Здоровье

Мастер-класс для родителей в детском саду «Приобщение детей к художественной литературе через сказки в домашних условиях. Методическая разработка (младшая группа) на тему: «Приобщение детей к художественной литературе через семейное чтение

Выполнила:

воспитатель старшей, подготовительной группы

МБДОУ детский сад «Радуга»

Пугачева Елена Сергеевна

Введение ……………………………………….……………………………… 3

1.Цели и задачи работы ……………………………………………………..… 4

2.« Приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок»…..…………………………………………………………………...…. 5

3.1.Пути формирования культуры восприятия книги.…….. ……………..... 7

3.2. Особенности освоения сказок………………………………………..…… 8

Заключение. ………….………….……………………………………………… 11

Список литературы. …………………….……………………………………... 13

Приложения. …………………………………………………………………… 14

Введение

Сказки – это своего рода «воспитательная система»,

которая включает в себя нравственное, экологическое, трудовое,

патриотическое, умственное, гражданское воспитание и т.д.

(Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева )

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получением информации из общедоступных источников. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы. По словам В.А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

Чрезвычайно велика педагогическая ценность сказок. Детям дошкольного возраста читают и рассказывают сказки о животных. В сказках разных народов и разных времен встречаются образы простовато-глуповатого волка, трусливого хвастуна зайца, медведя-увальня, лукавой кокетливой лисы, воинственного петуха и т. д.

Волшебные сказки любимы старшими дошкольниками. Они ненавязчиво учат ребенка оценивать дела и поступки людей в свете правильных понятий о том, что хорошо и что плохо. На основе народных сказок возникли литературные авторские сказки. В них часто переплетаются элементы сказок о животных, бытовых и волшебных сказок.

Ценность чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Отношение к художественной литературе как к культурной ценности устного творчества является определяющей позицией моей работы.

Актуальность : Известно, что читательский опыт начинает закладываться с самого раннего детства.

Прививая любовь к книге, мы помогаем ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.

Знакомство с литературой у каждого ребенка начинается именно со сказок, которые сопровождают все его детство и остаются с ним на всю жизнь.

1. Цели и задачи работы

Цель: развивать устойчивый интерес к художественной литературе.

Задачи :

    познакомить с историей создания сказок;

    развивать у детей умение слушать;

умение познавать

умение сравнивать, сопоставлять

умение мыслить словами

связную речь

мышление

внимание

память

воображение

отзывчивость и сопереживание;

    учить составлять сказки по картам Проппа;

    воспитывать любовь к сказкам;

    бережное отношение к книгам.

Методы:

- изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме;

- наблюдения за детьми на занятиях по развитию речи, в самостоятельной деятельности;

Анкетирование родителей и детей;

Анализ продуктов творческой деятельности.

Направленность развития деятельности: комплексная, речевая, познавательная, изобразительная, театрализованная, музыкальная.

2. «Приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок»

Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Слушая знакомую сказку, ребенок переживает, волнуется вместе с героями. Так он учится понимать литературные произведения и посредством этого формируется как личность.

В народных сказках раскрываются перед детьми меткость и выразительность языка. Однако полноценно воспринимается литературное произведение лишь в том случае, если ребенок к нему соответствующе подготовлен. Поэтому необходимо обращать внимание детей, как на само содержание литературного произведения, так и на его выразительные средства.

Уже в старшем дошкольном возрасте дети способны понимать содержание, идею и выразительные средства языка, и дальнейшее знакомство с литературными произведениями будет опираться непосредственно на фундамент, который взрослые (родители, воспитатели) закладывают в дошкольном детстве.

Восприятие детьми литературных произведений в дошкольном возрасте достаточно сложно. Каждый ребенок проходит большой путь от простого участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия литературного произведения. Эстетическое восприятие литературного произведения происходит в результате целенаправленного восприятия на определенной ступени развития.

Взрослея, дети овладевают способностью анализировать литературные произведения, учатся передавать определенное содержание в единстве его художественной формы, а также в активно осваивают средства художественной выразительности.

Значение фольклора огромно: он оказывает и познавательное, и воспитательное, и эстетическое влияние на ребенка. Нельзя не подчеркнуть, что фольклор развивает умение чувствовать мелодику, художественную форму, ритм родного языка. Своеобразна и сама художественная система русского фольклора.

В младших группах знакомство с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте учат детей слушать стихи, сказки, рассказы. Также детей учат следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Малышей также привлекают произведения стихотворного жанра, которые отличаются ритмичностью, четкой рифмой, музыкальностью. Дети начинают запоминать текст при повторном чтении (или многократном повторении). При этом речь ребенка обогащается наиболее запомнившимися ему словами и предложениями.

В средней группе детей продолжают знакомить с художественной литературой. Воспитатель обращает внимание детей, как на само содержание литературного произведения, так и на некоторых особенности языка (некоторые эпитеты и сравнения, образные слова и выражения). После прочтения (рассказывания) сказок необходимо приучать детей отвечать на вопросы, связанные с содержанием произведения, а также на самые простые вопросы по художественной форме. Очень важно после чтения правильно сформулировать вопросы. Это нужно для того, чтобы помочь детям выделить главное – основные события произведения, действия главных героев, их поступки и взаимоотношения.

В старшей группе при восприятии содержания литературных произведений детей учат замечать выразительные средства. К этому возрасту они уже могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра. Чтобы дети смогли понять и почувствовать художественные достоинства сказки и глубокое идейное содержание, необходимо чтобы им полюбились и надолго запомнились поэтические образы. Вопросы по прочитанному произведению должны определять понимание ребенком основного содержания, а также умение оценивать поступки и действия героев.

В подготовительной группе перед педагогом стоят задачи воспитывать у детей к художественной литературе, книге, умение чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную выразительность речи. Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в самостоятельном творчестве и повседневном речевом общении.

Ознакомление с художественной литературой включает как целостный анализ произведения, так и выполнение творческих заданий. Все это оказывает положительное влияние на развитие словесного творчества детей и поэтического слуха.

3.1. Пути формирования культуры восприятия книги.

Воспитать у каждого ребёнка интерес к чтению, научить его бережно относиться к книге – одна из важнейших задач педагога - воспитателя.

Реализация методической разработки началась с моделирования ситуации, позволяющей выявить проблему, и предполагала проведение анкетирования детей и родителей.

Анкета для родителей (см. приложение).

Анкета для детей (см. приложение)

В результате анкетирования родителей и детей, я поняла, как ребенок и родители понимают литературное произведение.

Главная отличительная черта восприятия художественного произведения ребенком – это преобладание «практического» над «условным». Преобладание «практического» над «условным» - причина специфических особенностей художественного восприятия ребенка.

В ответах на вопросы родители называют различный возраст появления интереса детей к книге.

Исходя из полученных данных, был составлены списки литературных произведений для детей 5 – 7 лет (см. приложение).

3.2. Особенности освоения сказок.

Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. О роли и значении сказок в формировании положительных качеств характера и психических процессов для детей дошкольного возраста написано много.

Сказка проникает во все виды деятельности ребенка - дошкольника. Она лежит в основе изобразительной деятельности (исследования Т.С. Комаровой, Н.М. Сокольниковой и другие); музыкальной деятельности (С.И. Букатина, Ш.А. Ветлугина, О.П. Радынова и др.); игровой (Т.А. Антонова, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконин и другие). Особым же вниманием сказка пользуется в художественно - речевой деятельности.

Почти все опрошенные родители отмечают, что в детстве отдавали предпочтение сказкам. Многие особенности сказки усваиваются детьми рано, но далеко не все.

В системе работы со сказкой я выделила следующие направления деятельности:

    совместная и индивидуальная работа;

    занятия с детьми по ознакомлению с художественной литературой;

    традиционные фольклорные праздники и развлечения

В учебно-воспитательной деятельности я использую следующие методы, приемы:

Загадывание и отгадывание загадок . Эти задания развивают сообразительность, наблюдательность. Дети с удовольствием принимают эту игру. Они любят загадывать известные им загадки, но и придумывают свои.

Чтение наизусть пословиц, скороговорок, потешек . Эти задания развивают навык кратко, четко, ясно и образно выражать свои мысли и вместе с тем способность улавливать поэтичность, мелодичность, ритмичность речи.

Придумывание определений к заданному слову . Такие задания направлены на формирование умения употреблять заданное слово в сочетании с другими, так как известно, что это нередко вызывает у детей затруднения даже при неправильном понимании значимых слов.

Конструирование слов, словосочетаний и предложений – имеет большое значение в развитии средств выразительности речи дошкольников.

Рассказывание сказки детям . Ребенок, познавая сюжет сказки и переживая все этапы вместе с героем, знакомится с возможными жизненными ситуациями, формируя, «воспитывая» в себе необходимые умения для их разрешения, преодоления.

Пересказ сказки с использованием плоскостного театра – это задание позволяет определить насколько эмоционально и интонационно правильно ребенок воспринимает героев сказки. Цель этого задания – задуматься над смыслом слов, стремиться употребить их так, чтобы точно охарактеризовать тот или иной признак, предмет, явление.

Творческие задания по содержанию сказок , необходимо предусмотреть, чтобы продукты детского творчества могли быть использованы детьми в дальнейшем; в игровой деятельности, в драматизациях сказок, в повседневной жизни.

Придумывание сказки на заданную тему – предлагается детям, у которых, по данным предыдущих исследований, имеются определенные навыки составления связных сообщений.

Драматизация сказок . Через драматизацию ребенок раскрепощается, овладевает навыками управления своими поведенческими реакциями

Все эти методы и приемы я использую в следующих формах работы :

Совместная и индивидуальная работа . В свободном общении с детьми есть возможность предложить тот вид деятельности, который в настоящий момент их особенно привлекает. Они развивают и накапливают определенный багаж знаний и представлений, знакомят с новыми словами и терминами, знакомятся с возможными жизненными ситуациями.

Занятия с детьми по ознакомлению с художественной литературой разработаны таким образом, что персонажи сказок «приходят» к детям на занятия, рассказывают им что-то новое, интересное, предлагают им игровые и творческие задания, направленные на освоение практического материала.

Традиционные фольклорные праздники и развлечения как итог проделанной работы, где дети раскрывают свои творческие способности и знания в постижении культуры своего народа. для детей важны праздники, именно здесь ощущается взаимосвязь прошлого и будущего, любовь к родине, своему народу, его обычаям и традициям.

Результатом работы со сказкой является:

    Умение детей разрешать конфликтные ситуации;

    использование сказочных ситуаций в свободной игровой деятельности;

    пополнение книжного уголка новыми и интересными сказками;

    активное участие детей в фольклорных мероприятиях;

    формирование у ребёнка позиции бережного отношения к окружающему миру;

    привитие любви к своей истории, Родине;

    овладение навыками взаимоотношения с миром;

    усвоение общечеловеческих ценностей и морально-нравственных ценностей культуры;

    формирование активной жизненной позиции. Некоторые дети небрежно относятся к книгам, они привыкли к их изобилию. Книга даже перестала быть желанным подарком, поэтому работу по воспитанию интереса к книге нужно начинать уже в младшей группе.

На занятиях учу детей правильно воспринимать и понимать художественное слово. В книжном уголке помещаются знакомые литературные произведения, и каждый ребенок может подойти, посмотреть полюбившуюся сказку, поговорить о ней со своим сверстником.
Чтобы вызвать интерес к книгам, с помощью игрушек разыгрываем сценки из художественных произведений, проводим дидактические игры типа: «Из какой это книжки?», «Кто это сказал?». (Малыши угадывают слова и диалоги из знакомых сказок, стихов, узнают книги по обложке.)
При работе с детьми обращается особое внимание на содержание книжного уголка, в котором помещаются: книги, рекомендованные программой; наборы открыток, связанных по содержанию с тематикой сказок, литературных произведений, мультфильмов; игры для развития речи: «Закончи сказку», «Узнай героя», «Подбери картинки»; портреты писателей и поэтов; рисунки детей по мотивам любимых произведений.
Периодически оформляются тематические выставки «Веселые книжки», «Книги о нашей стране» и т. д. В их организации принимают участие и дети. Герои книг оживают в рисунках и лепке дошкольников. Из лучших рисунков составляю альбомы, готовим выставки поделок для книжного уголка.
Заключение.

Старшие дошкольники проявляют большой интерес к сказкам, осмысленно воспринимают их. Но в основном их знания и впечатления базируются на материале телепередач.

Отсутствие богатого литературного и жизненного опыта ограничивает творческие и речевые возможности детей.

Родители не уделяют должного внимания данной проблеме. Необходима специальная работа по развитию навыков творческого рассказывания на основе знакомства со сказками и художественной литературой, их анализа.

Проводимая в системе работа по приобщению детей к книжной культуре дает ощутимые результаты: дети знают и выполняют правила обращения с книгами. Я надеюсь, что этот интерес будет расти, и приложу к этому все свои знания и силы. Ведь научить понимать и любить книгу – значит научить мыслить и чувствовать.

Чтение относится к общенациональным проблемам, и от его состояния зависит духовное здоровье и будущее нации. Чтение рассматривается, как чуткий показатель состояния общества.

Детское чтение – индикатор не только состояния общества, но и отношение общества к своему будущему.

Вот почему я объясняю родителям и учу детей любить книгу, проявлять интерес к чтению.

В нашей стране проблема детского чтения не осознавалась, последние годы как важная задача и до сих пор не уделяется должного внимания проблеме «Ребенок - книга». Опираясь на опыт работы с детьми дошкольного возраста, я пришла к выводу, что на детское чтение нужно обращать особое внимание и активно привлекать к этому родителей.

Список литературы

    Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста.- М, 2003. - с.27-43.

    Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004. – 213 с.

    Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2005. – 160 с.

    Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2004. - 255 с.

    Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание - 2005. - N 1. - с. 18-23.

    Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 9. - с. 28-34.

    Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс. 2003.

    Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста.: Автореф. дис.… канд. пед. наук. - М, 2004. – 107 с.

    От рождения до школы. Программа обучения. воспитания и развития ребенка в детском саду/ Под ред. Н.Е. Вераксы,

М.А. Васильевой. Т.С. Комаровой // Дошкольное воспитание. № 1-12.

2012.

    Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада/ В.И. Логинова.А.И. Максаков.М.И. Попова и др.; Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение. 1984.

    Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2005. - 159 с.

    Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Под ред. В.В. Гербовой. -М., 1983.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Анкета для родителей

«Организация домашнего чтения в семьях»

Уважаемые родители, ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты.

Ваше мнение для нас очень важно.

    Есть ли у вас дома библиотека, что она собой представляет?

а) несколько книжных полок; б) книжный шкаф;

в) стеллажи с книгами; г) другое ____________________________

    Есть ли у вашего ребенка своя книжная полка или уголок с книгами?

а) да; б) нет.

    Посещаете ли вы с ребенком детскую библиотеку?

а) часто; б) нет, не записаны и даже не знаем, где она находится;

в) нет, не посещаем по другой причине: __________________________

    Часто ли вы читаете ребенку книги?

а) каждый день; б) каждый день перед сном;

в) когда попросит; г) иногда.

    Назовите, пожалуйста, самые любимые книги вашего ребенка:______________________________________________________

    Назовите, пожалуйста, несколько недавно прочитанных вами ребенку произведений:_________________________________________________

    Беседуете ли вы с ребенком о прочитанном?

а) да; б) нет; в) иногда.

    Может ли ваш ребенок назвать недавно прочитанные с вами книги?

а) да; б) нет; в) не знаю.

    Имена, каких поэтов и писателей знает ваш ребенок? _____________________________________________________________

    Может ли ваш ребенок пересказать отрывок из любимой книги?

а) да; б) нет; в) не знаю.

    Выписываете ли вы детские журналы? Какие? _____________________________________________________________

    Как вы считаете, в каком возрасте ребенок должен научиться читать? ________________

а) да; б) нет.

Благодарим за сотрудничество!

Анкета для детей.

    Как тебя зовут? Как твоя фамилия? Сколько тебе лет?.

    Любишь ли ты книжки? (да, нет)

    Что тебе больше нравится – то, что тебе читают (текст), или картинки (иллюстрации)? (текст, иллюстрации, и то и другое)

    Как слушаешь чтение взрослых? (люблю слушать разные интересные книжки, даже если в них мало картинок; люблю слушать только тогда, когда в книге много картинок).

    Как рассматриваешь картинки? (перед чтением, просишь показать во время чтения, можешь просто слушать, а картинки посмотреть после, не обращаешь внимания на иллюстрации)

    Есть ли у тебя дома или в детском саду книжки с черно – белыми рисунками? (да, нет)

    Какие картинки больше нравятся? (цветные, черно – белые, и те и другие)

    Хочется ли раскрашивать черно – белые иллюстрации в книжке? (да, нет)

    Кто пишет книжки?

    Назови каких – нибудь писателей или поэтов.

    Кто рисует картинки в книжках.

Как ты думаешь, иллюстрации в разных книжках рисует один и тот же человек или

разные? (один и тот же, разные, не знаю)

Как ты думаешь, что возникает раньше – текст или картинки? (текст, картинки, не

    Назови каких – нибудь художников.

    Любишь ли рисовать? (да, нет)

    Рисуешь ли рисунки к прочитанным книжкам? (часто, нет, иногда)

Вспомни, к каким книжкам ты рисовал рисунки. Если редко рисуешь или не рисуешь

по книжкам, хотя вообще – то рисовать любишь, то почему так происходит? Хочется

ли рисовать в книжке без картинок? (да, нет)

    Чем рисуешь? (цветными карандашами, фломастерами, красками, простым карандашом, ручкой)

Приобщение детей к художественной литературе

Уже отмечалось, что художественная литература является мощным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Однако в программе художественное произведение рассматривается как самоценность, и материал по приобщению детей к художественной литературе выделяется в отдельный раздел.

В средней группе следует продолжать ежедневно читать детям знакомые и новые произведения: на занятиях и вне их (перед выходом на прогулку, на прогулке, перед сном и т. д.).

Ребенок четырех лет – это уже «потребитель» всевозможной информации, фантазер и мастер потрясающих выводов и обобщений, любознательный слушатель.

Литературный репертуар для детей этого возраста отличается разнообразием жанров, тем, сюжетов. По-прежнему значительное место занимают произведения малых фольклорных форм. Объемнее стали песенки, потешки, сложнее их язык: «Дед хотел уху сварить…», «Барашеньки крутороженьки…», «Лень-потягота…» и т.д. В программный репертуар включены заклички («Иди, весна, иди, красна»), считалки, загадки, скороговорки. Отгадывать загадки дети не умеют, но старательно запоминают и проговаривают их, ощущая себя знающими и компетентными.

Выбирать ведущего с помощью считалки (это новое приобретение возраста) дети могут только при участии взрослого. Ребенок вместе с педагогом медленно проговаривает текст, а воспитатель в такт каждого воспроизведенного слова слегка касается рукой очередного игрока.

Умение проговаривать скороговорки только начинает формироваться. Неудачи пока не огорчают, а веселят детей, потому что воспроизвести скороговорку, не сбившись, не исказив ее слова, не получается.

Объемнее и сложнее стали сказки. В этом возрасте детям доступны сказки о животных, которые выступают носителями определенных качеств: лиса умна, хитра и артистична; заяц бахвал и воображала. Но эти качества характеризуют и людей: «Сказка ложь, да в ней намек!»

Постепенно дети начинают понимать, что сказка не только развлекает, но и учит, наставляет, убеждает в том, что зло наказывается, а за правду надо бороться. Известно, что дети воспринимают сказку как реальность. Именно поэтому она оказывает огромное влияние на формирование нравственности.

Для чтения и рассказывания детям рекомендованы как русские народные сказки о животных (в обработке М. Булатова, О. Капицы, И. Карнауховой, В. Даля, И. Соколова-Микитова и др.), так и зарубежные («Три поросенка», английская; «Бременские музыканты» (из сказок братьев Гримм, немецкая); «Колосок», украинская; «Хитрая лиса», корякская; «Травкин хвост», эскимосская и т. д.).

Среди программных произведений есть басни Л. Толстого (по Эзопу).

Достойную репертуарную нишу занимают литературные сказки отечественных и зарубежных авторов: «Воробьишко» М. Горького, «Сказка про Комара Комаровича…» Д. Мамина-Сибиряка, «Огниво», «Стойкий оловянный солдатик» X.К. Андерсена и т.д.

В репертуаре много интересных рассказов: о животных (В. Вересаев «Братишка»; С. Воронин «Воинственный Жако»; Е. Чарушин «Лисята», «Воробей») и о детях (М. Зощенко «Показательный ребенок»; Л. Пантелеев «На море»; С. Георгиев «Бабушкин садик» и др.).

Специально предусмотрено знакомство дошкольников с историями о маленьких человечках (гномик, домовенок), похожих на самих детей, но менее самостоятельных и знающих, а потому нуждающихся в сочувствии умных и находчивых ребят (А. Балинт «Гном Гномыч и Изюмка»; Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»).

В программном списке много стихотворений: о природе и временах года, о животных, детских приключениях и переживаниях. Выделены стихи для заучивания. (Воспитатель может выбирать их, учитывая возможности детей и личные предпочтения.)

Воспитателям предлагается широкий выбор художественных произведений для чтения на занятиях, в повседневной жизни, для проведения спектаклей, праздников.

К программе специально подготовлены хрестоматии. (Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия: 4–5 лет / Сост. В.В. Гербова, Н.П. Ильчук и др. – М.: Оникс-XXI век, 2005.) А московским издательством «Весть ТДА» выпущены фонохрестоматии с лучшими программными произведениями в исполнении известных актеров театров и кино с прекрасным музыкальным сопровождением.

В ходе работы с детьми 4–5 лет особое внимание следует обратить на задачу формирования у них способности сопереживать при восприятии литературного произведения и личностного отношения к нему. Этому способствует точное и выразительное прочтение произведения воспитателем. Но прежде чем знакомить детей с произведением, педагог должен проанализировать его.

Условно можно выделить три аспекта анализа.

Языковой. Этот анализ предполагает выборку из текста слов, фраз, диалогов, повторение которых будет способствовать тому, чтобы язык художественной литературы стал достоянием речи ребенка.

Исполнительский. Педагог должен поупражняться в выразительном прочтении произведения.

Дети эмоционально реагируют на описываемые события, но это не значит, что они все понимают правильно. Так, многие из них считают, что заяц в сказке братьев Гримм «Заяц и еж» лучше, чем еж. Еж – обманщик, а это плохо. Ответы на вопрос: «А разве заяц сам себя не наказал и разве не надо воспитывать грубиянов и невежд?» – были самыми разными. Но мнение о зайце-страдальце изменяется, как только воспитатель еще раз зачитывает начало сказки, где заносчивый заяц насмехается над ежом.

При любых разногласиях между детьми следует обращаться к тексту. Необходимо учить дошкольников размышлять и пересматривать первоначально высказанную точку зрения, пытаясь аргументировать ее.

Известно, что пятый год жизни – чрезвычайно благоприятный возраст для развития языкового чутья. Одним из условий его формирования является доступный ребенку анализ произведений с точки зрения образности и выразительности речи.

В процессе чтения воспитателю следует выделять наиболее яркие в образном отношении слова и фразы. Однако для того, чтобы они стали достоянием речи детей, необходимо предоставить им возможность произнести, проговорить их. Например, воспитатель начинает фразу, а дети заканчивают: «Пришли девушки со Снегурочкой в лес. Стали цветы… (собирать ), венки… (плести ), песни… (петь ), хороводы… (водить ). Только одной Снегурочке… (по-прежнему не весело )». («Снегурочка», русская народная сказка, обр. А.Н. Толстого.) Или: «Темный лес что… (шапкой ) принакрылся… (чудной ) и заснул под нею… (тихо, беспробудно )». (И. Суриков. «Зима».)

Подобный анализ учит детей, слушая произведение, не только следить за ходом событий, но и радоваться интересным словам и выражениям. «Прочитайте, – просят они, прослушав „Федорино горе“ К. Чуковского, – как коза выпучила глаза, только там другое слово» («растопырила»).

Понять, прочувствовать образность языка детям помогают и физкультурные паузы. Например: «И впрямь находчивый этот Жихарка, – восхищается педагог. – Сообразил, как перехитрить лису. Та на лопате свернулась в кольцо, лапки спрятала, хвостом накрылась». Воспитатель предлагает детям показать (на ковре), как лиса свернулась в кольцо и спрятала лапки.

Дети обычно находятся под впечатлением от прослушанного и хотят, чтобы им прочитали произведение еще раз, но за неимением времени воспитатель вынужден ограничиваться выборочным чтением, поэтому уже с начала года желательно привлекать дошкольников к выбору отрывков для повторного чтения. В начале года дети обычно называют персонажа («Прочитайте про заиньку-паиньку»), но со временем они уже способны формулировать суть отрывка («Повторите про то, как Айболит чуть не погиб в пути»). Выбор отрывка – трудная, но чрезвычайно полезная для детей деятельность. Она помогает им разобраться в прочитанном педагогом произведении. Воспитателю же это дает возможность проанализировать, как оно воспринято и осмыслено.

В средней группе для заучивания предлагаются небольшие динамичные стихи, часто юмористического содержания. И все-таки, чтобы запомнить стихотворение и понять, как его выразительнее прочитать, детям нужны пояснения воспитателя. Их необходимо сочетать с упражнениями в индивидуальном декламировании тех или иных строчек стихотворения, выражающих логически завершенную мысль. Ни в коем случае нельзя заучивать стихи хором.

Поэтапный анализ стихотворения в сочетании с упражнениями на запоминание и выразительное чтение следующих друг за другом логически завершенных отрывков требует времени, но именно такая работа позволяет повысить умственную активность детей, обеспечивает осмысление текста. А главное – упражнения в декламации воспринимаются детьми как приятное времяпрепровождение.

Обычно ребенок, читая стихотворение полностью на занятии по заучиванию, утрачивает выразительность (интонации), удававшуюся ему при проговаривании отрывков. Это закономерно, ибо он вынужден одновременно решать несколько задач: вспоминать, что за чем следует; произносить слова, не искажая и не заменяя их; читать выразительно. Пока ребенок не запомнит текст, выразительность чтения будет страдать, поэтому как на занятиях, так и вне их необходимо повторять стихотворение, возвращаясь к нему в течение года несколько раз.

Для того чтобы порадовать детей и проверить, не забыли ли они знакомые сказки, рассказы, стихи, проводятся литературные викторины (литературные калейдоскопы).

Во всех возрастных группах следует периодически проверять, насколько хорошо дети знают программные произведения. При проведении срезовой работы нужно избегать таких вопросов, как: «Какие сказки (рассказы) ты знаешь? Назови их», «Какие стихи ты помнишь?» Целесообразно, ориентируясь на перечень произведений для той или иной возрастной группы, взять выборочно 5–6 произведений разных жанров и напомнить детям начало произведения или отрывок из него. Если ребенок знает сказку (рассказ), то вспомнит ее название (в своей редакции) и содержание. Если речь идет о стихотворении, то взрослый должен начать читать его сам, а затем предложить ребенку продолжить декламацию.

Из книги Приобщение детей к художественно-эстетической деятельности. Игры и занятия с детьми 1-3 лет автора Ганошенко Наталья Ивановна

Наталья Ганошенко, Софья Мещерякова Приобщение детей к художественно-эстетической деятельности Игры и занятия с детьми раннего возраста 1-3 года Пособия к программе «Первые шаги» издаются под общей редакцией Л.Н. Галигузовой, С.Ю. МещеряковойГаношенко Наталья Ивановна –

Из книги Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Планы занятий автора

Приобщение детей к художественно-эстетической деятельности Художественную деятельность дети осваивают постепенно. Задача взрослых – создать условия для ее развития, заметить и поддержать к ней интерес ребенка. Но не стоит спешить и форсировать его развитие. Привлекая

Из книги Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Планы занятий автора Гербова Валентина Викторовна

Ознакомление детей с художественной литературой Во второй младшей группе продолжается ежедневная работа в уголке книги. В распоряжении детей постоянно должны быть 6–7 книг (программные и непрограммные произведения, например, природоведческого характера).Маленькие

Из книги Личностное и профессиональное развитие взрослого человека в пространстве образования: теория и практика автора Егоров Геннадий Викторович

Приложение II Произведения художественной литературы для работы с детьми вне занятий Мамина песенка Всех морей и речек Коней и овечек Мне сынок дороже, Родной человечек. Азербайджанская песенка, обраб. А. Ахундовой

Из книги Как заниматься самообразованием автора Рубакин Николай Александрович

Особенности ознакомления детей с художественной литературой На многих занятиях, представленных в данном пособии, предусмотрена работа с произведениями художественной литературы.Среди программных произведений особое место занимают народные песенки, потешки, стихи. И

Из книги Библейские рассказы автора Шалаева Галина Петровна

Из книги Хоровой класс. Отношение к обучению автора Стулов Игорь Харьевич

В психологической литературе выделяется много стилей воспитания, которые деформируют личность ребенка, мешают ему стать самим собой Кумир семьи«Мимозное воспитание». Целью родителей становится удовлетворение всех потребностей ребенка, стремление избавить его от

Из книги Чтение в средней школе автора Кашкаров Андрей Петрович

Из книги Саммерхилл - воспитание свободой автора Нилл Александр Сазерленд

Принцип высокой художественной ценности учебного материала Основными признаками высокой художественности вокального произведения, с нашей точки зрения, являются:– духовно-нравственные основы содержания художественного образа;– соответствие характера музыки

Из книги Все лучшие методики воспитания детей в одной книге: русская, японская, французская, еврейская, Монтессори и другие автора Коллектив авторов

Смысл чтения в художественной литературе При изучении наук примеры полезнее правил И. Ньютон Чтение тогда только приносит пользу, когда анализ прочитанного откладывается в памяти. В памяти откладывается только тогда, когда читатель пропускает действие сюжета,

Из книги автора

О воспитании детей Считаете ли вы, что каждый родитель, прочитавший ваши книги и прослушавший ваши лекции, станет обращаться со своим ребенком по-другому - лучше, раз уж он знает, что к чему? Может быть, удастся спасти изуродованных детей, распространяя знания среди

Из книги автора

Сексуальность детей Особенности детской сексуальности. Детский онанизм. Как разговаривать с детьми про это. Сегодня актуальным вопросом является сексуальность детей. Их осведомленность в такой пикантной теме может быть больше, чем думают родители, поскольку эта

ирина старцева
Приобщение дошкольников к художественной литературе

Приобщение дошкольников к художественной литературе .

В. А. Сухомлинский говорил : «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг».

В настоящее время возникла серьезная проблема : у детей падает интерес к книге. Ее место занимает телевидение, другие технические средства, которые во многих случаях не могут заменить книгу. Падение интереса к чтению является фактором сегодняшней жизни. Дошкольный возраст - время активного становления читателя в ребенке, требующее внимания и кропотливой совместной работы детского сада и семьи.

Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили негативные тенденции : заметно снижен интерес к чтению у младших дошкольников и подростков ; резко сокращена доля чтения в структуре свободного времени детей.

На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста , уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения.

Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

Книга же, напротив, дает возможность домыслить, “дофантазировать”. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.

Художественная литература служит могучим , действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.

В поэтических образах художественная литература делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает дошкольнику прекрасные образцы русского литературного языка , открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.

Умение правильно воспринимать литературное произведение , осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой : его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь . Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.

Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке “талант читателя”.

Кто же вводит ребенка в мир книги? Этим занимаются родители и педагоги дошкольных учреждений . Библиотека и школа не первый, а последующий этап формирования читателя.

Исходя из этого, самым осведомленным человеком в вопросах детской литературы и чтения должен быть воспитатель дошкольного учреждения . Он не только воплощает задачу приобщения детей к книге , рождение в них интереса к процессу чтения и глубокого понимания содержания произведения, но и выступает как консультант по вопросам семейного чтения, пропагандист книги и книжного знания, социолог, быстро и точно реагирующий на изменение детского отношения к книге и процессу чтения, психолог, наблюдающий за восприятием и воздействием художественного текста на детей .

Чтение детям художественного произведения должно быть подчинено целям идейно-эстетического воспитания. Среди педагогов укоренился потребительский подход к литературе : если нужно воспитывать культурно-гигиенические навыки – почитаем «Мойдодыра» ; если в группе есть драчун – прочтем «Что такое хорошо – что такое плохо» .

Критик В. Смирнова пишет : «Тараканище» , конечно, цель высмеять трусость, избавить ребенка от страха; «Айболит» хочет научить детей любить животных, а «Мойдодыр» - приучить к чистоте… Но дело не в этих элементарных задачах добра и пользы. И когда писатель возглашает весело, заканчивая «Мойдодыр» :

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам…

Да здравствует мыло душистое

И полотенце пушистое…

ребенок радуется не потому, что понял пользу умывания, а потому, что эту трудную, обязательную для малыша работу – умываться по утрам – писатель превратил в веселую, увлекательную игру, оживил увлекательными происшествиями и необычными персонажам, щедро обогатил его словарь, согрел всемогущим чувством юмора. В этом и смысл, и прелесть, и воспитательный эффект сказок Корнея Чуковского».

Для детей чтение художественного произведения – встреча с искусством; важно, чтобы встреча была эмоциональной, волнующей. Если чтение детей не волнует, то и последующая беседа оставит их равнодушными. Необходимо помнить - чувство эстетического наслаждения вызывается ритмом, рифмой, интонациями, то серьезными, то резкими, то шутливыми, то ласковыми, мелодикой стихотворной речи, запомнившейся строчкой, поразившей воображение, найденным образом, метким словом.

Воспитатель не пассивный передатчик содержания книги, именно он помогает детям определить свое отношение к прочитанному, к различным литературным персонажам , обращает внимание на удачный образ, меткое сравнение, звонкую рифму, забавную игру слов. Нужен анализ произведения. Подлинный анализ не снижает эмоциональное впечатление, а углубляет его, помогает постичь образ. Нужно учить детей думать над вопросами педагога, которые привлекают их смысл не только к теме, сюжету, но и к художественному строю произведения . Вопрос, не заставляющий ребенка думать, рождает равнодушие.

Так какие же вопросы следует задавать по прочитанному произведению? Хорошая основа, которая побуждает работу мысли и на которой можно построить множество новых вопросов – это вопросы Киплинга.

«Есть у меня шестерка слуг,

Проворных, удалых.

И все, что вижу я вокруг,

Все знаю я от них.

Они по знаку моему

Являются в нужде.

Зовут их : Как и Почему,

Кто, Что, Когда и Где».

Вопросы ведут детей к осознанию содержания, путем осмысления языковых средств. Анализ позволяет детям глубже пережить впечатление от стихотворения, рассказа и больше понять мысли и чувства автора.

В качестве примера предлагаем работу по рассказу Е. Пермяка «Как Маша стала большой» .

При чтении произведения следует обратить внимание на прямую речь, реплики матери и отца, которые произносятся с особой интонацией удивления.

Машенька, да неужели ты у нас большая становишься?

Мы и не заметили, как у нас Мария выросла. Не только пол метет, но и посуду моет.

После прочтения произведения предложите дошкольникам ответить на вопросы , которые позволяют выяснить, насколько верно они поняли идейный замысел писателя, авторскую позицию, что нового принес данный рассказ в их жизнь.

Вопросы по тексту рассказа.

1. Что делала Маша, чтобы все считали ее взрослой?

2. Когда родители и окружающие поняли, что Маша действительно становится большой?

3. Как вы поняли, что надо делать, чтобы все считали тебя большим?

4. А вы уже большие или нет? Объясните, почему вы так думаете.

Вопросов не должно быть слишком много, чтобы сохранить эстетическое наслаждение, эмоциональное воздействие художественного текста на душевный мир ребенка.

Мы, взрослые, принимаем чтение как должное. Для ребенка ж чтение – не простой процесс, его разум постоянно работает, пытаясь разобраться в прочитанном.

В настоящее время в нашей группе проходит семейная акция «Книга на память» . Мы предлагаем всем желающим принять участие, пополнив фонд детского сада художественной литературой . В каждой книге родители могут оставить свои рекомендации и пожелания. А мы, в свою очередь, гарантируем ежедневное чтение сказок, стихов, рассказов детям.

Перед педагогом стоит важная задача – каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства. Ведь научить и понимать книгу – значит научить мыслить и чувствовать.

Мастер – класс для родителей ДОУ «Приобщение детей к художественной литературе через сказки в домашних условиях»

Участники мастер – класса: Родители.
Продолжительность мастер-класса: 10 минут
Цель : Приобщать родителей к чтению детьми художественной литературе через сказки в домашних условиях.
Задачи:
- Развивать эмоциональные связи с ребенком, позитивное общение, умение находить общие интересы и занятия.
- Приобщение дошкольников к художественной литературе, чтению.
Планируемые результаты: родители будут чаще читать художественные произведения дома детям.
Оборудование : нет
Раздаточный материал : листы с содержанием сказки, стаканы с водой, трубочки, пластмассовые ложки, целлофановые пакеты, воздушные шары, ветки деревьев, шуршащие пакеты, книги, деревянные палочки..

Ход мастер-класса:

Все участники сидят полукругом или кругом.
Ведущий: Здравствуйте, дорогие родители рада вас видеть на нашем мастер
классе. Тема нашего мастер-класса «Приобщение детей к художественной литературе через сказки в домашних условиях»
Для начала поприветствуем друг друга: ведущий приветствует рядом сидящего
участника: «Добрый вечер» приветствие передается рукопожатием, объятием или
другим приемлемым жестом. Мы поделились с вами своим теплом и хорошим
настроением
1. Теоретическая часть мастер- класса.
Сегодня мы с вами, поговорим о том, как приобщать детей к художественной литературе.
Наше время – время великих достижений науки, техники, время замечательных открытий. Но из всех чудес, созданных человеком, наиболее сложным и великим М. Горький считал книгу. В книге заключен огромный духовный мир человечества. Художественная литература помогает ребёнку уже в раннем возрасте познавать окружающий его мир. Она развивает мышление и воображение у ребёнка, даёт прекрасные образы русского литературного языка, обогащая его эмоции. Огромно её воспитательное, познавательное и эстетическое значение. Однако, в настоящее время общество соприкоснулось с проблемой получения информации из общедоступных источников (телевидение и компьютеры), таким образом, фактически сводится к минимуму такой вид деятельности как чтение. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, ведь из-за нехватки психо– эмоционального общения со взрослыми и сверстниками у детей появляются ложные представления об общении между людьми как таковом. Поэтому перед педагогами и родителями встает задача – как приобщать дошкольников к художественной литературе, чтению. Дети, получившие «книжную «прививку»в раннем детстве, несравненно лучше готовы к обучению в школе. Они умеют слушать, сосредотачиваться на определенном виде занятий, хорошо говорят. (Л. Н. Зеленцова) . Существует много форм работы по формированию у детей интереса к художественной литературе, чтению. Когда мы начали работать по этой теме, перед нами встали вопросы: С чего начать? Нужна ли родителям и детям, родившимся в 21 веке книга. Конечно же да! Большинство родителей не читают детям дома, некоторые читают от случая к случаю. А ведь без помощи взрослых ребенку не войти в прекрасный мир книги.
Небольшие художественные произведения мы используем на занятиях, в режимных моментах вне занятий, на утренней гимнастике, особенно активно в период адаптации детей к новым для них условиям детского сада. В этом нам помогают сказки. Когда ребенок скучает по дому, маме, он не способен к общению с другими детьми, мы переключаем его внимание на яркую, красочную книгу и сопровождаем рассматривание иллюстраций движением пальцев, чтением…
Мы рекомендуем вам использовать в домашних условиях для чтения произведений сказку «Родничок», автор Татьяна Домаренок-Кудрявцева.
2. Практическая часть.
Ведущий: а сейчас давайте превратимся в актеров. Я буду вам рассказывать сказку и показывать вам, а вы будете повторять вместе со мной.
Однажды в лесу родился маленький Родничок. Как только он пробился из земли на белый свет и увидел яркое солнышко, голубое небо, деревья и траву, то так обрадовался, что подпрыгнул высоко вверх и запел свою любимую песенку:
Я родничок веселый
И звонкий как ручей!
Всех напою водичкой
И птичек, и зверей!
И зажурчал
(Вода в стакане и трубочка)
В это время по тропинке недалеко от Родничка пробегал маленький длинноногий Жеребеночек вместе со своей мамой лошадкой. Он размахивал хвостиком и постукивал копытцами, совсем как взрослый коник. (Пластмассовые ложки) Услыхал жеребенок песенку Родничка, подошел к нему (пластмассовые ложки), напился ключевой воды и радостный поспешил за мамой (ложки). Мимо него напиться воды спешил ежик. Он пробирался сквозь кусты и сухую листву (шелест пакета). Вдруг послышался треск и шум (ломаются ветки). Это шел медведь. Ежик испугался и хотел убежать. Но медведь был добрый и пришел только напиться воды. Вдалеке послышались два выстрела (лопаем шар). Вспорхнули и полетели птицы (книги), насторожились звери. Из кустов выскочил испуганный заяц (стук деревянными палочками). Он попил водички и успокоился. Звери прислушались. Больше никаких звуков не было слышно. И они довольные разошлись по норкам. А маленькому Родничку стало так приятно, что всем нравиться его ключевая водичка, что с тех пор он поет свою веселую песенку. Не уставая и день и ночь (журчание водой). И кто бы ни шел, не летел мимо, обязательно услышит его звонкое журчание и подойдет, чтобы напиться и умыться родниковой водой. Вот такой веселый и добрый Родничок родился однажды на свет.
3. Заключительная часть.
Рефлексия:
– Интересна ли вам была тема нашего мастер-класс?
- Узнали ли вы как можно заинтересовать детей для чтения художественных произведений?
Ведущий: В заключении предлагаю вам поиграть в игру пожелания. Каждый участник
пожелает своему соседу слева, что-нибудь хорошее (передается игрушка и слова
пожелания). Все ваши пожелания обязательно сбудутся.
Я думаю, что сегодня весело и с пользой провели время, узнали что-то полезное для себя и воспользуетесь нашими советами.
Всем спасибо за внимание и успехов вам в воспитание наших деток.

В книге представлен перечень произведений художественной литературы для чтения детям дошкольного возраста. Литературный материал подобран таким образом, чтобы обеспечить развитие художественно-творческих способностей дошкольников, их эстетического вкуса, культуры восприятия произведений.

Книга адресована широкому кругу работников дошкольного образования, а также студентам педагогических колледжей и вузов.

Валентина Викторовна Гербова
Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации

Библиотека "Программы воспитания и обучения в детском саду" под общей редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой

Программа по приобщению детей к художественной литературе печатается по тексту книги "Программа воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

Предисловие

Настоящее издание является частью методического комплекта к "Программе воспитания и обучения в детском саду" (под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2006), которая в соответствии с современными задачами дошкольного образования предусматривает всестороннее развитие ребенка на основе его возрастных возможностей и индивидуальных способностей.

Ведущие цели "Программы" – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, развитие психических и физических качеств, подготовка ребенка к жизни в современном обществе, к школе.

К "Программе" подготовлены краткие "Методические рекомендации" (М.: Издательский дом "Воспитание дошкольника", 2005; М.: Мозаика-Синтез, 2006), раскрывающие особенности организации и методики работы по всем основным разделам воспитания, обучения и развития ребенка в детском саду на разных возрастных этапах дошкольного детства.

Более подробные методические руководства к "Программе" содержатся в методических пособиях: Комарова Т. С. "Изобразительная деятельность в детском саду" (М.: Мозаика-Синтез), Гербова В. В. "Развитие речи в детском саду" (М.: Мозаика-Синтез), Теплюк C. H., Лямина Г. М., Зацепина М. Б. "Дети раннего возраста в детском саду" (М.: Мозаика-Синтез) и др.

Пособие "Приобщение детей к художественной литературе" продолжает серию изданий данного учебно-методического комплекта. Книга включает программу и методические рекомендации по приобщению детей 2–7 лет к художественной литературе.

Программа

В "Программе воспитания и обучения в детском саду" художественная литература рассматривается как самоценный вид искусства. Литературный материал напрямую не связан ни с одним из программных разделов, хотя оказывает огромное влияние на развитие интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге.

Программные произведения отбирались особенно тщательно, с учетом их художественных достоинств, доступности содержания детям определенного возраста. Мы стремились представить как классические произведения, известные не одному поколению читателей, так и произведения современных отечественных и зарубежных авторов.

Воспитание читателя – процесс длительный и трудоемкий, поэтому перечни художественных произведений и задачи приобщения детей к художественной литературе для каждого дошкольного возраста свои.

Детям любого возраста по возможности следует читать каждый день (новые и уже знакомые произведения). Программные задачи необходимо решать и на занятиях, и вне их.

Программа предоставляет воспитателю право вносить определенные изменения в списки рекомендованной литературы с учетом регионального компонента содержания дошкольного образования и особенностей режима работы дошкольного образовательного учреждения.

Первая младшая группа
(от двух до трех лет)

Неоднократно читать художественные произведения, предусмотренные программой для детей второй группы раннего возраста .

Продолжать приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения. Сопровождать чтение показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также учить слушать художественное произведение без наглядного сопровождения. Сопровождать чтение небольших поэтических произведений игровыми действиями.

Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых стихотворений.

Поощрять попытки прочесть стихотворный текст целиком с помощью взрослого. Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев играть в хорошо знакомую сказку.

Продолжать приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах, побуждать их называть знакомые предметы, показывать их по просьбе воспитателя, приучать задавать вопросы: "Кто (что) это?", "Что делает?". Пересказывать детям содержание несложных сюжетных картинок. Предлагать воспроизводить действия (движения) персонажа ("Покажи, как клюют зернышки цыплята, как девочка ест суп").

Обращать внимание детей на ребенка, рассматривающего книжку по собственной инициативе, одобрять его деятельность.

Для чтения детям

Сентябрь – октябрь – ноябрь

Русский фольклор

Повторение песенок, потешек, сказок, прочитанных и рассказанных детям второго года жизни.

Песенки, потешки. "Наши уточки с утра…"; "Пошел котик на Торжок…"; "Заяц Егорка…".

Сказки. "Козлятки и волк", обр. К. Ушинского

Фольклор народов мира "Три веселых братца", пер. с нем. Л. Яхнина; "Бу-бу, я рогатый", лит., обр. Ю. Григорьева.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. А. Барто. "Мишка", "Грузовик" (из цикла "Игрушки"), "Кто как кричит"; В. Берестов. "Большая кукла"; Г. Лагздынь. "Петушок"; С. Маршак. "Сказка о глупом мышонке"; Э. Мошковская. "Приказ" (в сокр.); Н. Пикулева. "Лисий хвостик"; К. Чуковский. "Федотка".

Проза. Л. Толстой. "Спала кошка на крыше…", "Был у Пети и Миши конь…".

Произведения поэтов и писателей разных стран С. Капутикян. "Все спят", пер. с арм. Т. Спендиаровой.

Декабрь – январь – февраль

Русский фольклор

Песенки, потешки. "Наша Маша маленька…"; "Чики, чики, кички…", "Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу".

Сказки. "Теремок", обр. М. Булатова.

Фольклор народов мира "Котауси и Мауси"; англ., обр. К. Чуковского; "Ой ты заюшка-по-стрел…"; пер. с молд. И. Токмаковой.