Домашний очаг

Вопросы по литературе. Русская самобытность

олюционными призывами, воодушевлявшими передовую молодежь. Дух оппозиционности и борьбы, присущий произведениям прогрессивных писателей России, сделал русскую литературу той поры одной из активных общественных сил. Даже на фоне всей богатейшей мировой классики русская литература прошлого века — исключительное явление. Одни только имена Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Достоевского, Льва Толстого сразу же вызывают представления об огромных художественных мирах, множестве идей и образов, которые по-своему преломляются в сознании все новых и новых поколений читателей. Впечатления, производимые этим «золотым веком» русской литературы, прекрасно выразил Т. Манн, говоря о ее «необыкновенном внутреннем единстве и целостности», «тесной сплоченности ее рядов, непрерывности ее традиций». Пушкин был основателем русского реализма, его роман в стихах «Евгений Онегин», который Белинский назвал энциклопедией русской жизни, явился наивысшим выражением реализма в творчестве великого поэта. Выдающимися образцами реалистической литературы являются историческая драма «Борис Годунов», повести «Капитанская дочка», «Дубровский» и др. Мировое значение Пушкина связано с осознанием универсального значения созданной им традиции. Он проложил дорогу литературе Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Толстого, Достоевского и Чехова, которая по праву сделалась не только фактом русской культуры, но и важнейшим моментом духовного развития человечества. Традиции Пушкина продолжил его младший современник и преемник М. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени», во многом созвучный с пушкинским романом «Евгений Онегин», считается вершиной лермонтовского реализма. Творчество Лермонтова явилось высшей точкой развития русской поэзии послепушкинского периода и открыло новые пути в эволюции русской прозы. Его основным эстетическим ориентиром является творчество Байрона и Пушкина периода романтизма. Сильное влияние на последующую литературу оказал лермонтовский метод психологического анализа, «диалектики чувств». В направлении от предромантических и романтических форм к реализму развивалось и творчество Гоголя, которое оказалось решающим фактором последующего развития русской литературы. В его «Вечерах на хуторе близ Диканьки» художественно осуществлена концепция Малороссии — этого славянского древнего Рима — как целого материка на карте вселенной, с Диканькой как своеобразным его центром, как средоточием и национальной духовной специфики, и национальной судьбы. Вместе с тем Гоголь является основателем «натуральной школы» (школы критического реализма); не случайно 30-е — 40-е годы прошлого века Н. Чернышевский называл гоголевским периодом русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», — образно заметил Достоевский, характеризуя влияние Гоголя на развитие русской литературы. В начале XX в. Гоголь получает всемирное признание и с этого момента становится действующей и все более возрастающей величиной мирового художественного процесса, постепенно осознается глубокий философский потенциал его творчества. Особого внимания заслуживает творчество гениального Л. Толстого, которое знаменовало новый этап в развитии русского и мирового реализма, перебросило мост между традициями классического романа XIX в. и литературой XX в. Новизна и мощь толстовского реализма непосредственно связаны с демократическими корнями его искусства, его миросознания и его нравственных поисков, реализму Толстого свойственны особая правдивость, откровенность тона, прямота и, вследствие этого, сокрушительная сила и резкость в обнажении социальных противоречий. Особое явление в русской и мировой литературе — роман «Война и мир»; в этом уникальном феномене искусства Толстой сочетал форму психологического романа с размахом и многофигурностью эпической фрески. Вечным спутником человечества назвал этот роман современный писатель Ю. Нагибин, ибо «Война и мир», посвященная одной из губительнейших войн XIX в., утверждает нравственную идею торжества жизни над смертью, мира над войной, что приобрело колоссальную значимость в конце XX в. Поражает поистине титанический характер нравственных исканий и другого великого русского писателя — Достоевского, который в отличие от Толстого не дает анализа эпических масштабов. Он не дает описания происходящего, он заставляет «уходить в подполье», дабы увидеть, что же происходит в действительности, он заставляет нас видеть себя в самом себе. Благодаря потрясающей способности проникать в самую человеческую душу Достоевский одним из первых, если не самым первым, дал описание современного нигилизма. Его характеристика этого настроя ума неизгладима, она до сих пор завораживает читателя глубиной и необъяснимой точностью. Достоевский искал избавления от нигилизма не в самоубийстве и не в отрицании, а в утверждении и радости. Ответом нигилизму, которым болен интеллигент, служит живительная «наивность» Дмитрия Карамазова, бьющая через край радость Алеши — героев романа «Братья Карамазовы». В невинности простых людей — опровержение нигилизма. Мир Достоевского — это мир мужчин, женщин и детей, одновременно заурядных и необычных. Одних обуревают заботы, других сладострастие, одни бедны и веселы, другие богаты и печальны. Это мир святых и злодеев, идиотов и гениев, благочестивых женщин и терзаемых своими отцами детей-ангелочков. Это мир преступников и добропорядочных граждан, но врата рая открыты всем: они могут спастись или обречь себя на вечное проклятие. Миру грозит гибель, мир может — должен! — быть спасен красотой, красотой духовно-нравственного подвига — такова позиция Достоевского. В XIX в., наряду с потрясающим развитием литературы, наблюдается и ярчайшие взлеты музыкальной культуры России, причем музыка и литература находятся во взаимодействии, что обогащает те или иные художественные образы. Если, например, Пушкин в своей поэме «Руслан и Людмила» дал органическое решение идеи национального патриотизма, найдя для ее воплощения соответствующие национальные формы, то М. Глинка обнаружил в волшебно-сказочном героическом сюжете Пушкина новые, потенциальные варианты - его опера вырастает изнутри до многонациональной музыкальной эпопеи. Ее герои из патриархальной Руси попадают в мир Востока, их судьбы сплетаются с магией северного мудреца Финна. Здесь пушкинский сюжет переосмысливается в сюжет драмы, опера Глинки — прекрасный пример воплощения той гармонии равнодействующих сил, которая фиксируется в сознании музыкантов как «руслановское» начало, т.е. романтическое начало. Значительное влияние на развитие музыкальной культуры России прошлого века оказало творчество Гоголя, неразрывно связанное с проблемой народности. Гоголевские сюжеты легли в основу опер «Майская ночь» и «Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова, «Сорочинская ярмарка» Мусоргского, «Кузнец Вакула» («Черевички») Чайковского и т.д. Римский-Корсаков создал целый «сказочный» мир опер: от «Майской ночи» и «Снегурочки» до «Садко», для которых о6щим является некий идеальный в своей гармоничности мир. Сюжет «Садко» построен на различных вариантах новгородской былины — повествованиях о чудесном обогащении гусляра, его странствиях и приключениях. «Снегурочку» Римский-Корсаков определяет как оперу-сказку, назвав «картинкой из Безначальной и Бесконечной Летописи Берендеева царства». В операх подобного рода Римский-Корсаков использует мифологическую и философскую символику. Если «Снегурочка» связана с культом Ярилы (солнца), то в «Младе» представлен целый пантеон древнеславянских божеств. В содержание эстетического идеала Римского-Корсакова, который лежит в основе его музыкального творчества, в качестве безусловной ценности входит категория прекрасного в искусстве. Образы высокопоэтического мира его опер весьма наглядно показывают, что искусство представляет собой действенную силу, что оно покоряет и преображает человека, что оно несет в себе жизнь и радость. Подобная функция искусства соединялась у Римского-Корсакова с пониманием его как эффективного средства нравственного совершенствования человека. Творчество П. Чайковского способствовало расцвету русской музыкальной культуры и внесло новизну в эту область. Так, экспериментальный характер носила его опера «Евгений Онегин», предупредительно названная им не оперой, а «лирическими сценами». Новаторская сущность оперы заключалась в том, что она отразила веяния новой передовой литературы. В своем стремлении создать «интимную», но сильную драму Чайковский хотел достичь на сцене иллюзии обыденной жизни с ее повседневными разговорами. Он отказался от эпического тона повествования Пушкина и увел роман от сатиры и иронии в лирическое звучание. Вот почему на первый план в опере выступила лирика внутреннего монолога и внутреннего действия, движения эмоциональных

Прогрессивное литературное направление, в котором постепенно объединилась целая группа новых, молодых талантливых писателей, продолжало традиции русского реализма 182030 гг. - традиции реалистического творчества Пушкина, Лермонтова и в особенности Гоголя. Еще в 1830-е годы творчество Гоголя было очень высоко оценено Белинским, уже тогда видевшим в Гоголе «главу» русской литературы, писателя, который занял место, оставленное Пушкиным.

В начале 1840-Х годов Белинский вступил в новый период идей ного развития. Он стремился воздействовать своими статьями на новых прогрессивных писателей, требуя от их творчества «верности действительности», традициям гоголевского реализма. Вскоре Белинский стал называть их «гоголевской школой» в русской литературе, а затем также «натуральной школой».

Вскоре с этих же позиций прогрессивная 1840-х годов стала изображать и крепостное крестьянство. Эта тема не была новой в русской литературе. Но реалистического изображения повседневной жизни и внутреннего мира крестьянства до 1840-х годов по существу еще не было.

Существенные изменения в содержании и формах русской художественной литературы, знаменовавшие ее переход на новую ступень исторического развития, происходили уже в 1840-е годы. В стране господствовала атмосфера тяжелой правительственной реакции. Литература и журналистика находились под невыносимым цензурным гнетом. Но глубокие сдвиги, наметившиеся в недрах русского общества, активизировали общественную мысль и возбуждали новые идейные интересы. К середине 1840-х годов в стране вновь возникает некоторый общественный подъем, происходит оживление литературной жизни.

Писатели новой школы показывали жизнь народа в определяющих ее непримиримых социальных противоречиях. При этом они раскрывали не только страдания крестьян под властью помещиков, но и те внутренние богатства, те задатки человеческого развития, которые таились в людях, обрекаемых крепостничеством на забитость и неразвитость.

Важнейшей стороной творчества писателей этой школы был резко усилившийся интерес к нравственно-бытовым отношениям жизни городских, демократических слоев населения к внутреннему миру их представителей, стремление показать и защитить их нравственное достоинство. К середине 1840-х годов в творчестве ниппелей новой школы изображение обездоленного люда в его повседневной жизни сделалось одной из важных задач художественной литературы. Писатели изображали, городскую бедноту, обреченную на ненормальное существование, и противопоставляли ее обездоленность блестящей и обеспеченной жизни привилегированных слоев общества. Из писателей старшего поколения всего ближе к такому пониманию жизни подошел Гоголь в «Шинели», напечатанной всего за три года до того, как оформилась «натуральная школа». И Достоевский имел полное основание сказать впоследствии о себе и других представителях этой школы: «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя».

Передовые писатели 1840-х годов следовали за Гоголем и в самих принципах изображения жизни. Одним из важнейших эстетических достижений Гоголя было осознание жизни в ее социально-бытовой характерности и применение в качестве средств типизации характеров множества портретно-бытовых и речевых деталей. Таким образом, прогрессивная литература 1840-х годов сделала значительный шаг вперед в расширении и углублении проблематики реалистического изображения жизни. Она обладала вместе с тем и значительной эстетической принципиальностью. Белинский поддерживал реалистические искания молодых писателей, Итак, в 1840-е годы вновь усиливается борьба резко обозначившихся литературных направлений. В них находили свое творческое и теоретическое выражение новые, только возникавшие тогда течения общественной мысли.

Гораздо определенней и резче, чем в 1830-е годы, в литературе и критике выступили друг против друга два лагеря: прогрессивный и консервативный. В каждом из них появились моло
дые писатели и критики, стремившиеся выразить новые общественные идеи. С обеих сторон были выдвинуты новые взгляды на задачи и сущность художественного творчества. В русской литературе отчетливо оформлялись новые литературные направления.

Поэтому очень важно выяснить основные особенности общественных взглядов наиболее значительных писателей и критиков этого времени. Особенно важны общественные и литературные взгляды Белинского.

Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Специфика литературы как вида искусства. Взаимодействие русской и западноевропейской литературы в XIX веке. Самобытность русской литературы (с обобщением ранее изученного материала).

Русская литература первой половины XIX века

Обзор культуры. Литературная борьба. Романтизм – ведущее направление русской литературы 1-й половины XIX века. Самобытность русского романтизма.

А.С. Пушкин. Жизненный и творческий путь.

Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина.

Стихотворения: «Погасло дневное светило», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» («И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «К морю», «Редеет облаков летучая гряда», «Вольность», «Деревня», «Пророк», «Из Пиндемонти», «Поэту», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…»,«Сожженное письмо », «Я Вас любил », «На холмах Грузии лежит ночная мгла », «Безумных лет угасшее веселье », «Зима. Что делать мне в деревне? », «Все в жертву памяти твоей ...», «Желание славы »,«Друзья мои , прекрасен наш союз! »,«Стихи , сочиненные ночью во время бессонницы »,«Осень »,«Бесы »,«Когда по улицам задумчив я брожу… ».

Философское начало в ранней лирике. Мотивы свободы, неволи, обманутой любви, неразрешимые противоречия героев южных поэм Пушкина. Эволюция романтического героя. Автор и герой.

Гражданские, политические и патриотические мотивы лирики Пушкина: вера в закон, отвержение ханжества, мистики, стремление к подвигу.

Соотнесение вольнолюбивых настроений с мироощущением самого поэта, с его призванием. Философское осмысление личной свободы.

Понимание Пушкиным России как могущественной, великой державы.

Тема поэта и поэзии. Новаторство Пушкина в соединении темы высшего предназначения поэзии и личного переживания.

Лирика любви и дружбы. Средоточие внимания поэта на внутреннем мире личности. Гармония человеческих чувств в лирике Пушкина.

Философская лирика. Размышления поэта о вечных вопросах бытия, постижение тайны мироздания.

Поэма «Медный всадник». Проблема личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина.

Жизнеутверждающий пафос поэзии Пушкина.

Критики об А.С. Пушкине . В. Г. Белинский о Пушкине.

Теория литературы : Элегия.

М.Ю. Лермонтов. Сведения из биографии. Характеристика творчества. Этапы творчества.

Основные мотивы лирики.

Стихотворения: «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Дума», «Как часто пестрою толпою…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…», «Сон» («В полдневный час, в долине Дагестана…»), «Родина»,«Пророк »,«Она не гордой красотой »,«К портрету »,«Силуэт »,«Мой Демон»,«Я не унижусь пред тобой..», «Нет, я не Байрон, я другой…»,«Памяти А. И. Одоевского »,«Желание ».

Поэтический мир М. Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества. Высокое предназначение личности и ее реальное бессилие, - сквозная тема лирики Лермонтова. Обреченность человека. Утверждение героического типа личности. Любовь к Родине, народу, природе. Интимная лирика. Поэт и общество.

Поэма «Демон ».* «Демон » как романтическая поэма. Противоречивость центрального образа произведения. Земное и космическое в поэме. Смысл финала поэмы , ее философское звучание.

Критики о М.Ю. Лермонтове . В.Г. Белинский о Лермонтове.

Теория литературы : развитие понятия о романтизме.

Для самостоятельного чтения: «Маскарад ».

Н.В. Гоголь. Сведения из биографии.

«Петербургские повести»: «Портрет». Композиция. Сюжет. Герои. Идейный замысел. Мотивы личного и социального разочарования. Приемы комического в повести. Авторская позиция.

Значение творчества Н.В. Гоголя в русской литературе.

Критика о Гоголе (В. Белинский, А. Григорьев).

Теория литературы : Романтизм и реализм.

Русская литература второй половины XIX века

Культурно-историческое развитие России середины XIX века, отражение его в литературном процессе. Феномен русской литературы. Взаимодействие разных стилей и направлений. Жизнеутверждающий и критический реализм. Нравственные поиски героев.

Литературная критика. Эстетическая полемика. Журнальная полемика.

А.Н. Островский. Сведения из биографии.

Социально-культурная новизна драматургии А.Н. Островского.

«Гроза». Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы.

Образ Катерины - воплощение лучших качеств женской натуры.

Конфликт романтической личности с укладом жизни, лишенной народных нравственных основ. Мотивы искушений, мотив своеволия и свободы в драме.

Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.П. Григорьев о драме «Гроза».

«Лес ».* Своеобразие конфликта и система образов в комедии. Символический смысл названия. Сатирическое изображение жизни пореформенной России. Тема бескорыстия и корысти в пьесе. Тема искусства и образы актеров. Развитие темы «горячего сердца » в пьесе. Идеалы народной нравственности в драматургии Островского.

«Бесприданница ».* Трагическая значимость названия. Развитие темы гибельности красоты при столкновении с миром корысти. Мотивы искушения , человека-вещи , блеска , одиночества в драме. Образ Паратова. Эволюция женского образа у Островского (Катерина–Лариса). Характеры «хозяев жизни ». Экранизация драмы А.Островского «Бесприданница ».

Полемика вокруг финала драмы «Бесприданница » в театре и кино (для самостоятельного чтения).

Комедии Островского «Свои люди – сочтемся »,«На всякого мудреца довольно простоты »,«Бешеные деньги »* (одна из комедий по выбору учителя и учащихся).

Театрально-сценическое открытие А. Н. Островского. А. Н. Островский – создатель русского театра XIX века. Новизна поэтики Островского. Типы деловых людей в пьесах А. Н. Островского. Природа комического. Особенности языка. Авторское отношение к героям. Непреходящее значение созданных драматургом характеров.

Теория литературы : понятие о драме.

И.А. Гончаров. Сведения из биографии.

«Обломов». Творческая история романа. Сон Ильи Ильича как художественно- философский центр романа. Обломов. Противоречивость характера. Штольц и Обломов. Прошлое и будущее России. Решение автором проблемы любви в романе. Любовь как лад человеческих отношений. (Ольга Ильинская – Агафья Пшеницына). Постижение авторского идеала человека, живущего в переходную эпоху.

Роман «Обломов » в оценке критиков (Н. Добролюбова, Д. Писарева, И. Анненского и др.).

Теория литературы : социально-психологический роман.


И.С. Тургенев. Сведения из биографии.

«Отцы и дети». Временной и всечеловеческий смысл названия и основной конфликт романа. Особенности композиции романа. Базаров в системе образов. Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм в романе (Ситников и Кукшина). Нравственная проблематика романа и ее общечеловеческое значение. Тема любви в романе. Образ Базарова. Особенности поэтики Тургенева. Роль пейзажа в раскрытии идейно-художественного замысла писателя.

Значение заключительных сцен романа. Своеобразие художественной манеры Тургенева-романиста. Авторская позиция в романе.

Полемика вокруг романа . (Д. Писарев, Н. Страхов, М. Антонович).

Теория литературы : Развитие понятия о родах и жанрах литературы (роман). Замысел писателя и объективное значение художественного произведения.

Для самостоятельного чтения : «Рудин», «Первая любовь», «Дворянское гнездо», Стихотворения в прозе.

Н.Г. Чернышевский.* Сведения из биографии.

Роман «Что делать?» (обзор).

Эстетические взгляды Чернышевского и их отражение в романе. Особенности жанра и композиции. Изображение “допотопного мира” в романе. Образы “новых людей”. Теория “разумного эгоизма”. Образ “особенного человека” Рахметова. Роль снов в романе. Четвертый сон Веры Павловны как социальная утопия. Смысл финала романа.

Ф.И. Тютчев. Сведения из биографии.

Стихотворения: «С поляны коршун поднялся… »,«Полдень »,«Silentium»,«Видение »,«Тени сизые смесились… »,«Не то, что мните вы, природа…»,«29-е января 1837 »,«Я лютеран люблю богослуженье »,«Умом Россию не понять…»,«О, как убийственно мы любим», «Последняя любовь»,«Я очи знал , – о , эти очи »,«Природа – сфинкс. И тем она верней… »,«Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил Вас – и все былое…»), «День и ночь», «Эти бедные селенья…» и др.

Философичность – основа лирики поэта. Символичность образов поэзии Тютчева. Общественно-политическая лирика. Ф. И. Тютчев, его видение России и ее будущего. Лирика любви. Раскрытие в ней драматических переживаний поэта.

А.А. Фет. Сведения из биографии.

Стихотворения:«Облаком волнистым… »,«Осень »,«Прости – и все забудь »,«Шепот, робкое дыханье…»,«Какое счастье – ночь , и мы одни... »,«Сияла ночь. Луной был полон сад...»,«Еще майская ночь...»,«Одним толчком согнать ладью живую…»,«На заре ты ее не буди... »,«Это утро, радость эта…», «Еще одно забывчивое слово»,«Вечер» и др.

Связь творчества Фета с традициями немецкой школы поэтов. Поэзия как выражение идеала и красоты. Слияние внешнего и внутреннего мира в его поэзии. Гармоничность и мелодичность лирики Фета. Лирический герой в поэзии А.А. Фета.

А.К. Толстой . Сведения из биографии.

Стихотворения: «Меня во мраке и в пыли…», «Двух станов не боец, но только гость случайный...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…»,«Против течения »,«Не верь мне , друг , когда в избытке горя …», «Колокольчики мои…»,«Когда природа вся трепещет и сияет... »,«Тебя так любят все; один твой тихий вид... »,«Минула страсть , и пыл ее тревожный… »,«Ты не спрашивай , не распытывай... ».

Н.А. Некрасов. Сведения из биографии.

Стихотворения: «Родина»,«Памяти Добролюбова »,«Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «Вчерашний день, часу в шестом…», «В дороге», «Мы с тобой бестолковые люди»,«Тройка »,«Поэт и гражданин»,«Плач детей »,«О Муза, я у двери гроба..», « Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…». Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

Гражданский пафос лирики. Своеобразие лирического героя 40-х–50-х и 60-х–70-х годов. Жанровое своеобразие лирики Некрасова. Народная поэзия как источник своеобразия поэзии Некрасова. Разнообразие интонаций. Поэтичность языка. Интимная лирика.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо».Замысел поэмы. Жанр. Композиция. Сюжет. Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция. Многообразие крестьянских типов. Проблема счастья. Сатирическое изображение «хозяев» жизни. Образ женщины в поэме. Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция. Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова в раскрытии идейного замысла поэмы. Особенности стиля. Сочетание фольклорных сюжетов с реалистическими образами. Своеобразие языка. Поэма Некрасова – энциклопедия крестьянской жизни середины XIX века.

Критики о Некрасове (Ю. Айхенвальд , К. Чуковский , Ю. Лотман).

Теория литературы : развитие понятия о народности литературы. Понятие о стиле.

Уроки поэзии.*

А.Н. Майков . «И город вот опять! Опять сияет бал... »,«Рыбная ловля »,«Осень »,«Пейзаж »,«У мраморного моря »,«Ласточки ».

А.А. Григорьев . «Вы рождены меня терзать... »,«Цыганская венгерка »,«Я ее не люблю , не люблю… », Цикл «Вверх по Волге ».

Я.П. Полонский . «Солнце и Месяц »,«Зимний путь »,«Затворница »,«Колокольчик »,«Узница »,«Песня цыганки ».

К. Хетагуров. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения из сборника «Осетинская лира ».

Н.С. Лесков . Сведения из биографии.

Повесть «Очарованный странник».

Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Концепция народного характера. Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности повествовательной манеры Н.С. Лескова.

М.Е. Салтыков-Щедрин. Сведения из биографии.

«История одного города » (обзор). (Главы: «Обращение к читателю »,«Опись градоначальникам »,«Органчик »,«Поклонение мамоне и покаяние »,«Подтверждение покаяния »,«Заключение ».) Тематика и проблематика произведения. Проблема совести и нравственного возрождения человека.

Своеобразие типизации Салтыкова-Щедрина. Объекты сатиры и сатирические приемы. Гипербола и гротеск как способы изображения действительности. Своеобразие писательской манеры. Роль Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы.

Теория литературы : развитие понятия сатиры, понятия об условности в искусстве (гротеск, «эзопов язык»).

Ф.М. Достоевский. Сведения из биографии.

«Преступление и наказание» Своеобразие жанра. Отображение русской действительности в романе. Социальная и нравственно-философская проблематика романа. Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе. Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей. Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и в общей композиции романа. Эволюция идеи «двойничества». Страдание и очищение в романе. Символические образы в романе. Роль пейзажа. Своеобразие воплощения авторской позиции в романе.

Критика вокруг романов Достоевского (Н. Страхов *, Д. Писарев, В. Розанов* и др.).

Теория литературы : проблемы противоречий в мировоззрении и творчестве писателя. Полифонизм романов Ф.М. Достоевского.

Л.Н. Толстой. Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя.

«Севастопольские рассказы ».* Отражение перелома во взглядах писателя на жизнь в севастопольский период. Проблема истинного и ложного патриотизма в рассказах. Утверждение духовного начала в человеке. Обличение жестокости войны. Особенности поэтики Толстого. Значение « Севастопольских рассказов » в творчестве Л. Н. Толстого.

Сила искусства в его близости к народу. Эта выстраданная человечеством, особо остро осознававшаяся и решавшаяся в эпоху Возрождения истина была заново и практически открыта в России в XVIII в., когда историческая закономерность определила возможность и необходимость создания национальной литературы.

Эту истину можно было понять на основании опыта европейского искусства Возрождения, но ее нельзя было усвоить, не решив ее самостоятельно на основе познания национального богатства русской народной поэзии, овладения тайной национального самосознания.

Социальная структура русского крепостнического государства мешала осуществлению этой исторической задачи. Складывавшаяся дворянская культура сознательно ориентировалась ее идеологами на сближение с культурой французского дворянства, ими демонстративно провозглашалось презрение ко всему русскому, а особенно — простонародному.

Тем большая заслуга юной русской литературы, которая не только поняла жизненную для себя важность связи с духовной культурой народа, но и проявляла настойчивое стремление сблизиться с национальной почвой именно в пору интенсивного освоения художественного опыта человечества, страстно желая овладеть тайной могущества Антея.

«Поэзия нашего простого народа» (В. К. Тредиаковский) стала в центре внимания русских писателей XVIII в. К творчеству народа проявляли глубокий интерес все писатели — от Кантемира до Державина, Карамзина и Радищева. Сначала широко использовались пословицы — и как выражение народной мудрости, и как образцы поэтической, афористически-четкой, синтаксически-лаконичной фразы, передававшей русский взгляд на явления жизни — социальной, бытовой, политической.

С петровского времени стала складываться традиция переработок произведений устного народного творчества — сказок, былин, которая в дальнейшем получит широкое распространение в творчестве М. Чулкова, В. Левшина, И. Дмитриева, Н. Карамзина.

С 1760-х гг. начнется широкая, возраставшая из десятилетия в десятилетие работа по опубликованию произведений народного творчества — пословиц, песен, сказок, былин. Первое собрание песен и пословиц издал Н. Курганов в своем «Письмовнике» в 1769 г. «Собрание разных песен» — сборник в четырех частях в 1770—1774 гг. подготовил и выпустил М. Чулков.

В 1770 г. в Москве вышло «Собрание 4291 русских пословиц», подготовленное учеником Ломоносова, профессором московского университета А. Барсовым. В 1780—1781 г. Н. Новиков издал «Новое и полное собрание российских песен» в шести частях. С этого времени до конца века вышло несколько десятков песенников, причем характерно, что во многих случаях издателями и составителями были поэты — М. Попов, И. Дмитриев, Н. Львов.

В начале XIX в. как результат внимания, интереса к собиранию произведений народа выйдет сборник Кирши Данилова — великолепное собрание русских былин. Так народное творчество, и прежде всего песни и пословицы, — демократическая идеология, запечатленная в образцах художественного слова, — «вторглось» в литературу, стало событием литературной жизни, приняв участие в процессе создания новой литературы.

Борьба за самобытность литературы — таково направление и существо литературной борьбы на протяжении всего века, с особой остротой развернувшейся во вторую его половину. Самобытность определялась под воздействием исторических, национальных и социальных обстоятельств. Одним из факторов, способствовавших движению литературы по пути национальной самобытности, был фольклор.

От эмпирического усвоения фольклора литература переходила к более сложным задачам. Произведения народного творчества служили образцом для выработки подлинно русского стиля, использовались для обогащения литературного языка «коренными русскими словами», идиомами. Фольклор помогал раскрывать «тайну национальности», постигать «сгиб ума русского».

Насмешка, издевка, ирония, шутка, запечатленные не только в пословицах, но и в сказках, различных сатирических «челобитных», пародийных судейских решениях и даже молитвах, выражали народный взгляд на явления жизни, были народной оценкой и судом всех существовавших в России социальных, общественных и бытовых условий жизни.

Юмор утверждал нравственное достоинство простого человека, который был лишен социальной и политической свободы и всех человеческих прав. Юмор, способствовавший самосохранению человека в рабской стране, был проявлением громадного национального достояния — смеховой культуры народа, которая с особой силой, полнотой и плодотворностью воздействовала на искусство в эпоху Ренессанса. Об этом подробно писал М. М. Бахтин в своей монографии «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса» (1965).

Смех в низких жанрах классицизма носил литературный характер, он рационалистически был определен правилами, он даже оказывался заранее заданным, — например в жанре ирои-комической поэмы. Источником ее комизма являлся стиль. Комический эффект в «смешных героических поэмах» рождался из стилистического несоответствия между слогом и темой, языком и героем.

Чем ярче проявлялась личность автора в создаваемом им произведении, тем энергичнее он отступал от правил, тем интенсивнее он осваивал национальные источники юмора. «Гимн бороде» Ломоносова и пародийные произведения И. С. Баркова, некоторые басни Сумарокова и Майкова непосредственно восходят к сатирическим произведениям народа, к насмешке и издевке его пословиц, сказок и т. д.

Поэма Майкова «Елисей, или Раздраженный Вакх» пронизана русской веселостью, задорным, порой соленым юмором. Смешными в поэме оказывались ситуации, в которые попадает герой, смешны поступки предприимчивого, никогда не унывающего, находчивого ямщика Елисея. Именно за веселость любил эту поэму Пушкин.

Отличительной особенностью повествовательной манеры Фонвизина и сатирических произведений Новикова является юмор. И этот юмор отчетливо соотнесен с народной смеховой культурой. Вспомним характерные жанры Новикова-сатирика — «Лечебник», «рецепты», «известия»; Фонвизина — «Всеобщая придворная грамматика», «Поучение, говоренное в духов день», «Наставление дяди своему племяннику» и др.

Все это сознательно ориентировано на сатирические жанры фольклора, пародийное («перевертыши») использование «челобитных», «наставлений», «поучений», «рецептов», создававшихся не только в XVII, но и в XVIII в. и довольно широко распространявшихся в списках. Вспомним «Калязинскую челобитную», «Письмо запорожских казаков турецкому султану», «Роспись приданого», «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о бражнике» и многие другие острые, озорные, исполненные убийственного смеха пародии на официальные, дипломатические, бытовые, церковные документы.

Ирония как одно из народных свойств получила яркое выражение в творчестве Новикова и Фонвизина, Державина и Крылова. Эту особенность русской литературы подчеркивал Гоголь: «У нас у всех много иронии. Она видна в наших пословицах и песнях и, что всего изумительней, часто там, где видимо страждет душа и не расположена вовсе к веселости. Глубина этой самобытной иронии еще пред нами не разоблачилась, потому что, воспитываясь всеми европейскими воспитаньями, мы и тут отдалились от родного корня...

Трудно найти русского человека, в котором бы не соединялось, вместе с уменьем пред чем-нибудь истинно возблагоговеть, свойство — над чем-нибудь истинно посмеяться». Это драгоценное свойство Гоголь видел у Фонвизина и Державина. Последний, по его словам, «крупною солью рассыпал его у себя в большей половине од своих».

Шутка — главная стилистическая особенность новой поэзии Державина, его обновленной оды. Позже он поставит себе в заслугу создание «забавного русского слога». Именно этот забавный слог, шутка, ирония, издевка, острое слово и выявляли склад ума, манеру понимать вещи, взгляд на мир, свойственный поэту Державину как неповторимой индивидуальности русского человека.

За эту практическую философию ума русского, за русский взгляд на мир, проявлявшийся прежде всего через призму русской шутки, иронии, издевки, и ценил Белинский Державина.

Обстоятельства антифеодальной борьбы, обострение социального конфликта крепостнического общества привели к появлению в литературе социальной темы и новых героев — крестьян. Русские крепостные изображались в очерках, в комической опере, в литературной песне, в ирои-комической поэме, в перелицованной оде. Пословицы и песни помогали передавать идеалы трудящегося человека, его манеру понимать явления жизни в их социальной и национальной определенности и конкретности.

С фольклором оказалась связанной и проблема народности, которая на определенной стадии борьбы за самобытность литературы встала перед писателями. Термин «народность литературы» не был им известен. Но писатели-реалисты XIX в. — Пушкин, Гоголь, Белинский, для которых народность была важнейшей качественной особенностью литературы, эту народность видели в некоторых произведениях XVIII в.

Обращаясь к опыту своих предшественников, они подчеркивали народность комедий Фонвизина, стихотворений Державина, прозы и басен Крылова. Наиболее подробно об этом писал Белинский. Уже в «Литературных мечтаниях» он утверждал: «Наша народность состоит в верности изображения картин русской жизни». Именно потому он ставил «Недоросля», «Горе от ума» и «Ревизора» в один ряд «народных драматических пиес». Говоря о Державине, он подчеркивал и другой аспект народности: в его стихотворениях, писал Белинский, «видна практическая философия ума русского».

Позже, в 1840-е гг., содержание народности уже не ограничивалось для Белинского верной передачей картин русской жизни и национального духа, оно обогащается понятием демократичности. И теперь народность связывается с творчеством Крылова-баснописца. Именно Крылов, по мысли критика, вносит в литературу «совершенно новый для нее элемент — народность, которая только проблескивала и промелькивала временами в сочинениях Державина».

Для передовой литературы XVIII в. до Радищева и была характерна народность как верность картинам русской жизни, как выражение русского взгляда на вещи. Демократическое и национальное в творчестве многих писателей еще не выступало в своем единстве. Но только их слияние, и притом в высоком художественном творчестве писателей-реалистов, делает творчество подлинно народным. Такая народность отличает творчество Пушкина и Гоголя — они оказываются способными смотреть на мир «глазами всего народа».

Революционные убеждения Радищева определили и особый характер его фольклоризма, принципиально новое отношение к народному творчеству и новое его понимание. Песни и сказки, пословицы и причитания, былины и духовные стихи — все многочисленные виды и жанры фольклора не только свидетельствовали о художественной одаренности народа, но и о его мощной духовной активности, его способности к творчеству.

А восстание угнетенных для Радищева есть высшая форма народной активности, высшая форма особого народного творчества, которое с неодолимой силой поднимает замученных рабством мужиков к деятельной и прекрасной жизни, просвещает и пробуждает в каждомдуховно богатую личность. С таких политических позиций и подходил Радищев к фольклору. Герцен отлично понял это, сказав, что в песне автор «Путешествия» нашел «ключ к таинствам народа».

Революция в России, по Радищеву, совершится, потому что ее неминуемо порождает «тяжесть порабощения». Она будет победоносной, преображающей облик отечества, потому что ее совершит народ, который свои замечательные качества и черты характера — «твердость в предприятиях», «неутомимость в исполнении» — непременно и обязательно обратит со временем, когда «придет година», на снискание «блаженства общественного».

Так определялся трудный и долгий путь русской литературы к народности и национальной самобытности. Важнейшая возрожденческая проблема — сочетание гуманистического и народного начал решалась на протяжении века — от Кантемира и Ломоносова до Пушкина, обусловленная и историческим временем, и обстоятельствами социального и национального развития России.

История русской литературы: в 4 томах / Под редакцией Н.И. Пруцкова и других - Л., 1980-1983 гг.

Вопросы 1. 2. 3. Мировое значение и национальное самоопределение русской литературы XIX века. Периодизация. Общая характеристика эпохи и литературного процесса первой трети ХIХ века. Общая характеристика эпохи и литературного процесса второй трети ХIХ века.

4. Художественная специфика русского реализма. 5. Разновидности критического реализма. 6. Расцвет русского романа. 7. «Журнальная» проза. Критическая мысль эпохи.

Периодизация русской литературы XIX в. 1. Русская литература 1 ой трети XIX в. В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков, поэтыдекабристы (В. Кюхельбекер, К. Ф. Рылеев), И. А. Крылов, А. С. Грибоедов, А. С. Пушкин, поэты-любомудры (Д. В. Веневитинов, А. С. Хомяков, С. П. Шевырёв), Е. А. Баратынский, А. А. Дельвиг, П. А. Вяземский, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь.

Периодизация русской литературы XIX в. 2. Русская литература 2 ой трети XIX в. (1840 – 60) А. И. Герцен, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, Н. А. Некрасов, А. А. Фет, Ф. И. Тютчев, А. Н. Островский, А. К. Толстой, А. Ф. Писемский, Н. Г. Чернышевский, М. Е. Салтыков. Щедрин.

Периодизация русской литературы XIX в. 3. Русская литература последней трети XIX в. (1870 -90) Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, Н. С. Лесков, Г. И. Успенский, П. И. Мельников-Печерский, Д. Н. Мамин. Сибиряк, В. М. Гаршин, В. Г. Короленко, А. П. Чехов.

Особенности русской литературы 1 ой трети XIX в. : § § § поиски новых, национальных сюжетов, тем и поэтических форм; движение к самобытности русского народа; сохранение инерции классицистского художественного мышления; влияние на литературный процесс сентиментализма; приближение новой литературной эпохи - романтизма (В. А. Жуковский);

Особенности русской литературы 1 ой трети XIX в. : § § развитие сатирической поэзии П. П. Сумарокова, А. Е. Измайлова и др. ; ощущение духовного единства нации и вера в великое будущее русского народа; провозглашение мыслей о необходимости «вникать в характер российского народа, в дух российской древности и потом в частные характеры наших древних героев» ; появление басен (И. А. Крылов).

Общая характеристика эпохи и литературного процесса второй трети ХIХ в. «Революция на пороге России. Но, клянусь, она не проникнет в Россию, пока во мне сохранится дыхание жизни» Николай I (1825 -1855) (из речи императора после событий 14 декабря 1825 года).

Основные направления философской мысли эпохи: Славянофильство - мыслители и публицисты (А. С. Хомяков, И. В. и П. В. Киреевские, И. С. и К. С. Аксаковы, Ю. Ф. Самарин): n идеализировали допетровскую Русь, настаивали на ее самобытности (крестьянской общине, православии) n предлагали мирный путь общественных преобразований в стране.

Основные направления философской мысли эпохи: Западничество - историки и литераторы (И. С. Тургенев, Т. Н. Грановский, С. М. Соловьёв, К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин). n сторонники европейского пути развития n выступали за проведение политических и социальных реформ сверху мирным путем.

Основные направления философской мысли эпохи: Радикальное направление - революционнодемократическое (журналы «Современник» , «Отечественные записки»: В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. А. Некрасов). n сторонники европейского пути развития n считали, что революционные потрясения неизбежны.

Эпоха Александра II (1856 – 1881) «Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само начнёт отменяться снизу» (из речи императора 30 марта 1856 года). Александр II (1856 -1881)

Художественная специфика русского реализма Русская литература первой половины ХIХ века 1825 год Русская литература второй половины ХIХ века 1880 -990 г. г.

Своеобразие русской прозы ХIХ века А. С. Пушкин: представление о Законе, закономерностях, обусловливающих состояние мира, общественных укладов, место и значение человека, его самобытность и связь с целым. М. Ю. Лермонтов: отстаивание прав человеческой личности, вражда с законами общества, ложью, лицемерием. Н. В. Гоголь: мир, далекий от представлений о законе, пошлая повседневность, в которой изуродованы все понятия о чести и морали, совести.

Русская литература II п. ХIХ века. «Натуральная школа» (В. Г. Белинский) Реалистическая Собственно литература: натуралистическая: Некрасов Даль Тургенев Бутков Гончаров Григорович Герцен Решетников и др. Достоевский Салтыков Островский Аксаков и мн. др.

Значение «Натуральной школы»: 1. подвела итог художественным начинаниям Пушкина, Грибоедова, Крылова, Гоголя и Лермонтова; 2. подтвердила закономерность перехода от романтизма к реализму; 3. положила начало расцвету социальнопсихологического анализа в русской литературе;

4. заложила традиции острого обличения всех устоев существовавшего правопорядка; 5. способствовала объединению наиболее талантливых писателей вокруг изданий реалистической ориентации (журналы «Отечественные записки» , «Современник» ; 6. упрочила читательский интерес к изображению реальной действительности;

7. воспитала писателя и читателя нового типа; 8. содействовала вытеснению господствовавшего в русской литературе романтизма; 9. кардинально изменила структуру литературного процесса, расчистив место для критического реализма; 10. способствовала существенному изменению системы жанров.

Типологические разновидности русского реализма 1. По тематической принадлежности произведения из дворянской, купеческой, чиновничьей, крестьянской жизни 2. По жанровой отнесенности: n семейно-бытовые, хроникальные жанры – С. Т. Аксаков «Детские годы Багрова-внука» ; n усадебный роман И. А. Гончаров «Обыкновенной истории» , И. С. Тургенев «Дворянское гнездо» ; n общественно-социальный роман. (И. А. Гончаров «Обломов» , И. С. Тургенев «Отцы и дети» n

3. По методологическому признаку n отражает формы самой жизни – И. С. Тургенев, И. А. Гончаров (1840 -60 -ые) n сатирический, гротесковый – Н. В. Гоголь, М. Е. Щедрин, в образах Островского, Сухово. Кобылина, Лескова (1840 -60 -ые) n «философско-религиозный» , «этикопсихологический» - Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, элементы у Гаршина, Успенского, Лескова (1860 -70 -ые).

Сторонники «Чистого искусства» (Фет, Тютчев, А. К. Толстой, Полонский, Майков) 1. под действительностью понимали весь беспредельный мир природы и субъективного начала в человеке, жизни его сердца; 2. их волновали красота самого бытия, вечные общечеловеческие ценности;

3. философствовали по поводу катастрофичности мира; 4. опирались на традицию Жуковского, возрождали его поэтику и, следовательно, романтизм.

История становления романа Торжество романа относится в Западной Европе к XVIII в. В Римской империи - драма в рассказе, или рассказанная драма - жанр, не входивший в жанровую типологию литературы, не подчинявшийся никаким писаным правилам (написанные по-гречески Харитоном, Ксенофонтом Эфесским и др. , написанные по-латыни - Апулеем и Гаем Петронием Арбитром).

Средние века n стихотворный рыцарский роман, относившийся к куртуазному эпосу персонажи совершают подвиги не во имя рода или вассального долга, а ради собственной славы и во имя возлюбленной (романы о короле Артуре и рыцарях круглого стола, о любви Тристана и Изольды, о поисках святого Грааля).

Эпоха Возрождения два великих романа: «Гаргантюа и Пантгрюэль» Ф. Рабле (не роман, а смеховая эпопея в традициях народной неофициальной культуры) - «Дон Кихот» М. Сервантеса, отталкивавшийся от рыцарского романа

Расцвет русского реалистического романа (1846 -1847 гг.) С 1750 г. появляются переводные романы с 1763 г. - оригинальные русские романы. Плутовской роман «Пригожая повариха, или Похождения развратной женщины» М. Д. Чулкова. Первый классический русский роман - «Обыкновенная история» И. А. Гончарова (1847).

Разновидности романа: 1. Реалистический роман 19 -20 в. – исследует связи человека и общества 2. Философский – ставит вечные вопросы – смысл человеческой жизни, добро и зло (Лермонтов «Герой нашего времени») 3. Социально-бытовой – уклад жизни и типичные для этого уклада характеры (Толстой «Анна Каренина») 4. Психологический – раскрывает личность со стороны внутреннего мира (Достоевский)

Основа русского реалистического романа: n n n сатирический натурализм Н. В. Гоголя; старый сентиментальный реализм Жорж Санд; классический реализм Пушкина и Лермонтова; эволюция московских кружков в 30 -40 -е г. ; критические статьи Белинского (1841 -1845 гг.).

Черты русского реализма: n n убедительные реалистические формы для описания обыкновенного человека; сочувственное отношение к человеку, независимо от классовой принадлежности; пристальное внимание к деталям окружающей обстановки, внешности и физического поведения персонажа; введение в художественную литературу пошлых, низменных, неприятных и неприглядных аспектов жизни;

Черты русского реализма: n n сатирическое отношение к существующим формам жизни; пренебрежение к конструкции и увлекательности рассказа, концентрация на внесюжетном интересе, на характерах и самоанализе; стилистическая простота, постоянное стремление сделать стиль незаметным и ненавязчивым сюжеты из современной или почти современной русской жизни.

«Журнальная» проза Демократическое крыло («Современник» , «Русское слово» , «Колокол» , «Голоса из России» и др.). Либеральное крыло («Русский вестник» , «Отечественные записки» , «Библиотека для чтения» , «Москвитянин» , «Русская беседа» и др.) В журнальной полемике решались вопросы о судьбах культуры, искусства. Шла борьба между двумя направлениями литературного творчества – «натуральной школой» и «чистым искусством»

Журнальная полемика 1860 -х г. Сторонники «чистого искусства» , т. н. «органическая критика» (Аполлон Григорьев, Дружинин, Боткин): искусство обращается к вечным, общечеловеческим проблемам – добра, красоты; n условие для искусства - художественность, мастерство; n гармония формы и содержания. n

Журнальная полемика 1860 -х г. Программа «натуральной школы» , т. н. «реальная критика» (Добролюбов, Чернышевский, Писарев): n литература должна сосредотачиваться на социальной проблематике; n главная тема - человек и среда; n главная ценность произведения – его проблематика; n главное – содержание, а форма – как выйдет; n герой - «человека дела» , революционер – реалист без мечтаний и рефлексий, четко знающий, чего хочет, имеющий программу действий и неуклонно следующий этой программе.

Общественно-литературные концепции журналов «Современник» - один из самых активных пропагандистов идей «натуральной школы» . Художественная программа – «Очерки гоголевского периода русской литературы» Чернышевского Н. Г. (1855 – 1856). «Русское слово» - «трибуна демократических идей» , «неприкрашенное изображение народной доли» . «Раскол в нигилистах»

Добролюбов Николай Алексеевич (1836 -1861) Ведущий критик журнала «Современник»: «Собеседник любителей российского слова» (1856); «Губернские очерки» (о книге М. Е. Салтыкова-Щедрина); «Тёмное царство» (1859) и «Луч света в Тёмном царстве» (1860)(о пьесах Островского); «Литературные мечтания прошлого года» (1858); «Что такое обломовщина? » (1859)(о романе Гончарова); «Когда же придёт настоящий день? » (1860). n Добролюбов. Н. А. , фотография 1861 г.

Писарев Дмитрий Иванович (1840 – 1868) «Схоластика ХIХ века» , «Мотивы русской драмы» (1864). «Цветы невинного юмора» (1864); «Разрушение эстетики» (1865); «Пушкин и Белинский» (1865). «Реалисты» (1864); «Базаров» (1862); «Писемский, Тургенев, Гончаров» (1861); «Новый тип» («Мыслящий пролетариат») (1865); «Погибшие и погибающие» (о Помяловском и Достоевском) (1866); «Генрих Гейне» (1867)