Непознанное

"образ бабы яги в русской литературе". Цель, задачи, гипотезы

Проектная работа «Загадочный образ Бабы Яги»

«Баба-Яга или Яга-Баба

- сказочное страшилище, большуха

над ведьмами, сподручница сатаны

Баба-яга костяная нога: в ступе едет,

пестом погоняет,упирается,

помелом след заметает; она простоволоса

и в одной рубахе, баз пояски;

то и другое верх безличия».

Даль В. И.

«Там ступа с Бабою-Ягой идёт-бредёт сама собой».

Пушкин А. С.

Актуальность.

У каждого человека есть в жизни свои увлечения! Я очень люблю петь, танцевать, а особенно участвовать в театральных постановках. Любая роль мне удаётся! Однажды я сыграла роль Бабы Яги! Это было просто восхитительно!

Баба-Яга – неоднозначный персонаж. Чаще всего она отрицательная героиня, но в этом лихом существе есть такое, что пугает, а одновременно и влечёт, притягивает к ней. Так кто же она, эта загадочная старушка? Нам захотелось узнать больше, познакомиться с ней поближе.

Объект исследования – Баба-Яга в славянских мифах и в волшебных сказках.

Предмет исследования – роль Бабы Яги в славянских мифах и в волшебных сказках.

Цель работы – определение роли Бабы Яги в жизни мифологического и сказочного героя: добрая старушка или злая ведьма.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач :

    Изучить литературные и мифологические энциклопедии, прочитать волшебные русские народные сказки, в которых одним из персонажей является Баба Яга.

    Познакомиться с особенностями изображения Бабы Яги в сказках.

    Изучить этимологию имени сказочного персонажа Баба Яга.

    Составить частотный словарь характеристик имён Бабы Яги.

    Выяснить возраст Бабы Яги на примере опрашиваемых взрослых и детей.

    Проанализировать и обобщить полученные данные.

Наше предположение: мы считаем, что Баба Яга – злая ведьма, поскольку:

    она всем вредит;

    создаёт на пути трудности;

    Баба Яга похищает детей;

    может посадить на лопату и отправить в печь, чтобы потом съесть;

    у неё страшный внешний вид, её боятся дети.

Методы исследования:

    анализ литературных и исторических источников информации;

    сравнение описаний образа Бабы Яги в разных источниках;

    обобщение полученных данных.

Исследование проводилось на основе научных трудов Афанасьева А.К., Иванова В.В., Проппа В.Я., Даля В. и других отечественных учёных, а также славянских мифов и русских народных сказок.

Исследовательская работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.

Образ Бабы-Яги

Баба-Яга – известный персонаж славянских волшебных сказок. Прежде чем стать сказочным персонажем, Баба-Яга была существом мифологическим.

Как отмечает исследователь–сказочник А.КАфанасьев, образ Бабы Яги в преданиях славян изначально не был отрицательным, да и самого понятия ведьмы не существовало в древности. В языческие времена Баба-Яга – могущественная богиня, прародительница рода, хранительница его жизненного пространства, его обычаев и традиций, жизненного уклада, присматривавшая при этом и за подрастающим поколением, хозяйка леса и зверей. Одна из наиболее значимых берегинь.

По мнению Иванова В.В., по мере насаждения на Руси христианства Бабе Яге, как и другим богам языческого мировоззрения, всё в большей мере стали приписываться отрицательные черты и намерения. Из берегини рода Баба-Яга превратилась в зловредную старуху высокого роста на костяной ноге, с деревянной клюкой, с изогнутым в виде клюва носом и торчащими изо рта зубами, с растрёпанными косматыми волосами. Иногда она изображается с носом, висящим аж через грядку. («Сидит Баба Яга – костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос»).

Такого же мнения придерживается В.Я Пропп. Он пишет: «С проявлением земледелия и земледельческой религии вся «лесная» религия превращается в сплошную нечисть, великий маг – в злого колдуна, мать и хозяйка зверей – в ведьму, затаскивающую детей на вовсе не символическое пожирание»

В. Даль пишет, что яга – «род ведьмы или злой дух под личиною безобразной старухи. Баба-яга или Яга-баба, сказочное страшилище, болыпуха над ведьмами, подручница сатаны». «Кости у неё местами выходят

наружу из-под тела». «Она простоволоса и в одной рубахе без опояски» . Баба-Яга может быть слепой на один глаз, хромой (у неё «костяная нога»), чёрной, лохматой, растрёпанной и т.д.

Особое внимание привлекает колченогость, одноногость Бабы Яги, связываемая с её и или змееподобным обликом. В. Я. Пропп отмечает, что «Яга, как правило, не ходит, а летает, подобно мифическому змею, дракону» . По мнению К. Д. Лаушкина, считающего Бабу-ягу богиней смерти, одноногие существа в мифологиях многих народов так или иначе связаны с образом змеи. О. А. Черепанова пишет: «Общерусское «змея» не является исконным названием этого пресмыкающегося, а возникло как табу по связи со словом «земля» - «ползающая по земле» .

Ягой-бабой (егибовой, егибицей) крестьяне некоторых районов России именовали во многом сходную с ягой по облику и «занятиям» ведьму, колдунью. У Бабы-яги и у ведьмы длинные, косматые волосы; колдунья, ведьма, как и яга; подобно бабе-яге, ведьма связана с очагом, печью, часто колдует возле печи; она наделена способностью оборачиваться в животных, сама оборачивает людей, может испортить их, лишить жизни и т. п.

Передвигается Баба-Яга обычно также подобно ведьме или нечистому духу: «Она ездит за человечьим мясом, похищает детей, ступа её железная, везут её черти; под поездом этим страшная буря, всё стонет, скот ревёт, бывает мор и падёж; кто видит ягу, становится нем» . Иногда она может перемещаться с места на место, принимая облик вихря или бури; вообще, она, как и ведьма, может оборачиваться змеёй, кобылой, деревом, различными предметами, природными явлениями и т.д. Слугами Бабы-Яги, как и слугами ведьмы, считали гадов (змей, лягушек, ящериц и пр.), чёрных котов, воронов и ворон; считалось также, что у неё в подчинении находятся черти и вообще всякая нечистая сила, а также различные фантастические существа.

Таким образом, в славянской мифологии Баба-Яга обычно изображается мерзкой, злобной, жестокой старухой. Возможно, всегда чувствовалось, что это лишь маска, а не истинная суть.

Обратиться к самому выражению «Баба Яга». Баба-яга, Яга-баба как древнее устойчивое понятие состоит из двух слов. Баба – женщина, бабушка, прабабушка, прародительница, пращур, ещё и бог, то есть слово «баба» восходит к божественным, произошедшим от Бога первопредкам. Во многих губерниях России повитуху, помогавшую при родах, присматривавшую за роженицей и ребёнком первое время после его появления на свет, традиционно называли бабкой, бабушкой и почитали, чествовали как человека, наделённого особыми умениями, силами, мудростью.

Слово «яга» в древнерусском языке означало: шкура ягнёнка или шуба из шкуры ягнёнка мехом наружу. Это ритуальная одежда древней волхвы, при помощи которой, как правило, определялась любая старшая женщина в роду.

Двойственность мифологического образа Бабы-Яги отразилась в волшебных сказках.

Так, во многих сказках Баба-Яга похожа на ведьму.

«Зашла Марюшка в избушку и видит: сидит там Баба – яга – костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос. Сама черная, а во рту один клык торчит» («Финист-ясный сокол»).

Ездит в железной ступе, погоняя её пестом и заметая следы помелом. Слугами Бабы-Яги являются гады (змеи, лягушки, ящерицы), чёрные коты или вороны. У неё в подчинении находятся черти и всякая другая нечистая сила (например, сказочный Кот Баюн, наделенный голосом, слышанным за семь верст, а своим мурлыканьем напускающий колдовской сон, почти неотличимый от смерти).

У неё необычная чаще всего – костяная нога.

«Добрые молодцы входят в избушку – на печи лежит Баба –Яга костяная нога» («Иван – Быкович»).

«Долго ли, коротко ли – прилетает к избушке, входит – в избушке сидит Баба – Яга, костяная нога, старая, беззубая» («Заколдованная Королева»).

Как всякое божество, Баба Яга то зла, то добра, но всё же, от неё исходит много мудрости. Лягушки, чёрные коты, Кот Баюн, вороны, змеи – все существа, в которых уживается и угроза и мудрость.

Несмотря на её злые намерения, обещание и стремление посадить пришедшего к ней человека на лопату, затолкать его в жарко протоплённую печь и поджарить к обеду, она оказывает гостеприимство и Ивану-царевичу, и Ивану - крестьянскому сыну: и в бане выпарит, и накормит, и спать уложит, и даст путеводный клубок. Сказочному герою Баба Яга подскажет, где и как найти заворожённое богатырское оружие, как одолеть Кащея Бессмертного и освободить красавицу из его плена. Дети, попавшие к этой страшной колдунье, всегда выходят победителями из самых, казалось бы, безвыходных положений. Все её злое коварство идёт прахом, и из похитительницы она превращается в дарительницу. И никого она никогда не съедает, т. е. и в сложившейся после принятия христианства трактовке образа Бабы Яги сохранилось влияние прежних представлений о Бабе-берегине.

Язык предков забывается, загрязняется, а этническое самосознание остаётся. К нему незамутнённому у детей, молодых людей и обращается Баба Яга. Не потому ли образ её, хотя и искажённый наслоениями поздних времён, сохраняется в сказках для детей.

Выводы

    образ Бабы Яги в преданиях славян изначально не был отрицательным;

    по мере насаждения на Руси христианства Бабе Яге, как и другим богам языческого мировоззрения, всё в большей мере стали приписываться отрицательные черты и намерения;

    двойственность мифологического образа Бабы-Яги отразилась в волшебных сказках: она может быть доброй и злой.

Основные типы Бабы-Яги в волшебных сказках

Волшебная сказка знает несколько образов Бабы Яги:

1. Яга-воительница ;

Яга – воительница, сражающая с героями и побеждающая многих из них. Во многих сказках Яга сама ездит верхом на коне и сражается подобно богатырю. Её «рать – сила несметная». Яга-воительница, прилетев в избу и за­став в ней постороннего человека, избивает его до полусмерти: «…Баба – Яга накинулась на собак, на ворота, на берёзку, и на работницу, давай всех ругать и колотить» («Баба-Яга»).

2. Яга-похитительница – наиболее распространённый тип и характерен северному образу Яги, уносящей детей, которых она пытается изжарить (затем следует бегство и спасение). Это образ связан, возможно, связан с двумя обрядами. Так, во многих местах существовал обряд «пе­репекания ребёнка», совершавшийся над больными или слабыми детьми: ре­бёнка символически уничтожали, чтобы он возродился вновь уже другим че­ловеком. Возможно, что сказки о «Яге – похитительнице» возникли на основе древнего колдовского обряда, посвящения юношей в охотники, введения их в определённую возрастную группу. Обряд заключался обычно в том, что мальчиков 10-12 лет на неко­торое время уводили из селения и подвергали различным испытаниям, про­водя своеобразный экзамен по всем практическим охотничьим навыкам; при этом юноши как бы «умирали» для племени, чтобы вместо них «родились» мужчины, воины и охотники. «Экзаменом на зрелость», который все юноши должны были «сдать», руководил, по-видимому, мужчина, охотник.

3. Яга-дарительница . Гостя она выпрашивает и дарит предметы, обладающие Волшебной силой: «Трудно, красавица, тебе будет его отыскать, да я тебе помогу. Вот тебе серебряное донце, золотое веретенце, бери в руки, само прясть будет, потянется нитка не простая, а золотая» («Финист – ясный сокол»).

4. Яга-советчица (Яга сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому обратиться за помощью или советует, что нужно сделать): «Послушай же, ступай по тропинке. И дойдешь до пруда, спрячься за деревом и выжидай время» («Василиса Премудрая»).

5. Яга-повелительница сил природы и животного мира (Яга повелевает утром, вечером, ночью; ветром и лесным зверьём):

«… Баба – Яга вышла и говорит своей работнице:

- Ступай, истопи баню, да вымой племянницу, да смотри, хорошенько «Баба- Яга».

6. Яга-охранительница (покровительница), следящая с помощью своих волшебных помощников (совы, блюдечка и проч.) за похождениями героя.

В сказках, где одновременно фигурируют Баба Яга и Кощей Бессмертный, Яга выступает в роли покровительницы и дарительницы, а Кощей – в роли воителя и похитителя.

7. Яга-прародительница (мать-бабка для нескольких своих дочерей- внучек-ягишн, хозяйка лесных зверей (аналог лешего), тётка (сказка «Баба Яга»).

Иногда функции Яги выполняют её женские заместители-аналоги (колдунья или бабка), а иногда – мужские (Кощей, колдун, леший).

Современная Баба-Яга чаще приходит на помощь герою, выручая его из трудных ситуаций. Так, в цикле произведений «Тайный сыск царя Гороха» Андрея Белянина Баба-Яга занимает одно из центральных мест в роли

положительного героя, а именно – эксперта-криминалиста тайного сыска при дворе царя Гороха.

Таким образом:

1. Баба Яга ведает судьбой:

    дарит клубок (путеводную нить);

    даёт советы, которые помогают достичь цели;

    «Чует сердцем»;

    испытывает людей.

2. Баба Яга связана с воздушной и огненной стихией:

    поднимает ветер помелом, свистом;

    летает на ступе;

    лежит на печи.

3. Связана со смертью и подземным миром:

    связана с ночью и тьмой;

    всегда старая (костяная нога);

    слепая, не видит, а чует носом («русским духом пахнет»);

    живёт в избушке без окон и дверей (домовине);

    вокруг её дома ограда из черепов (12 +1);

    огонь, данный ею, может убить;

    похищает детей;

    Яга – язвить, мучить.

Выводы:

    в волшебных сказках описывается несколько образов Бабы Яги: Яга-воительница, Яга-похитительница, Яга-дарительница, Яга-советчица, Яга-повелительница, Яга-охранительница, Яга-прародительница;

    образ Бабы Яги может быть как положительным, так и отрицательным;

    в современных сказках Баба Яга чаще всего – положительный герой;

    сказки напоминают, что добро и зло в этой жизни живут рядом, но добро всегда побеждает.

Характеристика образа Бабы Яги

Внешняя характеристика Бабы Яги говорит нам о том, что чаще всего в предоставлении читателя – отрицательный персонаж.

Обратим внимание на описание портрета Бабы Яги.

…входит - в избушке сидит баба-яга костяная нога, старая, беззубая. («Заколдованная королевна»)

…на лавке сидит седая старуха, прядет кудель.

(«Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что»)

…сидит там баба-яга - костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос. (« Финист - ясный сокол»)

Как мы видим, в описании портрета этой героини чаще всего использована отрицательная лексика: беззубая, костяная нога, нос крючком. Уже из этого складывается у читателя образ отрицательного персонажа.

Стоит в лесу за высоким тыном избушка на курьих ножках, на бараньих рожках. («Баба Яга»)

…стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается. («Гуси - лебеди»)

…вышла на полянку, где стояла избушка яги-бабы; забор вокруг избы из человечьих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами; вместо дверей у ворот - ноги человечьи, вместо запоров - руки, вместо замка - рот с острыми зубами. («Василиса Прекрасная»)

Стоит дом бабы-яги, кругом дома двенадцать шестов, на одиннадцати шестах по человечьей голове, только один незанятый.
(«Марья Моревна»)

Внимание читателя сразу же привлекает необычность дома – на курьих ножках.

Если обратиться к исследованиям, то можно найти, что такие дома строили для умерших людей. (В древности умерших хоронили в домовинах – домиках, расположенных над землёй на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные ноги. Домовины ставились таким образом, чтобы отверстие в них было обращено в противоположную от поселения сторону, к лесу. Люди верили, что мертвецы летают на гробах. Покойников хоронили ногами к выходу, и, если заглянуть в домовину, можно было увидеть только их ноги – отсюда и произошло выражение «Баба Яга - костяная нога».)

Современного читателя пугает не столько сам дом, сколько забор вокруг дома построенный из человеческих костей или кольев с человеческими черепами.

Мы сразу представляем себе, что хозяйка такого дома должна быть очень злой и кровожадной.

Необычным средством передвижения Бабы Яги является железная ступа , в которой она может летать в поисках своей излюбленной пищи: маленьких детей, которых злая ведьма изжаривает в своей печи, а затем с аппетитом поедает.

… Выехала из леса Баба Яга - в ступе едет, пестом погоняет, помелом заметает. («Василиса Прекрасная»)

…Во весь дух на железной ступе скачет, пестом погоняет, помелом след заметает. («Марья Моревна»)

Яга – баба схватила жихаря, села в ступу, поехала; едет в ступе, пестом понужат, а помелом следы заметать. («Баба Яга и жихарь»)

Отрицательным оказывается и отношение к Бабе Яге её окружающих.

…Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала:

Баба-яга пошла баню топить. Она тебя вымоет-выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается. («Гуси - лебеди»)

…А кот ей в ответ:

Я тебе столько лет служу, ты мне косточки обглоданной не бросила, а она мне мясца дала! («Баба Яга»)

Таким образом, по внешней характеристике бабы Яги, мы можем сделать вывод, что Баба Яга – отрицательный персонаж.

Тогда возникает вопрос: почему исследователи устного народного творчества характеризуют в большинстве своём Бабу Ягу как положительную героиню.

В характеристике любого литературного героя обязательно оценивают поступки персонажа и его речь, так как по ним можно сделать вывод о характере и его внутреннем мире.

Обратимся к поступкам Бабы Яги.

В сказках «Гуси - лебеди», «Баба-яга и Заморышек» - Баба Яга совершает злые поступки: крадёт братца Иванушку («Гуси - лебеди»), пытается убить братьев («Баба-яга и Заморышек»).

Но в большинстве сказок Баба Яга совершает добрые поступки. Она помогает солдату найти королевну («Заколдованная королевна»), Андрею оттыскать Марью – царевну («Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что»), Марьюшке – Финиста – ясного сокола (« Финист - ясный сокол»).

Злой характер героини выдаёт и её речь, в которой содержатся угрозы.

…Вот изжарю тебя в печи да съем и на косточках покатаюсь. («Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что»)

…-Эй вы, слуги мои верные! Рубите незваным гостям буйны головы. («Баба-яга и Заморышек»)

В речи этого персонажа мы слышим выражения, характеризующие её как доброго человека, близкого к народной культуре. Ласково она обращается к пришедшим в её дом: «добрые молодцы» («Баба-яга и Заморышек»), «красная девица» (« Финист - ясный сокол»), «девица» («Гуси - лебеди»), «голубчик» («Заколдованная королевна»).

С той же лаской относятся к ней и герои сказок: Иван-царевич, Василиса Прекрасная, солдат – они называют её «бабушкой».

Анкетирование

    Анкетирование проводилось в 2 этапа:

    1 этап – опрос детей;

    2 этап – опрос взрослых.

    Общее число опрошенных-20человек.

    Возраст опрашиваемых:

    1 группа – дети от 6 до 8 лет;

    2 группа – взрослые от 22 до 63 лет.

Результаты анкетирования

Средний возраст Бабы - Яги в восприятии взрослых составляет 1000 лет, а в восприятии детей – 176 лет.

Заключение

Русские сказки сохранили чрезвычайно яркий и запоминающийся образ Бабы-Яги. Найдется ли в русской сказочной мифологии другой персонаж, о котором бы спорили так много, как о Бабе-Яге? В большинстве сюжетов она представлена в обличии ведьмы – старой и злой старухи-колдуньи, пытающейся всячески навредить герою. Но сквозь этот «негатив» просвечивают и совсем иные её качества: она предвещает страннику, что ожидает его впереди, помогает ему мудрым советом, даёт богатырского коня, клубок и т.п. С учётом данного противоречия была выбрана тема исследовательской работы.

Объект исследования является Баба-Яга в славянских мифах и в волшебных сказках.

Предмет исследования – роль Бабы Яги в славянских мифах и в волшебных сказках.

Поставленные цели и задачи исследования выполнены.

В процессе выполнения настоящей работы было проведено исследование мифов и сказок, касающихся выбранной темы. Во время работы пришлось познакомиться с ней настолько близко, что это позволило лучше понять и принять объект изучения – Бабу–Ягу.

Исследование частично подтверждает гипотезу, что Баба Яга – злая ведьма:

    Баба-Яга не всегда в русских народных сказках злая ведьма;

    она может быть разной – и доброй, и злой;

    часто она помогает герою, спасает его;

    Баба-Яга может быть весёлой и смешной, а иногда даже красавицей.

Но всё-таки, Баба-Яга – отрицательный герой, помогающий порой сказочному герою.

В ситуации с Бабой-ягой этот парадокс разрешается достаточно просто. Представление о ней формировалось в ту далёкую эпоху, когда ещё не было ни богов, ни жрецов, а женщины являлись главенствующим полом. Постепенно этот образ всё усложнялся, ему приписывалась божественная сущность и ритуальная необходимость. С приходом христианства негативные черты заслонили позитивные и стали ведущими. Постепенно Баба-Яга была переведена в ранг низших существ.

Но и сейчас нельзя не согласиться с тем, что некоторое обаяние в облике «лесной старухи» сохранилось, иначе, чем ещё объяснить его популярность у маленьких читателей России? Ещё многие поколения детишек вырастут на русских сказках, где Баба – Яга зла и коварна, но при этом смешная, забавная, добрая. Сказки ещё раз напоминают, что добро и зло в этой жизни живут рядом, но добро всегда побеждает.

Практическая значимость исследования: данный материал можно использовать на уроках литературного чтения, при проведении классных часов и викторин. Это исследование помогло мне вжиться в образ Бабы Яги и успешно сыграть роль моей любимой героини.

Библиографическое описание: Ткаченко А. О., Елисеева Н. П. Образ Бабы-Яги: от мифов до народных сказок // Юный ученый. — 2018. — №3. — С. 130-133..04.2019).





Уточнены различные версии происхождения образа Бабы Яги. Проанализированы отрицательные и положительные поступки Бабы Яги в народных сказках. Выявлено отношение к Бабе Яге учеников начальной школы и пользователей социальной сети «ВКонтакте». Предложен собирательный портрет Бабы Яги на основании результатов опроса.

Ключевые слова : миф, народные сказки, Баба-Яга, собирательный портрет.

Various versions of the origin of the image of Baba Yaga are specified. Analyzed are the negative and positive actions of Baba Yaga in folk tales. The attitude towards Baba Yaga of the pupils of the primary school and users of the social network «VKontakte» has been revealed. A collective portrait of Baba Yaga is proposed based on the results of the survey .

Key words: myth, folk tales, Baba-Yaga, collective portrait.

Баба Яга - одно из самых известных и самых таинственных существ на Земле. Считается, что первые упоминания о ней встречаются в мифах древних славян 6–9 веков нашей эры. По некоторым сведениям, имя своё она получила от старинного слова ЯГАТЬ, что значит кричать, шуметь, ругаться. На Руси таких женщин часто называли Ягишною.

Одни учёные считают Ягу обычной злой ведьмой. Вторые величают её древнеславянской богиней, хозяйкой леса и зверей, охраняющей подземный ход в потусторонний мир.

По другой версии, прототип Бабы Яги - ведуньи, знахарки, которые лечили людей. Стремление Бабы-Яги поджаривать детей в печи на лопате очень напоминает так называемый обряд «перепекания», или «припекания», больных младенцев: ребенка заворачивали в «пеленку» из теста, клали на деревянную хлебную лопату и трижды всовывали в печь. Потом ребенка разворачивали, а тесто отдавали на съедение собакам. И это действительно часто помогало.

Также существует версия, что имя Яги произошло от слова «йог», и сама она - из Индии. Неспроста она имеет отшельнический образ жизни и живет в лесу, вдали от людей и населенных пунктов.

Другие исследователи утверждают, что Яга перебралась к нам с Севера. Жители северных лесов и оленеводы часто ставили избы на высоких столбах, чтобы в них не могли забраться дикие звери, и чтобы дома не замело снегом. Отсюда и «избушка на курьих ножках». Также есть предположение, что она получила такое имя, так как проживала в местности, где растет ягель - олений мох, когда-то он назывался «яг».

Интересно, что первое письменное упоминание о Бабе Яге сделано в 16 веке в книге английского путешественника Д.Флетчера, а первая сказка о ней была написана М. Н. Макаровым в 1820 году. В начале ХХ века ее стали изображать известные художники на своих полотнах.

Исследуя происхождение образа Бабы Яги, была поставлена задача изучить народные сказки об этом персонаже. Было прочитано всего 7 сказок (табл. 1). В 4 сказках Баба Яга является положительным персонажем, она помогает главным героям, дает им совет, а в 3 сказках - совершает плохие поступки: обманывает героев, похищает и поедает детей.

Таблица 1

Образ Баба Яги в народных сказках

Название сказки

Характерные черты

Поступки

Заколдованная королевна

«костяная нога, старая, беззубая»,

Положительный персонаж:

помогла герою, созвала буйные ветры

Гуси-лебеди

«морда жилиная, нога глиняная»

Отрицательный персонаж :

похитила братца

«костяная нога - холст ткет, пестом погоняет, помелом след заметает»

Отрицательный персонаж :

хотела съесть племянницу

Царевна-лягушка

«костяная нога, нос в потолок врос, сама зубы точит»

Положительный персонаж:

помогла герою, указала, где находится смерть Кощея

Золотой конь

«костяная нога - на ступе ездит, метлой подметает, пестом погоняет»

Положительный персонаж:

помогла герою, дала клубочек

Две сестры

«испугалась девочка Баба Ягу, задрожала»

Положительный персонаж:

подарила серебряное веретено

Баба Яга и Лутонюшка

Отрицательный персонаж :

обманула Лутонюшку, хотела его съесть

В ноябре 2017 года был проведен опрос среди учащихся начальной школы и пользователей социальной сети «ВКонтакте» в форме анкеты с целью сравнительного анализа отношения к героине и изучения характерных черт, присущих образу Бабы-Яги. Всего было опрошено 42 ученика и 37 пользователей социальной сети. На вопрос: «Баба Яга является положительным или отрицательным персонажем?» ученики начальной школы в большинстве, а это 86 % ответили, что отрицательным (рис. 1). Однако пользователи социальной сети точно не определились, все-таки, плохая или хорошая бабушка Яга (49 % - отрицательный, 51 % - положительный персонаж).

Рис. 1. Мнение учеников начальной школы и пользователей социальной сети «ВКонтакте» на вопрос «Баба Яга - положительный или отрицательный персонаж?»

Выявляя характерные черты Бабы Яги, было установлено, что большинство (43 %) пользователей социальной сети считают ее хитрой и смешной, а учащиеся склоняются, что наша героиня - злая и вредная (40 %) (рис.2).

В анкете учащиеся указали, что знакомы с персонажем Бабой Ягой благодаря сказкам «Гуси лебеди», «Иван царевич и серый волк», «Последний богатырь», «Летучий корабль» и «Морозко». На вопрос о поступках Бабы Яги в этих сказках (рис.3), большинство указало, что она «похищает и поедает детей» (57 %).

Рис. 2. Мнение учеников начальной школы и пользователей социальной сети «ВКонтакте» о характерных чертах Бабы Яги

Рис. 3. Мнение учеников начальной школы и пользователей социальной сети «ВКонтакте» о совершаемых Бабой Ягой поступках в сказках

На вопрос «Представьте, что Баба Яга существует, как ее узнать?» было получено множество разных, интересных характеристик от учеников начальной школы. Мы попробовали создать собирательный образ современной Бабы Яги. По их мнению, Баба Яга - очень худая сильно скрюченная пожилая женщина 600-летнего возраста низкого роста с седыми длинными волосами, длинным и большим носом, на конце которого 1–2 бородавки. Спина у нее неровная, нога костяная. Имеет кривые зубы, страшное, морщинистое лицо, злые глаза, ворчливый голос, злобно смеется, но бывает смешной. Ходит в старомодной одежде с костылем, иногда летает на метле или в ступе. Живет в избушке в лесу, варит зелья. Очень некультурная, совершает плохие поступки.

Пользователи социальной сети современную Бабу Ягу представляют несколько иначе: некрасивая бабушка с большим носом, хитрыми прищуренными глазами, кривыми зубами, хриплым голосом. Одета в лохмотья из мешковины, на шее бусы из сушеных мухоморов и старый шарф. Иногда ходит в халате и с косынкой на волосах. Имеет костяную ногу, лихо управляет метлой и ступой. Но внешность обманчива. На первый взгляд кажется неопрятной, сутулой и опасной. Но если проявить ласку, то она сразу изменится и станет настоящей милой доброй бабусей. Живет в избушке на курьих ножках.

Таким образом, в ходе исследования было выявлено, что Баба Яга предстает перед нами и положительным и отрицательным персонажем, совершает как добрые, так и плохие поступки. Результаты опроса показали неоднозначное отношение к нашей героине, ученики считают, что она злая и вредная, однако пользователи социальной сети, а это, в основном, более взрослые люди, считают Бабу Ягу милой и смешной, что также прослеживается и в собирательном портрете современной Бабы Яги.

Полученные материалы в ходе изучения образа бабы-Яги можно будет использовать на уроках литературного чтения, при проведении классных часов и на внеурочных занятиях.

Литература:

  1. Мартиросова М. А. Мифы народов мира для детей. - Белый город: 2010, 364 с.
  2. Науменко Г. Вся славянская мифология. - М.: АСТ, 2004. - 190 с.
  3. Энциклопедия для детей. Т6, ч.1. Религии мира - М.: Аванта+, 1996. - 720 с.
  4. https://ru.Wikipedia.org/wiki/Баба-яга
  5. https://www.larec-skazok.ru/skazki-pro/babu-iagu

Ключевые слова: миф, народные сказки, Баба-Яга, собирательный портрет .

Аннотация: Уточнены различные версии происхождения образа Бабы Яги. Проанализированы отрицательные и положительные поступки Бабы Яги в народных сказках. Выявлено отношение к Бабе Яге учеников начальной школы и пользователей социальной сети «ВКонтакте». Предложен собирательный портрет Бабы Яги на основании результатов опроса.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

глубины тысячелетий предки

передали каждому из нас наследство

воистину бесценное - сказки,

предания, былины, легенды».

1. ВВЕДЕНИЕ.

Сказки - это прекрасный вид искусства. В мир сказок мы вступает в самом раннем детстве. Сказки веселят, развлекают, иногда пугают, они учат нас поступать честно. Они никогда не устаревают, потому что в них хранится мудрость наших предков, традиции и обычаи. С необычной щедростью, во всем великолепии показаны в сказках сокровища народной разговорной речи.

В современном мире у детей появилось множество других интересов. Но мы всё равно любим смотреть, слушать и читать сказки. Время, проведённое за совместным чтением сказок, сближает родителей и детей, поколения. Мы сопереживаем героям, учимся отличать добро от зла. Тема добра и зла - одна из вечных тем. И в наше время она продолжает оставаться актуальной.

В сказках существуют множество волшебных персонажей. Особенно интересен образ Бабы Яги, который является одним из самых таинственных и противоречивых женских образов в русских сказках, сочетающий в себе положительные и отрицательные качества. Нам стало интересно, существует ли данный образ в сказках других народов, и похож ли он на образ традиционной русской Бабы Яги.

2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ГИПОТЕЗЫ.

Цель: Сопоставить образ русской Бабы Яги с образами похожих героев в сказках других народов.

Задачи:

    Изучить образ Бабы Яги.

    Проиллюстрировать образ Бабы Яги.

    С помощью анкетирования выяснить, какой представляют Бабу Ягу дети, узнать их мнение: существует ли Баба Яга в сказках других народов.

    Найти и проанализировать русские сказки и сказки других народов, где встречается образ Бабы Яги.

    Составить сравнительную таблицу образов Бабы Яги.

    На основе исследования создать творческий проект: Лэпбук.

    Сделать выводы.

Гипотеза: предположим, что в сказках других народов существуют персонажи похожие на русскую Бабу Ягу.

3.БАБА ЯГА В РУССКИХ СКАЗКАХ. КТО ОНА?

Сказка всегда основывается на мифе.

Изначально такой персонаж как Баба Яга появился в славянской мифологии. Достоверного перевода имени «Баба Яга» не существует, так как очень много вариантов.

БАБА - женщина, старшая в роде, семье; замужняя женщина.

ЯГА (Яга, Яга-баба, Ягая баба, Ягабиха, Ягабова, Ягая, Ягиха, Ягишна Буря-Яга, Яза) - в славянских языках само слово «яга» связано с понятием опасности, мучений и ужаса, злобы.

Одна из версий перевода имени «Баба Яга» - лесная старуха, большуха над ведьмами.

Баба Яга- первоначально - положительный персонаж древней русской мифологии и фольклора, хранительница обычаев и традиций. Лесная старуха волшебница, ведьма, которой подвластны вихри и вьюги. Обитает в дремучем лесу. Избушка Бабы Яги находится в чаще леса или на опушке на курьих ножках, стоящая к лесу передом, а к миру задом. «Курьей ножкой» когда-то называли перекрёсток или развилку дорог, такое место считалось «нечистым» опасным. Баба Яга ведёт уединённый образ жизни. В избушке Бабы Яги есть печь, которая может быть губительна для непрошенных гостей. Забор вокруг избушки - из человеческих костей, а на заборе черепа висят. В глубине леса она собирает коренья, травы, сушит их и делает различные настойки, отвары и зелья.

4. ОБРАЗ БАБЫ ЯГИ В НАШЕМ ПРЕДСТАВЛЕНИИ.

Катя: « Прежде всего, Баба Яга является для меня положительным персонажем. Добрым людям она подсказывает дорогу, даёт советы, дарит волшебные предметы. Внешне я её представляю скрюченной старушкой с горбатым носом, в красном в белый горох платке, в старой одежде, на которую накинута шаль, она опирается на клюку, потому что у неё костяная нога. Баба Яга хмурая и на первый взгляд может показаться, что она сердитая. Баба Яга - справедливая. Но если её разозлить, то может путнику не поздоровиться. А ещё она одинокая, поэтому вызывает жалость».

Настя: « С детства мне нравились сказки. Я очень хорошо запомнила их героев: Ивана Царевича, Серого Волка, Василису Прекрасную, но больше всего Бабу Ягу. Для меня она добрая старушка, которая варит зелье. Она дарит подарки, дает волшебные предметы, учит детей помогать по хозяйству. Я считаю, что если не было Бабы Яги, сказка была бы не интересной, герои не смогли достичь своей цели».

Свои представления об образе Бабы Яги мы проиллюстрировали.

Иллюстрация Кати.

Иллюстрация Насти.

5. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ.

5.1 Анкетирование.

С помощью анкетирования мы решили выяснить, каким дети представляют образ Бабы Яги в русских народных сказках, и как они думают: существует ли похожий образ в сказках других народов. Анкета прилагается (Приложение 1).

5.2 Результаты анкетирования.

В опросе приняли участие 50 учеников третьих классов нашей гимназии.

После проведенного опроса были получены следующие результаты.

Дети считают, что Баба Яга обычно злая сварливая старуха.

Кто такая Баба Яга?

Большинство считает, что живёт она в лесу в избушке.

Где живёт Баба Яга?

Роль её в сказках, по мнению детей, в основном отрицательная.

Каким персонажем её представляют?

33 человека считают Бабу Ягу похитительницей и пожирательницей.

Образ Бабы Яги в русских сказках.

В сказках других народов 39 человек считают, что она существует.

Существует ли похожий образ Бабы Яги в сказках других народов?

Мы решили узнать, какие похожие образы Бабы Яги существуют в сказках других народов и сопоставить эти образы.

5.3 Анализ сказок других народов.

Для исследования и анализа нами были взяты сказки разных народов как авторские, так и народные (Приложение 2).

Сначала мы прочитали русские сказки, чтобы понять каким персонажем является Баба Яга. Баба Яга персонаж противоречивый, неоднозначный и многогранный. В русских сказках она может выступать как в положительной, так и отрицательной ролях. Её образы в разных сказках не всегда соответствуют друг другу.

Баба Яга - старая горбатая колдунья с длинным носом и седыми растрепанными волосами, с костяной ногой. Кости у нее местами выходят наружу из-под тела. У Бабы Яги костлявые руки и острые железные зубы. Она не ходит пешком, а разъезжает (летает) в каменной, железной, огненной ступе, погоняя её пестом или клюкою, заметая следы метлой (помелом), поэтому метла всегда развёрнута рукоятью вперёд, веником назад. Баба-Яга живет, в дремучем лесу или на болоте, в «избушке на курьих ножках», одна, за исключением зверей.

Баба Яга может быть дарительницей: одаривать героя подарками взамен за добрые, вежливые слова, может быть заботливой и внимательной: интересуется, сыт ли герой, устал ли с дороги («Сказка о молодильных яблоках и живой воде»).

Баба Яга может быть похитительницей людей, детей, которых пытается изжарить и съесть; в сказке «Гуси-Лебеди» помощники Бабы Яги гуси-лебеди похищают мальчика.

Баба Яга может быть воительницей (народная сказка «Баба Яга и Заморышек», Баба Яга с огненным щитом борется с героями).

Кроме образов Бабы Яги, описанных в литературе мы выделили еще несколько.

Баба Яга - повелительница. В большинстве русских сказок она повелевает стихиями, животными, природой («Волшебная иголочка» Валентины Осеевой).

Баба Яга - хранительница. Она хранит мудрые советы, жизненную силу, обряды, обычаи, волшебные ремёсла (русская народная сказка «Баба Яга и Заморышек»). Также она может быть волшебной помощницей волшебной помощницей.

В сказках русская Баба Яга может выступать как в положительной, так и отрицательной ролях.

Проанализировав сказки других народов мы определили, что у них тоже существуют герои по образу похожие на нашу Бабу Ягу.

В немецких сказках существует злая ведьма старуха с красными глазами, костлявыми руками, с отличным нюхом, живущая на лесной опушке в красивом пряничном домике-приманке, она выступает в отрицательном образе пожирательницы. У неё костыль - средство передвижения, птичка - помощница-приманка для детей (Братья Гримм «Гензель и Гретель»). Однако существует старуха с положительной ролью, которая живет в избушке на лугу, приучает к труду, сострадает, одаривает подарками и наказывает по справедливости ленивых, грубых героев («Госпожа Метелица»). Немецкая сказка Отфрида Пройслера «Маленькая Баба Яга» не похожа на все остальные сказки. В роли Бабы Яги выступает маленькая девочка, совершающая только добрые дела.

В мордовских сказках присутствуют старухи, подобные Бабе Яге. Это хозяйка леса Вирява (народная сказка «Портной, медведь, черт и вирява»), похожая на русскую Бабу Ягу. Живет она в лесной чаще в избушке, умело управляется с пестом, кочергой, ухватом. И хозяйка подводного мира Йома (народная сказка «Старуха Йома и две девушки»), живущая в избушке, которая вертится на ветру. Обе старухи незлобные дарительницы, приучают к труду, одаривают подарками и наказывают героя заслуженно за лень и грубость. Образы этих старух очень похожи на образы русской Бабы Яги.

Вирява.

В цыганской народной сказке «Околдованная сиротка» присутствует похожий образ в старой колдунье-старухе, живущей на поляне в избушке на курьих ножках. Как и русская Баба Яга, она использует колдовскую силу, готовит зелья, у неё нет помощников. Старуха приютила и воспитывает бедную сиротку и одаривает её красивой внешностью.

Румынской народной сказке «Иляна Косызяна» в качестве Бабы Яги выступает ведьма с лошадиными ногами, стальными зубами, с загнутыми серпом пальцами. Внешне она отличается от Бабы Яги, но также приучает героя к труду и одаривает за работу.

В армянских сказках присутствует ведьма в разных образах. Обычно это старая старуха с крючковатым носом, длинными острыми пальцами, с четырьмя глазами (два спереди, два сзади). Зовут её Кахард. Как и русская Баба Яга живет она в избушке на курьих ножках, летает на метле, у неё есть в избушке печь. Она очень злая обманщица и .

Кахард.

В итальянской народной сказке «Пастушок-Малый Росток» есть старая колдунья, у которой в помощниках сотня всадников и конники. Она хранительница, сторожит свою волшебную силу, препятствует герою возвратиться домой. Образ этой колдуньи также совпадает с образом русской Бабы Яги.

Барабаха.

Ведьма Барабаха в белорусской народной сказке «Алёнка» внешне похожа на Бабу Ягу. Живёт она в хатке. Обманом хочет расправиться с героями.

В татарских сказках есть похожие образы в отрицательных и положительных ролях. Ведьма Убыр в народной сказке «Падчерица» живёт в маленькой избушке в чаще леса. Она приучает к труду, одаривает за работу, но и справедливо наказывает героев. А в народной сказке «Тан-Батыр» прообразом Бабы Яги является ведьма Убырлы Карчык, живущая в чаще волшебного леса. Она использует коварство и колдовство, чтобы навредить героям.

Убырлы Карчык.

В чешской народной сказке «Ян Деда и красная Баба Яга» есть красная Баба Яга, живущая в избушке, на глаза никому не показывается. Она помогает герою вернуть долги.

Жестокая, жадная и сварливая ведьма Хаулит присутствует в английской народной сказке «Джип и ведьма из Уолгрейва». У неё, как и у русской Бабы Яги, в помощниках есть кот Чернулин. Хаулит обманщица, она пытается расправиться с героями.

А в ирландской народной сказке «Фея ручья и веретено» старуха Холле с большими длинными зубами одаривает героев за работу. И живет она тоже в избушке.

В словацких сказках есть героиня Баба Яга, так и называется. Как и в русских сказках она может играть положительную и отрицательную роли. Живёт она в избушке. В народной сказке «Заколдованный замок» она обманывает героев и хочет расправиться с ними. А в народной сказке «Здравствуй мостик» Баба Яга может передвигаться на прялке и железных семимильных сапогах. Она даёт герою работу, хранит богатства, наказывает нечестных.

Хаулит.

Во французских сказках Шарля Перро роль Бабы Яги играет злая старуха. В сказке «Спящая красавица» злая старуха ведьма мстит за обиду. В сказке «Пряничный домик» ведьма - сгорбленная старушка с палкой и толстыми очками на носу - обманщица, хитрая, коварная, заманивает героя, чтобы потом съесть.

Таким образом, в сказках других народов Баба Яга присутствует в разных образах также как в русских сказках, у неё могут быть разные роли: как положительные, так и отрицательные.

Анализируя сказки других народов, мы определили, что похожий образ Бабы Яги как воительницы и похитительницы отсутствует. В основном эта героиня выступает в образе обманщицы, вредительницы, хранительницы, дарительницы, помощницы, колдуньи, наставницы.

Изучая разную литературу (сказки, энциклопедии, информацию в интернете) мы узнали, что существуют мифологические герои у других народов, которые не встречаются в сказках, но по своему образу очень похожи на Бабу Ягу.

Перхта.

Лесная старуха волшебница присутствует в мифологии разных народов. В частности у сербов, хорватов и македонцев существует безобразная уродливая старуха с коровьим рогом посреди лба, с длинным крючковатым носом, большими ушами, костлявыми руками, пальцы с длинными ногтями в рваной драной одежде. Зовут её Баба Рога. Это лесная ведьма. В Черногории она зовётся Баба Руга. Эта ведьма ночью посещает детей и пугает их. Также она творит добро, прикидываясь злодейкой. Очень противоречивый образ.

Баба Рога.

У чешских народов есть устрашающего вида старуха с гусиной ногой Перхта (Берта). Она бродит по домам, чтобы узнать были ли дети усердными и трудолюбивыми, и потом их вознаграждает или наказывает.

У итальянцев существует Бефана - ведьма старушка, летающая на метле, одета во всё чёрное и с мешком подарков и сладостей за спиной.

В русских сказках Баба Яга выступает в роли похитительницы , уносящей детей, людей, которых она пытается изжарить и съесть. Баба Яга может быть дарительницей . Принимая героя, испытывает его и вручает разные дары. В сказках Баба Яга может быть воительницей , сражающейся с героями и побеждающая многих из них. Также Баба Яга может быть помощницей, советчицей, повелительницей сил природы и животного мира (повелевает ветром, бурей, метелью, утром, вечером, ночью, волками, медведями и другим лесным зверьём).

Прочитав сказки разных народов, мы узнали, что многие произведения похожи по сюжету друг на друга. Так, например, сказка современного автора Лии Гераскиной «Синий цветочек для мамы» перекликается по сюжету с немецкой сказкой Братьев Гримм «Гензель и Гретель» и французской сказкой Шарля Перро «Пряничный домик», немецкая сказка «Госпожа Метелица» с мордовской сказкой «Старуха Йома и две девушки».

5.4 Сравнительная таблица.

Результаты проведённого исследования мы представили в виде сводной таблицы.

Сказка

Внешний вид

Место обита-ния

Жилище

Средство передвижения

Атрибуты

Помощники

Роль в сказках

Действия

Образ

Русские сказки

Народная сказка «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»

Старшие сёстры

Положи-тельная

Подарила герою коня, дала ночлег, еду, помогла советом

Даритель-ница

Народная сказка «Баба Яга и Заморышек»

Крутая гора

Белокаменные палаты

Платочек

Огненный щит

Верные слуги

Отрица-тельная

Сражается с огненным щитом против героев.

Хотела с ними расправиться

Воитель-ница

Народная сказка «Гуси-лебеди»

Старая старуха с костяной ногой

Избушка на курьих ножках об одном окошке

Гуси-лебеди

Отрица-тельная

Отправила гусей похитить ребенка

Похити-тельница

Валентина Осеева «Волшебная иголочка»

Старуха с костяной ногой

Избушка на курьих ножках

Ковер-самолет

Веретено

Отрица-тельная

Хотела расправиться с героем

Повели-тельница

Волшеб-ница

Лия Гераскина «Синий цветочек для мамы»

Сгорбленная старуха - колдунья

Домик из пряников

Ступа с помелом

Черный кот

Отрица-тельная

Заманивает, чтобы распра-виться с героями

Повели-тельница

Немецкие сказки

Братья Гримм «Гензель и Гретель»

Злая ведьма-старуха

Старушка со слабовидящими красными глазами, с отличным нюхом, с костлявыми руками

Лесная опушка

Пряничный сахарный домик (приманка)

Железная клетка

Птичка (приманка)

Отрица-тельная

Ласково приманивает, чтобы потом съесть

Обман-щица

Отфрид Пройслер «Маленькая Баба Яга»

Ведьма маленькая Баба Яга

Крохотная покосив-шаяся избушка

Колдовская книга

Ворон Абрахас

Положи-тельная

Не могла творить злые дела, всем помогала

Даритель-ница

Народная сказка «Госпожа Метелица»

Госпожа Метелица (про-образ Бабы Яги)

Старуха с большими зубами, ласковая

Положи-тельная

Приучает к труду, сострадает, одаривает подарками заслуженно и наказывает

Даритель-ница

Наставница

Румынские сказки

Народная сказка «Иляна Косынзяна»

Бабка с лошадиными ногами, стальными зубами, с загнутыми серпом пальцами

Вороны, волки

Положи-тельная

Приучает к труду, одаривает за работу

Даритель-ница

Наставница

Английские сказки

Народная сказка «Джип и ведьма из Уолгрейва»

Ведьма жестокая, жадная, сварливая

На опушке светло-го леса

Покосив-шийся до-мик под со-ломен-ной крышей

Кот Чернулин

Отрица-тельная

Обманщи-ца

Мордовские сказки

Народная сказка «Старуха Йома и две девушки»

Старуха Йома

Старуха, подобная Бабе Яге

Подводный мир

Избушка, которая вертится на ветру

Ящерицы-бегунцы, лягушата-сорванцы, жуки-плавунцы

Положи-тельная

Отрица-тельная

Приучает к труду, одаривает подарками заслуженно и наказывает заслуженно

Даритель-ница

Наставница

Народная сказка «Портной, медведь, черт и вирява»

Вирява - хозяйка леса

Старуха, подобна Бабе Яге

Лесная чаща

Лесная избушка

Пест, кочерга, ухват, сковорода, помело, сковород-ник

Положи-тельная Отрица-тельная

Подарила герою (мужик) избу и выдала за него дочь.

Совершает хулиганства

Даритель-ница

Наставница

Армянские сказки

Народная сказка «Девушка и Ведьма»

Подобие Бабы Яги

Старуха с крю-чковатым но-сом, длинны-ми острыми пальцами, с четырьмя гла-зами (два спе-реди, два сзади)

В чаще, в тем-ном лесу

Избушка на курьих ножках

Отрица-тельная

Обманщица, пытается расправиться с героями

Обманщи-ца

Татарские сказки

Народная сказка «Падчерица»

Ведьма-Убыр

Старуха с длинными волосами

В чаще леса

Маленькая избушка

Сундучок

Положи-тельная

Приучает к труду, испыты-вает на челове-ческие качества, одаривает за труд

Наказывает справедливо

Наставница

Народная сказка «Тан-Батыр»

Убырлы Карчык

Ведьма - аналог Бабы Яги

В чаще волше-бного зимнеего леса

В шалаше, в избушке

Отрица-тельная

Использует коварство и колдовство, чтобы навредить героям

Волшебни-ца

Белорусские сказки

Народная сказка «Алёнка»

Ведьма Бараба-ха

Старуха горбатая, костлявая, с длинным носом

В лесной чаще

Отрица-тельная

Пытается расправиться с героями

Обманщи-ца

Словацкие сказки

Народная сказка «Заколдованный замок»

В дрему-чем лесу

Отрица-тельная

Пытается расправиться с героями

Обманщи-ца

Народная сказка «Здравствуй, мостик»

Ведьма злая

В лесочке

Одинокий домик, избушка

Желез-ные семи-мильные сапоги

Железные гребешки

Положи-тельная

Отрица-тельная

Даёт работу, хранит богатства, наказывает нечестных

Храните-льница

Наставница

Сербский, Хорватский, Македонский, Черногорский народы

Мифологи-ческое существо

Баба Рога - старая лесная ведьма, злой дух

Баба Руга (Черногория)

Безобразная уродливая старуха с ко-ровьим рогом посреди лба, длинный крю-чковатый нос, большие уши, костлявые ру-ки и пальцы с длинными ногтями, рваная драная одежда

В лесу за горами

в пещерах, в дальних глубокихлесах

Ночью выслеживает детей (Баба Яга ее сестра)

Положи-тельная

Отрица-тельная

Ночью посещает детей и пугает их. Делает добро, прикидываясь, что творит зло

Чешский народ

Мифологическое существо

Перхта (Берта)

Устрашающий вид старухи с гусиной ногой

Положи-тельная

Отрица-тельная

Бродит по домам, чтобы узнать были ли дети усердными и трудолюби-выми. Возна-граждает или наказывает

Итальянский народ

Мифологическое существо

Ведьма- старушка, летящяя на метле, одета во всё чёрное и с мешком подарков и сладостей за спиной

Приносит подарки детям

6. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ - ЛЭПБУК.

На основе своей работы, мы решили представить творческий проект: интерактивную папку - Лэпбук. (Прилагается). Ее можно использовать на уроках литературного чтения для работы с детьми. Лэпбук помогает лучше понять и запомнить материал по изучаемой теме.

7. ВЫВОДЫ.

По результатам работы мы можем сделать следующие выводы.

Наша гипотеза подтвердилась. Образ Бабы Яги присутствует в сказках других народов. Этот персонаж похож на русскую Бабу Ягу, но может иметь другое имя. В основном это старуха с некрасивыми чертами лица, имеющая определенные особенности, которая живёт уединённо, жилище расположено в труднодоступных местах, вдали от людей.

У русской Бабы Яги много атрибутов, помощников, волшебных предметов, есть средство передвижения. В сказках других народов не всегда присутствуют помощники и волшебные предметы, нет средства передвижения кроме немецких сказок. В немецких и французских сказках жилище в виде съедобных домиков является приманкой для героев.

Наиболее близки к образу Бабы Яги героини армянских, белорусских, татарских, мордовских сказок. Скорее всего это связано с близостью традиций, культуры, истории.

8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Сказки - это волшебство! Читая их, мы окунаемся в мир таинственный, необъяснимый, неизведанный. Через сюжеты и образы в сказках отражаются основные культурные ценности народа. Анализировать сказки очень интересно и поучительно. Сказки учат делить мир на хороших и плохих людей. Сказки учат не бояться трудностей. Сказка учит любить родных. Главное, чему учит сказка - добро всегда возвращается добром.

Изучая сказки народов мира, можно отметить, что они похожи сюжетом, героями и их испытаниями. Отличие связано с особенностями другой культуры, природы, обычаями.

Анализируя сказку, мы начинаем задумываться, что это не только увлекательная история, но и своеобразный привет из прошлого, рассказ о том как жили и во что верили наши предки.

«Сказки - блестящее, лучшее в мире золото, то золото, что блестит огоньком в детских глазках, звенит смехом из детских уст и уст родителей».

9. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Грушко Е.А. Русские легенды и предания. - М.: Изд-во Эксмо, 2005.

2. Джуди Аллен. Фэнтези энциклопедия. - М.: «Росмэн», 2008.

3. Медведев Ю.М. Русские народные сказки, легенды и предания. ООО «Астрель», 1999.

4. Мифология. Легенды, сказания, предания со всего света. М.: «Астрель АСТ», 2001.

5. Науменко Г.М. Большая хрестоматия мифологических сказочных персонажей для детей. - М.: «АСТ Астрель», 2007.

6. Пересказ А.Н.Афанасьева. Баба Яга. - М.: ОНИКС, 2008.

7. Ред. Поляков В. Детская энциклопедия. Сказочные герои. ЗАО «Аргументы и факты» №4, 2000.

8. Шуклин В. Русский мифологический словарь. Екатеринбург Уральское изд., 2001.

9. Гераскина Л. Синий цветочек для мамы. РИО «Самовар», 2004 г.

10. Отфрид Пройслер. Маленькая Баба Яга. РИО «Самовар», 1990 г.

11. Русские народные сказки. «Омега», 2005 г.

12. Сказки народов мира. «Детская литература», 1987 г.

13. Сказки народов мира в 10 томах. Москва, 1994 г.

14. Русские народные сказки том I. Москва, 1994 г.

15. Сказки народов Европы. Москва, 1994 г.

16. Сказки народов восточной Европы и Кавказа. Москва, 1994 г.

17. Осеева В. Синие листья. ООО «Издательство «Эксмо», 2009 г.

18. Интернет-ресурсы:

http://www.larec-skazok.ru/skazki-pro/vedm

http://www.e-reading.club

http://ru-skazki.ru

http://hobbitaniya.ru/

https://ru.wikipedia.org

Приложение 1

Анкета

1. Как Вы думаете, кто такая Баба Яга? (отметьте)

 Добрая старуха с метлой  Ведьма, колдунья  Злая сварливая старуха

2. Каким персонажем Вы её представляете? (отметьте)

 Положительным  Отрицательным

3. Внешний вид Бабы Яги? (отметьте, можно несколько вариантов)

 Растрепанные седые волосы

 Горбатая

 Длинный нос

 Милая симпатичная

 Костяная нога

4. Где живёт Баба Яга? (отметьте)

 На болоте  В лесу в избушке  По соседству с Лешим

5. Чем занимается Баба Яга? (отметьте)

 Помогает путникам

 Летает в ступе, крадет детей

 Колдует, готовит отвары, зелья

6. Кем, по Вашему мнению, является Баба Яга? (отметьте)

 Волшебницей (обладает волшебной силой)

 Дарительницей (дарит героям чудесные предметы, даёт добрые советы)

 Похитительницей и пожирательницей (похищает детей и съедает их)

 Воительницей (вступает в борьбу с героями сказок)

7. Как Вы считаете, существует ли похожий образ Бабы Яги в сказках других народов?

 Да  Нет

Приложение 2

Перечень выбранных сказок

Русские сказки:

    Народная сказка «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»

    Народная сказка «Баба Яга и заморышек»

    Народная сказка «Гуси-лебеди»

    Валентина Осеева «Волшебная иголочка»

    Лия Гераскина «Синий цветочек для мамы»

Немецкие сказки:

    Братья Гримм «Гензель и Гретель»

    Отфрид Пройслер «Маленькая Баба Яга»

    Народная сказка «Госпожа Метелица»

Румынские сказки:

    Народная сказка «Иляна Косынзяна»

Французские сказки:

    Шарль Перро «Спящая красавица»

    Шарль Перро «Пряничный домик»

Чешские сказки:

    Народная сказка «Ян Деда и красная Баба Яга»

Английские сказки:

    Народная сказка «Джип и ведьма из Уолгрейва»

Ирландские сказки:

    Народная сказка «Фея ручья и веретено»

Мордовские сказки:

    Народная сказка «Старуха Йома и две девушки»

    Народная сказка «Портной, медведь, черт и вирява»

Цыганские сказки:

    Народная сказка «Околдованная сиротка»

Армянские сказки:

    Народная сказка «Девушка и Ведьма»

Итальянские сказки:

    Народная сказка «Пастушок - Малый Росток»

Белорусские сказки:

    Народная сказка «Алёнка»

Татарские сказки:

    Народная сказка «Падчерица»

    Народная сказка «Тан-Батыр»

Словацкие сказки:

    Народная сказка «Заколдованный замок»

    Народная сказка «Здравствуй, мостик»

«Баба-Яга» Иван Бунин

Гулкий шум в лесу нагоняет сон –
К ночи на море пал сырой туман.
Окружен со всех с четырех сторон
Темной осенью островок Буян.

А еще темней — мой холодный сруб,
Где ни вздуть огня, пи топить ее смей,
А в окно глядит только бурый дуб,
Под который смерть закопал Кощей.

Я состарилась, изболелась вся –

Будь огонь в светце — я б погрелася,
Будь дрова в печи — похлебала б щец,

Да огонь — в морях мореходу весть,
Да на много верст слышен дым от лык…

Анализ стихотворения Бунина «Баба-Яга»

И. А. Бунин вошёл в русскую поэзию как талантливый поэт-пейзажист. Удивительно красочными получались у него стихотворения, в которых запечатлевалась родная и заморская природа, отображались портреты встреченных им людей. Не менее яркими выходили у Ивана Алексеевича и сюжеты на сказочную тематику. Примером тому может служить произведение «Баба-Яга».

«Баба-Яга» была впервые опубликована в сборнике «Стихотворения 1907 г.». Произведение имеет простую композицию, оно состоит из четырёх строф-четверостиший. Рифма перекрёстная (abab). Стихотворный размер необычен: в строке пять стоп, первые три укладываются в хорей, затем следует пауза, часто оформленная в виде тире. В последних двух стопах ударение падает на второй слог, что соответствует ямбу. Благодаря этому необычному сочетанию размеров стихи становятся похожи на былину.

Речь в стихотворении идёт от первого лица. С читателями говорит сама Баба-Яга, но в её образе мы не узнаём ту зловещую колдунью, которая известна нам по народным сказкам. Перед читателями вырисовывается образ одинокой старухи, оказавшейся отрезанной от остального мира по жестокой прихоти более могущественных сил. По мере знакомства с лирической героиней мы можем даже проникнуться некоторой симпатией и жалостью к ней.

Вот что рассказывает Баба-Яга о своей доле: её скромное мрачное жилище расположено на угрюмом острове Буяне. Читатель помнит это место по произведению А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». Здесь пустынно и страшно, сюда редко попадают даже самые отчаянные путешественники. Чтобы усилить безотрадность пейзажа, поэт использует следующие эпитеты: «гулкий шум», «сырой туман», «тёмной осенью», «холодный сруб».

Мы понимаем, что героине совсем несладко жить в таком месте. Баба-Яга жалуется на свою судьбу, объясняя, что держит её здесь:
Я состарилась, изболелась вся –
Десять сот годов берегу ларец!

Итак, Баба-Яга – это хранительница ларца со смертью Кощея. Но она сама не рада такому назначению. Очень реалистично героиня корит себя то ли за жадность, которая подтолкнула её взяться за эту работу, то ли за доверчивость, благодаря которой ведьма оказалась заточена на острове:
Черт тебе велел к черту в слуги лезть,
Дура старая, неразумный шлык!

Поэт применяет анафоры («Будь огонь… Будь дрова…», «Да огонь…Да на много…»), придавая речи Бабы-Яги сходство с заклинанием. То, что героиня – именно русская колдунья, читатель понимает благодаря таким просторечным выражениям, как «погрелася», «похлебала б щец».

Интересно, что это стихотворение создавалось в течение 2 лет – с 1906 по 1908 гг. Нет точных данных, которые бы пояснили, как поэт писал «Бабу-Ягу». Может быть, сначала Иван Алексеевич сформулировал сюжетную канву, а затем добавлял детали. Или строки родились сразу, но время от времени автор корректировал их. В любом случае, учитывая, каким законченным и правдоподобным получился образ бедной Бабы-Яги, мы можем сказать, что произведение стоило стольких лет работы.