицалась башкирами, ибо это говорило о равнодушии и бессердечности родственников, отпустивших больного в тяжкую для него дорогу.
«Таянып утырырга ярамай» — «нельзя сидеть, подперев руками землю» – это поза скорби, горя, означающая смерть близкого человека. Выражение « ергэ таянды» означает «сильно горевать, оплакивать». Эта поза разрешалась только гонцу, сообщающему горестную весть в присутствии родственников.
При нахождении в юрте гостей существовал определенный этикет в отношении мужчин принимающей стороны. Это имело сакральное значение. По поведению мужчин, их поз сидения, острый глаз кочевника определял потенциал того или иного рода. Если мужчины начинал подпирать бока или же при сидении прислонятся, это говорило о слабости рода, о том, что нет защитников в случае набега. Потому и существует устойчивый запрет: «артыңа, биленгэ таянма» (не опирайся спиной). Если так сидит мужчина, то эта поза означает «кос киткэн» — «мужская сила ушла», что было признанием поражения в борьбе за будущее рода и племени. Определенный запрет и в поведении женщин. То, что считается в современном мире признаком боевитости и определенного напористого характера у женщин, — это когда женщины подбочениваются, что, кстати, считалось оскорблением всему дому башкира, то подобная поза была недопустимой в юрте. Означало, что ей предстоит кого-то оплакивать или же предлагалось оплакивать кого-то гостям, что считалось не только унижением, но признаком дурного тона обитателей юрты хозяина. Но есть и другая сторона. «Бүйеренгэ таянма» — «не подпирай руками бока, не подбоченивайся». Если женщина сидит в такой позе, ей могут сказать: «Бүйеренгэ таянып, кемде юк итеп утыраhын?» — «Не подпирай руками бока, или ты кого-то оплакиваешь?!»
Запрещалось подпирать рукой щеку – лоб – (эта поза также считается обозначающей печаль, заботы и т.п.), которая могла омрачить визит гостя.
Нельзя сидеть, подняв руки над головой или заложив их за голову – поза неуважения к гостю.
Нельзя сидеть, обняв колено или же сцепив руки в замок на колене – так же считалось неуважение к пришедшему.
Нельзя в юрте потягиваться при посторонних, это считалось оскорблением находящихся в юрте. Молодым людям вообще запрещалось возлежать в юрте и принимать пищу полулежа – потому как гость, видя это, мог бы подумать, что перед ним больной человек, ибо только больной человек не в силах сидеть прямо, а такая поза могла принизить престиж дома, рода, племени.
Нельзя сидеть, вытянув ноги вперед – говорят «эт аяғың hузган», что дословно значит «собака лежит на вытянутых лапах». Такая поза разрешалась только маленьким детям.
Не рекомендуется в юрте сидеть на корточках. Эта поза считается исключительно мужской; у кочевников она означает, что человек торопится, пришел ненадолго. Обычно сидящему в такой позе говорят: — «Садись-ка правильно! Торопишься? Стадо твое разбредется что ли?» Возможно, корни подобного отношения башкир к этой позе объясняются представлением, отмеченным также у тувинцев о том, что «если будешь сидеть таким способом (на корточках), то обеднеешь. Так сидели только бедняки, скитальцы, не имеющие ни семьи, ни скота, ни имущества. Верили, что если будешь так сидеть, то встретишь что-нибудь плохое, что нужно ждать чего-то плохого». Подобные позы обитателей говорили гостю о бедности или же об определенных трудностях принимающей стороны, что не способствовало престижу рода.
Правильным способом сидения в юрте у башкир для мужчины считается — подвернув ноги калачиком. Для замужней женщины, хозяйки – лицом к очагу, на подогнутой под себя правой ноге, левая же согнута в колене. Этот же способ используют и мужчины, когда угощает за трапезой (разливают кумыс, чай и т.п.), но поскольку они сидят на противоположной, мужской половине, положение подогнутой под себя и согнутой в колене ноги обратно женскому. Видимо, это объясняется предписанием, аналогичным правилу у кочевников: «Колено поднятой ноги… должно быть обязательно обращено к двери», поэтому женщины, как правило, сидели на правой ноге и выставляли перед собой левое колено, а мужчины наоборот, на левой ноге, выставляя перед собой правое колено». Женщинам также разрешалось сидеть боком, подтянув к себе ноги, ступни при этом должны быть прикрыты подолом платья.
Народная традиция разработала довольно строгие этикетные нормы, связанные с юртой. У башкир — подъезжать всаднику к юрте следовало с задней, тыльной стороны: «Ехать мимо дверей юрты (алдынан юру), а не сзади ее, считалось невежливым… Нужно останавливаться и привязывать лошадь сзади юрты, а потом вызывать хозяев словами: «Эдэм бар ма? Эй, хужа!» (« Есть ли хозяева?»). И терпеливо дожидаться выхода их. При этом другие обитатели кочевья, поздоровавшись, могут заниматься своими делами. Естественно, интерес к чужому присутствует. Любопытно, что у всех кочевых народов существует единый запрет женщине, у башкир это звучит так «ир-ат алдынан утмэйу» — дословно имеет значение «не переходить дорогу мужчине, стоящему перед юртой», иначе будет неудача. По-видимому, этот запрет связан с семантикой противопоставления «передняя сторона – задняя сторона» («лицо-спина»).
Запрет подъезжать к юрте со стороны двери был настолько значимым, что закреплен в обычном праве единый для всех кочевников: «Если привязанная спереди юрты лошадь лягнет ребенка, то платить за смерть ребенка – полный кун. Если лошадь лягнула на задней стороне юрты, то вина падет на ребенка, отправившегося туда. Если бы там лошадь убила его до смерти, то взыскалась бы только стоимость лошади, а в случае отягчающих вину хозяина обстоятельств – ½ куна (хун, или кун – компенсация за увечье или убийство)».
У кочевников, в частности у башкир, рекомендовалось не входить в юрту с плеткой в руке; в прежние времена «…если кто-либо входил в юрту тархана, бия, с плеткой на запястье… тархан или же бий имел право приказать забрать у виновного его коня. Запрет входить в юрту с плеткой отмечен у казахов, тувинцев и монголов. Отметим, что плетка использовалась не только при верховой езде, она была также предметом вооружения кочевника. Запрет вносить ее в юрту стоит в одном ряду с предписанием вынимать ножны с ножом из-за пояса и оставлять снаружи огнестрельное оружие. Данные действия должны были, по-видимому, демонстрировать отсутствие враждебных намерений гостя. Нельзя входить в юрту, имея что-либо во рту. Если хозяин заметит, что кто-нибудь вошел к нему с жующим ртом, то непременно заставит его выплюнуть у порога все, что есть во рту. Это считалось оскорблением гостеприимству хозяина. Вошедший в юрту обязательно должен отведать в ней пищу – тамақ ауыз итэу, буквально «прикоснуться ртом к пище», хоть крошку хлеба гость юрты должен был отведать, иначе хозяин был бы оскорблен, а подобная обида вела порой к нешуточной вражде.
Таким образом, юрта, являясь одной из древних форм жилища кочевников, воплощает сложный мировоззренческий комплекс. Сравнительно небольшой объем площади юрты был четко маркирован в зависимости от пола, возраста, положения в системе родства и свойств. Жизнь человека начиналась в правой части юрты, и в ней же завершалась, замыкался жизненный круг его.
Основным семантическим назначением юрты было обеспечение здоровья, плодовитости, благополучия его обитателей. В каждой юрте было свое назначение называемый башкирским словом «қот» — хранитель благополучия дома, и всякий входящий в юрту, произносил торжественные слова приветствия, обращенные к «қот», а покидая юрту, уносил с собой напутствие: «Юлыгыз котло булhын!»
Я всегда завидовал тем, кто, будучи в юрте, и выйдя из нее, любовался звездной ночью, очаровывался ощущением единства с природой, чувствовал дуновение теплого ветерка на своей щеке и, глядя в бездонную ночную глубь, поражался гармонией мира.
Да будет вам всем удача, кто побывал в башкирской юрте!

ЖИЛИЩЕ БАШКИР , традиционные жилые постройки для сна, отдыха, бытовых потребностей и т.п., часть традиционно материальной культуры башкирского народа. Жилищем башкир-кочевников была юрта. При переходе к оседлому образу жизни появляются жилища различных типов. Их выбор определялся природными условиями, в которых жили башкирские племена, – горные области или равнины, лесная или степная зона. Как строительный материал использовались бревна, кора, лыко, дерн, глина, навоз. Из кустарника и камыша делали плетеные крыши и стены, из глины и соломы производили кирпич-саман.

Распространены были у башкир бревенчатые избы различного размера и планировки. В зависимости от состоятельности хозяина это могла быть избушка в два окна или большой дом в шесть-восемь оконных проемов. В бедных домах окна затягивали бычьим пузырем, рыбьей кожей, промасленной бумагой. В богатых избах окна стеклили.

Мастера, осуществлявшие постройку, стремились придать каждому строению индивидуальность. Это достигалось прежде всего украшением фасадов деревянной резьбой. Узоры наносили на оконные наличники, ставни, фронтоны, слуховые окна. Применялись преимущественно два мотива – ромб или круг (символическое изображение восходящего солнца). Дополнительным элементом были 8-образные завитки в различных комбинациях.

Помимо бревенчатых домов в башкирских аулах были распространены также дома с деревянным каркасом, такие как плетневые избы – «ситэн ой». Для их сооружения вдоль стен будущего жилища на расстоянии полуметра вкапывали колья. Их оплетали ветками, обмазывали обычной глиной и белили белой глиной. Дома из саманного кирпича преобладали в южных районах нынешнего Башкортостана. Основу саманного кирпича составляли конский навоз (реже солома) и глина: в степи труднее было найти чем солому, которая чаще использовалась на корм скоту, чем на хозяйственные нужды.

Покрытием изб служила также пропитанная глиной солома. Существовали дома с земляной засыпкой (тултырма). В процессе строительства столбы по периметру будущего дома оббивали расколотыми пополам стволами березок с наружной и внутренней стороны. Образовавшееся пространство заполняли землей, а стены обмазывали глиной. Башкиры Курганской области строили глинобитные избы. В процессе строительства пользовались деревянными формами, в которые набивали глиняный раствор. При высыхании глины форму поднимали, пока стена не достигала необходимой высоты. Углы скрепляли столбами.

Самые бедные из башкир строили пластовые или дерновые избы. Техника постройки была схожа с саманными домами, но вместо сырцовых кирпичей использовали вырубленные прямоугольником куски дерна.

Для домов всех типов был обязателен один принцип – разделение дома на две части, мужскую и женскую. Этот планировочный принцип был напрямую связан с нормами поведения, установленными исламом. Традиционное жилище арабов членилось на переднюю, парадную, мужскую и внутреннюю, заднюю, женскую, закрытую части. Это было связано с прямоугольной планировкой как дома, так и шатра. У тюрков и монголов членение шло по иному принципу – на левую (мужскую) и правую (женскую) части. Так что здесь следует говорить о наложении принципов ислама на традиционные представления тюрков. Так, у монгольских народов юрта членится точно так же, как и у тюрков, хотя они никогда не были мусульманами.

Лит.: Калимуллин Б.Г. Башкирское народное зодчество. – Уфа, 1978; Шитова С.Н. Традиционные поселения и жилища башкир. – М., 1984.

2019-02-04T19:32:37+05:00 Культура народов Башкортостана Свой дом башкиры,история,краеведение,строительство,этнография ЖИЛИЩЕ БАШКИР, традиционные жилые постройки для сна, отдыха, бытовых потребностей и т.п., часть традиционно материальной культуры башкирского народа. Жилищем башкир-кочевников была юрта. При переходе к оседлому образу жизни появляются жилища различных типов. Их выбор определялся природными условиями, в которых жили башкирские племена, – горные области или равнины, лесная или... КУЛЬТУРА НАРОДОВ БАШКОРТОСТАНА Словарь-справочник

2. Бикбулатов Н.В. Башкиры. Краткий историко-этнографический справочник. Уфа, 1995.

3. Вайнштейн С.И. Тувинцы-тоджинцы: историко-этнографические очерки. М., 1961.

4. Вайнштейн С.И. Историческая этнография тувинцев. Проблемы кочевого хозяйства. М., 1972.

5. Левшин. А.М. Из истории киргиз-кайсацких орд и степей. Алма-Ата, 1997.

6. Ковалевский А.Н. Книга Ахмеда-ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу. Харьков, 1956.

7. Муканов М.С. Казахская юрта. Алма-Ата, 1981.

8. Попов А.А. Жилище // Историко-этнографический словарь Сибири. М.-Л., 1961.

9. Рона Таш А. По следам кочевников. М., 1964.

10. Руденко С.И. Башкиры. Историко-этнографические очерки. М.-Л., 1955.

11. Севортян Э.В. Этимологический словарь тюркских языков. М., 1974.

12. Шитова С.Н. Традиционные поселения и жилища башкир. М., 1984.

Р. М. Юсупов

В прошлом юрты (тирмә) изготавливались специальными мастерами (тирмәсе, оҫта), которые были известными людьми в районах Башкирии. По данным С.Н. Шитовой и других авторов, среди мастеров по изготовлению юрт была четкая специализация. Одни мастера делали только решетчатые каркасы юрт (д. Абдулнасырово Хайбуллинского района), другие – жерди купола (уҡ) (дд. Абдулкаримово, Куватово, Янгазино Баймакского района). Деревянный обод для устройства свето-дымового отверстия в верхней части купола изготавливали особые мастера в д. Ишберды Баймакского района и д. Рафиково Хайбуллинского района, так как рядом было немало березовых лесов. Кошмы для покрытия решетчатого остова юрты, ее купольной части, отдельно купольного отверстия производили только женщины в деревнях юго-восточных и зауральских районов Башкирии. Среди кошмодельщиц также были особо признанные, благодаря своему умению, мастерицы. Мастерство и практические навыки мастеров обычно передавались из поколения в поколение, то есть в большинстве случаев это было семейным делом, обеспечивавшим благосостояние семьи.

Материал для изготовления юрты

Основным требованием к древесному материалу при изготовлении решетчатой основы вертикальных стенок юрты (кирәгә), состоящей из отдельных решеток (ҡанат), а также длинных купольных жердей (уҡ) была в первую очередь легкость и в то же время прочность. Этим качеством обладают в большинстве случаев обыкновенная ива, тальник. Именно они при умелом изготовлении придают юрте легкость и изящество. Деревянный обод, образующий свод юрты над ее купольной частью (сығараҡ, тағараҡ), должен быть тяжелым и прочным, так как обод своей тяжестью удерживает и придает прочность купольной части, да и всей конструкции юрты. Потому деревянный обод для купола юрты изготавливают из искривленных стволов березы (ҡайын), черной ивы (ҡара тал). Казахские, туркменские и другие мастера Средней Азии делают заготовки для обода юрты из карагача (ҡара ағас), который отличается тяжестью и прочностью. Он использовался при установке больших юрт, но стоил очень дорого. Плотность и прочность древесины березы и карагача обеспечивали надежность и долговечность службы ободов из этих материалов, так как они помимо всего прочего были устойчивы к воздействию метеорологических осадков. В этом отношении деревянный обод, изготовленный из черной ивы, был менее прочным и долговечным.

Заготовка сырья

Сырье для изготовления конструктивных деталей юрты готовили до либо после сокодвижения в стволах деревьев. Мастера обычно заготавливали стволы березы, ивы ранней весной, в конце февраля – середине марта, либо поздней осенью, в конце октября, в ноябре месяце. Срезанные заготовки длиной 200-250 см для решеток и купольных жердей высушивали в тени, в сухом помещении, укладывая на ровную поверхность, очищали от коры, выстругивали специальным столярным инструментом – двуручным тартҡы, а также подправляли неровности небольшим рубанком (йышҡы).

Изготовление купольных жердей

Для того чтобы придать нужный изгиб в нижней части купольных жердей, нижнюю, более толстую часть обтесывали на участке 70-80 см, придав уплощенную форму шириной до 4-5 см. После этого заготовку вымачивали в воде или на пару, чтобы размягчить перед процедурой сгибания нижней части купольных жердей, которые и придавали сферическую форму купольной части юрты. После процедуры вымачивания нижнюю часть купольных жердей изгибали на специальных станках, накладывая друг на друга по 6-8 штук. Форму изгиба проверяли специальным лекалом. Деревенские мастера в районах Башкирии изгибали более простым традиционным способом. Вбивали в землю три кола высотой до 0,5 м или вставляли их в специально выбитые отверстия на полу или стене мастерской. Расстояние между первым и вторым колом было до 1,5 м или чуть более, третий кол вбивали в землю или пол на расстоянии 40-50 см от второго кола, но не на одной линии, а на 30-40 см ниже. Вымоченные жерди длиной 200-250 см (в среднем 220 см) сгибали в утолщенной части и вставляли между колышками и сушили 10 и более дней. После высыхания купольные жерди принимали нужную форму изгиба, что и придавало куполу юрты объемность и сферичность. Толщина купольной жерди в нижней части, которая привязывалась к решетке, была, как уже говорили, 4-5 см, в центральной – 3-4 см, верхний конец жерди, который вставлялся в деревянный обод свода, делался для прочности соединения четырехгранным.

Жерди, которые крепились над верхней частью дверной коробки, делались короче остальных, так как верхняя перекладина дверной коробки, к которой крепились жерди, была на 20-30 см выше решетчатых стен юрты. В верхней перекладине дверной коробки делались специальные косые пазы, куда и вставлялись нижние концы наддверных купольных жердей (Рис. 1.2). В нижней части каждой жерди просверливали отверстие, через которое пропускали сыромятный ремешок или прочную веревку для привязывания жерди к верхним решеткам (перекрестиям) концевых планок решетки. Количество жердей зависело, таким образом, от количества развилок в каждой решетке. На юрту из 5-6 решеток уходило в среднем 100-120 купольных жердей длиной 200-220 см из березы или ивы.

Изготовление решеток юрты

Вертикальные стены юрты (кирәгә,тирәс) раздвижные, состоят из отдельных звеньев-решеток вытянутой формы (ҡанат), которые как бы крыльями укрывают ее остов. От количества звеньев-решеток зависела величина юрты. Средние юрты были чаще всего из 5-6 решеток. Для торжественных случаев, свадеб и т.д. делали просторные, высокие юрты из 10-12 звеньев. Материалом для решеток чаще всего служили ива и тальник, в изобилии произраставшие по берегам рек и водоемов. Они отвечали главным требованиям для решеток – были легкими, гибкими и прочными на изломе. Заготовленный в весенне-осенний период материал также высушивали, выравнивали с обеих сторон рубанком. В среднем длина планок для решеток была 180-200 см, толщина 1,5-2 см, ширина до 3 см. Планки в центральной части слегка изгибали наружу. Для этого также вбивали в землю или пол на расстоянии друг от друга 60-70 см 3 кола, центральный кол отстоял от боковых кольев на 10-15 см от осевой линии. Между кольями вставляли по 5 штук ивовых планок и держали до полной фиксации искривления в центральной части планки 10-12 дней. Изгиб придавал выпуклость боковым стенкам юрты. Отдельные решетки (ҡанат) состояли из четного количества ивовых или тальниковых планок. Обычно в одной решетке было 44-48 планок: по 22-24 в каждом направлении, так как планки накладывались друг на друга в разных направлениях и скреплялись в перекрестиях сыромятными ремешками с узелками на концах. (Рис. 1.3.) Состоятельные и богатые скотоводы могли скреплять планки медными гвоздиками с чеканными головками. У киргизов, богатых казахов в прошлом планки скрепляли чаще всего также медными, а то и серебряными клепками с чеканными головками. После сборки решеток их красили с внутренней стороны красной краской. В нормально растянутом виде каждая решетка по 24 планки в каждом направлении и расстоянии между планками 10-15 см имела длину от 270 до 350 см.

Изготовление свето-дымового деревянного обода

Деревянный обод обычно делают двусоставным, из двух половинок. Диаметр составляет в среднем 120-150 см. Обе половинки обода делали из искривленных стволов березы, тщательно обтесывая, придавая им форму полукруга, или же из простого ствола березы, который после недельной распарки в теплой воде искривляли при помощи тех же кольев, вбивая их в землю по размеру обода и необходимой кривизне. После придания обеим половинкам обода форму полукругов их стыковали, плотно стягивая, сыромятным ремешком, который пропускали через просверленные на торцевых концах полукругов отверстия. Поверх соединений место стыка обматывали сырой кожей, края которой сшивали. По мере высыхания кожа стягивалась и очень прочно фиксировала место соединений полукругов, благодаря чему получался очень прочный цельный свето-дымовой обод. Далее в боковой поверхности обода делали сквозные отверстия, направленные косо снизу вверх, куда при сборке купола вставляли заостренные или четырехгранные концы купольных жердей. Количество отверстий в ободе равнялось количеству жердей купола (100-120 штук). Над свето-дымовым ободом делали купол из выгнутых вверх и перекрещивающихся по центру дугообразных планок. Дуги, предварительно выгнув, вставляли в просверленные отверстия по верхнему торцу обода по 3-4 штуки в каждом направлении. Таким образом, эти выгнутые вверх на высоту до полуметра планки над свето-дымовым обручем логично завершали сферическую форму шатровой части юрты. Внутреннюю сторону деревянного круга-обода, а также нижнюю поверхность дугообразно изогнутых планок-перекладин украшали резьбой.

Изготовление дверей юрты

До конца XIX – начала XX вв. вместо двери вход в юрту снаружи прикрывался толстым, иногда двухслойным прошитым войлоком. Ширина войлочного полога была шире дверного проема, благодаря чему он плотно прикрывался. В летнее время войлочный полог скатывался в рулон и подвешивался над дверью, при необходимости он легко опускался.

С начала XX в. начали делать деревянные одно- и двустворчатые двери. В период своих исследований в дореволюционной Башкирии в 1905-1908 гг. С.И. Руденко застал в юртах, за редким исключением, в основном, деревянные двери. По словам наших информаторов, дверная коробка делалась из местного строительного материала: липы (самая легкая и популярная), осины, дуба и сосны. Доски дверной коробки готовились из досок длиной 120 см, шириной 15 см и толщиной 4-5 см. Внутренний размер проема двери составлял 160 на 80 см. В боковых косяках дверной коробки вдоль ее ширины просверливались сквозные отверстия, к которым подтягивались и крепились ремешками боковины войлока, укрывающего решетчатые стенки юрты. В верхней стороне дверной перекладины просверливались на глубину 2-3 см 5-6 отверстий, куда вставлялись нижние концы купольных жердей. (Рис. 1.2) Для устойчивого крепления крайних решеток параллельно обоим боковым косякам дверной коробки крепились по одной вертикальной круглой стойке диаметром 3-4 см. Стойка вставлялась в специальные отверстия, высверленные по концам верхней и нижней перекладины дверной коробки, которые выступали на 10-12 см за края дверной коробки. Дверь обычно делали двустворчатой, изнутри покрывали красной краской. Снаружи в холодное время межсезонья ее утепляли войлочными полстями. Дверь обычно крепили специальными широкими ремешками или дверными шарнирными петлями.

Сборка юрты

Прибыв на место летовки, выгружали с навьюченных лошадей, телег сложенные и связанные решетки, купольные жерди войлочные покрышки, свето-дымовой обруч, дверную коробку, бытовую утварь, посуду и т.д. После этого выбирали место для установки юрты на более-менее ровном месте, поближе к воде и опушке, если рядом был лес. После этого начиналась сборка юрты. Традиционно этим делом занимались женщины. Вначале ставили с восточной стороны дверную коробку, к которой с левой стороны прикрепляли ремешками первую решетку, к ней – все остальные, скрепляя их между собой ремешками и крепко обвязывая на стыках веревками из конского волоса (Рис. 1.1). Самую последнюю решетку крепили к вертикальной стойке с правой стороны дверной коробки. Концы планок боковин решеток вставляли в отверстия на наружных сторонах дверных косяков. После этого по всему периметру верхнего края решетчатого остова юрты стягивали каркас веревкой и поверх нее протягивали вытканную красивым узором цветную шерстяную тесьму.

Рис. № 1. Варианты крепления решетки и отдельных планок

Азии. М., 1991)

Смонтировав и жестко скрепив решетчатый остов юрты (кирәгә, тирәҫ), приступали к сборке купола юрты. Здесь помогали мужчины. Вначале на двух специальных шестах с заостренными концами 2-3 мужчин поднимали свето-дымовой деревянный обод (Рис. 2). Женщины вставляли в концы обода острые или граненые концы жердей. Нижний конец жердей крепили к перекрестиям верхнего края решеток юрты. Затем последовательно крепили ремешками к решетчатому остову остальные купольные жерди. Как уже говорили, на нижнем конце этих жердей просверливали специальные отверстия, через которые продевали и крепко завязывали узлом сыромятные ремешки так, чтобы длинные их концы оставались свободными. Этими концами и подвязывали к верхним перекрестиям планок решетки нижние концы жердей.

Рис. № 2. Сборка юрты

(из книги С.И. Вайнштейн. Мир кочевников центра

Азии. М., 1991)

После этого деревянный каркас юрты покрывали войлочными полстями. Вначале укрывали четырьмя длинными прямоугольными полстями войлока боковые стены юрты. Затем тремя трапециевидными кусками войлока покрывали купольную часть юрты таким образом, чтобы нижние края купольного войлока на 10-15 см нависали над верхним краем боковых стен юрты. После этого боковые стены юрты обвязывали вкруговую специальными 3-4 поясами из конского волоса шириной от 2 до 10 см. Это укрепляло и остов юрты и плотно прижимало нижний нависающий край купольного войлока к верхнему краю боковых стен юрты. Купольные войлочные покрышки также крепко перетягивались крест-накрест 4-6 волосяными арканами или веревками, концы которых привязывались к колышкам, прибитым в землю по периметру юрты. Специальной четырехугольной кошмой (төндөк) закрывали купол свето-дымового отверстия. Три конца этой войлочной кошмы прочно крепились веревками к корпусу юрты, к четвертому свободному углу крепили веревку, с помощью которой можно закрывать или открывать дымоход в куполе юрты. Свето-дымовое отверстие было обычно открытым, его закрывали только в непогоду. Купольные пласты войлока были обычно толще боковых, и их края обычно обшивали конским волосом для жесткости. Купольные войлочные полсти поднимали с помощью специальных деревянных шестов длиной 250-300 см, на одном конце которого был острый металлический гвоздь, другой конец был просто заострен. Острым концом длинного шеста поддевали верхний край купольного войлока, другой конец шеста, уперев в землю, без особого труда двумя шестами поднимали войлочную покрышку на купольную часть юрты. В холодное время года низ юрты дополнительно утепляли широким поясом из войлока, который вкруговую стягивали веревкой. По периметру юрты прокапывали канавку на случай дождей и таяния снега, чтобы вода не затекала внутрь юрты. Обычно юрты на летовках покрывали темным или серым войлоком. Богатые скотоводы покрывали свои жилища белым войлоком. Свадебные юрты также укрывались белыми кошмами. В торжественных случаях боковые стены юрты украшали красивыми декоративными тканями, китайским шелком. Верх юрты также укрывали поверх войлочных покрышек светлым шелком.

Обустройство полов

Полы устилали обычно несколькими слоями войлока. На землю стелили старые, темные, серые войлоки. Поверх них обычно стелили свежие, белые войлочные покрытия. На них стелили красивые ручной выделки циновки. Перед выходом и у входа расстилали также небольшие циновки. Деревянные полы в юртах обычно не настилали, так как в просветах между досками и землей создавались сквозняки и терялось тепло, в то время как при войлочной подстилке края войлочных полстей по периметру юрты загибались кверху, тем самым создавая герметичность и сводя на минимум потерю тепла. Кроме того, под деревянными полами могли скапливаться мусор, грязь, насекомые, мыши, что, по мнению стариков, отрицательно влияло на внутренний комфорт и ауру благополучия и здоровья внутри юрты.

Таковы основные этапы и особенности изготовления тюркской юрты со сферическим куполом из традиционных материалов и традиционным способом. Юрта легко собирается и разбирается. 2-3 женщины могут устанавливать ее в течение одного часа. Мужчины помогают женщинам лишь при подъеме деревянного свето-дымового обруча. Юрта хорошо сохраняет тепло, в летнюю жару в ней прохладно и уютно. Если очень жарко, нижние войлоки поднимают и привязывают веревками. Обтянутые легкими декоративными тканями боковые стенки защищают от пыли и мусора. Основные параметры 4-5-звеньевой юрты следующие. Общий вес с войлочными покрытиями стен и купола – 400-450 кг, без войлочных покрытий – 150-200 кг. Окружность – около 16-18 м., высота – до 3 м и более, диаметр – 8-10 м, площадь – около 20 м². Однако при входе в юрту все размеры теряют значение, и внутреннее ее пространство и убранство поражают Вас своей умиротворенностью, защищенностью и простым земным счастьем.

Литература

1. Бикбулатов Н.В., Юсупов Р.М., Шитова С.Н., Фатыхова Ф.Ф. Башкиры. Этническая история и традиционная культура. Уфа, 2002.

2. Левшин А.И. Описание киргиз-казацких или киргиз-кайсацких орд и степей. Алматы, 1996.

    Муканов М.С. Казахская юрта. Алма-Ата, 1981.

    Народы Средней Азии и Казахстана. М., 1962. Т.II.

    Руденко С.И. Башкиры. Историко-этнографические очерки. М.-Л.. 1955.

    Шитова С.Н. Традиционные поселения и жилища башкир. М., 1984.

Юрта - одно из великих достижений человечества, сравнимое с изобретением паруса. И то и другое позволили в кратчайшие сроки покрывать большие расстояния. Именно юрта, наряду с лошадью, позволили нашим предкам в фантастически короткие сроки освоить огромные пространства от Дуная до Желтого моря. На этих пространствах, сменяя друг друга, появлялись и исчезали империи: гуннов, тюрок, кыпчаков, монгол и других менее известных народов. Эти империи превосходили по своим масштабам Римскую империю в три раза.

Ранние кочевники, например азиатские гунны или хунну, кочевали в кибитках-палатках на колесах. Изобретение юрты, перевозимой вьюком, резко повысило мобильность и проходимость. Теперь заснеженные вершины, дремучие леса и реки перестали быть препятствием. Навьюченная лошадь или верблюд пройдут по узкой тропе - там где пройдет человек. Колесо вне конкуренции.

Юрта диаметром около четырех метров - это груз для двух вьючных лошадей, способных покрыть до шестидесяти километров в день и полноценно отдохнуть. А наличие сотен лошадей у многих семей позволяло, в экстренных ситуациях, увеличить это расстояние до девяноста километров. Простой подсчет показывает, что кочевники могли пройти за десять дней 900 километров. Это подтверждается молниеносностью их завоеваний.

Юрта поражает воображение своим совершенством. В течение тысячелетий все компоненты тщательно оттачивались, пока не достигли идеала. Ничего лишнего. Великий французский архитектор Ле Корбюзье восхищался завершенностью, универсальностью, взаимозаменяемостью частей юрты. Именно ее он рассматривал как один из прототипов своей концепции «Дом - машина для жилья».

Юрта, появившаяся тысячи лет назад, остается актуальной и сегодня. Небольшой вес, компактность, мобильность, всесезонность и унифицированность деталей в сочетании с невысокой стоимостью делают это жилище высококонкурентоспособным на рынке легких сооружений. Также следует отметить низкую эксплуатационную стоимость - установка и обслуживание не требуют от персонала высокой квалификации, а компактность является основой низких складских расходов при хранении. При этом стоимость юрты в 2-3 раза ниже по сравнению с другими быстро возводимыми сооружениями.

Так же как и большинство тюрок башкиры издревле проживали в юртах - тирмэ, ничем особенно не отличавшихся от жилищ других тюркских народов. Название частей тирмэ также звучит практически одинаково, но все же нужно отметить некоторые особенности. Скаты кровли существенно круче, это связанно с большим количеством осадков на Урале, чем в остальной части Степи. Двери только деревянные. Тирмэ никогда не обкладывается камышовыми матами и в строительстве применяется, кроме классического тала еще дуб, клен, ильм и липа. Оригинально только название - тирмэ, встречающееся только у ногайцев. Башкирский тирмэ - является юртой тюркского типа, хотя исследователи отмечали наличие и монгольской юрты на северо-востоке исторического Башкортостана.

В последние десятилетия юрта становится популярной во всем мире. Множество фирм в Европе и США занимаются производством и эксплуатацией юрт, тем самым популяризируя это высокоэстетичное и романтичное жилище.

Туризм и спорт

Сегодня очень моден и чрезвычайно востребован этнический и экологический туризм, и в то же время этот вид туризма наименее представлен на рынке.

В Башкирии великолепная природа, но возведение турбаз из капитальных сооружений представляется дорогостоящим предприятием, а палатки не обеспечивают сколько-либо приемлемый уровень комфорта. Именно юрта решает проблему оптимального соотношения цены и качества. Очень жесткий и прочный каркас, накрытый теплым войлоком и непромокаемой тканью, помимо чисто утилитарных свойств несет в себе огромный заряд эстетики, романтики и духа предков - ценности крайне дефицитные в наш урбанизированный век.

Юрта накрытая двумя слоями войлока и снабженная печью-камином позволяет эксплуатировать ее круглый год.

Походная юрта - облегченный вариант, которую легко перевозит одна вьючная лошадь позволяет туристам комфортный и романтичный отдых на каждой ночевке. Эта юрта, установка которой займет не более 30 минут незаменима на конных маршрутах.

Не секрет, что отсутствие базовых лагерей - основное препятствие для развития туризма. Компактность позволяет на одном грузовике «Газель» перевезти 5 юрт, а это турбаза для 20-ти отдыхающих и 5 человек персонала. Те же юрты установленные на дощатых помостах и снабженные отоплением могут служить горнолыжной базой зимой.

Торговля, общественное питание и гостиничный бизнес

Арендовав небольшой участок земли в городе, около крупных автодорог, в местах паломничества туристов, на праздниках и народных гуляниях вы можете открыть свое дело в области торговли, общественного питания и гостиничного бизнеса.

Для этого вам нужно просто купить юрту и установить её. При необходимости купить электрогенератор - и вы полностью автономны. Вы не платите арендную плату за помещение, вам не «вырубят» электроэнергию. А нарядный и экстравагантный вид юрты - гарантия того, что не будет отбоя от посетителей.

Юрты можно сблокировать в различных вариантах: торговый зал + склад + бытовка; кухня + торговый зал + бытовка + склад или администрация + номера + столовая + кухня и т.д.

Этнофольклорные праздники и музейное дело

Наряду с юртами стандартной модели, в производстве которой используются современные материалы, наше предприятие производит юрты этнической модели - это жилище, изготовленное из аутентичных материалов и с применением большинства старинных технологий:

  • Древесина только лиственных пород (дуб, ильм, береза и т.д.);
  • Заготовки только колотые (не пиление);
  • Применение пропарки для гнутья;
  • Соединение деталей только на сыромятном ремне и пеньковых веревках.

Такая юрта строится без единого металлического гвоздя, и даже шарниры и ручки дверей из дерева и кожи. В довершении всего натуральный войлок ручной работы.

Возможна комплектация предметами интерьера: сундуками, паласами, седлами и сбруей, сосудами для кумыса из дерева и кожи, мелкой посудой из капа, луками и стрелами в тисненых колчанах и налучьях из натуральной кожи. Возможны резные двери с растительным и геометрическим орнаментом, а также в «зверином» стиле.

Романтикам

Вы можете купить юрту просто для души, поставить у себя на участке и «кочевать» летом. Вы можете купить юрту и погрузить на крышу вашего авто и отправиться «кочевать» по стране или миру. Каждую неделю или каждый день ваш дом будет на новом месте, вы сэкономите на гостиницах и получите несравненное удовольствие.

Вы можете продать свою квартиру, купить участок за городом, поставить юрту и жить в ней, пока ваш новый дом не будет построен. В этой юрте могут жить рабочие, строящие ваш дом, а после окончания строительства вы можете использовать ее как домик для гостей или продать другу, который также решил построить «дом на земле».

Эксклюзив

Мы можем построить для вас эксклюзивные юрты, например диаметром в 12 метров, площадью 113 м2! Где можно проводить семейные торжества, юбилеи и свадьбы и даже конференции.

Вы можете установить подобную юрту и сдавать в аренду для проведения подобных торжеств, присовокупив к аренде опции - например обслуживание торжеств и т.д.

Башкиры, как и многие кочевые народы Евразии, около половины своей жизни проводили во временных жилищах, самым древним и самым универсальным видом которых была решетчатая юрта (тирмэ), теплая в стужу, прохладная в жару.

Юрта, безусловно, выдающееся изобретение древних скотоводов – кочевников. Из – за ее легкости при транспортировке, устойчивости при степных ветрах и ураганах, способности сохранять тепло в стужу, прохладу – в жару, возможности быстро разобрать и собрать и т.д. - она была идеальным жилищем.

Традиционная юрта как жилище у башкир ныне не сохранилась. Ее можно видеть на весеннем празднике «Сабантуй», а так же в крупных музеях Башкортостана. Однако, она бесследно не исчезла. Любуясь знаменитыми готическими соборами Западной Европы с их стрельчатыми сводами на ребрах (нервюрах), невольно задаешься вопросом: не юрта ли является их прототипом, так как в их конструкции много общего.

Юрта для степных кочевников была центром мироздания. В ней начиналась их жизнь, в ней же она и заканчивалась. Она была микрокосмом в макрокосме, моделью мира, который древним людям представлялся сначала плоским, одноярусным, затем двухъярусным: внизу – земля, вверху – небо со звездами. Племена передвигались по обширным пастбищам, преодолевая огромные степные пространства и стали замечать округлость горизонта, выпуклость земной поверхности, что и отразилось в их микрокосме: могилам своих сородичей они стали придавать вид шатровых сегментов, насыпая курган как модель видимого мира, очерченного кольцом кругозора. По образу и подобию видимого мира сооружали не только могилы, но и жилища. Мир как круг сначала воплотился в круглой юрте, позже – на стационарном жилище – избе. Юрта, как и космос по вертикали имела три уровня: пол (олицетворял землю), внутреннее пространство (воздух) и купол (небосвод). Пол юрты для кочевника был нечто большее, чем земляной или деревянный пол для оседлого землепашца: на полу юрты спали, ели, отдыхали, принимали гостей, здесь же проходили праздники, свадьбы, поминки, рождались и умирали. Поэтому он был предметом особой заботы, особого внимания кочевников, чего не скажешь о тех, кто обитал в избе. Пол юрты застилали узорными кошмами, шерстяными паласами, коврами, создавая, тем самым художественный интерьер юрты.

Внутренние стены юрты (воздух) закрывались большими узорными тканями, домотканными паласами, развешанными в развернутом виде на решетчатом остове; на их фоне висели тканые и вышитые полотенца, праздничная одежда, украшения, охотничьи принадлежности, конская упряжь, оружие, которые вкупе с орнаментированным полом создавали своеобразный ансамбль.

Купол юрты олицетворял небосвод, отверстие в нем, через которое проникал свет, ассоциировалось с солнцем. Круглое навершие юрты (сагырак), образующее купольное отверстие, носило сакральный смысл, было священным, переходило от отца к сыну, от старого жилища к новому. Через него проходит осевая линия, по отношению к которой организуется все внутреннее пространство юрты.

При выполнении творческого проекта наша задача заключалась не только в изучении жизни, быта башкир, их жилища. Мы постарались воссоздать культуру народа, национальное жилище в макете – юрте.

1.2. Цели и задачи:

Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями башкирской семьи;

Дать детям представление о жилище башкир – юрта;

Показать характерные особенности украшения юрты;

Юрта полностью удовлетворяет потребностям кочевника в силу своего удобства и практичности. Она быстро собирается и легко разбирается силами одной семьи в течение одного часа. Она легко перевозится на верблюдах, лошадях или автомашине, её войлочное покрытие не пропускает дождь, ветер и холод. Отверстие на вершине купола служит для дневного освещения и позволяет легко пользоваться очагом. Юрта и поныне используется во многих случаях животноводами Казахстана , Кыргызстана и Монголии .

Наиболее общим значением общетюркского слова «jurt» является «народ», «Родина», а также - пастбище , родовая земля. В киргизском и казахском языках слово «Ата-Журт» означает «Отечество», дословно: «Отцовский дом». В современном монгольском языке слово юрта (гэр) синонимично «дому».

ИСТОРИЯ ЮРТЫ

IX веках андроновцев хуннов Катон-Карагайского района

Приобретение практических навыков шитья национальных костюмов;

Практическое воссоздание башкирской юрты и его внутреннего убранства;

Познакомить с башкирскими словами.

ИНТЕРЬЕР БАШКИРСКОЙ ЮРТЫ

Вход в юрту располагался с южной стороны. Противоположная входу сторона считалась главной, почетной и предназначалась для гостей. В центре жилища располагался очаг. Над ним, в самой верхней точке купола, находилось дымовое отверстие. Если очаг был вынесен на улицу, то в центре, на кошмах, расстилалась скатерть, вокруг раскидывались подушки, мягкие подстилки, чепраки.

Внутреннее убранство юрты складывается из предметов, изделий, созданных домашними промыслами в различных регионах Башкирии. Круговая форма юрты, отсутствие внутреннего деления на секции, ограниченность площади привели к размещению бытовых предметов вдоль кереге или на его головках, а также на уыках. Но, несмотря на отсутствие секций внутри юрты, каждая часть интерьера имеет свое традиционное назначение

Особое внимание уделялось полу, который должен был быть теплым, мягким и уютным (гостям предлагали дополнительные коврики и подушки).

С помощью занавески (шаршау) юрта разделялась на мужскую (западную) и женскую (восточную) половины. В мужской половине, у стены напротив входа, размещались сундуки на низеньких деревянных подставках. На сундуках складывались паласы, кошмы, стеганые одеяла, тюфяки, подушки, перетянутые специальной нарядно расшитой лентой (тyшэк тартма). На стенах юрты была развешана праздничная одежда. На видном месте помещались резные седла, инкрустированная упряжь, лук в кожаном футляре и стрелы в колчане, сабля и другое боевое оружие. На женской половине была сосредоточена различная кухонная утварь.

В центре юрты, считающемся по поверьям башкир «пуповиной» жилища, располагается очаг, на котором готовили пищу, а в холодное время года здесь разжигали костер, обогревая юрту.

WeiV n}