Все вопросы

Служебная записка о повышении заработной платы — общие правила и рекомендации по оформлению. Образец коллективного заявления о повышении заработной платы

В какой форме лучше изложить просьбу о повышении зарплаты - устной или письменной?

Нередко руководители структурных подразделений обращаются в службу персонала с просьбой посодействовать в повышении заработной платы подчиненным. HR-специалисты, как правило, охотно соглашаются помочь и походатайствовать перед генеральным директором, выступая своего рода «парламентерами». Но часто ли увеличивают вознаграждения самим сотрудникам отдела персонала? И как быть, если зарплата HR-а в компании уже давно нуждается в добавке, а руководство об этом совсем не задумывается? Эта статья не претендует на обязательное руководство к действию, но описанные в ней приемы были опробованы на практике и могут пригодиться.

В какой форме лучше изложить просьбу о повышении зарплаты - устной или письменной? Если, планируя разговор, вы ждете подходящего настроения начальства или удачного стечения обстоятельств, велика вероятность упустить ответственный момент. Безусловно, стоит предпочесть бумажный вариант. Во-первых, можно подготовить такое обращение в спокойной обстановке. Во-вторых, на любую письменную просьбу должна последовать реакция.

Разберемся с основными правилами составления письма-просьбы. Его традиционная структура - вступление, содержательная часть и заключение. Сегодня на руководителей обрушивается поток информации, поэтому они вынуждены выбирать только самое полезное и интересное - то, что привлекает внимание. Если вы сразу же приступите к просьбе о повышении заработной платы, вряд ли такое письмо будет дочитано до конца. Следовательно, просьбу лучше поместить в конце - после неопровержимых аргументов.

С чего же тогда начать? С похвалы адресату - корректной и обоснованной (в отличие от откровенной грубой лести). Например, если мы называем руководителя экспертом в какой-либо отрасли, он должен действительно являться таковым, иначе подобное высказывание будет воспринято как сарказм. Или представьте себя на месте руководителя, который слышит от подчиненного: «Иван Иванович, вы так прекраснодушны! Повысьте же мне заработную плату». В лучшем случае вы не обратите на столь сладкие речи никакого внимания, а в худшем - почувствуете раздражение. Да, здесь содержится элемент манипуляции - мы воздействуем на тщеславие, взываем к желанию руководителя «быть хорошим», но делать это надо тактично.

Например:

Я глубоко уважаю Вас и искренне благодарен Вам за предоставленные возможности для развития и за участие в интересных проектах. Лучшим доказательством моих слов является мой стаж работы в компании. Напомню, что в среднем по компании он составляет 1,5–2 года, я же работаю здесь уже почти 5 лет. Предлагаю Вам ознакомиться с моими суждениями и надеюсь, что Вы будете объективны и отнесетесь к ним с пониманием.

Другой вариант:

Вы являетесь экспертом в области стратегического управления, и я очень надеюсь когда-нибудь дорасти до Вашего профессионального уровня. Под Вашим руководством я прошла путь от рядового ассистента отдела персонала до менеджера по компенсациям и льготам. Поэтому именно с Вами я хотела бы посоветоваться о том, как мне в дальнейшем строить мою карьеру.

Кстати, прежде чем делать комплименты, поинтересуйтесь достижениями генерального директора. Возможно, он недавно опубликовал статью или книгу, стал победителем конкурса или выступал на телевидении? Или он капитан футбольной команды, недавно занявшей первое место в чемпионате? Поздравление, указание на достижение - прием нехитрый, но действенный. Он позволяет войти в ряды ближайшего окружения, вследствие чего собеседник волей-неволей начнет испытывать к вам симпатию.

Переходим к содержательной части. Здесь необходимо как можно более подробно ответить на вопрос, почему вам должны повысить заработную плату.

Например:

За год работы в компании мне удалось:

  1. Разработать и внедрить следующие локально-нормативные акты и документы:
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • положение о защите, хранении, обработке и передаче персональных данных;
  • положение об оплате труда;
  • положение об оказании материальной помощи сотрудникам;
  • положение о порядке разработки и утверждения должностных инструкций;
  • положение о воинском учете;
  • новую редакцию трудового договора между работником и обществом;
  • график отпусков.
  • Провести аудит трудовых книжек, внести соответствующие исправления и недостающие записи, а также завести:
  • книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним;
  • приходно-расходную книгу по учету бланков трудовых книжек и вкладышей в них.
  • Завести журналы (книги) для учета и регистрации внутренних документов:
  • журнал регистрации трудовых договоров;
  • журнал учета отпусков;
  • книгу учета приема, перевода, увольнения работников организации.
  • Наладить работу по оформлению документов иностранным гражданам (разрешений на работу, уведомлений о привлечении и увольнении иностранных граждан в миграционную, налоговую службы и центр занятости населения), а также получить квоту на привлечение иностранной рабочей силы в следующем году.
  • Успешно пройти проверку состояния работы по воинскому учету в компании.

Другой вариант:

В течение этого года мною были реализованы несколько проектов:

  1. Разработка системы стимулирования сотрудников.
  2. Разработка системы обучения персонала, планов работы сотрудников и т. д.

Хочу напомнить, что эта система позволила значительно снизить коэффициент текучести персонала и количество брака выпускаемой продукции, что обусловило значительную экономию денежных средств. Привлечение персонала путем лизинга операторов из г. Владимира позволило успешно выдержать «сезон», а также значительно снизить фонд оплаты труда.

А что делать, если значимых и явных достижений пока нет? Вспомните о рутинной работе, которую вы проделываете изо дня в день. Оформление приказов о приеме и увольнении, записи в трудовые книжки, бесконечные собеседования на массовые позиции… Если все эти обязанности выполняются качественно, четко и точно в срок, руководители избавляются от многих проблем.

Объем выполняемой мною работы, может быть, незаметен на первый взгляд, но тем не менее он достаточно велик. Если принять во внимание коэффициент текучести в компании, то ведение кадрового делопроизводства занимает 90% рабочего времени: поездки в центр занятости, пенсионный фонд, налоговую и миграционную службы, оформление полисов медицинского страхования, военно-учетный стол. В течение полутора лет для рабочих поездок я использую личный автомобиль, в то время как компанией не компенсируются ни расходы на бензин, ни амортизация транспортного средства. В последние время на меня дополнительно возложена обязанность по ведению табеля рабочего времени (усредненный размер заработной платы только табельщика в Московской области составляет 15 000 р.). За совмещение должностей мне не производится ни доплата, ни оплата сверхурочных, вызванных сложностью сдачи табеля учетного времени в срок. Обращаю ваше внимание на то, что на загрузку табеля учета рабочего времени требуется как минимум 3 часа, т. к. персональный компьютер недостаточно мощный. Рабочий процесс осложняется и тем, что программа не считывает данные по многим сотрудникам и приходится проверять каждого по отдельности.

Также можно рассказать о своем стремлении к профессиональному росту.

Только в прошлом году я окончил более 10 обучающих курсов по различным направлениям HR-деятельности. Стремясь находиться в курсе последних тенденций и нововведений в кадровой сфере, я стараюсь посещать наиболее значимые профильные мероприятия. Для поддержания высокого профессионального уровня я постоянно занимаюсь самообразованием, читая специализированную литературу.

Прежде чем попросить о повышении вознаграждения, можно выполнить обзор рынка труда. Если окажется, что уровень вашей заработной платы ниже среднерыночного, - смело сообщайте об этом факте работодателю. Результаты обзора можно обобщить в таблице, сославшись на источники.

Кроме того, многие HR-специалисты добровольно или вынуждено совмещают в компании несколько должностей. Мало того, что они являются «универсальными солдатами» в своей области, в одиночку занимаясь всеми направлениями управления персоналом, начиная от делопроизводства и заканчивая компенсациями, - зачастую они выполняют обязанности табельщика, бухгалтера по заработной плате, секретаря, инженера по охране труда и т. д. В этом случае не лишним будет напомнить руководителю об условиях работы по совмещению, предусмотренных Трудовым кодексом, и попросить рассмотреть возможность повышения зарплаты либо снять дополнительные обязанности.

Стоит также обратить внимание на отсутствие компенсации за использование мобильного телефона в служебных целях и оплату проезда, если это требуется.

Совмещение нескольких должностей требует значительных временных затрат и, как следствие, сверхурочной работы, которая никогда не оплачивалась. Мой рабочий день зачастую заканчивается около 20:00, превращаясь в 10-часовой без обеденного перерыва. Предприятие находится достаточно далеко от основных транспортных путей города, и я вынужден ездить на такси, т. к. общественный транспорт и служебный автобус в это время уже не ходят. Стоимость услуг такси в настоящее время составляет 110 р. (2420 р. в месяц).

Другой вариант:

Начальники смен все вопросы по персоналу, например о замене сотрудников в случае невыхода, задают в нерабочее время (ночью и в выходные дни). На такие телефонные переговоры требуется от 1000 до 2000 р. в месяц. Более того, ввиду наличия многочисленных жалоб соискателей на невозможность дозвониться на стационарные телефоны компании, при размещении объявлений о вакансиях я вынужден указывать свой личный мобильный телефон, на который постоянно поступают звонки в нерабочее время.

Еще один аргумент может быть понятен сотрудникам службы персонала, занимающимся оформлением иностранной рабочей силы.

Оформление документов иностранным гражданам - достаточно кропотливая процедура, требующая значительных временных затрат. Если мой рабочий день связан с визитом в ФМС, он начинается в 4 утра - в это время мне уже приходится выезжать на электропоезде в Москву. Это вынужденное обстоятельство: чтобы попасть на прием, нужно оказаться в ФМС как можно раньше и занять очередь, в которой затем приходится стоять на улице в любую погоду.

Полезно продумать возможные причины отказа и заранее «обыграть» их с пользой для себя. Например, если вы опасаетесь, что вам откажут прибавить жалованье из-за кризиса, можно выразить надежду на исключительно заботливое отношение компании к сотрудникам.

Только такое эффективное предприятие, как наше, может в тяжелых условиях кризиса повышать заработную плату своим сотрудникам.

Заключение может выглядеть следующим образом:

Особенности моей деятельности в компании - ненормированный рабочий день, постоянные сверхурочные задания и частые поездки. Кроме того, перегруженность разноплановыми обязанностями и крайне напряженный ритм работы негативно отражаются на личной жизни: вызывают конфликты в моей семье, сказываются на состоянии здоровья. Кроме того, на моем иждивении находятся родители пенсионного возраста, один из которых - инвалид. Мое материальное положение не позволяет мне работать сверхурочно бесплатно.

Разумеется, такие письма-просьбы обычно направляют руководству в острых, критических ситуациях, когда размер заработной платы не увеличивался долгое время. Хочется пожелать всем коллегам, чтобы инициатива повышения заработной платы исходила от руководства, ценящего ваш нелегкий труд.

  • Карьера, Работа, Учеба

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у конкретного работодателя системой оплаты труда (ч. 1 ст. 135 ТК РФ). Повышение уровня реального содержания заработной платы обеспечивается в том числе путем индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги (ст. 134 ТК РФ).

А если зарплата не повышается, может ли работник написать заявление на повышение заработной платы и как такое заявление составить, расскажем в нашей консультации.

Обязан ли работодатель повышать зарплату?

ТК РФ предусматривает, что коммерческие организации производят индексацию заработной платы в порядке, который установлен коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (ст. 134 ТК РФ).

Сказанное означает, что в указанных документах должны быть прописаны конкретные порядок, критерии, периодичность индексации заработной платы и работодатель должен следовать им. Если в коллективном договоре, локальных нормативных актах порядок индексации не прописан, работодателю нужно внести в них необходимые изменения (Письмо Роструда от 19.04.2010 № 1073-6-1 ).

Соответственно, отсутствие механизма индексации не может являться для работодателя оправданием, почему заработная плата работникам не повышается.

Итак, повышение заработной платы - обязанность работодателя, а не его право.

Как написать заявление о повышении заработной платы?

Работник не обязан предпринимать какие-либо меры к тому, чтобы работодатель проводил индексацию. Но и запрета на обращение к работодателю по такому вопросу ТК РФ не содержит. Заявление составляется в произвольной форме и адресуется руководителю организации. В заявлении указываются Ф.И.О., должность работника, запрашивающего повышение зарплаты. Необходимо обосновать необходимость повышения зарплаты, в т.ч. со ссылкой на ст. 134 ТК РФ.

Если у работодателя разработан порядок индексации, но он не применяется, следует в заявлении упомянуть и об этом.

Когда у работодателя есть конкретные представления о том, какой уровень заработной платы должен обеспечивать работодатель, об этом также можно указать в заявлении.

Приведем для заявления о повышении заработной платы образец его заполнения.

Заявление может подаваться как от одного работника, так и от их группы. Для коллективного заявления о повышении заработной платы образец бланка может быть аналогичен приведенному выше.

Наряду с заявлением к работодателю работник или коллектив работников может подать заявление в суд с требованием к работодателю установить порядок индексации (если, скажем, он не утвержден работодателем) и, собственно, произвести индексацию зарплаты (ст. 392 ТК РФ). На подачу заявления в суд в связи с отсутствием у работодателя положения об индексации у работника есть 3 месяца со дня, когда он узнал об отсутствии такого документа у работодателя. Такой срок обычно исчисляется с момента, когда работника ознакомили с локальными нормативными актами работодателя. Напомним, что обычно это происходит при приеме работника (ч. 3 ст. 68 ТК РФ).

А на обращение в суд с заявлением проиндексировать зарплату у работника есть 1 год. Он считается, например, с даты, когда работник получил зарплату без индексации (ст. 392 ТК РФ).

Чем грозит непроведение индексации заработной платы?

Поскольку работодатели обязаны проводить индексацию заработной платы, игнорирование такой обязанности может повлечь дисциплинарную ответственность (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ ):

  • предупреждение или штраф на должностных лиц работодателя от 1 000 до 5 000 рублей;
  • штраф на работодателя-ИП - от 1 000 до 5 000 рублей;
  • штраф на работодателя-организацию - от 30 000 до 50 000 рублей.

Если работодатель продолжит не замечать требование ТК РФ о повышении зарплаты, то при повторном выявлении нарушения в течение года со дня назначения административного наказания за такое же нарушение, выявленное ранее, административная ответственность возрастет (ст. 4.6 , ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ ):

  • штраф на должностных лиц работодателя от 10 000 до 20 000 рублей или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет;
  • штраф на работодателя-ИП - от 10 000 до 20 000 рублей;
  • штраф на работодателя-организацию - от 50 000 до 70 000 рублей.

Действующее законодательство предусматривает, что работодатель вправе провести увеличение зарплаты сотруднику в случае повышения должности, увеличения функционала, изменения условий занятости, улучшения финансовых показателей фирмы и при других обстоятельствах. Если администрация нанимателя «не замечает», что оклад специалиста не соответствует выполняемым объемам или текущей ситуации на рынке труда, тот вправе самостоятельно поднять вопрос об изменении суммы выплат, написав заявление на имя руководства.

Если сотрудник выполняет больший функционал, чем ранее, достигает высоких показателей производительности, он вправе обратиться к руководству с просьбой о повышении заработной платы. Если устный разговор неэффективен или неудобен, используется письменное обращение в формате заявления. Оно готовится в свободной форме с соблюдением норм делового стиля.

Документ передается начальству следующими способами:

  • через секретаря в приемной;
  • при личной встрече;
  • через кадровый департамент.

Если в компании организован электронный документооборот, можно направить ходатайство руководству по внутренней сети.

Специалист выбирает вариант оформления заявления, который кажется ему наиболее приемлемым: строгие правила отсутствуют. Допускается написание текста от руки или набор в компьютерных программах. Рекомендуется готовить документ на листе формата А4, лучше не использовать фирменные бланки предприятия.

Получив заявление, руководитель компании принимает единоличное решение об изменении зарплаты. Он анализирует изложенные сотрудником аргументы, сопоставляет с собственным мнением о работнике, финансовыми возможностями компании. Возможет как положительный, так и отрицательный ответ.

Индивидуальное заявление на повышение зарплаты: образец, пример

Унифицированного образца документа не существует. Работник использует формулировки и излагает требования, подходящие для его конкретной ситуации. Чтобы составить грамотное ходатайство, нужно придерживаться следующей структуры:

1. «Шапка»

Это указание ФИО (полностью) и должности руководителя, которому адресуется заявление. На практике документ чаще всего направляют генеральному директору предприятия, но подписывают у начальника своего департамента.

Ниже в «шапке» указывается ФИО и должность сотрудника-заявителя.

2. Название документа

По центру строки прописывается «Заявление на увеличение оплаты труда».

Это конкретное требование автора. Сотрудник прописывает, по каким причинам ему нужно увеличить жалование. Можно сослаться на достигнутые успехи, рост показателей продаж (в процентах), повышение рентабельности, снижение затрат, увеличение выполняемого функционала, совмещение должностей и т.д. Тщательно подбирайте аргументы: на их основе руководство примет решение об удовлетворении просьбы.

Указывается номер и дата трудового договора сотрудника-заявителя и излагается просьба поднять зарплату с текущего уровня (прописывается ее точный размер) до нового (обозначается желаемая величина).

Можно сослаться на положения ст. 132 ТК РФ, гласящей, что оплата труда специалиста зависит от квалификации, сложности работы, затрачиваемого на нее времени. Если функционал увеличился, сотрудник вправе требовать прибавки.

4. Заключение

Работник проставляет дату написания документа и заверяет бумагу собственноручной подписью.

Готовый документ подается руководителю отдела (департамента), который знакомится с требованием сотрудника и акцептует его, проставляя пометку «Не возражаю» и личную подпись.

Рассмотрим пример текста заявления об увеличении оплаты труда:

«Прошу Вас рассмотреть возможность изменения трудового договора №5 от 12.10.2017 г. в части размера заработной платы с 45 000 руб. до 50 000 руб. в связи с ростом объема продаж. За 4 квартал 2017 года показатель увеличился на 30% при уменьшении количества сотрудников отдела с 4 до 3 человек. Мой личный результат выполнения плана составил 125%».

Порядок составления коллективного заявления на повышение зарплаты

Действующее законодательство не предлагает унифицированного образца коллективного ходатайства. По сложившимся правилам в заявлении указывается следующая информация:

  • ФИО руководителя-получателя;
  • наименование компании;
  • название документа – «Коллективное заявление»;
  • ФИО представителя трудового коллектива, если таковой имеется;
  • обоснование причин выдвигаемого требования (например, увеличение объемов производства, изменение условий труда и т.д.);
  • номера и даты трудовых договоров каждого работника, в чьих интересах составлен документ;
  • сумма текущей заработной платы и ее желаемая величина;
  • дата составления бумаги;
  • собственноручные подписи каждого заявителя.

Формулировка может выглядеть следующим образом:

«Трудовой коллектив ООО «СтройТорг» в лице Петрова Афанасия Сергеевича в связи с существенным изменением условий производства просит внести в трудовые договоры (№ и дата каждого соглашения) изменение в части размера оклада с 20 000 до 30 000 руб.»

Практика показывает, что коллективные обращения – более редкое явление, чем индивидуальные ходатайства. Они имеют меньше шансов быть одобренными, поскольку означают существенный рост расходов фирмы на оплату труда.

Как избежать ошибок при подаче заявления?

Задача сотрудника, пишущего ходатайство, – убедить начальство в собственной правоте и значимости для компании. Чтобы добиться расположения руководства, а не вызвать раздражения и недоумения, нужно избегать следующих возможных ошибок:

  • Обращение к непосредственному начальнику. Глава отдела не имеет полномочий повышать зарплаты, эта сфера ведения высшего руководства, поэтому ходатайство нужно адресовать ему.
  • Слишком длинный текст. Заявление должно уместиться на одну страницу, чрезмерно пространное изложение трудовых заслуг на три листа скорее вызовет негатив, чем желание повысить оклад.
  • Использование просторечных выражений. Ходатайство – официальный документ, подаваемый начальству, поэтому важно соответствие нормам делового стиля.
  • Сравнение собственной зарплаты с доходом других сотрудников. Предполагается, что оклады специалистов – коммерческая тайна, и разглашение подобной информации станет аргументом «против» заявителя. В лучшем случае ему откажут в увеличении жалования, в худшем – попросят покинуть компанию.
  • Сравнение собственного функционала с объемом работ коллег. Не становитесь «ябедой», не сопоставляйте себя с другими, ограничьтесь перечнем свои трудовых достижений и навыков.
  • Жалобы на сложное финансовое положение. Личное остается личным, рабочее – рабочим. Руководство фирмы платит за труд, а не подстраивается по индивидуальные потребности специалистов.

Результат рассмотрения заявления

Руководитель рассматривает полученное от наемного специалиста (трудового коллектива) заявление и принимает решение. Если оно отрицательное, работнику дадут устный или письменный ответ, не влекущий изменения в трудовом договоре.

Если начальство откликнулось на аргументы сотрудника, начинается процедура повышения оклада. Она состоит из следующих этапов:

1. Заключение допсоглашения к трудовому договору

Допсоглашение подписывают обе стороны правоотношений: сотрудник и наниматель, каждому достается своя копия. В документе обязательно прописывается номер трудового договора, новая сумма месячной зарплаты, срок, с которого она установлена. Указывается, что остальные пункты контракта остаются без изменений.

2. Издание приказа

Документ готовится в свободной форме, имеет уникальный номер и дату. В нем прописывается:

  • наименование компании;
  • ФИО и должность специалиста;
  • новый размер оклада;
  • срок, с которого устанавливается новая зарплата;
  • № и дата документа-основания (дополнительное соглашение к трудовому договору).

Приказ подписывает руководитель организации и лицо, ответственное за его исполнение.

3. Внесение изменений в штатное расписание

Основание – изданный приказ. С момента, указанного в документе, специалисту начисляют и уплачивают повышенный оклад.

Умение правильно оформить заявление с просьбой повысить зарплату – полезный навык сотрудника. Это цивилизованный и эффективный способ лоббирования собственных интересов. Главное – тщательно продумать аргументы, соблюсти сложившиеся требования к форме и структуре.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Прежде чем ответить на этот вопрос, разберем, что понимать под повышением зарплаты. Это может быть:

  • обязательное индексирование зарплаты (в случаях, установленных законодательством, к примеру, при увеличении МРОТ);
  • добровольное повышение оклада по решению руководителя.

В первой ситуации зарплата должна быть проиндексирована сотрудникам, выплаты за труд которых ниже уровня, предусмотренного законодательством. Причем при этих обстоятельствах индексация зарплаты — обязанность, а не право организации (ст. 130 ТК РФ, письмо Роструда от 19.04.2010 № 1073-6-1). Это же подтверждает и другая норма — ст. 134 ТК РФ, которая гласит о том, что зарплата сотрудников подлежит обязательной индексации в связи с ростом потребительских цен.

Во втором случае работодатель вправе повысить оклады на свое усмотрение, причем как всем сотрудникам, так и избирательно. Что касается размера окладов, никаких ограничений для добровольного повышения зарплат законодательство не ставит.

ВАЖНО! Несмотря на то что обе процедуры направлены на повышение покупательной способности, индексацию и повышение зарплаты следует четко разделять: повышение зарплаты действительно ее увеличивает, а индексация является лишь способом защиты дохода работника от инфляции.

Обоснование обязательного повышения заработной платы — образец приказа

Повышение окладов оформите распорядительной документацией. Как это сделать, рассмотрим на примере.

С 1 января 2019 года МРОТ составляет 11 280 руб. Если у нас есть сотрудники, зарплата которых ниже уровня МРОТ, то мы обязаны ее увеличить.

Сделать это можно двумя способами:

  • установлением новой суммы месячного оклада;
  • установлением доплаты до МРОТ.

Чтобы установить новую сумму оклада, оформите приказ о его повышении. Приказ составляют в произвольной форме с указанием причин повышения оклада и новых сумм выплат.

Скачать приказ о повышении оклада до МРОТ можно ниже по ссылке.

На основании приказа внесите изменения в штатное расписание, а также заключите допсоглашения к трудовым договорам с работниками, поскольку условие об оплате труда — существенный пункт трудового договора (ч. 2 ст. 57 ТК РФ).

Однако повышать каждый раз оклад в связи с увеличением МРОТ вовсе не обязательно. Вы можете внести в положение об оплате труда условие о доплате до МРОТ, прописав условия ее назначения и порядок расчета.

ВАЖНО! Выбрав этот способ, вам придется ежемесячно следить за тем, чтобы общая сумма выплат работнику была не ниже МРОТ.

Как обосновать добровольное повышение оклада и нужно ли заявление работника?

Документом — основанием для повышения зарплаты здесь также будет приказ или распоряжение руководства. А поводом для его издания могут послужить:

  • Положение об оплате труда , в котором закреплены порядок и периодичность повышения окладов.
  • Служебная записка, в которой нужно привести факты, обосновывающие необходимость повышения зарплаты, а также суммы, предлагаемые для утверждения.

Скачать образец такой служебки можно здесь.

  • Заявление работника, которое должно содержать доводы, подтверждающие, что повышения зарплаты этот работник действительно заслуживает. В этом же заявлении непосредственный руководитель работника приводит резолюцию о своем согласии с увеличением оклада.

Посмотрите, как может выглядеть заявление о повышении заработной платы.

ВАЖНО! Повышая зарплату отдельным сотрудникам, не забывайте про ст. 3 ТК РФ, запрещающую какую-либо дискриминацию в сфере трудовых прав. Обиженные работники, занимающие аналогичную должность, вправе обратиться в Гострудинспекцию или в суд для того, чтобы добиться равной оплаты с более «везучими» коллегами.

Образец приказа о повышении заработной платы по решению работодателя вы найдете здесь.

А если рост зарплаты работника связан с повышением по службе, воспользуйтесь унифицированной формой Т-5 .

Итоги

Повышение зарплаты сотрудникам может носить как обязательный, так и добровольный характер. От этого напрямую зависят обоснования увеличения зарплатных выплат и само содержание приказа.

Нередко руководители структурных подразделений обращаются в службу персонала с просьбой посодействовать в повышении заработной платы подчиненным. HR-специалисты, как правило, охотно соглашаются помочь и походатайствовать перед генеральным директором, выступая своего рода "парламентерами". Но часто ли увеличивают вознаграждения самим сотрудникам отдела персонала? И как быть, если зарплата HR-а в компании уже давно нуждается в добавке, а руководство об этом совсем не задумывается? Эта статья не претендует на обязательное руководство к действию, но описанные в ней приемы были опробованы на практике и могут пригодиться.

В какой форме лучше изложить просьбу о повышении зарплаты - устной или письменной? Если, планируя разговор, вы ждете подходящего настроения начальства или удачного стечения обстоятельств, велика вероятность упустить ответственный момент. Безусловно, стоит предпочесть бумажный вариант. Во-первых, можно подготовить такое обращение в спокойной обстановке. Во-вторых, на любую письменную просьбу должна последовать реакция.

Разберемся с основными правилами составления письма-просьбы. Его традиционная структура - вступление, содержательная часть и заключение. Сегодня на руководителей обрушивается поток информации, поэтому они вынуждены выбирать только самое полезное и интересное - то, что привлекает внимание. Если вы сразу же приступите к просьбе о повышении заработной платы, вряд ли такое письмо будет дочитано до конца. Следовательно, просьбу лучше поместить в конце - после неопровержимых аргументов.

С чего же тогда начать? С похвалы адресату - корректной и обоснованной (в отличие от откровенной грубой лести). Например, если мы называем руководителя экспертом в какой-либо отрасли, он должен действительно являться таковым, иначе подобное высказывание будет воспринято как сарказм. Или представьте себя на месте руководителя, который слышит от подчиненного: "Иван Иванович, вы так прекраснодушны! Повысьте же мне заработную плату". В лучшем случае вы не обратите на столь сладкие речи никакого внимания, а в худшем - почувствуете раздражение. Да, здесь содержится элемент манипуляции - мы воздействуем на тщеславие, взываем к желанию руководителя "быть хорошим", но делать это надо тактично.

Например:

Я глубоко уважаю Вас и искренне благодарен Вам за предоставленные возможности для развития и за участие в интересных проектах. Лучшим доказательством моих слов является мой стаж работы в компании. Напомню, что в среднем по компании он составляет 1,5 - 2 года, я же работаю здесь уже почти 5 лет. Предлагаю Вам ознакомиться с моими суждениями и надеюсь, что Вы будете объективны и отнесетесь к ним с пониманием.

Другой вариант:

Вы являетесь экспертом в области стратегического управления, и я очень надеюсь когда-нибудь дорасти до Вашего профессионального уровня. Под Вашим руководством я прошла путь от рядового ассистента отдела персонала до менеджера по компенсациям и льготам. Поэтому именно с Вами я хотела бы посоветоваться о том, как мне в дальнейшем строить мою карьеру.

Кстати, прежде чем делать комплименты, поинтересуйтесь достижениями генерального директора. Возможно, он недавно опубликовал статью или книгу, стал победителем конкурса или выступал на телевидении? Или он капитан футбольной команды, недавно занявшей первое место в чемпионате? Поздравление, указание на достижение - прием нехитрый, но действенный. Он позволяет войти в ряды ближайшего окружения, вследствие чего собеседник волей-неволей начнет испытывать к вам симпатию.
Переходим к содержательной части. Здесь необходимо как можно более подробно ответить на вопрос, почему вам должны повысить заработную плату.

Например:

За год работы в компании мне удалось:
1) разработать и внедрить следующие локально-нормативные акты и документы:
- правила внутреннего трудового распорядка;
- положение о защите, хранении, обработке и передаче персональных данных;
- положение об оплате труда;
- положение об оказании материальной помощи сотрудникам;
- положение о порядке разработки и утверждения должностных инструкций;
- положение о воинском учете;
- новую редакцию трудового договора между работником и обществом;
- график отпусков;

2) провести аудит трудовых книжек, внести соответствующие исправления и недостающие записи, а также завести:
- книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним;
- приходно-расходную книгу по учету бланков трудовых книжек и вкладышей в них;

3) завести журналы (книги) для учета и регистрации внутренних документов:
- журнал регистрации трудовых договоров;
- журнал учета отпусков;
- книгу учета приема, перевода, увольнения работников организации;

4) наладить работу по оформлению документов иностранным гражданам (разрешений на работу, уведомлений о привлечении и увольнении иностранных граждан в миграционную, налоговую службы и центр занятости населения), а также получить квоту на привлечение иностранной рабочей силы в следующем году;

5) успешно пройти проверку состояния работы по воинскому учету в компании.

В течение этого года мною были реализованы несколько проектов:

1) разработка системы стимулирования сотрудников;
2) разработка системы обучения персонала, планов работы сотрудников и т.д.

Хочу напомнить, что эта система позволила значительно снизить коэффициент текучести персонала и количество брака выпускаемой продукции, что обусловило значительную экономию денежных средств. Привлечение персонала путем лизинга операторов из г. Владимира позволило успешно выдержать "сезон", а также значительно снизить фонд оплаты труда.

А что делать, если значимых и явных достижений пока нет? Вспомните о рутинной работе, которую вы проделываете изо дня в день. Оформление приказов о приеме и увольнении, записи в трудовые книжки, бесконечные собеседования на массовые позиции... Если все эти обязанности выполняются качественно, четко и точно в срок, руководители избавляются от многих проблем.

Объем выполняемой мною работы, может быть, незаметен на первый взгляд, но тем не менее он достаточно велик. Если принять во внимание коэффициент текучести в компании, то ведение кадрового делопроизводства занимает 90% рабочего времени: поездки в центр занятости, пенсионный фонд, налоговую и миграционную службы, оформление полисов медицинского страхования (учитывая реорганизацию, необходима большая работа по замене всех полисов), военно-учетный стол. В течение полутора лет для рабочих поездок я использую личный автомобиль, в то время как компанией не компенсируются ни расходы на бензин, ни амортизация транспортного средства. В последние время на меня дополнительно возложена обязанность по ведению табеля учета рабочего времени (усредненный размер заработной платы только табельщика в Московской области составляет 15 000 руб.). За совмещение должностей мне не производится ни доплата, ни оплата сверхурочных, вызванных сложностью сдачи табеля учетного времени в срок. Обращаю ваше внимание на то, что на загрузку табеля учета рабочего времени требуется как минимум 3 часа, т.к. персональный компьютер недостаточно мощный. Рабочий процесс осложняется и тем, что программа не считывает данные по многим сотрудникам и приходится проверять каждого по отдельности.

Также можно рассказать о своем стремлении к профессиональному росту.

Только в 2010 г. я окончил более 10 обучающих курсов по различным направлениям HR-деятельности. Стремясь находиться в курсе последних тенденций и нововведений в кадровой сфере, я стараюсь посещать наиболее значимые профильные мероприятия. Для поддержания высокого профессионального уровня я постоянно занимаюсь самообразованием, читая специализированную литературу.

Прежде чем попросить о повышении вознаграждения, можно выполнить обзор рынка труда. Если окажется, что уровень вашей заработной платы ниже среднерыночного, смело сообщайте об этом факте работодателю. Результаты обзора можно обобщить в таблице, сославшись на источники.

Таблица

Примечание : минимальный уровень - наименьшее значение заработной платы в изучаемом массиве; максимальный уровень - наибольшее значение заработной платы в изучаемом массиве; мода - наиболее часто встречающееся значение заработной платы в изучаемом массиве; медиана, или средний квартиль, - значение заработной платы, расположенное в середине изучаемого массива, упорядоченного по возрастанию; нижний квартиль - значение заработной платы, ниже которого в упорядоченном по возрастанию массиве находится четверть (25%) данных; верхний квартиль - значение заработной платы, выше которого в упорядоченном по возрастанию массиве находится четверть (25%) данных; среднее арифметическое - сумма всех значений заработной платы исследуемого массива, деленная на их количество.

Кроме того, многие HR-специалисты добровольно или вынуждено совмещают в компании несколько должностей. Мало того, что они являются "универсальными солдатами" в своей области, в одиночку занимаясь всеми направлениями управления персоналом, начиная от делопроизводства и заканчивая компенсациями, зачастую они выполняют обязанности табельщика, бухгалтера по заработной плате, секретаря, инженера по охране труда и т.д. В этом случае не лишним будет напомнить руководителю об условиях работы по совмещению, предусмотренных ст. 151 Трудового кодекса РФ, и попросить рассмотреть возможность повышения зарплаты либо снять дополнительные обязанности.
Стоит также обратить внимание на отсутствие компенсации за использование мобильного телефона в служебных целях и оплату проезда, если это требуется.

Совмещение нескольких должностей требует значительных временных затрат и, как следствие, сверхурочной работы, которая никогда не оплачивалась. Мой рабочий день зачастую заканчивается около 20:00, превращаясь в 10-часовой без обеденного перерыва. Предприятие находится достаточно далеко от основных транспортных путей города, и я вынужден ездить на такси, т.к. общественный транспорт и служебный автобус в это время уже не ходят. Стоимость услуг такси в настоящее время составляет 110 руб. (2420 руб. в месяц).

Другой вариант:

Начальники смен все вопросы по персоналу, например о замене сотрудников в случае невыхода, задают в нерабочее время (ночью и в выходные дни). На такие телефонные переговоры требуется от 1000 до 2000 руб. в месяц. Более того, ввиду наличия многочисленных жалоб соискателей на невозможность дозвониться на стационарные телефоны компании, при размещении объявлений о вакансиях я вынужден указывать свой личный мобильный телефон, на который постоянно поступают звонки в нерабочее время.

Еще один аргумент может быть понятен сотрудникам службы персонала, занимающимся оформлением иностранной рабочей силы.

Оформление документов иностранным гражданам - достаточно кропотливая процедура, требующая значительных временных затрат. Если мой рабочий день связан с визитом в ФМС, он начинается в 4 утра - в это время мне уже приходится выезжать на электропоезде в Москву. Это вынужденное обстоятельство: чтобы попасть на прием, нужно оказаться в ФМС как можно раньше и занять очередь, в которой затем приходится стоять на улице в любую погоду.

Полезно продумать возможные причины отказа заранее и "обыграть" их с пользой для себя. Например, если вы опасаетесь, что вам откажут прибавить жалованье из-за кризиса, можно выразить надежду на исключительно заботливое отношение компании к сотрудникам.

Только такое эффективное предприятие, как наше, может в тяжелых условиях кризиса повышать заработную плату своим сотрудникам.

Заключение может выглядеть следующим образом:

Особенности моей деятельности в компании - ненормированный рабочий день, постоянные сверхурочные задания и частые поездки. Кроме того, перегруженность разноплановыми обязанностями и крайне напряженный ритм работы негативно отражаются на личной жизни: вызывают конфликты в моей семье, сказываются на состоянии здоровья. Кроме того, на моем иждивении находятся родители пенсионного возраста, один из которых - инвалид. Мое материальное положение не позволяет мне работать сверхурочно бесплатно.

Разумеется, такие письма-просьбы обычно направляют руководству в острых, критических ситуациях, когда размер заработной платы не увеличивался долгое время. Хочется пожелать всем коллегам, чтобы инициатива повышения заработной платы исходила от руководства, ценящего ваш нелегкий труд.


Статьи этого раздела

  • Как начальство ускоряет профессиональное выгорание сотрудников

    Пять причин потери интереса к работе из-за поведения босса.

  • Как быть, если в кризис счастье привалило

    Деловая литература полна советами, как выжить в кризисных условиях. Особенно часто поминают восточную мудрость про то, что кризис - это новые возможности. И правда, сотни российских компаний именно из-за сокращения импорта, падения курса рубля и прочих прелестей вдруг получили толчок к развитию. Но новые возможности создают и новые проблемы. Эта статья – про то, как с ними быть.
    Публикация основана на личных наблюдениях автора.

  • Когда подчинённые пудрят вам мозги: практическое руководство

    Если вы - руководитель хотя бы с 3-летним стажем, будьте уверенны, подчинённые пудрили вам мозги уже десятки раз. А если - директор Крупного Холдинга, - так вообще каждый день. Хотя вы, возможно, этого и не замечали. Предлагаю инструкцию: как это учуять и что с этим делать.

  • Как максимально эффективно вести табель учета рабочего времени?

    Табель учета рабочего времени - незаменимый инструмент в работе любой организации. Его ведение прописано в законодательстве, а недооценка может негативно повлиять на работу компании. Табель учета позволяет руководителю увидеть общую картину явки сотрудников на работе.

  • Как выбрать подходящую для вас модель контроля персонала

    Многие руководители, решая для себя вопрос, как «держать в узде» подчиненных, вряд ли задумываются над тем, какой стратегии контроля они станут придерживаться. В результате нередко смешиваются элементы совершенно различных стратегий, что и приводит к бесплодности всех усилий. Для большинства руководителей наиболее полезны две стратегии: внешнего контроля и внутреннего стимулирования.

  • Жестокий руководитель. Кого винить?

    В России будущий не довольный своей командой руководитель формируется еще в учебном заведении. Здесь студентов учат, как выстроить работу команды, как повысить эффективность коллектива, но никто не учит личной эффективности. Работа с личной эффективностью, личностный…

  • ТОП-6 ошибок руководства, которые могут помешать развитию компании

    В одной из своих последних статей для Forbes Glenn Llopis, американский предприниматель и бизнес-консультант, рассказал об ошибках топ-менеджмента, которые, в конечном счете, негативно отражаются на успешности их бизнесов.

  • Как небольшим компаниям решать проектные задачи

    Как малому и среднему бизнесу стоит выстраивать процессы управления проектами – «по науке» или «как заведено»? Лучше, как подсказывает здравый смысл, считает Александр Крымов. Читайте о специфике project-менеджмента в небольших компаниях.

  • Проблема российского бизнеса в его поверхностном отношении к персоналу

    Кризис в очередной раз заставляет управленцев оптимизировать свой бизнес и выявить резервы, которые могут быть использованы в новой ситуации. Эксперты кадрового агентства Юнити сравнили российские принципы работы в рекрутменте с немецкими и пришли к выводу, что главной точкой роста является персонал компаний.

  • «Сержанты бизнеса»: проблема линейных менеджеров

    Управленцы низшего звена – это «сержанты» или «прапорщики» компании. Они могут стать самой влиятельной ячейкой в бизнес-иерархии, если позаботиться об их карьерном развитии. Александр Крымов о поиске и обучении линейных менеджеров.

  • Часто используемые стратегии в отношении персонала в периоды финансовой нестабильности

    За последние годы российские компании, преодолевшие кризис 2008 года, последовательно расширяли свой бизнес и, соответственно, подстраивали численность персонала таким образом, чтобы располагать чуть большим количеством работников, чем было абсолютно и минимально необходимо. Однако в последние…

  • Рекомендации работодателям в кризис

    За последние годы российские компании, пережившие и преодолевшие кризис 2008 года, неизменно расширяли свой бизнес и, соответственно, корректировали численность персонала, чтобы обеспечить определенный кадровый резерв, перекрывавший их фактические кадровые потребности. Однако в последние несколько месяцев…

  • Эмпатия в бизнесе – плюс или минус?

    Человеческий ресурс не обезличенное понятие, и HR-специалисту, как ни крути, приходится работать с конкретными людьми, взаимодействовать с ними, пытаться понять их мотивы, причины тех или иных действий, находить общий язык. При этом, «проникая во внутренний мир» коллег, важно самому не стать жертвой манипуляций.

  • Как увеличить производительность труда работников

    Увеличение производительности труда работников может быть про​блемой даже для самого компетентного руководителя. К счастью, многие менеджеры располагают значительным набором средств для повышения мотивации. Так, один из наиболее распространенных способов повысить мотивацию состоит в том, чтобы…

  • Производительность труда в компании: вызовы кризиса

    Производительность труда в России всегда хромала по сравнению с заграницей, хромает сейчас и хромать, по всей видимости, будет. В условиях кризиса стоит вернуться к этому вопросу.

  • Оценка эффективности HR-Департамента

    Как меняется роль HR в современной компании? Каковы ожидания топ-менеджеров от работы HR-департамента? Каким образом в Вашей компании оценивается эффективность HR-департамента.

  • Геймифицируй это: как вдохновить команду на подвиги при помощи игровых механик

    Все чаще на HR-конференциях и страницах отраслевых изданий можно встретить термин "геймификация" - в контексте работы с мотивацией персонала, повышения продаж, укрепления корпоративной культуры и других задач повышения эффективности. Что же такое геймификация и почему именно сейчас HR-сообщество столь активно заговорило об этом инструменте - ведь на самом деле, используется давным-давно.

  • Выходное интервью: понять причины ухода и предпринять меры

    Выходное интервью можно с уверенностью назвать «золотым стандартом» во взаимоотношениях компании и увольняющегося сотрудника. Работодателю очень важно «хорошо» попрощаться с ценным работником и при этом получить от него полезную информацию, как удержать других сотрудников.

  • «Свои» люди в компании. Нюансы отношений

    На практике нередко встречается ситуация, когда высшее руководство устраивает в штат компании своих родственников или знакомых. Такие действия могут нести в себе риски как для работы отдельных подразделений, так и для бизнеса в целом.

  • Что такое управление?

    Любой, даже недавний выпускник программы MBA знает, что можно целый день спорить о самом правдивом, лучшем определении слова управленец. Но это меня утомляет. Поэтому давайте вместе подумаем о главном, о сущности того, что мы ожидаем от профессионального руководителя (мы пока не рассматриваем остальную вашу работу: приумножение прибыли или выпуск более совершенных виджетов). К чему сводится управление?

  • Корпоративные тренинги: менеджерами рождаются или становятся?

    Каждый год на попытки научить лидеров и менеджеров руководить своими служащими и налаживать с ними эффективную обратную связь тратятся миллионы долларов и тысячи часов рабочего времени. Тем не менее значительная часть этих тренингов не дает желаемых результатов. Многие менеджеры так и остаются плохими наставниками. Может быть, причина в том, что этому нельзя научить?

  • Как найти общий язык с подчинёнными? Два примера, которые точно не стоит повторять

    Татьяна была потрясающим, высоко мотивированным менеджером в международной организации, штаб-квартира которой находится в Вашингтоне. Получив продвижение и заняв руководящую должность, она получила в наследство небольшую команду сотрудников. Ее непосредственные подчиненные были весьма категоричны, циничны, прямолинейны…

  • Cоставление управленческой отчетности своими силами и на аутсорсинге

    Помимо финансовой отчетности для акционеров и контрагентов, состоящей из баланса, отчетов о прибылях и убытках и кэшфлоу, все больше компаний регулярно готовят управленческую отчетность, которая необходима высшему руководству для принятия решений.

  • 6 правил успешного аутсорсинга бухгалтерского учета

    Залогом эффективности аутсорсинга бухгалтерии является грамотная подготовка к передаче процесса, которая начинается сразу после принятия решения о переходе на аутсорсинг и оканчивается подписанием договора с поставщиком услуги. Подготовиться к передаче можно самостоятельно, при помощи внешних консультантов или специалистов выбранного провайдера. В любом случае, есть несколько универсальных рекомендаций, которые позволят сделать переход на аутсорсинг максимально четким и быстрым, а его дальнейшее использование - эффективным для компании.

  • Создание команды мечты!

    Если вы действительно хотите сделать скачок вперед в своем личном или профессиональном развитии, то вам придется расширить круг своих тесных связей. Когда вы найдете трех человек, которые помогут изменить вашу жизнь, вашей целью станет привлечение их в свой узкий круг и создание надежных взаимоотношений на основе доверия и уважения. Это здорово, но где искать таких людей?

  • Как правильно составить договор на аутсорсинг
  • Как удержать ценного сотрудника? Прививка от жесткого менеджмента
  • Решение проблем в команде с помощью ситуационного анализа

    Ситуационный анализ (или анализ актуальных ситуаций) любой человек осуществляет повседневно, сознательно или неосознанно. Без него нельзя сделать ни шагу. Анализ текущих событий необходим нам, чтобы определиться, как себя вести в будущем. Ситуационный анализ представляет собой процесс оценивания внешних и внутренних обстоятельств с целью определения рациональной линии поведения. Технологически он состоит из трех последовательных автономных этапов (процедур). Наиболее эффективно ситуационный анализ также применяется для определения командой прикладных проблем и нахождения эффективных решений.

  • Оценка экономической эффективности деятельности службы управления персоналом

    Статья публикуется в рамках сотрудничества HRMaximum и кандидата экономических наук, директора Зеленодольского филиала Института экономики, управления и права, доцента кафедры маркетинга и экономики Института экономики, управления и права (г. Казань) - Руслана Евгеньевича Мансурова. Последние…

  • Надо определить необходимую численность специалистов в компании

    Вопросы определения оптимальной численности персонала компании всегда являлись актуальными и в известной степени спорными. При этом если рассматривать вопросы определения необходимой численности рабочих, то данные вопросы проработаны достаточно хорошо. Еще с советских времен (особенно по промышленным предприятиям) разработаны всевозможные нормативы численности персонала, нормы обслуживания оборудования, нормы времени на различные работы и пр., которые в большинстве своем не потеряли актуальности и в настоящее время в виду низких темпов внедрения нового оборудования и перехода на новые технологии.
    Вопросы определения численности персонала специалистов отделов управления, таких как бухгалтерия, планово-экономический отдел, финансовый отдел и пр. остаются мало проработанными. Если обратится к нормативной базе советского времени, то эти методики и нормы безнадежно устарели в виду резко увеличивающихся требований, предъявляемых в условиях рыночной экономики.

  • Принципы адаптивности в структуре организации

    В динамичном и все более изменчивом мире перестают работать традиционные методы управления, основанные на жестких планах и программируемых решениях. Перемены заставляют сместить акцент с предвидения изменений к методам построения организаций, способных воспринимать изменения и обращать нестабильность в свою пользу. Как и в природе, чтобы выжить в быстро изменяющейся среде, необходимо к ней адаптироваться. Для создания адаптивной организации необходимо понимать законы и особенности ее функционирования.

  • Как бороться с неплатежами потребителей?

    Эта проблема в меньшей степени характерна для розничной торговли и более характерна для сферы услуг.
    На начальном этапе следует постараться связаться с такими контрагентами и сначала в устной, а потом и в письменной форме заявить о своих претензиях. Практика показывает, что в 10-15% случаев это срабатывает. И в нашей книге мы приводим несколько вариантов таких писем.

  • Необходимо оценить экономический ущерб от высокой текучести кадров

    Статья публикуется в рамках сотрудничества HRMaximum и кандидата экономических наук, директора Зеленодольского филиала Института экономики, управления и права, доцента кафедры маркетинга и экономики Института экономики, управления и права (г. Казань) - Мансурова Руслана Евгеньевича. Последние…

  • Работа с фрилансерами: кто прав, кто виноват

    Фрилансеры - работники, которых нанимают на разовые работы, когда нет необходимости в сотруднике в штате или свои сотрудники заняты на других проектах. Мнения о работе с фрилансерами обычно делится 50 на 50: у некоторых был ужасный опыт, у некоторых весьма положительный. Как правило, клиенты продолжают обращаться к тем фрилансерам, с которыми не было проблем в сроках и качестве выполненной работы. В статье мы рассмотрим плюсы и минусы фрилансера, а также особенности процесса работы с ним.

  • Медведь и секретарши (сказ о секретарях и руководителях)

    Жил-был Медведь по имени Михал Потапыч. Был он владельцем среднего купи-продажного бизнеса, а заодно и директорствовал, ибо справедливо полагал, что без надзора Хозяина офисная челядь весь бизнес по норам и дуплам растащит. …

  • Три дракона для начинающего менеджера

    Внимание, коллеги! Прочтите эту статью внимательно. Возможно, она убережёт вас от страшной опасности и поможет не только пережить первые менеджерские проблемы, но и в дальнейшем состояться в качестве успешного руководителя.

  • Особенности управления персоналом малого предприятия

    Особенностью малого предприятия является тесное взаимодействие руководства с персоналом. На малых предприятиях часто отсутствуют документы по регламентации кадровой работы, а существует система неофициальных установок. Это располагает к индивидуальному подходу к каждой ситуации и работнику, однако приводит к возникновению конфликтов, выражению личных симпатий и антипатий руководителя к работникам. Рассмотрим, какие методы эффективного управления персоналом малого предприятия позволят повысить производительность труда и обеспечить успех дела.

  • Синдром Макиавелли. О сопротивлении переменам в организации

    Перемены всегда вызывали сопротивление. Впервые эту тему обозначил основоположник европейской политологии Николо Макиавелли в трактате «Государь» (1513 г.): «Нет ничего более трудного, чем браться за новое, ничего более рискованного … или более неопределённого, чем возглавлять…

  • Экспресс оценка состояния HR-бренда
  • С точностью до наоборот: «вредные советы» по управлению

    Конечно, приведенные далее «рекомендации» по управлению скорее походят на известные «вредные советы» Григория Остера, нежели на руководство к действию. Используя иронию, с помощью этих советов «от обратного» мы стремились наглядно иллюстрировать «запрещенные приемы» руководства, которые не следует использовать в трудовом коллективе, если вы хотите добиться эффективного управления и результативности действий ваших сотрудников. Знание этих приемов также может быть полезно для диагностики недоброжелательного руководства.

  • Как создать внутрифирменную бюрократию

    «Без бумажки ты букашка», - гласит русская пословица. Между прочим, букашки, т.е. насекомые, - самый процветающий класс. Маленькие фирмы вполне комфортно себя чувствуют и без лишних бумажек. Но если ваша «букашка» интенсивно растёт, придётся задуматься и о них!

  • Если подчиненные "звезды"

    Часто в коллективе, которым вы руководите, есть сотрудники более умные, сильные, образованные, чем вы. Это естественный процесс, считают психологи, обычный интеллект, тот, что позволяет нам складывать огромные цифры в уме или разрабатывать конструкцию самого высокотехнологичного лайнера, с возрастом угасает. Пик интеллекта - 25 лет, потом он неуклонно снижается в силу физиологических причин. А вот интеллект этический, дающий нам возможность успешно взаимодействовать с людьми, с возрастом растет. Поэтому вполне закономерно, что юными амбициозными талантами управляют люди зрелые и опытные. Считается, что в современном бизнесе именно этический интеллект более востребован и приносит больше дивидендов, чем обычный, как это ни странно. Но странно ли?

  • Манипулирование руководителем

    Не бывает неманипулируемых руководителей. Если руководитель считает, что по отношению к нему этого не происходит, то это означает только одно: им манипулируют особенно искусно. Односторонняя зависимость одного человека от другого побуждает зависящего вырабатывать разные способы воздействия на своего начальника как защитного, так и наступательного свойств. Ознакомьтесь с предлагаемой коллекцией способов манипулирования и оцените вероятность их проявления в вашем окружении.

  • Система управления по целям (результатам)

    Система управления по целям получила широкое признание среди практиков, так как она обеспечивает хорошие результаты по достижению запланированных показателей. В результате согласования целей на всех уровнях и во всех звеньях усиливается мотивация к работе и заинтересованность в достижении целей и задач. Четкие временные рамки решения задач организации позволяют продвигаться к получению конечного результата малыми шагами.

  • Унификация организационных структур предприятий холдинга. Необходимость изменений при переходе к унифицированной системе оплаты труда

    Процесс формирования холдинга или операционной компании связан с решением целого ряда задач правового, управленческого и политического характера, и, как показывает практика, задаче создания унифицированной организационной структуры не уделяется должного внимания на данном этапе. Вспоминают об…

  • Планирование работы HR-менеджера

    Эффективность работы кадровой службы зависит не только от уровня расходов на управление персоналом, но и от того, как HR-менеджер распоряжается своим самым ценным ресурсом - временем. Нередко важные и срочные дела откладываются из-за низкой самодисциплины, неумения расставить приоритеты в делах, "замусоренного" рабочего пространства, телефонных звонков и посетителей, на которых приходится отвлекаться. HR-специалисты часто задаются вопросом: как правильно организовать работу в течение восьмичасового рабочего дня?

  • Что мешает руководителям эффективно управлять подчиненными

    Используя только три ресурса - опыт, интуицию и здравый смысл, - руководитель незаметно для себя обрастает проблемами. В результате ему приходится постоянно бороться с действительностью, вместо того чтобы получать удовольствие от профессиональной работы. Мы постарались сформулировать те проблемы руководителя, которые представляются наиболее типичными. Не все они присущи всем действующим руководителям. Однако у любого из тех, кто не склонен обременять себя регулярным саморазвитием, отыщутся некоторые из перечисленных помех.

  • Золотые правила управления проектами

    Проекты, по определению, уникальны. Каждый проект организуется для достижения своей специфической цели. Проектом также может быть отдельное предприятие с определенными целями, часто включающими требования по времени, стоимости и качеству достигаемых результатов. Тем не менее, существуют некоторые общие принципы, на основании которых строится управление успешными проектами. Их называют «золотыми правилами» управления проектами.

  • Работа в команде: ключевые факторы успеха

    Командная работа относится к разряду особых случаев делегирования полномочий и ответственности. В условиях традиционной структуры задача и относящиеся к ней полномочия возлагаются на обладателя рабочего места. Объединенная компетенция членов группы должна обеспечивать решение задач и…

  • Оценка эффективности в практике работы российских специалистов PR

    Существует мнение, что оценка эффективности PR необходима прежде всего заказчику. Однако оценка эффективности не только позволяет клиенту оценить, насколько PR-кампания повлияла на объемы продаж и положение бренда на рынке, но и дает возможность убедить клиентов в необходимости проведения PR-мероприятий, указать плюсы и минусы осуществленных мероприятий и сделать рекомендации на будущее. Представляем исследование, проведенное среди российских PR-агентств.

  • Переговорные приемы и хитрости

    Содержательная сторона проведения переговоров строится по простой формуле: передача информации, аргументирование и принятие совместного решения. Однако в осуществлении этих этапов разворачивается основное действие и проявляется искусство переговорщиков. Переговорщику необходимо уметь распознавать, когда по отношению к нему применяется тот или иной прием. Рассмотрим ряд переговорных приемов, которые применяются на протяжении всех трех этапов представленной выше формулы.

  • Как организовать и успешно провести собрание

    Одним из наиболее сложных вариантов делового взаимодействия являются собрания - особенно если они проводятся в ситуации конфликта в организации. Кроме того, для ряда организаций собрания являются высшим органом управления. Эти рекомендации помогут вам придать собраниям более управляемый характер, повысить вероятность их успешного проведения, снизить риски возникновения конфликтов или непредвиденных ситуаций, а также, в конечном итоге, положительно повлиять на стратегические планы организации и психологический климат в коллективе.

  • Отдел продаж может работать как часы

    Отдел продаж любой компании можно сравнить с часовым механизмом, состоящим из втулки, вала, пружины, маятника, рычагов и других элементов, которые движутся по законам механики. Отдел продаж – тоже механизм, только вместо «пружин» и «маятников» - инструменты продаж, вместо часовщика – руководитель отдела продаж.

  • Ключевые обязанности руководителя по организации эффективного управления

    Хорошая работа начинается с тщательной организации. Если вы хотите, чтобы работа была выполнена с должным качеством и в необходимые сроки, необходимо уделить самое пристальное внимание именно организации данного процесса. Если искомые обязанности представить в виде перечня, то в него войдут следующие функции: постановка задачи и организация выполнения, распределение обязанностей и обеспечение взаимодействия, выстраивание взаимоотношений, анализ результатов, аудит эффективности процессов и пр. Как их реализовать на практике?

  • Коэффициенты расчета текучести кадров

    Обычно текучесть кадров отслеживается путем регистрации увольняющихся и предположения, что на место уволившегося будет принят новый работник. Коэффициент половины срока продолжительности работы всегда показывает, что тенденция работников к увольнению из компании наиболее высока в течение первых недель работы; их следует учитывать, чтобы показать, действительно ли компания теряет особенно большое число работников в начале их работы по сравнению с предыдущим периодом. Коэффициент увольнений наиболее легко рассчитывается и широко используется. Однако он может дезориентировать по двум причинам.

  • Последний ресурс: Хаос от лояльности

    «Познакомьтесь. Это Владимир Леонидович, очень порядочный и честный человек», - представляет клиент сотрудника. Консультант прикидывается «чайником» и спрашивает: «А вы, Владимир Леонидович, в организации кто?» И вновь получает ответ от клиента: «Я же сказал! Это…

    Условия бизнеса в России таковы, что эффективнее всего оказываются люди с очень быстрым мышлением. Слишком часто происходят сбои, изменения среды - нужно быстро принимать эффективные решения. Посидеть, оценить, подумать просто нет времени. Успешные бизнесмены с…

  • Особенности российской этики менеджмента

    Каждый народ имеет свои обычаи, традиции, свою культуру, политическое и государственное устройство. Все это оказывает влияние на деловые отношения. К примеру, одним из параметров национального стиля менеджмента является механизм принятия решения (единоличное, коллективное, коллегиальное). К…

  • Человеческими слабостями нужно пользоваться

    Что есть переговоры - процесс, противостояние, битва, просто работа? Переговорщики слишком взаимозависимы. Как сказали Ильф и Петров, согласие - это полное непротивление сторон. Тем более в каждом случае имеешь дело с разными людьми, разными компаниями.

  • Определение SWOT - анализа

    «SWOT – анализ» - классический метод анализа риска и выработки вариантов стратеги проекта. SWOT - это аббревиатура английских слов Strength (сила), Weakness (слабость), Opportunity (возможность), Threat (угроза). Как видно уже из названия, смысл анализа состоит из противопоставления («взвешивания») противоположных качеств проекта:

  • Взгляд извне: Курочка по зернышку/ Труднее всего придется российским бизнесменам

    Уходит кризисный год. Сейчас уже не важно, кончился кризис или нет. За прошедший год возникла новая реальность. Все потихоньку приспособились к новому состоянию рынка: сократили персонал, научились обходиться без кредитов, забыты ипотека, корпоративные праздники и…

  • Сказано - сделано, или методика постановки задач

    Каждый руководитель в своей ежедневной практике делает несколько необходимых вещей: планирует, контролирует, хвалит или ругает и, конечно, раздает задания сотрудникам. Но далеко не всегда и не все получается так, как хотелось бы.

  • Кадровые миграции

    Повышение в должности или изменение круга функциональных обязанностей - не только серьезная "проверка на прочность" сотрудника, но и хороший способ предотвращения ряда сложных проблем в управлении персоналом. Как проходят внутриорганизационные перемещения в компаниях и какие проблемы решает ротация кадров?

  • Оптимизация расходов или сокращение: как найти верный путь?

    В условиях современной финансово-экономической ситуации в стране и в мире многим компаниям приходится искать пути выживания. Кто-то судорожно бросается диверсифицировать бизнес, кто-то в массовом порядке сокращает штаты, а кто-то пытается спастись, секвестрируя бюджет. Как решить, что делать? Ответ на этот вопрос лежит в плоскости системы принятия решений. Но правильнее все-таки принимать пусть даже неверные решения, чем бездействовать и не принимать никаких.

    Устранение деструктивного лидерства