Психология

Российский просвещенный абсолютизм. Просвещенный абсолютизм Екатерины II

В России связана с именем Екатерины II. Эта императрица всячески пыталась реформировать государство согласно либеральным идеям, модным во второй половине XVIII века. Из-за пугачевского восстания и событий во Франции эти преобразования были свернуты.

Личность Екатерины II

Екатерина Алексеевна по происхождению была немкой Софией Августой. Она не принадлежала к царской династии Романовых, а была дочерью германского князя. В молодости она вышла замуж за будущего российского императора Петра III и только тогда переехала в Санкт-Петербург.

Просвещенный абсолютизм Екатерины 2 имел именно европейские корни, связанные с ее происхождением. Она получила современное западное образование. Ее вкусы и интересы были гораздо вольнодумнее, чем у петербургской консервативной аристократии. В то же время София Августа прекрасно срослась с той средой, в которой ей пришлось жить согласно новому статусу. Она приняла православие (в крещении получила имя Екатерины Алексеевны), а также безупречно выучила русский язык.

Формально жена наследника не имела никаких прав на власть. Но это не мешало Екатерине быть амбициозной и обладать государственным складом ума. Ее идеология просвещенного абсолютизма сформировалась именно в молодости, когда она еще не занимала престол.

В 1761 году умерла императрица Елизавета Петровна, и власть перешла к Петру III – мужу Екатерины. Этот человек совершенно не соответствовал своему громкому титулу. Он был тщедушен и труслив. В это время Россия победоносно вела Семилетнюю войну против Пруссии. Петр по происхождению также был немцем и заключил с прусским королем неожиданный мирный договор, отдав ему Берлин и все завоеванные земли.

Этот, мягко говоря, непатриотический поступок привел к бунту гвардии. Уже в следующем, 1762 году случился государственный переворот. Армия выбрала Екатерину II, которая после получения короны не особенно церемонилась со своим мужем.

Принципы просвещенного абсолютизма

В отличие от других российских венценосцев Екатерина, придя к власти, уже имела четкую политическую программу преобразований страны. Это были идеи просвещенного абсолютизма, подчерпнутые ею из книг великих мыслителей той эпохи – Вольтера, Монтескье и т. д. Эти французские философы в своих напечатанных трудах призывали менять общество эволюционным путем, без потрясений и революций.

Политика просвещенного абсолютизма предполагала введение нового современного законодательства, которое бы учитывало интересы всех членов общества. Именно поэтому Вольтер считал, что изменения должны были идти сверху. Только государство могло по собственной инициативе обеспечить всеобщее счастье в стране.

Опора на закон как на главную меру всех вещей тоже была не случайной. Принятые нормы должны были регулировать все сферы жизни. Тогда теоретически государство превращалось в идеально работающую машину, в которой были отточены все механизмы. Просвещенный абсолютизм в России мог наделить всех членов общества привилегиями и правами. Они зависели от принадлежности человека к определенному сословию. И крестьяне, и дворяне были защищены законом от посягательства на свои права.

Сочетание консерватизма и либерализма

Благодаря своему образованию, кругу чтения и переписке с французскими мыслителями Екатерина II была прекрасно осведомлена о том, что нужно делать, чтобы улучшить жизнь в России. Страна, доставшаяся ей после дворцового переворота, кардинально отличалась от утопической картины свободного государства. Здесь царило крепостное право, между сословиями зияла огромная пропасть, а крестьянство было поголовно безграмотным.

Нет сомнения, что Екатерина хотела изменить страну. Однако, оказавшись на троне, она не торопилась претворять в жизнь реформы. За годы жизни в России императрица поняла, что кардинальные изменения приведут только к бедам и беспорядкам. Монарх не мог посягать на права дворянства – главной опоры государства и строя.

От преемников Екатерине досталась абсолютная монархия, в которой слово самодержца было законом. Императрица умело пользовалась всеми своими возможностями. Такое сочетание консерватизма и ее либеральных идей и получило название просвещенного абсолютизма.

Уложенная комиссия

В 1767 году просвещенный абсолютизм Екатерины 2 принес свои первые ощутимые плоды. Императрица созвала Уложенную комиссию. Так в России называлось собрание юристов и чиновников, которое рассматривало законодательство государства. Практика созывать комиссии сложилась в XVIII веке и существовала еще до Екатерины.

Как правило, такие временно работавшие органы власти систематизировали и пересматривали законы. Даже в конце XVIII столетия Россия продолжала жить согласно устаревшему Соборному уложению 1649 года, принятому в правление царя Алексея Михайловича – отца Петра Великого. Этот свод, в частности, закрепил крепостное право в стране. В век просвещенного абсолютизма подобные нормы были уже безнадежно устаревшими. Они не давали развиваться государственной экономике и правосознанию граждан.

Наказ Екатерины

Непосредственно Екатерина II не участвовала в работе созванной ею Уложенной комиссии. Тем не менее политика просвещенного абсолютизма императрицы сказалась на решениях, принимавшихся на тех важных заседаниях. Еще накануне созыва комиссии Екатерина составила так называемый Наказ. В этом документе были собраны все наставления государыни, которые касались готовившейся кодификации и переформатирования законодательства.

Екатерина писала и редактирована Наказ на протяжении двух лет. Первый вариант документа был на французском языке. Это свидетельствует о том, что непосредственным источником его вдохновения были труды французских философов, пропагандировавших просвещенный абсолютизм в Европе.

В финальной редакции Наказ получил 20 глав и более 500 статей, касавшихся государственного устройства. Это был даже не канцелярский документ, а философское сочинение. Если бы он был полностью реализован в новом законодательстве, то просвещенный абсолютизм в России стал бы не теорией, а повседневной реальностью.

Основа государственного устройства

Во введении Наказа Екатерина напрямую обращалась к чиновникам, работавшим в Уложенной комиссии. Императрица рассуждала о том, что новые законы должны были учесть интересы всех жителей страны, таким образом обеспечив всеобщее благоденствие. Екатерина в качестве наглядного примера апеллировала к христианству. Она считала, что в Евангелии и Новом Завете уже были даны наброски идеального общества, которое можно было бы построить на земле с помощью справедливых законов.

Таким образом, в своем вступительном слове Екатерина продемонстрировала, что такое идея просвещенного абсолютизма. Но это были общие слова о желаемом результате. В последующих главах Наказа императрица предлагала конкретные решения.

В начале основной части документа она зафиксировала самые фундаментальные и важные принципы государственного управления, которые должны были остаться незыблемыми в любых обстоятельствах. В первую очередь подчеркивалась монументальность власти самодержца.

Единственным правителем в России был монарх. Ни один другой государственный институт или орган не мог претендовать на верховенство в стране. Кроме того, никто не мог оспаривать решения императора или императрицы.

В то же время Россия провозглашалась европейской державой. Екатерина хотела подчеркнуть связь своей страны с западными соседями, от которых она и получила свою политическую систему. Иначе говоря, реформы просвещенного абсолютизма должны были стать чем-то схожим с крещением Руси Владимиром Святославовичем, когда на религиозном и идеологическом уровне наша страна стала составной частью европейской цивилизации.

Монарх не мог править в одиночку. Ему должны были помогать различные государственные учреждения, главным из которых Екатерина считала Сенат. Этот орган вместе с коллегиями мог предлагать решения по реформам законодательства, ставшего устаревшим или вредным для жителей страны. В эпоху дворцовых переворотов значимость Сената была сведена к нулю. Теперь новая императрица возрождала этот институт.

Гражданские свободы

Для Екатерины понятие вольности ограничивалось законом. То есть гражданин мог делать все, что ему угодно, в рамках того пространства, которое давали ему нормы, принятые на государственном уровне. Императрица считала, что положение вещей, когда крестьянин хотел равняться на барина и т. д., могло быть гибельным для России.

В своем Наказе Екатерина упомянула о «народном умствовании». Этот термин был синонимом современного слова «менталитет». Новые российские законы должны были ориентироваться на те нормы, которые были приняты в обществе среди обычных жителей. Иначе говоря, они не должны были противоречить менталитету крестьянства, мещан и т. д.

В этом и была сущность просвещенного абсолютизма. Екатерина желала модернизировать самодержавие, сделать его более гибким по отношению к собственным гражданам, при этом не меняя основных норм государства. Когда много лет спустя в России зародилось народовольческое движение, студенты-революционеры стали «ходить в народ» - путешествовать по деревням и распространять там собственные прокламации о необходимости свержения самодержавия. Итог таких акций, как правило, был печален. Народовольцев хватали сами крестьяне и сдавали их жандармам. Подобные примеры хорошо демонстрируют важность менталитета – того, что Екатерина назвала «народным умствованием».

Российские сословия

Согласно Наказу все российское население делилось на три сословия. Дворянство служило государству, крестьяне возделывали землю, торговцы торговали и приносили стране богатство. Такой была картина российского общества, которая представлялась Екатерине II.

Разумеется, самым привилегированным было дворянство. Этот порядок вещей подтвердился несколько позднее, когда Екатерина даровала Жалованную грамоту, в которой закреплялись все права помещиков. В то же время в Наказе императрица советовала членам Уложенной комиссии разработать законы, которые бы защищали крестьян от произвола их хозяев. К сожалению, это были только общие слова, а когда в Поволжье вспыхнуло пугачевское восстание, идея о правах сельчан стала пугалом и жупелом для императрицы.

Особенности просвещенного абсолютизма заключались во внимательном отношении государства к «третьему сословию». Если взглянуть на этот термин шире обычного, то в его рамки можно включить не только купцов, но и всех тех, кто не относился к помещикам или крестьянам. Иначе говоря, это была разнообразная интеллигенция – писатели, художники, ученые, а также свободные ремесленники, мастера и т. д.

Экономическая политика

Екатерина считала, что если бы все три сословия упорно трудились ради процветания страны, то она бы быстро разбогатела. Императрица отмечала, что двумя столпами экономики России были земледелие и право собственности. То есть в XVIII веке огромная империя все еще официально считалась аграрной страной, где промышленность стояла на втором месте, а ее вклад в общее благополучие был мал. Время показало, что эта точка зрения являлась ошибочной.

Просвещенный абсолютизм в Европе тогда требовал от государей даровать свободы всем сословиям, чтобы они могли работать ради своей выгоды, что в итоге бы вылилось в экономический рост всего государства. Это были основные принципы капитализма, которые на тот момент существовали только в Англии. Но эта страна еще в XVII столетии прошла через кровопролитную гражданскую войну. И только после нее в Англии был закреплен принцип свободы предпринимательства и гражданские свободы.

Екатерина смотрела на вещи несколько иначе. Она так и не даровала окончательную свободу крестьянству. Без этой меры все ее преобразования носили только декоративный характер. Пойти на конфликт с помещиками она не могла. Понадобилось еще несколько поколений, чтобы страна осознала ошибочность своего курса.

Толчком для этого стала неудача в Крымской войне, после которой в 1861 году Александр II (правнук Екатерины) отменил крепостное право. Но даже эта реформа не была сиюминутной. Крестьянам еще много лет пришлось вносить выкупные платежи, чтобы окончательно закрепить за собой собственный участок земли.

Суд

Последние две главы Наказа Екатерины касались судопроизводства. Конечно, эпоха просвещенного абсолютизма не могла не повлиять на то, как передовое общество смотрело на этот важный аспект жизни любой страны. Судебная власть была арбитром между государством и обществом, и образованная императрица понимала ее принципиальное значение.

В одном из своих тезисов она подчеркнула важность принципа свободы вероисповедания в России. Эту норму и должен был защищать суд. Екатерина в своей переписке упоминала о том, что считает вредным насильственное крещение многочисленных малых народов империи (например, коренных жителей Сибири, казахских степей и т. д.).

Уложенная комиссия запретила чрезвычайные и непредусмотренные законом судебные заседания. Они должны были быть подчинены строгому регламенту и правилам. Другим важным нововведением стало расширение свободы слова. Екатерина в своем Наказе написала, что любое высказывание само по себе не является преступлением.

Такого документа, написанного самим монархом, еще не знала российская история. Просвещенный абсолютизм императрицы стал популярной идеологией среди аристократии, бояр и вообще образованных членов общества. Наказ в печатном виде хранился в каждом государственном учреждении. К этому документу апеллировали в ходе судебных заседаний.

Административные реформы

Уложенная комиссия была распущена в 1768 году, когда шла очередная война России с Турцией. Тогда императрица на время отвлеклась от внутренних дел и занялась внешней политикой. Уложенная комиссия больше не собиралась, но принятые ею решения отразились на многих последующих екатерининских реформах.

Просвещенный абсолютизм, кратко говоря, повлиял на перемены в административном управлении в империи. В 1775 году Екатерина провела губернскую реформу. До этого Россия жила согласно внутренним границам, проведенным еще во времена Петра I. Его преемница на престоле в несколько раз увеличила количество губерний, а также уменьшила их размеры. Она дала местным чиновникам большие полномочия при решении внутренних хозяйственных вопросов.

Одной из главных проблем России на протяжении всего ее существования был ее размер. Чтобы добраться из европейской части страны в сибирские города, требовались недели. Поэтому, когда губернские чиновники обращались за советами и поручениями в Петербург, эффективность их работы на местах падала в разы.

Следующим шагом на этом пути стал выход Жалованной грамоты городам в 1785 году. Этот важный законодательный акт регламентировал права и статус всех жителей крупных населенных пунктов. Это были люди, обладавшие собственной недвижимостью в городе. Их также называли мещанами.

Жители городов получили органы самоуправления – магистраты. В них избирались представители мещан и купцов, которые решали текущие хозяйственные проблемы. Появление магистратов стало прямым последствием политики просвещенного абсолютизма Екатерины II.

Значение политики Екатерины

Законы, принятые в годы правления императрицы, в массе своей просуществовали еще столетие до всесторонних реформ Александра II. Преобразования Екатерины обеспечили устойчивость самодержавной монархии в России. Государство стало эффективнее справляться с собственными внутренними проблемами – налогообложением, благоустройством, хозяйственными неурядицами.

Хотя Екатерина так и не решилась на отмену крепостного права, она до конца своих дней оставалась сторонницей гражданских свобод для всего остального населения России.

Переход от феодального уклада к капитализму во многих странах проходил на фоне зарождения идеологии Просвещения. В России этот период пришелся на 60-е годы XVIII века - время правления Екатерины Великой.

Просвещенный абсолютизм - это монархическое правление, основанное на идеологии Просвещения. Основными ее идеями были следующие: человек является высшей ценностью, его интересы превыше государственных; люди равны в правах вне зависимости от сословий; общество нуждается в совершенствовании, и главную роль в этом должны сыграть наука и законодательство. В свете всего этого популярной стала идея "философа на троне".

Екатерины характеризовался проведением мероприятий в интересах самого государства и правящего класса (дворян). Они способствовали развитию капитализма в стане, но при этом не учитывали многих реалий жизни общества того времени.

Уже в первые дни своего правления Екатерина осуществила ряд поездок по стране (Ростов, Ярославль, прибалтийские губернии; проехала по Ладожскому каналу, затем по Волге до Симбирска). Тогда она поняла, что культура народа была слишком низкой и поспешила «заштопать резкие прорехи управления» (Ключевский).

Просвещенный абсолютизм Екатерины историки назвали «золотым веком». Императрица стремилась обеспечить развитие жизни российского общества эволюционным путем, под присмотром «народолюбивого» монарха. Однако она не хотела изменять общественное устройство: империя процветала за счет труда и рабочих, а трон опирался на дворянство, являвшееся основным оплотом абсолютизма.

Представление о том, что нужно делать для процветания государства, у императрицы сложились на основе идей, почерпнутых из трудов европейских просветителей.

Екатерина пыталась нейтрализовать в стране наиболее неприятные «наследия прошлых режимов». Она восстановила и усилила госорганы, которые были созданы еще при Петре Первом. Сенат был разделен на шесть департаментов. Были восстановлены Главный магистрат, Берг-коллегия, Мануфактур-коллегия. Процесс централизации продолжился бюрократизацией управления, ликвидацией гетманства на Украине.

Просвещенный абсолютизм императрицы базировался на ее личном понимании проблем, которые следовало решать. В 1767 году была созвана Комиссия с целью разработки нового свода законов. В 1775 году была начата реформа управления. Увеличилось количество губерний. Их возглавляли губернаторы, а группы из нескольких губерний - генерал-губернаторы. Промышленностью, расходами и доходами стала занималась Казенная палата, больницами и школами - Приказ общественного призрения. От администрации отделились суды.

Постепенно вся система управления страной стала единообразной, подчиненной губернаторам, затем их наместникам, центральным коллегиям и, наконец, императрице.

В 1779 году был подписан и опубликован Указ о свободном открытии предприятий промышленности. Купечество и ремесленники получили определенные льготы. При этом же в 1785 г. дворянам была дарована «Жалованная грамота», которая закрепила их феодальные привилегии.

Таким образом, просвещенный абсолютизм и программа императрицы оказывалась весьма противоречивыми. С одной стороны, они характеризовались провозглашением передовых истин просветительской философии, с другой же - сохранением самодержавия, господства дворянства и крепостного права.

В целом положительно сказался на развитии страны: выросла ее территория, увеличилась численность населения, возросли доходы казны. Однако положение народа оставалось по-прежнему бедственным. На это время приходится мощная которую возглавляет Е. И. Пугачев. Назревшие вопросы не были решены в полном объеме. Государство осталось самодержавным и крепостническим.

Просвещенный абсолютизмполитика второй половины XVIII века, проводимая правителями ряда европейских государств. Для нее было характерно применение на практике некоторых идей французского Просвещения (Ж.Ж. Руссо, Вольтер и Ш.Л. Монтескье): преобразование наиболее устаревших государственных и общественных институтов, осуществление реформ в области судопроизводства, образования и т. д. На деле эта политика означала лавирование между интересами различных сословий для укрепления позиций дворянства как опоры абсолютизма и создания дворянской диктатуры. Политика просвещённого абсолютизма была характерна для стран с монархической формой правления и со сравнительно медленным развитием капиталистических отношений. Просвещённый абсолютизм, с одной стороны, проводил политику в интересах дворянства (сохраняло свои политические права и экономические привилегии), с другой стороны, всячески способствовал дальнейшему развитию капиталистических отношений. В частности, такую политику проводили австрийский император Иосиф II, прусский король Фридрих II и др.
XVIII век – время господства просветительской идеологии. Французские просветители сформулировали основные положения просветительской концепции общественного развития. Их взгляды были естественным продолжением господствовавшей в этом веке идеологии рационализма. Французскими просветителями был провозглашен лозунг просвещения – преобразования государства, опираясь на идеи разума, свободы, гражданского равенства. Одним из путей достижения своих идеалов просветителям виделась деятельность просвещенных монархов «мудрецов на троне», которые, пользуясь своей властью и издавая справедливые законы, помогают делу просвещения общества и установлению справедливости. Представление о государстве как о главном инструменте общественного блага господствовало в умах людей того времени. Прекрасно образованная, знакомая с концепциями просветителей Екатерина II, обладая умом, быстро реагирующим на смену ситуации. Свою продворянскую политику императрица стала проводить в форме просвещенного абсолютизма, стремясь построить законную самодержавную монархию, обновив ее с учетом новых исторических реалий.
Политика «просвещенного абсолютизма» была характерна для стран со сравнительно медленным развитием капиталистических отношений, где дворянство сохраняло свои политические права и экономические привилегии. Она предусматривала стабилизацию существующего государственного порядка путем дальнейшей централизации управления и регулирования самодержавной властью всех сторон общественной жизни, что оправдывалось вышеупомянутыми положениями о роли государства и просвещенного монарха в деле достижения общественного блага, а также некоторую правовую модернизацию в духе идей просветителей, либо просто прикрытую просветительской фразеологией (См. схему «Просвещенный абсолютизм»).

К концу XVI века в Европе складываются три государства с ярко выраженной централизованной властью: Англия, Франция и Испания. Форма правления власти в этих странах получила название абсолютизма.

Общая характеристика просвещённого абсолютизма

Абсолютизм характеризуется в неограниченной власти монарха, который опирался на регулярную армию и разветвлённый аппарат чиновников. Все мероприятия церкви полностью зависели от воли самодержца. Церковь проповедовала мысль о “власти государя от Бога”.

Непрерывные войны, эпидемии чумы и оспы, социальные противоречия в обществе предопределили изменение политической системы Европы во второй половине XVIII века. Первыми признаками возникновения просвещённого абсолютизма были:

  • В городах выделяется прослойка капиталистов-мануфактурщиков. В деревнях появляется зажиточное крестьянство.
  • Монархи пытались совершенствовать систему управления и занимались устранением наиболее устаревших её элементов.
  • Возросло значение чиновничьего аппарата. Вместе с тем, феодальная знать стала играть второстепенную роль.
  • Происходила модернизация армии. Тяжёлую рыцарскую конницу сменила лёгкая гусарская кавалерия. Возросла роль артиллерии, армия становилась регулярной. Содержание такой армии дорого обходилось казне и обеспечивать её комплектацию мог только королевский двор.
  • Крупные купцы и промышленники были заинтересованы в поддержке сильной централизованной власти. Развитие мануфактурного производства требовало таможенных пошлин на импортный товар.

Все кратко перечисленные причины стали в дальнейшем основой политики просвещённого абсолютизма.

Просвещённый абсолютизм в Европе

Основы просвещённого абсолютизма заложил Томас Гоббс. Продолжателями этой идеологии стали философы-писатели Монтескье, Вольтер и Жан-Жак Руссо.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Рис. 1. Портрет Ж.Ж. Руссо. Скульптор Ж.А. Гудон 1778 год.

Философами проводилась мысль о том, что государь вступивший на трон, должен обладать не только правами, но и обязанностями перед своим народом. Просвещённый абсолютизм был принят “на ура” не только монархами, но и передовой частью дворянства. Просвещёнными монархами принято считать Иосифа II-императора австрийского, Фридриха II- прусского короля, Густава III-шведского короля и тд. В России основы просвещённого абсолютизма заложила Екатерина II.

Несмотря на то что многие самодержцы считали себя просветителями и заигрывали с философами, как только речь заходила об ограничении в чём-либо верховной власти, игра в “доброго короля” подходила к концу. На самом деле монархи воспринимали политику просвещённого абсолютизма лишь как доктрину централизованной власти с небольшими уступками низшим сословиям, фабрикантам и части дворянства.

Реформы просвещённого абсолютизма

В 50-60-е годы XVIII века просвещённый абсолютизм достиг своего расцвета. Философы в этот период эпохи Просвещения, дали определение реформам, проводимым в Европе. По их мнению, преобразования начатые самодержцами, делались не в корыстных целях, а ради государства. Однако, не стоит забывать, что преобразования во многом зависели от личности самодержца. У истоков реформ просвещённого абсолютизма стояли император Иосиф II и король Фридрих II. Хотя в Португалии и Испании реформы проводились не монархами, а просвещённым дворянством и министрами.

Рис. 2. Портрет Фридриха Великого II. Художник Пене 1756 год.

  • Экономические реформы имели общую черту, присущую преобразованиям проводимых в Европейских государствах: каждый монарх стремился к пополнению своей казны за счёт увеличения пошлин на ввозимые товары. Такая политика получила название меркантилизма. Делались определённые шаги для развития промышленности.
  • Сословные реформы сказались на правах дворянства и духовенства. Их привилегии существенно ограничивались. В Швеции, например, дворяне обязаны были платить налоги за свою землю.
  • Судебные реформы имели огромное значение. Наконец то отменялись пытки, инквизиционные суды упразднялись. Ограничения коснулись и смертной казни и произвола судей. Особенно преуспела в судебных реформах Пруссия.
  • Коснулись реформы и крестьянского вопроса. Впервые о крестьянской реформе заговорили идеологи физиократии во главе с Франсуа Канэ. Этот писатель и философ был лечащим врачом мадам Помпадур, фаворитки французского короля Людовика XV. Осуждая отсталость феодального строя, физиократы требовали отмены крепостного права. Благодаря реформам, крепостничество, пусть и формально, было отменено в Австрии.

Рис. 3. Портрет Франсуа Канэ

  • Реформы в сфере образования дали странам Европы большое количество новых школ, стали обучаться грамоте даже низшие слои общества. Свободы печати и свободы слова ещё не было в большинстве стран Европы, но цензура была всё же ограничена.
  • Церковные реформы принесли облегчение иноверцам в тех странах Западной Европы, где основной религией являлся католицизм. От короля теперь зависело утверждение папских булл, основные инквизиционные суды были закрыты, повсюду изгоняли иезуитов.

Политика просвещённого абсолютизма, при всех своих либеральных начинаниях не могла принести желаемого эффекта в силу взаимообусловленности пережитков феодального строя. При попытке преобразовывать одну из сфер политики государства, рушилась другая, подобно карточному домику. Парадокс состоял и в том, что сами монархи боялись уже начавшихся реформ и стремились задавить их сверху.

Просвещённый абсолютизм в Пруссии, Австрии и Швеции

В следующей таблице можно увидеть примеры проводимых реформ в европейских странах, их сходства и различия:

Страна Изменилось Осталось без изменений
Пруссия
  • начальное образование стало более доступным;
  • строгий контроль за судебными и финансовыми органами;
  • в экономике проводится политика меркантилизма: защита интересов своего производителя, на ввозимые товары вводятся дополнительные пошлины;
  • помещики не имеют права лишать крестьян своих наделов;
  • суд становится равным для всех сословий.
  • запрещён выезд за рубеж;
  • сохраняется крепостное право;
  • цензура печати и запрет на свободу слова.
Австрия
  • появляется среднее образование;
  • смертная казнь применяется за особо тяжкие преступления;
  • ограничение на привилегии Католической Церкви;
  • отмена крепостного права;
  • крестьяне получали небольшой надел земли;
  • политика меркантилизма: ввоз товаров из-за рубежа облагается повышенной пошлиной.
  • запрет на выезд из страны;
  • цензура печати и запрет на свободу слова;
  • увеличился срок службы в армии;
  • централизация власти Габсбургов распространилась на Галицию и Венгрию.
Швеция
  • вышел свод законов о свободе печати и свободе слова;
  • отменено сословное ограничение занимания высоких государственных должностей;
  • введена свобода вероисповедания;
  • политика меркантилизма: ввозимые товары облагаются повышенным налогом.
  • парламент(ригстаг) полностью зависел от воли короля и мог быт распущен в любой момент;
  • прекращает свою деятельность совещательный орган.

В Польше, Англии и Франции политика просвещённого абсолютизма не нашла своего применения. В Польше главенствовала шляхта (дворянство) и король там имел второстепенное значение. Англия опережала по социальному и экономическому развитию страны Европы и просвещённый абсолютизм её миновал. Во Франции из-за близорукой политики нерешительных и слабовольных монархов Людовика XV и Людовика XVI, дело шло к кровавой бойне революции 1789 года.

Что мы узнали?

Из статьи мы узнали, в чем заключалась главная идея просвещенного абсолютизма. Реформы промышленного абсолютизма были неполными и не находили удовлетворения среди различных слоёв населения. Проявлением недовольства масс и общественного кризиса стала Великая Французская революция, отзвуки которой волной прокатились по всей Европе.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 101.

18 век – это век «просвещения» во всех сферах жизни: литературе, искусстве. Идеи просвещения наложили отпечаток и на государственную . Если раньше понятие абсолютной государственной власти сводилось исключительно к ее практической направленности, то есть к совокупности прав государственной власти, то теперь абсолютизм объявлялся просвещенным. Это значит, что государственная власть признавалась остального, но при этом добавлялась забота о благе всего народа. Монарх должен был осознать, что у него есть не только права и безграничная власть в руках, но и обязанности перед своим народом.

Идеи просвещенного абсолютизма впервые были высказаны . Писатели и философы мечтали поменять в корне существующий государственный строй, изменить жизнь простого народа к лучшему. Монархи, понимая, что перемены грядут и их не избежать, начинают сближаться с , впитывают идеи, высказываемые ими в своих трактатах. Так, например, Екатерина II имела тесную дружескую переписку с Вольтером и Дидро.

Философы ратовали за то, чтобы государство было подчинено разуму, о том, чтобы крестьянам создали лучшие условия для существования. В России, к примеру, к периоду «просвещенного абсолютизма» относится развитие образования, поощрение торговли, реформы в сфере цеховых структур, модернизация аграрной структуры. Однако последняя проходила весьма осторожно, были сделаны лишь первые шаги к этому.

Изменения в обществе

Изменились взгляды элиты в целом. Теперь покровительство науке и культуре считалось хорошим тоном. Законы жизни пытались объяснить с точки зрения разума, рациональный подход ставился во главу угла любого начинания.

Однако на практике все оказалось совсем не так. Эпоха просвещенного абсолютизма принесла лишь упрочение прав интеллигенции и высшим слоям общества, но не простому народу. Недаром в России, например, время правления Екатерины II вошло в историю как «золотой век русского дворянства», когда дворянам удалось упрочить и приумножить свои права. А до отмены крепостного права оставалось еще почти 100 лет.

Просвещенного абсолютизма, как ни странно, не было в Англии, Франции и Польше, в последней вовсе не королевская власть.

В отечественной историографии нет единого взгляда на политику «просвещенного абсолютизма». Одни ученые считают, что она не принесла ничего, кроме упрочения буржуазного строя. Другие видят в этом явлении эволюцию дворянского строя.